Школьные лесничества (Илюшина) 1986 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 1_048a9.jpg

Назначение: Книга для учителя (Из опыта работы)

Книга адресована в помощь учителям — организаторам работ в школьных лесничествах. Раскрыты формы и приемы работы с учащимися по лесоводству, охране и восстановлению леса, рассмотрены возможности школьных лесничеств в воспитании, образовании и развитии школьников различных возрастных групп.

© "Просвещение" Москва 1986 

Авторство: Илюшина И.И. 

Формат: PDF Размер файла: 4.88 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Возникновение и развитие школьного лесничества.

Исторический очерк.

Цели и задачи школьных лесничеств.

Обучение в школьных лесничествах в VII - VIII классах.

Программа факультативного курса по лесоводству для учащихся VII - VIII классов школьных лесничеств лесной зоны.

Связь школьных лесничеств с курсом биологии и другими общеобразовательными предметами.

Методика формирования у учащихся знаний по лесоводству в школьных лесничествах.

Экологическое образование и воспитание в школьных лесничествах.

Методика трудовой подготовки старшеклассников по основам лесоводства.

Изучение темы «Лесное семенное дело»

Изучение темы «Производство лесных культур»

Изучение темы «Побочное пользование лесом»

Рекомендуемая литература.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Школьные лесничества (Илюшина) 1986 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Введение

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984 г.) отмечено, что в совершенствовании деятельности школы партия особое значение придает коренному улучшению подготовки молодого поколения к труду.

Важное условие решения поставленной задачи — совершенствование работы трудовых объединений учащихся. В настоящее время широко распространились школьные лесничества, в которых школьники не только закрепляют знания, полученные в школе, но и вырабатывают умения и навыки для работы в сфере материального производства. Кроме того, у них формируется активная жизненная позиция.

Экономическая эффективность выполняемой юными лесоводами практической работы, внедрение в производство результатов опытов, успешное решение вопросов профориентации учащихся — все это повысило социальное значение школьных лесничеств. Многие выпускники остаются работать в лесничествах и сельском хозяйстве, некоторые поступают учиться лесному делу в вузы и техникумы.

Как в сельских, так и в городских школьных лесничествах решается важная педагогическая задача — экологическое воспитание учащихся, воспитание у них бережного отношения к природе, ко всему живому на Земле. Приобщение школьников к общественно полезному труду по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов способствует решению социальной задачи — охраны окружающей среды. В школьных лесничествах осуществляется идейнопатриотическое, нравственное воспитание молодежи, ее эстетическое и физическое развитие.

Вместе с тем анализ содержания, форм и методов трудового обучения и воспитания в этих трудовых объединениях школьников показывает, что необходимо совершенствование их организационно-методического руководства. Нужны методические рекомендации, позволяющие поднять на более высокий уровень знания, умения и навыки в области лесоводства, опытнической работы и охраны природы.

Принимая во внимание возраст школьников, задачи, стоящие перед школой и лесным хозяйством, методику трудового обучения и воспитания следует разрабатывать на основе глу-бокой реализации политехнического принципа и соединения обучения с производительным трудом.

В книге освещаются содержание, формы и методы трудового обучения и воспитания юных лесоводов во взаимосвязи со школьным курсом биологии и другими общеобразовательными предметами, раскрываются пути формирования у учащихся знаний, умений и навыков по лесоводству и охране природы. Большое место в пособии отводится методике изучения учащимися VII—VIII классов факультативного курса по основам лесоводства и охраны природы.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА

Исторический очерк

Охрана природы имеет большое социальное, народнохозяйственное и научное значение.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла широкие возможности для творческого преобразования природы. С первых же лет советской власти вопросы охраны природы стали рассматриваться как всенародное дело государственной важности.

Один из первых декретов советской власти — Декрет о земле — установил всенародную собственность на природные богатства. Это было основным залогом рационального исполь-зования естественных богатств.

В 1918 г. по инициативе В. И. Ленина при Народном Комиссариате просвещения был создан Государственный комитет по охране природы. В. И. Ленин считал, что без просвещения народа законы о сохранении природных богатств будут малодейственны. Важно не столько запрещение и административное принуждение, сколько разъяснение и повышение сознательности людей.

Ленинские идеи о необходимости бережного отношения к природе получили развитие в последующих декретах Совета Народных Комиссаров и других правительственных решениях.

В труднейший для молодой Советской республики 1918 г. в Москве возникло первое детское внешкольное учреждение — Станция юных любителей природы, создание которой послужило возникновению школьных юннатских кружков. В 1919 г. было организовано 13 таких кружков, которые объединяли 270 учащихся. Уже в 1920 г. объем работы Станции юных любителей природы значительно возрос; она была переименована в Центральную биостанцию юных натуралистов им. К. А. Тимирязева и с 1922 г. стала учреждением общереспубликанского значения.

В июне 1924 г. в Москве состоялся I Всесоюзный съезд юных натуралистов. Сущность юннатского движения была четко сформулирована в лозунге «Ближе к природе и к жизни*. Съезд принял резолюцию о Дне леса и его проведении в СССР. По инициативе биостанции стал проводиться другой праздник — День птиц1.

В том же году в целях активного содействия мероприятиям Коммунистической партии и советского правительства в деле

1 Данные взяты из материалов Центральной станции юннатов.

рационального использования богатств природы, привлечения широких масс трудящихся к ее охране и озеленению было организовано Всероссийское Общество охраны природы.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны юные натуралисты продолжали вести большую работу на колхозно-совхозных полях, собирали лекарственные растения, помогая Родине, фронту.

Повышение внимания к вопросам коммунистического воспитания подрастающего поколения в послевоенное время обусловило дальнейший рост и развитие сети внеурочных форм работы по привлечению молодежи к охране природы. Такими формами стали кружки юных зоологов, ботаников, краеведов, орнитологов, лесоводов, фенологов, метеорологов; «зеленые» и «голубые» патрули, «Малая Тимирязевка».

Постепенно круг деятельности юных любителей природы расширялся, стали возникать новые формы работы, позволяющие учащимся быть ближе к природе и труду. Задачи трудовой подготовки и профориентации учащихся успешно стали решать ученические производственные бригады, что в большой степени определило возникновение школьных лесничеств, которые, кроме того, стали решать другую важнейшую задачу: воспитание у молодого поколения бережного отношения к природным богатствам нашей страны.

Первые школьные лесничества начали организовываться в 1960-х годах на базе юннатских кружков, «зеленых» и «голубых» патрулей, лесоводческих звеньев. Школьные лесничества по сравнению с этими формами внеклассной работы отличаются более совершенными организацией, структурой и методами работы. В них реализуется принцип соединения обучения с производительным трудом.

Заслуживает внимания опыт образования первого школьного лесничества в Жуковской средней школе № 1 Брянской области. За годы немецко-фашистской оккупации брянским лесам был нанесен огромный ущерб. Поредел и лес, опоясывающий зеленым кольцом город Жуковку. После окончания войны учителя провели среди учащихся большую разъяснительную работу, мобилизовали их на оказание помощи Жуковскому лесничеству в выполнении лесовосстановительных работ. По решению совета пионерской дружины и школьного комсомольского собрания из учащихся VII—IX классов был организован «зеленый» патруль, который взял под свой контроль 220 га леса.

Шли годы, росли лесные посадки, расширялась площадь охраняемого леса, увеличивалось число школьников, принимавших активное участие в работе «зеленого» патруля Жуковской школы № 1. Становилась заметной общественная значимость результатов труда учащихся.

В целях более широкого вовлечения учащихся в природоохранную деятельность на основе положительного опыта работы-

Число учащихся, тыс.

Рис. 1. Рост школьных лесничеств и числа учащихся в них по РСФСР. Сплошная линия — количество лесничеств, пунктирная — число учащихся.

«зеленого» патруля в 1966 г. при содействии Брянского управления лесного хозяйства, Брянского технологического института и Жуковского лесхоза «зеленый» патруль Жуковской средней школы № 1 был преобразован в школьное ученическое лесничество. За ним закрепили 809 га леса. В последую

щие годы по опыту Жуковского школьного лесничества были организованы школьные лесничества и в целом ряде школ нашей страны.

Эта форма учебно-трудовых объединений учащихся позволила расширить круг решаемых школой социально-педагогических задач. Школьные лесничества располагают необходимыми для этого условиями.

Между школой и лесохозяйственным предприятием заключается договор, определяющий взаимные обязательства сторон. Члены школьного лесничества берут социалистические обязательства. Лесохозяйственное предприятие создает материальную базу, выделяет участок леса, технику, оборудование, инвентарь для работы. Кроме того, государственное лесничество выделяет специалиста для ведения теоретических и практических занятий с юными лесоводами, для руководства опытнической работой. Все это создает большие возможности для трудовой подготовки учащихся.

Анализ организации школьных лесничеств показывает, что эта форма организации внеклассной работы появлялась именно в тех школах, где был накоплен опыт работы с уча-щимися по охране природы, где работали юннатские кружки, лесоводческие звенья, «зеленые» патрули, на базе которых и создавались школьные лесничества.

Передовой опыт, накопленный первыми школьными лесничествами, стал распространяться повсеместно. Из графика (рис. 1) видно, что число школьных лесничеств непрерывно растет, вследствие чего растет количество юных лесоводов. В деятельности школьных лесничеств принимают участие не только школьники VII—X, но и IV—VI классов.

Распространение школьных лесничеств, заинтересованность преподавателей школ и сотрудников лесного хозяйства в их развитии определяется, с одной стороны, учебно-воспи-тательными возможностями этих учебно-трудовых коллективов учащихся, с другой — практической помощью лесничествам, которую они оказывают, и подготовкой кадров будущих лесоводов.

Цели и задачи школьных лесничеств

Школьное лесничество в настоящее время рассматривается как учебно-трудовое объединение учащихся средней или восьмилетней общеобразовательной школы, организуемое для воспитания у школьников коммунистического отношения к труду, любви к природе родного края, формирования трудовых умений и навыков в области лесоводства и лесоразведения, охраны природы и рационального природоиспользова- ния, закрепления и углубления знаний, подготовки к сознательному выбору профессии.

Работа школьных лесничеств становится все интереснее и содержательнее. Развитие их деятельности идет в следующих направлениях: общественно полезный производительный труд; изучение основ лесоводства, охраны природы и лесохозяйственной техники; опытническая и исследовательская работа.

Главным направлением в работе школьных лесничеств остается общественно полезный производительный труд. С каждым годом школьники вносят все больший вклад в развитие лесного хозяйства нашей страны, что имеет большое социально-экономическое значение. Юные лесоводы сажают лес, закладывают питомники, ухаживают за ними, собирают семена древесных и кустарниковых пород, лекарственное сырье, грибы и ягоды, выкапывают и сажают саженцы и сеянцы деревьев и кустарников, берут под охрану и расселяют муравейники, изготавливают искусственные гнездовья и кормушки. Кроме этого, учащиеся создают в школе дендрарии, сады-парки, представляющие собой коллекции редких древесных и кустарниковых пород, цветов. Такой сад-парк создан к примеру, учащимися Комаричской школы-интерната Брянской области. Ребята собрали в нем около 90 видов древесных и плодовых пород.

Учащиеся Валевской средней школы Гродненской области БССР под руководством учителей создали при школе красивый парк-дендрарий. В нем растет более 100 различных видов деревьев и декоративных кустарников. Кроме флоры, характерной для Белоруссии, здесь собрано более 60 видов экзотических растений, очень ценных в хозяйственном и эстетическом отношении: дуб болотный и красный, черемуха Маака, ясень пенсильванский, магония поддуболистная из Се-верной Америки, айва японская, калина войлочная из Крыма, самшит и лавровишня из кавказских субтропиков, орех маньчжурский, бархат амурский и многие другие. Парк-дендрарий пополняется новыми видами растений. Он стал не только любимым местом отдыха, но и настоящей лабораторией для учителей географии и биологии. Здесь учащиеся познают новые виды, формы растений земного шара, экологические условия, необходимые для произрастания каждого из видов, возможности разведения их в условиях Гродненской области.

Положительный опыт работы учащихся по изучению птиц накоплен юными орнитологами Бородулинской восьмилетней школы Шарканского района Удмуртской АССР. По заданию Рязанской орнитологической станции они изучают перелеты птиц, проводят кольцевание птенцов. В Желановской восьмилетней школе Рязанской области работают два орнитологических кружка для учащихся V—VII классов. Школьники знакомятся с биологией птиц, сезонными явлениями в их жизни, с вопросами охраны и привлечения птиц.

Для развития ПРОЕКТА!

С этой книгой читают

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика