Первое знакомство детей с родной природой (Бенкен) 1923 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: В предлагаемом руководстве для каждого периода года намечаются экскурсии, беседы в классе и связанные с ними работы по примитивному коллекционированию, самостоятельному наблюдению и исследованию. Такой план работ представляется наиболее целесообразным потому, что с детьми младшего возраста абсолютно не приходится рассчитывать на большую продуктивность обучения в процессе самой экскурсионной работы; внимание детей рассеивается от массы пестрых впечатлений и совершенно достаточно, если они воспримут красочную сторону событий, а осознание явлений перенесут в обычную обстановку класса, где можно будет подойти к отдельным изолированным фактам и живым объектам наблюдения.
Книгоиздательское товарищество "Книга" Москва 1923
Авторство: Бенкен А.Ф.
Формат: PDF Размер файла: 7.3 MB,Формат: DjVu Размер файла: 2.79 MB
СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
Предисловие 9
ОСЕНЬ.
1) Экскурсии 15-23
Первая прогулка в лес (картина листопада) ... 15
Вторая прогулка в лес (затаившаяся жизнь животных) o 17
Третья прогулка в лес (осенние семена) .... 21
2) Беседы дома ... . 23-42
I. Значение листопада 23
II. Осенние обитатели пруда 25
III. Осенние почки 31
IV. Осенние семена 33
V. Птицы осени 35
3) Работы дома 38
ЗИМА.
1) Экскурсии 43-49
I. Прогулка в лесу 43
II. Зимняя экскурсия 47
2) Беседы дома 50-63
I. Зимние пернатые гости 50
II. Зимовка животных 55
III. Луковица и клубень . . . 57
3) Работы дома 60
В Е О Н А.
1) Экскурсии 64-77
Первая прогулка в лес (самой ранней весной). . 64
Вторая прогулка в лес (в апреле) 66
Третья прогулка в лес (в мае) 69
Весенняя экскурсия 74
2) Беседы дома 78-94
I. Цветок и его опыление 78
II. Весенние пернатые гости 83
III. Весенние обитатели пруда 87
3) Работы дома 90
Заключение 95
Задания для летних самостоятельных работ 97
Скачать бесплатный учебник СССР - Первое знакомство детей с родной природой (Бенкен) 1923 года
СКАЧАТЬ PDF СКАЧАТЬ DjVu
ОТ АВТОРА.
Давно уже отошла в область прошлого борьба за идею естествознания в жизни нашей школы; всеми декретами сверху одно из видных мест в школьной работе отводится изучению мира мертвой и живой природы, но безвыходное положение разоренной школы и целый ряд других бытовых условий не позволяют до сих пор ничего собственно сделать для коренной реформы постановки естествознания в массовой школе. Одним из важных камней преткновения оказывается неподготовленность самого учительства и отсутствие соответствующих руководящих пособий. Это соображение и послужило главным мотивом к изданию предлагаемого руководства, как результата личного опыта занятий с детьми младшего возраста. Отсутствие широко развитой сети дошкольных учреждений на многие еще годы вынудит новую школу брать на себя функции детского сада и поэтому трудно точно указать группу и возраст детей, с которыми нужно было бы провести предлагаемый цикл работ, вероятнее всего это можно приурочить ко второму году обучения в школе, как часть бесед по родиноведёнию. Материалом для изучения намечены периодические явления природы: осень, зима й весна, так как таким способом легче всего, соблюдая сущность естественно-исторического метода, при исследовании крупных обыденных явлений жизни научиться без книг и без сложного эксперимента наблюдать жизнь и логическую связь между отдельными ее проявлениями. Лето не попало в намеченный план работы потому, что в это время школа не функционирует' и оно должно быть использовано, как время самостоятельных работ учащихся. Ему придется посвятить особое внимание в отдельной брошюре по специальным вопросам сложных биологических взаимоотношений между живыми организмами ). В предлагаемом руководстве для каждого периода года намечаются экскурсии, беседы в классе и связанные с ними работы по примитивному коллекционированию, самостоятельному наблюдению и исследованию. Такой план работ представляется наиболее целесообразным потому, что с детьми младшего возраста абсолютно не приходится рассчитывать на большую продуктивность обучения в процессе самой экскурсионной работы; внимание детей рассеивается от массы пестрых впечатлений и совершенно достаточно, если они воспримут красочную сторону событий, а осознание явлений перенесут в обычную обстановку класса, где можно будет подойти к отдельным изолированным фактам и живым объектам наблюдения. Каждая экскурсия, разработанная детально в последующих беседах, должна быть зафиксирована в памяти, хотя бы примитивной биологической коллекцией. Таким образом устанавливается та внутренняя связь между отдельными приемами обучения, которые и составляют сущность естественно-исторического метода. Форма изложения всего предлагаемого материала взята без всякого соответствия к действительной работе с детьми; намечены лишь приблизительно контуры того, что можно найти в природе в то или иное время года и слегка подчеркнуто то, что может быть ценным и интересным для изучения. Экскурсии изложены в форме красочных картинок, собственно, так, как и должны они запечатлеться у ребенка, попадающего из города в обстановку незнакомой ему еще природы. Надо добиться того, чтобы эти картинки были наиболее красочны и дали Тот фактический материал, который прекрасно может быть использован учителем позднее. Беседы в классе содержат перечень тех вопросов, какие можно поставить для разбора и, конечно, не в форме рассказа учителя, а в виде прежде всего самостоятельных длительных наблюдений детей, их самостоятельных выводов и т. д. Все это мало отражено в предлагаемых беседах, но подразумевается в руках опытного учителя. Содержание бесед и работ целиком зависит от местных условий, в которых придется работать, и оно должно быть резко изменено сообразно возрасту детей, фактическому материалу и чутью самого руководителя. Все это и заставило не гнаться за методической правдивостью, а ограничиться лишь той основной идеей, ради которой может быть оправдано все начинание. Основная мысль книги — это доказать необходимость с детьми самого раннего возраста подойти непосредственно к жизни, когда может быть у них нет технических навыков письма и счета. Большой ошибкой надо признать, что обычно естествознание слишком поздно входит в жизнь ребенка. Все прекрасно усвоили мысль о необходимости довольно раннего обучения грамоте, но на все пытливые вопросы ребенка об окружающей природе отвечают или молчанием, или читают ему скверную специально детскую книжку, где вся жизнь извращена до неузнаваемости. Между тем только в детстве вопросы бывают так примитивно просты, а интерес так обостренно повышен в области естествознания. Позднее ребенка привлекут к себе более сложные проблемы исторического и морального порядка, и тогда уже трудно будет привлечь его внимание к заурядным явлениям жизни окружающей природы. Часто приходится наблюдать, как разочаровывается руководитель в экскурсионной работе, и только потому, что не было учтено предварительно, какие и когда можно ставить задания для работы. Кому приходилось иметь дело с малышами, тот хорошо знает, как легко возбуждается их интерес к миру живых существ и как много удовольствия испытывают они, наблюдая за мохнатым шмелем или желторотым птенцом. Какое громадное событие составляет появление в доме котенка, щенка или беспомощных цыплят. Нельзя пропустить такого момента в жизни ребенка, надо использовать его возможно полнее, внося в класс, в детскую банку-аквариум, пернатого гостя и ворох нарядных осенних ветвей. Даже с дошкольниками, как показывает практика, возможно уже планомерное изучение природы, ,не дробя ее на отдельные царства, а подходя к ней в целом, к ее наиболее крупным явлениям. Чем раньше начнется общение ребенка с непосредственно окружающим его миром, тем больше он успеет обогатиться впечатлениями до того момента, когда в жизнь его войдет книжка, и тем серьезнее сможет она быть по своему содержанию. Это все заставляет предложить попробовать применить предлагаемый план занятий даже в дошкольных учреждениях с упрощением отдельных мест, и только отсутствие достаточного количества детских садов может вынудит?, перенести всю работу в школу, где первый год очевидно отойдет на элементарное предметное обучение, а на второй год можно будет уже посветить изучению окружающего мира и явлений. Эти же соображения заставили не придавать всему характера строго методического руководства, а ограничиться описанием картин, фактов и отдельных заданий. В отделе рекомендуемых рабоз1 кратко лишь указано что и как можно сделать для фиксирования разработанного материала без подробных технических указаний, так как это значительно увеличило бы размеры книжки, а кроме того все-таки не дало бы тех исчерпывающих указаний,- какие можно найти в книжке хотя бы С. А. Павловича: "Простейшие работы по естествознанию в связи с ручным трудом в школе".
Выпуская предлагаемую схему занятий с детьми, приходится лишь указать, что всякий опыт в области школьного естествознания есть лишь частица того громадного массового опыта, который должен быть произведен в России в ближайшие годы. Чем больше опытов будет производиться, тем скорее выберемся мы из того тупика, куда завела нас жизнь за последние годы. Личный опыт автора позволяет надеяться, что среди, пока довольно скудной, литературы по естествознанию и данный труд сможет сыграть свою положительную роль в момент, когда приходится искать пути для творчества в новой школе. Необходимо только попробовать практически подойти к разрешению очередных вопросов жизни школы, и тогда сразу ярко обнаружатся достоинства или недочеты того или иного подхода к делу. Выпуская второе издание, хочется верить, что книжка оказалась действительно пригодной в работе учителя и есть потребность в ее существовании.
Проф. А. Бенкен.
Краснодар.
Кубан. обл.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
С самых ранних лет начинается наше изучение окружающего мира, и пытливей всех в своих исканиях ребенок. Он впервые переживает яркость красок, разнообразие форм и звуков жизни. Вооруженный лишь своими пятью чувствами, приступает человек к сложной работе изучения природы, и скоро у него накапливается целый ряд образных представлений о внешнем мире. Не нужно, например, быть естественником, чтобы почувствовать приближение осени, когда вдруг точно холодом смерти повеет среди роскошной увядающей природы. Все мы много раз переживали тоскливые дни замирания жизни и потом радость ее пробуждения. К несчастью, жизнь города лишает нас многих переживаний, связанных с различными событиями в жизни природы. Мы привыкаем улавливать лишь внешнюю сторону сложных явлений, почти не замечая тех мелочей, которые дают глубину и содержание событиям. Мы все видим желтый, помертвевший лист осени, но немногим лишь удается заметить на ветке притаившуюся почку- залог буйно-радостного воскресения.
Еще дальше уходит от нас природа, когда непосредственное изучение ее сменяется чтением, хотя бы и художественных описаний сложных явлений жизни. Пестрой картинкой проходит в сознании описание осени и бесследно пропадают шорохи, запахи, колющие порывы ветра, блеклые краски, мертвенное безмолвие^ и все, чем встречает нас лес в действительности. Пропадает вся прелесть того переживания, когда сам весь проникаешься ощущением напряженного ожидания грядущих событий. В это время нет такого растения или животного, которое по-своему бы не готовилось к приходу суровой гостьи зимы с ее морозами, метелями и бесконечными темными ночами. Стоит подойти в это время поближе к природе, язык ее так элементарно прост и доступен даже ребенку в раннем возрасте. С радостным чувством всматриваешься как хоронится жизнь, чтобы вновь воскреснуть с приходом ликующей весны. Как весело весною присмотреться к старым знакомцам, которые вдруг совсем переменятся и заживут новой интересной жизнью.
Не теряйте же времени, ясные деньки осенью такая редкость у нас, на севере. Идемте в лес, он такой нарядный сегодня. Не нужно слов, чтобы почувствовать всю прелесть леса в его прощальной красе. Весело собирать разнообразные листочки, многоцветным ковром' разбросанные под ногами. Трудно бежать в' этой груде шуршащих листьев, а ветер срывает все новые и новые пачки их и кружит в воздухе. Часть деревьев почти совсем обнажилась, кое-где болтаются на них забытые листочки. Можно найти, однако, деревья в полном осеннем убранстве и даже еще почти зеленые ветви на них. Какой красивый букет получился из собранных веток. Каких только оттенков нет здесь. Ярко-желтая осина смешалась с покрасневшей рябиной и пестрым кленом, а между ними прорезались острые листочки ивы и березки. Жаль только, наш букет необыкновенно легко осыпается, ничтожного удара достаточно, чтобы лист оторвался от родимой ветки, за ко-торую он так цепко держался. Славно прогулялись мы сегодня, руки полны дарами леса. Приятно захватить их с собою в город, где долгий ряд дней предстоит отсиживаться в каменных громадах, и где мы с любовью можем разобрать и сохранить наше богатство.
Ничего особенного не делали мы на прогулке, но как много ценного дает она ребенку. Он видел лес в его целом, он почувствовал в нем присутствие осени, он невольно связал с ничего не говорящим именем дерева яркую красочность листьев. Из общей картины леса выделились элементы его, деревья, каждое с своей особой физиономией, и потом все опять объединились ожиданием зимы и грядущей весны. Почти без усилий приобретен ряд образных понятий, и мир ребенка стал богаче и содержательнее. Так просто' быть естествоиспытателем и так редко пользуемся мы этим старым, испытанным методом изучения природы. Только теперь о том, что видел и пережил ребенок, можно рассказать ему подробнее или прочесть книгу. Она не закроет ему мира, Я лишь углубит его сознание.
В добрую пору книга-друг человека и жаль, когда злоупотребляют ею. Если пришло время войти книге в жизнь ребенка, язык ее может быть серьезным, и совершенно излишним делается беспомощный детский лепет, к которому часто прибегают в специальной детской литературе.
Пока возможно, надо побольше совершить прогулок, чтобы вынести более цельное впечатление об осени, чтобы на одном и том же явлении многократно останавливалось внимание ребенка, чтобы он почувствовал всю постепенность процесса увядания. Длительным рассказам нет места на прогулка^, слишком разбросано детское внимание, можно лишь направлять его на определенные явления и давать при случае простые названия предметов, чтобы выделить их из общей массы впечатлений.
Вся разработка собранного материала сосредоточивается дома, когда воспоминания еще так ярки, а сама обстановка располагает к беседам и работам.
Необыкновенно богатый материал дает осень, внимательное изучение его займет много часов досуга у ребенка, после чего зима не будет рисоваться ему безжизненной равниной холодных снегов, а многоликим притаившимся существом, терпеливо ожидающим прихода весны. 4'
Зима беднее по своему содержанию, и в ее снегах таятся тайны, которые трудно бывает разгадать, живя в городе, вдали от природы. Поневоле приходится некоторые наблюдения в лесу и поле заменить наблюдениями дома. Мелькнула, например, птица в ветвях, свистнула по-своему, блеснула на солнце перышками и скрылась при первой нашей попытке приблизиться к ней. Умелый уход дает возможность долго любоваться красивым пленником в клетке и изучать все его особенности. Внесем же и этот кусочек природы в детскую. В свое время можно вернуть пленнику свободу, но воспоминания о нем останутся навсегда у ребенка, и он легко узнает своего любимца в хоре других пернатых певцов. А сколько радости доставят зимние гости маленькому хозяину. Как много расскажет ему каждая птичка о себе и о родной природе. Какое поразительное разнообразие встречаем мы среди обитателей леса.
За работой быстро скоротается зима, и все теплее начнет греть солнышко. Еще рано думать о весне, но ольха уже разбросала по снегу свои легкие семена. День за. днем идет борьба мороза с солнцем и уж звенят кругом холодные ручейки. А вот и сама чарующая весна. Сколько нового ждет молодого натуралиста. Обнажилось все, с чем прощались осенью, но как все переменилось. Пестрый ковер листьев почернел и слился с почвой, одно за другим раскрывают деревья свои почки, сухие семена ожили молодыми проростками, к безмолвие леса сменилось звонкой песней налетевших гостей. Все знакомое ребенку ожило, он сам переживает чудо возрождения и свободно отмечает все новое, что выпукло выступает на фоне уже близкого, родного.
Каждый день весна сыплет новыми дарами, едва успеваешь следить за ее волшебно-красоч-ным шествием. Всеми пятью чувствами должен жить в это время ребенок, чтобы унести в душе аромат весны и ее торжествующие песни.
Пусть будут поверхностны наблюдения ребенка - время сложного анализа еще впереди. Надо сперва полюбить живое сочетание звуков и красок, надо научиться понимать язык великих событий в природе, перед тем как прислушаться к такту биения сердца и вдуматься в законы роста былинки.
Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже
👇
★ВСЕ➙ Практикум - Практические занятия, ★Все➙ Старинные издания, Автор - Бенкен А.Ф.