Анатомия человека (Привес, Лисенков, Бушкович) 1985 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Для студентов медицинских институтов
Допущено Главным управлением учебных заведений Министерства здравоохранения СССР в качестве учебника для студентов медицинских институтов
В учебнике рассматривается анатомия живого человека и подчеркиваются отличия в строении живого от структуры и топографии органов на трупе.
Анатомия человека излагается не только по системам (систематическая анатомия), т. е. аналитически, но и как единое целое, находящееся в связи с окружающей его средой — синтетически. Поэтому в конце учебника приводится синтез анатомических данных. Анатомические термины приведены в соответствие с Международной анатомической номенклатурой.
Это издание учебника соответствует новой учебной программе по анатомии человека, утвержденной Министерством здравоохранения СССР, и отвечает современным требованиям, предъявляемым к учебникам высшей школы.
© «Медицина» Москва 1985
Авторство: Михаил Григорьевич Привес, Николай Константинович Лысенков, Вячеслав Иосифович Бушкович
Формат: PDF Размер файла: 86.1 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. 3
Введение. 4
Предмет анатомии (анатомия как наука). 4
Методы анатомического исследования. 7
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Краткий очерк истории анатомии 9
Анатомия в России до Великой Октябрьской социалистической революции 14
Анатомия в СССР 18
Общие данные о строении человеческого тела. 20
Организм и его составные элементы. 20
Ткани. 21
Органы 22
Системы органов и аппараты. 23
Целостность организма 25
Организм и среда. 26
Основные этапы индивидуального развития человеческого организма — онтогенеза 27
Внеутробный период развития организма. 32
Форма человеческого тела, размер, половые различия 33
Положение человека в природе 36
Трудовая теория Ф. Энгельса о происхождении. человека 38
Анатомическая терминология 40
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
Введение 43
Пассивная часть опорно-двигательного аппарата (учение о костях и их соединениях — остеоартрология) 44
Общая остеология. 44
Кость как орган 45
Развитие кости. 47
Классификация костей. 51
Строение костей в рентгеновском изображении. ^ 52
Зависимость развития кости от внутренних и внешних факторов 55
Общая артрология. 5g
Непрерывные соединения — синартрозы. 59
Прерывные соединения, суставы, диартрозы. 61
Классификация суставов и их общая характеристика. 63
Скелет туловища. 66
Позвоночный столб 69
Отдельные виды позвонков. 70
Соединения между позвонками 76
Соединение позвоночного столба с черепом. 79
Позвоночный столб как целое 80
Грудная клетка. 82
Грудина. 82
Ребра 82
Соединения ребер. 83
Грудная клетка в целом. 84
Скелет головы 86
Кости черепа 90
Затылочная кость
Клиновидная кость
Височная кость
Теменная кость
Лобная кость.
Решетчатая кость
Кости лица
Верхняя челюсть.
Небная кость.
Нижняя носовая раковина.
Носовая кость
Слезная кость
Сошник
Скуловая кость
Нижняя челюсть
Подъязычная кость
Соединения костей головы.
Череп в целом
Возрастные и половые особенности черепа
Критика расистской «теории» в учении о черепе (краниологии)
Скелет конечностей.
Филогенез конечностей.
Скелет верхней конечности
Пояс верхней конечности.
Ключица
Лопатка.
Соединения костей пояса верхней конечности
Скелет свободной верхней конечности.
Плечевая кость
Плечевой сустав
Кости предплечья
Локтевая кость
Лучевая кость
Локтевой сустав
Соединения костей предплечья между собой
Кости кисти
Запястье
Пясть.
Кости пальцев кисти
Соединения костей предплечья с кистью и соединения костей кисти Скелет нижней конечности
Пояс нижней конечности
Подвздошная кость
Лобковая кость. *
Седалищная кость.
Соединения костей таза
Таз как целое
Скелет свободной нижней конечности
Бедренная кость
Тазобедренный сустав.
Надколенник.
Кости голени.
Большеберцовая кость
Малоберцовая кость
Коленный сустав
Соединения костей голени между собой
Кости стопы. ".
Предплюсна.
Плюсна
Кости пальцев стопы.
Соединения костей голени со стопой и между костями стопы
Активная часть опорно-двигательного аппарата (учение о мышцах — миология) 160
Общая миология. - 160
Частная миология. 169
Мышцы спины. 169
Поверхностные мышцы спины 170
Глубокие мышцы спины. 171
Аутохтонные мышцы спины. 171
Глубокие мышцы спины вентрального происхождения. 174
Фасции спины 174
Мышцы вентральной стороны туловища 174
Мышцы груди. 175
Диафрагма. 177
Фасции груди. 178
Мышцы живота 178
Мышцы шеи. 184
Поверхностные мышцы — дериваты жаберных дуг 185
Средние мышцы, или мышцы подъязычной кости 186
Глубокие мышцы. 188
Топография шеи 189
Фасции шеи 190
Мышцы головы. 193
Жевательные мышцы. 193
Мышцы лица 193
Фасции головы. 196
Мышцы верхней конечности 197
Мышцы пояса верхней конечности. 197
Задняя группа. 197
Передняя группа 200
Мышцы плеча 200
Передние мышцы плеча 200
Задние мышцы плеча 201
Мышцы предплечья. 201
Передняя группа 202
Задняя группа 203
Мышцы кисти. 207
Фасции верхней конечности и влагалища сухожилий 210
Топография верхней конечности 212
Мышцы нижней конечности. 214
Мышцы пояса нижней конечности. 214
Мышцы бедра 217
Мышцы голени 220
Мышцы стопы. 224
Фасции нижней конечности и влагалища сухожилий. 227
Топография нижней конечности 230
Главнейшие специфические особенности аппарата движения человека, отличающие его от животных 232
Обзор мышц, производящих движения звеньев тела 233
УЧЕНИЕ О ВНУТРЕННОСТЯХ (СПЛАНХНОЛОГИЯ). SPLANCHNOLOGIA
Общие данные 235
Пищеварительная система. Systema digestorium. 237
Производные передней кишки 237
Полость рта 237
Небо 238
Зубы. 240
Язык. 250
Железы полости рта. 253
Глотка 255
Пищевод 257
Брюшная полость и полость таза 260
Желудок 262
Производные средней кишки 269
Тонкая кишка. 269
Производные задней кишки 275
Толстая кишка 275
Общие закономерности строения кишечника 282
Большие железы пищеварительной системы. 283
Печень. 283
Поджелудочная железа 288
Брюшина. 289
Основные этапы развития пищеварительной системы и брюшины и аномалии их развития 295
Передняя кишка. 297
Средняя кишка. 298
Задняя кишка. 298
Дыхательная система. Systema. respiratorium 300
Полость носа 301
Гортань 303
Трахея 308
Бронхи. 309
Легкие 309
Плевральные мешки и средостение 316
Развитие дыхательных органов. 319
Мочеполовая система. Systema urogenitale 321
Мочевые органы 322
Почка 322
Почечная лоханка, чашки и мочеточник. 326
Мочевой пузырь 330
Женский мочеиспускательный канал 332
Половые органы. Organa genitalia 333
Мужские половые органы. Organa genitalia masculina 333
Яички. 333
Семявыносящий проток 335
Семенные пузырьки 335
Семенной канатик и оболочки яичка 336
Половой член 339
Мужской мочеиспускательный канал 340
Бульбоуретральные железы 343
Предстательная железа 343
Женские половые органы. Organa genitalia feminina. 345
Яичник. 345
Маточная труба 347
Придаток яичника и околояичник 347
Матка 347
Влагалище 352
Женская половая область. 353
Развитие мочеполовых органов 355
Промежность 357
УЧЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ
Эндокринные железы. Glandulae endocrinae 363
Бранхиогенная группа 365
Щитовидная железа. 365
Паращитовидные железы. 367
Вилочковая железа 367
Неврогенная группа 368
Гипофиз. 368
Шишковидное тело 370
Группа адреналовой системы 370
Надпочечник 370
Параганглии. 373
Мезодермальные железы 373
Эндокринные части половых желез. 373
Эктодермальные железы кишечной трубки 374
Эндокринная часть поджелудочной железы 374
УЧЕНИЕ О СОСУДАХ (АНГИОЛОГИЯ). ANGIOLOGIA
Пути, проводящие жидкости. 375
Кровеносная система 376
Схема кровообращения. 378
Развитие сердца и кровеносных сосудов. 381
Сердце. 385
Камеры сердца 387
Строение стенок сердца. 390
Перикард. 397
Топография сердца 398
Сосуды малого (легочного) круга кровообращения. 402
Артерии малого (легочного) круга кровообращения 402
Вены малого (легочного) круга кровообращения. 403
Сосуды большого круга кровообращения 403
Артерии большого круга кровообращения. 403
Аорта и ветви ее дуги 403
Плечеголовной ствол. 404
Общая сонная артерия 404
Наружная сонная артерия 404
Внутренняя сонная артерия 407
Подключичная артерия. 409
Подмышечная артерия ;. 412
Плечевая артерия. 414
Лучевая артерия. 415
Локтевая артерия 415
Ветви нисходящей части аорты. 418
Ветви грудной части аорты 418
Ветви брюшной части аорты. 418
Непарные висцеральные ветви. 418
Парные висцеральные ветви. 421
Пристеночные ветви брюшной части аорты 422
Внутренняя подвздошная артерия 422
Наружная подвздошная артерия. 424
Артерии свободной нижней конечности 425
Бедренная артерия. 425
Подколенная артерия. 426
Передняя большеберцовая артерия 427
Задняя большеберцовая артерия 428
Артерии стопы 428
Закономерности распределения артерий. 430
Экстраорганные артерии. 430
Некоторые закономерности разветвления внутриорганных артерий 432
Коллатеральное кровообращение 434
Вены большого круга кровообращения 436
Система верхней полой вены. 436
Плечеголовные вены 436
Внутренняя яремная вена. 436
Наружная яремная вена. 438
Передняя яремная вена 439
Подключичная вена 439
Вены верхней конечности 439
Вены — непарная и полунепарная 441
Вены стенок туловища 442
Позвоночные сплетения. 442
Система нижней полой вены. 442
Воротная вена 443
Общие подвздошные вены 445
Внутренняя подвздошная вена 445
Портокавальные и каво-кавальные анастомозы 446
Наружная подвздошная вена 447
Вены нижней конечности. 447
Закономерности распределения вен 448
Особенности кровообращения плода. 449
Рентгенологическое исследование кровеносных сосудов. 451
Лимфатическая система 454
Грудной проток 458
Правый лимфатический проток 458
Развитие лимфатических сосудов 459
Лимфатические сосуды и узлы отдельных областей тела. 460
Закономерности распределения лимфатических сосудов и узлов 467
Коллатеральный ток лимфы. 468
Органы кроветворения и иммунной системы. 470
Селезенка 470
УЧЕНИЕ О НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ (НЕВРОЛОГИЯ). SYSTEM A NERVOSUM
Общие данные 473
Развитие нервной системы 477
Центральная нервная система 482
Спинной мозг 482
Строение спинного мозга. 483
Оболочки спинного мозга. 489
Головной мозг. 491
Общий обзор головного мозга 491
Эмбриогенез головного мозга 493
Отдельные части головного мозга 496
Ромбовидный мозг. 497
Продолговатый мозг. 497
Задний мозг. 500
Мост. 500
Мозжечок. 502
Перешеек. 504
IV желудочек. 504
Средний мозг 508
Передний мозг 511
Промежуточный мозг 511
Таламический мозг 511
Гипоталамус. 513
III желудочек. 514
Конечный мозг 515
Плащ 516
Обонятельный мозг 521
Боковые желудочки. 522
Базальные ядра полушарий. 523
Белое вещество полушарий 526
Морфологические основы динамической локализации функций в коре полушарий большого мозга (центры мозговой коры). 528
Ложность «теории» расизма в учении о мозге. 537
Оболочки головного мозга 538
Спинномозговая жидкость. 542
Сосуды головного мозга. 543
Периферический отдел нервной системы. 545
Анимальные или соматические нервы. 545
Спинномозговые нервы 545
Задние ветви спинномозговых нервов 545
Передние ветви спинномозговых нервов 546
Шейное сплетение. 547
Плечевое сплетение 548
Передние ветви грудных нервов. 552
Пояснично-крестцовое сплетение. 553
Поясничное сплетение 553
Крестцовое сплетение. 554
Копчиковое сплетение 558
Черепные нервы. 558
Нервы, развившиеся путем слияния спинномозговых нервов. 560
Подъязычный нерв 560
Нервы жаберных дуг 562
Тройничный нерв 563
Лицевой нерв 569
Преддверно-улитковый нерв. 572
Языкоглоточный нерв. 573
Блуждающий нерв. 574
Добавочный нерв 578
Нервы, развивающиеся в связи с головными миотомами. 578
Глазодвигательный нерв. 578
Блоковой нерв 579
Отводящий нерв. 579
Нервы — производные мозга. 579
Обонятельные нервы. 579
Зрительный нерв. 579
Периферическая иннервация сомы 582
Закономерности распределения нервов. 585
Вегетативная (автономная) нервная система 586
Симпатическая часть вегетативной нервной системы 593
Центральный отдел симпатической части 593
Периферический отдел симпатической части 593
Симпатический ствол 594
Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы. 597
Центры парасимпатической части 597
Периферический отдел парасимпатической части. 598
Краткий обзор вегетативной иннервации органов. 599
Единство вегетативной и анимальной частей нервной системы 603
Общий обзор основных проводящих путей нервной системы 605
Схема проводящих путей нервной системы. 607
Афферентные (восходящие) проводящие пути 607
Проводящие пути от рецепторов внешних раздражений 607
Проводящие пути кожного анализатора. 607
Проводящие пути от рецепторов внутренних раздражений. 610
Проводящие пути двигательного анализатора 610
Интероцептивный анализатор. 612
Вторая афферентная система головного мозга - ретикулярная формация. 614
Эфферентные (нисходящие) проводящие пути 615
Корково-спинномозговой (пирамидный) путь, или пирамидная система 616
Нисходящие пути подкорковых ядер переднего мозга — экстрапирамидная система 616
Нисходящие двигательные пути мозжечка. 618
Нисходящие пути коры большого мозга к. мозжечку 618
УЧЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ЧУВСТВ (ЭСТЕЗИОЛОГИЯ). ORGANA SENSUUM 620
Общие данные 620
Кожа (орган чувства осязания, температуры и боли) 622
Молочные железы 624
Преддверно-улитковый орган 625
Орган слуха. 627
Наружное ухо. 627
Среднее ухо. 629
Внутреннее ухо. 632
Орган гравитации и равновесия (анализатор гравитации, или статокинетический анализатор) 638
Орган зрения. 640
Глаз 641
Глазное яблоко 641
Оболочки глазного яблока 641
Внутреннее ядро глаза. 647
Вспомогательные органы глаза 648
Орган вкуса. 653
Орган обоняния. 654
ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ В АНАТОМИИ (СИНТЕЗ АНАТОМИЧЕСКИХ
ДАННЫХ).
Скачать бесплатный учебник СССР - Анатомия человека (Привес, Лисенков, Бушкович) 1985 года
СКАЧАТЬ PDF
ПРЕДИСЛОВИЕ
Более 50 лет учебник «Анатомия человека» служит высшему медицинскому образованию. Несколько поколений медиков начинало свой путь в медицину с изучения анатомии по этому учебнику.
В 1932 г. было осуществлено первое издание учебника «Анатомия человека», созданного Н. К. Лысенковым. Четвертое издание, которое вышло в 1943 г., готовилось В. И. Бушковичем. В 1958 г. вышло в свет пятое издание учебника, в подготовке которого принимал участие М. Г. Привес. Пятое и все последующие издания учебника (1968, 1969, 1974 гг.) осуществлены М. Г. Привесом. Восьмое издание (1974 г.) учебника «Анатомия человека» награждено в 1981 г. дипломом 1 степени Министерства здравоохранения СССР как лучший учебник для высших медицинских учебных заведений.
Учебник неоднократно издавался на испанском языке, в настоящее время готовится издание его на английском языке.
Настоящее, девятое, издание является значительно переработанным и дополненным благодаря большому труду заслуженного деятеля науки РСФСР профессора Михаила Григорьевича Привеса, который с 1937 по 1977 г. возглавлял кафедру нормальной анатомии 1-го Ленинградского медицинского института им. акад. И. П. Павлова, а в настоящее время является ее профессором-консультантом.
Учебник написан с учетом достижений современной анатомической науки. Материал учебника изложен на основе философии диалектического материализма. Анатомия излагается не как чисто описательный предмет, а как наука эволюционная, функциональная, действенная и прикладная — это различные стороны одной науки — анатомии. Нашли отражение также новые направления анатомической науки — влияние на строение организма человека труда и спорта. При этом подчеркивается индивидуальная изменчивость, обусловленная не только генетическими факторами, но и социальными.
Академик АМН СССР Ю. И. Бородин
ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДМЕТ АНАТОМИИ (АНАТОМИЯ КАК НАУКА)
Анатомией человека называется наука, изучающая форму и строение человеческого организма (и составляющих его органов и систем) и исследующая закономерности развития этого строения в связи с функцией и окружающей организм средой.
В основе ее в Советском Союзе лежит передовая философия диалектического материализма.
Старая описательная анатомия ставила перед собой один вопрос: как устроен организм? Она ограничивалась только описанием структуры, откуда и получила свое название. Она исследовала форму вне связи с функцией и не стремилась вскрывать законы развития организма, т. е. была метафизической1. Для старой описательной анатомии описание было целью. Для современной анатомии оно стало средством, одним из методов изучения структуры, одной из ее черт {описательная черта).
Современная анатомия стремится не только описывать факты, но и обобщать их, стремится выяснить не только, как устроен организм, но и почему он так устроен, каковы закономерности строения и развития организма, его органов и систем. Для ответа на этот второй вопрос она исследует как внутренние, так и внешние связи организма.
Диалектика в противоположность метафизике учит, что все в природе взаимосвязано. Также и живой организм человека есть целостная система. Поэтому анатомия изучает организм не как простую механическую сумму составляющих его частей, не зависимую от окружающей среды, а как целое, находящееся в единстве с условиями существования.
Диалектика в противоположность метафизике учит, что в природе все изменяется и развивается. Организм человека тоже не представляет собой нечто застывшее, отлитое в одну совершенно законченную форму, он постоянно изменяется от момента зарождения до момента смерти. Кроме того, человек как вид является продуктом длительной эволюции, обнаруживающим черты родственного сходства с животными формами. Поэтому анатомия изучает не только строение современного взрослого человека, но исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью:
1. Изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции животных — филогенез (phylon — род, genesis — развитие). Для изучения филогенеза используются данные сравнительной анатомии, которая сопоставляет строение различных животных и человека. Кроме сравнительной анатомии, являющейся описательной наукой, учитываются принципы эволюционной морфологии, которая вскрывает движущие силы эволюции и структурные изменения в процессе приспособления организма к конкретным условиям окружающей его среды.
1 Метафизикой в философии называется ненаучный подход к явлениям природы и общества как к неизменным и изолированным друг от друга, т. е. метод, прямо противоположный диалектике, рассматривающей все явления в их развитии, изменении и взаимной связи.
2. Исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества — антропогенез (anthropos — человек). Для этого используются, кроме сравнительной и эволюционной морфологии, преимущественно данные антропологии — науки о человеке.
Антропология изучает естественную историю человека и его физическую природу с учетом исторического развития общественной группы, к которой конкретно он принадлежит, и ведущей роли труда в процессе антропогенеза.
3. Рассматривается процесс развития индивида — онтогенез (onthos — особь) в течение всей его жизни: утробной, эмбриональной (эмбриоген е з), и внеутробной, постэмбриональной, или постнатальной (post — после, natus — рожденный), от рождения до момента смерти. С этой целью используются данные эмбриологии (embryon — зародыш) и так называемой возрастной анатомии. Последний период онтогенеза — старение — составляет объект геронтологии — науки о старости (греч. geron, gerontos — старик).
Учитываются также индивидуальные и половые различия формы, строения и положения тела и составляющих его органов, а также их топографическое взаимоотношение.
В результате анатомия изучает организм человека как целое, развивающееся на основе определенных закономерностей под влиянием внутренних и внешних условий на протяжении всей его эволюции. Такое изучение строения человеческого организма составляет эволюционную черту анатомии.
Диалектический материализм учит также, что форма и функция находятся в единстве и взаимно обусловливают друг друга. В организме нет структур, не выполняющих какую-либо функцию, так же как нет функций, не связанных с какой-либо структурой. Каждый орган является в значительной степени продуктом той работы, которая им совершается. Поэтому анатомия изучает строение организма и его отдельных частей, органов в неразрывной связи с их функцией, что составляет функциональную черту ее.
Все изучение анатомии человека является не самоцелью, а основано на принципе единства теории и практики и служит целям медицины, а также физической культуры (прикладная черта).
Описательная, эволюционная и функциональная черты являются разными сторонами единой анатомии. Главнейшей чертой советской анатомии является ее действенность, т. е. не пассивное созерцание и описание строения организма (как учит созерцательный материализм Фейербаха), а стремление вскрыть закономерности строения и развития организма и овладеть этими закономерностями с целью воздействия на человеческий организм в направлении, необходимом для благоприятного и гармоничного развития человека — строителя коммунистического общества.
Л. Фейербах указывал, что при изучении природы достаточно наблюдать ее, пассивно созерцать, не вмешиваясь в нее, и описывать, ограничиваясь описательным характером науки.
К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе», критикуя его, писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 4).
Из этих слов К. Маркса вытекает, что всякая наука должна решать 3 задачи: описывать, объяснять и управлять.
Анатомия как наука накапливает факты и описывает их (описательная черта), эволюционная и функциональная черты ее дают возможность объяснять эти факты и устанавливать закономерности структуры, а действенность анатомии способствует овладению вскрытыми закономерностями для управления организмом. В итоге анатомия может решать все 3 указанные задачи и потому является наукой с большими перспективами.
В силу обширности материала и трудности изучения целостного организма последний сначала рассматривается по системам, отчего анатомия получает также название систематической. Рассматривая организм по системам, мы искусственно расчленяем его на части, пользуясь аналитическим методом. Но в живом организме отдельные части и элементы построения тела (системы, органы, ткани и т. п.) существуют не изолированно, а взаимодействуя друг с другом в своем возникновении, развитии и жизнедеятельности и оказывают друг на друга формообразующее влияние.
Поэтому для понимания организма в целом необходимо пользоваться также и методом синтеза. Синтез анатомических знаний проводится в процессе всего прохождения курса анатомии путем вскрытия связи строения органа с функцией и изучения структуры в аспекте ее развития под влиянием внешних и внутренних факторов. При этом обращается внимание на взаимоотношение их между собой и особенно с нервной системой, объединяющей организм в единое целое (см. «Синтез анатомических данных»).
Кроме систематической анатомии, существует топографическая анатомия, рассматривающая пространственное соотношение органов в различных областях тела и имеющая непосредственное прикладное значение для клиники, особенно для практической хирургии, отчего ее называют также хирургической анатомией.
В институтах физкультуры обращается особое внимание на функциональную анатомию опорно-двигательного аппарата, которая исследует не только строение, но и динамику движений, и потому обозначается как динамическая анатомия. Прикладная анатомия для художников и скульпторов изучает только внешние формы и пропорции тела и называется пластической анатомией. Отмеченные виды анатомии отличаются разным подходом к изучению тела человека, которое может исследоваться как на мертвом, так и на живом, — анатомия живого человека. Последняя особенно необходима врачу, который имеет дело с живым человеком. Ее успехи связаны с прогрессирующим развитием рентгенологических методов исследования, позволяющих видеть почти все органы и системы живого человеческого организма, что составляет неотъемлемую часть современной анатомии, именуемую рентгеноанатомией. Все эти разновидности анатомической науки представляют разные аспекты единой анатомии человека.
Существующие в целом организме связи могут быть вскрыты только при сопоставлении данных анатомии с данными других сопредельных дисциплин.
Человек является высшим продуктом развития живой материи. Поэтому, чтобы понять его строение, необходимо пользоваться данными биологии как науки о законах возникновения и развития живой природы. Как человек является частью живой природы, так и наука, изучающая его строение, т. е. анатомия, является частью биологии.
Для понимания строения организма с точки зрения связи формы и функции анатомия пользуется данными физиологии — науки о жизнедеятельности организма. «Морфологические и физиологические явления, форма и функция обусловливают взаимно друг друга» {Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 620).
Анатомия и физиология рассматривают один и тот же объект — структуру живого, но с разных позиций: анатомия— с точки зрения формы, организации живого, а физиология — с точки зрения функции, процессов в живом.
Таковы взаимоотношения этих двух родственных дисциплин, которые являются альфой и омегой медицинских знаний.
Сама анатомия изучает не только внешнюю, но и внутреннюю форму, структуру органов с помощью микроскопа — микроскопическая анатомия. Здесь анатомия тесно связана с наукой о тканях — гистологией (hystos, греч.—ткань), которая изучает закономерности строения и развития тканей, а также с наукой о клетке — цитологией (cytos, греч,- клетка), исследующей закономерности строения, развития и деятельности различных клеток, составляющих ткани и органы.
С изобретением электронного микроскопа возникла возможность исследовать субмикроскопические структуры и даже молекулы живой материи, являющиеся одновременно объектом изучения химии. На стыке цитологии и химии развилась новая наука — цитохимия. В результате в настоящее время строение человеческого организма изучается, как говорят, на разных уровнях:
1) на уровне систем органов и органов:
а) невооруженным глазом;
б) с помощью лупы;
2) на уровне тканей:
а) с помощью стереоскопического микроскопа (гистотопография); б) с помощью микроскопа (гистология);
3) на уровне клеток (цитология):
а) с помощью светового микроскопа;
б) с помощью электронного микроскопа;
4) на уровне молекул живой материи:
а) с помощью электронного микроскопа.
Таково современное деление анатомии, гистологии и цитологии по уровням и технике исследования.
Анатомия, гистология, цитология и эмбриология вместе составляют общую науку о форме, строении и развитии организма, называемую морфологией (morphe — форма).
МЕТОДЫ АНАТОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Современная анатомия располагает большим набором различных методов исследования строения человеческого тела. Выбор метода зависит от задачи исследования.
Старейший, но не потерявший своего значения метод препарирования, рассечения, давший название науке (anatemno, греч.—рассекаю), применяется при изучении внешнего строения и топографии крупных образований. Объекты, видимые при увеличении до 20 — 30 раз, могут быть описаны после их макро- микроскопического препарирования. Этот метод имеет ряд разновидностей: препарирование под падающей каплей, под слоем воды. Он может дополняться разрыхлением соединительной ткани различными кислотами, избирательной окраской изучаемых структур (нервов, желез), наполнением (инъекцией) трубчатых систем (сосудов, протоков) окрашенными массами.
- Метод инъекции часто сочетается с рентгенографией, если инъекционная масса задерживает рентгеновские лучи, с просветлением, когда объект после специальной обработки делается прозрачным, а инъецированные сосуды или протоки делаются контрастными, непрозрачными. Широко используются инъекции сосудов, протоков и полостей с последующим растворением тканей в кислотах (коррозионный метод). В результате получают слепки изучаемых образований.
Расположение какого-либо органа (сосуд, нерв и т. д.) по отношению к другим анатомическим образованиям исследуют на распилах замороженного тела, получивших название «пироговские срезы» по имени Н. И. Пирогова, впервые применившего метод распила. Полученные на таких срезах данные могут быть дополнены сведениями о тканевых соотношениях, если изготовить срез толщиной, измеряемой микрометрами, и обработать его гистологическими красителями. Такой метод носит название гистотопографии.
По серии гистологических срезов и гистотопограмм можно восстановить изучаемое образование на рисунке или объемно. Такое действие представляет собой графическую или пластическую реконструкцию.
Для решения ряда анатомических задач применяются гистологические и гистохимические методы, когда объект исследования может быть обнаружен при увеличениях, разрешаемых световым микроскопом.
Активно внедряется в анатомию электронная микроскопия, позволяющая видеть структуры столь тонкие, что они не видны в световом микроскопе. Перспективен метод сканирующей электронной микроскопии, дающий как бы объемное изображение объекта исследования как при малых, так и при больших увеличениях.
Все упомянутые методы применимы при работе с трупом. Но «при изучении анатомии главным объектом должен всегда быть живой организм, из наблюдений над которым должно исходить всякое изучение, мертвый же препарат должен служить только проверкой и дополнением к изучаемому живому организму»1.
Современная техника еще не позволяет глубоко исследовать структуру живого человеческого тела, и изучение трупа остается в анатомии ведущим направлением. В то же время существуют методы, в равной мере применимые для исследования трупа и для исследования живого человека. Это методы, связанные с применением рентгеновских лучей (рентгенография), и эндоскопия (изучение внутренних органов при помощи специальных приборов, например гастроскопа, бронхоскопа и т. д.). Пользоваться этими методами для изучения живых людей допускается только в тех случаях, когда они необходимы для уточнения диагноза.
Новейшими методами рентгенологического исследования являются: 1. Электрорентгенография, позволяющая получать рентгеновское изображение мягких тканей (кожи, подкожной клетчатки, связок, хрящей, соединительнотканного каркаса паренхиматозных органов и др.), которые на обычных рентгенограммах не выявляются, так как почти не задерживают рентгеновские лучи. 2. Томография, с помощью которой можно получать изображения задерживающих рентгеновские лучи образований, лежащих в заданной плоскости. 3. Компьютерная томография, дающая возможность видеть на телевизионном экране изображение, суммированное из большого числа томографических изображений. 4. Рентгеноденсиметрия, позволяющая прижизненно определять количество минеральных солей в костях.
Многие вопросы анатомии решаются в экспериментах на животных. Такие эксперименты сыграли и продолжают играть большую роль в познании строения и функции как отдельных органов, так и организма в целом.
1 Лесгафт 17. Ф. Основы теоретической анатомии. Ч. 1. Спб 1892, с. 1.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ АНАТОМИИ
История анатомии есть история борьбы материализма и идеализма во взглядах на строение и развитие организма человека. Эта борьба начинается с возникновения классов в эпоху рабовладельческого строя.
В Древней Греции под влиянием материализма Демокрита и диалектики Гераклита, высказавшего знаменитое положение «все течет» (panta rhei), формируется материалистический взгляд на строение человеческого организма.
Так, знаменитый врач Древней Греции Гиппократ (460 — 377 гг. до н. э.) учил, что основу строения организма составляют четыре «сока»: кровь (sanguis), слизь (phlegma), желчь (chole) и черная желчь (melaina chole). От преобладания одного из этих соков зависят и виды темперамента человека: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Следовательно, темперамент человека как одно из проявлений душевной деятельности его обусловлен состоянием «соков» тела, т. е. материи. В этом был материализм Гиппократа.
Названные виды темперамента определяли, по Гиппократу, одновременно и разные типы конституции человека, которая многообразна и может изменяться соответственно изменению тех же «соков» тела.
Исходя из такого представления об организме, Гиппократ смотрел и на болезни как на результат неправильного смешения жидкостей, вследствие чего ввел в практику лечения различные «жидкогонные» средства. Так возникла «гуморальная» (humor — жидкость) теория строения организма, которая в известной мере сохранила свое значение до сих пор, отчего Гиппократа считают отцом медицины. Гиппократ большое значение придавал изучению анатомии, считая ее первоосновой медицины.
Врагом материализма и представителем античного идеализма был идеолог аристократической реакции Платон (427 — 347 гг. до н. э.). По Платону, организм человека управляется не материальным органом — мозгом, а тремя видами «души», или «пневмы», помещающимися в трех главнейших органах тела — мозге, сердце и печени (треножник Платона).
Ученик Платона Аристотель (384 — 323 гг. до н. э.) развивал идеалистическое учение своего учителя Платона о «душе», которая есть действенное, животворное начало, полагая, что все в природе, включая и человека, подчинено высшей целесообразности. В отличие от Платона он придерживался материалистического взгляда на «душу», которая находится в единстве с телом и которая смертна и умирает вместе с ним. Он сделал первую попытку сравнения тела животных и изучения зародыша и явился зачинателем сравнительной анатомии и эмбриологии. Аристотель высказал верную мысль, противоречащую религии, о том, что всякое животное происходит от животного (опте animal ex animali).
ВСЁ ДЛЯ ВУЗОВ И ТЕХНИКУМОВ, Анатомия, Для студентов медицинских институтов, Автор - Привес М.Г., Автор - Лисенков Н.К., Автор - Бушкович В.И.