Школьный определитель высших растений (Круберг, Чефранова) 1960 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Школьный определитель высших растений (Круберг, Чефранова) 1960

Назначение: Книга для средней школы

© ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРКОМПРОСА РСФСР, МОСКВА 1960

Авторство: Ю. К. Круберг, З. В. Чефранова

Формат: DjVu, Размер файла: 11.6 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3 

Как пользоваться данным определителем 5 

Растительность леса 14 

Деревья и кустарники 14 

Ключ для определения деревьев и кустарников 17 

Травы, кустарнички, мхи 56 

Ключ для определения растений 

лесов и лесопарков (травы и кустарнички) 58 

Растительность луга 104 

Ключ для определения луговых трав 107 

Сорная растительность 168 

Ключ для определения сорных трав 170 

Водная и земноводная растительность 209 

Ключ для определения водных и земноводных растений 212 

Декоративные растения 247 

Ключ для определения наиболее распространенных 

травянистых декоративных растений 248 

Как составляется гербарий 292 

Литература 298 

См. оглавление полностью...

Алфавитный указатель русских названий растений 300 

Алфавитный указатель латинских названий растений 305 

Приложение: цветные таблицы декоративных растений (12 таблиц)

Скачать бесплатный учебник  СССР - Школьный определитель высших растений (Круберг, Чефранова) 1960 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ПРЕДИСЛОВИЕ 

      

      Преподавание естествознания в школе в последние годы в связи с политехнизацией обучения значительно приблизилось к живой природе. В учебном плане средней школы выделено время для экскурсий в природу и сельское хозяйство. Во многих школах учащиеся весной и осенью ведут фенологические наблюдения, а летом выполняют задания по различным самостоятельным наблюдениям в природе, связанным со сбором для школы учебных материалов. Школьные кабинеты естествознания пополняются наглядными пособиями — коллекциями, препаратами, гербариями, изготовленными учащимися из растений, собранных ими летом. 

      Множество школьников проводит лето в пионерских лагерях, детских домах отдыха, где они участвуют в туристских походах, краеведческих экскурсиях, поездках в колхозы, коллективных прогулках в лес, в поле, на водоемы. Общение детей с природой, очень благотворное в оздоровительном и воспитательном отношении, вместе с тем имеет и большое образовательное значение. 

      Известно, что изучение растений на месте их произрастания и затем определение и гербаризация их является наиболее плодотворным и увлекательным способом ознакомления с растительным миром. Такие занятия доступны школьникам не только старшего, но и среднего возраста, если вооружить их соответствующими пособиями. 

      Задача предлагаемого школьного определителя заключается в том, чтобы, во-первых, помочь школьникам, интересующимся растениями, расширить и закрепить знания, приобретаемые на уроках в школе, и, во-вторых, привить им, в особенности юным натуралистам и краеведам, навыки самостоятельного анализа и определения растений и тем самым подготовить их к пользованию обычными определителями и «флорами». 

      С другой стороны, малое количество видов в определителе сильно ограничивает его применение, в особенности в занятиях без руководителя. Такое противоречие в требованиях к учебному определителю разрешается в даШом пособии следующим образом. В нем даны описания и ключи для определения свыше 350 дикорастущих видов, распространенных в европейской части лесной зоны нашей страны. Такой охват флоры можно считать для школьного определителя достаточным. Чтобы облегчить пользование пособием такого охвата, растения в нем подобраны и сгруппированы по их местообитаниям («сообществам»), в соответствии с обычной тематикой ботанических экскурсий в природу: в лес, на луг, в поле, на водоем. Для каждой из этих групп составлен отдельный ключ; таких ключей получилось всего 5: 

      1. Деревья и кустарники лесов и парков. 

      2. Лесные травы и кустарнички. 

      3. Луговые растения. 

      4. Сорные травы. 

      5. Водяные и земноводные растения. 

      Определительные ключи составлены с таким расчетом, чтобы школьник мог пользоваться ими не только в школе, в лагере или дома при разборе собранного материала, но и в поле во время экскурсии. 

      Кроме ключей для определения дикорастущих видов в данное пособие введен еще «Ключ для определения наиболее распространенных декоративных растений», составленный 3. В. Чефрановой. Он содержит описания свыше 90 садовых травянистых растений. В связи с широким развитием в нашей стране зеленого строительства и грунтового цветоводства потребность в подобном определителе для школ давно назрела. Названная работа 3. В. Чефрановой, насколько нам известно, является первым опытом написания у нас школьного определителя садовых декоративных растений. 

      Большое участие в составлении определителя дикорастущих растений принимала Т. Н. Гордеева. 

      Чтобы облегчить пользование данным определителем, почти все описания растений в нем снабжены рисунками, причем большинство декоративных растений изображено в красках. 

      Отдельная глава к книге посвящена технике гербаризации. В конце книги указана литература для старших школьников, юных натуралистов и краеведов, а также для организаторов и руководителей летних ботанических занятий в пионерских лагерях. 

      Авторы «Школьного определителя растений» будут очень признательны всем, пользующимся данным пособием, в особенности учителям-биологам, за сообщение им через Учебно-педагогическое издательство об обнаруженных в определителе недостатках. 

      Авторы. 

      

      КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДАННЫМ ОПРЕДЕЛИТЕЛЕМ 

      

      Определить незнакомое растение — значит найти его научное название и вместе с тем установить, к какому ботаническому семейству оно относится. Для этого надо прежде всего на экскурсии правильно собрать растения, подлежащие определению. Если растение травянистое, небольшое, то при определении надо иметь его перед собой целиком, со всеми надземными частями (стеблем, прикорневыми и стеблевыми листьями, цветками, а некоторые растения непременно с плодами) и подземными органами (корнем, корневищем, клубнем или луковицей). Если же это дерево или крупный кустарник, то достаточно иметь от него ветку (срезанную, ломать нельзя!) с вполне развитыми листьями; при определении имеет значение не только форма листьев, но и характер расположения их на ветке. Необходимо также иметь цветки (соцветия) и плоды, хотя бы и незрелые. 

      Видовые наименования растений и принадлежность их к семействам устанавливаются по особым определительным таблицам, называемым «ключами». Ключи составляются для различных групп растений. Данное пособие предназначается для определения ряда групп дикорастущих видов — лесных (древесных и травянистых отдельно), луговых, сорных и водных, а также некоторых культивируемых (травянистых декоративных растений). Для каждой из этих групп имеется отдельный ключ. 

      Ключ 1 — деревья и кустарники из числа местных лесных пород и некоторых иноземных, встречающихся в наших лесопарках, садах, на бульварах (стр. 17). 

      Ключ 2 — лесные травы и кустарнички, обитающие под пологом леса, а также на открытых, хорошо освещаемых лесных, полянах и вырубках (стр. 58). 

      Ключ 3 — луговые растения, входящие в состав растительного покрова открытых пространств — сенокосов, пастбищ, склонов, среди редких кустарников и т. д. (стр. 107). 

      Ключ 4 — сорные травы, встречающиеся в посевах (в полях, огородах, цветниках), а также на почве необработанной, но более или менее обжитой, на пустырях, дорогах, дворах, около жилья и хозяйства (стр. 170). 

      Ключ 5 — водные и земноводные растения, обитающие в воде илй около воды на почве сырой, болотистой, иногда затопляемой (стр. 212). 

      Ключ 6 — садовые декоративные растения, травянистые, большей частью иноземные, разводимые у нас в садах, скверах, детских площадках и т. д. (стр. 248). 

      Собранные для определения растения надо прежде всего разбить на группы по содержанию перечисленных ключей, руководствуясь при этом своими наблюдениями над распространением этих видов в природе, над обычными местами их обитания и приуроченностью к растительным сообществам леса (или парка), луга (или пастбища), поля (или пустыря) и водоема с его берегами. Затем, обратившись к соответствующим ключам, приступают к определению видов, относящихся к этим, легко различаемым группам . 

      Все ключи построены по одинаковому плану. Они состоят из последовательных ступеней, обозначенных порядковыми номерами — 1, 2, 3 и т. д. (слева на полях перед текстом). Каждая ступень делится на две части: в них приводятся два признака растений, из которых второй противопоставляется первому. Первая часть ступени, перед которой стоит порядковый номер, называется тезой; вторая часть, перед которой стоит всегда знак 0, называется антитезой. По своему содержанию антитеза всегда противоположна содержанию тезы. Нередко в тезе, кроме основного признака, приводятся и другие, сопутствующие признаки; тогда в антитезе указывается «иная совокупность признаков». Следует принять за правило прочитывать тезу и антитезу непременно до конца. 

      Определение любого растения надо начинать с внимательного осмотра его, с тщательного исследования отличительных особенностей всех его органов. Практика показывает, что предварительное ознакомление с отличительными признаками растения помогает избежать ошибок в определении. Затем надо внимательно прочитать содержание первой ступени соответствующего ключа и сопоставить приведенные в тезе и антитезе признаки с признаками определяемого растения, чтобы решить, с какой частью ступени эти признаки совпадают. Тогда в конце текста этой части ступени — тезы или антитезы — находят номер той ступени, к которой следует перейти для продолжения работы. 

      В указанной ступени, в ее тезе и антитезе, находят другую пару противопоставляемых признаков, с которыми опять сравнивают определяемое растение. Далее, следуя указанию в конце текста тезы или антитезы, смотря по совпадению признаков, переходят к следующей ступени и т. д. Таким образом, при переходе от ступени к ступени круг видов растений, среди которых должен быть и определяемый вид, становится по ключу все уже и уже. В конце концов ключ приведет к той ступени, где вместо отсылки к следующей ступени указывается 

      1 Сомнение в принадлежности растения к той или иной группе может возникнуть только в отношении сорных растений, среди которых имеются виды, встречающиеся не только в посева&или на сорных местах, а также на лугах, лесных полянах и т. п. К числу их относятся: одуванчик, тысячелистник, лютик едкий и др. Чтобы не было затруднений с определением, подобные виды включены в подборы двух (а лапчатка гусиная даже трех) ключей. 

      номер рисунка и название растения. Рисунок надо внимательно рассмотреть. Он приведен в ключе для того, чтобы по нему сравнить те признаки вида, которые с трудом поддаются описанию, например общий облик растения, детали его строения и пр. Совпадение признаков растения с его рисунком подтверждает правильность определения. 

      В ключах приведены русские и латинские видовые названия растений. Научные наименования видов состоят, как правило, из двух слов: первое слово в них — название рода, к которому относится данный вид, — это всегда имя существительное, например: клевер (Trifolium), василек (Centaurea), ландыш (Convallaria). Второе слово — большей частью прилагательное, обозначающее какой-либо характерный признак или свойство вида, например: луговой (pratense), т. е. обитающий обычно на лугах, синий (cyanus), т. е. отличающийся от других видов этого рода синими цветками, или майский (majalis), цветущий в мае. Из этих слов и складываются соответствующие видовые названия: клевер луговой (Trifolium pratense), василек синий (Centaurea cyanus), ландыш майский (Convallaria majalis). 

      Русские названия растений не всегда удовлетворяют требованиям научной номенклатуры. Например, названия многих видов растений состоят из одного слова (осина, малина, ракита и т. п.), которые, будучи именами существительными, могут быть ошибочно приняты за названия родов. Между тем некоторые роды вовсе не имеют русских названий, например род (Rubus), объединяющий виды: малину, ежевику, костянику, морошку и пр. Латинская же номенклатура растений свободна от таких недостатков.

      К латинским названиям растений обычно прибавляется фамилия (в сокращенном виде или инициалы) того автора, который впервые описал вид и дал ему научное название. Так, очень часто за латинским названием вида стоит буква L., что значит Linnaeus (Линней). Латинская номенклатура растений принята учеными всех стран. 

      Многие растения имеют местные народные названия, наиболее употребительные из них приведены в ключах. Большинство русских названий родов растений взято из народного языка (василек, одуванчик, повилика и т. п.). Некоторые из них состоят из соединенных имен существительных, например мать-и-мачеха, иван-чай, сон-трава и др. Другие народные названия очень произвольны и имеют местное значение, например «подснежником» в разных частях нашей страны называют совершенно различные раноцветущие растения: печеночницу благородную, ветреницу дубравную, пролеску сибирскую и др. «Жито» на севере — ячмень, на юге — это рожь. Поэтому в научных работах, где нужна строгая точность, или в такой ответственной практике, как медицина, нельзя пользоваться только народными названиями растений. Однако и отвергать их нельзя, так как среди местного населения под этими названиями известны различные полезные (лечебные, красильные, дубильные, ароматические и пр.) и вредные (ядовитые, сорные и др.) растения. В этикетках ботанических экспонатов — коллекций, пре- 

      1 Латинские названия родов пишутся всегда с прописной буквы. 

      паратов, гербария, составляемых для музеев местной природы, надо непременно указывать также местные народные названия растений, отмечая и значение этих растений. 

      Вслед за названием вида в ключах указывается и название семейства, к которому вид относится. Затем следует краткое описание вида. Здесь отмечены те его черты, которые не вошли в качестве определительных признаков в тезы и антитезы, но которые значительно дополняют характеристику вида. Совпадение этого описания с признаками определяемого растения окончательно убеждает в правильности определения. Далее отмечаются некоторые биологические особенности вида: продолжительность жизни растения, период цветения, способы опыления и распространения и пр. Приводятся также сведения о распространенности вида в природе и его практическом значении и использовании. 

      Коснемся теперь возможных затруднений и ошибок в определении. Если в ходе определения на какой-либо ступени ключа признаки определяемого растения не нашли своего отражения ни в тезе, ни в антитезе, то причина такого затруднения может быть одна из двух: либо определение этого вида в данном ключе не предусмотрено, либо в ходе работы была допущена ошибка. По первому предположению может дать ответ руководитель занятий или вообще тот, кто, зная точно наименование данного вида, может обратиться к указателям русских или латинских названий растений в конце книги. Определителем не охвачены главным образом виды, не имеющие широкого распространения в лесной зоне. Если же в процессе определения была допущена ошибка, то она могла произойти от невнимательности определяющего к содержанию ключа или к признакам самого растения. В этом случае следует вернуться по ходу определения назад до той ступени, где могла произойти ошибка, чтобы повторить эту часть работы с большей тщательностью и вниманием. При этом надо пользоваться обратными указателями, которые стоят в скобках, рядом с порядковыми номерами некоторых ступеней. Эти номера показывают, с какой ступени был сделан переход на данную ступень, через ряд промежуточных ступеней. 

      Приведем теперь пример определения какого-либо общеизвестного растения по нашему определителю. Возьмем для этого лютик едкий, встречающийся, как известно, повсюду по лугам, пастбищам, травянистым местам. Поэтому естественно обратиться для его определения к ключу луговых растений (ключ № 3, стр. 107). В то же время известно, что его можно встретить на заброшенных пашнях (залежах), пустырях, выгонах и по разным сорным местам в качестве повсеместно распространенного сорняка. Поэтому лютик едкий нашел в нашем определителе свое второе место — в ключе сорных растений (ключ № 4, стр. 170). Цветет лютик едкий с весны до осени, поэтому его можно всегда иметь в свежем, цветущем состоянии в качестве примера для определения. Перед определением внимательно рассмотрим имеющееся у нас в руках растение и отметим его признаки: корни мочковатые; стебель травянистый, прямостоячий, ветвистый; листья разные: прикорневые пальчато рассеченные, на длинных черешках, стеблевые тройчатые, сидячие, доли всех листьев узкие; цветки в небольшом числе, правильные, с чашечкой и желтым раздельнолепестным венчиком, лепестки блестящие, с нектарниками; тычинок и пестиков много; плоды многочисленные, семянки. 

      ... 

      Определять растения, имея на руках свежий, «живой» материал, много легче и интереснее, чем по материалу высушенному, гербарному. Поэтому начинающим рекомендуется заниматься анализом и определением растений по возможности в поле или в лаборатории в день сбора и лишь в крайнем случае на следующий день, сохраняя растения живыми (букетом) в банках с водой. Из этого, однако, не следует, что сухие растения не. поддаются определению. Обширные ботанические материалы — гербарии, собираемые экспедициями в летнее время, обрабатываются (определяются) обычно в зимний период. Эта работа требует некоторых навыков и умения обращаться с сухим материалом. Например, части растений, подлежащие при определении препарированию (цветки, соцветия и пр.), выдерживаются перед работой в течение нескольких минут в горячей воде, после чего они становятся мягкими, пригодными для препарирования. 

      Тем юным натуралистам и юным краеведам, которые, пользуясь нашим пособием в течение лета, приобрели уже некоторый навык в определении растений, рекомендуется в дальнейшем, в следующее 

      лето, перейти к более широким определителям растений, например М. И. Нейштадта, затем П. Ф. Маевского (см. список пособий в конце книги). 

      Определение растений обычно связано с другой увлекательной и полезной летней учебной работой по ботанике — с составлением гербария. Краткие указания к этим занятиям даны в отдельной главе (стр. 292). В ней описано и то оборудование, большей частью самодельное, которое необходимо школьнику для занятий гербаризацией, в том числе и снаряжение для ботанических экскурсий, а именно: 

      а) экскурсионная папка для сбора растений (с запасом газетной бумаги), 

      б) ботаническая копалка, или широкая стамеска, или крепкий кухонный нож для извлечения растений из почвы и в) карманный нож для срезания веток и пр. 

      Что же касается оптики, то все ключи в нашем определителе построены на таких признаках растений, рассмотрение которых не требует — за небольшим исключением — применения лупы. Этим облегчается работа с определителем не столько в лаборатории, где имеются настольные лупы, препаровальные иглы и пр., сколько в поле, на привалах экскурсий и походов. Впрочем, наличие простой карманной 5-кратной лупы во всех случаях помогает в работе с определителем растений. Препаровальную иглу в полевых условиях может заменить тонко отточенная палочка, или спичка, или английская булавка. 

      В числе отличительных признаков растений нередко указываются размеры того или иного органа в сантиметрах или в миллиметрах. В этих случаях миллиметровую линейку может заменить ее изображение на обложке данной книги.

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БОТАНИКА, ПРИРОДОВЕДЕНИЕ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БОТАНИКА - ПРИРОДОВЕДЕНИЕ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика