Как обучать ребёнка шести лет по «Азбуке» 1972 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Для детей дошкольного возраста
Составители «Азбуки» вместе с художниками, работавшими над иллюстрированием ее, поставили перед собой задачу дать не только учебную, но и веселую книгу, которая могла бы привлечь ребенка, вызвать у него желание учиться и оставить яркое впечатление. В тематике иллюстраций и текстов много игровых моментов: здесь действуют ребята и зверята, куклы, мишки; серьезные занятия переплетаются с развлечением, шуткой.
Формат: DjVu, Размер файла: 0.9 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Как подготовиться к занятиям 5
Обучение грамоте
Подготовительный период 7
Букварный период 9
Послебукварный период (заключительный) 11
Как обучать шестилеток счету и решению задач 12
Лепка, рисование, игрушки, аппликации 31
Рисование и лепка 32
Плетение из полосок цветной бумаги 33
Вышивание цветными нитками 34
Игрушки-самоделки из природного материала 35
Шитье. Ознакомление с простейшими приемами работы с иглой 35
Аппликации из цветной бумаги 36
Теневой театр на тему сказки «Колобок» 37
Скачать бесплатный учебник СССР - Как обучать ребёнка шести лет по «Азбуке» 1972 года
СКАЧАТЬ DjVu
Вашему сыну или дочери исполнилось шесть лет. Семи лет по Закону о всеобщем обучении ребенок по-ступает в первый класс школы. Перед вами встает вопрос, как подготовить ребенка к школе, когда начать такую подготовку, чтобы ему не был трудным переход от семьи или детского сада к школе.
Вы, конечно, уже заметили, что в этом возрасте у ребенка появляются новые интересы и запросы: он все чаще просит вас рассказать сказку, почитать книгу, задает вопросы: «Что тут написано? Какая это буква? Как пишется мое имя?» Часто неожиданно для вас он пишет на бумаге, на песке буквы, цифры. Зная несколько букв, он пытается самоучкой или при помощи старших братьев и сестер читать и писать отдельные слова.
Все это вам следует учесть, вовремя удовлетворить и направить желание ребенка на то, чтобы овладеть основами грамоты и счета. Надо помочь ему в этом путем посильных для него занятий, чередующихся с игрой и практической деятельностью.
Иногда родители советуются с учителями, готовить ли ребенка к школе. Одна часть учителей настаивает на этом, зная, что это облегчит ученику занятия в школе. Другая часть учителей советует воздержаться, так как неумелое руководство занятиями на первых порах влечет за собой усвоение неправильных приемов чтения и письма.
Для того чтобы занятия с ребенком не шли вразрез с методическими требованиями школы, составлена и издана «Азбука».
Занимаясь с ребенком по «Азбуке», вы не только дадите ему основы чтения, письма и счета, но и будете содействовать развитию мышления и речи ребенка путем бесед по иллюстрациям книги, по содержанию читаемых текстов, по наблюдению над окружающей жизнью.
Прежде чем приступить к обучению ребенка по «Азбуке», надо познакомить его с общим видом книги, обратив внимание на иллюстрированную обложку, первую и последнюю страницы, на занимательные рисунки на форзаце1.
Форзац используется при закреплении и повторении пройденных букв.
Обучение ребенка и подготовку его к школе, следует вести в бодром тоне, в игровой, занимательной форме, раскрывая перед ним окружающий мир, взаимоотношения людей, их занятия, труд, отдых, воспитывая в духе коммунистической морали.
Каждое занятие по новой странице «Азбуки» начинается с беседы, в процессе которой ребенок не только учится правильно говорить, не только обогащает свою речь новыми словами, но и получает новые представления об окружающей жизни.
Во время беседы рекомендуется использовать жизненный опыт и впечатления ребенка, его наблюдения над окружающей жизнью и трудом людей (что он видел, что слышал, что делал сам).
Беседы должны иметь воспитывающее содержание. Обучающий на примерах объясняет ребенку хорошие и плохие поступки людей, прививает навыки культурного поведения. Избегая сухого морализирования, он направляет внимание ребенка прежде всего на примеры доброго, хорошего отношения людей друг к другу, их товарищеской взаимопомощи, поддержки.
Учебный материал книги для занятий по чтению расположен на страницах 1 — 110, по счету — на страницах — 8. 9 и т. д., по организации труда и других занятий ребенка — на страницах 4. 5 и т. д.
Для всестороннего развития личности ребенка, кроме занятий чтением, письмом, счетом и трудом, нужно наладить еще занятия по рисованию, по физкультуре, по разучиванию стихотворений, песенок, движений под музыку, упражнять его в рассказывании и хотя бы один раз в неделю читать ему вслух художественные произведения с последующей беседой по прочитанному.
Для занятий ребенка следует оборудовать уголок, поместить там стол с ящиком и стульчик, соответствующие росту ребенка, на стену повесить полочку, на которую ребенок сам должен убирать нужные для занятий пособия и материалы.
В своем уголке ребенок отвечает за порядок. Надо давать ему возможность заниматься в этом уголке и в свободное время, когда он этого пожелает.
Учебный материал, помещенный в книге, обеспечивает занятия на протяжении восьми-девяти месяцев, примерно на сентябрь — май, то есть на обычный учебный год.
Для того чтобы ребенок не утомлялся, предусматриваются перерывы в занятиях: зимний — две недели в начале января, весенний — одну неделю в конце марта. Заканчивать занятия рекомендуется к 20 — 25 мая. Три летних месяца проводить занятия не следует, так как с 1 сентября ваш ребенок начнет посещать школу, а поэтому за лето должен отдохнуть и набраться сил.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗАНЯТИЯМ
Прежде чем приступить к занятиям, надо приготовить нужное для них оборудование.
Для упражнений в письме надо приобрести 2 тетради в две линейки, 2 тетради без линеек для рисования, 2 карандаша с мягким графитом, коробку цветных карандашей.
В тетради № 1 ребенок пишет или рисует во время занятий со взрослыми. Тетрадь № 2 предназначена для его самостоятельных занятий в свободное время. «Уроков» в этом возрасте не задают, но не надо запрещать ребенку по своему желанию нарисовать, написать, повторять те же упражнения в тетради № 2, которые он исполнял под руководством взрослого.
Из разрезной азбуки ребенку даются отдельные буквы только по мере их прохождения. Изученные буквы ребенок хранит в своей буквенной кассе. С первых же дней занятий надо приучать ребенка содержать кассу с буквами в порядке.
Рекомендуется изготовить две кассы: кассу Ms 1 на первое полугодие на 20 букв, в которой буквы размещаются не по алфавиту, а в порядке изучения их по книге, кассу № 2, в которой 33 буквы расположены в алфавитном порядке. Кассы в 33 буквы имеются в продаже, и их можно приобрести в любом книжном магазине или школьном киоске.
Для изготовления кассы № 1 следует взять кусок полотна размером в школьную тетрадь, то есть 20X16 см, и настрочить на него для кармашков, в которые будут вставляться буквы, четыре полоски полотна высотой 1,5 см. Первая полоска настрачивается на 3 см ниже верхнего края, вторая — на 7 см ниже верхнего края, третья — на 11 см и четвертая — на 14 см ниже верхнего края. Затем нужно на каждой полоске сделать 5 кармашков для букв. Для этого надо прострочить полоски поперек, всего выйдет 20 кармашков. На каждом кармашке чернилами или химическим карандашом надо написать буквы в порядке их изучения.
1-й ряд — буквы а, у, м, р, ш;
2-й ряд — буквы п, ы, л, н. с;
3-й ряд — буквы о, к, х, т, д;
4-й ряд — буквы в, б, з, ж, г.
Кармашки кассы ребенок будет сам заполнять буквами по мере их изучения. Он их хранит в кассе, вынимает для составления из них слов, а затем сам убирает в кассу.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Обучение шестилетних детей грамоте по «Азбуке» ведется по аналитико-синтетическому звуковому методу. Основное в этом методе — это изучение произношения слова, слышание ребенком звуков и слогов в слове,
воспроизведение их в слове и отдельно, обозначение основных звуков буквами (после выделения их из слов) и чтение слов из знакомых букв. При этом одновременно ребенок обучается письму. Так как техника письма немного отстает, то на первых порах письмо заменяется составлением слов из разрезной азбуки.
Звуки и буквы усваиваются не в алфавитном порядке, а в порядке их трудности в смысле выделения из слова, произношения и изображения на письме; сначала легкие: а, у, м, р, ш; затем более трудные: п, к, г, д и др.
Определенная последовательность требуется и в слоговом составе слов для чтения: на первых порах даются слова, состоящие из одного или двух слогов: ау, ма-ма, Шу-ра, шар; затем количество слогов увеличивается: Та-ма-ра, ба-ра-бан; появляются слова с закрытыми слогами: бул-ка, бук-вы, ду-бок.
После ознакомления со звуком и буквой и ребенок получает представление о мягкости согласных в таких словах, как Лаза (Л'), Нина (Н'), составляет и читает слова с мягкими согласными.
К концу обучения отнесено ознакомление с буквами, которые обычно считаются трудными для усвоения: ц, е, ё, я, ю; ч, ц, щ, ф; ь (мягкий знак), ъ (твердый знак); ь и ъ усваиваются так же, как разделительные знаки в словах типа семья, съехал.
Некоторое время дается ребенку для закрепления навыка чтения слов со стечением согласных: слоны,
фабрика, трудно, книга и т. п., а также слов многосложных, в которых произношение и правописание расходятся.
Усвоение ребенком навыков чтения и письма идет с известной последовательностью, по периодам.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Подготавливая ребенка к чтению и письму, следует иметь в виду такие задачи:
1. Развивать у ребенка устную речь путем разговоров и бесед по иллюстрациям «Азбуки», научить его отвечать на вопрос не отдельным словом, а полным ответом, научить составлять предложения в два-три слова по иллюстрациям книги. Например, по странице 1
можно составить предложения: Бабушка читает сказку, Дети слушают и т. п.
2. Научить ребенка различать на слух в предложении слова, указывать, сколько слов в предложении, какое слово первое, второе, третье. На составление предложений и деление их на слова следует затратить два-гри занятия, а затем упражнять в этом ребенка на протяжении всего периода обучения грамоте.
3. Научить детей разделять слова на слоги. Первоначально обучающий сам произносит слово по слогам (ма-ма), а дети за ним повторяют и говорят, какой первый слог, какой второй. На странице 3 «Азбуки» даны упражнения на различение слов в один, два и три слога. Например, мак — один слог, роза — два слога, кукла — два слога, барабан — три слога и т. д. На деление слов на слоги надо затратить три-четы-ре занятия, а затем проводить это упражнение при изучении новых звуков и букв и чтения слов с ними.
4. Научить ребенка выделять по слуху звук из слога и слова. Для произнесения отдельных звуков и выделения звуков из слов даны упражнения на каждой странице в виде рисунков, к которым надо подобрать названия. После выделения нового звука обучающий показывает ребенку печатную букву, соответствующую звуку. К концу подготовительной ступени дети будут знать три звука и буквы: а, у, м.
При выделении звуков обучающему надо правильно называть звуки без призвука гласной, то есть м, р, с, а не мэ, рэ, сэ и т. п.
Упражнения в звуковом анализе слов длятся на занятии не больше 4 — 5 минут.
5. После устных упражнений следует занятие по подготовке руки ребенка к письму; ребенок рисует контуры предметов, бордюры, учится писать карандашом в тетрадке буквы. Надо, чтобы ребенок за подготовительный период научился отыскивать рабочую строчку в тетради, держать правильно карандаш, правильно сидеть за столом во время занятия.
Обучающему надо особенно внимательно следить за правильной посадкой ученика. Ученик должен сидеть прямо, не опираться грудью о стол, ноги должны стоять на полу или на подставке, если стульчик высокий.
Обе руки до локтя лежат на столе. Тетрадь лежит с наклоном влево, карандаш ученик держит тремя пальцами, конец карандаша должен быть направлен в правое плечо.
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Этот период самый ответственный в обучении грамоте. Ребенок должен усвоить правильный прием чтения по слогам — без называния букв. Одновременно с этим он овладевает письмом.
Ознакомление со звуками и буквами. Чтение.
По каждой странице «Азбуки» требуется следующая последовательность в ходе занятий:
1. Занятия начинаются с рассмотрения рисунка, беседы по содержанию рисунка. Обучающий старается ввести в разговор те слова, которые напечатаны на этой страничке в столбиках. Рассказывая, ребенок спрашивает, что ему непонятно, что он хотел бы еще узнать. Надо приучать своего маленького ученика рассказывать не отдельными словами, а предложениями.
2. После беседы следует слоговой и звуковой анализ слов, то есть устные упражнения по разделению слов на слоги и звуки. Выделяется новый звук, ребенок произносит его вслух, придумывает слова с новым звуком.
3. Далее обучающий показывает печатную букву и предлагает ребенку сложить из букв разрезной азбуки слово, которое он только что разделил на слоги и звуки. Слова для разделения на звуки и составления из разрезной азбуки следует выбирать из столбиков слов каждой страницы так, чтобы обеспечить сочетание нового звука с ранее пройденным. Например, на странице 35 выделяется новый звук д. Для анализа и составления надо взять слова: Даша, дом, дым, душ.
В задачу обучения чтению входит не только усвоение ребенком новых звуков и букв, но также и чтение слогов и слов с этими звуками и буквами.
4. Затем обучающий предлагает ребенку прочесть вслух каждое из составленных слов, отмечая указкой слог, который тот должен читать. После упражнений в звуковом анализе проводится упражнение в синтезе: ребенок учится слитно читать слог из двух-трех букв,
а затем все слово. Слово, которое ребенок сам сознательно составил из букв, он обязательно правильно прочтет.
5, Только после такой подготовки, когда ребенок сам выделил новый звук из слова, сам разложил слово на звуки, сам составил слова из разрезной азбуки и сам их прочитал, можно приступить к чтению странички «Азбуки». Сначала ребенок читает слова в столбиках. Для того чтобы приучить его читать сознательно и самостоятельно, не подсказывайте ему правильных ответов, избегайте читать за ребенка слова и тексты на страничке, добивайтесь, чтобы ребенок сам прочитал слово. Основу чтения — слог — ребенок должен усвоить в процессе упражнений.
6. После чтения слов в столбиках следует чтение предложений. Больших затруднений при чтении текстов для ребенка не представится, если вы провели всю указанную подготовку, так как большинство слов на странице им уже изучено и усвоено.
Занятия чтением длятся 20 — 30 минут. После занятий чтением сделайте перерыв 10 — 15 минут, пусть ребенок побегает, попрыгает, отдохнет.
Надо очень тщательно следить за правильными приемами чтения, не раздражаться, если ребенок не сразу понимает и одолевает правильное чтение, не читать за него, не подсказывать ему, а терпеливо, ласково, настойчиво проводить с ним упражнения по звуковому анализу и синтезу (деление слова на слоги и звуки, составление слова из разрезной азбуки).
Для усвоения материала каждой странички «Азбуки» следует работать два дня, то есть проводить два занятия по чтению. В первый день ребенок выделяет новый звук, составляет слоги и слова. На следующий день он подбирает слова и составляет предложения по картинкам, разлагает слова на звуки, составляет их из разрезной азбуки, читает их, а затем читает всю страницу «Азбуки».
На протяжении занятий чтением и письмом в этот период надо продолжать развивать речь ребенка путем бесед по иллюстрациям и картинкам «Азбуки», пополнять и уточнять запас слов, учить правильно строить предложения, по вопросам передавать содержание прочитанного, рассказывать о своих впечатлениях, заучивать с голоса обучающего стихотворения, песни, отгадывать загадки.
7. Перед праздником Октябрьской социалистической революции необходимо провести с ребенком беседу и рассказать, что это за праздник, затем вместе с ним посмотреть празднично украшенные улицы, отметить радостное настроение людей перед великим праздником. В заключение с голоса взрослого ребенок заучит наизусть стихотворение об Октябре.
8. По мере продвижения ребенка в навыках чтения он читает небольшие связные тексты, учится пересказывать их по вопросам обучающего.
Можно прочитать ребенку и научить его рассказывать небольшие сказки, например: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка» и др.
9. Для заучивания наизусть можно рекомендовать стихотворения А. С. Пушкина «Ветер по морю гуляет», А. Н. Плещеева «Мать и дети» и др.
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ)
На страницах 94 — 109 дан материал для чтения на заключительной ступени обучения: статьи, рассказы, сказки, стихи. Их нужно прочесть, для того чтобы поупражнять ребенка в чтении, после того как он изучит все буквы алфавита и преодолеет чтение трудных слов.
Умение прочитать текст без предварительной подготовки — результат всего процесса обучения грамоте. Это умение достигается не сразу, а путем упражнений в чтении специально подобранных, небольших, легких для понимания текстов.
Материал для чтения расположен по темам: «В. И. Ленин», «Весна», «День космонавтики», «Теплица», «Лесиполе», «Про наших птиц — скворцов и синиц», «Пчелы», «Муравьи», «Кто построил этот дом?», «Как хорошо уметь читать».
Чтение статей, рассказов и стихотворений сопровождается беседой и рассказыванием обучающего с целью расширения, углубления и обобщения представлений об окружающей жизни и изменениях в природе, о школе, где ребенку предстоит учиться, о школьных занятиях, о книгах, которые можно теперь прочитать самому.
По нотам, помещенным в «Азбуке», можно разучить и спеть вместе с ребенком песни.
При чтении этих рассказов и стихов обучающий проверяет, как ребенок понимает то или иное слово, например: после чтения стихотворения И. Никитина «Полюбуйся, весна наступает, журавли караваном летят...» следует спросить: «Караваном летят, как по-другому сказать?» (друг за другом) или: «В ярком золоте день утопает — скажи то же другими словами» (все залито ярким светом солнца, много солнца и т. п.).
Так постепенно ребенок овладевает навыками чтения и речи.
При письме слов на слух или при списывании столбиков из «Азбуки» обучающий предлагает сначала произнести слово вслух, разделить его на слоги, затем на звуки; сказать, какой звук будет первый, второй и т. д., сколько в слове звуков и сколько букв понадобится, чтобы составить слово; слово на первых порах составляется из разрезной азбуки, прочитывается вслух; буквы убираются; слово записывается с прого-вариванием по слогам вслух.
По мере овладения навыком чтения и письма ребенок записывает и короткие предложения из двух-трех, а затем и из четырех слов. При записи предложения под диктовку (на слух) подбираются такие слова, в которых произношение и написание не расходятся.
КАК ОБУЧАТЬ ШЕСТИЛЕТОК СЧЕТУ И РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Занятия по счету способствуют развитию логического мышления ребенка, умения думать, сопоставлять, придумывать различные ситуации для решения задач по составу числа, а также и развитию речи, учат грамматически правильному построению предложений.
Для занятий по счету надо приготовить следующее оборудование: счетные палочки (лучше из пластмассы); арифметическую кассу с цифрами от 0 до 10 и знаками: « + », « — », « = »; две тетради в клеточку; карандаши — простой и цветные. Для самодельной арифметической кассы можно вырезать цифры из листков отрывного календаря и наклеить их на картон.
В тетради 1 ребенок пишет и рисует под руководством взрослого, выполняет самостоятельно работы во время занятий по заданию взрослого. Домашних заданий шестилеткам не дают. В тетради № 2 он пишет и рисует по своему желанию. У ребенка 6 лет мышление конкретное. Он хорошо воспринимает то, что видит, держит в руках. Вот почему обучение арифметике шестилеток мы начинаем с объемными наглядными пособиями.
Нельзя ограничиваться одними палочками и квадратиками Гладкие, красивые камешки, еловые и сосновые шишки, желуди, орехи, игрушки, предметы окружающей обстановки — все может служить наглядным
пособием при обучении арифметике. Сделайте ребенку коробку с несколькими отделениями, в каждое отделение положите пособия по 10 штук. Кроме того, на занятиях по труду приготовьте из плотной бумаги картинки рыб, птиц, ягод, посуды, раскрасьте, как сумеете, положите в конверты по 10 картинок в каждый. Решая задачу, например о рыбках, о бабочках, о грибах, ребенок будет держать в руках картинки рыбок, бабочек, передвигать их, грибы будет собирать, а не только воображать. Наглядные пособия вызовут и поддержат интерес к занятиям по арифметике.
Предлагаем несколько образцов предметных картинок (см. рисунки на стр. 13).
На занятиях по арифметике мы даем шестилеткам понятие о числе, составе числа, задачах и их решении, о действиях сложения и вычитания. Занятия рекомендуем вести по следующему плану:
1. Образование числа на объемных предметах: кубиках, горошинках, камешках и т. п. с помощью обучающего.
2. Знакомство с цифрой печатной и письменной. Нахождение ребенком печатной цифры в цифровой кассе и в книге.
3. Примеры на изучаемое число из окружающей жизни.
4. Рассмотрение числа на рисунках в книге.
5. Зарисовка в тетради заданного числа предметов.
6. Решение задач и примеров на сложение и вычитание и запись решения при помощи печатных и письменных цифр.
7. Таблица сложения и вычитания в пределе данного числа.
I. Решать задачи начинайте на объемных наглядных пособиях, потом на предметных картинках. Первые задачи могут быть небольшими рассказами, чтобы заинтересовать ребенка в решении задачи. Постепенно переходите к краткому условию задачи. Не забывайте ставить вопрос задачи.
II. Если в «Азбуке» есть картинка на тот случай действия, который вы разбирали на наглядных пособиях, составьте вместе с ребенком задачу по картинке.
III. После таких задач с полным числом наглядных пособий дайте ребенку задачу, причем показывайте
рисунок только одного предмета, о котором даете задачу, например рисунок одного автомобиля, а решение может быть 3+4 = 7.
IV. Затем пусть и ребенок пробует свои силы в составлении задач к данному решению о предмете, который вы ему показываете.
V. Постепенно ребенок научится понимать и решать задачи по воображению, не видя предмета, а только представляя его в воображении.
VI. Начав с решения задач на предметах, ребенок перейдет к решению примеров с отвлеченными числами.
При изучении числа 2 обучающий знакомит ребенка с действиями сложения и вычитания, со знаками: + «прибавить», — «отнять» и = «получится» — при сложении и «останется» — при вычитании. На объемных пособиях проводится действие: «Положи перед собой кубик, прибавь к нему еще 1 кубик. Сколько всего кубиков стало?» (2.)
Составляете задачу: «Был у нас 1 кубик. Мы прибавили к нему еще 1 кубик. Спрашиваем: сколько всего кубиков у нас получилось? Значит, к 1 кубику прибавили 1 кубик, всего получилось 2 кубика. Повтори». Такую же задачу составляем на карандашах, на тетрадях, на предметных картинках. Когда процесс прибавления одного предмета к одному и получение всего двух предметов усвоен, вы показываете, как обозначить решение с помощью разрезных цифр и знаков «прибавить» и «получится».
Из двух палочек ребенок составляет знак «прибавить» + и знак «получится» =, рисует эти знаки в тетради.
Рассматриваете с ребенком рисунок в книге, по рисунку составляете задачу-рассказ, обращаете внимание на подписанное решение: 1+1 = 2. Это решение ребенок кладет печатными цифрами. С наглядными пособиями — игрушками, картинками и другими пособиями — решаете еще несколько задач, не забывая ставить вопрос: «Сколько всего ... получилось?» Решение каждой задачи ребенок выкладывает печатными цифрами и читает решение: «К одному прибавить один... получится 2...». В результате этого занятия ребенок должен понять и запомнить, что знак «+» обозначает 4 прибавить» и знак « = » — «всего получится» и что получится всегда больше, чем было. Занятие заканчивайте рисованием бордюра.
На следующем занятии опять решаете задачи на сложение: к 1 прибавить 1, получится 2. В задачах применяйте слова прибежал, прилетел, подарил, дали ей или ему еще 1, нарисовал еще 1, построили еще 1, купили еще 1 и т. п. Условие задачи повторяется ребенком. Каждую задачу ребенок записывает печатными цифрами со знаком «прибавить» + . Составляйте задачи на предметы окружающей обстановки. Пусть ребенок пробует сам составить задачу. Напоминайте, что вопрос к задаче обязательно надо ставить. Рисуйте мячи, вишенки к задачам с решением 1 + 1 = 2. Занятие заканчивайте рисованием бордюров из 2 палочек без точек и с точками. И только на следующем (третьем) занятии по изучению действий вы знакомите ребенка с действием и со знаком вычитания — «отнять». В действии вычитания знак « = » лучше читать не «получится», а «останется». Сопоставьте знак «прибавить» и знак «отнять».
Первые задачи-действия, как и в сложении, проводите на объемных наглядных пособиях: «Положи перед собой 2 кубика, отдай мне 1. Сколько кубиков у тебя осталось?» Составим задачу: «У тебя было сколько кубиков? Сколько кубиков ты мне отдал? Что спрашивается? Посмотри, как я запишу эту задачу». Записываете решение печатными цифрами. Обратите внимание ребенка на знак « — » — отдал, отнял 1 кубик от своих 2 кубиков и остался у тебя только 1 кубик, меньше, чем было». Ребенок решает ряд задач на вычитание об игрушках, о предметах окружающей обстановки, и каждый раз взрослый обращает внимание на знак « — » и на остаток, который всегда меньше того, что было.
Все занятие проводите на действие вычитание, на освоение употребления знака «отнять» и термина «останется». Задачи составляйте со словами: улетел, убежал, отдал, съел и т. п. Сколько осталось? Пусть ребенок пробует свои силы в составлении задачи к решению 2 — 1 по картинке, которую вы ему показываете (см. стр. 17). Занятие заканчивайте рисованием бордюра.
На занятиях по знакомству с действиями и знаками действий сложения и вычитания важно, чтобы ребенок сознательно и правильно употреблял знаки ¦ + » и « — », не ставил бы « — » в задаче на сложение и « + » в задаче на вычитание. Разберите с ребенком упражнения к примерам: 1 + 1=2 и 2 — 1 = 1. Ребенок зарисовывает кружочки в тетрадь, запись делает печатными или письменными цифрами. Обратите внимание ребенка, чтобы он на рисунке зачеркивал, затушевывал или отделял тонкой чертой то, что отнимает. Когда ребенок начнет писать в тетради решения задач и примеров на сложение и вычитание, подробно укажите, где и как ставить знаки « + », « — », « = ».
Тема четвертого занятия : «Решение задач на сложение и вычитание». Разнообразьте решение задач рисованием. Например, показывайте на картинке яблоко. «Составь задачу о яблоках к решению: 2 — 1».
«У тебя 2 яблока, поделись с кем-нибудь, отдай дедушке, маме, папе...»
Скажи всю задачу: «У меня два яблока, одно яблоко я отдал дедушке. Сколько яблок у меня осталось?» — «Нарисуй два яблока. Как показать на рисунке, что ты одно яблоко отдал? Помнишь?» В книге зачеркнуто то, что отнимается.
Зачеркни одно яблоко, а под рисунком запиши решение (2 — 1 = 1). Составь задачу по картинке и запиши решение.
Если при записи задачи ребенок путает знаки действий, обучающий должен повторить решение задач отдельно на сложение и отдельно на вычитание. Изучение чисел 1 и 2 с действиями сложения и вычитания проводится обычно на 6 — 7 занятиях.
Образование числа проводим на наглядных пособиях. Например: «К 4 орехам положим еще 1 орех. Всего стало 5 орехов. Считаем: 1, 2, 3, 4, 5». Показывайте цифру 5. Эту цифру ребенок достает из цифровой кассы и кладет на стол. На каждом занятии ребенок кладет на стол цифру, показывающую, какое число он изучает. С вашей помощью ребенок приводит примеры из жизни на изучаемое число (5 пальцев, 5 человек в семье, номера домов, трамваев, монета 5 коп. и т. д.). Работу по ознакомлению с составом числа 5 ребенок проводит под вашим руководством: «Возьми 5 квадратов и положи их в 2 группы как хочешь. Под каждой группой положи цифру, показывающую, сколько квадратов в группе». (Допустим, что у ребенка положены цифры 3 и 2.) «Цифры в таком же порядке положи на край стола. Эти же квадраты разложи в 2 группы по-другому». (Допустим, ребенок положил 4 и 1 квадрат, эти цифры ребенок кладет под цифрами 3 и 2.) «Как еще можно положить 5 квадратов в 2 группы?» (Ребенок кладет 2 и 3 и 1 и 4.) «Сравни, как ты разложил 5 квадратов и что написано в книге под числом 5. Не пропустил ничего? Теперь нарисуй 5 квадратов в таком порядке, какой показан цифрами в книге под числом 5. Под каждой группой положи (или подпиши) цифры, а каждую группу заштрихуй цветными карандашами: одну — синим, другую — красным». В дальнейшем ребенок сможет сначала с небольшими указаниями обучающего, а потом вполне самостоятельно разобрать и записать состав чисел 6, 7, 8, 9, 10. Затем вы предложите ребенку зарисовать в тетради кружочки, яблоки на все случаи сложения и вычитания, зачеркивая то, что вычитается. Ребенок считает, сколько палочек в каждой нарисованной в книге фигурке, составляет их из палочек, зарисовывает в тетради. Обратный счет проводится сначала на наглядных пособиях, так как его трудно усвоить без них.
Не забывайте каждое занятие заканчивать рисованием бордюра. Бордюр будет отделять одно занятие от другого. Затем переходите к составлению и решению задач сначала на объемных пособиях, потом по картинкам, причем сначала с полным числом предметов, потом к указанному решению с показом одного предмета на картинке, например:
На левой странице разворота книги на числах 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 даны картинки по знакомым детям сказкам: «Три медведя», «Конек-горбунок», «Гадкий утенок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Муха-цокотуха». Открыв книгу на изучаемом числе, обучающий напоминает или читает ребенку сказку, потом по картинке на левой странице составляет вместе с ребенком задачу на прибавление одного к предшествующему числу, например: «Два медведя сидят за столом, маленький медвежонок карабкается на свой стульчик. Сколько всего мишек будет сидеть за столом?» Запишите (положите) печатными цифрами решение: 24-1 = 3. •По большой картинке «Терем-теремок» полезно провести порядковый счет: «Кто первый в теремке живет?» — «Я, лягушка-квакушка». — «А кто второй?» — «Я, мышка-норушка». — «А кто третий?» — «Я, лисичка-сестричка». — «Кто четвертый?» — «Я, зайчик-побегайчик». — «Кто пятый?» — «Я, ежик — ни головы, ни ножек». — «Кто шестой?» — «Я, волчище — серый хвостище». — «Сколько же животных в теремке?» (6 животных.) К ним пришел мишка косолапый. Сколько всего животных хотят жить в теремке? Как сосчитать?» (К 6 прибавить 1, получится 7.) Выложите решение печатными цифрами (6 + 1=7). К числу 8 обучающий составляет задачу с вопросом: «Сколько всего животных?» К числу 9 ребенок считает: «Сколько гостей (букашек-таракашек) у мухи-цокотухи?» (8 гостей.) А вместе с хозяйкой?