Skip to main content

Учебник анатомии и физиологии человека для 8 класса (Кабанов) 1954 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Учебник анатомии и физиологии человека для 8 класса (Кабанов) 1954

 

Назначение: ДЛЯ 8-ГО КЛАССА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

© "Учпедгиз" Москва 1954

Авторство: Кабанов А.Н. 

Формат: PDF Размер файла: 19.6 MB, Формат: DjVu Размер файла: 10.5 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Письмо И. П. Павлова к молодёжи. ' 3

Введение.

  • 1. Анатомия и физиология — науки о строении и функциях организма 5
  • 2. Значение анатомии и физиологии , 7
  • 3. Вклад русской науки в развитие анатомии и физиологии 8

I.  Организм — единое целое.

  • 4. Строение и химический состав живого вещества 10
  • 5. Обмен веществ между клеткой и окружающей, её средой . 12
  • 6. Размножение клеток. ?. 14
  • 7. Основные группы тканей 16
  • 8. Органы и системы органов 18
  • 9. Организм как целое 18

II.  Костно-мышечная система.

  • 10. Состав, строение и свойство костей. 22
  • И. Соединение костей между собой . 26
📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ
  • 12. Вывихи и переломы костей 28
  • 13. Строение скелета человека . 30
  • 14. Строение и свойства скелетных мышц. 39
  • 15. Основные группы скелетных мышц 43
  • 16. Работа мышц 46

III.  Органы кровообращения.

  • 17. Значение кровообращения ;. 51
  • 18. Строение сердца. 54
  • 19. Работа сердца . . . 58
  • 20. Движение крови и лимфы по сосудам 60
  • 21. Регуляция кровообращения. 65
  • 22. Тренировка сердца. 68
  • 23. Состав крови 72
  • 24. Эритроциты и их функции. 73
  • 25. Свёртывание крови . ‘ 75
  • 26. Защитные свойства крови . 79
  • 27. Иммунитет 83
  • 28. Переливание крови. 87

IV.  Органы дыхания.

  • 29. Значение органов дыхания 89
  • 30. Строение органов дыхания. . . . 90
  • 31. Обмен газов в лёгких и тканях. 95
  • 32. Дыхательные движения .
  • 33. Регуляция дыхания. Ю1
  • 34. Гигиена дыхания Ю4
  • 35. Туберкулёз и борьба с ним ’. Юб

V.  Органы пищеварения.

  • 36. Пища и её состав. 109
  • 37. Пищеварение. 112
  • 38. Полость рта. Н4
  • 39. Желудок. 117
  • 40. Кишечник 118
  • 41. И. П. Павлов и его работы по физиологии пищеварения 122
  • 42. Регуляция работы пищеварительных желез. 125

VI.  Обмен веществ и энергии.

  • 43. Обмен веществ и энергии — основная функция 5кизни 131
  • 44. Обмен белков, жиров, углеводов и солей 133
  • 45. Нормы питания . . . 136
  • 46. Витамины . 138
  • 47. Гигиена питания .140

VII.  Органы выделения.

  • 48. Значение процессов выделения '. 142
  • 49. Строение и работа мочевых органов 142

VIII. Кожа.

  • 50. Строение кожи 145
  • 51. Значение кожи 146
  • 52. Гигиена кожи. 150

IX.  ^Внутренняя секреция.

  • 53. Железы внутренней секреции . . . 153
  • 54. Щитовидная железа . 155
  • 55. Мозговой придаток 158
  • 56. Половые железы 159
  • 57. Значение желез внутренней секреции . . .‘. 161

X.  Нервная система.

  • 58. Значение нервной системы 163
  • 59. Строение и свойства нервов. 164
  • 60. Спинной мозг  166
  • 61. Рефлексы спинного мозга. . . . 169
  • 62. Строение головного мозга 173
  • 63. Головной мозг различных. позвоночных 175
  • 64. Функции заднего и среднего мозга 179
  • 65. Функции переднего, мозга . . 181
  • 66. Вегетативная нервная система 184
  • 67. Органы чувств 188
  • 68. Рецепторы кожи, слизистых оболочек и органов движения . . . 191
  • 69. Глаз . 193
  • 70. Гигиена зрения. 199
  • 71. Орган слуха . 200
  • 72. Сеченов и Павлов — основоположники учения о высшей нервной деятельности . 202
  • 73. Условные и безусловные рефлексы. 205
  • 74. Процессы возбуждения и торможения в коре. * 210
  • 75. Особенности высшей нервной деятельности человека 214
  • 76. Гигиена нервной системы. - 216

XI.  Физиологические особенности растущего организма.

  • 77. Оплодотворение. . 222
  • 78. Внутриутробное развитие . 223
  • 79. Особенности развития ребёнка и подростка 226
  • 80. Охрана здоровья детей и подростков . 232

Приложения234

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Учебник анатомии и физиологии человека для 8 класса (Кабанов) 1954 года

СКАЧАТЬ PDF СКАЧАТЬ DjVu

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

ПИСЬМО И. П. ПАВЛОВА К МОЛОДЁЖИ.

Что бы я хотел пожелать молодёжи моей родины, посвятившей себя науке?

Прежде всего - последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения. Последовательность^ последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний.

Изучите азы науки прежде, чем пытаться взойти на её вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками, и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, - он неизбежно лопнет, и ничего, кроме конфуза, у вас не останется.

Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать чёрную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты.

Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её ввысь, не опираясь на воздух. Факты - это воздух учёного. Без них вы никогда не

сможете взлететь. Без них впит "теории" j- пустые потуги:  I

Но изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Ilk превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь [проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво} ищите законы, ими управляющие.  I

Второе - это скромность. Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко ни {уценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда.

Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё вы утратите меру объективности.

В том коллективе, которым мне приходится руководить, - всё делает атмосфера. Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможностей. У нас. зачастую и не разберёшь - что "моё", а что "твоё", но от этого наше общее дело только выигрывает.

Третье - это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях.

Наша родина открывает большие просторы перед учеными, и нужно отдать должное - науку щедро вводят в жизнь в нашей стране. До последней степени щедро.

Что же говорить о положении молодого учёного, у нас? Здесь, ведь, ясно и так. Ему многое даётся, но с него много спросится. И для молодёжи, как и для нас, вопрос Чести - оправдать те' большие упования, которые возлагает на науку наша родина.

И. П. Павлов.

В В Е ДЕНИ Е.

  • 1. Анатомия и физиология - науки о строении и функциях организма.

Задачи анатомии и физиологии. Анатомия изучает строение организма, а физиология - протекающие в организме жизненные процессы, или, как принято говорите, жизненные функции.

Задачи этих наук не ограничиваются простым описанием-наблюдаемых фактов. Анатомия устанавливает общие закономерности строения как всего организма, так и отдельных его органов, вскрывая зависимость их строения от выполняемых ими функций. Физиология изучает взаимные связи отдельных жизненных явлений, а также их общие закономерности и зависимость от условий существования организма.

Связь между строением и функцией. Соединение в одном школьном курсе двух наук - анатомии и физиологии - объясняется тем, что они тесно связаны между собой. Для понимания функций, иными словами, работы органов, надо знать их строение. И, наоборот, чтобы понять строение органов тела, надо иметь правильное представление о их жизненных функциях.

Связь между строением органа и его функцией настолько велика, что* изменение работы органа вызывает изменения и в его строении. В свою очередь, всякое изменение в строении органа влечёт за собой соответствующее изменение его функции.

Человек, ежедневно занимающийся гимнастическими упражнениями, заставляет определённые группы мышц своего тела усиленно работать. Под влиянием повышенной функции мышцы увеличиваются в размере, становятся более сильными и крепкими. Наоборот, мышцы, переставшие работать, например, в результате повреждения подходящих к ним нервов, уменьшаются в своём объёме и постепенно перерождаются, т. е. теряют своё нормальное строение.

Значение эксперимента. Для изучения строения организма, как правило, применяют вскрытие трупов. Исследование жизненных функций требует проведения наблюдений и экспериментов, т. е. опытов, только над живым организмом, так как после смерти жизненные процессы прекращаются.

Физиологи издавна прибегали к опытам над животными. На собаке, кролике или лягушке можно произнести любую операцию: обнажить сердце или какой-нибудь другой орган и наблюдать за его работой; произвести опыт с изолированным, т. е. отделённым тела, органом (например, желудком, мышцей).

Эксперименты позволяют понять и изучить деятельность отдельных органов. Однако они неизбежно создают необычную, искусственную обстановку работы изучаемого органа. Искусственность обстановки связана с действием на организм усыпляющего вещества (например, эфира или хлороформа), с рассечением тела животного, а главное, с нарушением нормальной взаимной связи между органами.

Великий русский физиолог И. П. Павлов (1849-1936) неоднократно подчёркивал, что правильное представление о работе органа можно получить только в том случае, если он изучается в естественных условиях целого, неповреждённого организма. Такой подход к изучению организма представляет собой новый этап в развитии экспериментальной физиологии.

И. П. Павлов был замечательным экспериментатором. Он в совершенстве владел техникой хирургии и сумел произвести у собак сложные и остроумные операции, позволившие ему вести наблюдения над работой желудка, печени и других органов в условиях целого организма.

Так, И.П. Павлов выводил наружу и приживлял к коже один из протоков, по которым вытекает сок поджелудочной железы. После полного заживления раны и восстановления нормального состояния животного можно было приступить к опытам: например, давать собаке определённую пищу и следить, в каком количестве и какого состава выделяется сок из протока.

Изучение человеческого организма также требует постановки специальных опытов. Само собой разумеется, далеко не всякий опыт можно произвести на человеке. Однако большинство физиологических процессов, протекающих у человека и животных, очень сходно между собой. Это даёт возможность при изучении физиологии человека, наряду с постановкой наблюдений и экспериментов над его организмом, пользоваться как вспомогательным средством также опытами на животных. Но никогда нельзя забывать и о тех весьма существенных особенностях, которые отличают человека от животных.

"Сведения,-говорил Павлов, - полученные на высших животных относительно функций сердца, желудка и других органов, так сходных с человеческими, можно применять к человеку только с осторожностью, постоянно проверяя фактичность сходства в деятельности этих органов у человека и животных". В случаях невозможности поставить опыт на человеке, эта проверка, о которой говорит Павлов, производится путём наблюдений над больными. Такие наблюдения являются одним из основных методов изучения физиологии человека.

  • 2. Значение анатомии и физиологии.

Место человека в природе. Без знания анатомии и физиологии невозможно правильно понять место человека в природе, его родство с животными, происхождение и развитие. Только изучая строение и функции организма, можно получить научно обоснованное представление о человеке, как одном из звеньев в непрерывной цепи развития животного мира и всей природы в целом.

Доказывая единство происхождения человека и животных, анатомия и физиология опровергают религиозные выдумки о сотворении человека богом и способствуют освобождению людей от суеверий и предрассудков.

Изучение процессов, протекающих в человеческом организме, показало, что они всегда подчинены законам природы, в частности, действующему во всей природе закону сохранения и превращения^ материи и энергии. Это доказывает не научность, а, следовательно, и неправильность объяснения функций организма существованием какой-то таинственной "жизненной силы" или "души".

Практическое значение анатомии и физиологии. Обе науки - анатомия и физиология - возникли, и развивались под влиянием практической потребности. Чтобы лечить больного и уметь предохранить здорового человека от заболеваний, надо знать строение организма и процессы, в нём протекающие.

Без глубокого знания анатомии хирург не мог бы производить сложнейшие операции, проникая ножом в любые органы тела, даже в сердце, мозг и внутрь глаза.

Изучение различных органов привело к успешным способам борьбы с целым рядом болезней, которые прежде считались неизлечимыми. Открытие витаминов и выяснение их роли дало возможность найти надёжные пути лечения таких тяжёлых заболеваний, как цинга, рахит и др.

С изучением свойств крови связано успешное применение переливания крови, во многих случаях спасающее жизнь больного.

Тщательное исследование защитных свойств организма привело к замечательным открытиям как в области борьбы с заразными болезнями, так и в области их предупреждения.

На знании анатомии и физиологии основаны правила личной и общественной гигиены, соблюдение которых чрезвычайно важно для сохранения здоровья. Многие вопросы, связанные с правильной постановкой питания, общим оздоровлением условий труда и быта, организацией борьбы с утомлением, были разрешены на основе достижений физиологии. Очень велико значение физиологии для правильной организации физического и умственного трудна, установления наиболее целесообразного чередования работы и отдыха. Во многих случаях снижение утомляемости и повышение производительности труда явились результатом тща-тельного изучения физиологами приёмов работы* и влияния, которое оказывает на организм производственная обстановка.

  • 3. Вклад русской науки в развитие анатомии и физиологии.

Н. И. Пирогов.

Большую роль в развитии анатомии и физиологии сыграли русские учёные. Особенно велики заслуги нашей отечественной науки в изучении высшей нервной деятельности. Один из крупнейших русских учёных И. М. Сеченов (1829-1905) в середине прошлого века впервые сделал попытку дать физиологическое объяснение психической, или так называемой душевной, деятельности.Он показал, что физиология "держит в своих руках ключ к истинно научному анализу психических явлений".

Много лет спустя другой великий русский учёный И. П. Павлов изучил работу высшего отдела мозга - коры больших полушарий-и окончательно установил, что психическая деятельность есть результат физиологической работы головного мозга.

Своим учением о высшей нервной деятельности Павлов создал передовое напра-вление в физиологии, вызвавшее революционный переворот в биологии и медицине и сыгравшее огромную [Голь и в

укреплении марксистского материалистического, иными словами, правильного, научного мировоззрения.

Незадолго до своей смерти И. П. Павлов, имея в виду результаты физиологического изучения высшей нервной деятельности, писал:

"Мы приобрели для могучей власти физиологического исследования вместо половинчатого весь нераздельно животный организм. И это - целиком наша русская неоспоримая заслуга в мировой науке, в общей человеческой мысли".

И. П. Павлов всегда требовал, чтобы наука не отрывалась от практической жизни и служила народу. Интерес к вопросам практики - отличительная черта наших крупнейших учёных. Ещё в первой половине XIX века русские учёные изучали вопросы, связанные с переливанием крови и применением наркоза. И. М. Сеченов постоянно интересовался теми вопросами физиологии, которые имели отношение к практической жизни. Он изучал утомление и меры борьбы с ним и справедливо считается одним из основоположников физиологии труда. И. П. Павлов всегда старался применять свои научные открытия на практике и, в частности, для лечения больных.

Выдающийся русский учёный Н. И. П и р о г о в (1810-1881), исходя из интересов хирургической практики, замораживал трупы, а затем, рассекая их, изучал взаимное положение органов и тканей. Этими работами он положил начало новой науке - топографической анатомии.

Для научной постановки физического воспитания очень много сделал один из крупнейших русских анатомов - П. Ф. Лесгафт (1837- 190$). Он создал новое на-правление в анатомии,изучая строение каждого органа в - связи с его функцией. Особое внимание он обращал на зависимость строения и функций организма от условий жизни, и упражнения органов.

Подходя к вопросам физического воспитания именно с этой точки зрения, он раз-работал систему упражнений, способствующих наилучшему развитию организма.

Один из величайших учёных нашей страны И. И.  П. Ф. Лесгафт.

Мечников (1845-1916) своими работами по изучению защитных свойств крови положил, основание учению об иммунитете, т. е. невосприимчивости к заразным болезням.

Многие русские учёные, в том числе Пирогов, Лесгафт, Сеченов, Мечников и др., отдавая свои силы на служение народу, становились передовыми общественными деятелями и подвергались преследованиям со стороны царского правительства.

Достижения советской науки. Наибольшего расцвета анатомия и физиология достигли после Великой Октябрьской социалистической революции.

В Советском Союзе созданы специальные институты и лаборатории для изучения человеческого организма.

И. П. Павлов и его многочисленные ученики и последователи, продолжая изучать работу нервной системы, органов пищеварения, кровообращения, обогатили науку новыми открытиями, многие из которых ныне широко использованы в медицине. В частности, на основании изучения высшей нервной деятельности,

стало возможным лечить некоторые психические п нервные болезни длительным сном.

Замечательны опыты по пересадке и приживленИЮ тканей и даже целых органов, взятых у другого организма. Одному советскому учёному удалось пересадить животному второе сердце, которое продолжало на новом месте нормально сокращаться и перекачивать кровь.

Больших успехов в пересадке тканей с лечебными целями добился советский профессор В. П. Ф и л а т о в. Он успешно лечит некоторые тяжёлые болезни, например, волчанку, или туберкулёз кожи, путём пересадки больным кусочков кожи, вырезанных из трупа. Оказалось, что кожа, как и многие другие органы, ещё долго после смерти человека остаётся жизнеспособной и образует очень активные вещества. Пересадка кусочка трупной кожи активировала не только соседние участки кожи, но и другие органы, заставляя их усиленно противодействовать микробам. В результате наступало выздоровление.

Велики успехи советской науки в изучении раковых опухолей и многих других болезней.

I. ОРГАНИЗМ -ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ.

  • 4. Строение и химический состав живого вещества.

Рис. 1. Животная клетка:

1 - протоплазма: 2 - ядро.

Строение животной клетки. Тело человека и животных имеет клеточное строение. Каждая клетка представляет собой микроскопически малый орган, в котором про-исходят жизненные процессы и который выполняет определённые жизненные функции.  ч

Рассматривая под микроскопом различные органы человеческого или животного организма, можно обнаружить крайнее разнообразие формы, величины и строения клеток. Тем не менее нетрудно подметить и общие черты, присущие всем клеткам (рис. 1). В каждой из них можно различить протоплазму 1 и ядро. Протоплазма представляет собою основную полужидкую массу

клетки. Её наружная поверхность уплотнена и имеет вид тонкой плёнки, - это клеточная оболочка. В протоплазму погружено ядро, имеющее особое строение и отделённое тонкой ядерной оболочкой.

1 От греческих слов: "протос" - первый, первичный, и "пласма" - лепка, т. е. что-то вылепленное.

П)

Как показали многолетние исследования советского учёного О. Б. Лепешинской, живое вещество не всегда имеет клеточное строение. В живом неклеточном веществе также происходят жизненные процессы; при определённых условиях оно может приобретать клеточное строение.

Химический состав живого вещества. Изучение химического состава живого вещества приводит к двум очень важный выводам. ' '

Во-первых, в его состав входят вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода, азота, серы, фосфора, хлора, калия, натрия, кальция, железа и многих других элементов, которые образуют и неорганические соединения. Не существует каких-либо специальных элементов, которые были бы свойственны только живому веществу и не встречались бы в неживой природе.

Во-вторых, химические соединения, характерные для живого вещества, имеют очень сложный состав и в неживой природе не встречаются. Большинство соединений, свойственных только организмам и называемых органическими, можно разделить на три основные группы: белки, жиры, углеводы. *

Белки. Белки - это самые сложные из всех известных химических соединений. Они являются главной составной частью живого вещества. Примером белка могут служить яичный белок или клейковина муки.

,,

В состав*белков обязательно входят углерод, водород, кислород, азот, сера; кроме того, многие белки содержат фосфор и в небольшом количестве различные другие элементы.

Молекулы белков огромны по сравнению с молекулами других соединений: они состоят из сотен атомов. Белки не образуют настоящих растворов. В последних вещество распадается на отдельные молекулы, а в растворах белков каждая частица представляет собой целую группу молекул.

Весьма важным свойством белков является их неустойчивость. Они легко изменяются; так, например, они свёртываются при нагревании, а также под влиянием кислот и некоторых других ' веществ.

Жиры. В состав жиров входят только три элемента: углерод, водород и кислород. Молекула жира гораздо меньше белковой. Однако и она состоит из многих атомов; их количество в наиболее распространённых жирах человеческого организма доходит до 150.

Жиры нерастворимы в воде. Если небольшое количество какого-нибудь жира (например, подсолнечного масла) взболтать в пробирке с водой, а ещё лучше со слабым раствором соды, то жир распадётся на столь мелкие капельки, что их нельзя заметить невооружённым глазом. Такое раздроблённое состояние жира называется. жировой эмульсией. Примером жировой эмульсии может служить молоко, в котором капельки жира различимы только под микроскопом.

Рассматривая клетки под микроскопом, часто можно заметить в них мельчайшие капельки жира Ч Однако большая часть клеточного жира находится в химическом соединении с белками и не может быть обнаружена при помощи микроскопа.

Помимо жиров, большое значение в строении и жизнедеятельности клеток имеют вещества, называемые жироподобными. Они, невидимому, принимают участие в образовании наружной оболочки клетки. Кроме того, они входят в соединение с белками клетки.

Углеводы. Примером углеводов могут служить различные виды сахара (виноградный, молочный, тростниковый), крахмал и растительная клетчатка.

В состав углеводов, как и жиров, входят углерод, водород и кислород. Обычно в каждой молекуле углевода количество атомов водорода вдвое больше, чем атомов кислорода, т. е. эти элементы содержатся в такой же пропорции, как и в молекуле воды (Н2О). Так, например, состав находящегося в крови виноградного сахара, или глюкозы, С6Н12О6. Отсюда углеводы и получили своё название.

Углеводы вступают в соединение с белками клетки либо образуют особые протоплазменные включения в виде глыбок животного крахмала, или гликогена.

Животные и растительные клетки. Как известно из курса ботаники, клетки растений тоже содержат протоплазму и ядро. Однако они отличаются от животных клеток тем, что имеют особую очень плотную оболочку, состоящую из углевода клетчатки и играющую роль наружного скелета. Кроме того, по мере роста растительных клеток, в их протоплазме появляются пузырьки с клеточным соком, которые постепенно увеличиваются в объёме и занимают больше места, чем сама протоплазма (рис. 2). Животные клетки такого сока не содержат.

При участии хлорофилла клетки зелёных растений, используя солнечную энергию, образуют сложные органические соединения из углекислоты и воды. Этим они сильно отличаются от животных клеток, которые не могут образовывать органических соединений из неорганических и нуждаются в белках, жирах и углеводах.

  • 5. Обмен веществ между клеткой и окружающей её средой.

Обмен веществ. Каждая живая клетка получает из окружающей её среды необходимые питательные вещества и кислород. Внутри клетки питательные вещества подвергаются изменениям и усваиваются, т. е. превращаются в вещество живой клетки. Наряду с этим вещество живой клетки постоянно подвергается частичному разрушению и окислению. Образующиеся при этом продукты, в том числе углекислый газ, выделяются наружу.

1 Чтобы распознать капельки жира в протоплазме, надо предварительно подвергнуть клетку специальной обработке.

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★Все➙ Учебники 8 класс, Автор - Кабанов А.Н., Все - Для учащихся старших классов

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО БИОЛОГИИ - ЗООЛОГИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО БИОЛОГИИ - ЗООЛОГИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - БИОЛОГИЯ - ЗООЛОГИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО БИОЛОГИИ И ЗООЛОГИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика