Биология в школе (Сивоглазов) 1987 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Пособие для учителя
© "Просвещение" Москва 1987
Авторство: Сивоглазов В.И.
Формат:DjVuРазмер файла: 2.31 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Учитель биологии.
Квалификационная характеристика учителя биологии по специальности 2106 «Биология».
Программы средней общеобразовательной школы.
Основные разделы углубленного теоретического и практического изучения биологии.
Типовое положение о школах (классах) с углубленным теоретическим и практическим изучением учебных предметов.
Типовые программы школ (классов) с углубленным теоретическим и практическим изучением биологии.
Факультативные курсы по биологии.
Типовое положение о факультативных занятиях в общеобразовательной школе.
Программы факультативных курсов по биологии для общеобразовательной школы.
Междисциплинарные факультативные курсы по экологии.
Кабинеты природоведения и биологии.
Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования (средняя школа).
Учебно-опытный участок.
Типовое положение об учебно-опытном участке общеобразовательной школы.
Скачать бесплатный учебник СССР - Биология в школе (Сивоглазов) 1987 года
СКАЧАТЬ DjVu
В постановлении апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» указано: «Реформа призвана поднять работу общеобразовательной и профессиональной школы на качественно новый уровень, устранить недостатки, имеющиеся в ос деятельности, обеспечить глубокое овладение учащимися основами наук, формирование у них прочных коммунистических убеждений, трудолюбия, нравственной чистоты, воспитания в духе любви к нашей социалистической многонациональной Родине и готовности к ее защите, в духе пролетарского интернационализма».
Реализации поставленных перед учителями задач будет способствовать знание нормативных документов, определяющих основные положения повышения качества обучения, улучшения воспитания и профориентации учащихся, активной подготовки их к трудовой и общественной деятельности.
В начале сборника дана «Квалификационная характеристика учителя биологии по специальности 2106 «Биология». Этот документ устанавливает профессиональное назначение учителя биологии, определяет общие требования к специалисту, раскрывает специальные знания и умения, которыми должен владеть современный учитель биологии.
Раздел «Программы средней общеобразовательной школы» включает программы; по природоведению и биологии; по биологии для школ (классов) с углубленным теоретическим и практическим изучением предмета; по факультативным курсам но биологии и экологии, а также документы, регламентирующие порядок организации и работы школ (классов) с углубленным теоретическим и практическим изучением предметов и факультативных занятий.
Программа по природоведению, утвержденная Министерством просвещения РСФСР, определяет содержание, объем и последовательность изучения материала, а также требования к знаниям и умениям учащихся.
Программы основного курса биологии средней общеобразовательной школы разработаны НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, рекомендованы Президиумом АПН СССР и утверждены Министерством просвещения СССР. Они раскрывают содержание, объем и последовательность изучения тем, определяют основные требования к знаниям и умениям учащихся каждого класса, в которых отражены наиболее существенные вопросы образования и воспитания школьников. Для проверки приобретенных учащимися знаний и умений пользоваться лабораторным оборудованием, проводить наблюдения, ставить опыты и делать соответствующие выводы в разделе даны рекомендации по оценке знаний и практических умений учащихся. Завершается раздел перечнем учебного оборудования ко всем разделам курса биологии средней школы и учебно-методического комплекта.
Группа программ — для школ (классов) с углубленным теоретическим и практическим изучением биологии, факультативные курсы по биологии, междисциплинарные курсы по экологии— разработана НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, одобрена Отделением дидактики и частных методик АПН СССР и рекомендована Главным управлением общего среднего образования Министерства просвещения СССР. Каждая из вышеуказанных групп программ открывается Типовым положением и приказом Министерства просвещения СССР об их утверждении.
Школы (классы) с углубленным теоретическим и практическим изучением биологии целесообразно создавать там, где имеется соответствующая база: сельскохозяйственное производство, научно-исследовательский институт биологического профиля и др. В зависимости от производственного окружения содержание курсов может корректироваться.
Кроме вновь разработанных и усовершенствованных программ факультативных курсов по биологии и экологии и междисциплинарных факультативов по экологии, могут использоваться и другие программы факультативных курсов, разработанные в республиканских, областных, городских органах народного образования, целесообразность их введения определяется в школах.
Наиболее эффективной формой занятий, как показало время, является кабинетная система обучения. Совершенствование учебно-воспитательного процесса предъявляет требования к обновлению учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, которые должны соответствовать содержанию образования, учитывать дидактические требования учебно-воспитательного процесса, новейшие достижения в области науки, техники, технологии производства. С этой целью в сборнике в разделе «Кабинет биологии» помещены новые Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательной школы.
В решении задач школьной реформы по коренному улучшению трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся особое место отводится работе на учебно-опытном участке, которую можно рассматривать как начальное звено в трудовом воспитании и подготовке школьников к сознательному выбору профессии. Работа на учебно-опытном участке повышает качество знаний учащихся, знакомит с методами приложения наук в практической деятельности, пробуждает и развивает познавательный интерес, способствует совершенствованию практических умений и навыков. Все эти положения определены документами, приведенными в разделе «Учебно-опытный участок».
Успешное решение задач воспитания и развития в процессе обучения биологии в значительной степени зависит от профессиональной подготовки учителя, его творческого отношения к делу. Совершенствованию профессионального мастерства, форм и методов обучения, усилению политехнической направленности обучения, решению воспитательных задач будет способствовать «Учебно-методический комплект», одобренный решением Коллегии Министерства просвещения СССР.
Предложенный в сборнике материал окажет помощь учителю биологии в организации и проведении учебно-воспитательного процесса с учетом современных требований перестройки, школьной реформы и осуществления качественного преобразования всех сторон жизни нашего общества.
I. УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
Квалификационная характеристика учителя биологии
по специальности 2106 «Биология»
Квалификационная характеристика согласована с министерствами и ведомствами, для которых ведется подготовка специалистов, и утверждена приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР № 466 от 21 июня 1985 года.
Настоящая квалификационная характеристика устанавливает профессиональное назначение учителей биологии по специальности 2106 «Биология», ‘выпускаемых высшей школой по дневной, вечерней и заочной формам обучения, а также квалификационные требования, предъявляемые к ним.
Квалификационная характеристика должна применяться при планировании подготовки и прогнозировании потребности в специалистах, обосновании состава специальностей и специализаций, организации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях, распределении, расстановке и изучении профессионального использования выпускников вузов.
Назначение специалиста
Специалист подготовлен для педагогической, учебно-воспитательной, научно-методической н организационно-управленческой деятельности в системе народного образования в соответствии с полученной специальностью.
Специалист предназначен для работы в учебных заведениях, учебно-воспитательных, научных и методических учреждениях в первичных должностях, предусмотренных для замещения специалистами с высшим образованием типовыми номенклатурами должностей.
Общее требование к специалисту
В соответствии с требованиями теории и практики коммунистического строительства советский специалист должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать хорошим знанием основ марксистско-ленинского учения, широкой эрудицией и культурой, ясно видеть политические цели партии и страны, быть убежденным патриотом и интернационалистом, достойным представителем общенародной социалистической интеллигенции.
Советский специалист обязан активно проводить в жизнь политику КПСС, обладать высокими гражданскими и нравственными качествами, ответственно и творчески относиться к порученному делу, стоять на страже общенародных интересов, быть готовым к защите социалистической Родины.
Советский специалист должен сочетать широкую фундаментальную научную и практическую подготовку, в совершенстве владеть своей специальностью, непрерывно пополнять свои знания, расширять общественно-политический кругозор, уметь на практике применять принципы научной организации труда, владеть передовыми методами управления трудовыми коллективами, навыками политико-воспитательной работы среди трудящихся.
Специалисты должны знать:
основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
дисциплины психолого-педагогического цикла: педагогику; психологию; возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания биологии, информатики и вычислительной техники;
методику воспитательной работы (в том числе методику работы классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, пионерской и комсомольской работы, воспитательной работы во внешкольных учреждениях, про ориентационной работы) ;
методы организации трудового воспитания и обучения;
основы биологической и сельскохозяйственной наук; неорганическую, органическую и биологическую химию; специальные дисциплины, в том числе ботанику, зоологию, физиологию растений, цитологию, гистологию, анатомию человека и физиологию человека и животных, микробиологию, генетику, экологию и др.;
вопросы рационального использования и охраны природных богатств, преобразования окружающей среды в интересах человека;
основы современного производства;
содержание и принципы организации школьного образования по биологии, программы и учебники;
вопросы формирования различных ученических коллективов и руководства ими; требования к оснащению и оборудованию школьных кабинетов, организации школьных учебно опытных участков; применяемые