Ухо. (Красиков) 1928 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Ухо. (Красиков) 1928

Назначение: РАБОЧАЯ ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

© Государственное Издательство  Москва 1928 Ленинград

Авторство: Ф. Н. Красиков

Формат: DjVu, Размер файла:  0.6 MB

СОДЕРЖАНИЕ

      Органы чувств, как сигнальные аппараты 3 

      Значение слуха в жизни человека н животных 6 

      Строение слухового аппарата 11 

      Наружное ухо 16 

      Ушная раковина — 

      Слуховой проход 20 

      Среднее ухо 22 

      Барабанная перепонка — 

      Косточки 26 

      Евстахиева труба 27 

      Внутреннее ухо 30 

      Полукружные каналы 31 

      Улитка 38 

      Мембрана 40 

См. оглавление полностью...

      Кортневы струны 41 

      Кортнев орган 42 

      Особенности нашего слуха 47 

      Музыкальный слух — 

      Пределы слышимости 48 

      Определение направления звука 50 

      Тембр 52 

      Резонанс 54 

      Анализ и синтез звуков 55 

      Голосовые связки 58 

      Литература 60

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Ухо. (Красиков) 1928 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 1. ОРГАНЫ ЧУВСТВ, КАК СИГНАЛЬНЫЕ АППАРАТЫ. 

      Связь нашей центральной нервной системы с внешним миром поддерживается при помощи органов чувств — осязания, вкуса, обоняния, слуха и зрения. Органы чувств имеют разное строение, но в состав каждого из них входят специальные чувствительные клетки, способные раздражаться внешними воздействиями и передавать эти раздражения по особым нервам в мозг. Внешние воздействия бывают чисто механические: например, прикосновение к коже какого-нибудь предмета вызывает осязательное впечатление;1 частые сотрясения, передаваемые через аппарат уха, вызывают ощущение звука. Ощущения вкусовые и обонятельные вызываются химическими раздражителями. Наконец, некоторые сорта лучей вызывают особые ощущения — зрительные. 

      

      1 Разновидностью осязательного чувства является чувство термическое — тепла и холода и чувство мускульное — ощущение степени натяжения наших мышц. Мышечное чувство позволяет нам, например, определить, хотя бы приблизительно, вес какого-нибудь предмета, подержав его в руке. Оно же позволяет иам регулировать силу движения мышц. Например, держа в руках тонкий стакан, мы сжимаем его не слишком сильно (иначе он будет раздавлен), но п не слишком слабо (иначе он выпадет нз рук). 

      

      А так как человек или животное со всех сторон окружены воздействиями всякого рода и одарены способностью двигаться, то, получая уведомление со стороны своих органов чувств, они соответственным образом ориентируются среди окружающей обстановки, руководясь при этом полученным опытом. 

      Опыт этот начинается с самого раннего детства. Маленький ребенок, сидящий около зажженной свечки, тянется руками к пламени, но, коснувшись его рукой, тотчас же ее отдергивает: ощущение сильного нагревания кожи, переходящее в ощущение сильной боли, вызывает непроизвольное сокращение мышц — и рука вовремя отдергивается. Одновременно с этим в мозгу ребенка запечатлевается и зрительный образ пламени свечи и с этим образом связывается некоторое предостережение. Наученный опытом, ребенок второй раз не потянется к пламени: он будет избегать соприкосновения с ним, руководясь при этом также и чувством зрения. 

      Наши органы чувств представляют, таким образом, сигнальные аппараты, служащие целям самосохранения организма и его ориентировки. 

      Рассмотрим несколько примеров такой сигнализации. Представим, что кошка крадется в полной темноте, направляясь на слабый звук скребущей невдалеке мыши. Кстати, вопреки общераспространенному мнению, кошка в полной темноте ничего не видит. Она руководится осязанием и слухом. Прекрасным органом осязания для нее являются усы — длинные жесткие волосы, при основании которых находятся чувствительные осязательные клетки. Если конец волоса прикасается к какому-нибудь предмету, то, слегка отгибаясь, волос надавливает основанием на осязательную клетку — и мозг кошки получает уведомление, сигнал, о том, что около ее головы имеется какой-то предмет, и она отклоняет голову соответствующим образом, чтобы ие наткнуться на этот предмет. Усы в темноте оказывают кошке ту же услугу, как палочка слепому, когда он идет и постукивает ею перед собою, чтобы убедиться, что на пути нет препятствий. Таким образом, усы помогают кошке ползти совершенно бесшумно, не задевая и ие опрокидывая встречных предметов. Затем, она ориентируется при помощи тонкого слуха. Подвижные ушные раковины помогают ей точнее определить, откуда исходит слабый звук, и, наконец, она уверенно в темноте бросается на мышь. До какой степени этот орган осязания — усы — важен для кошки, показывает тот факт, что кошки перестают ловить мышей, если у них остричь усы; движения их тогда становятся какими-то неуверенными. 

      Собака, в противоположность кошке, полагается при поисках не на осязание, а на свое удивительное чутье, соединенное, как у кошки, с тонким слухом. Здесь сигнальным, уведомляющим органом является орган обоняния. 

      У животных, вообще, обоняние играет более важную роль, чем у человека. Про насекомых, например, про некоторых бабочек, известно, что самцы отыскивают самок издали, по запаху; органом обоняния являются у них разветвленные сяжки. 

      Сигнализация органов чувств ежеминутно служит человеку. Например, вы едите костлявую рыбу. Тонкое осязание языка и полости рта помогают вам при разжевывании судить о нахождении во рту острой и твердой кости — хотя бы она была и мелкая — во время извлечь ее и тем избежать опасности подавиться. Вы идете задумавшись через улицу. Окрик извозчика или звонок трамвая во-время предостерегает вас от столкновения. Наши глаза постоянно сигнализируют нам о бесчисленных вещах. Всякий знает, каким беспомощным является человек в темноте или с завязанными глазами. Даже чрезмерное раздражение какого-нибудь органа, сопровождаемое чувством боли, предостерегает нас. Не будь чувствительности зубов к ощущению боли, мы бы поломали их, разгрызая жесткие предметы и чрезмерно надавливая на них зубами. Когда зубы портятся, сильная боль волей-неволей заставляет прибегнуть к врачебной помощи. Таким образом, и ощущение боли служит целям самосохранения организма. 

      Какое из перечисленных выше чувств является первоначальным? Таким надо признать осязание, которое бывает даже и у низко организованных животных, например, у дождевого червя. Органы осязания доставляют сигналы от окружающих тело предметов, непосредственно прикасающихся к телу. Радиус действия органа осязания (а таковым является кожа, а у некоторых животных — язык) невелик. Также невелик радиус действия и органа вкуса. Зато, например, орган обоняния позволяет определить присутствие пахучих предметов и на расстоянии. Но наибольшим радиусом действия обладают органы слуха и зрения. Они получают раздражение и от близких и от самых отдаленных предметов и передают мозгу множество впечатлений, так что являются важнейшими органами познания окружающего нас мира. Мы в этой книжке будем говорить о чувстве слуха и об его удивительном органе — об ухе. 

      

      2. ЗНАЧЕНИЕ СЛУХА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ. 

      Только тот, кто имел несчастие оглохнуть, может вполне оценить значение слуха в нашем существовании. Оглохший человек делается инвалидом, хотя бы и сохранил все свои силы, физические и умственные. Для него резко уменьшается возможность предложить свой труд: ведь большинство профессий для успешного выполнения работы требует словесного общения с людьми. Конечно, в своей частной жизни глухой не так беспомощен, как слепой. По улицам он ходит свободно, хотя и подвергается большому риску попасть под экипаж, так как он не слышит предостерегающих окликов или сигнальных звонков. Если это человек умственного труда, глухота даже может явиться для него временным преимуществом: никакие окружающие шумы и звуки не отвлекают его от сосредоточенной умственной работы. Но для него одновременно исчезает возможность живой беседы, что часто необходимо при умственном труде. Глухой у себя дома может исполнять всякую работу, но случись пожар — и глухой спокойно останется в загоревшемся доме в то время, как все жильцы, услыхав тревогу, успели выбежать на улицу. Глухота несет за собою не только множество стеснений и неудобств, но и множество опасностей. 

      Мы живо можем перенестись в положение глухого человека, если представим себя на кинематографическом сеансе перед фильмой, все подписи которой сделаны на незнакомом языке. Последовательность действий на такой фильме остается для нас во многом непонятной, несмотря даже на выразительную игру артистов. Испытываемые нами чувства беспомощности, неудовлетворенности, досады напоминают н^м о душевном состоянии глухого человека, для которого окружающая жизнь, наполненная разнообразными звуками, является чужой, малопонятной: благодаря этому глухой человек повергнут в состояние глубокого одиночества. Волей-неволей он делается мало общительным, замкнутым, погруженным только в свои личные переживания. Для него отпадает прелесть непосредственного удобного общения с людьми и лишь выработанный "разговор" при помощи пальцев позволяет ему войти в общение с себе подобным, если не считать медленных сношений при помощи писания на бумаге. 

      Звуки отражаются на душевной жизни и потому, что способны оказывать могущественное влияние на сосудодвигательную систему человека, а через нее и на эмоции и, вообще, на всю область чувствований и настроений человека. 1 На примере кинематографической фильмы, которым мы только что пользовались, мы ясно видим, насколько музыкальное сопровождение, удачно подобранное, повышает впечатление от фильмы. Особенно сильно действие звуков певучих, мерно повторяющихся, ритмических, т. е. как раз музыкальных звуков. Вспомним, как ободряют усталых солдат звуки марша или хотя бы барабанный бой. Вспомним, как захватывает, увлекает и объединяет в общем порыве массовое хоровое исполнение какой-нибудь песни или гимна во время манифестации. Не только пение и музыка или искусная декламация, но всякие звуки влияют на кровеносные сосуды, вызывая их местное сужение или 

      1 Кровеносные мелкие сосуды снабжены гладкими мышечными волокнами, которые управляются особыми нервами, отходящими от центральной нервной системы. Примером действия сосуда-двигателей является покраснение и побледнение кожн. Если мышечные волокна кровеносных .сосудов расслабляются, то к сосудам приливает кровь в большем количестве — и кожа краснеет. Если же действием сосудодвигательных нервов сосуды сжимаются, то кровь в значительной степени оттекает от них н кожа бледнеет. Кому не известно, что наши эмоции — например, гнев, стыд, страх — сопровождаются изменениями сосуда-двигателей — отсюда яркая краска стыда, бледность ужаса, учащенное биение сердца при разного рода переживаниях. 

      расширение и тем возбуждая соответствующее чувствование. Только одни звуки влияют сильнее, другие — слабее. Кому не приходилось вздрагивать от неожиданного, тревожного шума, например, ружейного выстрела, звона разбитого стекла, удара грома и ощущать, как сердце на момент замирает, а затем начинает усиленно биться? То же, но в несравненно меньшей степени повторяется и с иными звуками. Одни из них возбуждают, другие угнетают или усыпляют. Всякий знает, как хорошо спится в вагоне под однообразные ритмические удары колес поезда. Особое настроение вызывается шумом дождя, плеском морских волн, ударяющихся о берег, завыванием ветра в трубе. Сильно влияют на нас звуки человеческого голоса. Как часто при первом знакомстве мы испытываем безотчетную симпатию или антипатию к нашему собеседнику, в зависимости от оттенка его голоса. Ораторы и актеры знают, как действует на слушателей звуковое богатство речи, полное разнообразных оттенков и интонаций. Прослушанная речь какого-нибудь искусного оратора производит совсем иное впечатление, чем та же речь, прочитанная в газетном отчете. Кстати, к различным оттенкам звука ухо наше очень чувствительно, звуковая же память удерживает их изумительно долго. Иной раз вы встречаете знакомого после долгих лет разлуки; внешность его вы успели позабыть; но стоит ему заговорить — и вы по манере его речи, по оттенку голоса сразу его узнаете. Если мы сравним световые ощущения с звуковыми, то должны будем признать, что световые дают нам больше разнообразных и важных сведений и указаний о внешнем мире и больше действуют на ум; звуковые же ощущения больше волнуют нас, возбуждают больше сильных эмоций и отражаются, таким образом, на жизни чувства. Давно замечено, что слепые, сохранившие хороший слух, отличаются большей отзывчивостью, более общительным характером, чем зрячие, но совершенно утратившие слух — отличаются замкнутостью, эгоизмом, и в характере у них часто наблюдается некоторая черствость. 

      Для человека слух приобретает огромное значение, давая возможность словесного общения с себе подобными. Как ныне с несомненностью установлено, человеческая речь возникла постепенно из тех выкриков, междометий и восклицаний, которые невольно возникали при коллективных трудовых процессах, например, при перетаскивании больших тяжестей, при охоте, при сооружении жилищ или обработке каменных изделий. И речь служит доныне лучшей спайкой человеческого коллектива: даже отдельные коллективы, именуемые нациями, отличаются один от другого прежде всего по языку. 

      Способность речи, способность общаться через воздушное пространство — в сущности, так же изумительна, как и радио. Зачатки подобного общения мы видим и среди животных. Охотникам известно, что иные птицы издают предостерегающий крик при приближении вооруженного человека и этим лишают охотника некоторой части его трофеев, так как дичь настораживается и спешит улететь или убежать. Разнообразные звуки издает наседка, окруженная выводком цыплят: она сзывает их, отыскав пищу, или предостерегает при появлении коршуна. Слухом пользуются животные для избавления от врагов и нападения иа добычу. Заяц возлагает все свои надежды на быстрые ноги и на изумительно чуткий слух: недаром у него такие большие уши. Надо думать, что большинство животных обладает более тонким слухом, чем человек. Признаком тонкого слуха у животных служит большая и подвижная ушная раковина. 

      Как же устроен тот удивительный аппарат, который называется ухом и которым мы улавливаем бесконечно разнообразные звуки? Перейдем к его описанию, при чем, попутно, дадим краткий очерк значения каждой из отдельных частей слухового аппарата. 

      

      3. СТРОЕНИЕ СЛУХОВОГО АППАРАТА. 

      Наш слуховой аппарат построен из трех частей: 1) наружного уха, 2) среднего уха и 3) внутреннего уха. Главные части слухового аппарата, а именно: среднее ухо и внутреннее ухо помещены, в виде маленьких полостей, в височной кости. Обе височные кости помещены по бокам черепа. Височную кость можно сразу отличить по двум признакам: в ней есть отверстие (наружный слуховой проход) и отросток направленный к скуловой кости. 

      Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода. Звуковые волны распространяются через слуховой проход до среднего уха. Среднее ухо отгорожено от наружного небольшой и очень тонкой перепонкой, называемой барабанной перепонкой. Барабанная перепонка приводится в колебательное движение теми звуковыми вибрациями, которые до нее достигают, при чем она своими колебаниями воспроизводит в точности колебательные движения воздуха. Барабанная перепонка не плоская, а имеет слегка воронкообразную форму. Своей вогнутой поверхностью она обращена к слуховому проходу, а выпуклостью — ко внутреннему уху (рис. 1). К выпуклой стороне барабанной перепонки прилегает маленькая косточка, называемая молоточком (рис. 2). Молоточек сращен с барабанной перепонкой и участвует в ее колебательных движениях. К молоточку присоединена вторая косточка — наковальня, ак наковальне очень маленькая кость — стремя (рис. 2). Стремя соединено с наковальней крошечной косточкой, как бы шарниром. Стремя прилегает к тончайшей перепонке, ведущей во внутреннее ухо. Отверстие внутреннего уха, затянутое этой перепонкой, носит название овального окна. Стремя прикасается к самой перепонке, а не к краям отверстия. Поэтому сотрясения стремени совершенно свободно передаются перепонке овального окна. Овальное окно ведет во внутреннее ухо, или лабиринт; так названо внутреннее ухо за свое сложное устройство. Мы пока не будем касаться его устройства, скажем лишь, что главной составной частью его является улитка: костный канал, спирально извитой и наполненный, как и весь лабиринт, жидкостью ("эндолимфоЙ). В улитке находятся разветвленные концы акустического нерва с концевыми воспринимающими аппаратами. Сотрясения жидкости, вызываемые стременем и перепонкой овального окна, возбуждают концевые аппараты акустического нерва, и возбуждение передается в мозг, где возникает слуховое ощущение. 

      Заметим, что молоточек, наковальня и стремя образуют своей совокупностью ломаный рычаг второго рода. Точкой опоры служит головка молоточка. Одним плечом служит рукоятка молоточка, сращенная с барабанной перепонкой, а другим плечом — отросток наковальни вместе со стремечком. Благодаря тому, что перепонка овального окна по поверхности раз в двадцать меньше барабанной перепонки, ее раз-махи меньше, чем размахи барабанной перепонки. Другими словами, конец рычага, обращенный к овальному окну, совершает меньшие размахи, но зато, по правилу рычага, с большей силой. 

      Под овальным окном расположено второе отверстие, называемое круглым окном. Оно также обращено в полость среднего уха и также затянуто перепонкой. Какое же назначение круглого окна? Очень важное. Мы знаем, что жидкости сжимаются с большим трудом; если прилагать к сжиманию небольшое усилие, то можно сказать, что практически жидкости не сжимаемы. Жидкость (лимфа) наполняет целиком всю свободную полость внутреннего уха. Если бы не было круглого окна с его перепонкой, перепонка овального окна не могла бы совершать колебаний, благодаря несжимаемости и неподатливости лимфы. Чтобы пояснить это, обратимся к опыту. Возьмем так называемую вульфову склянку с двумя горлами (рис. 3). Одно отверстие обвяжем тонкой резиновой пленкой. 1 Затем нальем в банку воды до верха и плотно заткнем второе отверстие пробкой. Надавим на перепонку пальцем. Благодаря несжимаемости воды, находящейся под перепонкой и наполняющей весь сосуд, перепонка обнаруживает полную неподатливость. Если мы защипнем середину ее пальцами и попытаемся поднять — это нам также не удастся. Теперь вынем из горла пробку, дольем до самого верха .горла воды и обвяжем горло второй перепонкой. Повторяя опыт, найдем, что при надавливании первая перепонка хорошо вдается внутрь, а вторая приподнимается; если же мы первую начнем тянуть вверх, вторая вдается внутрь. Таким образом, вторая перепонка служит для компенсации колебания первой. Такую же роль, какую играет вторая перепонка в нашей модели, играет и перепонка круглого окна во внутреннем ухе. 

      

      1 Резиновые пленки полезно иметь для многих опытов. Материалом для них могут служить так называемые "хирургические пальцы- — тонкие чехлы из резины, надеваемые на пальцы при хирургических операциях или при анатомических вскрытиях, если на пальце имеется порез. Или же взять резиновый дамский купальный чепчик. 

      

      Полость среднего уха сообщается с полостью носо” глотки узким проходом — так называемой Евстахиевой трубой (по имени открывшего ее анатома). Просвет Евстахиевой трубы обыкновенно закрыт, но приоткрывается при глотательных движениях. Евстахиева труба служит для сообщения внутренней полости уха с наружным воздухом. Благодаря Евстахиевой трубе давление воздуха внутри полости среднего уха такое же, как и в наружном воздухе. Следовательно, барабанная перепонка испытывает со стороны слухового прохода и со стороны среднего уха одинаковое воздушное давление, а это есть существенное условие для того, чтобы она могла без помехи колебаться. Если же по одну сторону барабанной перепонки давление сделается больше, барабанная перепонка натягивается и ее колебания благодаря этому делаются несвободными, тормозятся. Тогда мы ощущаем притупление слуха, то, что обозначается словами: "уши заложило**. Мы можем искусственно воспроизвести на время это неприятное явление в следующем опыте итальянского ученого Вальсавля. Набрав воздуха в легкие и закрыв носовые отверстия, слегка напружим воздух в легких нажимом грудных и брюшных мышц и глотнем слюну. При глотании на момент приоткрывается отверстие Евстахиевой трубы в полость рта, а так как воздух во рту также сжат, то он пройдет в полость среднего уха, увеличит там давление воздуха, и барабанные перепонки обоих ушей выпятятся слегка наружу. Отверстие трубы закрывается, и если мы теперь откроем носовые отверстия и вздохнем свободно, избыток давления в среднем ухе остается, так как обе Евстахиевы трубы закрыты. Мы испытываем, неприятное ощущение в ушах и обнаруживаем притупленность слуха. Но стоит опять глотнуть слюну, на этот раз не закрывая носовой и ротовой полости, Евстахиева труба приоткроется, выпустит излишек воздуха из среднего уха, давления на барабанную перепонку снаружи и изнутри уравняются, и мы опять слышим хорошо. То же самое повторяется, если мы нё напружим, а, напротив, разрядим действием дыхательных мышц воздух в полости рта и носа (зажав ноздри) и глотнем слюну. Только теперь барабанная перепонка впятится внутрь. Предупреждаем читателя, что опыт этот следует производить осторожно, не делая слишком больших усилий и не злоупотребляя частым его повторением. 

      Теперь от общего рассмотрения устройства слухового аппарата перейдем к более подробному рассмотрению его частей и начнем с наружного уха. 

      

      НАРУЖНОЕ УХО. 

      Оно состоит, как сказано выше, из ушной раковины и слухового прохода.1 

      1 Самая наружная часть слухового прохода — хрящевая, остальная — костная. 

      Ушная раковина построена из хряща, одетого кожей. Некоторая часть ушной раковины у человека состоит из кожи и носит название ушной мочки. Ушная раковина получила свое название за свою форму, которая напоминает своими извилинами раковину некоторых моллюсков. Ушная раковина у человека неподвижна. Есть небольшие мышцы, способные приводить ее в движение, но они у человека почти атрофированы, т. е. недоразвиты от неупотребления. Зато ушная раковина подвижна у многих животных, обладающих тонким слухом. Всякому, например, известно, что лошадь, прислушиваясь к шороху, который ее тревожит, "прядет ушами", т. е. поочередно обращает отверстия ушных раковин в разные стороны, стараясь лучше определить направление, откуда идут звуки. Лошадь раньше замечает эти слабые звуки, чем едущий на ней всадник. Заяц при малейшем шорохе поднимает торчком свои ушные раковины и чутко прислушивается. Также и слоны имеют . огромные ушные раковины, которые они приподнимают, улавливая слабые звуки и направляя их в слуховой проход. Кстати, слон при своем превосходном слухе имеет не особенно острое зрение. Поэтому слон и полагается главным образом на слух. По всей вероятности, слоны отыскивают водопой по слуху: вожак стада взбирается на возвышение и, поворачиваясь в разные стороны, старается определить по слуху, откуда слышно журчание воды. 

      Ушная раковина служит для собирания и отражения слуховых волн к слуховому проходу. Всем известен ’ жест глуховатых людей: когда они желают лучше слышать, они подносят к уху согнутую ладонь, от вогнутой стороны которой звуки отражаются в слуховой проход. Таким же собирателем слуховых колебаний является и слуховой рожок, который узким концом вставляется в слуховой проход, а наружным широким, раскрытым наподобие воронки, обращается к источнику звука. Ушную раковину таких животных, как слон, мы можем сравнить с вогнутым зеркалом, отражающим свет в одно место. Чтобы еще лучше разобраться в этом явлении отражения звука, обратимся к некоторым не-сложным опытам. 

      Кладем на стол клок ваты, помещаем на него небольшие карманные часы, а сверху накрываем широким ламповым стеклом так, чтобы часы не касались стенок стекла (рис. 4). Поместив, ухо над стеклом в точке О, мы явственно слышим тиканье часов. Но если мы поместим между стеклом и ухом картонную полоску ab, то перестанем слышать тиканье: звуковые колебания, доходя до картона, отражаются от него преимущественно по такому направлению, что угол например, полоска ab расположена под углом в 45° к горизонту, то звук после отражения будет двигаться преимущественно в горизонтальном направлении.1 Еще лучше слышны будут звуки, если мы поставим вдоль распространения звука широкую трубу CD (например, изготовленную из картона), длиной 

      не рассеиваются во все стороны (как это бывает при свободном распространении звука на открытом месте): стенки трубы мешают звуковым волнам проникать наружу, отражая их все время внутрь трубы; в результате звуковая энергия сохраняется, передаваясь от одного слоя воздуха к другому такого же объема, пока не достигнет конца трубы. Это свойство труб применяется на пароходах, где с капитанского мостика распоряжения передаются по трубе в машинное отделение. 

      Мы можем расположить целый ряд плоских поверхностей а, Ь, с, d и е (рис. 5) так, что они отразят колебания, распространяющиеся из источника звука О в одно место Ф. Если в Ф поместим ухо, то здесь звук будет услышан явственно, хотя бы источник звука был расположен в отдалении. Легко видеть, что отражающие маленькие площадки образуют своей совокупностью как бы вогнутое зеркало. Таким "вогнутым зеркалом" для отражения звуковых колебаний может послужить обыкновенный раскрытый зонтик. Укрепим его в положении, указанном на рис. 6 (опыт удобно производить где-нибудь на открытом воздухе, например в саду). В отдалении поставим тикающий будильник. Стоя рядом с зонтиком, мы звуков будильника не слышим. Теперь расположимся сбоку от зонтика, нагнув голову так, чтобы ухо пришлось в фокусе отраженных колебаний. Когда нам удастся отыскать фокус, тиканье становится явственно слышным. Надо лишь при этом не загораживать туловищем доступа звуковых волн к зонтику. 1 Зонтик в 1 этом опыте служит как бы моделью ушной раковины таких крупных животных, как слон. 

      Слуховой проход. 

      Перейдем теперь к слуховому проходу. Его внутренняя часть — костная (расположена в височной кости), наружная часть — хрящевая. Слуховой проход выстлан кожею, которая покрыта особыми железками, выделяющими полужидкий секрет желтого цвета, так называемую ушную серу. Так названо это вещество за внешнее сходство с серой. На самом же деле серы в нем нисколько не содержится. Это — жироподобное вещество. Основное свойство ушной серы состоит в том, что при соприкосновении с воздухом она понемногу густеет и твердеет и отделяется напоследок небольшими комками, 

      1 Можно отыскивать фокус стеклянной воронкой, обратив ее раструбом к зонтику и надев на узкий конец ее резиновую трубку: другой конец трубки прикладывается к уху. Отраженные звуки, попадая в воронку, доходят до уха, не ослабляясь. 

      которые* отставая от стенки ушного прохода, мало-помалу вываливаются наружу. Отделению отвердевших комочков ушной серы от стенок слухового прохода способствуют те легкие сотрясения, которые производятся нижней челюстью при жевательных движениях. Кстати, опорное сочленение нижней челюсти расположено рядом, немного впереди слухового прохода. 

      Ушная сера имеет очень важное назначение. Дело в том, что в окружающем нас воздухе носится крупная и мелкая пыль. Вместе с воздухом она проникает во все полости, даже в узкие, например в замочные скважины, и там отстаивается, образуя серые комки, засоряющие полости. Проникает пыль и в ушной проход. Здесь, осаждаясь на ушную серу и прилипая к ней, пыль образует вместе с серой твердые комки, которые и удаляются сами собой наружу. В наружной части слухового прохода есть еще защитное приспособление — волоски. Они обращены концами наружу, так что не препятствуют выкатываться комкам серы. Зато такое расположение волосков препятствует проникновению в ушной проход более крупных, чем пыль, предметов. Так, например, мелкие насекомые проникают в слуховой проход со сравнительным трудом: волоски, как маленькие колья, обращены навстречу их движению. Если же случается мелкому насекомому пробиться (преимущественно во время сна человека) в слуховой проход, то, ползая там, оно производит зуд, а также раздражение барабанной перепонки, когда ее касается. В таком случае следует влить в слуховой проход тепловатой воды, от которой насекомое погибает. Самое же лучшее в таких случаях обратиться к врачу, который надлежащим образом промоет слуховой проход. 

      Ни в каком случае не следует производить грубую механическую прочистку слухового прохода, например, пытаться удалять ушную серу шпилькой или спичкой, на которую намотана вата. Слуховой проход имеет незначительную длину. Вводя в него твердый стержень, легко повредить нежную барабанную перепонку и вызвать этим глухоту. 

      Ушная сера часто бывает причиной временного притупления слуха. Небольшие комки серы могут прилепиться к самой барабанной перепонке и тормозить ее колебания. Затем, в некоторых случаях скопление ушной серы может образовать пробку, закрывающую доступ звуковым волнам к барабанной перепонке. Часто при некоторых простудных болезнях катаральное состояние носоглотки может распространиться через Евстахиеву трубу и среднее ухо на слуховой проход. В таком случае начинается изобильное выделение ушной серы и закупорка слухового прохода. Если это произошло, следует немедленно обратиться к врачу, который промоет слуховой проход особой жидкостью, растворяющей ушную серу, и к пациенту возвращается чувство слуха в прежнем объеме. 

      Бывает так, что у маленьких детей с первых годов жизни образуется в слуховых проходах серная- пробка. Ребенок плохо или совсем не слышит, он растет глухим, не может выучиться говорить, его умственное развитие очень замедляется. Своевременное обращение к врачу возвращает ребенку слух и возможность нормального развития. 

      

      СРЕДНЕЕ УХО. 

      Барабанная перепонка. 

      Среднее ухо отделяется от наружного барабанной перепонкой. Очертание барабанной перепонки не круглое, а эллиптическое, имеет в длину 9 мм, а короткая 7 мм. 1 Барабанная перепонка, как было выше упомянуто, слегка вдавлена внутрь (это ее нормальное положение) и сращена со стороны среднего уха с маленькой косточкой: с рукояткой молоточка. Барабанная перепонка очень тонка, но достаточно прочна для того, чтобы выдерживать, не лопаясь, очень громкие звуки, например, звуки пушечных выстрелов. Впрочем, ожидая очень громкий звук, например, звук взрыва или пушечного выстрела, следует закрыть отверстие слуховых проходов пальцами или шире раскрыть рот: звук тогда проникает к барабанной перепонке и со стороны полости рта, и через Евстахиеву трубу (хотя на этом пути передача звука ослабленная: ведь Евстахиева труба обычно бывает сомкнута). Звуковые колебания, проникая к барабанной перепонке со стороны широко открытого рта, отчасти ослабляют те колебания, которые доходят со стороны слухового прохода. 

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БОТАНИКА, БИО-ЗООЛОГИЯ"

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БИОЛОГИЯ, ЗООЛОГИЯ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БИОЛОГИЯ - ЗООЛОГИЯ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика