Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье (Муртазин) 1989 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье (Муртазин)   1989

Назначение:  В книге отражен опыт преподавания раздела "Человек и его здоровье". Содержание книги адаптировано к программе 1988 года. Система заданий для самостоятельной работы по всем темам этого раздела может оказать ученикам помощь в выработке у школьников умения учиться, в совершенствовании урока, учебно-воспитательного процесса по биологии в IX классе.

© "Просвещение" Москва 1989 

Авторство: Муртазин Г.М.

Формат: PDF Размер файла: 7.68 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Задания, активизирующие познавательную деятельность при самостоятельной работе.

Введение. Общий обзор организма человека.

Опорно-двигательная система.

Кровь и кровообращение.

Дыхание.

Пищеварение.

Обмен веществ и энергии. Выделение.

Кожа.

Железы внутренней секреции.

Нервная система.

Органы чувств.

Высшая нервная деятельность.

Размножение и развитие.

Рекомендуемая литература.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье (Муртазин) 1989 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

Задания требуют от учащихся самостоятельной работы С учебником, программированными к другими дидактическими материалами, самонаблюдений, выполнения экспериментов. составления сравнительных таблиц, схем, решения расчетных и логических задач, продумывания и написания ответов на вопросы, самоконтроля и взаимоконтроля. ,

Задания по степени их сложности и трудности разделены ив три группы: I) основные, предназначенные для фронтального выполнения не уроке всеми учащимися класса; 2) дополнительные (отмечены знаком "X"), предлагаемые на выбор учащимся, обладающим высокими познавательными возможностями и желающим углублять свои знания; 3) усложненные (отмечены знаком "XX"). рекомендуемые для индивидуальной работы с учащимися, особо интересующимися биологией, в также для внеурочных, кружковых и факультативных занятий. Задания, отмеченные знаком "11", рекомендуются для создания на уроке проблемных ситуаций. Часть заданий, но усмотрению учителя, можно использовать в домашней работе.

Автор выражает искреннюю благодарность Л. В. АфернноЛ. И. Х. Аралбаевой, О. С. Барыкиной, Р.Л. Гнмалтдиновой. И. М. Хабнбуллнной. В. Д. Филипповой. Н. В. Кистень, В. В. Кузьминой, В. В. Копнову, Т. С. Кузнецовой, Г. Д. Лесникову. Л. Ф. Халимовой. Л. Ф. Шакуровой м другим учителям биологии Башкирии и г. Уфы, чей педагогический опыт использован я данном пособии. 

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

V Правильный подход х совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рас* сматривав обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся, призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями и умениями. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять -осмыслить - запомнить - применить - проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить м нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмысливанием. осмысливание - запоминанием. восприятие, осмысливание и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике.

Причиной низкого качества знаний учащихся по биологии во многих школах является главным образом нарушение объективного закона усвоения знаний, когда на уроке деятельность учащихся сводится лишь к восприятию излагаемых учителем готовых знаний и не остается времени на осмысление, запоминание, применение и проверку результатов. И наоборот: новаторами и передовиками в школе становятся именно тс учителя, которые учебный процесс строит 8 соответствии с этим законом. Напоминаем простую, но очень важную истину: псе названные выше этапы усвоения знаний, умений должны выполняться лично каждым школьником, его умственным трудом, отдыхом под руководством учителя.

- Применение термина "активные методы" предполагает существование и неактивных, пассивных методов. Возникает вопрос: что такое активные методы? Определение этого понятия в педагогической литературе не встречается. 

поэтому остановимся сначала на родственных понятиях: активность, познавательная активность, активизация.

Активность (от лат. acllvua - деятельный)-это психическое качество, черта характера человека, выражающаяся в усиленной деятельности человека.

Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложения максимума собственных волевых усилий и анергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности (поднятие рук. переписывание, бездумное перелистывание книги и т. п.). в главным образом о внутренней, мыслительной активности школьника, о творческом мышлении.

Психолога убеждают, что познавательная активность школьника - качество не врожденное и не постоянное,она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, труда к других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость я настроение самого школьника (успеха в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познав" тельная активность резко меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Учителя-новаторы Ш. А. Амонашвили. И. П. Валков. Е. Н. Ильин, С. Н. Лыссикова, В. Ф. Шаталов, их последователи и другие опытные учителя практически доказывают, что только подлинное сотрудничество учителя и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса. Например, работая с опорными сигналами, учащиеся с желанием и старательно сами воспринимают, осмысливают, запоминают, применяют знания и контролируют усвоение.

Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной актив. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебной работе и званиям, являются средствами активизации.

Разумеется, степень познавательной активности учеников зависит и от них самих, от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий, ведь ученик не только объект, но и субъект учебного процесса. Но если у ученика этих качеств пока нет, то формирование их тоже входит в профессиональную функцию учителя. Вся трудность, диалектическая противоречивость обучения в том я заключается, что на уроке необходима познавательная активность учащихся, в она зависит от учителя, от его умения активизировать их. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя. интегративным показателем его педагогического мастерства.

Следовательно, активными методами обучения следует называть те. которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. При активных методах все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием; внимательно слушают - думая, наблюдают-думая, читают-думая, выполняют практические задания - думая. Подчеркиваем: в условиях среднего всеобуча активными методами можно считать только те, которые побуждают к активному, старательному учению именно всех учащихся классного коллектива, не только сильных и любознательных, но и слабых, безвольных, ленивых (такие имеются в любом классе).

Какие же методы обучения относятся к активным? В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний на три группы: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным, и менее активным, пассивным. Каждый метод обучения по источнику знаний обладает потенциями, реализация которых зависит от творчества учителя, например от сто умения создавать на уроке проблемную ситуацию.

Следовательно, традиционное деление методов обучения на названные три группы не позволяет решить, какие из них активные. Вообще методы обучения сложны, многофакторны, переходят друг в Друга, грани между ними относительны. Вот почему современная педагогика внутри каждой традиционной группы методов выделяет по степени познавательной активности учащихся две подгруппы (два варианта) методов: проблемно поисковые и репродуктивные .(объяснительно-иллюстративные).

 

 

 
 
 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика