Skip to main content

Химия в сельском хозяйстве - Основы агрохимии (Сударкина, Евсеева, Орлова) 1976 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Химия в сельском хозяйстве. (Основы агрохимии). Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся X класса (Сударкина, Евсеева, Орлова) 1976

Назначение: Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся X класса 

© "Просвещение" Москва 1976 

Авторство: А.А. Сударкина, Н.И. Евсеева, А.Н. Орлова

Формат: PDF Размер файла: 3.85 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . . . , 3

Глава I. Агрохимическое исследование почв ... 8

Полевое обследование почв -

Практическая работа 1. Предварительное знакомство с физическими свойствами почв   12

Практическая работа 2. Качественное определение химических элементов почвы ,13

Определение общей и гигроскопической влаги в почве . 15

Практическая работа 3. Определение общей влажности почвы ... -

Практическая работа 4. Определение гигроскопической влажности . . 16

Практическая работа 5. Определение полной полевой влагоемкости почвы   17

Подготовка почвенных образцов к анализу .18

Практическая работа 6. Приготовление почвенных образцов ... --

Анализ почвенных образцов и составление агрохимических картограмм 19

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Кислотность почвы и методы ее определения 20

Практическая работа 7. Колориметрическое определение pH по Алямов- скому 22

Практическая работа 8. Определение pH почв с помощью индикаторной бумаги 24

Практическая работа 9. Определение pH прибором ВИУА

Практическая работа 10. Составление картограммы кислотности почв

Практическая работа 11. Определение дозы извести по картограмме

Методы определения подвижного фосфора 31

Практическая работа 12. Колориметрический метод определения подвижного фосфора в дерново-подзолистых почвах по Кирсанову ... -

Практическая работа 13. Колориметрическое определение доступного фосфора в карбонатных почвах по Мачигину 35

Практическая работа 14. Определение фосфора в вытяжке на визуальном колориметре 37

SS I

Практическая работа 15. Колориметрическое определение подвижного фосфора в черноземных некарбонатных почвах по Чирикову . . 38

Практическая работа 16. Составление картограммы содержания подвижного фосфора в почве - 39

Использование картограмм подвижного фосфора при применении фосфорных удобрений  42

Практическая работа 17. Расчет доз фосфорных удобрений под культуры полевого севооборота с учетом поправок на содержание фосфора в почве . 44

Методы определения подвижного калия в почве 45

Практическая работа 18. Определение калия в почве методом Пейве -

Практическая работа 19. Определение подвижного калия в некарбонатных черноземах по методу Бровкиной 48

Практическая работа 20. Определение подвижного калия в карбонатных почвах по методу Протасова и Гусейнова 50

Практическая работа 21, Составление картограммы содержания подвижного калия в почве 52

Практическая работа 22. Расчет доз калийных удобрений под культуры полевого севооборота с учетом поправок на содержание калия в почве 55

Методы дополнительных анализов почв -

Практическая работа 23. Определение гидролитической кислотности по

Каллену . . t .......... .... -

Практическая работа 24. Расчет дозы извести для внесения в почву при известковании по величине гидролитической кислотности ... 57

Практическая работа 25. Определение емкости поглощения по методу Захарчука 58

Практическая работа 26. Определение суммы поглощенных оснований 62

Практическая работа 27. Подготовка почвы для определения гумуса и общего азота 63

Практическая работа 28. Определение гумуса в почве -

Практическая работа 29. Определение нитратов колориметрическим методом с дисульфофеноловой кислотой   66

Практическая работа 30. Определение содержания аммиачного азота в почве колориметрическим методом с реактивом Несслера ... 70

Глава II. Методы определения химического состава растений o  А 73

Азот в растении и методы его определения -

Практическая работа 31. Подготовка растительных образцов к анализу 74

Практическая работа 32. Определение общего азота по Кьельдалю . 75

Практическая работа 33. Определение обеспеченности растений азотом по Магницкому 77

Практическая работа 34. Определение обеспеченности растений азотом по методу Церлинг   79

Фосфор в растении и методы его определения 8

Практическая работа 35. Озоление растительного материала ... 8

Практическая работа 36. Определение содержания фосфора в растениях .колориметрическим методом 8

Практическая работа 37. Определение обеспеченности растений фосфором по Магницкому . . ' 8

Практическая работа 38. Определение обеспеченности растений фосфором по Церлинг . .  81

Калий в растении и методы его определения 8*

Практическая работа 39. Весовой метод определения калия в растениях По Тананаеву 8'

Практическая работа 40. Ускоренное определение обеспеченности растений калием по Магницкому 81

Практическая работа 41. Определение обеспеченности растений калием . по Церлинг . . . 91

Методы определения качества урожая -

Практическая работа 42. Определение содержания белковых веществ в растениях 9

Практическая работа 43. Определение содержания сахара в растениях методом титрования по Бертрану 91

Практическая работа 44. Определение содержания крахмала в растениях поляриметрическим методом 9>!

Практическая работа 45. Определение крахмала в картофельных клубнях по плотности 9'

Практическая работа 46. Рефрактометрическое определение содержания сухих веществ в соке овощей, корнеплодов, плодов и ягод ... 9$

Глава III. Минеральные и органические удобрения и их применение "  9<

Минеральные удобрения -

Азотные удобрения .... -

Аммиачно-нитратные удобрения .... -

Аммиачные удобрения  . . 100

Нитратные удобрения  . . 101

Удобрения, содержащие азот в амидной форме . . 102

Мочевино-формальдегидные удобрения  ... -

Фосфорные удобрения -

Калийные удобрения 103

Смешанные, сложные и комбинированные удобрения 104

Практическая работа 47. Подготовка к анализу образцов минеральных удобрений   -

Практическая работа 48. Качественный анализ минеральных удобрений 105

Практическая работа 49. Определение минеральных удобрений по Петербургскому  106

Практическая работа 50. Определение влажности удобрений . . 108-

Практическая работа 51. Определение содержания азота в аммиачных, аммиачно-нитратных и нитратных удобрениях формалиновым методом 109

Практическая работа 52. Определение содержания усвояемой фосфорной кислоты в суперфосфате 110

Практическая работа 53. Определение содержания калия в удобрениях методом титрования  .... 111

Органические удобрения  113

Практическая работа 54. Определение аммиачного азота в навоЗе колориметрическим методом по Ромашкевичу 114

Применение удобрений ... 116

Глава IV. Полевой и вегетационный метод в агрохимии 121

Вегетационный метод и техника его проведения -

Практическая работа 55. Проведение вегетационного опыта на водных питательных смесях   . . 130

Полевой метод исследований и техника проведения опытов .... 131

Схема 1. Влияние различных доз фосфорных удобрений на урожай -

Схема 2. Влияние различных доз азотных удобрений на урожай . -

Схема 3. Влияние различных доз калийных удобрений на урожай 132

Схема 4. Действие различных видов и сочетаний удобрений на урожай -

Приложение 138

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Химия в сельском хозяйстве. (Основы агрохимии). Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся X класса (Сударкина, Евсеева, Орлова) 1976 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ВВЕДЕНИЕ

Агрохимия - наука о химических процессах в почве и в растениях, питании растений, применении удобрений и других химических средств для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

Содержание и задачи агрохимии были сформулированы основоположником советской агрохимической науки академиком Дмитрием Николаевичем Прянишниковым.

"Задачей агрохимии является изучение круговорота веществ 1 земледелии и выявление тех мер воздействия на химические процессы, протекающие в почве и растении, которые могут повывать урожай или изменять его состав. Главным способом вмешательства в этот круговорот является применение удобрений"1.

На рисунке 1 дан треугольник Д. Н. Прянишникова, где ученый в схематическом виде изобразил взаимосвязь основных объектов, изучаемых агрохимией, - почвы, растения и удобрения.

Дальнейшее повышение культуры земледелия является одной 13 основных задач, поставленных партией и правительством перед сельскохозяйственным производством. Культура земледелия немыслима в настоящее время без научно направленного применения удобрений. Химическая промышленность из года в год увеличивает поставки минеральных удобрений сельскому хозяйству. Особенно быстрыми темпами предполагается развивать производство высококонцентрированных удобрений (мочевины, жидкого аммиака, двойного суперфосфата, хлорида калия) и комплексных минеральных удобрений, содержащих одновременно два или три основных питательных элемента (нитрофоски, аммофосов, диаммофосов, аммонизированного суперфосфата и др.).

Правильное использование удобрений обеспечит выполнение 'лавной задачи - создание изобилия продуктов потребления. Практическое применение агрохимии является необходимым условием развития высокопродуктивного социалистического сельскохозяйственного производства. Агрономическая химия, основываясь на физиологии растений и химии удобрений, разрешает практические вопросы земледелия.

Рис. I. Треугольник Д. Н. Прянишникова.

Самые первые шаги в области научного земледелия у нас в России относятся к концу XVIII в.; когда М. В. Ломоносов высказал научные предположения о происхождении органического вещества почвы. Тогда же была, опубликована книга одного из основоположников русской агрономической науки А. Т. Болотова "Об удобрении земель".

В конце XVIII и на протяжении XIX в. большое влияние ю развитие русской агрономическое науки и сельского хозяйства ока зало существовавшее в России Вольное экономическое общество

Активные члены этого общества: А. Т. Болотов, И. М. Ко

мов и А. П. Пошман - задолго до опубликования Ю. Либихо\

теории минерального питания писали о значении минеральные солей для жизнедеятельности растений. И. М. Комов в своих трудах придавал большое значение проведению опытов с растениям* для выяснения роли химических элементов в питании растений он подчеркивал необходимость постановки не "однократных* опытов, а с "повторением", для большей уверенности. Крупные сдвиги в развитии науки о питании растений произошли поел* появления аналитических работ французских ученых О. Б. Соесюра (1804) и Ж. Б. Буссенго (1836) и немецких учены> X. К. Шпренгеля и Ю. Либиха (1840).

О. Б. Соссюр установил, что источником углерода для растений является атмосфера, а почва - источником зольных веществ и опроверг существовавший в то время виталистический взгляд растения сами посредством "жизненной силы" создают зольные вещества.

Ж. Б. Буссенго и Ю. Либиху принадлежит исключительно большая роль в истории агрохимии. Ю. Либих не был экспериментатором в агрохимии, а основывал свои взгляды на исследованиях О. Б. Соссюра, Ж. Б. Буссенго и X. К. Шпренгеля. Однако его книга "Химия в применений к земледелию и физиологию (1840) и развиваемая им теория минерального питания получи ли широкое распространение как в ученом мире, так, и сред! сельских хозяев.

До появления книги Ю. Либиха господствующей была гумусовая (перегнойная) теория А. Д. Тэера (1752-1828), сущность которой заключалась в том, что главное значение в плодородии почвы и питании растений придавалось органическому веществ] почвы и органическим удобрениям как источникам углерода Взгляды А. Д. Тэера, изложенные в книге "Основания рационального сельского хозяйства", оказали большое влияние на развитие агрохимической науки.

Гумусовая теория, обоснованная достаточными научными данными, была подвергнута резкой критике Ю. Либихом. Совершенно отвергая возможность использования органического вещества растением, он явился сторонником другой крайности, считая, что только неорганическая природа доставляет растениям пищу. Перегною он отводил лишь роль источника почвенной углекислоты, которая ускоряет и подготовляет минеральную пищу растениям. Ю. Либих выдвинул положение о необходимости восстановления плодородия почвы, истощенной длительным возделыванием на ней сельскохозяйственных культур. Он считал, что унесенные из почвы урожаями питательные вещества необходимо возвращать.

Серьезной ошибкой Ю. Либиха было то, что, по его мнению, возврату в почву подлежат зольные элементы, внесение же азота им игнорировалось. Это он объяснял тем, что аммиачный азот, выпадая вместе с осадками на землю, вполне покрывает текущую потребность в нем растений. В основу учения Либиха была положена теория чисто минерального питания, однако выдвинутые им положения, в частности о необходимости сознательного регулирования содержания питательных веществ в почве, нашли поддержку среди ученых и практиков сельского хозяйства.

В начале XIX в. в нашей стране большую роль сыграли труды М. Г. Павлова. Он организовал в Москве первую в России сельскохозяйственную школу и ее учебную ферму "Бутырский хутор", где с помощью удобрений добился невиданных для того времени урожаев. В 1825 г. Павлов опубликовал книгу "Земледельческая химия".

Важным этапом в развитии агрохимии явились работы А. Н. Энгельгардта, который первый обратил внимание на отечественные залежи фосфоритов и доказал возможность использования их без переработки в качестве удобрения на подзолистых почвах; в 1878 г. он опубликовал книгу "Химические основы сельского хозяйства". С его именем связано начало истории применения удобрений и организации опытного дела в России.

К этому же времени относятся исследования основоположника современной химии Д. И. Менделеева в области применения химии в сельском хозяйстве. Еще более ста лет назад он писал: "Наука земледелия долго не могла отыскать точки для своего исхода, дышала схоластикой; если создавала что-либо новое, то почти случайно, и не выставляла неизбежных требований. Химия осветила этот темный путь и дала уже сельскому хозяйству ряд непреложных и последовательных выводов, следовать которым обязан каждый, кто хочет выгодно вести свое дело"1.

1 Менделеев Д. И. Работы по сельскому хозяйству и лесоводству. .ЛА., 1954, с. 237.

Одной из характерных черт деятельности Д. И. Менделеева, как и других великих русских ученых: К- А. Тимирязева, В. В. Докучаева, Д. Н. Прянишникова и т. д. - было стремление сочетать теорию с практикой, использовать выводы науки в действитель-ной жизни. Говоря о научных предсказаниях, Д. И. Менделеев подчеркивал, что они не имели бы важного значения, если бы не приносили людям пользы.

По предложению Д. И. Менделеева (1834-1907) и под его- руководством, при участии К- А. Тимирязева и Г. Г. Густавсона в 1867-1869 гг. проводились полевые опыты с удобрениями. В 1872 г. К- А. Тимирязевым в Петровской земледельческой академии (теперь орденов Ленина и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева) был построен первый в России вегетационный домик для постановки экспериментов с растениями.

К. А. Тимирязев оказал большое влияние на развитие агрономической науки в нашей стране. Изучая вопросы фотосинтеза,, он считал, что в выяснении механизма ассимиляции солнечной энергии и роли хлорофилла лежит ключ к пониманию космической роли растения в природе. В итоге все сводится к растительному миру как первоисточнику существования всех живых организмов.

"Одним из главных предметов изучения и забот человека должно быть растение"1, - писал К. А. Тимирязев и неоднократно* напоминал, что для определения и возможно точного осуществления требований растения в нужных для него питательных веществах необходимо "спросить" мнение самого растения, т. е. поставить соответствующий опыт. На научном опыте зиждет власть человека над природой, и эта власть будет проявляться тем полнее, чем шире и совершеннее разовьется искусство проводить опыты. Только знание причины явлений дает человеку в руки средство управлять ими, находить же причину помогает только опыт.

Ученик К- А. Тимирязева Д. Н. Прянишников был основоположником советской агрохимии (1865-1948). Одной из крупнейших теоретических проблем, разработанных им, является теория азотного питания растений. Его научные труды по вопросам удобрения почв служат теоретическим обоснованием химизации - социалистического земледелия и общего подъема урожайности сельскохозяйственных растений, возделываемых в самых различных зонах нашей страны. Работы Д. Н. Прянишникова, его учеников и сотрудников способствовали проведению различных мероприятий по химизации земледелия в СССР - широкому внедрению минеральных удобрений в сельскохозяйственную практику и созданию туковой химической промышленности.

1 Тимирязев К. А. Избранные сочинения, т. II. М., 1948, с. 43.

Коммунистическая партия и Советское правительство всегда уделяли и уделяют большое внимание развитию агрохимии в стране. Февральский Пленум ЦК КПСС (1964) постановил: "В целях наиболее правильного использования минеральных удо-брений и других химических средств в сельском хозяйстве считать необходимым создание в стране в течение 1964-1965 гг. единой агрохимической службы. Создать в различных зонах страны необходимое количество агрохимических лабораторий, оснащенных современным оборудованием. Главными задачами агрохимической службы должны быть: разработка научно обоснованных рекомендаций по распределению и эффективному использованию минеральных удобрений и других химических средств, проведение массовых анализов почв, удобрений и кормов, составление агрохимических картограмм земель, оказание конкретной помощи колхозам и совхозам в химизации земледелия и животноводства"1.

В настоящее время в Советском Союзе в системе Государственной агрохимической службы работают 195 зональных агрохимических лабораторий. В каждой области находится одна, две или три лаборатории, которые проводят обследование почв колхозов и совхозов и выдают хозяйствам рекомендации по правильному экономически обоснованному использованию удобрений с учетом агрохимических свойств почв. Специалисты зональных агрохимических лабораторий совместно с агрономами колхозов составляют ежегодные планы применения удобрений на каждое конкретное поле.

На полях совхозов и колхозов они проводят полевые опыты с удобрениями и помогают разработать систему удобрений сельскохозяйственных культур с учетом природных особенностей данной области.

1 Об интенсификации сельскохозяйственного производства. Постановление Пленума ЦК КПСС от 15 февраля 1964 года. М., 1964, с. 13.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО БОТАНИКЕ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО БОТАНИКЕ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО БОТАНИКЕ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика