Методика преподавания биологии (Боровицкий, Винниченко и др.) 1962 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Пособие для учителей
Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебного пособия для государственных университетов и педагогических институтов СССР
© "Высшая школа" Москва 1962
Авторство: Павел Илларионович Боровицкий, Павел Федорович Винниченко, Дмитрий Яковлевич Крамаров, Глафира Михайловна Гулякова, Ольга Сергеевна Яковлева - Под общей редакцией П. И. БОРОВИЦКОГО
Формат: DjVu Размер файла: 42.5 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Общая методика биологии
Предмет методики биологии и ее задачи 5
Основные этапы развития естествознания в русской школе 8
Положение естествознания в русской дореволюционной школе - 8
Естествознание в советской школе 23
Задачи учебно-воспитательной работы по биологии 33
Курс биологии в школе 39
Методы обучения биологии 44
Урок как основная форма организации учебной работы 72
Экскурсии 82
Работа на учебно-опытном школьном участке 88
Общественно полезный, учебно-производительный труд учащихся в колхозе (совхозе) 95
Внеклассная работа по биологии 97
Планирование и учет работы 108
Кабинет биологии
Литература 131
Методика ботаники
Учебно- воспитательное значение курса ботаники в средней школе 133
Построение курса ботаники 137
Методические указания к постановке курса ботаники в V классе 140
Тема "Введение" (1 час) 140
Тема "Общее знакомство с цветковыми растениями" (9 час) 141
Тема "Клетка. Клеточное строение растений цветковых (4 часа) 143
Тема "Семя. Его прорастание" (10 часов) 145
Тема "Корень. Питание растений из почвы" (10 часов) 152
Тема "Лист. Образование органических веществ в растении"
(10 часов) 152
Тема "Стебель. Передвижение веществ в растении" (10 часов) 158
Тема "Размножение цветковых растений" (8 часов) 162
Методические указания к постановке курса ботаники .в VI классе 165
Тема "Изменение растений человеком. Выведение новых сортов
И. В. Мичурин (5 часов) 166
Тема "Основные группы (21 час) 168
Тема "Развитие растительного мира на Земле" (3 часа) 178
Тема "Лес. Жизнь растений в лесу" (4 часа) 178
Ботанические экскурсии 180
Учебное оборудование для работы по ботанике 185
Литература 188
Методика зоологии
Образовательные и воспитательные задачи курса зоологии 189
Некоторые общие вопросы методики преподавания зоологии 194
Методические ,указания к изучению отдельных тем курса зоологии 195
Тема "Введение" 195
Тема "Простейшие" (4 часа) 197
Тема "Членистоногие" (16 часов) 203
Тема "Класс птиц" (14 часов) 217
Тема "Млекопитающие" (15 часов) 226
Тема "Изменение животных человеком и .выведение новых пород сельскохозяйственных животных" (10 часов) 234
Оборудование кабинета по курсу зоологии 237
Литература 240
Методика анатомии, физиологии и гигиены человека
Учебно-воспитательные задачи школьного .курса анатомии, физиологии
и гигиены человека 241
Общие методические указания к преподаванию анатомии, физиологии
и гигиены человека 253
Методические указания к изучению отдельных тем 257
Тема "Введение" (2 часа) 257
Тема "Общее знакомство с организмом человека" (6 часов) : - 258
Тема "Костно-мышечная система" (8 часов) 266
Тема "Пищеварение" (7 часов) 274
Тема "Нервная система" (16 часов) 282
Оборудование курса анатомии, физиологии и гигиены человека 294
Литература 296
Методика общей биологии
Курс общей биологии в школе * 297
Идейно-воспитательное и образовательное значение курса общей биологии 2994
Методические указания по курсу общей биологии 302
Методика преподавания. Отдельных тем курса общей биологии 304
Тема "Введение" 304
Тема "Многообразие и единство органического мира и приспособленность организмов к условиям существования" 305
Тема "Эволюционная теория Ч. Дарвина" 307
Тема "Мичуринское учение" 314
Тема "Происхождение и развитие жизни на Земле" 326
Тема "Происхождение человека" 328
Оборудование кабинета курсу общей биологии 332
Литература 334
Скачать бесплатный учебник СССР - Методика преподавания биологии (Боровицкий, Винниченко и др.) 1962 года
СКАЧАТЬ DjVu
ПРЕДИСЛОВИЕ
Потребность в учебном пособии по курсу методики преподавания биологии очень велика. Имеется ряд изданий учебника для учительских институтов В. Ф. Шалаева, учебное пособие для студентов педагогических институтов, составленное нашим коллективом, вышедшее в свет в 1955 г., и учебное пособие "Общая методика биологии", написанное проф. Б. В. Всесвятским (1960). Многие вопросы общей методики биологии освещены в работах Б. Е. Райкова, В. А. Тетюрева, М. И. Мельникова, Е. Я- Цал и других авторов. Имеются учебные пособия и по частным методикам ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека и общей биологии. Однако потребность в сводном учебном пособии для студентов университетов и педагогических институтов не отпала. Студентам удобнее готовиться к занятиям и экзаменам, имея одно учебное пособие, соответствующее программам как общей, гак и частных методик, пособие максимально сжатое.
Данная книга представляет собой сокращенное и переработанное 2-ое издание учебного пособия по методике биологии, составленного нашим коллективом. Авторы стремились обобщить опыт многих лет своей работы в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена, но вместе с тем использовали и опыт работы других педагогических институтов, а также опыт передовых учителей.
При переработке авторы стремились также отразить в пособии преобразования, которые имеют место в нашей стране и, в частности, в школе и которые изложены в Законе "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР".
В общей части пособия даются сведения о задачах курса методики биологии, краткий очерк развития методики естествознания в отечественной школе, выясняются задачи, методы и формы учебно-воспитательной работы по биологии в школе и дается описание кабинета биологии и учебных пособий по курсу. Остальные разделы книги посвящены сведениям о методиках отдельных биологических дисциплин: ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека, общей биологии.
Создание полноценной методики преподавания биологии - дело очень важное. Над этим необходимо дальше работать. Каждое указание, направленное на улучшение книги, будет с благодарностью принято авторами и послужит улучшению постановки преподавания методики биологии.
Авторы.
ОБЩАЯ МЕТОДИКА БИОЛОГИИ
ПРЕДМЕТ МЕТОДИКИ БИОЛОГИИ И ЕЕ ЗАДАЧИ
Методика биологии - педагогическая наука, раскрывающая образовательное и воспитательное значение биологии и изучающая содержание, формы и методы работы по биологии в. Перед ней стоит цель помочь разрешению общей задачи школы- делу воспитания и обучения подрастающего поколения, способного принять активное участие в строительстве коммунистического общества. Основная задача ее - изучение и обобщение опыта преподавания биологии в школе, раскрытие закономерностей процесса преподавания и разработка его теоретических основ в соответствии с требованиями коммунистического воспитания и образования подрастающего поколения.
Методика биологии, как и все науки, развивается на основе философии марксизма-ленинизма, на основе общих законов диалектического материализма. Руководствуясь этими законами, она всесторонне изучает процесс обучения биологии.
Как всякая наука, методика биологии является наукой партийной. Она отражает интересы самого передового класса современного общества - рабочего класса, проводит политику Коммунистической партии, способствуя коммунистическому воспитанию учащихся.
Советская школа должна воспитывать энергичных, сознательно и творчески работающих, жизнерадостных людей, горячо любящих свою Родину, умеющих преодолевать все трудности. Молодые строители коммунизма должны понимать великие цели строительства новой жизни, уметь использовать движущие силы советского общества для еще большего расцвета народного благосостояния и культуры. Вся школа в целом и все учебные предметы должны идейно вооружить каждого советского юно-
Вместо муляжей при демонстрации плодов растений можно использовать фиксированные в спирте, формалине и солевом растворе натуральные объекты.