Зоология 6-7 класс (Быковский, Козлова, Мончадский, Наумов, Соколов, Терентьев, Рыков)1973 год - старые учебники
Скачать Советский учебник

Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ 6-7 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Авторство: Борис Евсеевич Быковский, Елизавета Владимировна Козлова, Александр Самойлович Мончадский, Донат Владимирович Наумов, Анатолий Сергеевич Соколов, Павел Викторович Терентьев, Николай Александрович Рыков.
Формат: PDF Размер файла: 94.1 MB
СОДЕРЖАНИЕ
1. Возникновение зоологии — науки о животных 6
2. Виды животных и объединение их в группы 9
3. Успехи современной зоологии 12
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
1 ТИП ПРОСТЕЙШИЕ 15
КЛАСС КОРНЕНОЖКИ
4. Обыкновенная амёба
КЛАСС ЖГУТИКОВЫЕ 18
5. Зеленая эвглена и вольвокс 20
КЛАСС ИНФУЗОРИИ
6. Инфузория туфелька
7. Значение простейших 24
МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
ТИП ГУБКИ
8. Пресноводная губка
26
ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ
9. Пресноводный полил гидра
10. Размножение гидры 34
11. Морские кишечнополостные 35
6—6
1ИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ 33
КЛАСС РЕСНИЧНЫЕ ЧЕРВИ
12. Белая планария • —
КЛАСС СОСАЛЬЩИКИ 41
13. Печеночный сосальщик —
КЛАСС ЛЕНТОЧНЫЕ ЧЕРВИ 42
14. Бычий цепень —
ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ 44
15. Человеческая аскарида —
16. Многообразие паразитических червей 46
ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ 48
КЛАСС МАЛОЩЕТИНКОВЫЕ —
17. Дождевой червь —
18. Внутреннее строение н размножение дождевого червя . . 50
КЛАСС МНОГОЩЕТИНКОВЫЕ 55
19. Морские кольчатые черви —
ТИП МОЛЛЮСКИ 56
КЛАСС БРЮХОНОГИЕ —
20. Большой прудовик —
КЛАСС ДВУСТВОРЧАТЫЕ 59
21. Беззубка —
КЛАСС ГОЛОВОНОГИЕ 62
22. Дальневосточный кальмар —
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ 66
КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ —
23. Образ жизни н внешнее строение речного рака —
24. Внутреннее строение речного рака 68
25. Промысловые н другие ракообразные 71
КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫЕ 73
26. Паук-крестовик —
27. Различные паукообразные 75
КЛАСС НАСЕКОМЫЕ 79
28. Значение насекомых —
29. Образ жизни н внешнее строение жука-плавунца .... 80
30. Внутреннее строение жука-плавунца 83
31. Размножение и развитие насекомых 85
32. Отряды: Стрекозы и Прямокрылые 87
33. Отряды: Клопы и Равнокрылые 90
34. Отряд Чешуекрылые, или Бабочки 91
35. Отряд Жесткокрылые, или Жуки 94
36. Отряд Двукрылые 96
37. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела 98
38. Муравьи н другие перепончатокрылые 103
39. Взаимоотношения между классами членистоногих .... 106
ТИП ИГЛОКОЖИЕ 107
КЛАСС МОРСКИЕ ЗВЕЗДЫ —
40. Красная морская звезда —
41. КЛАССЫ: МОРСКИЕ ЕЖИ, МОРСКИЕ ЛИЛИИ И ГОЛОТУРИИ ПО
ТИП ХОРДОВЫЕ 112
42. Классификация хордовых —
КЛАСС РЫБЫ 114
43. Внешнее строение рыб —
44. Мускулатура, скелет, пищеварительная н дыхательная
системы рыб 116
45. Кровеносная, выделительная, нервная системы и органы размножения рыб 119
46. Образ жизни речного окуня 121
47. Многообразие рыб 123
48. Образ жизни и размножение рыб 126
49. Промысловое значение рыб и охрана рыбных богатств
в СССР 129
КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ 134
50. Внешнее строение и органы движения лягушки ..... —
51. Пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная и нервная системы лягушки 136
52. Размножение и развитие лягушки 140
53. Многообразие земноводных и их происхождение .... 142
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ 144
54. Прыткая ящерица 145
55. Змеи 147
56. Другие современные пресмыкающиеся 150
57. Вымершие пресмыкающиеся 153
КЛАСС ПТИЦЫ 156
58. Внешнее строение птиц —
59. Скелет и мускулатура птиц 160
60. Органы пищеварения и дыхания птиц 164
61. Органы кровообращения, выделения и нервная система птиц 167
62. Размножение и развитие птиц 169
63. Происхождение птиц 173
64. Нелетающие птицы степей, пустынь и побережий морей . 175
65. Птицы болот и побережий водоемов 178
66. Птицы леса 183
67. Птицы, кормящиеся в воздухе. Дневные хищники . . . 187
68. Гнездование птиц 190
69. Время кочевок и перелетов 195
70. Охрана и привлечение птиц 198
71. Птицеводство в СССР 201
КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ИЛИ ЗВЕРИ 203
72. Внешнее строение млекопитающих —
73. Скелет и мускулатура млекопитающих 205
74. Органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения и нервная система млекопитающих 207
75. Размножение млекопитающих и их происхождение . . . 211
76. Отряд Насекомоядные 216
77. Отряд Рукокрылые 218
78. Отряд Грызуны 221
79. Отряд Зайцеобразные 224
80. Отряд Хищные 226
81. Отряды: Ластоногие и Китообразные 230
82. Отряд Парнокопытные 234
83. Отряд Непарнокопытные 238
84. Отряд Хоботные 240
85. Отряды: Лемуры и Приматы 242
86. Значение млекопитающих и охрана полезных зверей . . . 245
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМНОМ ШАРЕ
87. Различие животного мира в разных частях Земли .... 249
88. Животный мир Советского Союза 252
РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ
89. Происхождение видов современных животных . . . . 257
90. Как можно проследить за ходом эволюции животного мира 261
91. Краткий очерк основных этапов эволюции животных . . 263
ЛЕТНИЕ ЗАДАНИЯ 268
УКАЗАТЕЛЬ НАЗВАНИЙ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ 270
Скачать бесплатный учебник СССР - Зоология 6-7 класс (Быковский, Козлова, Мончадский, Наумов, Соколов, Терентьев, Рыков)1973 года
СКАЧАТЬ PDF
ВВЕДЕНИЕ
1, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗООЛОГИИ — НАУКИ о животных
Начало изучения животных. Мир животных, населяющих нашу планету, всегда имел и сейчас имеет очень важное значение для человека. Наши отдаленные предки, жившие 100—150 тысяч лет назад, хорошо знали диких зверей и птиц, а также рыб и других водных животных. Это и понятно: ведь жизнь людей во многом зависела от охоты и рыболовства. Мясо добытых животных было одним из основных источников питания, из шкур убитых зверей изготовлялась одежда, из костей — ножи, скребки, иглы, наконечники копий. Сухожилия использовали при шитье шкур вместо ниток и для тетивы лука. Успех охоты зависел не только от сил и ловкости охотников, но и от умения обнаружить гнездо птицы или логово зверя, найти нужный след, выбрать подходящее время облавы. Одних животных нужно было ловить в расставленные силки и сети, других — подстерегать, притаившись в укромном месте, третьих — с шумом преследовать всем племенем и загонять в заранее вырытые и замаскированные ямы. Человеку было также важно спасаться от хищников, отличать ядовитых змей от безвредных. Понятно, что люди вынуждены были изучать жизнь и повадки животных.
Пока не было письменности, все эти знания устно передавались от поколения к поколению. Многие древние люди умели очень хорошо рисовать контуры оленей, быков, мамонтов, носорогов и других зверей на скалах и стенах пещер. До нас дошли древнейшие изображения животных и сцен охоты на них. Конечно, эти рисунки делались не для обучения, но по ним и по убитым животным дети могли с раннего возраста знакомиться с главным делом их будущей жизни — охотой.
Изучив повадки диких зверей, древние люди сумели приручить некоторых из них. Первым домашним животным стала собака, которую использовали как ценного помощника на охоте. Позднее появились домашние свиньи, рогатый окот, домашние
птицы. Все они жили вместе с человеком в его жилищах или поблизости от них. Повседневно имея перед глазами домашних животных, человек невольно наблюдал за их поведением, особенностями питания, движениями и т. п. Все это обогащало знания людей о животном мире.
Зоология в античном мире и в средние века. С появлением письменности различные сведения о животных стали заносить в рукописи. В древних странах — Египте, Месопотамии, Китае, Индии, Греции и Риме — знали и описали многих животных. Первый большой научный труд по зоологии был написан почти 2300 лет тому назад греческим ученым Аристотелем, который по праву считается основателем этой науки. Само слово «зоология» имеет греческое происхождение, в переводе на русский язык оно означает «наука о животных».
Но список известных людям животных неуклонно пополнялся, особенно в связи с началом великих географических открытий, когда мореплаватели из Европы стали проникать в тропическую Африку, Азию и Америку, где обитали животные, не виданные до того европейцами. Никаких значительных новых сведений о строении и жизнедеятельности организма животных в науке за это время не прибавилось.
Одной из причин, тормозивших развитие зоологии, следует считать влияние религии. В средние века чтение всяких книг, кроме религиозных, считалось греховным. Церковь противилась изучению природы, так как это могло разоблачить многие религиозные вымыслы. Поэтому в средневековых книгах наряду с настоящими животными часто описывались вымышленные, фантастические существа вроде изображенного здесь «морского епископа».
Рисунки из средневековой книги: черепаха и фантастическое существо «морской епископ».
Изобретение микроскопа. Накопление зоологических знаний. Для развития зоологии очень важное значение имело изобретение микроскопа. Один из первых микроскопов изготовил в середине XVII века голландец Антон Левенгук. Он был также и первым* исследователем тех мельчайших животных, которые не были видны невооруженным глазом.
Микроскоп открыл целый мир ранее невидимых существ, а также позволил проникнуть в тайны микроскопически малых деталей строения всех животных.
К началу XVIII века наука располагала уже довольно обширными сведениями о внешнем виде, строении и образе жизни большого числа животных, однако накопленные к этому времени знания были бессистемны. Даже в названиях животных было трудно разобраться, так как зачастую разные зоологи называли одно и то же животное по-разному. Назрела необходимость разобраться во всем этом обильном материале, пересмотреть его, привести в порядок и систематизировать. Эту работу проделал великий шведский ученый Карл Линней, известный нам не только как зоолог, но и как ботаник.
А 1. Каких животных знали лучше всего древние люди? 2. Какое
т значение для развития зоологии имело изобретение микроскопа?
2. ВИДЫ ЖИВОТНЫХ И ОБЪЕДИНЕНИЕ ИХ В ГРУППЫ
Понятие о виде в зоологии. Каждое лето вы видите в садах, парках или на цветущих лугах разнообразных бабочек. Четыре •наши обычные дневные бабочки изображены на странице 11. Рассмотрим вначале трех бабочек: крапивницу, дневной павлиний
Карл Линней (1707—1778) - известный шведский ученый- натуралист — ботаник н зоолог, создатель первой научной системы растений и животных. Основы этой системы сохранились в современной науке.
глаз и траурницу. Обратите внимание на черты сходства и различия между ними.
Эти бабочки похожи друг на друга по форме крыльев, зато отличаются по окраске. Если поймать несколько крапивниц, можно убедиться, что все они не отличимы одна от другой. И величина, и форма, и расцветка крыльев всех крапивниц одинаковы, совпадают даже детали рисунка. То же самое можно сказать и о дневном павлиньем глазе, и о траурнице.
Понаблюдайте за поведением этих бабочек. Крапивницу можно увидеть в саду или парке, здесь она быстро порхает с цветка на цветок. Эта бабочка встречается также на пустырях, часто держится вблизи жилищ человека. В лесу крапивницу встретишь редко.
Траурница, наоборот, почти не попадается в садах, ее не увидишь на клумбе. Эта бабочка встречается в рощах, где обычно сидит на стволах деревьев.
Из яиц, отложенных бабочками, выходят личинки — гусеницы, питающиеся зелеными частями растений. Гусеницы крапивницы живут на крапиве (отсюда и название бабочки) и питаются ее листьями. Гусеницы траурницы кормятся листьями березы. Различия между гусеницами траурницы и крапивницы заключаются не только в питании, они отличаются друг от друга и по раскраске, и по величине, и по форме шипиков на теле.
Крапивницы очень обычны в средней полосе Европы и Азии, но их совсем нет в Арктике и в тропиках: там живут другие бабочки.
Из яиц, отложенных крапивницами, в результате развития получаются такие же крапивницы. То же можно сказать и о траурницах. Помесей (гибридов от скрещивания) между этими бабочками не образуется.
Крапивница, траурница, дневной павлиний глаз — это разные виды бабочек.
Таким образом, видом в зоологии называется такая группа животных, все члены которой не отличаются друг от друга по строению и образу жизни, дают потомство, сходное с родителями, не образуют помесей с животными другой группы и обитают в пределах определенной территории.
Классификация животных. Три рассмотренных нами вида бабочек различаются между собой по окраске, поведению, питанию,
Дневные бабочки.
но между ними имеются и черты сходства: они все похожи друг на друга формой крыльев, имеющих зазубренные края. Сходные виды объединяются в более крупные группы—роды. Крапивница, дневной павлиний глаз и траурница — все это виды бабочек из рода ванесса.
Четвертая бабочка, изображенная на рисунке, — большая перламутровка — отличается от ванесс не только расцветкой, но и формой. Края крыльев у нее ровные. Большая перламутровка— тоже вид бабочки, но уже другого рода — перламутровка.
Сходные роды объединяются в семейства. Например, роды собака, лисица, песец входят в семейство псовых. Семейства в свою очередь объединяются в отряды. В отряд хищных, например, входят семейства псовых, кошачьих, медведей.
Несколько отрядов образуют класс. Так, отряды хищных, грызунов, обезьян и другие составляют класс млекопитающих, или зверей.
Самая крупная группа в зоологии — тип — объединяет несколько классов. В дальнейшем мы познакомимся с основными типами животных.
Объединение видов животных в роды, родов в семейства, семейств в отряды, отрядов в классы, а классов в типы называется классификацией. Она не только служит основой научного порядка в зоологических знаниях, но и дает возможность судить о степени родства между разными животными. Примеры классификации типов животных изображены на форзаце в начале учебника.
Названия групп животных. Каждая группа животных имеет научное название на латинском языке, понятном ученым разных стран. Такая группа животных, как тип, класс, отряд, семейство или род, называется одним словом. Только названия видов состоят из двух сл.ов, одно из которых — название рода. Например, в роде слон различают виды: слон азиатский и слон африканский. Иногда в русском языке видовые названия сокращаются: вместо ванесса траурница — траурница, вместо кошка тигр — тигр.
Мир животных очень разнообразен: известно около 1500000 различных видов. Ежегодно ученые находят новые, ранее неизвестные виды животных. Трудно подобрать разные названия всем этим животным, еще труднее их запомнить. Родов значительно меньше, поэтому и оперировать с их названиями проще. Двойное название сразу показывает, к какому роду и к какому виду относится животное.
ер 1. На основании каких признаков животных относят к одному виду? 2. Для чего необходимо двойное обозначение видов?
За УСПЕХИ СОВРЕМЕННОЙ ЗООЛОГИИ
Роль зоологии в наши дни. Современная зоология — сложная наука, состоящая из многих отраслей, изучающих строение животных, их развитие, образ жизни, распространение, различные группы животных (например, птиц, рыб, насекомых).
В каждой из этих отраслей трудится много специалистов, это привело к значительным успехам, которые достигнуты зоологией.
Роль животных в жизни человека с течением времени изменилась. Значение диких зверей в качестве источника пищи заметно снизилось. Выросли животноводство и рыболовство, особенно морское. Зоология помогает человеку вести борьбу с вредителями сельского хозяйства и продовольственных запасов — насекомыми и грызунами.
В результате успешного развития зоологии стало известно, что некоторые болезни человека вызываются животными. Так, чесотку вызывает крошечный чесоточный клещ, малярию — микроскопическое одноклеточное животное — малярийный паразит, много болезней вызывают глисты. Установлено, что некоторые животные служат переносчиками болезней. Например, вши переносят от больных к здоровым сыпной тиф, комары — малярию, блохи — чуму.
В результате огромного размаха хозяйственной деятельности человека — вырубки лесов, строительства гидростанций, расширения посевных площадей и т. д. — многие дикие животные оказались в трудных условиях существования, уменьшилось их количество, некоторые виды стали редкостью, другие совсем исчезли. Иногда истреблению ценных животных способствовал хищнический промысел. Только за последние сто лет с лица Земли исчезли бескрылая гагарка, американский странствующий голубь и некоторые другие виды животных. Многих из этих исчезающих животных необходимо охранять, не допуская их полного истребления.
Зоологические исследования в Советском Союзе. Животный мир нашей Родины изучен очень детально. Опубликовано свыше двухсот книг «Фауна СССР»1 и определители по фауне СССР, в составлении которых принимали участие виднейшие ученые нашей страны. По различным вопросам зоологии издается много книг и журналов. Зоологию преподают на биологических факультетах всех университетов и педагогических институтов, ее изучают будущие врачи, животноводы, агрономы. В научно-исследовательских институтах во всех союзных республиках трудится большой коллектив зоологов.
Советские ученые во главе с академиком Л. С. Бергом добились значительных успехов в области освоения рыбных запасов. Они указали места, где лучше и успешнее всего можно вести лов рыбы; изучили и места откорма рыб, состав их пищи. Болезни и паразиты рыб детально изучены профессором В. А. Догелем.
Академик Л. А. Зенкевич и его ученики на знаменитом корабле «Витязь» исследуют дно океана, изучают животных, добытых на глубине свыше 10 км. Этим советские ученые доказали, что даже на таких глубинах океана существует жизнь.
1 Фауна — латинское слово. Так звали древнеримскую богиню лесов и полей, повелевавшую дикими животными. Теперь фауной называют животный мир какой-либо страны или области.
Очень много труда отдают зоологи изучению вредителей сельскохозяйственных растений, предлагают меры борьбы с ними и этим способствуют повышению урожая.
Благодаря совместным действиям зоологов и врачей в СССР исчезли такие болезни, как малярия, чума, сыпной тиф. Очень много сделал для победы над этими болезнями крупнейший советский зоолог академик Е. Н. Павловский.
Академик К. И. Скрябин посвятил свою жизнь изучению болезней человека и животных, вызываемых глистами. Он предложил много мер по предупреждению и лечению этих болезней.
Важная работа ведется зоологами по охране полезных животных и увеличению фауны Советского Союза за счет ввоза ценных животных из других стран. Благодаря предложенным мерам в СССР снова стало много таких ценных пушных зверьков, как соболь и бобр, размножились стада лосей, антилоп-сайгаков, увеличилось количество морских котиков. Завезены в Советский Союз и теперь стали очень многочисленны важные в промысловом отношении ондатра и нутрия.
Изучение зоологии дает возможность познакомиться со всеми главнейшими группами животного мира и их представителями, понять процесс развития жизни на Земле. Эти знания необходимы каждому человеку, независимо от того, какую специальность он себе выберет. Очень часто зоологические знания оказываются нужными даже в весьма отдаленных от зоологии специальностях. Сейчас инженеры, проектирующие подводные лодки, изучают строение акул и дельфинов. Это помогает им строить быстроходные суда. Прежде чем полететь в космос, человек послал туда животных, чтобы испытать на них влияние космических условий.
Знание животного мира нужно всем и потому, что оно помогает любить и охранять природу — самое лучшее из того, чем владеет человечество.
В каких областях человеческой деятельности необходимо знание зоологии?
★Все➙ Учебники 6 класс, ★Все➙ Учебники 7 класс, Автор - Быховский Б.Е., Автор - Козлова Е.В., Автор - Мончадский А.С., Автор - Наумов Д.В., Автор - Соколов А.С., Автор - Рыков Н.А., Автор - Терентьев П.В., Для учащихся средних классов