ЧЕЛОВЕК - анатомия, физиология, гигиена (Цузмер. Петришина) 1986 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Учебник для 8 класса средней школы
© "Просвещение" Москва 1986
Авторство: Анна Моисеевна Цузмер, Оксана Леонтьевна Петришина
Формат: PDF Размер файла: 35.8 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 5
ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО 8
С ОРГАНИЗМОМ ЧЕЛОВЕКА
- 1. Клетка, ее строение и химический состав
- 2 Жизненные свойства клетки. Внутренняя среда организма 11
- 3. Ткани и органы. Системы органов 14
- 4. Организм — единое целое 17
- 5. Организм и среда 21
НЕРВНАЯ СИСТЕМА 24
S 6. Общий план строения нервной системы
$ 7. Рефлекторный принцип
работы нервной системы 30
$ 8. Спинной мозг 32
- 9. Головной мозг 35
$ 10. Большие полушария головного мозга 38
- 11. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение 40
ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ 43
- 12. Значение опорно-двигательной системы. Строение и рост костей
- 13. Скелет человека 48
$ 14 Первая помощь при повреждениях скелета 55
- 15. Мышцы и их функции.
Работа мышц 58
- 16 Значение физических упражнений -для формирования скелета и мышц. 66
КРОВЬ 70
- 17. Состав и функции крови. Плазма крови
- 18. Эритроциты. Переливание крови 74
- 19. Лейкоциты. Иммунитет 76
КРОВООБРАЩЕНИЕ. 82
- 20. Движение крови в организме. Органы кровообращения —
- 21. Работа сердца 88
- 22. Движение крови по сосудам. Лимфообращение 90
- 23. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний 96
ДЫХАНИЕ. 101
- 24. Органы дыхания
- 25. Газообмен в легких и тканях 106
- 26. Регуляция дыхания. Оказание первой помощи при остановке дыхания. 109
- 27. Болезни органов дыхания и их предупреждение 111
ПИЩЕВАРЕНИЕ 115
- 28. Органы пищеварения
- 29. Пищеварение в ротовой полости 120
- 30. Пищеварение в желудке 124
- 31. Изменение питательных веществ в кишечнике 125
- 32. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний 129
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ 133
- 33. Обмен органических веществ
- 34. Обмен неорганических веществ. Регуляция обмена
веществ. 136
- 35 Витамины 138
€ 36. Энергетический обмен. Гигиена питания 142
КОЖА. 146
- 37 Строение и функции кожи
- 38. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах 151
ВЫДЕЛЕНИЕ. 155
- 39. Мочевыделительная система
РАЗМНОЖЕНИЕ И
РАЗВИТИЕ 160
- 40. Органы размножения
- 41. Половое созревание. Характеристика подросткового периода 165
- 42. Оплодотворение и внутриутробное развитие 167
- 43. Рост и развитие ребенка 174
ОРГАНЫ ЧУВСТВ 178
- 44. Органы чувств и их значение
- 45. Строение органа зрения . 179
- 46. Функции органа зрения. Предупреждение нарушений зрения 184
- 47. Орган слуха. Предупреждение нарушений слуха 186
- 48. Органы равновесия, мышечного чувства и осязания,
обоняния и вкуса 190
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 199
- 49. Безусловные рефлексы и их значение
- 50. Условные рефлексы.
Торможение рефлексов 201 § 51. Особенности высшей нервной деятельности человека 204
- 52 Эмоции 207
- 53 Память 210
- 54. Сон и бодрствование. Предупреждение нарушений сна 212
- 55. Нарушения высшей нервной деятельности и их предупреждение 216
ТРУДОВАЯ Д ЕЯ Т Е Л ЬН ОСТ Ь.
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА 220
- 56. Основы физиологии труда и краткая характеристика основных форм труда —
- 57. Деятельность человека в необычных условиях 224
- 58. Здоровье человека и способы его сохранения 227
ЛАБОРАТОРНЫЙ
ПРАКТИКУМ. 232
УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ 235
Скачать бесплатный учебник СССР - ЧЕЛОВЕК - анатомия, физиология, гигиена (Цузмер. Петришина) 1986 года
СКАЧАТЬ PDF
Введение
Первейшая потребность человека — сохранение его жизни и здоровья. Отсутствие болезней, физических дефектов — непременное условие человеческого счастья, всестороннего развития личности, ощущения полноты жизни. Одновременно здоровье населения — это народное достояние, важнейшее условие развития общества. Здоровье позволяет человеку учиться, трудиться, служить в армии, заниматься спортом.
Большинство людей не знают, какими большими резервами физического и психического здоровья обладает организм, как можно сохранить, развить и использовать эти резервы, чтобы на многие годы продлить активную и счастливую жизнь.
Чтобы сохранить здоровье, нужно изучить свой организм, процессы, происходящие в нем, условия, предупреждающие болезни. Узнать это помогут такие науки, как анатомия, физиология и гигиена.
Анатомия — наука о строении и форме организма и его органов.
Физиология — наука о жизненных функциях целого организма, его отдельных органов и их систем.
Гигиена — наука о сохранении и укреплении здоровья.
Эти три науки тесно связаны между собой. Поэтому в школе их основы изучают вместе.
Наши отечественные ученые внесли огромный вклад в развитие анатомии, физиологии и гигиены.
Выдающийся врач-анатом Н. И. Пирогов заложил основы многих областей современной анатомии и хирургии. И. М. Сеченов, С. П. Боткин, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, Л. А. Орбе- ли создали и развили теорию нервизма, основанную на представлениях о целостности организма и ведущей роли нервной системы, регулирующей и согласующей функции всего организма и приспосабливающей его жизнедеятельность к условиям существования. В разработке теоретических положений гигиенической науки, особенно школьной гигиены, большая роль принадлежит первому наркому здравоохранения Советского государства Н. А. Семашко.
ПИРОГОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1810—1881)
Хирург и анатом, исследования которого положили начало экспериментальному направлению в анатомии, основоположник военно-полевой хирургии, член-корреспондент Петербургской академии наук. Н. И. Пирогов впервые в хирургии применил эфир для наркоза, иод и спирт для предупреждения нагноений ран, создал ряд новых методов операций, носящих его имя. Труды Н.( И. Пирогова выдвинули русскую хирургию на одно из первых мест в мире. Его «Топографическая анатомия» (1854) принесла ему мировую славу и до сих пор пользуется популярностью у врачей-хирургов. Именем Н. И. Пирогова назван I Московский медицинский институт.
В царской России средняя продолжительность жизни человека составляла всего 32 года. В первые годы своего существования наша страна пережила опустошительные мировую и гражданскую войны, сопровождавшиеся массовыми эпидемиями холеры, сыпного и брюшного тифа, чумы и других опасных заболеваний. Но с первых дней Советское государство взяло на себя ответственность за охрану здоровья населения. Были ликвидированы массовые вспышки опасных инфекционных заболеваний введением обязательных прививок. К 1936 году была полностью ликвидирована оспа, выдающимся достижением стало полное искоренение малярии.
Благодаря успехам здравоохранения в нашей стране средняя продолжительность жизни возросла до 70 лет.
Анатомия, физиология и гигиена в тесном содружестве с медициной в настоящее время достигли больших успехов в предупреждении и лечении болезней, в продлении жизни людей.
Создана современная аппаратура, с помощью которой ученые и врачи исследуют процессы жизнедеятельности отдельных органов человеческого организма без вреда для его здоровья. Разработаны экспресс-методы (срочные) диагностики многих заболеваний человека. В Советском Союзе проводятся регулярные массовые обследования населения, своевременно выявляют и успешно лечат многие болезни, считавшиеся раньше неизлечимыми.
Особенно большую заботу наше государство проявляет о детях. Огромная сеть детских оздоровительных учреждений — пионерских лагерей, специализированных детских санаториев, домов отдыха для матери и ребенка — обеспечивает нормальное физическое и психическое развитие подрастающего поколения.
Каждый человек, знакомый со строением и функциями своего организма, может сознательно соблюдать гигиенические правила. Применение на практике научно обоснованных правил личной и общественной гигиены поможет укрепить свой организм, закалить его, уберечь от различных заболеваний, стать физически развитым, здоровым человеком, способным к любому труду.
Физиологическая природа памяти. Физиологи в опытах на животных и врачи в наблюдениях за больными людьми установили, что память связана с определенными отделами больших полушарий головного мозга. При повреждении коры, связанной с анализаторами, нарушаются специальные виды памяти: слуховой, зрительной, двигательной и др. Это ведет к нарушению запоминания и воспроизведения звуков, зрительных образов, движений. В случае поражения лобных или височных долей коры ухудшается память в целом. Больной не может запоминать, хранить и воспроизводить информацию.
Согласно современным представлениям отделы мозга, имеющие отношение к процессам памяти, связаны между собой замкнутыми цепочками нейронов. Нервные импульсы, циркулирующие в этих цепочках, изменяют процессы биосинтеза в нервных клетках. В результате этого образуются вещества — материальные носители «следов памяти». Нарушение синтеза некоторых биологически активных веществ мешает образованию следов памяти и, следовательно, процессу обучения. Для того чтобы информация отложилась в памяти, необходимо какое-то время ее повторять. Например, когда мы хотим запомнить номер телефона, стихотворение или математическую формулу, мы сознательно неоднократно повторяем материал, чтобы закрепить его в памяти.
Виды памяти. В зависимости от того, что запоминается человеком, можно выделить 4 вида памяти.
Двигательная память лежит в основе обучения движениям, бытовым, спортивным и трудовым навыкам, письменной речи.
Образная память помогает запоминать и воспроизводить лица людей, картины природы, обстановку, запахи, звуки окружающей среды, музыкальные мелодии. Образная память особенно хорошо развита у писателей, артистов, художников, музыкантов.
Эмоциональная память прочно сохраняет пережитые человеком чувства. Доказано, что запоминанию способствуют биологически активные вещества, выделяющиеся при эмоциональном возбуждении. В той или иной мере эмоциональная память развита у каждого человека. О таком виде памяти советский режиссер К. С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память». Благодаря эмоциональной памяти возможно сочувствие другому человеку.
Запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов — словесная память.
Все виды памяти взаимосвязаны. Одна и та же информация обычно запоминается с помощью двух и более видов памяти.
Гигиена памяти. Память может быть непроизвольной, когда запоминание идет без усилий, как бы само собой. Непроизвольно запоминается то, что произвело сильное впечатление или имеет для человека важное значение.
Память может быть и произвольной. В этом случае человек ставит цель запомнить материал, прилагает волевые усилия, использует специальные приемы.
Улучшают запоминание выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц. Одна и та же информация, неоднократно повторенная, запоминается лучше. Поэтому и говорят: «Повторение — мать учения». Самостоятельное повторение вслух всегда дает больший эффект, чем механическое, пусть даже многократное прочтение материала, Чем больше тренируется память, тем лучше она становится.
В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное запоминание. Произвольное запоминание активно формируется в школьные годы. Наибольшего развития память достигает к 25 годам и сохраняется до 50 лет. Затем способность запоминать и вспоминать постепенно идет на убыль. Профессиональная память сохраняется и в пожилом возрасте.
Память нужно тренировать не только в специально отведенное для этого время, но и дома, по дороге в школу, в электричке, автобусе.
1. Что такое обучение? 2. Что называется памятью? 3. Какие виды памяти человека вы знаете? 4. С какими отделами мозга связана память? 5. Что такое непроизвольная и произвольная память?
- 54. Сон и бодрствование.
Предупреждение нарушений сна.
Характеристика сна. Треть жизни человек проводит во сне. Сон необходим человеку, так же как вода и еда. Если человек не спит 3—5 суток, у него нарушаются внимание, память, притупляются эмоции, падает работоспособность. Возникает непреодолимое желание заснуть.
Засыпая, человек утрачивает активные связи с окружающей средой. Недаром говорится: «спит как мертвый», «мертвецкий сон». Долгое время предполагалось, что сон — это только состояние покоя, при котором ослабляются и замедляются все функции организма.
Подробные исследования спящих людей показали, однако, что это не так. Сон — циклическое явление. Обычный 7—8-часо- вой сон состоит из 4—5 циклов, закономерно сменяющих друг друга. Каждый цикл включает две фазы: фазу медленного и фазу быстрого сна.
Сразу после засыпания развивается медленный сон. Он сопровождается урежением дыхания, пульса, расслаблением мышц. Обмен веществ и температура тела понижаются.
Через 1 —1,5 ч медленный сон сменяется быстрым, В этой фазе активизируется деятельность всех внутренних органов, дыхание становится частым, глубоки^!, работа сердца усиливается, обмен веществ повышается. На фоне общего расслабления возникают сокращения отдельных мышечных групп, это вызывает гримасы, движения рук, ног. У спящего под закрытыми веками быстро движутся глаза, как будто он просматривает кинофильм. Поэтому быстрый сон называют также фазой «быстрого движения глаз». Люди, разбуженные во время быстрого сна, рассказывают о своих сновидениях как о ярких и фантастических по содержанию.
Все сны зрительно ощутимы и эмоционально переживаемы. Во время сновидений активизируется деятельность нервных клеток затылочных долей мозга, куда приходит возбуждение из зрительной системы. Реже сны связаны со слуховыми, обонятельными и другими ощущениями. Возможно, поэтому в русском языке сны называют сновидениями.
Быстрый сон длится 10—15 мин, после чего начинается новый цикл медленного сна.
Люди, разбуженные во время медленного сна, также сообщают, что они видят сны, но сны этого периода менее эмоциональны и более реалистичны и протекают в форме размышлений.
К утру продолжительность быстрого сна возрастает до 25— 30 мин. Увеличение продолжительности быстрого сна важно для активации функций организма к моменту пробуждения.
Физиологическая природа сна. Установлено, что в стволе головного мозга имеются группы нейронов, с которыми связаны бодрствование, сон и заторможенность движений во время сна. Если эти клетки у подопытных животных отключить, то животные во время быстрого сна поднимают голову, следят за невидимым объектом, иногда изображают нападение на него, т. е. в своих движениях они повторяют то, что они видят во сне.
При раздражении нервных клеток, ответственных за бодрствование, спящие животные пробуждаются и настораживаются. При разрушении этих клеток животные погружаются в сонное состояние.
Автор - Цузмер А.М., Автор - Петришина О. Л., Биология человека