От молекул до человека (Пособие для учителей) 1973 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Книга представляет собой перевод американского учебника биологии для средней школы, написанного в соответствии с учебной программой института биологических наук. Цель программы - улучшить преподавание основ биологии в средней школе.
В книге четко изложены все важнейшие разделы современной биологии, включены новейшие сведения по биоэнергетике клетки, биохимии, генетике, молекулярной биологии, вирусологии. Вся цепь научных фактов рассматривается в свете теории эволюции органического мира. Проблемы наследственности и изменчивости объясняются на уровне молекулярной организации организма
Авторство: Пер. с англ. К. С. Бурдина и И. М. Пархоменко ; Общ. ред. и предисл. проф. Н. П. Наумова
Формат: PDF Размер файла: 82.1 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Необычайно высокие темпы развития биологии в последние десятилетия сопровождаются быстро возрастающим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства, но и открывает возможность развития новых отраслей промышленности и новые перспективы в технике (бионика). Успехи биологии гарантируют рациональную эксплуатацию живых природных ресурсов - лесов и пастбищ, запасов рыб и промысловых беспозвоночных, охотничьих зверей и птиц. Инженеры, конструкторы, судостроители и архитекторы в исследованиях биологов ищут новые принципы и подходы к созданию механизмов, приборов и конструкций.
За последние годы биология приобретает еще одно и, может быть, самое важное для человечества значение. Быстрое развитие техники во всех ее видах сопровождается ускоряющимся изменением лика Земли. Поэтому так необходимо глубокое изучение биосферы Земли, ее структуры и процесса круговорота веществ.
Все это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях. При этом особенное значение приобретает обучение биологии в средней школе. Только оно даст необходимые сведения каждому гражданину нашей страны.
Начатая в советских школах работа по улучшению биологического образования уже принесла свои плоды. Новое содержание школьного курса биологии и расширение арсенала методов преподавания основ современной биологии, а также новые учебники значительно повысили уровень обучения биологии. Отечественная методика преподавания биологии накопила большой опыт активизации познавательной деятельности учащихся.
Безусловно, интересен и опыт некоторых зарубежных стран по повышению эффективности преподавания биологии. Заслуживает внимания постановка биологического образования в средних школах США. Интенсивная работа ведется в Американском институте биологических наук Национальной академии наук США и особенно в организации "Изучение программ биологического образования" (BSCS - Biological Sciences Curriculum Study). BSCS выпустила несколько учебных пособий, серии брошюр по отдельным методическим вопросам, специальные методические руководства для учителей биологии, учебники. Особый интерес представляет серия в трех томах "Руководства по биологии". Каждый том содержит полный курс биологии, соответствующий единой программе и позволяющий преподавать биологию в трех вари
антах: с акцентом на элементах экологии ("Зеленая версия") морфо- физиологии ("Желтая версия"), молекулярной биологии ("Синяя версия"),
Настоящая книга - перевод "Синей версии", названной соответственно ее основной идее "От молекул до человека". В США книга вышла в двух изданиях. При переводе и некоторой адаптации книги использованы оба издания. Адаптация ограничена заменой изображений некоторых представителей американской флоры и фауны. Несколько сокращен фактический материал, когда, на наш взгляд, намечалась явная перегрузка фактами. К вопросам, трактуемым советскими биологами иначе, чем американскими, научным редактором издания сделаны краткие примечания.
Авторы книги "От молекул до человека" стремились не только изложить факты и теории, но и показать, как ученые подходили к тому или иному выводу или открытию. В этом выражена цель авторов приучить школьников самих искать решение проблемы, развить у них "научное мышление". Это достигается с помощью умелого подбора живого материала, хорошо продуманного методического аппарата книги, интересных, обучающих иллюстраций и динамичных схем. Основываясь на тезисе "наука не есть коллекция фактов", авторы рассматривают всю цепь экспериментальных данных в свете теории эволюции органического мира. Ставшие уже традиционными проблемы наследственности и изменчивости в настоящее время находят объяснение на уровне молекулярной организации организмов.
Несмотря на обилие материала о последних достижениях биологии, книга позволяет получить представление о природе самой науки как о постоянном взаимодействии новых фактов и идей.
Н. П. Н а у м о в