Наблюдай и экспериментируй (Садименко, Зозулин) 1970 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Методика проведения факультативных занятий по биологии (Манке, Маш, Михеева) 1970  

Назначение: Составители книги были воодушевлены целью помочь учителю и юному натуралисту расширить рамки школьной программы преподавания биологических дисциплин. 

Коллектив сотрудников биолого-почвенного факультета Ростовского государственного университета задумал предлагаемую книгу в качестве вводного пособия к самостоятельной работе в живой природе. Она рассчитана на школьника — любителя природы, но может сослужить полезную службу и людям старших поколений, интересующихся природоведением. В книге собраны методики наблюдений и экспериментирования во всех основных сферах биологических наук: ботаники, зоологии, физиологии животных, генетики, биохимии, почвоведения и агрохимии. Предлагаемые методики имеют разную степень сложности: от простого наблюдения до значительно оснащенного эксперимента, однако все они не требуют каких-либо уникальных приборов и дорогостоящего оборудования.

© Изд-во Ростовского ун-та Ростов 1970 

Авторство: Садименко П.А., Зозулин Г.М. (ред.)

Формат: PDF Размер файла: 27.9 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие (Ю. А. Жданов)

БОТАНИКА • . . 4

I. Морфология н систематика высших растений

(Е. Ф. Обидина) о

И. Наблюдения над низшими растениями (пункты 1—

8—О. Н. Мороз; 9 — С. В. Юдина; 50—11 —

А. М. Волкова) 16

III. Задания по микробиологии (задания • 1, 2, 4—

С. С. Бочева; 3, 5, 6 — И. Б. Коган) .... 21

- IV. Задания по вирусологии СВ. Г. Паршин) ... 26

V. Самостоятельная' работа по изучению растительных сообществ (пункты ]—30 — Г. М. Зозулин;

31 — Г. И. Степнин) 30 '

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

 

VI. Фенологические наблюдения ,(Д. К- Дугуян) • 43

VII. Собирайте ископаемые растения! (Г. Д. Пашков) 47

VIII. Задания по физиологии растений (задания 1—2 —

Л. Д. Авилова; 3-—6—В. И. Севастьянов; 7, 9,

. 10, 14—16 — Б. Н. Цюрупа) .51

ЗООЛОГИЯ   69

I. Изучение пресноводной фауны (А. И. Кафанов,

Т; Г. Шевченко) 70

II. Насекомые (задания 1, 2—В. А. Мннорансхий, 3—5

А. В. Пономаренко) 79

III. Рыбы (Е. И. Драпкин) • . 89

Земноводные (Н. С. Олейников, Г. П. Лукина) . . 94

12 — Н. В. Жуковская; 8, 11, 13 — Н. Ф. Ляхова;

IV. Пресмыкающиеся (Н. С. Олейников, Г. П. Лукина) 98

V. Птицы (задания 1—3 — И. М. Языкова; 4, 6—8,

10—В.’ С. Петров; 5—Н. С. Олейников, 9—Н. X. Ло- мадзе) 102

VI. Млекопитающие (задание 1—И. М. Языкова; 2 —

Н. С. Олейников; 3 — Б. А. Казаков) . • . ,116

ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ 124

I. Опыты по физиологии человека и животных (задания 1, 4, 7—8, 12, 19 — А. Б. Коган; 2—3, 5, 10, 13—14, 20, 26—28 — 0. Г. Чораян; 6, 15,116. 18, 24,

25—Т. В. Алейникова; 9.11,17,21—23—Э. А. Варуха) 124

II. Опыты по онтогенезу животных организмов (Ф. Н. Ку-

• черова) 135

ГЕНЕТИКА (Е. П. Гуськов, Н. И. Беличенко) . . • . .149

I. Как увидеть хромосомы растений 149

I II. Изменение наследственности действием различных

химических веществ 152

III. Работа с дрозофилой 156

IV. Законы Менделя в опытах 160 

V. Изучение биологических законов на растительном объекте

БИОХИМИЯ (А. А. Кричевская. В. С. Шугалей) . .' . / , . 171

ПОЧВОВЕДЕНИЕ И АГРОХИМИЯ 178

I. Почва — основа жизни и благополучия народа

(Ф. Я. Гаврплюк) 178

II. Простейшие методы изучения почв в поле (Г. Г. Клименко) 183

III. Простейшие методы изучения почв в домашней или

школьной лаборатории (П. А. Садименко) . . .188

IV. Опыты по агрохимии (И. А. Полтавская), задание

, 5 — И. Г. Соборникова) 209

Микробы в почве (И. Б. Коган) 224

КАЛЕНДАРЬ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ (Т. И. Абрамова) 227

 

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Наблюдай и экспериментируй (Садименко, Зозулин) 1970 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ПРЕДИСЛОВИЕ

ч

 

Кем бы ни был человек, где бы он ни трудился, надежным и верным компасом на его жизненном пути может быть лишь последовательно научное мировоззрение. Для формирования его существуют многообразные подходы, среди которых важную роль играет изучение естественных наук, их методов, принципов, способов овладения предметом. В наш век бурного развития естественных наук, их возрастающего воздействия на все сферы общественного производства тем более важно получить о них должное представление, самому прикоснуться к научному труду. Следует также подчеркнуть, что ныне любая форма производственной деятельности—металлурга или землепашца, горняка или селекционера, химика или- лесоруба — в нарастающих масштабах оказывает воздействие на природу, преобразуя и видоизменяя ее не всегда в лучшую сторону; именно поэтому каждому полезно научиться задавать вопросы природе, наблюдать за ее процессами. При этом совершенно не обязательно быть профессиональным естествоиспытателем.

Тот, кто любит и понимает природу, умеет задать ей вопрос в форме эксперимента и верно истолковать ее ответ, сможет успешно трудиться на любом участке, глубже понимать красоту мира, четче и яснее мыслить, становиться внутренне богаче.

Коллектив сотрудников биолого-почвенного факультета Ростовского государственного университета задумал предлагаемую

книгу в качестве вводного пособия к самостоятельной работе в живой природе. Она рассчитана на школьника — любителя природы, но может сослужить полезную службу и людям старших поколений, интересующихся природоведением. В книге собраны методики наблюдений и экспериментирования во всех основных сферах биологических наук: ботаники, зоологии, физиологии животных, генетики, биохимии, почвоведения и агрохимии. Предлагаемые методики имеют разную степень сложности: от простого наблюдения до значительно оснащенного эксперимента, однако все они не требуют каких-либо уникальных приборов и дорогостоящего оборудования.

N Составители книги были воодушевлены целью помочь учителю и юному натуралисту расширить рамки школьной программы преподавания биологических дисциплин. Совершенно очевидно, что предлагаемый опыт пособия по биологии далек от совершенства и улучшить его можно лишь собрав все критические замечания, дополнительные оригинальные предложения от самих читателей.

Л

Профессор Ю. А. Жданов  

 

БОТАНИКА

Ботаника как наука зародилась в глубокой древности. Человек с незапамятных времен пользовался растениями для удовлетворения своих потребностей. Растения давали человеку пищу, топливо, одежду, растения лечили от разных болезней, украшали быт человека, сопровождали его во всех случаях жизни. Поэтому естественно, что необходимость глубже проникнуть в жизнь своего зеленого друга заставила человека заняться изучением растений — разнообразные сведения о растениях содержатся в самых древних письменных источниках.

В наиболее общем смысле ботаника — наука о растениях. Но развитие этой науки привело к разделению ее на многочисленные отдельные научные дисциплины, которые объединяются общностью объекта изучения — растением, но различаются методами работы и уровнями организации жизни, которые подлежат изучению. Так возникли отдельные науки: анатомия растений, морфология растений, физиология растений, систематика растений, экология растений, генетика растений (последняя обычно именуется просто генетика, включая в круг своих исследований и животные организмы), палеоботаника, география растений, совсем недавно: геоботаника (наука о растительных сообществах) и ряд других. Различие методов исследования обусловило отделение как особых наук таких дисциплин, как альгология (изучение водорослей), микология (изучение грибов), лихенология (изучение лишайников),-бриология, (изучение мхов) и т. д. Близко к ботанике стоят микробиология (бактерии также относятся к растительным организмам) и вирусология (вирусы — мост от неживого к живому). Из ботаники выделились и науки прикладного характера, изучающие приемы возделывания и культивирования растений: агрохимия, садоводство, огородничество, селекция растений, интродукция растений, декоративное цветоводство, а также науки, направленные на использование и улучшение разных растительных сообществ: лесоведение, луговедение, болотоведение, тундроведение и много других. На современном этапе развития биологических наук происходит слияние методов изучения растений с методами иных естественных наук. Возникли такие смежные науки, как биохимия, биофизика и даже астроботаника.

Таким образом, если вы желаете заняться изучением растений, перед вами большой выбор наук, где вы можете приложить свои силы. А глубокое познание с разных позиций законов жизни растений — проблема номер один перед человечеством. Ведь только зеленые растения синтезируют из элементов неорганической среды органические соединения: углеводы, белки, жиры и т. д.; все остальные организмы потребляют эти соединения, переводя при этом растительные органические соединения в животные. И пока человек не научится искусственно синтезировать органику и создавать при этом полезную биомассу — ему не обойтись без своего верного друга — растения.

В этом разделе сборника сосредоточены задания из разных отраслей ботаники для самостоятельной работы. Вы можете испробовать свои силы в разных направлениях, что поможет вам решить вопрос—какой из разделов ботаники вас больше всего влечет.

Помимо выполнения заданий, изложенных ниже, вы можете при самостоятельных работах делать'очень полезное дело и для себя лично и для школы, музеев и т. д., занявшись коллекционированием наблюдаемых объектов. Такое коллекционирование очень ценно тем, что при этом вы легко и увлекательно для себя расширяете круг,своих знаний и, демонстрируя свои коллекции, помогаете и другим познать растительный йир. В качестве примера, можно составить следующие коллекции и систематически пополнять их и в дальнейшем:

1. Лесные растения;

2. Луговые растения; • !

3. Степные растения;

4. Болотные растения;

5. Растения водоемов:

6. Сорные растения (с указанием, какие культуры или местообитания они заселяют);

7. Растения, разводимые человеком для питания;

8. Лекарственные растения;

9. Растения засоленных местообитаний;

10. Растения каменных обнажений;

П. Декоративные деревья и. кустарники;

12. Цветочные растения садов, клумб, газонов и т. д.;

13. Различные формы цветка у растений;

14. Плоды и семена растений; /

15. Грибы;

16. Мхи и лишайники;

17. Отпечатки ископаемых растений и т. д.

Очень ВАЖНО всякую коллекцию снабжать этикеткой, в которой необходимо указывать место и срок сбора, а по мере определения и названия растения. Собранные вами коллекции могут помочь школе в подготовке биологов-ботаников, а наиболее удачные коллекции у вас охотно примут музеи и высшие учебные заведения.

 

 

С этой книгой читают

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика