Биология 6 класс (Беркинблит, Чуб) 1993 год - старые учебники

Скачать учебник

 Биология 6 класс (Беркинблит, Чуб) 1993

Назначение: Экспериментальный учебник для учащихся 6 классов

© Московский институт развития образовательных систем (МИРОС) 1993

Авторство: Михаил Борисович Беркинблит, Владимир Васильевич Чуб

Формат: DjVu, Размер файла: 3.24 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ 

 ГЛАВА 1 

 ОСНОВЫ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ 

 § 1. История открытия клетки 

 Увеличительное стекло Антонио Левенгук (1632 — 1723) 

 Изобретение микроскопа 

 Что увидел в микроскоп Роберт Гук 

 Что увидели ученые, посмотрев в микроскоп 

 на животных 

 § 2. Клеточная теория 

 Клетка — основа жизни Одноклеточные 

 Строение клеток одноклеточных, растений и животных 

См. оглавление полностью...

 Откуда берутся новые клетки «Все подвергай сомнению» 

 Существует ли самозарождение? 

 Есть ли родители у «зверушек»? 

 Какой толк от этих научных споров? 

 И снова: возможно ли самозарождение? 

 Как размножаются многоклеточные животные 

  

 ГЛАВА 2 

 СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ЖИВОГО МИРА 

 § 1. Биологическая классификация Общее понятие о систематике. Естественная классификация. Карл Линней (1707 — 1778) 

 § 2. Царства. Пять царств живых организмов — 

 бактерии, простейшие, растения, животные, грибы. Про атомы, молекулы и энергию. Химические реакции 

 Еще о молекулах. Структурные формулы Царства 

 Броуновское движение и движение молекул Питание бактерий, простейших и растений. Вирусы 

  

 ГЛАВА 3 

 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗМОВ И БИОЦЕНОЗЫ 

 Введение 

 § 1. Примеры биоценозов 

 Обитатели лиственного леса и их взаимодействие. Биоценоз озера 

 § 2. Потоки вещества и энергии в биоценозе 95 

 Круговые, или циклические, процессы 95 

 Сообщества и полет к Марсу 101 

 От атомов к сообществам 101 

  

 ЦАРСТВО БАКТЕРИЙ 

  

 Введение 103 

 § 1. Как люди узнали о том, что бактерии 

 вызывают опасные заболевания 105 

 Дополнительный материал 112 

 1. Как Роберт Кох открыл способ выращивать бактерии каждого вида отдельно 112 

 2. «Черная смерть» (о чуме) 114 

 3. Как сохранить клубничный сок 122 

 § 2. Какую роль играют маленькие размеры бактерий 125 

 Соотношение поверхности и объема у тел разных размеров 125 

  

 ГЛАВА 1 

 МНОГООБРАЗИЕ БАКТЕРИЙ 128 

 § 1. Бактерии-воры 128 

 § 2. В недрах желудка 135 

 § 3. Организм защищается 143 

 Дополнительный материал 151 

 Александр Флеминг 152 

 § 4. Антибиотики 158 

 § 5. Те, кто не любят воздуха 162 

 § 6. Помощники и нахлебники растений 170 

 § 7. «Судьба» азота 178 

 § 8. Про корову, болота и городской мусор 185 

 Дополнительный материал 190 

 Сергей Николаевич Виноградский 190 

 Оазисы на дне океана 195 

 Умельцы на все руки 199 

  

 ГЛАВА 2 

 СТРОЕНИЕ И ОБМЕН ВЕЩЕСТВ БАКТЕРИЙ 205 

 § 1. Что едят бактерии 205 

 § 2. Как устроены бактерии 212 

 Что мы увидим в световой микроскоп 212 

 Что мы увидим в электронный микроскоп 215 

 Заключение 218 

 Приложение 222

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Биология 6 класс (Беркинблит, Чуб) 1993 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 Это ваш первый учебник, который познакомит вас с замечательной наукой о живых существах — биологией. Биология изучает жизнь растений и животных, то, как они устроены и как взаимодействуют друг с другом. 

      Но одна биология не могла бы разобраться во всех проблемах, связанных с живыми организмами. Чтобы узнать, как человек видит, как растение использует солнечный свет, как организм двигается и растет, используя пищу, а также для решения многих других вопросов биологи работают вместе с физиками и химиками. 

      В учебнике биологии нельзя написать про все науки. Однако нам часто придется ссылаться на сведения из физики, химии и других наук. Мы надеемся на вашу активность, на то, что те из вас, кто проявят интерес к написанному в этом учебнике, возьмут в библиотеке книги по физике, истории, по другим предметам или поговорят с учителями, которые ведут в вашей школе физику, химию, литературу. 

      Чтобы облегчить вам поиск информации, выходящей за пределы биологии, мы в соответствующих местах текста в начале абзацев поста- 

      вили буквы, взятые в кружок. Это — начальные буквы названии тех предметов, знакомство с которыми поможет вам разобраться в прочитанном. Следовательно, встретив в тексте такие символы, 

      поймете, что здесь надо бы побольше узнать: 

      - из астрономии, 

      - из географии, 

      - из истории, 

      - из математики, 

      - из физики, 

      - из химии, 

      - из языкознания. 

      Для удобства пользования учебником мы также решили составить список имен, терминов и понятий, которые в нем встречаются. Этот список приведен в конце книги. 

      Надеемся, что вы с удовольствием будете заниматься биологией. 

      А если в книге что-то непонятно или, по вашему мнению, чего-то не хватает, обязательно напишите нам. Мы будем рады улучшить учебник, получив ваши письма. 

      Наш адрес: 109004 Москва, Нижняя Радищевская, 10, МИРОС, лаборатория биологического образования. 

      АВТОРЫ 

      

      ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ 

      

      ГЛАВА 1 

      ОСНОВЫ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ 

      

      § 1. История открытия клетки 

      УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО 

      Наверное, каждый из вас держал в руках увеличительное стекло. В солнечный день ребята часто пользуются им для выжигания по дереву, а герои «Таинственного острова» Жюля Верна сами сделали увеличительное стекло, чтобы добыть огонь. Если поместить такое стекло на некотором расстоянии от книги, то буквы увеличатся (рис. 1). Пожилым людям, которые плохо видят, иногда дарят большие увеличительные стекла (эти стекла иначе называют лупами), чтобы они могли читать. Часовщики, нахмурив бровь, зажимают лупу, вставленную в металлическую трубочку, между бровью и верхним краем щеки, чтобы лучше видеть крохотные колесики и пружинки маленьких часов. 

      Практическое задание 

      Возьмите увеличительное стекло и положите его на книгу или газету. Медленно приближайте стекло к глазу. Как меняется картина( которую вы видите? На каком расстоянии от книги и от глаза должно быть стекло, чтобы получилось наиболее четкое изображение? Пусть каждый ученик проделает этот простой опыт. Сравните результаты, полученные вами и вашими товарищами. У всех ли они получились одинаковыми? 

      Как вы думаете, давно ли люди узнали про свойства увеличительного стекла? Оказывается, давно. Вполне возможно, что такими стеклами что-то зажигали мальчишки в Древней Греции, которым вместо сказок про Ивана-царевича рассказывали сказки про подвиги Геракла. Во всяком случае, драматург того времени Аристофан про увеличительные стекла знал точно: в одной из его комедий есть эпизод, связанный с неожиданным применением лупы. В то время писали на дощечках, покрытых воском. Герой комедии взял взаймы много денег, и его долги были записаны на такой дощечке. Ему и посоветовали: приди к тому, кто дал тебе деньги, с увеличительным стеклом и незаметно направь его на долговую дощечку, воск растает и долги исчезнут (рис. 2). А жил Аристофан за 400 лет до нашей эры. (Интересно, откуда древние греки брали воск и как покрывали им дощечки?) 

      Рис. 2 

      Люди давно заметили, что лупа позволяет видеть предметы увеличенными. Еще 700 лет назад Роджер Бэкон предложил людям со слабым зрением использовать лупу при чтении. 

      Обычная лупа дает не слишком большое увеличение: всего в 10 — 30 раз, а то и меньше. Но нашелся человек, который стал делать лупы столь искусно, что они открыли ему целый новый мир. 

      

      АНТОНИО ЛЕВЕНГУК (1632 — 1723) 

      300 лет назад в Голландии жил торговец сукном Антонио Левенгук. Но торговля его мало интересовала. Он увлекался увеличительными стеклами. Левенгук был любопытен как ребенок. Он клал под увеличительные стекла самые разные предметы (например, головку мухи) и рассматривал их. К сожалению, стекла увеличивали не слишком сильно. Тогда Левенгук решил сделать лупы, которые увеличивали бы сильнее, и начал заниматься шлифовкой стекол. Он много лет изготавливал лупы и сделал их сотни. Они были крохотного размера (меньше миллиметра) и увеличивали не в 10, а в 100 раз, а самые лучшие даже в 300 раз. Через такие стекла можно было увидеть много интересного. 

      Левенгук рассматривал то глаза насекомых, то жало пчелы, то лепесток или стебель растения. Он клал под лупу волос человека и волос бобра. Интересно, чем они отличаются? А что если посмотреть через лупу на волос лося? 

      И вот однажды он навел свою лупу на капельку воды, которую взял из кувшина, стоящего во дворе. В этой капле он увидел 

      огромное количество быстро движущихся существ разного вида. Левенгук назвал их «анималькусы»; по-русски это значит «зверьки». (Кстати, художников, которые рисуют животных, называют анималистами.) 

      Левенгук решил выяснить, откуда берутся эти «зверьки». Может быть, они падают с неба? Он взял чисто вымытое блюдо и во время дождя собрал в него воду. «Зверьков» в воде не оказалось. 

      Однажды Левенгук задумался вот над чем: почему перец щиплет язык? Он решил, что у перца есть маленькие иголочки, которые колют язык, но они такие мелкие, что их нельзя увидеть простым глазом. Тогда Левенгук положил перец в воду, чтобы он стал мягче, затем отщипнул от него частичку и положил ее в каплю воды под лупой. Он увидел огромное количество живых существ, которые появились в воде, где лежал перец. Точно так же Левенгук обнаружил своих «зверушек», опустив в воду кусочек налета с зуба. Оказалось, что во рту у человека тоже живет множество «зверьков». 

      Левенгук обнаружил, что если нагреть воду, то при определенной температуре «зверьки» перестают двигаться, как будто умирают, и при охлаждении воды уже не оживают. 

      Свои открытия Левенгук описывал в письмах, которые он посылал в Англию, в Королевское общество. Он жалел, что не научился в юности хорошо рисовать, ведь рассказывать про свои открытия только словами было очень трудно. И он зарисовывал «зверьков» как умел. 

      Левенгуку очень хотелось узнать, есть ли у его «зверьков» глаза, сердце, лапки. Но «зверьки» были такие маленькие, что даже в его лупы подробности их устройства нельзя было увидеть. 

      А как узнать размеры «зверьков»? Левенгук придумал такой способ. Он взял много очень маленьких песчинок, примерно одного размера, и уложил их рядом в линию. Потом измерил общую длину этой линии и вычислил размер одной песчинки. Теперь уже он мог сравнивать размеры «зверушек» с размерами этой песчинки: она была для него вместо измерительного прибора. 

      Хотя Левенгук не умел хорошо рисовать, зато он хорошо считал — без этого торговцу обойтись было никак нельзя. Он подсчитал, что в маленькой капельке воды плавает 2 млн. 700 тыс. «зверьков»; он рассчитал также, какого размера у его «зверьков» жилы (если у них вообще есть кровеносные сосуды), и многое другое. 

      (Подумайте, как Левенгук смог посчитать, сколько «зверьков» плавает в капле воды. Ведь он не мог пересчитать их всех. Как же он вышел из положения? Подумайте также, как он мог рассчитать, какого размера жилы у «зверьков». Попробуйте сами провести такие вычисления.) 

      Соседи и даже друзья посмеивались над Левенгуком, считая его чудаком. Ведь он, по их мнению, вместо того чтобы расширять торговлю и набивать карманы гульденами, все свободное время занимался шлифовкой стекол и разглядыванием всякой чепухи. А торговля в Голландии шла бойко. 

      Но скажите, знаете ли вы фамилию еще хоть одного торговца сукном, который жил 300 лет назад в Голландии? Мы тоже не знаем. А вот фамилию чудака Левенгука люди не забудут никогда. 

      Кстати, Левенгук, не получивший образования и даже не знавший латыни (какой ужас!), был избран членом Королевского общества, т.е. стал академиком. Ему передавал привет Петр I, который посетил в то время Голландию, а английская королева даже приезжала к Левенгуку в гости, чтобы посмотреть на его «зверушек». То-то удивлялись соседи! 

      Как вы думаете, почему 300 лет назад в Голландии было много ученых и именно туда поехал Петр I? Придумайте ответ и обсудите его с учителем истории. Кстати, кто жил раньше: Левенгук или Тиль Уленшпигель? 

      

      ИЗОБРЕТЕНИЕ МИКРОСКОПА 

      Когда ученые люди в Англии получили от Левенгука письмо про открытие им невиданных «зверушек», они решили увидеть их собственными глазами. Для этого они купили перец самого высшего сорта и положили его в воду. У них не было замечательных луп Левенгука, зато был микроскоп. И вот капелька лежит на стекле микроскопа, а академики, как школьники, толпятся вокруг. Каждому хочется поскорее заглянуть в него. И все увидели маленькие движущиеся существа. Открытие Левенгука подтверждено и признано. Это произошло 15 ноября 1677 г. 

      В те времена микроскоп был новинкой. В чем идея микроскопа? Всем известна поговорка: «Один ум хорошо, а два лучше». Так и здесь: одно увеличительное стекло хорошо, но, может быть, два 

      Рис. 3. Использование подзорной трубы (вверху) и микроскопа (внизу) 

      еще лучше. А что если взять вместо одного два стекла и расположить их на разном расстоянии от книги и от глаза? Если одно увеличивает в 10 раз, а второе увеличит то, что получилось, еще в 10 раз, тоща удастся достичь увеличения в 100 раз. 

      Примерно так рассуждали изобретатели. Правда, сначала они думали не про микроскоп. У них была другая идея. Конечно, хорошо читать книгу, увеличивая маленькие буквы. Но ведь если книгу отнести в другой конец комнаты, то буквы тоже покажутся маленькими. А нельзя ли с помощью стекол читать книгу, которая находится от нас на расстоянии целого километра? 

      То, что это возможно, предположил английский ученый Р. Бэкон, которого не раз сажали в тюрьму. За что? Узнайте у учителя истории.

      И вот сначала, составляя два стекла, сделали подзорную трубу, с помощью которой можно было увидеть далекие предметы. Капитаны смотрели в такую трубу, чтобы заранее знать о приближении берега (рис. 3). 

      А уже потом сделали микроскоп. 

      Попробуйте достать два стекла и ставьте их на разные ) расстояния от глаза и от книги. Получилось ли у вас сильное ^ — увеличение? Как надо выбирать стекла, чтобы сделать подзорную трубу или микроскоп? Оказывается, все это нетрудно посчитать, если немножко знать науку о свете — оптику. Если вам это интересно, то поговорите с вашим учителем физики. 

      Кстати, что означает слово «микроскоп»? Оно составлено из двух греческих слов: «микро», что значит «маленький», и «скоп» — по-гречески «видеть». Итак, микроскоп — это прибор для разглядывания маленьких предметов. Те же греческие корни использованы в таких словах, как «микроб» (это тоже составное слово из «микро» и «биос»; «биос» — это «жизнь»; отсюда же и слово «биология», а «микроб» означает «маленькое живое»), «телескоп» — «далеко» и «видеть». Интересно, что телескоп и телевизор в переводе означают одно и то же, только «скоп» — это «видеть» по-гречески, а «ви-зор» — по-латыни. (Надо бы узнать, не родственные ли латинское слово «визор» и наше слово «видеть»?) 

      У вас в кабинете биологии скорее всего есть микроскоп. Попробуйте, как английские академики, проверить открытие Левенгука. Не обязательно брать перец, можно, например, взять воду из вазы, где стояли цветы. 

      1. Узнайте, как работать с микроскопом. 

      2. Нарисуйте наиболее интересных для вас «зверушек» (вы ведь умеете рисовать?) и попытайтесь найти их на рис. 4 в^ вашем учебнике. Если же вы их не обнаружили, то поищите с помощью учителя в других книгах (конечно, не очень просто сравнивать свой рисунок со всеми остальными в книге, но что поделаешь! А нет ли более удобного способа?). Вдруг вы открыли существо, которое еще никто не видел? 

      3. Как узнать размеры нарисованного вами существа? Придумайте такой способ и определите его размеры. 

      Вы, конечно, знаете, что есть разные породы собак: овчарки, пудели, лайки (а какие еще?). Интересно, есть ли разные «породы» «зверушек» Левенгука? Могут ли они видеть, чувствовать запахи? Как они плавают? 

      Про все это вы узнаете дальше. 

      

      ЧТО УВИДЕЛ В МИКРОСКОП РОБЕРТ ГУК 

      Вы уже знаете, что Английская академия наук (Королевское общество) проверяла открытие Левенгука и что в академии был микроскоп. 

      Кто изобрел микроскоп, точно не известно. Известно только, что он появился в Голландии. Существует легенда, что изобрели микроскоп дети, которые играли со стеклами и случайно удачно сложили два стекла. Откуда же они взяли эти стекла? Дело в том, что именно в те времена были придуманы очки и для них стали делать разнообразные стекла, ведь людям нужны разные очки. А хорошие очки делали как раз в Голландии. 

      Из Голландии микроскопы развезли по всему миру. И называли их тогда не микроскопами, а «блошиными стеклами» или «комариными стеклами». Это были медные игрушки. В них рассматривали блох и комаров. 

      Попал один такой микроскоп и к английскому академику Роберту Гуку. И Гук его немного усовершенствовал. Например, хотел он посмотреть в микроскоп вечером, а в комнате было темновато. Свечи давали слишком мало света, и он придумал специальный осветитель к микроскопу. 

      Тогдашние академики были куда больше похожи йа детей, чем теперешние ученые. Они даже свою академию задумали как одно 

      Рис. 5. Рисунок из книги Р. Гука, на котором впервые были изображены клетки 

      из Тайных обществ, которые очень любят придумывать дети, и дали ему название «Незримая Академия». 

      Роберт Гук клал под микроскоп самые разные предметы, зарисовывал их, а потом выпустил целую книгу таких рисунков. 

      Вот для примера, какие предметы он рассматривал. Наблюдение 1. О кончике острия маленькой иглы. 

      Наблюдение 3. О тонком батисте или льняной ткани. 

      Наблюдение 8. Об огненных искрах от удара кремния о сталь. 

      Наблюдение 14. О различных фигурах, образуемых морозом. 

      Наблюдение 30. О семенах мака. 

      Наблюдение 43. О личинках комаров. 

      Наблюдение 49. О муравье. 

      (Теперешний самый обычный школьный микроскоп куда лучше, чем микроскоп Гука. Почему же Левенгук и Гук сделали много открытий, а сегодня каждый школьник их не делает?) 

      И вот под номером 17 в книге Гука помещен рисунок среза пробки, т. е. мертвой растительной ткани. Гук увидел, что этот малюсенький кусочек растительной ткани состоит из мельчайших ячеек (рис. 5), которые Гук называл то «ящичками», то «коробочками», то «клетками». Вот это последнее название и сохранилось. Гук увидел такие же клеточки и на срезах различных растений: в сердцевине бузины, других кустарников и деревьев, в мякоти укропа, моркови, репейника, иных растений. После Гука множество ученых в течение 100 лет наблюдали под микроскопом эти клетки. Но что это такое, так и оставалось непонятным. Некоторые ученые думали, что всё растение пронизано дырочками, как хлеб или сыр, и клетки — это дырочки. Другие думали, что все растение разделено перегородками, как дом разделен на комнаты, и каждая клетка — такая комната, а между ними есть отверстия вроде дверей. Третьи придумывали что-то еще. 

      Но, прежде чем двигаться дальше, вам надо самим увидеть клетки растений. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 

      Иногда в учебниках предлагают всем школьникам страны — «от Мсеквы до самых до окраин» — для зарисовки клеток брать кожицу лука и смотреть на нее в микроскоп. Но, может быть, в разных местах клетки лучше всего видны на каких-то местных растениях: в Чарджоу — на дынях, в Мичуринске — на яблоках, а в Астрахани — на лотосах. 

      Поэтому мы просим вас проделать такую работу. Пойдите в лес или в поле и соберите разные растения. Затем пусть каждый ученик выберет себе два-три растения, изучит их4 под микроскопом и зарисует клетки того растения, где они лучше всего будут видны. А дальше обсудите всем классом, на каких растениях вашей местности лучше всего видны клетки, и пришлите нам письмо с результатами (письма от всех учеников прочитать мы не сможем, поэтому присылайте письмо от целого класса). В нем обязательно сообщите, какие растения вы рассмотрели (полный список с научными названиями), на каких из них лучше всего видны клетки. Спросите у учителя, как правильно называется растение, пусть он расскажет вам, как определить название найденных вами растений. Если вы живете вблизи моря или озера, то не забудьте посмотреть, какие клетки видны у водорослей. В письме должно быть указано место, где вы сорвали растения, как сделали срезы, какой в вашей школе микроскоп. Прочитав ваши письма, мы сможем посоветовать вашим младшим сестрам и братьям, на каких растениях вашей местности лучше всего рассматривать клетки. 

      Не забудьте, пожалуйста, написать, что именно вы рассматривали: «корешки» или «вершки», т.е. был ли это срез корня, листа, веточки дерева или плода... А еще лучше, если вы покажете место среза на рисунке. 

      

      ЧТО УВИДЕЛИ УЧЕНЫЕ, 

      ПОСМОТРЕВ В МИКРОСКОП НА ЖИВОТНЫХ 

      Вы уже знаете, что биологи под микроскопом рассматривали самые разные вещи, в том числе и органы животных: сердце, желудок, кожу, глаза и т. д. Ученые при этом видели картину, составленную как бы из отдельных кусочков. Называли эти кусочки по-разному: «мешочки», «зернышки», «пузырьки». Рассматривать органы животных труднее, чем растения, потому что плохо видна граница между «мешочками». Зато внутри «мешочков» можно было разглядеть какое-то пятнышко. Его назвали «ядром». Как у ореха есть скорлупа, а внутри — ядро, так и на срезах органов животных есть «мешочки» с жидкостью, а внутри них ядро. 

      Рис. 6. Клетки разных тканей животных: 

      1 — клетка глаза, воспринимающая свет («палочка»); 2 — половые клетки (сперматозоиды), о которых будет рассказано позднее; 3 — мышечная клетка; 4 — клетка крови (эритроцит); 5 — клетки, образующие покровы (из таких клеток состоят, например, стенки кишечника или дыхательного горла); 6 — клетка мозга, иначе ее называют нервной клеткой 

      Потом ученые подобрали краски, которыми можно окрасить срезы органов животных, так, что мешочки становятся хорошо видимыми. Специальными красками красили ядра. 

      Если в вашей школе есть окрашенные срезы разных органов животных, то вы можете посмотреть под микроскопом, как выглядят эти срезы, и увидеть ядра своими глазами (рис. 6). 

      А в это время ботаники научились отрывать одну клетку от другой. Они обливали ткань растения кислотой, а потом тончайшей иголочкой разъединяли клетки. Так они поняли, что клетки — это не отверстия и не «комнаты», отделенные общей стенкой. Они, скорее, были похожи на ящички. У каждой клетки были свои стенки, а внутри она была заполнена жидкостью. 

      Всеми этими наблюдениями занималось множество интересных людей. В школьном учебнике нет возможности рассказать обо всех. Но об английском ботанике Роберте Броуне рассказать надо обязательно. Он сначала отправился в путешествие в Австралию, чтобы узнать, какие там есть растения. (Интересно, какие? Наверное, вам что-нибудь про это рассказывали на уроках географии?) А потом работал в Англии. Рассматривая растения в микроскоп, он обнаружил в клетках и листа, и корня, и стебля какие-то шарики и пришел к заключению, что во всех растительных клетках есть ядра. 

      Броун сделал еще одно открытие. Может быть, вы знаете, что у папоротников нет цветков, а вместо семян у них очень мелкие зернышки — споры. Броун положил эти споры в воду и стал их рассматривать в микроскоп. Он увидел, что споры непрерывно и беспорядочно двигаются. В отличие от «зверьков» Левенгука, которые перемещались в одну сторону, изредка меняя направление, споры метались из стороны в сторону. Причина их неутомимого движения была совершенно не понятна. Французский физик Ж. Б. Перрен взял вместо спор мелкие кусочки твердой черной краски (туши) и увидел, что они двигаются точно так же. Стало понятно, что причина движения спор не в том, что они живые. Это движение стали изучать физики. Его называют «броуновским движением». (Вспомнив Левенгука, придумайте опыт, который доказал бы, что и мертвые споры могут так двигаться.) 

      

      § 2. Клеточная теория 

      

      КЛЕТКА — ОСНОВА ЖИЗНИ 

      150 лет назад в Берлине работал молодой ученый Теодор Шванн. Он занимался самыми разными исследованиями и сделал несколько замечательных открытий. Например, изучая пищеварение, он обнаружил в желудочном соке особое вещество, переваривающее пищу, которое он назвал «пепсин». Это открытие Шванн сделал, когда ему было 26 лет. Через год им были открыты дрожжевые грибки. А потом он начинает работать с микроскопом. Здесь Шванн тоже сделал открытие. Он обнаружил, что нервные волокна, которые идут от глаза к мозгу и от мозга к разным органам, покрыты «изоляцией», напоминающей изоляционную ленту. Потом он стал изучать под микроскопом строение мозга головастика. Как и многие другие ученые, он увидел у головастика «зерна» и «мешочки» с ядром внутри. 

      У Шванна был друг Матиас Шлейден — ботаник, который занимался микроскопией растений. Однажды во время обеда друзья обсуждали, откуда берутся новые клетки у растений и какую роль в этом могут играть клеточные ядра. И тут Шванн рассказал Шлейдену, что он видел ядра в «мешочках» у головастика. Они вместе отправились в лабораторию и стали смотреть в микроскоп. Шлейден сказал, что ядра в «мешочках» у животных точь-в-точь такие, как и в клетках растений. И тогда Шванну пришла в голову замечательная мысль. Он догадался, что «мешочки» животных и клетки растений, по существу, одно и то же. Что все растения — будь то бузина или морковь — и все животные — будь то блоха или тигр — состоят из клеток. Что клетка — основной элемент, основной «кирпичик» всех организмов. Точно так же, как из кирпичей можно построить самые разные сооружения — и сарай, и жилой дом, и завод, и собор, так и из клеток построены организмы разного размера и разной формы.

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БОТАНИКА, БИО-ЗООЛОГИЯ"

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БИОЛОГИЯ, ЗООЛОГИЯ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БИОЛОГИЯ - ЗООЛОГИЯ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика