Skip to main content

Составление коллекций по естествознанию (Павлович) 1947 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Составление коллекций по естествознанию (Павлович) 1947

Назначение: Пособие для учителей

В настоящем виде книга предназначается для учителя естествознания. Она послужит учителю и его ученикам руководством к оборудованию школьного кабинета натуральными учебными пособиями, взятыми из окружающей школу природы.

© УЧПЕДГИЗ РСФСР МОСКВА 1947

Авторство: С. А. Павлович

Формат: PDF Размер файла: 11.6 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Предисловие 3

Глава первая,

ЗАПАС НЕОБХОДИМЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. ПРИЕМЫ РАБОТЫ С КАРТОНОМ, БУМАГОЙ, ДЕРЕВОМ, СТЕКЛОМ И ЖЕСТЬЮ.

Инструменты 5

Главные приемы работы с картоном, бумагой, деревом, стеклом и жестью 14

Работа с папкой и картоном (15).

Работа с бумагой (18).

Работа с деревом (25).

Работа со стеклом (28).

Обработка пробок (35).

Работа с жестью (36).

Глава вторая

ЧТО НАДО ЗАПАСТИ К ЛЕТУ, ЧТОБЫ ЗАНИМАТЬСЯ СОБИРАНИЕМ И ПРЕПАРОВКОЙ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИНЕРАЛОВ

Консервирующие жидкости 38

Банки и другая посуда для собирания коллекций 42

Что надо запасти для изготовления микроскопических препаратов 44

Что надо иметь для того, чтобы заниматься собиранием растений .... 52

Принадлежности для собирания (выкапывания и резания) растений. (52).

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Принадлежности для переноски собранных растений (54).

Принадлежности для засушивания растений и их хранения (55).

Устройство приспособлений для сушки в песке (59).

Что надо иметь для того, чтобы заниматься собиранием насекомых . . 60

Устройство сачка (60). Банки для собирания и замаривания насекомых (64).

Ящики и коробки для хранения насекомых (66).

Торфяные пластинки в энтомологических ящиках и материалы, заменяющие торф *(67).

Булавки для накалывания насекомых (68). Чем можно замаривать насекомых (69).

Как устроить расправилку для бабочек и других насекомых (70).

Что надо иметь для собирания, консервирования и препаровки других животных (кроме насекомых) 73

Принадлежности для перевозки и переноски материала (77). Принадлежности для препаровки (80).

Инструменты и принадлежности, нужные при снимании шкурок птиц и мелких зверей 83

Что надо иметь для собирания минералов и горных пород 84

Глава третья

ПРОСТЕЙШИЕ СПОСОБЫ ЛОВЛИ И КОНСЕРВИРОВАНИЯ ЖИВОТНЫХ, СОБИРАНИЯ И СУШКИ РАСТЕНИЙ И СБОРОВ ГОРНЫХ ПОРОД Этикетки к сборам (87). Общие правила при собирании в спирт, формалин и соляной раствор Хранение сухих коллекций (90).

Наставление к собиранию и консервированию различных групп животных    94

Рыбы (91). Земноводные (92). Пресмыкающиеся (92). Птицы и млекопитающие (93). Снимание шкурок с птиц и мелких зверей и обработка их (94). Моллюски (104). Ракообразные (105). Пауко-образные (106). Многоножки (107). Черви (107). Кишечнополостные (108). Укладка и перевозка сборов (109).

Как собирать насекомых 110

Ловля насекомых (110). Замаривание насекомых (111). Как хранить собранных насекомых (112). Специальные указания к собиранию некоторых групп насекомых (113).

Как собирать растения и как их сохранять   116

Сроки сбора растений (117). Переноска собранных растений (117). Засушивание растений (118). Собирание растений в консервирующих жидкостях (124). Указание для отдельных групп растений (125).

Составление коллекций по неживой природе 126

Собирание пород (126). Укладка и переноска пород (127).

Глава четвертая

ПРЕПАРОВКА МАТЕРИАЛА, СОБРАННОГО ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КОЛЛЕКЦИЙ

Как расправлять и как накалывать насекомых 129

Накалывание насекомых на булавки (129). Расправление насекомых (132). Размачивание засохших насекомых перед расправлением (135). —

Имитация поверхности земли для биологических коллекций и геологических макетов 136

Ровная поверхность земли (136). Снеговая поверхность (136). Зелень и травянистая поверхность (137). Водная поверхность (137). Мелкие пригорки и неровности почвы (138). Лепка почвы из клеевой массы (138).

Макеты почвенных и геологических обнажений 139

Коллекции покровительственной окраски насекомых и других мелких животных 142

Расчленение различных членистоногих 144

Зоотомические препараты 147

Изготовление микроскопических препаратов 148

Выделка шкурки на мех 158

Половинные чучела рыб 159

Подготовка птичьих яиц для коллекций 162

Распилы костей, раковин и других известковых твердых частей организмов 163

Расчленение цветов 164

Этикетирование демонстративных коллекций и рисунки к препаратам 165

Глава пятая

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОЛЛЕКЦИЙ

Работа 1. Гербарии 172

Работа 2. Коллекции на листе фанеры или картона (без стекла) .... 175

Работа 3. Кантование под стекло   177

Работа 4. Кантование между стеклами 181

Работа 5. Подносы для хранения микроскопических препаратов .... 182

Работа 6. Открытая коробочка (поднос) для минералогических и иных коллекций 184

Работа 7. Наглухо заклеенная картонная коробка под стеклом .... 186

Работа 8. Наглухо заклеенный под стеклом ящик из деревянной рамки   188

Дополнение к работам 2, 3, 7 и 8. Колечки к препаратам 189

Работа 9. Рамка между двумя стеклами 190

Работа 10. Рамка между двумя стеклами на подставке . . . * 191

Работа 41. Наглухо заклеиваемая под стекло коллекция насекомых на булавках 193

Работа 12. Устройство колпаков для коллекций из различной стеклянной посуды 195

Работа 1^ Заклеивание под выпуклым (часовым) стеклом ....... 196

Работа 14. Монтировка для музейной выставки очень мелких объектов на предметных стеклах л 197

Работа 15. Открывающиеся коробки под стеклом без фальца (для картонных вкладок с коллекциями) . 199

Работа 16. Коробочки под стеклом, закрывающиеся с фальцем .... 201

Работа 17. Стеклянные ящики (колпаки) 202

Работа 18. Ящик для насекомых (со съемной крышкой) 205

Работа 19. Наиболее простые и дешевые способы устройства спиртовых и формалиновых коллекций 207

Работа 20. Монтировка в препаратных цилиндрах 208

Глава шестая

КАКИЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ШКОЛЫ МОЖНО ПРИГОТОВИТЬ ИЗ СОБРАННОГО В ПРИРОДЕ МАТЕРИАЛА

Отдел 1. Ботаника

Форма и строение растений 214

Семя (214.) Корень (215). Лист (217). Стебель (220). Цветок (221). Плод (226).

Систематика растений 227

Низшие споровые (227). Мхи (228). Папоротникообразные (230). Цветковые растения (231).

Отдел II. Зоология

Губки (231). Кишечнополостные (232). Черви (233). Моллюски (235). Ракообразные (236). Паукообразные (237). Многоножки (238). Насекомые (239). Рыбы (244). Земноводные (245). Пресмыкающиеся (245). Птицы (246). Млекопитающие (249).

Отдел III. Основы дарвинизма

Примеры искусственного отбора (249). Примеры естественного отбора и борьбы эа существование (250). Приспособленность организмов к условиям их существования (251). Покровительственная окраска насекомых (253). Гомологичные органы (255). Аналогичные органы (256). Модификации (256).

Отдел IV. Геология и минералогия

Коллекции и макеты (259).

Алфавитный указатель названных в книге объектов природы, материалов и работ 261

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Составление коллекций по естествознанию (Павлович) 1947 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга, называвшаяся в трех первых изданиях «Простейшие работы по изготовлению коллекций в школе и дома», имела прежде характер руководство для юных начинающих натуралистов, преимущественно учащихся средней школы.

В каждом новом издании автор значительно дополнял книгу. Эти дополнения и переделки сильно увеличили ее объем.

Необходимость тесной связи школьного естествознания с изучением местной природы очевидна каждому педагогу-естественнику. Среди объектов местного растительного, животного и минерального мира мы найдем огромный материал для осуществления наглядности преподавания. Составление коллекций является богатым и доступным источником снабжения школы. Преподавание естествознания на базе местного материала очень оживляет школьную работу, связывает ее с жизнью и приучает учащихся наблюдать и изучать окружающую их природу.

Преподаватель естествознания, любящий свое дело, часто сам проводит лето как натуралист. Видя для себя лучший отдых в работе среди природы, он должен содействовать такому же времяпрепровождению тех своих учеников, которые обладают склонностью к наблюдениям и исследованиям природы.

Конкретная цель собирания коллекций для школьного кабинета явится прекрасным путем к изучению и познанию природы, особенно для учащихся.

Отыскивая интересующие их объекты, они развивают свою наблюдательность, ближе соприкасаются с природой, заглядывают в такие неисследованные и глухие уголки, которые прошли бы иначе мимо их внимания.

Шестая глава нашей книги дает богатую тематику для тех' заданий, которые может предложить па лето учитель своим ученикам, принимая во внимание и их интерес и требования школьной программы данного класса.

Отличительной особенностью нашей книги являются подробные указания не только по методике сборов в природе, но и по технике оформления этих сборов в законченные препараты школьного музея учебных пособий. Изготовление оригинальных препаратов может явиться увлекательной творческой работой и дать препаратору-художнику большое удовлетворение.

Этой книгой, конечно, широко могут пользоваться и учащиеся, особенно юннаты.

Воспитательное значение рекомендуемых нами работ, развивающих мастерство и уменье и позволяющих приложить свой труд к созданию ценных для школьного дела пособий, неоспоримо.

Труд исследователя природы, разведчика ее богатств, важен и почетен в нашей стране. Выполнение описанных нами работ явится первой школой умелых коллекционеров и препараторов, которые будут желанными участниками регулярно снаряжаемых нашими научными учреждениями многочисленных краеведческих экспедиций.

Наша книга является практическим руководством на всех этапах создания коллекций.

В первой главе мы описываем технические приемы ручного труда по картону, бумаге, дереву и стеклу, наиболее необходимые мастеру-препаратору и даем список простейшего немудреного инструментария.

Во второй главе описывается изготовление собственными, по большей части, силами принадлежностей для собирания материала в природе и для его препаровки.

Третья глава дает методику сборов в природе и консервировки собранного материала.

Четвертая глава говорит о разнообразной препаровке ботанического и зоологического материала. Эта работа заставит начинающих натуралистов детально ознакомиться со свойствами и признаками объектов окружающей природы. За невозможностью увеличить объем книги в этом издании пришлось исключить раздел об изготовлении скелетов и чучел.

3 пятой главе изложена техника оборудования музейных" законченных экспонатов, в итоге которой в художественной, привлекательной форме получается завершение всей черновой работы коллекционера-препаратора. Нами намечено около 20 форм таких экспонатов, но каждый практик внесет в эту часть работы свои исправления и дополнения.

Шестая глава дает развернутый перечень нескольких сот примеров препаратов и коллекций на темы школьного естествознания.

В настоящем, пятом, издании в книгу внесено описание изготовления микроскопических препаратов. Впервые даны в конце книги 8 таблиц с фотоснимками препаратов, изготовленных частью автором книги, частью его учениками Эти рисунки являются иллюстрацией к некоторым из работ, описанных в главе шестой.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО БИОЛОГИИ - ЗООЛОГИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО БИОЛОГИИ - ЗООЛОГИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - БИОЛОГИЯ - ЗООЛОГИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО БИОЛОГИИ И ЗООЛОГИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика