Школьный гербарий (Ильин) 1971 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Пособие для учителей
В этой книге рассказывается о значении гербария местных растений, собранных учащимися; о том, какое оборудование необходимо для сбора растений; как собирать, засушивать и определять растения; как хранить гербарий и использовать его на уроках и во внеклассной работе.
© "Просвещение" Москва 1971
Авторство: Ильин М.П.
Формат:DjVuРазмер файла: 3.85 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1
Оборудование, необходимое для сбора растений ....
Как и какие растения следует брать для гербария . .
Засушивание растений
Сбор растений учащимися под руководством учителя .... 23
Определение растений . 41
Как монтировать гербарий 44
Хранение гербария 47
Изучение собранных в гербарий растений. Пополнение гербария 48
Использование гербария во внеклассной работе. Экспонирование
на школьных выставках и в музее 30
Приложение:
Список растений с указанием их хозяйственного значения и некоторых биологических особенностей 63
Рекомендуемая литература 95
Скачать бесплатный учебник СССР - Школьный гербарий (Ильин) 1971 года
СКАЧАТЬ DjVu
ВВЕДЕНИЙ
Учащиеся средней школы из курса ботаники получают необходимые сведения по морфологии, физиологии, систематике растений, но учащиеся мало узнают о конкретных растениях местной природы. Для ознакомления ребят с представителями флоры нашей страны многие учителя проводят экскурсии в природу, используют гербарии, приобретаемые через торговые организации. Но более ценным и интересным может оказаться гербарий, собранный руками самих учащихся.
Известно, что наблюдение растений в природе и гербаризация (сбор и сушка растений) являются плодотворным и увлекательным способом ознакомления с растительным миром. Кроме того, сбор гербария позволяет познакомить учеников с приемами определения растений и обеспечить уроки ботаники и общей биологии наглядным демонстрационным и раздаточным материалом.
Первые уроки ботаники в пятом классе проводятся еще в такое время, когда в качестве наглядных пособий могут быть использованы живые растения. Но и в этом случае гербарий может оказаться весьма ценным пособием. При изучении темы «Общее знакомство с цветковыми растениями» дети должны усвоить, что всякое цветковое растение имеет органы: корень, стебель, лист, цЕ1еток, что из цветка развивается плод с семенами, а также узнать, какие растения относятся к цветковым. Далеко не все учащиеся пятых классов знают о том, что деревья цветут, а еще меньше среди них наблюдавших это явление. Поэтому им очень полезно показать гербарные образцы древесных растений с цветками и плодами, например липы, березы, дуба и других.
Знакомясь с семействами цветковых растений (крестоцветных, пасленовых и др.), учащиеся не смогут представить себе разнообразия этих растений, если нс увидят их хотя бы в гербарии. При изучении этого раздела программы коллекции гербарных образцов растений изучаемых семейств (как культурных, так и дикорастущих) следует считать необходимыми пособиями.
С большим эффектом гербарий используется при изучении темы «Основные группы растений».
Уже эти немногие примеры показывают большое значение гербария при проведении уроков ботаники. А умело организованный сбор и монтировка школьного гербария могут Сказаться ценными внеклассными занятиями.
Изучение богатств местной природы имеет большое значение в Деле привития учащимся любви к родному краю. А это уже начало решения вопроса охраны природы.
На совещании работников народного образования 30 января 1941 г. М. И. Калинин говорил, что воспитаний в детях патриотизма «начинается с глубокого познания Родины».
Надо, чтобы учащиеся школ больше знали о природе— о лугах, о лесах, проявляли интерес к растениям, животным, умели видеть красоту природы и понимать ее значение.
Но, к сожалению, если с проведением ботанических экскурсий в наших школах дело обстоит более или менее благополучно, то с организацией гербария из местных растений — далеко не так.
На школьных выставках ученических работ можно наблюдать замечательно выполненные руками юных умельцев приборы, макеты, модели, поражающие посетителей изобретательностью и мастерством изготовления. В большинстве случаев это результат внеклассных занятий школьников.
Встречаются на выставках и гербарии. Чаще всего это альбомы с наклеенными без всякой системы на их листы засушенными растениями, собранными отдельными учащимися.
4
И очень редко в школах можно встретить гербарий местных растений, приведенный в систематический порядок,
При проведении учителями экскурсий с учащимися в природу с целью ознакомления детей с растениями в их естественной обстановке во многих случаях растения для гербария школьники либо не собирают, либо берут неумело. Часто растения засушиваются неправильно. Такой гербарий и после монтировки его не может быть ценным и интересным.
На Земле известно около 500 000 видов растений, из них цветковых (покрытосеменных) около 300 000 видов. На территории одного какого-либо района, расположенного, например, в зоне нашей лесостепи, можно встретить не менее 600—700 широко распространенных дикорастущих растений, но большинство населения этого же района знает названия местных растений лишь в пределах нескольких десятков.
Иметь в школе гербарий самых распространенных, обычных для окружающей природы растений, познакомиться с их хозяйственными и биологическими особенностями весьма ценно как для учащихся, так и для учителя. Такую цель может поставить любая школа, приступающая к изучению природы своей местности.
ОБОРУДОВАНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ СБОРА РАСТЕНИЙ
Для сбора растений и составления гербария необходимо следующее оборудование:
прежде всего, следует иметь некоторый запас бумаги для засушивания растений, по возможности пористой, не проклеенной. Прекрасной бумагой для этой цели является фильтровальная и промокательная, но та и другая не всегда доступны в большом количестве. Вполне пригодны некоторые сорта оберточной бумаги, а также старые газеты;
ботаническую папку для переноса собранных растений и запасов бумаги можно сделать из двух листов плотного картона размером 45X30 см (или 50X35 см) с двумя продернутыми в разрезы тесемками для затягивания (рис. 1). Папку полезно оклеить клеенкой или другой непромокаемой тканью; папка наполняется сложен
5
ными пополам листами газетной или оберточной бумаги, нарезанной по размерам папки. Сложенный пополам лист для папки размером 45x30 см должен иметь длину 43 см и ширину 29 см. Такой размер имеет сложенный вдвое лист газеты;
'Корзины для сбора растений на экскурсии и переноски их на небольшие расстояния;
ботанические лопатки, необходимые для выкапывания растений из почвы, могут заменить крепкие кухонные ножи или широкие стамески (рис. 2);
карманные или садовые складные ножи (рис 3) для срезания веток с деревьев и кустарников, а также для разрезания крупных растений, толстых корней и корневищ;
луцы экскурсионные (рис. 4), увеличивающие в 3—5 раз. Но при определении растений в домашней обстановке удобнее пользоваться штативной препаровальной лупой (рис. 5);
пинцеты для отделения мелких частей цветка при определении растений (рис. 6);
препаровальные иглы можно сделать из обыкновенных швейных иголок, вставив их в рукоятки (рис. 6);
очень нужны блокноты небольших размеров, листки которых могут служить полевыми этикетками к собираемым растениям, и записные книжки для различных заметок и записывания наблюдений;
для дальних походов понадобятся еще компас (рис. 7) и карта.
Все мелкое снаряжение: компас, ножи, пинцет, карандаш и т. п. — во избежание потери рекомендуется носить на шнурках.
Для засушивания растений необходимы ботанические прессы. Для юннатского кружка в 20—25 человек следует иметь прессов не менее 4—6 штук.
Ботанический пресс состоит из двух рамок, затянутых проволочными сетками. Рамки бывают металлическими или деревянными (рис. 8).
Пресс из деревянных планок в 1,5 см толщиной и 4 см шириной можно сделать в школьной мастерской силами учащихся.
Размер рамки можно рекомендовать 45x30 см (рис. 9). Углы рамок надо скрепить в «полдерева» или на шипах. ПЛОСКОСТИ соединения надо смазать столярным клеем и сразу же скрепить шурупами или гвоздями. На рамку следует натянуть проволочную сетку, а еще лучше заплести рамку миллиметровой проволокой. Для этого с наружных сторон в нее надо вбить (не до конца) небольшие гвоздики на расстоянии 4—5 см. К одному из крайних гвоздей привязывают проволоку, затем ее натягивают поперек рамки, зацепляют за гвоздь, расположенный на противоположной стороне рамки, переводят к соседнему гвоздю и натягивают назад поперек рамки. Гвозди же, после того как за них зацепляют и натягивают в другом направлении проволоку, загибают, а образовавшуюся петлю заколачивают в доску. Проволоку удобнее тянуть не руками, а плоскогубцами. Вместо гвоздей, за которые прикрепляется проволока, можно воспользоваться предварительно просверленными в рамке отверстиями.
Проволочные сетки на рамках можно заменить фанерными досками с проделанными в них отверстиями (рис. 10).
КАК И КАКИЕ РАСТЕНИЯ СЛЕДУЕТ БРАТЬ ДЛЯ ГЕРБАРИЯ
Если при изучении растений в их естественной обстановке поставлена цель собрать гербарий, который бы по возможности полно отражал флору toft или иной местности, чтобы изучение растений можно было продолжить в домашней или школьной обстановке, нужно собирать все, что встречается, начиная с самых обычных, всюду распространенных растений.
Собирая растения, следует помнить, что в каждой местности могут встретиться очень редкие виды, имеющие ограниченную область распространения. Такие растения нередко являются реликтовыми, т. е. растениями, сохранившимися от прежних, иногда очень древних флор: они представляют большой научный интерес, а иногда и большую хозяйственную ценность.
Реликтовым растением является, например, чилим, или водяной орех-рогульник со съедобными плодами, кое-где встречающийся в центральных областях, в озерах и заливах рек; красиво цветущий лотос с вкусными семенами, растущий в дельте реки Волги и на Дальнем Востоке; уцелевшее в некоторых местах на Кавказе не большое деревце самшит имеет чрезвычайно твердую и тяжелую древесину. Эти и многие другие растения объявлен^ государством заповедными, т. е. подлежащими охране.
С ними можно знакомиться только на месте их произрастания, не причиняя им никаких повреждений. Но в целях охраны природы следует относиться бережно не только к заповедным видам, а и к таким растениям, которые в данной местности встречаются изредка. Эти растения следует брать в таком количестве, чтобы не было опасности уничтожить их совсем. Это нравственная обязанность каждого любителя природы. К сожалению, ботаники не всегда придерживаются этого правила, «напротив того, — как справедливо замечает профессор С. И. Ростовцев, — они иногда даже стараются собрать как можно больше экземпляров наиболее редких и интересных в той или иной местности растений. Такой усиленный и беспощадный сбор стал особенно замечаться в последнее время. Теперь можно уже указать несколько местностей, откуда совсем исчезли вследствие беспощадного сбора наиболее редкие растения, которые так недавно еще росли там в изобилии». И действительно, например, кувшинка белая в Московской области встречается редко, тогда как в начале настоящего столетия встречалась очень часто. Совершенно исчез в Московской области ятрышник-дремлик. Очень редкими стали кочедыжник городчатый, копеечник, цинна. Встречаются чаще, но нуждаются в охране ковыль обыкновенный, лилия дикая (саранка), тюльпан, шпажник, офрис, надбород- ник, ятрышники, борец, волчье лыко, поленика, лунник, хохлатка полая, лен желтый, цмин песчаный, серпуха, змееголовник, черемица черная, бузульник сибирский, лапчатка белая, хохлатка Маршалла, дельфиниум, башмачок крапчатый.
Редкие и подлежащие охране растения имен гея в каждой области. Задача местных краеведов, ботаников и членов обществ охраны природы выявить эти растения и взять на особый учет.
При сборе растений нельзя никогда забывать требований охраны природы. Необходимо стремиться сохранить целостность местной флоры. И учителю постоянно следует помнить о том, что вопрос охраны природы имеет очень важное воспитательное значение. Говоря о редких видах, следует заметить, что подавляющему большинству растений, встречающихся массами на наших лугах, в лесах, болотах и других растительных сообществах, сбор гербария не угрожает их исчезновением. И уже совсем безопасен сбор растений на возделываемых площадях: полях, огородах, а также по сорным местам. Здесь можно найти много интересных растений как в биологическом, так и в хозяйственном отношениях.
Для гербария нужно брать, не первые попавшиеся экземпляры, а подыскивать растения хорошие, т. е. неповрежденные, с цветками, а лучше с цветками и плодами. Собирать следует в сухую погоду, так как после дождя или обильной росы растения плохо сохнут и нередко чернеют. Ни в коем случае их нельзя срывать, а надо тщательно выкапывать, так как корни, подземные побеги, корневища, клубни, луковицы нередко играют очень важную роль при определении взятого растения. Выкопанные растения, прежде чем уложить в бумагу, освобождаются от приставшей земли (сухая земля стряхивается, вязкую лучше смыть). Не следует удалять побуревшие и отмирающие листья, если такие имеются у взятого растения. Например, для определения некоторых видов осок важно иметь неповрежденными прошлогодние засохшие листья у основания стеблей.
Высокие, не умещающиеся на листе растения следует коленчато изгибать, чтобы уместить в прессе или папке. Чтобы они не разгибались, на концы перегибов надевают бумажные бандажики (рис. 11). Более крупные приходится резать на части и укладывать на нескольких листах или срезать с них ветви с цветками или плодами, верхними листьями, часть стебля со средними листьями, а также взять нижнюю часть стебля с корнями и прикорневыми листы 1И.
Толстые ко ши и стебли разрезаются вдоль и пополам, а мясистые корневища, разрезанные вдоль, выдалбливаются изнутри.
С деревьев и кустарников срезаются ветки с листьями, цветками и плодами. (Для гербарного экземпляра следует брать не менее двух хороших веток). Если растения цветут до распускания листьев, надо брать его побеги два и даже три раза (сначала с цветками, затем облиственные и наконец плодоносящие).