Естествознание ЧАСТЬ-1 - Учебник для начальной школы (Тетюрев ) 1939 - старые учебники

Скачать Советский учебник

Естествознание. Учебник для начальной школы (Тетюрев ) 1939 часть 1

 

Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ 3-го КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 

© ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРКОМПРОСА РСФСР, МОСКВА 1939

Авторство: В. А. Тетюрев

Формат: DjVu, Размер файла: 30.7 MB  

Утверждено Наркомпросом РСФСР

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ  

  I. Почва и полезные ископаемые 

  Почва 

  Из чего состоит почва 

  Перегной 

  Глина 

  Песок 

  Гранит 

  Как разрушается гранит 9 

  Как образуются глинистый сланец и песчаник 

  Использование глины, песка и гранита в народном хозяйстве 12 

  Как из глины делают кирпич 

  Как из глины делают посуду 

  Как изготовляют стекло и стеклянную посуду 13 

  На что идет гранит 

  Известняки 14 

  Известь 15 

  Цемент и бетон 16 

  Соль 

  Каменная соль. Самосадочная соль 18 

  Соляные источники 19 

См. оглавление полностью...

  Добыча соли из морской воды — Соли, идущие на удобрение 20 

  Добываемое в земле топливо 21 

  Как образуется торф 

  Как добывается и используется торф 22 

  Как образовался каменный уголь 24 

  Как добывают каменный уголь 26 

  Как добывают нефть 28 

  Топливо в народном хозяйстве СССР 30 

  Металлы 

  Железные руды 31 

  Как добывают железную руду 32 

  Как получают чугун, сталь и железо 

  Медь. Алюминий 34 

  Свинец. Золото 35 

  Металлы в народном хозяйстве СССР 36 

  

  II. Вода. 

  Три состояния воды 37 

  Чиста ли природная вода 38 

  Как очищают воду от мути 

  Как очищают воду от растворенной в ней соли 39 

  Дождь и снег 40 

  Роса и иней 41 

  Круговорот воды в природе 

  Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении 42 

  Расширение воды при замерзании 

  Термометр 

  Работа воды в природе 44 

  Использование силы воды в хозяйстве. Водяные двигатели 45 

  Наши водные электрические станции 46 

  Паровые двигатели 47 

  

  III. Воздух. 

  Воздух занимает место 48 

  Воздух имеет вес 

  Воздух сжимаем и упрут 49 

  Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении 50 

  Воздух плохо проводит тепло 

  Какой воздух легче — теплый или холодный 52 

  Первые воздухоплаватели 53 

  Воздушный шар 54 

  Воздушный корабль 

  Ветер 55 

  Работа ветра в хозяйстве 57 

  Из чего состоит воздух 

  Кислород 58 

  Углекислый газ 59 

  Опыт, выясняющий состав воздуха 60 

  

  IV. Электричество в природе. 

  Что такое молния и гром 61 

  Громоотвод 62 

  Электричество в народном хозяйстве 63 

  

  V. Жизнь растений. 

  Как живут растения ранней весной 

  Как из семян развиваются растения 66 

  Корни растений 67 

  Зеленые листья растений 69 

  Какие стебли бывают у разных растений 70 

  Испарение воды растениями 71 

  О цветах, насекомых и ветре 

  Развитие культурных растений 73 

  

  VI. Охрана здоровья. 

  Работа и отдых в школе 74 

  Работа и отдых дома 

  Труд и отдых рабочих на производстве 75 

  Микробы — возбудители заразных болезней 76 

  Насекомые — разносчики заразных болезней 

  Отдых летом 

  Как советская власть заботится о здоровье трудящихся и их детей 

  Приложение. Что надо собрать для работы в школе.

Скачать бесплатный учебник  СССР - Естествознание ЧАСТЬ-1 - Учебник для начальной школы  (Тетюрев ) 1939 год

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ВВЕДЕНИЕ. 

      Мы будем изучать природу. Наука о природе называется естествознанием. Мы будем изучать землю, воду, воздух; мы будем изучать растения, животных, человека. 

      Изучать природу необходимо не только для того, чтобы знать, что происходит в природе. Это необходимо и для того, чтобы понимать, как человек своим трудом покоряет природу и использует ее в своих целях. Ведь все, чем мы пользуемся в нашей жизни, — разные орудия труда, пища, одежда, жилище, — изготовлено из того, что добыто в природе. 

      Естествознание имеет для нас очень большое значение. Оно помогает нам правильно понимать природу. Оно помогает в нашем социалистическом строительстве. Начатками естествознания мы должны овладеть уже в начальной школе. 

      

      Приложение 

      ЧТО НАДО СОБРАТЬ ДЛЯ РАБОТЫ В ШКОЛЕ. 

      

      I. По разделу: Почва и полезные ископаемые 

      1. Собрать образцы почв. Для этого следует выкопать глубокую ямку на поле или в огороде, или в лесу. Взять образцы почвы с разной глубины, завернуть их в газетную бумагу. После — просушить почву на воздухе. Высушенную почву положить в пустые спичечные коробочки или в специально сделанные коробочки из картона (хорошо со стеклянной крышкой). На коробочках наклеить бумажные этикетки с надписью, откуда взята почва. 

      2. Собрать образцы глины и песка. Собрать встречающиеся в вашей местности разные сорта глины (красная глина, белая и другие). Интересно собрать образцы глины, которая употребляется для приготовления разных изделий (кирпичная глина, гончарная, фарфоровая). Надо собрать также разные сорта песка (мелкий песок, крупный песок). Образцы глины и песка после сушки на воздухе положить в коробочки. На коробочках наклеить этикетки с надписью. 

      3. Собрать образцы гранита. Куски гранита могут встретиться на полях, по краям шоссейной дороги. Гранит легко узнать, рассматривая его на свежем изломе. Для этого надо разбить кусок гранита молотком. Чаще всего встречаются серый и красный граниты. Интересно собрать образцы разрушающегося гранита. Из различных образцов гранита составить коллекцию. 

      4. Собрать образцы различных изделий из глины и песка, Например кирпичи, мелкие гончарные изделия, образцы или ос колки стеклянных и фарфоровых изделий. Составить коллекцию На тему: "Что делают из глины и песка". 

      5. Собрать образцы известняков. Желательно собирать разные известняки: разной плотности (плотные, рыхлые), раз Ра«и (серые, белые, розовые и другие). Интересно найти раковистый известняк. Такой известняк состоит из раковинок, заметных даже невооруженным глазом. Достать образцы мрамора. Составить коллекцию известняков. 

      6. Собрать образцы извести и цемента. 

      Негашеную известь, а также цемент можно достать на постройках. 

      При этом надо иметь в виду, что известь — вещество едкое. С нею надо обращаться осторожно. Хранить ее надо в плотно закупоренных стеклянных банках или пробирках. К этой коллег пии хорошо присоединить мергель. Это горная порода, состоящая из глины и известняка. На цементных заводах мергель идет на приготовление цемента. 

      7. Собрать образцы минеральных удобрений: калийной соли, фосфоритной и апатитовой муки, суперфосфата и других. Их можно достать в колхозе или совхозе. Эти материалы поместить в пробирки с соответствующими этикетками. К этой коллекции хорошо присоединить образцы апатитов и фосфоритов, из которых на заводах изготовляется суперфосфат. 

      8. Собрать образцы ископаемого топлива: торфа (сухого), бурого утля, каменного угля, антрацита, нефти. Составить коллекцию продуктов, получаемых из нефти: бензина, керосина, машинного масла, вазелина, парафина. Эти продукты надо хранить в маленьких, хорошо закупоренных пузырьках. 

      9. Собрать образцы железных руд: бурого, красного и магнитного железняка, составить из них коллекцию. 

      10. Собрать образцы чугуна, стали, железа и составить из них коллекцию. Составить коллекцию мелких изделий из чугуна, стали и железа. 

      

      II. По разделу: Жизнь растений 

      

      1. Еще до наступления весны собрать ветки местных кустарников и деревьев. Ветки поставить в банку с водой в живом уголке школы. Воду менять дня через три. Наблюдать, как набухают почки и как из почек развиваются веточки с листочками и цветами. 

      2. Ранней весной собрать ветки рано цветущих кустарников и деревьев. Составить из них гербарий. Для этого нарезать листы газетной бумаги и между ними аккуратно положить ветку цветами. Листы бумаги с растениями положить между двумя гладкими деревянными дощечками и придавить каким-нибудь грузом, например, камнями. Отсыревшую бумагу надо заменять сухой и просушивать. 

      Когда растения будут засушены, бумажными полосками наклеить их на бумагу. Под растением наклеить этикетку, на которой написать: 1) название растения, 2) где найдено, 3) когда найдено и 4) кем найдено. Это будет гербарий рано цветущих местных кустарников и деревьев. 

      3 Собрать рано цветущие травянистые растения: мать-и-мачеху хохлатку, гусиный лук и другие. Обратить внимание на их подземные части, где отложены запасы питательных веществ. Выкопанные растения осторожно пересадить в глиняные горшочки или в жестяные банки. Растения пересадить вместе с почвой, на которой они растут. Наблюдать развитие этих растений в живом уголке. 

      4. Собрать семена полевых и огородных растении, культивируемых в вашей местности. Семена положить в пробирку или пузырьки, на которых наклеить бумажки с соответствующими надписями. Надо научиться по внешнему виду различать семена различных культурных растений. 

      5. Составить гербарий растений, имеющих различные корни. Из культурных растении можно взять пшеницу, рожь, горох, а из дикорастущих — одуванчик, подорожник. 

      6. Собрать образцы различных стеблей растений: отрезок ствола дерева (можно отпилить от круглого полена), отрезки ветвей кустарника, разные травянистые стебли. Последние надо предварительно засушить между листами бумаги. Составить коллекцию на тему: .Стебли растений". 

      7. Собрать и засушить разнообразные листья растений. Из засушенных листьев составить гербарий. 

      8. Собрать и засушить цветоносные ветви более поздно цветущих растений (травянистых растений, кустарников и деревьев). Составить гербарий. 

      9. Посадить в ящики или горшки с почвой клубни картофеля, луковицы обыкновенного лука, корни моркови, свеклы, кочерыжки капусты. В этих частях растений отложены запасы питательных веществ. Наблюдать развитие растений. Не забывать поливать почву.

      10. Устроить в школе уголок комнатных растений. Для 

      культуры можно рекомендовать наши обычные комнатные растения: традесканцию, примулу, бегонию и другие. Их можно достать в местном цветоводстве. На летние каникулы эти растения можно передать учащимся — любителям комнатных растений, чтобы они 

      сохранили их за лето. 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БОТАНИКА, ПРИРОДОВЕДЕНИЕ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БОТАНИКА - ПРИРОДОВЕДЕНИЕ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика