Природоведение для 4 класса. (Скаткин) 1969 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Уроки природоведения в 3 классе. Пособие для учителя. (Мельчаков) 1980

Назначение: 4 КЛАСС

© Издательство  Просвещение Москва 1969

Авторство: Михаил Николаевич Скаткин

Формат: DjVu, Размер файла: 4.74 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

Что такое природа и для чего её изучают 4 

Как узнавали о природе и жизни людей на Земле 6 

 

План и карта 

Местность вокруг школы 11 

Рисунок и план По В Львову 13 

План класса и школьного участка 16 

Изображение пути 19 

Учитесь читать план местности 20 

На самолёте 22 

Географическая карта По В. П. Горощенко 23 

Береги в путешествии карту и компас (рассказ) 25 

Земля — шар 26 

Глобус По В. Горощенко 27 

См. оглавление полностью...

У карты нашей Родины 28 

Русь. Стихотворение И. С. Никитина (сокращено) 28 

Вопросы и задания для повторения темы «План и карта» 29 

 

Суша и её поверхность 

Восточно-Европейская равнина 30 

С равнины в горы (из дневника школьника) 31 

Западно-Сибирская низменность 32 

Уральские горы 33 

Кавказские горы 36 

Памир (рассказ) По Г. Е. Ганейзер 40 

Задания для повторения темы «Суша и её поверхность» 43 

 

Полезные ископаемые 

Разведчики природы. Стихотворение С Болотина (сокращено) 44 

Поиски полезных ископаемых. По М. Ильину 44 

Экскурсия к обрыву (рассказ ученика) 46 

Гранит. По А. Я. Герду 48 

Как разрушаются горы. По В. Вахтерову, А. Я. Герду и В А Тетюреву 50 

Песок и глина 53 

Известняки 56 

Поваренная соль 58 

Торф 62 

Каменный уголь По В. Ю. Ульянинскому и В. А. Тетюреву 65 

Нефть 68 

В Чёрном городе. Рассказ по В. Струковой и В. Шевченко 70 

Чугун, сталь и железо По И. К. Сапожникову 72 

Алюминий 77 

Полезные ископаемые нашей местности 77 

Вопросы и задания для повторения темы «Полезные ископаемые» 78 

 

Вода в природе 

Значение воды в природе и жизни человека 79 

Моря Северного Ледовитого океана 80 

На рыболовных траулерах По Ф Жарову и Д Карелину 84 

Моря Атлантического океана 85 

Моря Тихого океана По Я Костарёву 86 

Как человек заставил воду работать 87 

Реки Восточно-Европейской равнины 

Волга. По К. А. Сонгайло, А. Дорохову и Г. Е. Ганейзер 

Днепр. По М. Ильину и др. 

Дон. По Н. Студенцову и М. Малышеву 

Величайшие реки Сибири. По К. А. Сонгайло и С. Бунькову 

Как строилась Иркутская ГЭС (записки молодого человека). 

Большие озёра СССР 

Вода — жидкость 

Как очистить воду от мути 

Вода для питья 

Растворимые и нерастворимые 

в воде вещества 

Насыщенный раствор соли 

Что делается с жидкостями при нагревании и охлаждении 

Термометр 

Испарение воды 

Пар на службе у человека 

Переход воды из газообразного состояния в жидкое 

Туман и облака 

Круговорот воды в природе 

Лёд 

Отчего лопнула бутылка 

Снег 

Вопросы и задания для повторения темы «Вода в природе» 

 

Воздух 

Воздух вокруг нас 

Воздух занимает место 

Трудная задача (рассказ) 

Воздух сжимаем и упруг 

Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении 

Воздух имеет вес 

Ветер 

Значение ветра в природе и народном хозяйстве 

Как используют воздух для защиты от мороза. По В. А. Тетюреву и др. 

Для горения нужен воздух 

Кислород 

Углекислый газ 

Как изменяется состав воздуха при дыхании и горении 

Покорение воздуха 

Вопросы для повторения темы «Воздух» 

 

Картины природы и труда в нашей стране 

Наша местность 

Марш юных натуралистов. Стихотворение М Матусовского 149 

Задания по изучению своей местности 150 

Позаботимся о птицах — наших друзьях. Из обращении к пионерам и школьникам учёного-биолога П. А. Мантейфеля 151 

Почва 153 

На школьном участке 156 

На Крайнем Севере 

Путешествие Седова (рассказ) 

По С Ф Эдлинскому 156 

На льдине (рассказ). По И. Д. Папанину 159 

Природа тундры По Н. Е. Витковичу, М Зингеру, Л, Г Тереховой и В Г Эрдели 163 

Жизнь и труд людей в тундре. По Н. Е. Витковичу 166 

Норильск 169 

В полосе лесов 

В сосновом лесу. Стихотворение Е Бекетовой (сокращено) 170 

Природа леоной полосы По Н. Е. Витковичу, Л. Г. Тереховой и В. Г. Эрдели 170 

Польза, приносимая лесом 173 

Охота в лесу175 

Заготовка и сплав леса По Г. Е. Ганейзер и др. 176 

Сельское хозяйство в полосе лесов 179 

Фабрики и заводы в полосе лесов По М. Ильину и Е. Сегалу 180 

Москва — столица СССР 183 

Ленинград 186 

Новосибирск 187 

Владивосток 188 

В степях 

В степи Стихотворение А В 

Кольцова (сокращено) 189 

Природа степной полосы. По Н. Е. Витковичу, Л. Г. Тереховой и В. Г. Эрдели 190 

Сельское хозяйство в степях 193 

На целине 194 

На шахтах Донбасса 196 

Волгоград 197 

На юге нашей страны 

Пустыня Каракумы. По Н. Е. Витковичу, Л Г Тереховой и В. Г. Эрдели 199 

На хлопковых полях Ферганы. По Н И Блонской и В. А. Рауш 202 

Вода. Стихотворение Кудрата Хикматова (перевод с узбекского Ю. Яковлева) 206 

На Кавказском побережье Чёрного моря. По Н. И. Блонской и В. А. Рауш 206 

По Чёрному морю (из дневника школьника) 209 

Ялта 213 

По земле, воде и воздуху 214 

Вопросы и задания для повторения темы «Картины природы и труда в нашей стране» 217 

 

Охрана здоровья 

Спортивный марш Стихотворение В Лебедева-Кумача (сокращено) 218 

Как Ваня и Петя проводят свой день 218 

 По С. Дичипу и Л. Пимену 220 

Скелет 221 

Из чего состоят кости. По Н. Г. Маркову 224 

Что нужно делать, чтобы вырасти стройным. По И. И. Мильману 226 

Мышцы. По А. Н. Кабанову 228 

Внутренние органы 229 

Органы пищеварения 229 

Берегите зубы 231 

Наша пища 232 

Правила питания По И. И. Мильману 234 

Дышите свежим, чистым воздухом 236 

О вреде курения По С. Динину и Л. Нимену 238 

Как беречь и укреплять сердце. По А. Н. Кабанову 239 

Мозг и нервы 240 

Органы чувств По И И Мильману 242 

Как оберегать себя и других от заразных болезней По И. И. Мильману 244 

Уничтожайте мух 246 

Вопросы и задания для повторения темы «Охрана здоровья» 247 

Приложение Самодельное оборудование для занятий по природоведению. По П.А. Завитаеву, И Г. Розанову, Н. Е. Цейтлину 249 

 

К учебнику прилагаются «Карты»

Скачать бесплатный учебник  СССР - Природоведение для 4 класса. (Скаткин) 1969 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 Что такое природа и для чего её изучают. 

      В этом году вы начинаете изучать новый учебный предмет — природоведение. Знаете ли вы, что такое природа? 

      Солнце, землю, песок, глину, камни, воду, облака, растения, животных — всё это называют одним словом — природа. 

      Что означает слово «природоведение»? Ведение — это знания. Природоведение — знания о природе. 

      Изучая природоведение, вы узнаете, какую форму имеет Земля, на которой мы живём, познакомитесь с природой родной страны, жизнью и трудом советских людей, то есть получите первоначальные знания по географии. 

      Для чего же изучают природу? 

      Знания о природе облегчают человеку жизнь. 

      Пока люди не знали, как добывать металлы, они делали себе топоры, наконечники для стрел и другие предметы из камня. 

      Когда узнали, из чего и как можно получать металлы, то научились делать из них ножи, топоры, пилы и всевозможные машины, которые значительно облегчали труд человека. 

      Изучая природу, человек научился плавать по воде, ездить по земле и летать по воздуху. Знания о природе помогли запустить ракету на Луну. 

      Люди узнали, из каких растений можно получить муку, из каких масло, из каких крупу, сахар, нитки. 

      Когда люди изучили растения, они стали лучше обрабатывать для них землю, правильно ухаживать за ними и начали выращивать большие урожаи. 

      Когда хорошо узнали животных, научились получать от них много молока, мяса, шерсти и других продуктов. 

      Изучение природы помогает человеку использовать её богатства для улучшения своей жизни. 

      Вопросы и задания. 1. Перечислите все предметы природы, изображённые на рисунке 1. 2. Какие предметы природы вы видите из окна вашего класса? 3. Что означает слово «природоведение»? 4. Для чего люди изучают природу? 5. На обложке тетради по природоведению наклейте или нарисуйте красивую картинку с изображением различных предметов природы. 6. В конце тетради отведите несколько страниц для словарика. В него будете записывать слова, которые встречаете в первый раз. Запишите в этот словарик: природа, природоведение, география. 

      Как узнавали о природе и жизни людей на земле. 

      1. Всё, что человеку нужно для жизни, он добывает своим трудом из природы. Чтобы иметь пищу и одежду, люди выращивают растения, разводят животных. Чтобы построить кирпичный дом, добывают глину и делают из неё кирпичи. 

      Когда люди трудятся, они многое узнают о предметах природы. Вспомните, например, что вы узнали о глине, когда лепили из неё кирпичики и разные фигурки; что узнали о растениях, когда работали на школьном цветнике и огороде? 

      Значит, труд помогает человеку изучать природу. 

      2. В разных местах люди по-разному трудятся. Где много лесов, там заготавливают брёвна, дрова, шкурки зверей, грибы, лесные ягоды. В степях, где много хорошей земли, выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свёклу. В горах добывают руды, из которых выплавляют металлы. 

      С давних пор люди обменивались необходимыми для них предметами. Например, из степных мест, где много пшеницы, её везли в лесные районы, где её мало. Из лесных районов доставляли брёвна и меха в те места, где нет лесов. 

      Иногда приходилось ездить за товарами очень далеко — за многие сотни и тысячи километров, плавать по морям в дальние страны. Во время таких путешествий люди знакомились с природой и жизнью людей разных стран. Всё, что путешественники видели и узнавали, они описывали в книгах. 

      Значит, и путешествия помогали изучать природу и жизнь людей.

      3. Много знаний о природе люди получили путём наблюдений и опытов. 

      Наблюдения за погодой позволили узнать, какая она бывает зимой и летом, весной и осенью, как и от чего меняется. Из наблюдений за растениями и животными узнали, где и как они живут, чем питаются, какую пользу или вред могут принести человеку. 

      Из наблюдений и опытов люди узнали, что происходит с водой и воздухом при нагревании и охлаждении, отчего бывает ветер, туман, дождь, роса, иней. 

      4. Читая эту книгу, вы будете пользоваться теми знаниями, которые люди приобрели за много лет до вас путём труда, путешествий, наблюдений и опытов. 

      Чтобы лучше узнать природу, надо не только читать. Очень важно наблюдать её, совершать экскурсии, собирать коллекции, делать опыты, трудиться в уголке природы и на учебно опытном участке школы, дома. Для этого в книге даются задания, которые надо обязательно выполнять. 

      Для выполнения заданий понадобятся цветные карандаши, линейки, компас, коробки для коллекций, приборы для опытов. Более простые приборы сможете сделать сами на уроках труда по описаниям, которые даны в Приложении. 

      Для экскурсии понадобится несколько заплечных мешков (рюкзаков) на класс. Рюкзак тоже можно сделать самим. Каждый ученик должен иметь картонную папку, карандаш и ученическую резинку. 

      Коллекции, рисунки, альбомы, приборы, изготовленные вами, собирайте в школьном и домашнем уголке природоведения. На рисунке 2 показано устройство школьного уголка по теме «Вода в природе». Когда изучение темы заканчивается, все материалы убирают в шкаф, а в уголок природоведения помещают коллекции, приборы, альбомы по новой теме. 

      На школьном участке • сделайте с помощью старших географическую площадку (рис. 3). На ней вы будете проводить наблюдения за погодой. Из сырого песка можно делать макеты гор, холмов, оврагов. 

      В холодную и дождливую погоду модели из сырого песка придётся делать в классе. Для этого сколотите деревянный ящик (см. Приложение). 

      

      Вопрос и задание. 1. Как люди изучают природу? 2. Ведите календарь природы и труда. В классном календаре дежурные будут отмечать погоду, изменения в жизни растений и животных, труд людей на огороде, в саду, в поле, в лесу, на реке, на улице и т. д. (рис. 4). Календарь должен быть и у каждого ученика (рис. 5). Отведите для него несколько страниц в тетради по природоведению. Наблюдения и записи ведите ежедневно. В конце месяца подсчитывайте, сколько дней было ясных и пасмурных, с осадками и без осадков, морозных и тёплых, с северным, южным и другими ветрами. Сравните между собой погоду осенних, зимних и весенних месяцев. 

      

      ПЛАН и КАРТА 

      

      Местность вокруг школы. 

      В один из осенних дней учитель сказал детям: 

      — Завтра у нас будет урок природоведения не в классе. Мы будем изучать местность вокруг школы. Для этого урока каждый из вас должен взять с собой компас, картонную папку с листами бумаги, линейку, карандаш и резинку. 

      Когда на следующий день все вышли из школы, учитель предложил детям посмотреть на здание школы и нарисовать его в уменьшенном виде посередине листа бумаги. 

      — Теперь, — сказал учитель, — определите с помощью компаса, где север. Встаньте лицом к северу и посмотрите, что находится в этом направлении. 

      — К северу от школы — колхозный клуб, — ответили дети. 

      — Всё, что находится в северном направлении, изображается в верхней части листа, — сказал учитель. — Нарисуйте в уменьшенном виде клуб. 

      — А что находится на юг от школы? — спросил учитель. 

      — На юг от школы расположен школьный участок. 

      — Всё, что находится в южном направлении, изображается внизу листа, — пояснил учитель. — Нарисуйте здесь школьный участок. 

      Далее дети определили, что на восток от школы был пруд, и нарисовали его на своём листе справа. 

      Рис. 6. Местность вокруг школы. 

      На запад от школы раскинулось село, в котором жили школьники. На левой стороне листа дети нарисовали несколько домиков (рис. 6). 

      — А где же нарисовать детский сад? — спросил Митя. — Он находится между колхозным клубом и прудом, ни на севере, ни на востоке, а посередине между ними. 

      — Детский сад находится на северо-востоке, — объяснил учитель и показал, что его надо нарисовать на листе выше и правее школы. 

      После этого дети учились находить по компасу северо-запад». юго-восток и юго-запад. 

      Задания. 1. Определите с помощью компаса, что находится на юге, на севере, на западе и на востоке от вашей школы, и нарисуйте это. 

      2. Со своим звеном сделайте в ящике с песком (на географической площадке или в классе) макет местности, окружающей школу. Для изображения домов используйте раскрашенные брусочки из дерева или спичечные коробки; для обозначения леса — мох или веточки деревьев, озера — стёклышко или кусочки блестящей жести. Поле, луг и прямые дороги можно изобразить, разложив на песке кусочки цветной бумаги или ткани. Извилистые дороги и речки хорошо обозначить при помощи цветных шнуров или ленточек. Телеграфные столбы покажите воткнутыми в песок спичками. 

      Рисунок и план. 

      1. Чтобы рассмотреть город или село, надо подняться на холм или высокое здание. Оттуда видны парки и бульвары, площади, улицы и пересекающие их переулки. Видна река, которая извивается, точно лента. Сверху очень легко определить, как ближе и удобнее пройти из одного места города в другое. 

      Если взять карандаш и бумагу, то нетрудно изобразить расположение улиц, переулков и площадей, изгибы реки. Улицу можно обозначать двумя прямыми линиями. Там, где улица поворачивает, линии надо загнуть под углом. Реку чертят в виде ленты с такими изгибами, какие она имеет. 

      У нас получился чертёж, по которому легко рассмотреть, как идут улицы, где протекает река, в каких местах построены через неё мосты. Можно, никого не спрашивая, пройти на любую улицу. Чтобы такой чертёж был точным, надо измерить все улицы, площади, повороты реки и в уменьшенном виде начертить их на бумаге. Такой точный чертёж называется планом (рис: 7). 

      Сначала познакомимся с тем, как чертят планы простых предметов, например спичечной коробки, кубика, шкафа и стола. 

      2. Положите на лист бумаги спичечную коробку и кубик (рис. 8). Обведите их карандашом. У вас получатся планы этих предметов (рис. 9). Сравните планы и рисунки спичечной коробки и кубика. Чем план отличается от рисунка? 

      На рисунке предмет изображают так, как его видят перед собой. Например, если перед вами лежит спичечная коробка, то у неё вы можете рассмотреть верхнюю и две боковые стороны. Найдите их на рисунке. На плане же предмет изображают как бы сверху. План показывает, какое место занимает предмет. 

      Рис. 8. Рисунки стачечной коробке и кубика. 

      Рис. 9. Планы стачечной коробки и кубика. 

      3. Когда вы чертили планы спичечной коробки и кубика, то изобразили эти предметы такого размера, какой они имеют на самом деле. А как сделать план большого предмета, который не помещается на листе бумаги? Как начертить планы, например, шкафа и стола? 

      Для этого надо делать их планы в уменьшенном виде. 

      Измерьте длину и ширину шкафа и стола. Вспомните, как вы в прошлом году на уроках арифметики рисовали в уменьшенном виде длину дорожки, здания, забора. Например, дорожку длиной 15 м изображали на бумаге длиной 15 см. Забор длиной 12 м рисовали длиной 12 см. 

      Так же в уменьшенном виде будем теперь чертить планы шкафа и стола. Чтобы планы этих предметов поместились на листе тетради, надо уменьшить их длину и ширину в 10 раз: 

      вместо каждых 10 см вы будете рисовать отрезок длиной только 1 см. Планы получатся крупные и займут почти всю страницу. 

      Если вы хотите, чтобы планы шкафа и стола заняли меньше места, надо уменьшить их длину и ширину не в 10, а, например, в 20 раз. Сделайте это: рисуйте отрезки длиной 1 см вместо отрезков длиной 20 см. 

      Попробуйте начертить планы шкафа и стола ещё меньше. Для этого рисуйте отрезки длиной 1 см вместо отрезков длиной 40 см. 

      Чтобы по вашим планам каждый человек мог узнать действительные размеры шкафа и стола, следует указать, в каком масштабе они начерчены, например 1 cjb — 10 см или 1 см — 40 см. Масштаб — это маленькая мерка, которая заменяет настоящую, большую.

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БОТАНИКА, ПРИРОДОВЕДЕНИЕ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БОТАНИКА - ПРИРОДОВЕДЕНИЕ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика