Skip to main content

Биология - Зоология

Школьные опыты и практические занятия по курсу анатомии и физиологии человека (Яковлева) 1951  год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Школьные опыты и практические занятия по курсу анатомии и физиологии человека (Яковлева) 1951

Назначение: Пособие для преподавателей естествознания средней школы

Настоящая книга не ставит своей задачей рассмотрение всей системы преподавания школьного курса анатомии и физиологии человека или разрешение всего комплекса вопросов принципиального характера, связанных с применением опытов на уроках или во внеклассной работе по анатомии и физиологии человека.
Цель ее — дать начинающим учителям точное описание техники и основные методические указания к проведению наблюдений и опытов в процессе преподавания школьного курса анатомии и физиологии человека. Кроме обязательного минимума работ, требуемых программой, переработанной на основе физиологического учения И. П. Павлова, в книге дается описание довольно большого количества опытов, проведение которых может несколько расширить рамки школьного эксперимента по физиологии.

© УЧПЕДГИЗ РСФСР ЛЕНИНГРАД 1951 МОСКВА - Ленинградское отделение

Авторство: Яковлева О.С. , Редактор: Н. В. Натарова.

Формат: PDF Размер файла: 12 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

Образовательное и воспитательное значение эксперимента в школьном курсе анатомии и физиологии человека 8

Организм как единое целое

Лабораторные занятия и демонстрации, требуемые программою по анатомии и физиологии человека 15

Работа 1. Приготовление препарата и рассматривание под микро* скопом клеток слизистой оболочки рта человека —

Работа 2. Рассматривание поверхностного эпителиального слоя кожи лягушки 17

Работа 3. Приготовление препарата хрящевой ткани и рассматривание его под микроскопом 18

Работа 4, Приготовление препарата поперечнополосатой мышечной ткани и рассматривание его под микроскопом 19

Работа 5. Регенерация плавников у рыб. 21

Работа 6, Регенерация конечностей и хвоста у аксолотля 22

Работа 7. Демонстрация рефлекса на лягушке 23

Костно-мышечная система

Лабораторные занятия и демонстрации, требуемые программою по анатомии и физиологии человека. 24

Работа 8. Скелет и отдельные части скелета человека и животных 25

Работа 9. Демонстрация распилов костей 27

Работа 10.

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

Получение минерального вещества кости 29

Работа 11. Получение органического вещества кости 30

Работа 12. Определение твердости кости 31

Работа 13. Прочность кости (по Ягодовскому) 32

Работа 14. Демонстрация вскрытого сустава —

Работа 15. Сокращение мышцы при раздражении нерва 34

Работа 16. Механическая работа мышцы 38

Работа 17. Изучение явления утомления мышц при помощи самодельного эргографа 40

Органы кровообращения

Лабораторные занятия и демонстрации, требуемые программою по анатомии и физиологии человека. 42

Работа 18. Демонстрация под микроскопом свежей и окрашенной крови человека. 43

Работа 19. Разрушение эритроцитов при смешивании крови с водой и сохранение их в физиологическом растворе (По описанию П. И. Суворовой) 44

Работа 20. Демонстрация получения артериальной крови 45

Работа 21. Демонстрация строения сердца и значения сердечных клапанов на сердце крупного млекопитающего 46

Работа 22. Демонстрация действия створчатых клапанов сердца (По описанию П. И. Суворовой). 52

Работа 23. Наблюдение движения крови в живом организме 53

Работа 24. Наблюдение над работающим сердцем лягушки 58

Работа 25. Демонстрация ритма сердечных сокращений 60

Работа 26. Подсчет пульса. 63

Органы дыхания

Лабораторные занятия и демонстрация, предлагаемые школьною про- граммою по анатомии и физиологии человека 64

Работа 27. Демонстрационное вскрытие легких крупного млекопитающего животного. Опыты с легким —

Работа 28. Мерцательный эпителий нёба лягушки 70

Работа 29. Мерцательный эпителий под микроскопом 72

Работа 30. Измерение сантиметровой лентой окружности грудной клетки после сильного выдыха и глубокого вдоха 73

Работа 31. Значение изменения объема грудной клетки при вдохе и выдыхе. 74

Работа 32. Изменение состава воздуха при дыхании 75

Работа 33. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе и в пробирке, где сокращалась лапка лягушки. 79

Работа 34. Определение дыхательного воздуха и жизненной емкости легких спирометром 81

Работа 35. Подсчет дыхательных движений 83

Работа 36. Исследование воздуха жилых помещений (опыт Я годов- ского). 85

Работа 37. Ознакомление с приемами искусственного дыхания —

Органы пищеварения

Лабораторные занятия и демонстрации, требуемые программою по анатомии и физиологии человека. 87

Работа 38. Строение органов пищеварения. —

Работа 39. Изучение строения желудка, тонких кишок, печени (Работа с раздаточным материалом). 94

Свойства белков, жиров и углеводов

Работа 40. Свойства белков. 95

Работа 41. Свойства крахмала. 96

Работа 42. Свойства сахара (глюкозы) 97

Работа 43. Свойства жиров 98

Работа 44. Анализ бульона 99

Работа 45. Анализ молока —

Работа 46 Анализ муки 100

Работа 47. Анализ овощей и фруктов 101

Работа 48. Определение количества воды в продуктах питания Ю2

Работа 49. Определение содержания в продуктах противоцинготного витамина С —

Работа 50. Получение авитаминоза В 104

Работа 51. Получение авитаминоза С 105

Работа 52. Влияние качества пищи на вес кроликов. —

Работа 53. Пищеварительное действие слюны г. 107

Работа 54. Действие желудочного сока на белки. ПО

Работа 55. Опыты с панкреатическим соком. 115

Работа 56. Действие желчи на жиры , .117

Работа 57. Односторонняя проницаемость живой ткани 118

Органы выделения

Работа 58. Строение почки , 120

Нервная система

Лабораторные занятия и демонстрации, предлагаемые программою по анатомии и физиологии человека 122

Работа 59. Свойства нерва —

Работа 60. Рефлексы спинного мозга 128

Работа 61. Влияние силы раздражителя на время рефлекса и характер ответной реакции 130

Работа 62. Значение спинного мозга в координации движений 132

Работа 63. Торможение рефлексов спинного. мозга —

Работа 64 Сеченовское торможение. 133

Работа 65. Влияние наркотических веществ на центральную нервную систему (По описанию Н. Г. Маллицкой и И. С. Александрова) 134

Работа 66. Строение головного мозга. 135

Работа 67. Демонстрация лягушки с удаленными большими полушариями 136

Работа 68. Выработка условного рефлекса у карася (по Хотину) 138

Работа 69. Дрессировка крыс, основанная на получении условных рефлексов 139

Работа 70. Образование условных рефлексов у мелких животных 140

Работа 71. Вскрытие глаза крупного млекопитающего животного.

Опыты с хрусталиком / 142

Работа 72. Значение зрачка (самонаблюдение) 146

Работа 73. Отыскание слепого пятна. —

Работа 74. Определение густоты осязательных точек кожи 147

Железы внутренней секреции

Работа 75. Влияние адреналина и питуитрина на пигментные клетки кожи лягушки 148

Работа 76. Влияние адреналина и питуитрина на пигментные клетки кожи колюшки. (По Гербильскому). 151

Работа 77. Влияние окраски грунта на окраску тела аксолотлей

Работа 78. Влияние гормона щитовидной железы на метаморфоз головастиков лягушки 152

Работа 79. Превращение аксолотля в амблистому действием тиреоидина 153

Работа 80. Вызывание искусственной линьки у кур действием тиреоидина (гормона щитовидной железы) 155

Физиологические особенности развивающегося организма

Работа 81. Рассматривание под микроскопом сперматозоидов лягушки 156

Работа 82. Рассматривание под микроскопом яйцевой клетки лягушки 157

Работа 83. Влияние количества пищи на рост и развитие рыб 158

Работа 84. Влияние температуры на рост и развитие рыб 159

Работа 85. Влияние температурного фактора на развитие лягушки 160

Работа 86. Изменение окраски у карасей под влиянием светофильтров 162

Справочный отдел 4

Лабораторные животные 163

Продукты мясного рынка 172

Специальные пособия. —

Источники электрического тока. 173

Приготовление растворов 179

Литература по школьному эксперименту в курсе анатомии и физиологии человека. 181

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Школьные опыты и практические занятия по курсу анатомии и физиологии человека (Яковлева) 1951 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В руководство включены описания практических работ и демонстраций, используемых в школе при изучении клеток, тканей и органов, хотя они и не относятся к категории физиологического эксперимента. Сделано это для удобства преподавателей, работа которых будет значительно облегчена, если они в одной книге найдут указания к проведению всех школьных работ по анатомии и физиологии человека.

Исходя из того, что физиологические изменения, возникающие в организме под воздействием внешних факторов, значительно лучше могут быть осознаны учащимися при изучении курса физиологии, нежели в курсе зоологии, в книге даются описания некоторых опытов, показывающих изменения, возникающие в животном организме под влиянием условий жизни (состав пищи, температура, условия освещения).

Описания опытов и наблюдений выполнены по единой схеме: цель работы, оборудование, техника и^ методика проведения данной работы, вывод и примечания.

Мы отнюдь не предполагаем, что в школе следует ставить все представленные в данном руководстве работы. В зависимости от оборудования и подготовки учащихся преподаватель должен из большого количества работ, приведенных в книге, выбрать те, которые в данных конкретных условиях могут быть проведены на уроках или в кружке юных физиологов.

В руководстве приведены как оригинальные работы, так и те опыты, которые уже имеются в нашей отечественной методической литературе.

Последнее обстоятельство придает книге удобный для учителя характер методической хрестоматии, обеспечивающей ему знакомство с большим количеством тщательно проверенного лучшего опыта наших учителей и методистов.

Приношу благодарность методистам и преподавателям, давшим для книги описание опытов и приборов, сконструированных ими: П. И. Боровицкому (раб. 17, 49, 73, 74), С. А. Павловичу (раб. 23), Л. Л. Поташниковой (раб. 86), А. Е. Суглицкому (раб. 75, 76, 80), Л. Э. Спалва (раб. 52, 77, 85) и Г. С. Рогинскому (раб. 70).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Августовская (1948 г.) сессия Академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина, обсудившая доклад акад. Т. Д. Лысенко о положении в биологической науке, рассмотренный и одобренный Центральным Комитетом ВКП(б), показала полное торжество мичуринского направления в биологии над реакционной идеалистической вейсмано-моргановской лженаучной теорией. В нашей стране социализма восторжествовало материалистическое мичуринское направление, которое дает неограниченные возможности для дела управления природою живых организмов и указывает пути планомерного изменения их в нужную сторону посредством управления условиями жизни.

Сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР (1950 г.), посвященная проблемам физиологического учения И. П. Павлова, нанесла сокрушительный удар по отголоскам идеализма в физиологии и всем попыткам извратить павловское учение. Сессия наметила пути дальнейшего расцвета советской физиологии и медицины, а также психологии, педагогики и других отраслей науки.

В свете материалов сессии ВАСХНИЛ 1948 г. школьные программы и учебники по биологии были переработаны на основе мичуринского учения, а решения сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР (1950 г.) вызвали изменения программы по анатомии и физиологии человека.

В основу школьного курса анатомии и физиологии человека положено физиологическое учение И. П. Павлова, которое основано на материалистическом познании закономерностей окружающей природы, жизнедеятельности животного организма и физиологических основ высшей нервной деятельности.

Учитель должен помочь учащимся создать понятие об организме как о целостной системе органов, объединенной нервной и гуморальной связью, подчеркнуть ведущую роль нервной связи, показать роль нервной системы по отношению к целостному организму (объединение деятельности всех тканей и органов и обеспечение взаимной связи организма и среды) и вскрыть ведущую роль коры больших полушарий головного мозга как в осуществлении внутреннего единства организма, так

и в обеспечении неразрывной связи организма с внешней средой. Учащимся следует показать, что нервная система обеспечивает постоянную приспособленность организма к окружающей внешней среде с сохранением целостности и единства организма. Учению И. П. Павлова об условных рефлексах, о единстве первой и второй сигнальных систем и о качественном своеобразии высшей нервной деятельности человека в школе должно быть уделено серьезное внимание. Наконец, учитель должен показать учащимся, что работы И. П. Павлова знаменуют собою новый этап в развитии физиологии и медицины, и вскрыть роль павловского учения в борьбе за здоровье и долголетие человека. Школьному курсу, изучающему основы павловской физиологии, должна быть придана значительная практическая направленность путем ознакомления учащихся с вопросами гигиены, санитарии, медицины, путем разъяснения необходимости соблюдения здорового режима, необходимости занятий физкультурой.

Глубокое изучение основ физиологии требует применения опытов и наблюдений. Знакомя учащихся с основами павловской физиологии, недостаточно давать школьникам знания лишь конечных выводов этой науки: учащихся следует знакомить с теми способами, при помощи которых были получены научные истины. Это тем более необходимо, так как И. П. Павлов был блестящим экспериментатором. Он широко использовал опыты при чтении курса физиологии. На примере работ самого И. П. Павлова мы можем ярко показать, какое большое значение в физиологии имеет правильно выбранный метод исследования.

Школьные опыты и наблюдения по физиологии животных и человека могут иметь различный характер и занимать различное место в учебном процессе, но все они — простые и сложные, длительные и кратковременные — имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они не только знакомят учащихся с одним из основных методов павловской физиологической науки, но являются средством наилучшего усвоения определенных понятий курса и средством формирования основ научного материалистического мировоззрения учащихся.

Наблюдения и опыты знакомят учащихся с реально существующими в теле животного и человека физиологическими процессами, помогают вскрывать объективно существующие связи и взаимоотношения между ними и убеждают учащихся в материальной обусловленности физиологических процессов. Иногда нужно поставить несколько аналогичных опытов, чтобы лучше понять общую сущность наблюдаемых явлений.

В ряде школьных опытов (действие слюны на крахмал, действие желудочного сока на белки, превращение венозной крови в артериальную, сокращение мышцы и т. п.) учащиеся получают возможность непосредственного наблюдения физиологических процессов. Они убеждаются в том, что эти процессы дей- б

ствительно существуют, что течение их можно изменить путем изменения материальных условий.

Однако в некоторых опытах учащиеся наблюдают лишь внешнее проявление физиологического процесса, а не самый процесс. Так, в опыте с нервно-мышечным препаратом учащиеся видят сокращение мышц лапки при раздражении нерва; те же физиологические процессы, которые происходят в нерве, непосредственному наблюдению не поддаются. В опытах со спинномозговой лягушкой учащиеся наблюдают начальный момент (нанесение раздражения на кожу) и конечный момент рефлекса (сокращение мышц), а те физиологические процессы, которые происходят в нервной системе во время рефлекса, также не могут быть наблюдаемы.

Следовательно, одних эмпирических наблюдений школьников без теоретического обобщения не всегда бывает достаточно для того, чтобы познать закономерности физиологических процессов. Наблюдения, проводимые учащимися во время опытов, дают знание определенного количества реально существующих фактов, подлежащих обобщению на основе диалектико-материалистического понимания жизни. Ведущая роль учителя в этом деле весьма ответственна и сложна.

Приведем несколько примеров, иллюстрирующих значение школьного опыта по физиологии в работе учителя по формированию в сознании учащихся идеи материальности природы. «Материалистическое мировоззрение, — говорит Энгельс, — означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений».1 Разберем с этой точки зрения урок на тему «Строение нерва и свойства нерва». Школьный опыт по изучению свойств нерва показывает учащимся, что в нерве под воздействием материальных причин происходят какие-то изменения, хотя непосредственно мы их и не наблюдаем.

Однако при повторении опыта после нанесения на нерв капли хлороформа или аммиака учащиеся наблюдают, что проводимость нерва ослабляется или полностью нарушается; это убеждает их в том, что возбуждение, возникшее в нерве под влиянием материальных причин, действительно проводится по нерву.

Если учитель ограничится только рассмотрением одного этого факта, то значение опыта будет весьма ограничено. Если же от рассмотрения свойств нерва учитель сразу перейдет к ознакомлению учащихся с физиологическими свойствами каждой нервной клетки, которые также обладают возбудимостью и проводимостью, то значение опыта по изучению свойств нерва будет значительно шире. Учащимся, под свежим впечатлением опыта, станет ясно, что причиной возбуждения нервных клеток в живом

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XIV, 1931, стр. 651.

нормальном организме является всегда какая-то материальная причина. Нервные клетки приходят в состояние возбуждения под влиянием химических веществ, приносимых к ним кровью или образующихся в них самих в процессе их жизнедеятельности. Нормальным же физиологическим раздражителем нервных клеток центральной нервной системы являются возбуждения, поступающие в клетки из тех органов, с которыми эти клетки связаны при помощи нервных волокон. Вот к каким глубоко осознанным и прочным знаниям может привести простой школьный опыт с раздражением нерва солью, горячей палочкой, щипком и электрическим током при правильном обобщении данных опыта. При правильном анализе опытов со спинномозговой лягушкой (особенно интересен опыт с выключением отдельных частей рефлекторной дуги — см. раб. 60) у учащихся формируется понятие о том, что нервная система является таким органом, в котором протекают сложнейшие физиологические процессы, что причиной этих процессов являются материальные воздействия среды на нервные окончания центростремительных нервных волокон. Простейшие опыты со спинномозговой лягушкой весьма убедительно показывают учащимся, что взаимоотношения этой лягушки с внешней средой осуществляются при участии нервной системы, так как при разрушении спинного мозга все кожно-мышечные рефлексы, имеющие защитное значение, исчезают. Эти опыты убеждают учащихся в том, что нервная система — это специальный орган отношений животного к внешнему миру.

Опыты по условным рефлексам, проводимые учащимися в уголке живой природы, помогут им понять учение И. П. Павлова о значении нервной системы в обеспечении нормальных сложных отношений организма с внешним миром. Эти опыты покажут учащимся, что И. П. Павлов нашел метод (метод условных рефлексов) объективного изучения высшей нервной деятельности животных, т. е. метод объективного изучения сложных взаимоотношений организма с внешним миром, осуществляющихся при помощи коры больших полушарий. Эти отношения временны, преходящи, но значительно превосходят по тонкости те постоянные, неизменные ответы организма на воздействия внешней среды, которые осуществляются при помощи безусловных рефлексов. В настоящее время в методической литературе описано достаточное количество школьных опытов по условным рефлексам с использованием лабораторных животных. Эти опыты необходимо широко практиковать в школе для демонстрации того, что жизнь животного представляет собою постоянное приспособление к воздействиям внешнего мира, что это приспособление осуществляется при помощи нервной системы.

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

Автор-учебника - Яковлева О.С., ★Все➙ Для Учителей, ★ВСЕ➙ Практикум - Практические занятия, ★Все➙ Об организме человека, Биология человека, Сравнительная физиология человека и животных

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО БИОЛОГИИ - ЗООЛОГИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО БИОЛОГИИ - ЗООЛОГИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - БИОЛОГИЯ - ЗООЛОГИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО БИОЛОГИИ И ЗООЛОГИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика