Природоведение 3-5 классы (Мельчаков, Скаткин) 1992 год скачать Советский учебник

Старые учебники СССР

Природоведение 3-5 классы (Мельчаков, Скаткин) 1992

Учебник для 3,5 классов средней школы

Авторы: Л.Ф. Мельчаков, М.Н. Скаткин

8-е издание, исправленное Москва «Просвещение» 1992

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

3 КЛАСС
Родина. З. Александрова

Введение
Режим дня

Наблюдения в природе
Природа нашего края

Горизонт
Ориентирование

Определение сторон горизонта по солнцу
Компас. Определение сторон горизонта по компасу

Определение сторон горизонта по местным признакам
Рисунок и план

План местности
Чтение плана местности

Карта

См. оглавление полностью...

 


Поверхность нашего края
Равнины
Холмы
Овраги
Горы

Полезные ископаемые
Гранит
Песок и глина
Каменный уголь
Нефть
Природный газ
Торф
Железная руда
Каменная соль
Известняк

Вода в природе
Круговорот воды в природе
Родники
Родничок (рассказ ученика)
Реки и озёра
Озеро Светлое (рассказ ученика)
Море

Почвы
Чудесная кладовая М. Ильин, Е. Сегал
Что такое почва?

Растения и животные леса
Растения леса
Животные леса

Растения и животные луга
Растения и животные поля
Растения и животные мелких водоемов
Природа и человек
Что даёт наш край стране?

Наша Родина на глобусе и карте
Разнообразие природы нашей Родины
Какую форму имеет Земля?
Велика ли наша Земля?
Глобус и карта полушарий
Океаны и материки
Вращение Земли
Одинаково ли нагревается наша Земля?
Наша Родина на глобусе и карте
На Крайнем Севере
В тундре
Занятия населения тундры
В лесной полосе
Животный мир лесной полосы
Занятия населения лесной полосы
В степи. По К. Меркульевой
Занятия населения степей
В пустыне
Занятия населения пустынь
Черноморское побережье Кавказа
Южный берег Крыма

Использование и охрана природы человеком
Природа и человек
Охрана воздуха от загрязнения
Охрана вод
Охрана полезных ископаемых
Охрана почв
Охрана леса
Лесной пожар. В. Шефнер
Охрана животных
Что могут сделать школьники для охраны природы
Покормите птиц! А. Яшин

Организм человека и охрана здоровья
Строение тела человека
Кожа
Гигиена кожи
Наш организм
Скелет
Осанка и здоровье
Мышцы и их значение
Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц
Молодой старичок. По А. Дорохову
Органы пищеварения
Как надо есть? По Я. Трахтману
Зубы и уход за ними
Наша пища
Гигиена питания
Органы дыхания
Вред курения
Органы кровообращения
Сердце и его тренировка
Нервная система
Вред от спиртных напитков
Органы чувств

5 КЛАСС

Как работать с учебником

Введение
Для чего изучают природу
Тело и вещество
Живая и неживая природа
Что называют явлением природы

Земля – планета солнечной системы
Звёздное небо
Небесные тела
Учёные – борцы за науку. По М. Ивановскому
Солнце – раскалённое небесное тело – звезда
Солнце – источник света
Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле
Прямолинейное распространение света
Планеты
Суточное вращение Земли вокруг оси
Движение Земли вокруг Солнца
Первый полёт в космос. Из книги Ю. Гагарина
Какие небесные тела, кроме огромных планет, движутся вокруг Солнца
Солнечная система
Луна – спутник Земли
Изучение Луны человеком
Искусственные спутники Земли
Звёзды

Воздух
Свойства воздуха
Как воздух проводит тепло
Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении
Из чего состоит воздух
Теплый воздух поднимается кверху
Как нагревается воздух над земной поверхностью
Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью
Ветер
Образование облаков и осадков
Как изучают изменения погоды
Значение воздуха для жизни на Земле. Охрана воздуха от загрязнения
Покорение воздуха

Вода
Вода в природе
Три состояния воды
Что происходит с водой при нагревании и охлаждении
Отчего лопнула бутылка
Водоёмы зимой
Вещества, растворимые и нерастворимые в воде
Какую работу производит вода в природе
Использование воды человеком
Охрана воды

Горные породы
Что называют горными породами
Плотные горные породы – кварцит и базальт
Минералы
Руды черных и цветных металлов
Нерудные полезные ископаемые
Горючие полезные ископаемые
Как разрушаются горы
Выветривание. По В.А. Обручеву
Как вода, лед и ветер переносят камни, песок и глину
Охрана недр

Почва
Чем почва отличается от горной породы
Как передвигается вода в почве
Для чего и как обрабатывают и удобряют почву
Охрана почв

Растения, животные и внешняя среда
Что необходимо растениям для жизни
Разнообразие растений на Земле
Растения – обитатели суши
Растения – обитатели водоёмов
Как человек создаёт благоприятные условия для жизни культурных растений
Охраняйте растения. По К.Н. Благосклонову
Разнообразие животных на Земле. По Н.А. Бобринскому
Животные – обитатели суши
Животные – обитатели водоёмов
Как человек использует животных
Охрана природы родного края
Наблюдайте природу летом 
Опубликовано 17.12.2011 автором АБВ

Л.Ф. Мельчаков, М.Н. Скаткин
 

 

Скачать учебник  - Природоведение 3,4,5 классы 1992 года (формат DjVu, 4.68 Mb):

Скачать

Скачать...

 

См. Отрывок из учебника...

Введение. 

      Изучая природоведение во втором классе, вы узнали, как изменяется природа по временам года, установили связи между живой и неживой природой, познакомились с разнообразными видами труда людей летом, осенью, зимой и весной. 

      В третьем классе вам предстоит узнать много нового и интересного о природе родного края и всей нашей Родины — Союза Советских Социалистических Республик. Чтобы человек был добрым хозяином своей земли, он должен хорошо знать её. Узнать родную землю поможет природоведение. Мысленно совершая путешествие от берегов холодных северных морей до знойных пустынь юга, вы познакомитесь с разнообразием природы нашей Родины, узнаете о горах, с которых снег не сходит, о краях, в которых нет зимы, о земле, где не бывает лета. 

      А. Яшин. 

      Вы узнаете, как люди не только пользуются природными 5 богатствами, но и как охраняют их. 

      В охране природы должны участвовать и вы. Вы можете посадить деревья около школы, сделать и развесить кормушки для птиц. Забота об окружающей природе поможет вам лучше узнать и полюбить родной край. 

      Вы научитесь находить нужное направление на местности с компасом и без компаса, пользоваться планом местности, читать географическую карту, как это делают настоящие путешественники. 

      Вы узнаете, как устроен организм человека, как нужно беречь и закалять его, чтобы быть здоровым, сильным и бодрым. 

      Природу можно изучать не только по учебнику. Бывая в парке, лесу, поле, посмотрите, какие изменения происходят в природе в течение года. 

      Вы можете собрать коллекцию полезных ископаемых, организовать в школе уголок природы, живой уголок. 

      Режим дня. 

      На уроках природоведения вы узнаете, как устроен организм, как нужно его закалять, чтобы быть здоровым, сильным и выносливым. Поможет в этом и соблюдение режима дня. Что такое режим? Это разумное распределение времени, при котором правильно чередуются труд и отдых. У человека, который соблюдает режим дня, всегда хватает времени и на дела, и на развлечения, сохраняются силы и здоровье. Значительная часть дня школьника заполнена трудом — учением. Надо так организовать этот труд, чтобы меньше уставать и лучше учиться. 

      Примерный режим дня ... 

      Выходной день лучше всего провести на свежем воздухе. Интересные экскурсии, походы, прогулки на лыжах всей семьёй, поездки за город дают прекрасную зарядку на всю неделю. 

      Наблюдения в природе. 

      Природу необходимо изучать непосредственно в природе. Вместе с учителем вы не раз побываете на экскурсиях, выполните практические работы на местности. В течение года вы будете наблюдать за погодой, растениями, животными и трудовой деятельностью людей, узнаете, как изменяется труд человека по временам года. 

      Результаты наблюдений записывайте в «Дневник наблюдений» и общеклассный календарь природы и труда. Из наблюдений во втором классе вы узнали, что погода постоянно меняется, иногда даже в течение суток несколько раз. Изменяется она и по временам года. У каждого времени года своя погода: зимой она морозная, летом тёплая и даже жаркая. 

      Погода оказывает влияние на жизнь растений, животных, труд людей. 

      Природа — это наш дом, в котором мы живём. Без природы жизнь невозможна. Человек должен быть добрым хозяином своей земли, настойчиво, терпеливо и глубоко изучать природу, любить, охранять и умело умножать природные богатства. 

      Когда вы идёте в лес на прогулку, то ищете место, где можно было бы отдохнуть. На многих таких местах «отдыха», после того как там побывали люди, остаются «следы» пребывания отдыхающих. Бумага, банки, целлофан. Полиэтилен не гниёт, не разлагается, а под ним не растёт ничего более 200 лет! Банки из-под консервов разлагаются 90 лет! 

      Не портите деревья, не обламывайте ветки! Из свежих порезов на стволе дерева течёт сок. Пораненная берёза за сезон может потерять 200 л сока. А в ранки попадают болезнетворные бактерии, что приводит к различным заболеваниям, а в конечном итоге и гибели дерева. Помните об этом! 

      Задания. 1. Продолжайте ежедневные наблюдения за погодой, результаты записывайте в «Дневник наблюдений» и общеклассный календарь природы и труда. 2. Ежемесячно проводите подсчёты количества дней с тёплой и холодной погодой; количество дней с ветром; количество дней с различной облачностью; количество дней с осадками. Сделайте выводы по месяцам. 3. Изучите режим дня. Отметьте, сколько времени отводится на классные занятия, подготовку домашних заданий, труд в семье, отдых и сон. Соблюдаете ли вы режим дня? Какие изменения вносите в режим дня? Сколько времени вы отводите на закаливание своего организма? 

      Вопросы для повторения. 1. Что нового вы узнаете на уроках природоведения? 2. Какие наблюдения вы будете проводить в течение года? 3. Какое значение имеет режим дня? 

      

      ПРИРОДА НАШЕГО КРАЯ. 

      Горизонт. 

      Все явления природы: дождь, гроза, туман, снег, метель — происходят в пространстве. 

      В пространстве на различных расстояниях друг от друга находятся и всевозможные предметы: в городе — дома, фабрики, заводы; в лесу — деревья, кустарники, травы. 

      Видимое пространство кажется нам особенно большим на ровном, открытом со всех сторон месте: на море, в поле. Там, где нашему взгляду не мешают ни дома, ни деревья, ни горы, видно далеко-далеко. Так, на ровной местности с высоты 2 м видно вокруг на расстоянии до 5 км. 

      Видимое вокруг нас пространство называют горизонтом. 

      Если подняться на вышку или гору, станет видно ещё дальше. Горизонт расширится (рис. 1). Нам кажется, что где-то вдали небо как будто сходится с поверхностью земли (рис. 2.) 

      1. Изменение горизонта при подъёме. 

      2. Линия горизонта. 

      Границу видимого пространства, где небо как бы сходится с поверхностью земли, называют линией горизонта. 

      Если двигаться вперёд, то линия горизонта будет всё время удаляться от нас. Дойти или доехать до линии горизонта невозможно. 

      На ровном, открытом со всех сторон месте линия горизонта имеет форму окружности. В городе линию горизонта проследить трудно. Она закрыта от наших глаз домами. В лесу её не видно из-за деревьев. 

      Различают четыре основные стороны горизонта: север, юг, восток и запад. На рисунке или чертеже их обозначают сокращённо начальными буквами: север — С, юг — Ю, восток — В, запад — 3. 

      Вопрос и задания. 1. Рассмотрите рисунок 3 (с. 11). Назовите и покажите на рисунке основные стороны горизонта. Запомните, в каком порядке они расположены. 2. Какая сторона горизонта противоположна северу? Западу? 

      3. Основные и промежуточные стороны горизонта. 

      Кроме основных сторон горизонта, различают и промежуточные: между севером и востоком — северо-восток (СВ), между югом и востоком — юго-восток (ЮВ), между севером и западом — северо-запад (СЗ), между югом и западом — юго-запад (ЮЗ). 

      Условно на схемах, чертежах принято север обозначать вверху листа, юг — внизу, запад — слева, восток — справа. 

      Задания. 1. Рассмотрите рисунок 3 (с. 11). Назовите и покажите на рисунке промежуточные стороны горизонта. 2. Если впереди будет север, определите, какие стороны горизонта у вас будут справа, слева, сзади. 

      Вопросы и задания для повторения. 1. Выйдите на открытую местность и рассмотрите видимое пространство. Как оно называется? 2. Покажите границу видимого пространства. Какую форму она имеет? В каких случаях она приближается к вам, в каких — удаляется? Как изменяется линия горизонта при подъёме? 3. Назовите основные и промежуточные стороны горизонта. 

      Ориентирование. 

      Умение ориентироваться на местности имеет важное значение для любого человека. Ориентироваться — это значит знать своё местоположение относительно известных предметов, уметь определять Haправление пути по сторонам горизонта. Как определить свое местоположение? Для этого нужно знать, как расположены известные предметы — ориентиры относительно сторон горизонта: севера, юга, востока и запада. 12 

      Например, мы определили, что от железнодорожной станции в лес наш путь идёт на север. Известный нам ориентир — железная дорога — находится на юге. Чтобы выйти из леса, нам надо идти на шум поездов. То есть на юг. 

      Если мы умеем ориентироваться, то всегда правильно определим, в каком направлении надо двигаться, чтобы добраться до нужного места. Особенно важно уметь безошибочно ориентироваться морякам, лётчикам, геологам, туристам. Им нельзя сбиться с правильного пути. 

      Определение сторон горизонта по солнцу. 

      Издавна люди заметили, что в полдень солнце находится на юге, а полуденная тень от предметов направлена на север. 

      Если в полдень встать лицом по направлению полуденной тени, то впереди будет север, позади — юг, справа — восток, слева — запад (рис. 4). 

      Однако определить стороны горизонта по солнцу можно только днём и только в ясную погоду. 

      Компас. Определение сторон горизонта по компасу. 

      В любую погоду, днём и ночью можно точно определить стороны горизонта при помощи компаса (рис. 5). 

      Компас — прибор для определения сторон горизонта. 

      В наши дни без компаса не обходится ни один путешественник, лётчик или мореплаватель. И вам, если вы собираетесь совершить поход, надо иметь компас и знать, как он устроен, уметь этим прибором пользоваться. 

      Основная часть каждого компаса — намагниченная стрелка. Она поставлена на остриё и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, красный конец её повернут к югу, а синий показывает на север. Стрелка компаса помещается в специальной коробочке. На дне коробочки находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, В, 3. 

      Компас может помочь только тому, кто умеет им пользоваться. Для того чтобы определить направление по компасу, надо положить его на ровную поверхность и оттянуть предохранитель, то есть освободить стрелку. Когда стрелка успокоится, надо осторожно повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки оказался против буквы С, а красный — против буквы Ю. 

      

      Практическая работа на местности. 1. Подготовьте компас к работе. 

      2. Определите по компасу, где находится север, юг, восток, запад. Покажите промежуточные стороны горизонта. 3. Назовите предметы, расположенные к северу, югу, востоку и западу от школы. 4. Определите, в каком направлении от школы ваш дом. 5. В каком направлении тянется улица, на которой расположена школа? 6. Встаньте в круг и назовите тех, кто находится от вас к северу, югу, востоку и западу. 7. В каком направлении вы идёте из дома в школу?

      Если вы пойдёте по незнакомой местности, то постарайтесь запомнить, в каком направлении проходит ваш путь. Возвращаться вам придётся в обратном направлении. Например, если зашли в лес в восточном направлении, то возвращаться нужно будет на запад. 

      5. Компас. 

      6. Определение сторон горизонта по муравейнику. 

      

      Определение сторон горизонта по местным признакам. 

      Наблюдательный человек не заблудится в незнакомой местности даже без компаса. Стороны горизонта он определит по местным признакам. Оказывается, у отдельно стоящих деревьев кора с северной стороны всегда грубее, чем с южной. Особенно это хорошо заметно на берёзах, у которых стволы с южной стороны значительно светлее, чем с северной. Мхи и лишайники растут у основания деревьев преимущественно на северной стороне стволов. 

      Если вам встретится муравейник около дерева, то он также может показать, где север, а где юг. Обычно муравьи строят свой дом с южной стороны пней, камней или деревьев (рис. 6). 

      После дождя стволы деревьев с северной стороны дольше остаются тёмными, влажными. 

      Если вы заблудились в лесу, то нужно двигаться в одном направлении до встречи с просекой. Известно, что просеки прорубают с севера на юг и с запада на восток. 

      Помните, что по одному местному признаку определить точно стороны горизонта невозможно. Для этого нужно использовать несколько местных признаков, только тогда вы сможете выбрать правильное направление движения. 

      Вопросы и задания для повторения. 1. Для чего предназначен компас? Назовите его основные части. 2. Как работают с компасом? Определите стороны горизонта по компасу. 3. Какое правило вы должны помнить, чтобы не заблудиться в незнакомой местности? 4. Назовите способы ориентирования. 5. По каким местным признакам можно определить стороны горизонта? 6. В каком направлении вы будете возвращаться домой, если из дома шли в северном направлении? В юго-восточном направлении? 7. Представим, что во время сбора грибов вы заблудились, однако помните, что нужно идти на север. Компаса у вас нет, небо покрыто облаками. На пути вы встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север? 8. Подумайте и ответьте, почему муравьи строят свои 15 муравейники с южной стороны деревьев. 

      Рисунок и план. 

      Рассмотри рисунки 7 и 8. На рисунке кубика вы видите верхнюю и две боковые стороны, то же вы видите на рисунке стола. Сможете ли вы определить размеры кубика и стола по рисункам? Нет, для этого нужно изобразить их на плане. Поставим на бумагу кубик и обведём его карандашом. На бумаге будет изображена одна сторона кубика. Она имеет вид квадрата, это и есть план кубика (рис. 7). 

      Сложнее составить план стола (рис. 8). Для того чтобы составить план стола, нужно измерить его длину и ширину. Например, длина стола 100 см, а ширина 60 см. Но такие размеры мы не можем разместить на листе бумаги. Уменьшим размеры стола в 10 раз. Получим: длина стола 10 см, ширина 6 см. По данным размерам уже можно изобразить план стола в тетради. 

      В этом случае мы применили масштаб. Записать его можно так: 1 см — 10 см. Это значит, что 1 см на плане соответствует 10 см в действительности. 

      Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены (увеличены) настоящие расстояния на чертеже, называют масштабом. 

      Итак, для того чтобы уменьшить (увеличить) предметы при нанесении их на бумагу, применяют масштаб. Масштабом пользуются при построении плана и карты. 

      

      Практические задания и вопросы. 1. Измерьте длину и ширину вашего класса. Результаты запишите. 2. Что нужно сделать, чтобы начертить план класса? 3. Какой вы подберёте масштаб, чтобы план класса разместился на листе бумаги? 4. Дома составьте план своей комнаты. 

      План местности. 

      Рассмотрите рисунок местности (с. 19) и попробуйте по нему определить расстояние между изображёнными предметами (населёнными пунктами, домами, берегами реки и т. п.). 

      Для того чтобы точно изобразить расположение предметов на местности и определить расстояние между ними, пользуются планом местности. 

      Обычно на плане изображают небольшой участок местности. 

      Сравним рисунок и план местности (с. 19). На рисунке вы видите местность такой, какая она есть в действительности, но как бы издалека: ближние предметы выглядят крупнее, дальние — мельче. На рисунке нельзя точно определить стороны горизонта, найти взаимное расположение предметов по сторонам горизонта, из-за отсутствия масштаба нельзя точно измерить расстояние между предметами. 

      На плане местность изображена как бы сверху, то есть нанесена небольшая площадь, занятая предметами, которые изображены с помощью условных знаков. Зная условные знаки, легко понять, что находится на данной местности: река или дорога, лес или сад, луг или пашня, город или село, отдельные деревья, кусты и другие предметы. Стрелка на плане указывает направления: С — северное, Ю — южное. Это позволяет ориентироваться, находить взаимное расположение предметов по сторонам горизонта. Пользуясь масштабом, можно определить расстояния между предметами. 

      

      Вопросы и Задание. 1. Сравните план местности с рисунком. Как изображены предметы на рисунке? Можно ли определить расстояния по рисунку? Что означает масштаб на плане? 2. Как ориентируются по плану местности? 

      

      Чтение плана местности. 

      План местности нужен строителям, агрономам, геологам, туристам. Планы местности используют при строительстве фабрик и заводов, жилых посёлков и дорог. В городах составляют планы линий электропередач, водопроводов и канализаций. В сельских районах планы нужны для опре -деления площадей, занятых полями, лугами, лесами, пастбищами. Даже вам нужен план пришкольного участка, для того чтобы правильно разместить на нём различные культуры. 

      Обычно внизу на плане указывают масштаб. По масштабу вы определяете, во сколько раз уменьшены расстояния между предметами. Так, масштаб 1 см — 100 м означает, что 1 см на плане соответствует 100 м на местности. Пользуясь масштабом, вы можете определить расстояния между населёнными пунктами, например от Покровки (школа) до Дивного (начало посёлка). Для этого берём ниточку и прикладываем её к дороге, затем ниточку измеряем. У вас получилось 8 см. Умножаем их на 100. Получаем 800 м. Это расстояние от Покровки до Дивного. 

      На плане местности условились север считать вверху, юг — внизу, запад — слева, восток — справа. Например, на севере находится смешанный лес, на юге — озеро Длинное, на востоке — деревня Дивное, на западе — город Климов. 

      К плану прилагаются условные знаки; на левой стороне дан рисунок предмета, а на правой — его условное обозначение.

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БОТАНИКА, ПРИРОДОВЕДЕНИЕ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БОТАНИКА - ПРИРОДОВЕДЕНИЕ"

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика