Зоология. Учебник для педагогических училищ. (Плавильщиков) 1955 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Зоология. Учебник для педагогических училищ. (Плавильщиков) 1955

Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ

© УЧПЕДГИЗ РСФСР МОСКВА 1955 

Авторство: Николай Николаевич Плавильщиков

Формат: DjVu, Размер файла: 14 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3 

      Краткий обзор основных подразделений животного мира 

      § 1. Классификация животного мира 8 

      § 2. Тип. Простейшие 19 

      § 3. Тип. Кишечнополостные 23 

      § 4. Черви 27 

      § 5. Тип. Моллюски 36 

      § 6. Тип. Членистоногие 41 

      

      Насекомые 

      § 7. Высота организации насекомых 52 

      § 8. Вредители сада 60 

      § 9. Вредители огорода 62 

      § 10. Вредители поля 66 

См. оглавление полностью...

      § 11. Вредители леса 69 

      § 12. Основные меры борьбы с вредителями 72 

      § 13. Насекомые — переносчики заболеваний и паразиты-кровососы 77 

      § 14. Муравьи 85 

      § 15. Медоносная пчела 87 

      § 16. Тутовый и дубовый шелкопряды 93 

      § 17. Инстинкты насекомых 96 

      

      Рыбы 

      § 18. Тип хордовых животных 99 

      § 19. Особенности строения рыбы как обитателя водной среды 101 

      § 20. Рыбы хищные и мирные 104 

      §21. Передвижения рыбы 107 

      § 22. Промысловые рыбы 109 

      § 23. Разведение рыбы 112 

      

      Земноводные 

      § 24. Земноводные как первые наземные позвоночные 117 

      § 25. Развитие лягушки 121 

      § 26. Бесхвостые и хвостатые земноводные 122 

      

      Пресмыкающиеся 

      § 27. Пресмыкающиеся как вполне наземные животные 127 

      § 28. Ящерицы и змеи 130 

      § 29. Черепахи и крокодилы 136 

      § 30. Особенности строения и жизни птиц 140 

      § 31. Происхождение птиц 145 

      § 32. Основные группы птиц 148 

      § 33. Вороновые птицы 149 

      § 34. Мелкие зерноядные птицы 153 

      § 35. Насекомоядные птицы 157 

      § 36. Хищные птицы 164 

      § 37. Охрана и привлечение птиц 167 

      § 38. Болотные и луговые птицы 170 

      § 39. Водоплавающие птицы 173 

      § 40. Куриные птицы 176 

      § 41. Куроводство 181 

      § 42 Промысловые и охотничьи птицы 184 

      

      Млекопитающие 

      § 43. Млекопитающие — наивысшая ступень развития животного мира 187 

      § 44. Отряд насекомоядных 192 

      § 45. Отряд рукокрылых 195 

      § 46. Отряд грызунов 197 

      § 47. Отряд хищных 206 

      § 48. Пушные богатства СССР 215 

      § 49. Отряд ластоногих 217 

      § 50. Отряд китообразных 220 

      § 51. Отряд парнокопытных 222 

      § 52. Отряд непарнокопытных 235 

      § 53. Значение мичуринского и павловского учений в развитии животноводства 238 

      Заключение 242 

      

      ЭКСКУРСИИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 

      Экскурсия на водоём 

      Экскурсии в парк, сад, на огород 14 

      Помещения для животных. Устройство аквариума, террариума, инсектария 16 

      Простейшие. Культура простейших. Наблюдения над туфельками 19 

      Кишечнополостные. Содержание гидр и наблюдения над ними 23 

      Кольчатые черви. Добывание и содержание дождевых червей и пиявок, наблюдения над ними 34 

      Моллюски. Добывание и содержание моллюсков. Наблюдения над беззубкой, перловицей, прудовиком, катушкой, лужайкой, лесной улиткой и слизнем 37 

      Членистоногие. Добывание и содержание дафний и циклопов, наблюдения над водяными осликами и пауками 41 

      Насекомые. Содержание насекомых. Наблюдения над личинками стрекозы и ручейника, над плавунцом, божьими коровками и яблоневым цветоедом, над развитием капустницы и кольчатого шелкопряда. Выведение бабочек зимой. Выкармливание дубового шелкопряда. Борьба с малярийными комарами и мухами 50 

      Рыб ы. Содержание рыб и наблюдения над ними 100 

      Земноводные. Добывание и содержание земноводных. Наблюдения над тритонами, над лягушкой и её развитием. Условные рефлексы 116 

      Пр есмы кающиеся. Добывание и содержание пресмыкающихся, наблюдения над ними 126 

      Птицы. Наблюдения над прилётом, отлётом, гнездованием и искусственными гнездовьями птиц. Наблюдения над голубями, дятлом цыплятами и утятами. Зимние наблюдения над птицами в природе 139 

      Млекопитающие. Наблюдения над белкой, кроликами, кошкой и котятами, собакой и щенятами. Наблюдения над следами животных зимой 186 

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Зоология. Учебник для педагогических училищ. (Плавильщиков) 1955 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ВВЕДЕНИЕ 

      Зоология как наука. Наука, изучающая животных, называется зоологией. Она изучает строение и жизнь животного в связи с условиями его существования. 

      Всё необходимое для своей жизни — пищу, воду, кислород для дыхания и т. д. — живые существа берут из внешней среды, с которой они теснейшим образом связаны. У каждого животного есть свои требования к условиям внешней среды. Они появились не сразу. Многие тысячи поколений предков каждого вида животных жили и развивались в определённых условиях. С каждым новым поколением связь их с этими условиями становилась всё теснее и теснее. У каждого вида образовалась потребность в тех условиях, в которых происходило развитие и формирование его предков, образовалась, так сказать, своя природа. У разных животных природа различна, различны и условия, потребные для их жизни. Для коровы, курицы, свиньи, зайца, ежа, для каждого из этих животных нужны свои условия жизни, у каждого из них есть свои требования к внешней среде. 

      С условиями жизни неразрывно связаны и строение, и образ жизни, и повадки каждого животного. Глядя на то или иное животное, часто бывает нетрудно сказать, какие требования оно предъявляет к окружающей среде, как и где живёт: в лесу или на болоте, в воде или на поле, хищное оно или травоядное. 

      Не всегда животное находится в условиях, полностью соответствующих его природе: они могут оказаться несколько иными. Тогда животное вынуждено усваивать новые, не привычные ему условия. Это сказывается на его природе: она начинает изменяться, несколько отличаться от той, которая была у его предков. Потомство такого животного будет рождаться несколько иным, изменённым сообразно новым условиям внешней среды. Таким образом, с одной стороны, природа животного требует определённых условий, а с другой стороны, от изменения их изменяется и сама. 

      Научиться управлять этими изменениями в желательном нам направлении — задача мичуринской биологии. Для того чтобы разрешить её, нужно хорошо изучить все условия жизни животного и те изменения, которые происходят у него при 

      изменении этих условий. Мичуринская биология не изучает животное вне окружающей среды и вне условий его жизни: организм и условия, необходимые для его существования, составляют единство. 

      Взаимоотношения животного с внешней средой очень сложны. Они регулируются нервной системой. Чем выше организовано животное, тем сложнее его взаимоотношения с внешней средой и тем совершеннее его нервная система. Наибольшее совершенство её и самое сложное поведение мы находим у высших млекопитающих животных. 

      Учение о высшей нервной деятельности животных, созданное крупнейшим учёным нашей 

      страны академиком Иваном Петровичем Павловым, позволяет понять не только поведение животного. Оно дает в наши руки верный способ переделки природы животного: умело воздействуя на регулятор всех жизненных процессов — нервную систему, мы получаем возможность изменять эти процессы, а через них — организм. Управление природой домашних животных, переделка её в нужную для нас сторону — важная задача. Успехи, достигнутые в этом направлении, — результат применения на практике мичуринского и павловского учения. С каждым годом это применение становится всё шире: оно входит в жизнь широких колхозных масс. 

      Мичуринская биология позволяет зоологии превратиться из науки, объясняющей происхождение особенностей строениями жизни животных, в науку об изменении природы животных. Павловское учение открывает пути для управления жизненными процессами, протекающими в их теле. 

      

      Характерные признаки животного организма. 

      Неразрывная связь с внешней средой, постоянный обмен с ней веществами — характерное свойство всего живого. Без обмена веществ нет жизни. 

      Каждый организм питается: усваивает из окружающей среды те или иные вещества. Без питания он существовать не может. По способу питания организмы разделяются на растительные и животные. 

      Большинство растений усваивает из окружающей среды н е-органические вещества и за их счёт строит своё тело. 

      Животные не обладают этой способностью: им необходим готовый органический материал. Они получают его от растений. Травоядное животное непосредственно питается растениями, хищник поедает травоядных животных. Таким образом, любое животное в конечном счёте получает органические вещества от растений. 

      В связи с различиями в питании жизнь и строение растений и животных сильно разнятся между собой. 

      Растения, как правило, берут своё питание из почвы и воздуха. Им не нужно передвигаться в поисках пищи: она окружает их. Растение поглощает потребные для его питания и дыхания вещества через поверхность своего тела. Чем больше эта поверхность, тем больше питательных веществ получает растение. Поэтому тело растений сильно расчленено: ветвится или мелко рассечено. 

      Животные, как правило, не всасывают питательных веществ наружной поверхностью тела, а заглатывают их и затем переваривают внутри своего организма. Добывая пищу, животное обычно разыскивает её, передвигается для этого с места на место. Поэтому тело животного более или менее плотное, компактное. Пищеварительные и дыхательные органы имеют у животного очень большую поверхность, но они скрыты внутри тела, удерживающего свою компактность. 

      Передвижение в поисках пищи создаёт особые условия жизни: организм оказывается в более или менее заметно изменяющейся среде. Разыскивание еды, выбор её требуют особых качеств от организма. С подвижным образом жизни связано возникновение нервной системы. Она служит посредником между животным и окружающей его средой. У растений нервной системы нет. 

      Не все растения способны усваивать неорганические вещества. Есть растения, которые, подобно животным, нуждаются в готовых органических веществах. Одни из них живут за счёт мёртвых организмов и органических продуктов их разложения, другие паразитируют. Это сглаживает различия в способах питания растений и животных, стирает резкую границу между растительным и животным миром. 

      Значение животных в хозяйстве человека. В жизни и в хозяйстве человека животные имеют огромное значение. Одомашненные и приручённые животные доставляют нам продукты питания — мясо, жир и сало, молоко, яйца; их кожа, шерсть, пух, перо идут на изготовление одежды и многого другого; наконец, некоторые из них являются рабочими животными. 

      Не менее велико хозяйственное значение и животных диких: они могут приносить вред и пользу. Множество животных живёт за счёт растений. Среди них много вредных: одни, уничтожая или ослабляя культурные растения, снижают урожай, другие наносят ущерб лесам. Немало животных существует за счёт животных же. От вредителей терпит ущерб готовая продукция. От паразитов и кровососов болеет и гибнет множество домашних и полезных диких животных. Миллионы людей страдают от "червей-паразитов и болезней (часто смертельных), разносимых и передаваемых животными. 

      Среди диких животных немало и полезных. Одни из них доставляют нам различные продукты, другие являются нашими союзниками в борьбе с вредителями. 

      Ни одно свободно живущее дикое животное не бывает исключительно полезным или исключительно вредным. Выяснение хозяйственного значения животных нередко является очень сложной задачей. Для разрешения её требуется тщательное изучение и образа жизни животного, и той среды, в которой оно живёт. Только зная во всех подробностях жизнь того или другого животного, можно судить о его хозяйственном значении в данных условиях. Чем лучше изучено животное, тем большие возможности открываются для борьбы с ним или для его использования. Всё шире и шире используя природу, человек всё чаще и чаще встречается с деятельностью животных. Поэтому всестороннее изучение животного, выяснение его действительного хозяйственного значения в различных условиях с каждым годом приобретает всё большее значение. Именно в этом изучении и заключается основная задача зоологии. 

      Значение курса зоологии в педагогическом училище. Строительство коммунистического общества требует широчайшего использования природных богатств. Молодые поколения должны быть воспитаны не как созерцатели природы, а как люди, активно её изменяющие. 

      Ещё в начальной школе следует приучать детей к правильному взгляду на природу, воспитывать в них любовь к ней. Это легче всего сделать, организовав наблюдения над местными, часто встречающимися животными. При этом важно освещать те особенности строения и поведения их, которые позволяют наиболее ярко показать животное в тесной связи с условиями его жизни, с окружающей природой, частью которой оно является. 

      Знания, необходимые учителю для осуществления этих задач, не могут быть получены только книжным путём. Необходимы наблюдения над животными в природе, па школьном учебно-опытном участке, в уголке живой природы. Поэтому по каждой группе животных в учебнике приведены задания для самостоятельных наблюдений и работ учащихся — будущих учителей. Наблюдения в природе позволят видеть животное в его естественной обстановке. Работы в школьном уголке не только послужат для выполнения опытов и наблюдений, которых нельзя провести в природе, но и дадут навыки по содержанию животных, что особенно необходимо для учителя начальной школы. Работы по уходу за животными помогут лучше понять основы мичурин- 

      ского учения и учения И. П. Павлова, руководствуясь которыми переделывают природу организма. 

      Исключительно важное значение при наблюдениях над животными имеют подробные записи, дневники и зарисовки. Они не только фиксируют увиденное, но и помогают критически разобраться в нём, дают материал для сравнений, позволяют исправить допущенные ошибки и установить оставшееся невыясненным. 

      Наблюдения следует вести в первую очередь над теми животными, которым уделено особое внимание в курсе начальной школы. Именно с ними учитель должен быть особенно хорошо знаком. Сделанные записи и зарисовки следует сохранить: они очень помогут в будущем при работе в школе. 

      Сообразно задачам курса зоологии в педагогических училищах, различные группы животных приведены в учебнике не с одинаковой полнотой. Большинство беспозвоночных, характерные представители которых изучались в семилетке, описано очень кратко. Таким группам, как насекомые и позвоночные, наоборот, отведено больше места. Основное внимание при их описании сосредоточено на биологии отдельных видов. 

      По каждой группе животных приведён примерный список практических работ, при выборе которых учитель должен считаться с местными возможностями их выполнения. Работа проводится учащимися попутно с прохождением соответствующего материала по учебнику, и лишь некоторые наблюдения сезонного характера переносятся на иное время. 

      

      КРАТКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЖИВОТНОГО МИРА

      

      § 1. Классификация животного мира 

      Присматриваясь к животным, нетрудно заметить, что одни из них разнятся между собой больше, другие — меньше, а некоторые вполне схожи друг с другом. 

      Вид. Из жизненной практики известно, что животный мир (как и мир растительный) состоит из отдельных форм. Все особи, относящиеся к одной форме, схожи между собой по строению, образу жизни и особенностям развития. Вместе с тем они отличаются от особей других форм. Серая ворона, галка, грач — отдельные формы животных. Эти формы качественно отличны одна от другой, то есть каждая из них обладает особыми, свойственными только ей качествами. Внешне эти качественные особенности проявляются в признаках, по которым мы и отличаем серую ворону от грача или галки. 

      Рис. 1. Городской воробей (1 и 2) и полевой воробей (3 и 4): 7 и 3 — самцы; 2 и 4 — самки. 

      В городах обычен воробей городской, в сельских местностях живёт воробей полевой, или деревенский. Оба воробья очень похожи друг на друга, но между ними есть ряд постоянных различий. У каждого из них есть свои признаки, благодаря которым мы отличаем воробья городского от воробья полевого (рис. 1). 

      Воробей городской 

      У самца темя и затылок темносерые, щёки светлые, без чёрного пятна; на горле и верхней части груди большое чёрное пятно. Самка грязно бурая, с тёмными пестринами на спине, горлового пятна нет. Молодые воробьи окрашены, как самка, но светлее её. 

      Воробей полевой 

      Темя и затылок коричневые, на светло серых щеках чёрное пятно в виде скобки, чёрное горловое пятно небольшое, узкое. Самка отличается от самца только меньшими размерами горлового пятна и скобки на щеках. Окраска молоды немного туск-: лее, чем взрослых. 

      Городской и полевой воробьи разнятся не только окраской., но и повадками. Они не скрещиваются друг с другом. Эти две формы Воробьёв качественно различаются между собой, они являются двумя разными видами.

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БОТАНИКА, БИО-ЗООЛОГИЯ"

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БИОЛОГИЯ, ЗООЛОГИЯ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БИОЛОГИЯ - ЗООЛОГИЯ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика