Уроки зоологии - Методическое пособие (Бровкина, Казьмина) 1987 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Уроки зоологии (Бровкина, Казьмина) 1987

Назначение: Пособие для учителя 

Методическое пособие учитывает современные требования к преподаванию биологии в средней школе, отражает и обобщает многолетний педагогический опыт работы авторов. Поурочные рекомендации помогут подготовке к уроку, проведению его, использованию учебника и активизации обучения.

© "Просвещение" Москва 1987 

Авторство: Бровкина Е.Т., Казьмина Н.И. 

Формат: PDF Размер файла: 13.5 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Общие сведения о животном мире.

Одноклеточные животные.

Тип Кишечнополостные.

Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви.

Тип Моллюски.

Летние задания.

Тип Членистоногие.

Тип Хордовые.

Класс Ланцетники.

Класс Рыбы.

Класс Земноводные.

Класс Пресмыкающиеся.

Класс Птицы.

Класс Млекопитающие.

Эволюция животного мира.

Природные сообщества.

Приложение..

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Уроки зоологии (Бровкина, Казьмина) 1987 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ВВЕДЕНИЕ

Пособие «Уроки зоология» представляет собой обобщение многолетнего опыта работы авторов в школе. В своей работе они применяли разнообразные методы, стараясь активизировать обучение. В пособии отражен и творческий подход к преподаванию зоология, что поможет учителю качественнее подготавливаться к проведению уроков.

Учебно-воспитательные задачи в обучении зоологии решаются в различных формах организации обучения (урок, экскурсии, внеурочная и внеклассная работа, общественно полезный труд). Среди них основной формой организации учебного процесса считается урок.

На уроке учитель систематически и последовательно освещает содержание ведущих понятий, развивает интеллектуальные и практические умения школьников, проводит коммунистическое воспитание, раскрывая перед учащимися задачи, поставленные партией и правительством перед биологической наукой, сельскохозяйственным производством, работниками охраны природы. На уроке осуществляется связь с другими формами организации обучения, ведется подготовка школьников к выполнению внеурочной. внеклассной работы, проведению экскурсий, выполнению домашних заданий и т. д. Каждый урок тесно связав с предыдущими и последующими уроками. Поэтому его материал должен быть логическим продолжением предыдущего я опорой для последующего

Урюк характеризуется определенной структурой, включающей такие элементы пли этапы, как проверка знаний, подготовка к восприятию нового материала, его изучение и закрепление, задание на дом. Включение каждого из этих этапов в урок зоология зависит от его содержания и дидактических целей, на основании которых выделяют следующие типы уроков: вводный, изучения нового материала, обобщающий и учебно-пояснительный.

Вводный урок готовит школьников к восприятию и осознанному усвоению содержания нового курса, пониманию его ведущих идей, знакомит их с основными методами учебной работы (наблюдение, робота с учебником к др.). Согласно новой программе по биологии функции вводного урока выполняет -тема «Общие сведения о животном мире», на изучение которой отводится 2 ч. На первом вводном уроке научения этой темы для подготовки учащихся к сознательному усвоению материала о разнообразии животного мира, его отличии от растительного мира, к пониманию значения животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека следует вспомнить о многообразии растений и основных особенностях их организации. Школьники получают первое представление об учебнике, его структуре, правилах пользования им.

На уроке изучения нового материала происходит восприятие учащимися новых знаний, осмысление ведущих понятий, их закрепление. Этот тип урока разнообразен видами (объяснительный. лабораторный, телеурок и др.).

На объяснительном уроке преобладает рассказ или беседе, в процессе которых раскрывается поэлементный состав изучаемых объектов, устанавливаются их многосторонние связи. Этот вид урока может быть реализован учителем в репродуктивном или проблемном плане. В последнем случае изучение нового материала проводится как решение проблемы (задачи), что придает уроку своеобразие. Создается проблемная ситуация, когда между известными и неизвестными знаниями обнаруживается, формируется проблема, составляется план работы и организуется ее решение е помощью различных методов (наблюдение, опиты, работа с КНИГОЙ, учебным фильмом или диафильмом). Результаты работы оформляются в виде выводов, обобщений, схем, таблиц и т. д.

Лабораторный урок предполагает изучение нового материала методом наблюдения, с использованием натуральных объектов. Эти уроки проводятся для накопления фактических зияний, формирования практических умений и навыков. При наблюдении натуральных объектов учащиеся пользуются инструкциями, заранее разработанными учителем. В них обычно сформулирована цель работы, составлен план ее выполнения и дано заключительное задание. Инструктивная карточка е этом случае ДОЛЖНА быть разработана с учетом самостоятельного решения учащимися поставленной проблемы.

В последние годы для решения учебно-воспитательных задач на уроках часто применяют технические средства обучения — фильмоскопы, киноаппараты, телевизор и др.

Эффективность проведения кино- и телеуроков зависит от подготовки учащихся к восприятию содержания учебного кинофильма или телепередачи, от характера предварительно поставленных перед ними вопросов и заданий, нацеливающих внимание школьников к ним. По окончании просмотра экранных пособий важно организовать беседу для выяснения усвоения учащимися основных понятий, ведущих идей курса.

Обобщающей урок проводится после изучения темы или раздела. его функциональное назначение — повторение, обобщение

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ (2 ч)

В процессе изучения этой темы решаются следующие задачи:

образовательные: знакомить учащихся с многообразием животного мира; показывать сходство животных с растениями и их различие, значение животных в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности, необходимость охраны животного мира;

воспитательные: продолжать формирование научно-материалистического мировоззрения на основе знаний о родстве животных и растений, взаимосвязях их со средой обитании, воспитывать бережное отношение к животным как составной части природы;

развивающие: формировать умения сравнивать животных с растениями, делать вывод на основе сходства; познакомить учащихся с предисловием и оглавлением учебника. с абзацами.

I. особенности животных.

ИХ МНОГООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

Цель: показать многообразие животного мира, сходство животных с растениями и их различия, значение животных в природе и жизни человека, необходимость охраны животного мира; ознакомить школьников с построением учебника.

Оборудование; натуральные пособия—животные и» уголка живой природы (аквариумные рыбки, птицы, кролики, черепахи и др.), чучела животных местного края, коллекция животных, влажные препараты (медузы, паразитические череп), таблицы, зоогеографическая карта мира, стенд «Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений СССР».

Методические рекомендации. Урок познаётся с подготовки учащихся к восприятию нового материала. Из первого раздела курен биологии (но новой программе «Биология 6. Растения»)   природоведении нужно вспомнить материал о многообразие растений и предложить учащимся ответить на вопроси: а чей выражается многообразие растений в природе? Назвать известные а местном крае растения. Эти знания должны быть опорными при ознакомлении учащихся с понятием многообразия животного мира.

Учитель предлагает учащимся вспомнить названая животных, найти их изображения на таблицах, рисунках учебника. узнать знакомых насекомых в коллекциях. Уточняя и дополняя ответы учащихся, он рассказывает о многообразии животных, которое проявляется в форме их тела, размерах, характере передвижения, питания, мест обитания. Наряду с этим важно сообщить, что общее число известных науке видов около 1,6 млн., что все они составляют животный мир —неотъемлемую часть природы. Далее под руководством учителя школьники сравнивают растения и животных между собой, находят черты сходства (клеточное строение. питание, дыхание, размножение), на основании которых устанавливают их родство и принадлежность к органическому миру. Вместе с этик важно установить и основные отличия животных от растений, состоящие прежде всего в характере их питания. Учитель сначала предлагает школьникам рассказать о питании зеленых растений, а затем раскрывает особенности питания животных органическими веществами растений и животных. Наряду с этим можно рассказать к о другом, не менее важном отличии— способности большинства животных передвигаться, совершать разнообразные движения.

Чтобы познакомить школьников с понятиями «среда обитания>, «факторы среди», нужно предложить вспомнить, что такое среда обитания растений, какие факторы среды влияют ка жизнь растений эти знания будут опорными для раскрытия понятия среды обитания животных как части природы, состоящей из условий. или факторов, которые прямо или косвенно влияют па жизнь животных. Далее в беседе устанавливается, что на жизнь животных воздействуют разнообразные факторы неживой природы (температура, влажность, свет и др.) и живой природы (растения, грибы, животные и др.). В результате учащиеся подходят к выводу о том, что жизнь животных зависит от окружающей среды, ее факторов, с которыми они тесно связаны.

Затем, как показал опыт работ учителей ряда школ нашей страны, целесообразно раскрыть вопрос о значении животных в природе. Учитель предлагает школьникам ответить на вопроси: какую роль играют животные в жизни растений? Каково значение одних животных в жизни других? В своих ответах школьники обычно отмечают известные им сведения об участии насекомых (пчелы, шмели, жуки, бабочки и др.) в перекрестном опылении растений; птиц, некоторых зверей—в распространении плодов и семян. Поэтому для расширения представлений учащихся о роли животных в природе следует рассказать о ВЛИЯНИИ некоторых из них (например, дождевых червей и др.) на процесс почвообразования, о воздействии хищных зверей на численность растительноядных животных, о влиянии последних на рост и развитие травянистых растений. В беседе учитель должен подвести школьников к выводу: значение животных в природе определяется их ролью, которую они играют в жизни других организмов, а также их влиянием на окружающую среду.

В беседе с учащимися рассматривается разнообразное значение диких животных ь жизни человека: роль промысловых видов в обеспечении человека продуктами питания, значение некоторых видов в переносе возбудителей опасных болезней, вредная деятельность ряда насекомых и мышевидных грызунов, наносящих значительный ущерб урожайности культурных растений. Из этом же уроке учитель рассказывает и о том, что чрезмерно интенсивное использование природных богатств, особенно в капиталистических странах, привело к сокращению численности некоторых видов (белый медведь, тигр, зубр и др.). Для защиты животного мира в нашей стране разработана и претворяется в жизнь система природоохранных мероприятий. Так, в июне 1980 г. примат Закон об охране и использовании животного мира, ранее была создана «Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных м растений СССР», организованы заповедники и заказники (некоторые из них следует показа и> на карте).

Очень важно ознакомить учащихся со значением сельскохозяйственных животных в жизни человека. Следует рассказать, что животноводство—одна из отраслей сельскохозяйственного производства, которая призвана удовлетворять человека продуктами питания (мясо, молоко, яйца) и промышленность—сырьем. Необходимо осветить основные задачи животноводства, предусмотренные в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года»: существенно повысить продуктивность скота и птицы, обеспечить устойчивый рост производства продукции животноводства; довести в 1990 г. производство мяса во 21 млн. т (в убойном весе), молоха — до 106— МО млн. т, яиц —до 80— 82 млрд. штук.

В целях профориентации школьников учитель может рассказать о специалистах, занятых а различных отраслях животноводства (оператор машинного доения, по откорму скота, оператор- птицевод и др.), о характере их труда, основанного на знании биологии сельскохозяйственных животных, условий их выращивания и содержания.

В конце урока учащиеся под руководством учителя должны сделать следующие выводы. Животные, как и ранения, живые организмы, они имеют общие с растениями призмою: в строение, что свидетельствует об их родстве. Животные отличаются от растений характером литания и способностью передвижения. Животный мир, как и мир растений, имеет большое значение а природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности, нуждается в охране.

 

Для развития ПРОЕКТА!

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика