Естествознание ЧАСТЬ-2 - Учебник для начальной школы (Тетюрев ) 1940 - старые учебники

Скачать Советский учебник

 

 Естествознание. Учебник для начальной школы (Тетюрев ) 1940 часть 2

Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ 4-го КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 

© ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРКОМПРОСА РСФСР, МОСКВА 1940

Авторство: В. А. Тетюрев

Формат: DjVu, Размер файла: 45.4 MB  

Утверждено Наркомпросом РСФСР

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ 

      II. ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ 

      III. СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА 


Скачать бесплатный учебник  СССР - Естествознание ЧАСТЬ-2 - Учебник для начальной школы  (Тетюрев ) 1940 год

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

ВВЕДЕНИЕ. 

      В прошлом голу мы изучали неживую природу: землю, золу, воздух. Теперь мы будем изучать живую природу: растения, животных, человека. 

      Мы ознакомимся с различными представителями мира растений и рассмотрим, как они приспособлены к тем условиям, в которых они растут. хМы узнаем здесь, как человек вывел и выводит различные сорта культурных растений. Мы узнаем, какое значение имеют культурные растения в нашем народном хозяйстве 

      Далее мы ознакомимся с разнообразными животными и проследим, как они приспособлены к условиям своего обитания. Мы узнаем, какое значение имеют многие из этих животных, например рыбы, птицы, звери для нашего социалистического хозяйства. Мы ознакомимся также и с происхождением наших домашних животных. 

      После этого мы будем изучать строение и жизнь человеческого тела. При этом мы узнаем, какое имеется сходство у человека с животными и в чем состоит отличие человека от животных. Мы узнаем и о происхождении человека. 

      Все это нам надо изучать для того, чтобы правильно понимать природу; чтобы научиться овладевать природой и использовать ее в нашем социалистическом строительстве. Все эти знания нам необходимы, чтобы стать активными и сознательными строителями нашего социалистического общества. 

      

      Приложение. 

      ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. 

      

      I. Жизнь растений. 

      А. По теме Как расселяются растения. 

      1. Найти не облетевший еше шар одуванчика и сосчитать, сколько в нем отдельных плодиков-семянок. Сколько получилось бы растений, если бы ни одна из этих семянок не погибла и если бы из каждой на следующий год выросло по такому же одуванчику? Вычислить, сколько семян может принести в будущем голу все потомство этого одуванчика. Предположим, что дело пойдет так же и дальше, — вычислить, каково будет поточетло нашего одуванчика еше через год, через два года. 

      2. Собрать и рассмотреть летучие соплодья, плоды и семена клена, липы, вяза, ясеня, берёзы, одуванчика, чертополоха. Собрать также зрелые, но еше не раскрывшиеся шишки сосны и ели. Составить коллекцию на тему Распространение семян при помощи ветра. 

      3. Собран, и рассмотреть образны цепких плодов и соплодий — репейника, липучки, череды и др. Собранные образцы разложить по сортам в отдельные коробочки. Составить коллекцию Распространение семян животными. 

      4. Собрать и рассмотреть образцы плодов с сухими растрескивающимися коробочками — головки мака, плоды колокольчиков, плоды бобовых растений и т. д. Составить коллекцию. 

      

      Б. По теме Почему растительность у нас не везде одинаковая 

      1. Собрать и засушить образцы одуванчиков, выросших в различных условиях: а) одуванчики с открытого сухого места с лежащими на земле и сильно изрезанными листьями; б) одуванчики выросшие в ботее тенистых и влажных местах, с большими широкими приподнятыми листьями. Растения выкопать с корнями и засушить. Лучшие образцы засушенных растений наклеить на лист, бумаги, сделать соответствующие надписи и вывесить в классе на стене. 

      2. Взять для живого уголка несколько дерновинок едкого очитка Отдельные растеньица положить на подоконнике без почвы и проследить, долго ли они будут оставаться в гаком виде живыми. 

      В. Осенние задания по теме Культурные растения. 

      1. Принимая участие в осенней уборке урожая на огороде, обратить внимание на различные сорта капусты и других огородных растений. 

      2. Составить коллекцию различных сортов культурных злаков. 

      3. Добыть в совхозах или колхозах образцы новых для данного района культур и новых улучшенных сортов культурных растений. 

      

      II. Жизнь животных. 

      

      А. По темам Рыбы и Беспозвоночные животные, обитающие в воде. 

      1. Наловить для живого уголка небольших рыбок — карасей, пескарей, щиповок, уклеек, язей и др. Приготовить для них аквариум или стеклянные банки. На дно аквариума положить слой хорошо промытого речного песка, в песок посадить элодею или другие водяные растения (зеленые растения выделяют на свету необходимый рыбам кислород). Кормить рыбок „мотылем" (красными водяными личинками), червяками, мелкими рачками (дафниями и циклопами), крошками белого хлеба (не бросать помногу, чтобы остающийся корм не закисал). 

      2. Взяв уснувшую свежую рыбу, найти у нее глаза, рот, ноздри, жаберные крышки и жабры, плавники парные (грудные и брюшные) и непарные (хвостовой, спинной, подхвостовой). Зарисовать рыбу с плавниками и написать название каждого плавника. Попробовать сгибать хвост вправо и влево, а потом в другом направлении — вверх и вниз, в каком направлении хвост легче и больше гнется? Какое значение имеет это для движения рыбы? 

      3. Проследить за движением рыбы в аквариуме. Какие плавники выполняют при этом главную работу? Гребет ли рыба своими парными плавниками при быстром движении? Какими плавниками двигает рыба, когда она стоит спокойно на месте? 

      4. Сравнить между собой уклейку или язя со шиповкой или вьюном. Какая из них больше плавает и какая больше держится на дне? Какая окраска у донных рыб и какое она имеет для них значение? 

      5. Наловить сачком в пруду жуков-плавунцов и клопов-гладышей. Летом наловить там же личинок плавунцов и личинок стрекоз. 

      Рассадить этих хищников по небольшим банкам; кормить насекомыми, червями, мелкими рыбешками и головастиками. 

      Проследить, как все эти хищники схватывают и поедают до наблюдать, как плавунец и гладыш запасаются воздухом, как они плавают в воде, а потом выловить их из банки и пустить на стол, — как они здесь двигаются? 

      

      Б. По темам Земноводные и Пресмыкающиеся. 

      1. Взять для содержания в живом уголке различных лягушек и жаб, подготовив для них соответствующее помещение — террариум. Необходимо чтобы в террариуме был поддонник с водой, куда лягушки могли бы погружаться (воду менять и поддерживать чистоту). Подкармливать лягушек и жаб насекомыми (мухами, тараканами-прусаками, личинками и червями) Наблюдать, как лягушки и жабы дышат, как они хватают и проглатывают корм. Берут ли они мертвых неподвижных насекомых? 

      2. Поймать в пруду для живого уголка тритонов. Поселить их н аквариуме (банке); верхний край у банки изнутри смазать салом или маслом чтобы тритоны не могли уползти. Кормить „мотылем", мелкими пачками дождевыми червями. Наблюдать, как тритоны плавают и как передвигаются по дну, — какие органы служат им для движения в том и в другом случае? Из чего видно, что тритоны дышат легкими? 

      3. Взять весной лягушачьей икры, поместить в банку и наблюдать развитие головастиков. 

      4. Взять для живого уголка ящерицу. Кормить насекомыми (тараканами-прусаками, мухами), давать воды для питья. Наблюдать, как движется ящерица, как она ощупывает встречные предметы языком, как хватает и ест добычу, как пьет воду. 

      

      В. По теме Птицы. 

      1. Поймать или купить для живого уголка несколько птиц: зерноядных (снегиря, клеста, чижа, щегла) и насекомоядных (синичек). Давать им соответствующий корм: зерноядных кормить семенами и хлебными крошками (с осени запасти для них семена сурепы, репейника, березы и т. д.); насекомоядных кормить мягким кормом — распаренными в горячей воде „муравьиными яйцами" (т. е. куколками муравьев) с примесью размоченных толченых сухарей, сушеными и затем распаренными ягодами бузины. Подкармливать синиц кусочками мяса и сала, личинками, червяками. Сравнить клювы зерноядных и насекомоядных птиц. Сравнить поведение насекомоядных и зерноядных птиц, — которые из них более подвижны, и какое это имеет значение для их жизни? 

      2. Побывать в птицеводном совхозе, ознакомиться с инкубацией яиц и с тем, как содержатся и выращиваются там цыплята. 

      3. Летом проследить развитие цыплят — как растут у них перья, как развиваются у петушков шпоры, когда обнаруживается разница между курочками и петушками, когда наседка бросает цыплят. 

      

      Г. По теме Млекопитающие животные. 

      1. Побывать в животноводческом совхозе или колхозе. Ознакомиться с условиями содержания и кормления скота, с приемами выращивания молодняка. 

      2. Побывать в племенном крольчатнике, где разводят разные породы кроликов. Узнать, чем одна порода отличается от другой, как окрашены глаза у различных пород. 

      3. Устроить крольчатник при школе. Организовать уход за кроликами. Научиться составлять кормовые дачи для взрослых кроликов, для маток, выкармливающих детенышей, и для крольчат, когда они отняты от матери (нормы кормления узнать в особых книжках по разведению кроликов).

 

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БОТАНИКА, ПРИРОДОВЕДЕНИЕ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БОТАНИКА - ПРИРОДОВЕДЕНИЕ"

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика