Skip to main content

Биологические дисциплины

Анатомия человека (Привес, Лисенков, Бушкович) 1985 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Анатомия человека (Привес, Лисенков, Бушкович) 1985

Назначение: Для студентов медицинских институтов

Допущено Главным управлением учебных заведений Министерства здравоохранения СССР в качестве учебника для студентов медицинских институтов

В учебнике рассматривается анатомия живого человека и подчеркиваются отличия в строении живого от структуры и топографии органов на трупе.
Анатомия человека излагается не только по системам (систематическая анатомия), т. е. аналитически, но и как единое целое, находящееся в связи с окружающей его средой — синтетически. Поэтому в конце учебника приводится синтез анатомических данных. Анатомические термины приведены в соответствие с Международной анатомической номенклатурой.
Это издание учебника соответствует новой учебной программе по анатомии человека, утвержденной Министерством здравоохранения СССР, и отвечает современным требованиям, предъявляемым к учебникам высшей школы.

© «Медицина» Москва 1985

Авторство: Михаил Григорьевич Привес, Николай Константинович Лысенков, Вячеслав Иосифович Бушкович

Формат: PDF Размер файла: 86.1 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие. 3

Введение. 4

Предмет анатомии (анатомия как наука). 4

Методы анатомического исследования. 7

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Краткий очерк истории анатомии 9

Анатомия в России до Великой Октябрьской социалистической революции 14

Анатомия в СССР 18

Общие данные о строении человеческого тела. 20

Организм и его составные элементы. 20

Ткани. 21

Органы 22

Системы органов и аппараты. 23

Целостность организма 25

Организм и среда. 26

Основные этапы индивидуального развития человеческого организма — онтогенеза 27

Внеутробный период развития организма. 32

Форма человеческого тела, размер, половые различия 33

Положение человека в природе 36

Трудовая теория Ф. Энгельса о происхождении. человека 38

Анатомическая терминология 40

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Введение 43

Пассивная часть опорно-двигательного аппарата (учение о костях и их соединениях — остеоартрология) 44

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

Общая остеология. 44

Кость как орган 45

Развитие кости. 47

Классификация костей. 51

Строение костей в рентгеновском изображении. ^ 52

Зависимость развития кости от внутренних и внешних факторов 55

Общая артрология. 5g

Непрерывные соединения — синартрозы. 59

Прерывные соединения, суставы, диартрозы. 61

Классификация суставов и их общая характеристика. 63

Скелет туловища. 66

Позвоночный столб 69

Отдельные виды позвонков. 70

Соединения между позвонками 76

Соединение позвоночного столба с черепом. 79

Позвоночный столб как целое 80

Грудная клетка. 82

Грудина. 82

Ребра 82

Соединения ребер. 83

Грудная клетка в целом. 84

Скелет головы 86

Кости черепа 90

Затылочная кость

Клиновидная кость

Височная кость

Теменная кость

Лобная кость.

Решетчатая кость

Кости лица

Верхняя челюсть.

Небная кость.

Нижняя носовая раковина.

Носовая кость

Слезная кость

Сошник

Скуловая кость

Нижняя челюсть

Подъязычная кость

Соединения костей головы.

Череп в целом

Возрастные и половые особенности черепа

Критика расистской «теории» в учении о черепе (краниологии)

Скелет конечностей.

Филогенез конечностей.

Скелет верхней конечности

Пояс верхней конечности.

Ключица

Лопатка.

Соединения костей пояса верхней конечности

Скелет свободной верхней конечности.

Плечевая кость

Плечевой сустав

Кости предплечья

Локтевая кость

Лучевая кость

Локтевой сустав

Соединения костей предплечья между собой

Кости кисти

Запястье

Пясть.

Кости пальцев кисти

Соединения костей предплечья с кистью и соединения костей кисти Скелет нижней конечности

Пояс нижней конечности

Подвздошная кость

Лобковая кость. *

Седалищная кость.

Соединения костей таза

Таз как целое

Скелет свободной нижней конечности

Бедренная кость

Тазобедренный сустав.

Надколенник.

Кости голени.

Большеберцовая кость

Малоберцовая кость

Коленный сустав

Соединения костей голени между собой

Кости стопы. ".

Предплюсна.

Плюсна

Кости пальцев стопы.

Соединения костей голени со стопой и между костями стопы

Активная часть опорно-двигательного аппарата (учение о мышцах — миология) 160

Общая миология. - 160

Частная миология. 169

Мышцы спины. 169

Поверхностные мышцы спины 170

Глубокие мышцы спины. 171

Аутохтонные мышцы спины. 171

Глубокие мышцы спины вентрального происхождения. 174

Фасции спины 174

Мышцы вентральной стороны туловища 174

Мышцы груди. 175

Диафрагма. 177

Фасции груди. 178

Мышцы живота 178

Мышцы шеи. 184

Поверхностные мышцы — дериваты жаберных дуг 185

Средние мышцы, или мышцы подъязычной кости 186

Глубокие мышцы. 188

Топография шеи 189

Фасции шеи 190

Мышцы головы. 193

Жевательные мышцы. 193

Мышцы лица 193

Фасции головы. 196

Мышцы верхней конечности 197

Мышцы пояса верхней конечности. 197

Задняя группа. 197

Передняя группа 200

Мышцы плеча 200

Передние мышцы плеча 200

Задние мышцы плеча 201

Мышцы предплечья. 201

Передняя группа 202

Задняя группа 203

Мышцы кисти. 207

Фасции верхней конечности и влагалища сухожилий 210

Топография верхней конечности 212

Мышцы нижней конечности. 214

Мышцы пояса нижней конечности. 214

Мышцы бедра 217

Мышцы голени 220

Мышцы стопы. 224

Фасции нижней конечности и влагалища сухожилий. 227

Топография нижней конечности 230

Главнейшие специфические особенности аппарата движения человека, отличающие его от животных 232

Обзор мышц, производящих движения звеньев тела 233

УЧЕНИЕ О ВНУТРЕННОСТЯХ (СПЛАНХНОЛОГИЯ). SPLANCHNOLOGIA

Общие данные 235

Пищеварительная система. Systema digestorium. 237

Производные передней кишки 237

Полость рта 237

Небо 238

Зубы. 240

Язык. 250

Железы полости рта. 253

Глотка 255

Пищевод 257

Брюшная полость и полость таза 260

Желудок 262

Производные средней кишки 269

Тонкая кишка. 269

Производные задней кишки 275

Толстая кишка 275

Общие закономерности строения кишечника 282

Большие железы пищеварительной системы. 283

Печень. 283

Поджелудочная железа 288

Брюшина. 289

Основные этапы развития пищеварительной системы и брюшины и аномалии их развития 295

Передняя кишка. 297

Средняя кишка. 298

Задняя кишка. 298

Дыхательная система. Systema. respiratorium 300

Полость носа 301

Гортань 303

Трахея 308

Бронхи. 309

Легкие 309

Плевральные мешки и средостение 316

Развитие дыхательных органов. 319

Мочеполовая система. Systema urogenitale 321

Мочевые органы 322

Почка 322

Почечная лоханка, чашки и мочеточник. 326

Мочевой пузырь 330

Женский мочеиспускательный канал 332

Половые органы. Organa genitalia 333

Мужские половые органы. Organa genitalia masculina 333

Яички. 333

Семявыносящий проток 335

Семенные пузырьки 335

Семенной канатик и оболочки яичка 336

Половой член 339

Мужской мочеиспускательный канал 340

Бульбоуретральные железы 343

Предстательная железа 343

Женские половые органы. Organa genitalia feminina. 345

Яичник. 345

Маточная труба 347

Придаток яичника и околояичник 347

Матка 347

Влагалище 352

Женская половая область. 353

Развитие мочеполовых органов 355

Промежность 357

УЧЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ

Эндокринные железы. Glandulae endocrinae 363

Бранхиогенная группа 365

Щитовидная железа. 365

Паращитовидные железы. 367

Вилочковая железа 367

Неврогенная группа 368

Гипофиз. 368

Шишковидное тело 370

Группа адреналовой системы 370

Надпочечник 370

Параганглии. 373

Мезодермальные железы 373

Эндокринные части половых желез. 373

Эктодермальные железы кишечной трубки 374

Эндокринная часть поджелудочной железы 374

УЧЕНИЕ О СОСУДАХ (АНГИОЛОГИЯ). ANGIOLOGIA

Пути, проводящие жидкости. 375

Кровеносная система 376

Схема кровообращения. 378

Развитие сердца и кровеносных сосудов. 381

Сердце. 385

Камеры сердца 387

Строение стенок сердца. 390

Перикард. 397

Топография сердца 398

Сосуды малого (легочного) круга кровообращения. 402

Артерии малого (легочного) круга кровообращения 402

Вены малого (легочного) круга кровообращения. 403

Сосуды большого круга кровообращения 403

Артерии большого круга кровообращения. 403

Аорта и ветви ее дуги 403

Плечеголовной ствол. 404

Общая сонная артерия 404

Наружная сонная артерия 404

Внутренняя сонная артерия 407

Подключичная артерия. 409

Подмышечная артерия ;. 412

Плечевая артерия. 414

Лучевая артерия. 415

Локтевая артерия 415

Ветви нисходящей части аорты. 418

Ветви грудной части аорты 418

Ветви брюшной части аорты. 418

Непарные висцеральные ветви. 418

Парные висцеральные ветви. 421

Пристеночные ветви брюшной части аорты 422

Внутренняя подвздошная артерия 422

Наружная подвздошная артерия. 424

Артерии свободной нижней конечности 425

Бедренная артерия. 425

Подколенная артерия. 426

Передняя большеберцовая артерия 427

Задняя большеберцовая артерия 428

Артерии стопы 428

Закономерности распределения артерий. 430

Экстраорганные артерии. 430

Некоторые закономерности разветвления внутриорганных артерий 432

Коллатеральное кровообращение 434

Вены большого круга кровообращения 436

Система верхней полой вены. 436

Плечеголовные вены 436

Внутренняя яремная вена. 436

Наружная яремная вена. 438

Передняя яремная вена 439

Подключичная вена 439

Вены верхней конечности 439

Вены — непарная и полунепарная 441

Вены стенок туловища 442

Позвоночные сплетения. 442

Система нижней полой вены. 442

Воротная вена 443

Общие подвздошные вены 445

Внутренняя подвздошная вена 445

Портокавальные и каво-кавальные анастомозы 446

Наружная подвздошная вена 447

Вены нижней конечности. 447

Закономерности распределения вен 448

Особенности кровообращения плода. 449

Рентгенологическое исследование кровеносных сосудов. 451

Лимфатическая система 454

Грудной проток 458

Правый лимфатический проток 458

Развитие лимфатических сосудов 459

Лимфатические сосуды и узлы отдельных областей тела. 460

Закономерности распределения лимфатических сосудов и узлов 467

Коллатеральный ток лимфы. 468

Органы кроветворения и иммунной системы. 470

Селезенка 470

УЧЕНИЕ О НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ (НЕВРОЛОГИЯ). SYSTEM A NERVOSUM

Общие данные 473

Развитие нервной системы 477

Центральная нервная система 482

Спинной мозг 482

Строение спинного мозга. 483

Оболочки спинного мозга. 489

Головной мозг. 491

Общий обзор головного мозга 491

Эмбриогенез головного мозга 493

Отдельные части головного мозга 496

Ромбовидный мозг. 497

Продолговатый мозг. 497

Задний мозг. 500

Мост. 500

Мозжечок. 502

Перешеек. 504

IV желудочек. 504

Средний мозг 508

Передний мозг 511

Промежуточный мозг 511

Таламический мозг 511

Гипоталамус. 513

III желудочек. 514

Конечный мозг 515

Плащ 516

Обонятельный мозг 521

Боковые желудочки. 522

Базальные ядра полушарий. 523

Белое вещество полушарий 526

Морфологические основы динамической локализации функций в коре полушарий большого мозга (центры мозговой коры). 528

Ложность «теории» расизма в учении о мозге. 537

Оболочки головного мозга 538

Спинномозговая жидкость. 542

Сосуды головного мозга. 543

Периферический отдел нервной системы. 545

Анимальные или соматические нервы. 545

Спинномозговые нервы 545

Задние ветви спинномозговых нервов 545

Передние ветви спинномозговых нервов 546

Шейное сплетение. 547

Плечевое сплетение 548

Передние ветви грудных нервов. 552

Пояснично-крестцовое сплетение. 553

Поясничное сплетение 553

Крестцовое сплетение. 554

Копчиковое сплетение 558

Черепные нервы. 558

Нервы, развившиеся путем слияния спинномозговых нервов. 560

Подъязычный нерв 560

Нервы жаберных дуг 562

Тройничный нерв 563

Лицевой нерв 569

Преддверно-улитковый нерв. 572

Языкоглоточный нерв. 573

Блуждающий нерв. 574

Добавочный нерв 578

Нервы, развивающиеся в связи с головными миотомами. 578

Глазодвигательный нерв. 578

Блоковой нерв 579

Отводящий нерв. 579

Нервы — производные мозга. 579

Обонятельные нервы. 579

Зрительный нерв. 579

Периферическая иннервация сомы 582

Закономерности распределения нервов. 585

Вегетативная (автономная) нервная система 586

Симпатическая часть вегетативной нервной системы 593

Центральный отдел симпатической части 593

Периферический отдел симпатической части 593

Симпатический ствол 594

Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы. 597

Центры парасимпатической части 597

Периферический отдел парасимпатической части. 598

Краткий обзор вегетативной иннервации органов. 599

Единство вегетативной и анимальной частей нервной системы 603

Общий обзор основных проводящих путей нервной системы 605

Схема проводящих путей нервной системы. 607

Афферентные (восходящие) проводящие пути 607

Проводящие пути от рецепторов внешних раздражений 607

Проводящие пути кожного анализатора. 607

Проводящие пути от рецепторов внутренних раздражений. 610

Проводящие пути двигательного анализатора 610

Интероцептивный анализатор. 612

Вторая афферентная система головного мозга - ретикулярная формация. 614

Эфферентные (нисходящие) проводящие пути 615

Корково-спинномозговой (пирамидный) путь, или пирамидная система 616

Нисходящие пути подкорковых ядер переднего мозга — экстрапирамидная система 616

Нисходящие двигательные пути мозжечка. 618

Нисходящие пути коры большого мозга к. мозжечку 618

УЧЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ЧУВСТВ (ЭСТЕЗИОЛОГИЯ). ORGANA SENSUUM 620

Общие данные 620

Кожа (орган чувства осязания, температуры и боли) 622

Молочные железы 624

Преддверно-улитковый орган 625

Орган слуха. 627

Наружное ухо. 627

Среднее ухо. 629

Внутреннее ухо. 632

Орган гравитации и равновесия (анализатор гравитации, или статокинетический анализатор) 638

Орган зрения. 640

Глаз 641

Глазное яблоко 641

Оболочки глазного яблока 641

Внутреннее ядро глаза. 647

Вспомогательные органы глаза 648

Орган вкуса. 653

Орган обоняния. 654

ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ В АНАТОМИИ (СИНТЕЗ АНАТОМИЧЕСКИХ

ДАННЫХ).

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Анатомия человека (Привес, Лисенков, Бушкович) 1985 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Более 50 лет учебник «Анатомия человека» служит высшему медицинскому образованию. Несколько поколений медиков начинало свой путь в медицину с изучения анатомии по этому учебнику.

В 1932 г. было осуществлено первое издание учебника «Анатомия человека», созданного Н. К. Лысенковым. Четвертое издание, которое вышло в 1943 г., готовилось В. И. Бушковичем. В 1958 г. вышло в свет пятое издание учебника, в подготовке которого принимал участие М. Г. Привес. Пятое и все последующие издания учебника (1968, 1969, 1974 гг.) осуществлены М. Г. Привесом. Восьмое издание (1974 г.) учебника «Анатомия человека» награждено в 1981 г. дипломом 1 степени Министерства здравоохранения СССР как лучший учебник для высших медицинских учебных заведений.

Учебник неоднократно издавался на испанском языке, в настоящее время готовится издание его на английском языке.

Настоящее, девятое, издание является значительно переработанным и дополненным благодаря большому труду заслуженного деятеля науки РСФСР профессора Михаила Григорьевича Привеса, который с 1937 по 1977 г. возглавлял кафедру нормальной анатомии 1-го Ленинградского медицинского института им. акад. И. П. Павлова, а в настоящее время является ее профессором-консультантом.

Учебник написан с учетом достижений современной анатомической науки. Материал учебника изложен на основе философии диалектического материализма. Анатомия излагается не как чисто описательный предмет, а как наука эволюционная, функциональная, действенная и прикладная — это различные стороны одной науки — анатомии. Нашли отражение также новые направления анатомической науки — влияние на строение организма человека труда и спорта. При этом подчеркивается индивидуальная изменчивость, обусловленная не только генетическими факторами, но и социальными.

Академик АМН СССР Ю. И. Бородин

ВВЕДЕНИЕ

ПРЕДМЕТ АНАТОМИИ (АНАТОМИЯ КАК НАУКА)

Анатомией человека называется наука, изучающая форму и строение человеческого организма (и составляющих его органов и систем) и исследующая закономерности развития этого строения в связи с функцией и окружающей организм средой.

В основе ее в Советском Союзе лежит передовая философия диалектического материализма.

Старая описательная анатомия ставила перед собой один вопрос: как устроен организм? Она ограничивалась только описанием структуры, откуда и получила свое название. Она исследовала форму вне связи с функцией и не стремилась вскрывать законы развития организма, т. е. была метафизической1. Для старой описательной анатомии описание было целью. Для современной анатомии оно стало средством, одним из методов изучения структуры, одной из ее черт {описательная черта).

Современная анатомия стремится не только описывать факты, но и обобщать их, стремится выяснить не только, как устроен организм, но и почему он так устроен, каковы закономерности строения и развития организма, его органов и систем. Для ответа на этот второй вопрос она исследует как внутренние, так и внешние связи организма.

Диалектика в противоположность метафизике учит, что все в природе взаимосвязано. Также и живой организм человека есть целостная система. Поэтому анатомия изучает организм не как простую механическую сумму составляющих его частей, не зависимую от окружающей среды, а как целое, находящееся в единстве с условиями существования.

Диалектика в противоположность метафизике учит, что в природе все изменяется и развивается. Организм человека тоже не представляет собой нечто застывшее, отлитое в одну совершенно законченную форму, он постоянно изменяется от момента зарождения до момента смерти. Кроме того, человек как вид является продуктом длительной эволюции, обнаруживающим черты родственного сходства с животными формами. Поэтому анатомия изучает не только строение современного взрослого человека, но исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью:

1. Изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции животных — филогенез (phylon — род, genesis — развитие). Для изучения филогенеза используются данные сравнительной анатомии, которая сопоставляет строение различных животных и человека. Кроме сравнительной анатомии, являющейся описательной наукой, учитываются принципы эволюционной морфологии, которая вскрывает движущие силы эволюции и структурные изменения в процессе приспособления организма к конкретным условиям окружающей его среды.

1 Метафизикой в философии называется ненаучный подход к явлениям природы и общества как к неизменным и изолированным друг от друга, т. е. метод, прямо противоположный диалектике, рассматривающей все явления в их развитии, изменении и взаимной связи.

2. Исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества — антропогенез (anthropos — человек). Для этого используются, кроме сравнительной и эволюционной морфологии, преимущественно данные антропологии — науки о человеке.

Антропология изучает естественную историю человека и его физическую природу с учетом исторического развития общественной группы, к которой конкретно он принадлежит, и ведущей роли труда в процессе антропогенеза.

3. Рассматривается процесс развития индивида — онтогенез (onthos — особь) в течение всей его жизни: утробной, эмбриональной (эмбриоген е з), и внеутробной, постэмбриональной, или постнатальной (post — после, natus — рожденный), от рождения до момента смерти. С этой целью используются данные эмбриологии (embryon — зародыш) и так называемой возрастной анатомии. Последний период онтогенеза — старение — составляет объект геронтологии — науки о старости (греч. geron, gerontos — старик).

Учитываются также индивидуальные и половые различия формы, строения и положения тела и составляющих его органов, а также их топографическое взаимоотношение.

В результате анатомия изучает организм человека как целое, развивающееся на основе определенных закономерностей под влиянием внутренних и внешних условий на протяжении всей его эволюции. Такое изучение строения человеческого организма составляет эволюционную черту анатомии.

Диалектический материализм учит также, что форма и функция находятся в единстве и взаимно обусловливают друг друга. В организме нет структур, не выполняющих какую-либо функцию, так же как нет функций, не связанных с какой-либо структурой. Каждый орган является в значительной степени продуктом той работы, которая им совершается. Поэтому анатомия изучает строение организма и его отдельных частей, органов в неразрывной связи с их функцией, что составляет функциональную черту ее.

Все изучение анатомии человека является не самоцелью, а основано на принципе единства теории и практики и служит целям медицины, а также физической культуры (прикладная черта).

Описательная, эволюционная и функциональная черты являются разными сторонами единой анатомии. Главнейшей чертой советской анатомии является ее действенность, т. е. не пассивное созерцание и описание строения организма (как учит созерцательный материализм Фейербаха), а стремление вскрыть закономерности строения и развития организма и овладеть этими закономерностями с целью воздействия на человеческий организм в направлении, необходимом для благоприятного и гармоничного развития человека — строителя коммунистического общества.

Л. Фейербах указывал, что при изучении природы достаточно наблюдать ее, пассивно созерцать, не вмешиваясь в нее, и описывать, ограничиваясь описательным характером науки.

К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе», критикуя его, писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 4).

Из этих слов К. Маркса вытекает, что всякая наука должна решать 3 задачи: описывать, объяснять и управлять.

Анатомия как наука накапливает факты и описывает их (описательная черта), эволюционная и функциональная черты ее дают возможность объяснять эти факты и устанавливать закономерности структуры, а действенность анатомии способствует овладению вскрытыми закономерностями для управления организмом. В итоге анатомия может решать все 3 указанные задачи и потому является наукой с большими перспективами.

В силу обширности материала и трудности изучения целостного организма последний сначала рассматривается по системам, отчего анатомия получает также название систематической. Рассматривая организм по системам, мы искусственно расчленяем его на части, пользуясь аналитическим методом. Но в живом организме отдельные части и элементы построения тела (системы, органы, ткани и т. п.) существуют не изолированно, а взаимодействуя друг с другом в своем возникновении, развитии и жизнедеятельности и оказывают друг на друга формообразующее влияние.

Поэтому для понимания организма в целом необходимо пользоваться также и методом синтеза. Синтез анатомических знаний проводится в процессе всего прохождения курса анатомии путем вскрытия связи строения органа с функцией и изучения структуры в аспекте ее развития под влиянием внешних и внутренних факторов. При этом обращается внимание на взаимоотношение их между собой и особенно с нервной системой, объединяющей организм в единое целое (см. «Синтез анатомических данных»).

Кроме систематической анатомии, существует топографическая анатомия, рассматривающая пространственное соотношение органов в различных областях тела и имеющая непосредственное прикладное значение для клиники, особенно для практической хирургии, отчего ее называют также хирургической анатомией.

В институтах физкультуры обращается особое внимание на функциональную анатомию опорно-двигательного аппарата, которая исследует не только строение, но и динамику движений, и потому обозначается как динамическая анатомия. Прикладная анатомия для художников и скульпторов изучает только внешние формы и пропорции тела и называется пластической анатомией. Отмеченные виды анатомии отличаются разным подходом к изучению тела человека, которое может исследоваться как на мертвом, так и на живом, — анатомия живого человека. Последняя особенно необходима врачу, который имеет дело с живым человеком. Ее успехи связаны с прогрессирующим развитием рентгенологических методов исследования, позволяющих видеть почти все органы и системы живого человеческого организма, что составляет неотъемлемую часть современной анатомии, именуемую рентгеноанатомией. Все эти разновидности анатомической науки представляют разные аспекты единой анатомии человека.

Существующие в целом организме связи могут быть вскрыты только при сопоставлении данных анатомии с данными других сопредельных дисциплин.

Человек является высшим продуктом развития живой материи. Поэтому, чтобы понять его строение, необходимо пользоваться данными биологии как науки о законах возникновения и развития живой природы. Как человек является частью живой природы, так и наука, изучающая его строение, т. е. анатомия, является частью биологии.

Для понимания строения организма с точки зрения связи формы и функции анатомия пользуется данными физиологии — науки о жизнедеятельности организма. «Морфологические и физиологические явления, форма и функция обусловливают взаимно друг друга» {Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 620).

Анатомия и физиология рассматривают один и тот же объект — структуру живого, но с разных позиций: анатомия— с точки зрения формы, организации живого, а физиология — с точки зрения функции, процессов в живом.

Таковы взаимоотношения этих двух родственных дисциплин, которые являются альфой и омегой медицинских знаний.

Сама анатомия изучает не только внешнюю, но и внутреннюю форму, структуру органов с помощью микроскопа — микроскопическая анатомия. Здесь анатомия тесно связана с наукой о тканях — гистологией (hystos, греч.—ткань), которая изучает закономерности строения и развития тканей, а также с наукой о клетке — цитологией (cytos, греч,- клетка), исследующей закономерности строения, развития и деятельности различных клеток, составляющих ткани и органы.

С изобретением электронного микроскопа возникла возможность исследовать субмикроскопические структуры и даже молекулы живой материи, являющиеся одновременно объектом изучения химии. На стыке цитологии и химии развилась новая наука — цитохимия. В результате в настоящее время строение человеческого организма изучается, как говорят, на разных уровнях:

1) на уровне систем органов и органов:

а) невооруженным глазом;

б) с помощью лупы;

2) на уровне тканей:

а) с помощью стереоскопического микроскопа (гистотопография); б) с помощью микроскопа (гистология);

3) на уровне клеток (цитология):

а) с помощью светового микроскопа;

б) с помощью электронного микроскопа;

4) на уровне молекул живой материи:

а) с помощью электронного микроскопа.

Таково современное деление анатомии, гистологии и цитологии по уровням и технике исследования.

Анатомия, гистология, цитология и эмбриология вместе составляют общую науку о форме, строении и развитии организма, называемую морфологией (morphe — форма).

МЕТОДЫ АНАТОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Современная анатомия располагает большим набором различных методов исследования строения человеческого тела. Выбор метода зависит от задачи исследования.

Старейший, но не потерявший своего значения метод препарирования, рассечения, давший название науке (anatemno, греч.—рассекаю), применяется при изучении внешнего строения и топографии крупных образований. Объекты, видимые при увеличении до 20 — 30 раз, могут быть описаны после их макро- микроскопического препарирования. Этот метод имеет ряд разновидностей: препарирование под падающей каплей, под слоем воды. Он может дополняться разрыхлением соединительной ткани различными кислотами, избирательной окраской изучаемых структур (нервов, желез), наполнением (инъекцией) трубчатых систем (сосудов, протоков) окрашенными массами.

- Метод инъекции часто сочетается с рентгенографией, если инъекционная масса задерживает рентгеновские лучи, с просветлением, когда объект после специальной обработки делается прозрачным, а инъецированные сосуды или протоки делаются контрастными, непрозрачными. Широко используются инъекции сосудов, протоков и полостей с последующим растворением тканей в кислотах (коррозионный метод). В результате получают слепки изучаемых образований.

Расположение какого-либо органа (сосуд, нерв и т. д.) по отношению к другим анатомическим образованиям исследуют на распилах замороженного тела, получивших название «пироговские срезы» по имени Н. И. Пирогова, впервые применившего метод распила. Полученные на таких срезах данные могут быть дополнены сведениями о тканевых соотношениях, если изготовить срез толщиной, измеряемой микрометрами, и обработать его гистологическими красителями. Такой метод носит название гистотопографии.

По серии гистологических срезов и гистотопограмм можно восстановить изучаемое образование на рисунке или объемно. Такое действие представляет собой графическую или пластическую реконструкцию.

Для решения ряда анатомических задач применяются гистологические и гистохимические методы, когда объект исследования может быть обнаружен при увеличениях, разрешаемых световым микроскопом.

Активно внедряется в анатомию электронная микроскопия, позволяющая видеть структуры столь тонкие, что они не видны в световом микроскопе. Перспективен метод сканирующей электронной микроскопии, дающий как бы объемное изображение объекта исследования как при малых, так и при больших увеличениях.

Все упомянутые методы применимы при работе с трупом. Но «при изучении анатомии главным объектом должен всегда быть живой организм, из наблюдений над которым должно исходить всякое изучение, мертвый же препарат должен служить только проверкой и дополнением к изучаемому живому организму»1.

Современная техника еще не позволяет глубоко исследовать структуру живого человеческого тела, и изучение трупа остается в анатомии ведущим направлением. В то же время существуют методы, в равной мере применимые для исследования трупа и для исследования живого человека. Это методы, связанные с применением рентгеновских лучей (рентгенография), и эндоскопия (изучение внутренних органов при помощи специальных приборов, например гастроскопа, бронхоскопа и т. д.). Пользоваться этими методами для изучения живых людей допускается только в тех случаях, когда они необходимы для уточнения диагноза.

Новейшими методами рентгенологического исследования являются: 1. Электрорентгенография, позволяющая получать рентгеновское изображение мягких тканей (кожи, подкожной клетчатки, связок, хрящей, соединительнотканного каркаса паренхиматозных органов и др.), которые на обычных рентгенограммах не выявляются, так как почти не задерживают рентгеновские лучи. 2. Томография, с помощью которой можно получать изображения задерживающих рентгеновские лучи образований, лежащих в заданной плоскости. 3. Компьютерная томография, дающая возможность видеть на телевизионном экране изображение, суммированное из большого числа томографических изображений. 4. Рентгеноденсиметрия, позволяющая прижизненно определять количество минеральных солей в костях.

Многие вопросы анатомии решаются в экспериментах на животных. Такие эксперименты сыграли и продолжают играть большую роль в познании строения и функции как отдельных органов, так и организма в целом.

1 Лесгафт 17. Ф. Основы теоретической анатомии. Ч. 1. Спб 1892, с. 1.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ АНАТОМИИ

История анатомии есть история борьбы материализма и идеализма во взглядах на строение и развитие организма человека. Эта борьба начинается с возникновения классов в эпоху рабовладельческого строя.

В Древней Греции под влиянием материализма Демокрита и диалектики Гераклита, высказавшего знаменитое положение «все течет» (panta rhei), формируется материалистический взгляд на строение человеческого организма.

Так, знаменитый врач Древней Греции Гиппократ (460 — 377 гг. до н. э.) учил, что основу строения организма составляют четыре «сока»: кровь (sanguis), слизь (phlegma), желчь (chole) и черная желчь (melaina chole). От преобладания одного из этих соков зависят и виды темперамента человека: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Следовательно, темперамент человека как одно из проявлений душевной деятельности его обусловлен состоянием «соков» тела, т. е. материи. В этом был материализм Гиппократа.

Названные виды темперамента определяли, по Гиппократу, одновременно и разные типы конституции человека, которая многообразна и может изменяться соответственно изменению тех же «соков» тела.

Исходя из такого представления об организме, Гиппократ смотрел и на болезни как на результат неправильного смешения жидкостей, вследствие чего ввел в практику лечения различные «жидкогонные» средства. Так возникла «гуморальная» (humor — жидкость) теория строения организма, которая в известной мере сохранила свое значение до сих пор, отчего Гиппократа считают отцом медицины. Гиппократ большое значение придавал изучению анатомии, считая ее первоосновой медицины.

Врагом материализма и представителем античного идеализма был идеолог аристократической реакции Платон (427 — 347 гг. до н. э.). По Платону, организм человека управляется не материальным органом — мозгом, а тремя видами «души», или «пневмы», помещающимися в трех главнейших органах тела — мозге, сердце и печени (треножник Платона).

Ученик Платона Аристотель (384 — 323 гг. до н. э.) развивал идеалистическое учение своего учителя Платона о «душе», которая есть действенное, животворное начало, полагая, что все в природе, включая и человека, подчинено высшей целесообразности. В отличие от Платона он придерживался материалистического взгляда на «душу», которая находится в единстве с телом и которая смертна и умирает вместе с ним. Он сделал первую попытку сравнения тела животных и изучения зародыша и явился зачинателем сравнительной анатомии и эмбриологии. Аристотель высказал верную мысль, противоречащую религии, о том, что всякое животное происходит от животного (опте animal ex animali).

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

ВСЁ ДЛЯ ВУЗОВ И ТЕХНИКУМОВ, Анатомия, Для студентов медицинских институтов, Автор - Привес М.Г., Автор - Лисенков Н.К., Автор - Бушкович В.И.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО БИОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО БИОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика