Плодоводство: лабораторно-практические занятия (Ланге) 1963 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: ДОПУЩЕНО МИНИСТЕРСТВОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР В КАЧЕСТВЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР Москва 1963
Авторство: Константин Петрович Ланге
Формат: PDF, Размер файла: 10.1 MB,Формат: DjVu, Размер файла: 3.78 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
I. Плодовые и ягодные растения 6
Тема занятия: Описание и группировка плодово-ягодных растений
Общие сведения
Группировка плодово-ягодных растений 7
Главнейшие отличительные признаки плодово-ягодных растений . . 8
Определение плодово-ягодных растений 12
Семечковые породы _
Косточковые породы
Ягодные породы
Оборудование и материалы для занятия 13
II. Строение плодово-ягодных растений -
Тема занятия: Основные части плодово-ягодных растений Общие сведения 14
Основные части растения -
Особенности строения растений ягодных пород ... 17
Материалы и оборудование для занятия 18
Тема занятия: Типы плодовых образований ....
Общие сведения 19
Материалы и оборудование для занятия 23
III. Сорта плодовых и ягодных пород -
Тема занятия: Сортовые отличия семечковых пород . .
Общие сведения 24
Яблоня o -
Сортовые отличия яблонь 25
Сортовые морфологические признаки дерева . . -
Основные морфологические признаки плодов 27
Признаки строения плода -
Важнейшие агробиологические особенности сортов . . 28
Груша 33
Сортовые морфологические признаки дерева .... -
Основные морфологические признаки плодов ... 34
Важнейшие агробиологические особенности сортов . 35
Материалы и оборудование для занятия 37
Тема занятия: Описание и определение главнейших сортов семечковых пород -
Схема описания сорта o . 37
Признаки важнейших сортов яблони средней зоны плодоводства РСФСР
Определитель важнейших сортов яблони средней зоны плодоводства РСФСР . 43
Определитель важнейших сортов яблони южной зоны плодоводства РСФСР 45
Определитель важнейших сортов груши средней зоны плодоводства РСФСР 47
Определитель важнейших сортов груши южной зоны плодоводства РСФСР 48
Материалы и оборудование для занятия 49
Тема занятия: Сортовые отличия косточковых пород . -
Признаки важнейших сортов яблони южной зоны плодоводства РСФСР 50
Признаки важнейших сортов груши средней зоны плодоводства РСФСР 55
Признаки важнейших сортов груши южной зоны плодоводства РСФСР 56
Общие сведения 59
Вишня -
Сортовые морфологические признаки -
Сортовые биологические признаки .... .60
Черешня 61
Сортовые морфологические признаки ... -
Слива . . .62
Сортовые морфологические признаки ... .63
Сортовые биологические признаки . . .64
Абрикос -
Основные сортовые морфологические признаки . 65
Материалы и оборудование для занятия -
Признаки важнейших сортов вишни 66
Тема занятия: Описание и определение главнейших сортов косточковых пород -
Схема описания сорта 69
Определитель важнейших сортов вишни -
Определитель важнейших сортов черешни .... 70
Определитель важнейших сортов сливы 71
Материалы и оборудование для занятия 72
Признаки важнейших сортов черешни ... 73
Признаки важнейших сортов слив .... 75
Признаки важнейших сортов абрикоса ... 78
Тема занятия: Сортовые отличия ягодных пород . 80
Общие сведения -
Земляника -
Основные сортовые морфологические признаки . 81
Малина 82
Основные сортовые морфологические признаки ... 84
Смородина 85
Основные сортовые морфологические признаки ... 86
Крыжовник 86
Основные сортовые морфологические признаки ... 87
Материалы и оборудование для занятия 89
Тема ЗАНЯТИЯ: Описание и определение главнейших сортов ягодных пород -
Схема описания сорта . 89
Определитель важнейших сортов земляники .... 90
Определитель важнейших сортов малины -
Определитель важнейших сортов смородины . . 91
Признаки важнейших сортов земляники .... 92
Признаки важнейших сортов малины 97
Признаки важнейших сортов смородины o 94
Признаки важнейших сортов крыжовника . . . 98
Определитель важнейших сортов крыжовника . . . 100
Материалы и оборудование для занятия -
Тема занятия: Описание и определение сортов винограда 101
Схема описания сорта ... -
Общие сведения -
Основные сортовые признаки 103
Определитель важнейших сортов винограда . . 105
Признаки важнейших сортов винограда . . 106
Материалы и оборудование для занятия . . . 109
IV. Семена плодовых и ягодных пород -
Тема занятия: Описание и определение семян главнейших плодовых и ягодных пород ... -
Схема описания семян -
Описание семян ... .... ПО
Семена семечковых плодовых пород -т -
Семена косточковых плодовых пород Ill
Семена ягодных пород 114
Отличительные признаки семян семечковых плодовых пород 115
Отличительные признаки семян косточковых плодовых пород 116
Отличительные признаки семян ягодных пород . . . 118
Определитель семян плодово-ягодных культур . . . 119
Материалы и оборудование для занятия 122
Тема занятия: Качество семян -
Методические указания . -
Показатели засоренности семян (в %) 123
Определение доброкачественности семян по внешнему виду -
Определение жизнеспособности семян биохимическим способом 124
V. Садовый инструмент 125
Тема занятия: Изучение и подготовка садового инструмента -
Общие сведения -
Правила пользования садовым инструментом .... 128
Материалы и оборудование для занятия . 129
VI. Прививка плодовых растений -
Тема занятия: Основные способы прививки -
Общие сведения -
Необходимые условия для прививок . -
Виды прививок ...... 130
Требования к срезам ... -
Методические указания
Рецепты изготовления садового вара . . .133
Правила проведения прививок .... .133
Материалы и оборудование для занятия . ... .134
VII. Плодовый питомник 135
Тема занятия: Выращивание привитых саженцев . . -
Выращивание привитого саженца 136
Схема формирования привитого саженца в школе саженцев . -
Отдел формирования .. -
Методические указания -
VIII. Формирование кроны 137
Типы крон, формируемых в питомнике -
Схема формирования кроны 139
Материалы и оборудование для занятия
Тема занятия: Агротехнический план выращивания привитых саженцев 140
Материалы и оборудование для занятия -
IX. Закладка плодового сада -
Тема занятия: Организация территории сада . . . . -
Показатели для проектных заданий 141
Методические указания -
Порядок выполнения заданий 151
Защитные насаждения 152
Определение размеров и площадей кварталов сада . . 153
Размещение кварталов в саду и построение дорожной сети -
Материалы и оборудование для занятия 154
Тема занятия: Сортимент плодового сада
Методические указания -
Материалы и оборудование для занятия 157
Тема занятия: Агротехнический план по закладке сада
Методические указания ' . . . 158
Материалы для занятия -o
X. Уход за садом 161
Тема занятия: Агротехнический план ухода за молодым садом -
Методические указания . . . . -
Материалы для занятия 166
Тема занятия: Агротехнический план ухода за плодоносящим садом . -
Условия для индивидуального задания 167
Методические указания .... Материалы для занятия . .... 173
XI. Культура винограда
Тема занятия: Формирование виноградного куста и уход за виноградником ...
Методические указания . 174
Формирование куста 176
Последовательность формирования и развития виноградного куста 177
Материалы и оборудование для занятия -
Примерный календарный агротехнический план ухода за виноградником в зоне укрывной культуры . . 178
Приложения ISO
Список основных районированных промышленных сортов плодово-ягодных культур для РСФСР ... 180
I. Южная зона плодоводства -
II. Средняя зона плодоводства (черноземная полоса) 161
III. Средняя зона плодоводства (нечерноземная полоса) .182
IV. Северо-западная зона плодоводства (Ленинградская, Псковская и Новгородская области)
V. Поволжье (Волгоградская, Саратовская, Куй-бышевская и Ульяновская области) . . 183
VI. Северо-восточная зона плодоводства (Пермская, Свердловская, Челябинская, Оренбургская области, Башкирская и Удмуртская АССР) 184 Изготовление учебных образцов плодов и ягод ... -
Рецептура консервации плодов как раздаточного материала 187
Гербаризация растений 188
Список некоторых лучших сортов-опылителей для семечковых и косточковых плодовых культур . . . 190 Яблоня ....
Груша 193
Вишня 7 194
Слива 195
Черешня 196
Примерные расстояния посадки и количество плодово- ягодных растений 1 га сада 197
Южная зона плодоводства -
Центральная и юго-восточная зоны плодоводства . Северо-западная зона плодоводства и северная часть центральной зоны плодоводства .... Северо-восточная зона плодоводства 198
Ягодники и виноград . . -
Плодоводство. Лабораторно-практические занятия
Редактор Л. Л. Ефимов
Художник Л. М. Чернышев
Художественный редактор А. В Максаев
Технический редактор В Л. Коваленко
Корректор Г. С. Попкова
Скачать бесплатный учебник СССР - Плодоводство: лабораторно-практические занятия (Ланге) 1963 года
СКАЧАТЬ PDF СКАЧАТЬ DjVu
ПРЕДИСЛОВИЕ
Познание плодоводства как одной из отраслей сель-скохозяйственного производства требует последовательного и углубленного изучения многообразия плодово-ягодных растений, особенностей их размножения и возделывания.
При изучении курса плодоводства особая роль отводится лабораторно-практическим занятиям, проводимым обычно в зимнее время. Цель лабораторных занятий - помочь в самостоятельном усвоении теоретического курса путем выполнения ряда заданий: по изучению морфологии плодово-ягодных растений, описанию и определению главнейших сортов, ознакомлению с садовыми инструментами и проведению прививок, ознакомлению с главнейшими приемами агротехники плодово-ягодных культур и с планированием основных агротехнических работ.
Лабораторный практикум является связующим звеном между теоретическим курсом и производственной практикой в саду и питомнике, где приобретаются основные навыки и умения.
Настоящее пособие составлено в соответствии с учебной программой по плодоводству для агробиологических факультетов педагогических институтов и рассчитано на подготовку учителя по предметам сельскохозяйственного производства для средней сельской школы с производственным обучением. Пособие может быть использовано также учителем.
В пособии даны сведения о главнейших плодовых и ягодных культурах, их размножении и возделывании на обширной территории Европейской части РСФСР.
В качестве методических материалов по каждой теме приведены задания и необходимые методические сведения
для их выполнения, а также приведен перечень основных материалов и оборудования для занятий.
Темы по изучению сортового состава различных плодово-ягодных пород могут быть использованы и на полевой практике при описании и апробации сортов в саду, ягоднике и на винограднике.
Учитывая различное производственное значение отдельных плодово-ягодных культур на территории РСФСР, необходимо уточнять тематику занятий и учебное время на их проведение. Так, в южной зоне известное место должно быть уделено таким породам, как абрикос, черешня, виноград, в то время как в северной зоне эти породы на занятиях не рассматриваются. Каждое занятие рассчитано примерно на два часа, однако, учитывая вышеуказанные соображения, в пределах занятий необходимы уточнения с сокращением или увеличением тех или иных тем и заданий.
Необходимо включать в тематику занятия по изучению особенностей агротехники и сортов местного происхождения, в частности сортов местной селекции. При составлении агротехнических планов необходимо вести эти разработки с использованием передового опыта местных колхозов и совхозов в области садоводства. Отдельные темы лучше разрабатывать применительно к условиям конкретного колхоза, совхоза или сельской школы. Так, весьма необходимо составление проекта закладки сада и агротехнического плана ухода за ним применительно к определенному хозяйству.
Ряд тем настоящего пособия предусматривает предварительную разработку преподавателем индивидуальных заданий, которые должны быть розданы в начале практического занятия. Такие темы в отдельных случаях приобретают характер контрольных заданий, требующих использования специальной литературы и частичного их выполнения во вне учебное время. Следует отметить, что составление агротехпланов предусматривает предварительное прохождение курсов земледелия, агрохимии и защиты растений (согласно учебному плану).
Для ряда тем в отдельных приложениях приведен справочный материал, необходимый для использования на занятиях. Непременным условием, обеспечивающим высокий уровень занятий и, что самое важное, заинтересованность обучающихся, наравне с индивидуальной разработкой заданий по темам является оснащение занятий раздаточным материалом и необходимым оборудованием.
Раздаточный материал, заготовляемый летом, должен соответствовать числу студентов. Поэтому правильная постановка лабораторного практикума во многом обусловлена своевременной заготовкой раздаточного материала в потребном количестве и изготовлением необходимых наглядных пособий.
Учитывая некоторое отличие многих муляжей плодов от естественных и придавая особое значение натуральным или законсервированным образцам плодов для зимних занятий, в пособии указана рецептура приготовления и хранения плодов и гербария. Рецептура проверена нами в течение ряда лет.
Для полноценного проведения лабораторного практикума по плодоводству необходима серьезная работа с заранее заготовленным и выращенным посадочным материалом согласно тематике занятий.
Записи по выполнению заданий должны фиксироваться в специальной тетради. При разработке некоторых тем обязательно проводить зарисовку черным или цветными карандашами тех или иных моментов работы.
Учитывая сложность и некоторую громоздкость оборудования для лабораторных занятий, последние лучше проводить в специальном кабинете.
Отдельные методические и справочные материалы указаны в соответствующих темах.
Автор
I. ПЛОДОВЫЕ И ЯГОДНЫЕ РАСТЕНИЯ
Тема занятия:
Описание и группировка плодово-
ягодных растений
Цель занятия. Ознакомление с главнейшими плодово-ягодными культурами, имеющими народнохозяйственное значение на территории РСФСР.
Задания. 1. Описать основные отличительные признаки плодов главнейших пород, пользуясь для этого гербарным материалом, муляжами или свежими и консервированными плодами. 2. Составить график сроков созревания и потребления плодов различных пород, имеющих экономическое значение в данной зоне.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Культурные плодовые растения возникли от дикорастущих видов, произрастающих в различных частях земного шара. Под влиянием изменяющихся природных условий и деятельности человека, развиваясь и формируясь в различных климатических и почвенных условиях, из них развилось огромное разнообразие культурных форм.
Все культурные плодовые породы, возделываемые человеком, распределяют на следующие условные группы: семечковые, косточковые, ягодные, орехоплодные, цитрусовые и субтропические. Эти группы включают различные породы, относящиеся к разным ботаническим семействам, родам и видам, и имеют различное народнохозяйственное значение и распространение в СССР.
Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже
👇
ВСЁ ДЛЯ ВУЗОВ И ТЕХНИКУМОВ, ★ВСЕ➙ Практикум - Практические занятия, Педагогическое образование, Автор - Ланге К.П.