Skip to main content

Вопросы о Вселенной в математических задачах средней школы (Карницкий) 1959 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Вопросы о Вселенной в математических задачах средней школы (Карницкий) 1959

Назначение: Для Учащихся 5-10 классов 

Предлагаемое пособие составлено на основе личного опыта работы в школе, а также в итоге проведения соответствующих педагогических исследований. Учащиеся V—X классов на протяжении всех лет своего обучения в школе очень интересуются вопросами о Вселенной. Сведения о ней они получают в процессе изучения физической географии, физики и астрономии

Значительную роль в удовлетворении интересов школьников по вопросам о Вселенной может сыграть освещение их в процессе решения задач по математике. Решение задач по усмотрению учителя может осуществляться при всех видах работы. Некоторые из них могут быть решены в классе, другие заданы для домашней работы, а третьи могут представить интересный материал для работы математического кружка.

© "Учпедгиз" Москва 1959 

Авторство: Карницкий П.Н. 

Формат: PDF Размер файла: 12.7 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение     3

Пятый класс 6

Шестой класс . 14

Седьмой класс   21

Восьмой класс 24

Девятый класс 30

Десятый класс 37

Освещение некоторых вопросов об искусственных

спутниках Земли в процессе решения задач 43

Приложения 50

Краткий указатель литературы 65

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Вопросы о Вселенной в математических задачах средней школы (Карницкий) 1959 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

 ОТ АВТОРА

Решение задач по вопросам о Вселенной, сопровождаемое небольшими рассказами, будет углублять знания учащихся по этим вопросам, полученные в процессе изучения других учебных предметов.

Многие задачи, приводимые в пособии, были апробированы на опыте. Они одобрены рядом учителей и научных работников, как задачи, способствующие формированию основ диалектико-материалистического мировоззрения учащихся и играющие важную роль в осуществлении научно-атеистического воспитания.

Для удобства пользования пособием в конце его даны нужные приложения с указанием наступления ближайших солнечных и лунных затмений, элементов солнечной системы, данных о широтах и долготах ряда городов и т д Материалы приложений могут быть использованы учителями для составления других задач по вопросам о Вселенной, для организации наблюдений над конкретными элементами Вселенной, рассматриваемы ми в задачах и т. д.

ВВЕДЕНИЕ.

Математика имеет своим предметом изучения окружающую нас реально существующую природу и тем или иным образом отражает законы ее существования, движения, изменения и развития.

Практическая деятельность людей потребовала, чтобы математика рассматривала и изучала не только отдельные тела, характеризуемые отдельными формами, числами, величинами, а чтобы она рассматривала эти тела и явления, происходящие с ними во взаимосвязи и во взаимообусловленности с другими телами и явлениями.

Математика изучает абстрактно выделенные количественные и пространственные характеристики движущейся материи, окружающих нас реальных тел природы. Поэтому в задачах по отдельным разделам этого предмета должны быть так или иначе отражены все стороны, характеризующие жизнь природы и отдельных ее объектов, в том числе и элементы учения о Вселенной.

На примерах решения задач по вопросам о Вселенной на уроках математики, во время выполнения домашних заданий и на занятиях математического кружка учащиеся смогут повторить многие вопросы о жизни Вселенной, изучаемые ими в процессе преподавания физической географии, физики и астрономии. Они смогут приобрести конкретные понятия об отдельных элементах и объектах мироздания на основе собственных вычислений. В их представлениях будут возникать соответствующие картины о движении небесных тел, о взаимосвязи и взаимообуслов-ленности этих движений, о материальности мира, первичности материи и познаваемости мира.

Содержание рекомендуемых задач в предлагаемой работе построено на основе интереса учащихся и тех знаний об объектах Вселенной, которые известны ученикам соответ- ств ующи х кл ассов.

Систематически решая задачи о мироздании, учащиеся в течение ряда лет смогут накопить конкретные сведения

о Вселенной, что будет способствовать формированию правильных выводов о строении Вселенной, ее бесконечности и вечности. Вопросы о Вселенной рассматриваются не только в специальном курсе астрономии X класса, где они представлены в довольно большом объеме, но и в процессе изучения ряда других учебных предметов и в начальной школе.

Так, например, в I—III классах начальной школы вопросы о Вселенной освещаются в процессе организуемых учителем наблюдений, на практических занятиях, путем объяснительного чтения рассказов и статей, имеющихся в книгах для классного чтения.

«Учащиеся второго класса... наблюдают восход и заход Солнца, движение Солнца по небу, изменение высоты Солнца (утром, днем и вечером) и продолжительность дня по временам года. В III классе проводятся экскурсии для наблюдения линии горизонта «и производится» определение сторон горизонта по своей тени в полдень солнечного дня ...»1

В IV классе учащиеся получают представление о шарообразной форме Земли, ее размерах и подвергают критике легенды древних людей, представлявших себе Землю в виде ограниченной плоскости, и т. д.

Много вопросов астрономии освещается в V классе в процессе изучения физической географии. Программа, в частности, требует проведения ежемесячных наблюдений над Солнцем и изучение следующих вопросов: 1) ориентирование по Солнцу и Полярной звезде; 2) форма Земли, факты, подтверждающие шарообразность Земли; 3) сравнение Земли и Солнца по величине; 4) значение Солнца для жизни на Земле; 5) видимое движение Солнца в течение дня; 6) смена дня и ночи, суточное вращение Земли; 7) земная ось, полюсы и экватор; меридианы и параллели, градусная сеть, географическая широта и долгота; 8) изменение высоты Солнца в разное время года (на основе итогов ежемесячных наблюдений над Солнцем); 9) смена времен года, годовое движение Земли вокруг Солнца, различное освещение и нагревание северного и южного полушарий в дни зимнего и летнего солнцестояния, времена года в северном и южном полушариях и другие.

1 Программы начальной школы на 1956/57 учебный год, М., Учпедгиз, 1957, стр. 92—93.

О большом значении вопросов о Вселенной, освещаемых в курсе физики для выработки основ диалектико-материалистического мировоззрения и в осуществлении научноатеистического воспитания в программе по этому предмету, указывается, что «формирование научного мировоззрения неотделимо от борьбы с религиозными предрассудками и суевериями. Такие законы, как закон сохранения и превращения энергии, закон сохранения количества движения, закон всемирного тяготения, представление о вечности материи и ее движении, являются основой для атеистиче-ского воспитания учащихся. В курсе физики должна быть также показана реакционная роль церкви в борьбе с прогрессивной наукой»1.

Помимо указанных общих положений программы, при изложении отдельных тем по физике и при решении задач неизбежно приходится обращаться ко многим другим вопросам Вселенной. Например, при изучении вопроса об относительном движении и покое тел говорится о движении отдельных миров: Земли, Солнца, звезд, планет и т. д.; при изучении темы о вращательном движении объясняется движение небесных тел; много вопросов о Вселенной рассматривается в связи с изучением оптики и т. д.

Все перечисленные вопросы о Вселенной, освещаемые согласно программ в процессе изучения отдельных учебных предметов, нашли свое отражение в соответствующих учебниках. Кроме этого, в учебниках приводится много других вопросов, связанных как с перечисленными выше вопросами о Вселенной, так и с изучаемыми отдельными темами указанных предметов. Они встречаются частично и в решаемых задачах по географии, физике и математике. Они отражены соответствующим образом и в учебных пособиях начальной школы.

Приведенные в работе задачи о Вселенной, рекомендуемые к решению в процессе изучения математики, представляют собой материал в помощь учителю. Не обязательно все они должны быть решены в классе. Часть из них может быть задана на дом, а некоторые из них могут явиться предметом обсуждения на математическом кружке. Решение наиболее трудных задач, по рекомендации учителей, приводится .в приложениях.

1 Программа по физике на 1957/58 учебный год, стр. 3—4.

ПЯТЫЙ КЛАСС.

В V классе при повторении материала, пройденного в начальной школе, устной и письменной нумерации можно привести по вопросам Вселенной ряд примеров и задач, которые подобны рассматриваемым в стабильном задачнике, но составлены на основе других примеров. Наименования соответствующих объектов Вселенной частично известны учащимся из уроков физической географии и проводимых с ними наблюдений над небом.

1. Записать на доске (или в тетради) расстояние в километрах, которое отделяет нашу Землю от Солнца 149 500000 им (желательно указать при этом, что в астрономии это расстояние принимается за единицу выражения расстояний во Вселенной, которая называется «астрономической единицей»), планету Марс от Солнца 277 700 0С0 км и самую дальнюю планету Плутон от Солнца 6 896 900 000 км.

2. Кроме «астрономической единицы» выражения расстояний во Вселенной, в астрономии за единицу расстояния принят «световой год», который составляет более 9 000 000 000 000 км. Написать это число на доске (в тетради).

Желательно объяснить при этом, что «астрономическими единицами» выражаются расстояния между объектами солнечной системы, т. е. между Солнцем и планетами, а «световыми годами» выражаются расстояния от Земли до звезд и т. д. Если есть возможность — следует показать соответствующие таблицы из атласа «Вселенная» или из специально выпущенных для школ таблиц по астрономии, поясняющих астрономические единицы для выражения расстояний во Вселенной.

3. Самая яркая звезда, которая особенно хорошо наблюдаема в зимние вечера в северном полушарии — Сириус, находится от Земли на расстоянии более 80 000 000 000 000 км. Запишите-это число.

4. Звезда Вега находится от Земли на расстоянии около 250000000000000 км, а среднее• расстояние от Земли до

Луны составляет 384 400 км. Запишите эти числа в тетрадях.

5. Расстояние от Сатурна до Солнца 1 425 600 000 км, а от Нептуна до Солнца — 4 494 100 000 км. Округлите эти числа до миллионов.

При решении задач на арифметические действия с целыми числами можно рассмотреть следующие задачи:

6. Определите, на сколько километров экваториальный диаметр Земли больше полярного, если они соответственно равны 12 757 км и 12 713 км7 Найдите среднее арифметическое значение для диаметра Земли.

7. Средний диаметр Земли равен 12 735 км, а средний диаметр Луны составляет 3 476 км. На сколько километров диаметр Земли больше диаметра Луны? Во сколько раз диаметр Земли больше диаметра Луны?

8. Среднее расстояние от Земли до Солнца составляет около 149 500 000 км. В течение года это расстояние изменяется в ту и другую сторону почти на 2 500 000 км. Чему равно наибольшее и наименьшее расстояние между Землей и Солнцем?

9. Среднее расстояние от Земли до Луны равно 384 400 км, а от Земли до Солнца 149 500000 км. Определите, на сколько километров дальше находится от Земли Солнце по сравнению с Луной? Во сколько раз расстояние до Солнца больше, чем до Луны?

При решении указанных задач у учащихся постепенно формируется понятие об очень больших расстояниях во Вселенной и о ее безграничных просторах.

Решая задачи на действия с распространенными единицами времени (год, месяц, число), следует наряду с имеющимися задачами в сборнике задач для V класса на определение возраста людей по датам их рождения и смерти привести задачу о Копернике. В связи с решением этой задачи учащимся можно напомнить об открытии гелиоцентрической системы мира и о борьбе науки с религией за научное мировоззрение.

10. Сколько времени жил выдающийся польский астроном Николай Коперник, если он родился 19 февраля 1473 года, а умер 24 мая 1543 года?

С большим интересом учащиеся решают задачу на вычисление продолжительности дня и ночи, которая может быть предложена в следующем виде:

11. На основе данных, печатаемых в отрывном календаре на каждый день о времени восхода и захода Солнца, оп

ределите продолжительность дня и ночи (для того дня, когда вы будете решать эту задачу).

Учащиеся V класса очень интересуются задачами о повторяемости солнечных и лунных затмений.

Поэтому полезно будет в процессе изучения арифметики решить с учащимися несколько задач о регулярной повторяемости затмений Солнца и Луны.

Задачи могут быть сформулированы в следующем виде и предложены при повторении действий с именованными числами.

12. Известно, что солнечные и лунные затмения регулярно повторяются примерно через 18 лет, 10 суток и 8 часов (этот период времени называется сарос, что означает повторение).

Определите, когда наступит затмение Солнца, следующее за наблюдавшимся в СССР затмением в 3 часа дня 30 июня 1954 года? Когда происходило аналогичное ему затмение до 1954 года?

13. Ближайшее солнечное затмение будет наблюдаться в СССР 15 февраля 1961 года в 11 часов. Когда аналогичное ему затмение наблюдалось раньше?

14. Ближайшее лунное затмение, видимое в Европейской части СССР, будет наблюдаться 19 декабря 1964 года в 5 часов 3 минуты. Когда наблюдалось предшествующее ему затмение и когда оно повторится вновь?

Некоторые из аналогичных задач можно решить в процессе выполнения домашних заданий, а отдельные из них можно рассмотреть на математическом кружке, где легко проверить и правильность вычислений с помощью таблиц затмений. При этом следует подвергнуть критике ненаучные представления и различные суеверия, относящиеся к затмениям. Это удается легко делать, так как сами учащиеся «предсказывают» наступление затмений.

На основе проводимых вычислений они под руководством учителя делают вывод о том, что никаких сверхъестественных сил, управляющих этим явлением природы, нет.

Повторяя действия с целыми числами, надо остановиться на решении ряда задач по вопросам Вселенной, из которых учащиеся узнают о соотношении единиц, выражающих расстояния во Вселенной, об удалении небесных тел от Земли и т. д.

15. Единицей выражения расстояний во Вселенной являются «световой год», равный расстоянию, которое про

ходит свет в течение года, распространяясь со скоростью 300 000 км в секунду. Скольким километрам примерно равен «световой год», если считать округленно в году 365 суток?

16. Зная, скольким километрам равен «световой год», определите, сколько он содержит «астрономических единиц», если в «астрономической единице» содержится около 150000000 км?

17. Расстояние до Сириуса равно 80 000 000 000 000 км. Вычислите, чему равно это расстояние в «астрономических единицах» и в «световых годах».

18. Сколько времени должен был бы находиться в пути самолет, летящий со скоростью 1000 км в час, снаряд, летящий со скоростью 1000 метров в секунду, и автомобиль, движущийся со скоростью 100 км в час, чтобы покрыть расстояние от Земли до Солнца, равное 149 500000 км?

19. Решите предыдущую задачу для Сириуса, расстояние до которого составляет около 80000 000 000000 км.

20. Найти скорость, с которой движется любое тело вместе с Землей в результате суточного движения последней, если оно находится на экваторе, длина окружности которого равна примерно 40000 км (при решении этой и следующей задачи необходимо разъяснить их условия с помощью глобуса).

21. За сколько времени может долететь до Луны и Марса будущий ракетный двигатель, если его скорость должна быть не менее 11 км в секунду, среднее же расстояние до Луны 384 400 км, а наименьшее расстояние до Марса 565000000 км?

22. Зная, что високосные годы принято считать один раз в четыре года — в годы, последние цифры которых делятся на четыре,— определите, когда наступит следующий високосный год и три следующих за ним високосных года.

23. Найти скорость, с какой движется любое тело, участвуя в суточном движении Земли, если оно находится в Москве (длина параллели для Москвы 22 500 км} и в Ленинграде (длина параллели для Ленинграда примерно равна 20000 км}.

Примечание. Аналогичную задачу рекомендуется дать и про местность, где находится школа. Но для этого необходимо в условии задачи привести длину параллели этого места, предварительно вычислив ее на основе данных в справочниках о географической широте населенного пункта, в котором находится школа (широты некоторых городов приводятся в приложении).

24. Звезда Вега из созвездия Лиры, в направлении которой движется Солнце, а вместе с ним и Земля со скоростью 20 км в секунду, находится от нас на расстоянии 250000000 000000 км. Рассчитайте, через сколько времени мы оказались бы вблизи этой звезды, если бы она сама не перемещалась в мировом пространстве?

Желательно, чтобы учитель показал учащимся вечером названные в задачах объекты Вселенной. Во время решения задач следует пользоваться имеющимися в школе картинами по мирозданию и приборами, например необходима демонстрация астрономических картин, отражающих жизнь Вселенной, демонстрация глобуса, теллурия и т.д. При решении задач о вращении Земли, учащиеся вспомнят о ее движе-нии, о причинах смены дня и ночи, о смене времен года и т. п. Подобную работу можно провести на занятиях математического кружка. Решение же приведенных задач рекомендуется провести не только на занятиях кружка, но и при выполнении учащимися домашних заданий.

При изучении дробей можно предложить следующие типы задач о Вселенной, экологичные рассматриваемым в задачнике на основе других примеров.

25. Свет, распространяясь со скоростью 300 000 км в секунду, проходит расстояние от Солнца до Земли за 8-^- минуты. Вычислите по этим данным расстояние до Солнца.

26. От ближайшей к Земле звезды Альфа-Центавра, которая видна в южном полушарии, свет доходит до Земли за 4-|- года. Сколько километров до этой звезды?

27. С какой скоростью движется Луна вокруг Земли, если известно, что полный оборот она совершает за 27-1- суток, а длина ее орбиты около 2 400 000 км?

28. С какой скоростью несется в мировом пространстве каждая точка Земли (в том числе и вы) вследствие движения Земли вокруг Солнца, если длина орбиты Земли приблизительно равна 900000 000 км, а полный оборот Земля совершает вокруг Солнца примерно за 365-^ суток?

29. Земля при своем движении вокруг Солнца проходит путь в 900 000 000 км за 1 год (365-^- суток). Какое расстояние она проходит за 10 суток? за 1 месяц? за 1 сутки? за 1 час? за 1 секунду?

★ВСЕ➙Задачи - Решения - Упражнения

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО АСТРОНОМИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО АСТРОНОМИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - АСТРОНОМИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО АСТРОНОМИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика