Самостоятельные работы учащихся по биологии (Бруновт, Богоявленская, Бровкина, Калинова, Мягкова, Резникова, Реброва) 1984 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Самостоятельные работы учащихся по биологии (Бруновт, Богоявленская, Бровкина, Калинова, Мягкова, Резникова, Реброва) 1984

Назначение: Пособие для учителя.  Книга содержит материал по общим теоретическим основам самостоятельной учебной деятельности учащихся и конкретные рекомендации проведения самостоятельной работы школьников на уроках ботаники, зоологии, анатомии и общей биологии, активизирующие познавательную деятельность учащихся.

Книга предназначена для учителей биологии, студентов педагогических институтов биологических факультетов. В этой книге освещаются теоретические основы самостоятельных работ, дается определение самостоятельных работ и познавательной самостоятельности учащихся, рассматриваются методические условия, способствующие повышению эффективности обучения, воспитания и развития учащихся.

В методическом, пособии раскрывается цель самостоятельных работ, приводятся задания различной степени сложности, направленные на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формулируются выводы. Имеются задания, которые могут использоваться при закреплении и проверке знаний учащихся. Читатель найдет в книге конкретные методические рекомендации по организации самостоятельных работ на уроках с различными источниками знаний (натуральными объектами, изобразительной наглядностью, экранными пособиями, учебной книгой), на лабораторных занятиях, экскурсиях.

© "Просвещение" Москва 1984 

Авторство: Бруновт Е.П., Богоявленская А.Е., Бровкина Е.Т., Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова, Л.В. Реброва

Формат: PDF Размер файла: 7.03 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Теоретические основы самостоятельной учебной деятельности учащихся при обучении биологии.

Самостоятельные работы учащихся по ботанике.

Самостоятельные работы учащихся по зоологии.

Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека.

Самостоятельные работы учащихся по общей биологии.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Самостоятельные работы учащихся по биологии (Бруновт, Богоявленская, Бровкина, Калинова, Мягкова, Резникова, Реброва) 1984 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

Признание самостоятельности ценным свойством личности влечет за собой необходимость её развития в школе. Самостоятельность проявляется при усвоении учащимися знаний в овладении умениями. Это свойство формируется в учебном процессе в значительной степени при помощи так называемых самостоятельных работ. В методических пособиях по биологии (Е. П. Бруновт, I. М Верзилин, И. Д. Зверев, В. М. Корсунская, М. И. Мельников. Б. Д. Комиссаров, А. Н. Мягкова. Н. В. Падалко, Е.А. Соколова, В. Н. Федорова, В. Ф. Шалаев) уделялось внимание организации и содержанию самостоятельных работ учащихся. Учителя биологии располагали и специальными пособиями, в которых рас* врывалась система самостоятельных работ по биологии а целом или по какому-либо курсу. Проводились и специальные научные исследования (А. Е. Богоявленская, Л. С. Короткова, М. М. Левина. В. К. Лукашкина, К. Т. Макарова, Г. М. Муртазин, С. 11. Обасов, Н В. Падалко, Е. А. Соколова, Д. И. Трайтак, Е. Я. Цал), где научно обосновывалось к доказывалось безусловное положительное влияние самостоятельных работ на качество знаний, развитие мышления н воспитания положительных сторон психики учащихся.

Практическая польза всех пособий и научных трудов несомненна. Однако среди авторов нет полного единомыслия в ряде теоретических установок, вопросы по определению понятия и классификации работ являются дискуссионными. Одни методисты относили самостоятельную работу к методам обучения, другие - к приемам, а третьи - к форме организации учебной деятельности учащихся. Так, авторы книги "Самостоятельные работы учащихся по биологии"? рассматривали самостоятельную работу как форму организации процесса обучения, если она была рассчитана на весь урок, и как методический прием, если она на уроке занимала немного времени.

Авторскому коллективу настоящего пособия представляется наиболее правильным дать следующее определение этого понятия. Самостоятельная работа -это такая учебная деятельность учащихся, которая осуществляется с разной степенью самостоятельности при выполнении заданий с целью усвоения знания или овладения умениями. К такому определению авторы пособия пришли ил анализа применения самостоятельных работ в педагогической практике. При этом было обнаружено, что они выполняются разными методами и приемами, одним или несколькими, а, следовательно, их нельзя отождествлять с методами. Самое существенное для этой дидактической категории-дозированная самостоятельность учащихся, которая во многом определяется заданием.

Непременными условиями самостоятельных работ являются наличке цели, выполнение учителем и учащимися моторных действий и мыслительных операций, опосредованное руководство.

Общие положения о самостоятельных работах находит конкретное применение при обучении биологии по усовершенствованной программе.

Содержание предмета биологии позволяет применять разнообразные самостоятельные работы, в совокупности содействующие всем сторонам обучения, воспитания и развития.

В усовершенствованную программу по биологии включен учебный материал. Солее соответствующий возрастным особенностям школьников. Это требует и от учителя концентрации внимания на выделение более существенных для образования н воспитании понятий, их систематическое и постепенное развитие. Этому требованию программы н должны отвечать самостоятельные работы как важная сторона обучения.

Великую роль самостоятельных работ в реализации содержания важных, новых разделов усовершенствованной программы - основных требований к знаниям и умениям и меж предметных связей.

По мнению И Я. Лернера, "умение - способ действия, который сосдал из упорядоченного ряда операций, имеющая общую цель, и усвоен до степени готовности применять его в вариативных ситуациях**. Соотнося усвоение знаний н способов Деятельности, он подчеркивает, что без знаний не может быть умений: прежде чем что-то сознательно сделать, надо знать, что, как и для чего делать. Тем самым применение знаний становится новым уровнем их усвоении.

Понятие "умение" тесно связано с понятием "учебный прием", овладению которым уделяется большое внимание в современной психологической, дидактической н методической литературе По определению Е. Н. Кабановой-Меллер: "Прием учебной работы - система действий, которые служат для решения учебных задач.

Авторский коллектив разделяет икание тех ученых, которые полагают, что хорошо усвоенные учащимися учебные приемы переходят в умения, которые, в свою очередь, могут быть практическими и умственными.

К практическим умениям относятся следующие: приготовление простейших препаратов н рассматривание их под микроскопом, фонологические наблюдения, определение растений по определи- 1елим, уход за комнатными растениями, постановка опытов по изучению процессов жизнедеятельности растений и человека, а также намерение температуры тела, подсчет пульса, оказание первой помощи при кровотечении, ожогах, ушибах, вывихах, переломах, потере сознания, пользование спирометром .

Формирование этих умений предполагает вначале показ их учителем, с раскрытием составляющих приемы действий; затем воспроизведение их учащимися по образцу. Когда приемы путем упражнения становятся умениями, то желательно их творческое применение учащимися в самостоятельных работах.

По такой же схеме проходит формирование умственных, или интеллектуальных, умений, тоже предусмотренных усовершенствованной программой. В несколько обобщенном виде к ним нужно отнести анализ строения органов в организмов, сравнение, установление связи между строением и функциями клеток, тканей, органов, связи между организмом и средой, установление причинно-следственных связей в природных явлениях, выделение черт приспособленности растений, животных к обитанию в сообществах, выводы об историческом развитии живой природы и объяснение причин эволюции я несостоятельности религиозных взглядов о неизменности живой природы, доказательства материальности и диалектическою характера биологических процессов.

Об умениях работать с учебником более удобно сказать ниже, при характеристике видов самостоятельных работ.

Самостоятельная учебная деятельность при обучении биологии должна занять определенное место в процессе усвоения ведущих биологических понятий и умений. В настоящее время не требуется доказывать, что эта деятельность вызывает интерес, активизирует учащихся н развивает мыслительные способности. Перед теперь стоит не менее важная задача-определить методические условия, которые способствуют эффективному проведению самостоятельных работ в учебном процессе без перегрузки учащихся, бел уменьшения руководящей роли учителя, с использованием доступных источников знаний и учетом реального учебного времени Каковы же эти условия, которые следует учитывать при организации самостоятельных работ? 

 

 

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БИО-ЗООЛОГИЯ"

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БИОЛОГИЯ, ЗООЛОГИЯ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БИОЛОГИЯ - ЗООЛОГИЯ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика