Декоративное оформление (Соловьев)1987 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Декоративное оформление (Соловьев)1987

Назначение: Допущено Министерством просвещения СССР в качестве учебного пособия для учащихся педучилищ по специальности № 2003 «Преподавание черчения и изобразительного искусства»

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса для педагогических училищ «Декоративное оформление», который является одним из профилирующих по специальности №  2003 «Преподавание черчения и изобразительного искусства». В пособии даются необходимые сведения о современном оформительском искусстве применительно к потребностям общеобразовательной школы, которые подкрепляются практическими рекомен-дациями по технике выполнения работ как в стенах школы, так и вне ее (на пришкольном участке, в пионерском лагере)

Пособие содержит большое количество черно-белых иллюстраций, носящих учебный характер

© "Просвещение" Москва 1987 

Авторство: С.А.Соловьев

Формат: PDF Размер файла: 9.38 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава I. Декоративно-оформительская работа в школе 7

Разновидности декоративно-оформительских работ . . . 7

Материалы, инструменты и приспособления 9

Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ . ... 16

Глава II. Шрифт .21

Краткий очерк истории развития шрифта . .21

Классификация шрифтов .35

Начертание различных видов шрифтов и техника их написания . . 40

Глава III. Шрифтовые работы . 60

Шрифтовая композиция текста . 60

Композиция афиши . Ь9

Стенная газета

Пригласительный билет 77

Обложка книги ... 79

Художественный плакат .84

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

 

Глава IV. Орнаментальный композиции . 92

Краткие исторические сведения о развитии орнамента . . 92

Виды орнаментов и их построение . . . 94

Глава V. Декоративные формы . .103

Краткие сведения о развитии художественного конструирования . ЮЗ

Основные законы формообразования . 106

Детская игрушка .... . .110

Декоративная решетка . 117

Глава VI Оформление интерьера 122

Из истории развития интерьера .... 122

Основные принципы оформления интерьера 126

Организация и оформление тематической выставки в школе . 131

Глава VII. Организация свободного пространства . .137

Оформление школьного пионерского лагеря . . 137

Оформление здания школы и пришкольного участка . 140

Рекомендуемая литература . 143

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Декоративное оформление (Соловьев)1987 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ВВЕДЕНИЕ

Главная задача, стоящая перед советской общеобразовательной и профессиональной школой,— воспитание гармонически развитой личности. Одним из важнейших средств такого воспитания является изобразительное искусство. Оно предоставляет педагогу неограниченные возможности не только для эстетического, но и для идейно-политического, нравственного и трудового воспитания.

В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, как указывается в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы,— «значительное улучшение художественного обра-зования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу»1.

Эстетическое воспитание — это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни. Прекрасное в действи-тельности — источник прекрасного в искусстве. 4

Эстетическое воспитание должно осуществляться в тесном единстве с художественным образованием, т^ е. с освоением знаний закономерностей развития искусства, главнейших стилей и методов, а также некоторых умений в области какого-либо вида искусства. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво. Эстетическое воспитание, будучи частью идейного, нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннее развитие нового чело- * I

1 Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов.— М., 1984.— С. 48.

I '

3

века, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств.

Эстетическое отношение к миру — это, конечно, не только созерцание красоты, а прежде всего стремление к творчеству по законам красоты.

Современный советский учитель обязан с надлежащей глубиной овладеть теорией и практикой всех видов изобразительного искусства и использовать его для развития у учащихся высокого эстетического вкуса и навыков художественного твор-чества, воспитания высоких морально-политических качеств, трудолюбия.

Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. Это осязаемое и наглядное изображение мира в пространстве или на плоскости, воспринимаемое зрителем. К изобразительному ис-кусству относятся: живопись, рисунок, скульптура, графика, декоративное искусство. Слово «декоративное» в переводе с латинского (decorere) значит украшать, это совокупность элементов украшения и отделки изделия.

Постоянные поиски жизненно правдивого изображения — неизменная направляющая линия в обучении будущего художника, учителя изобразительного искусства. Этот основополагающий принцип распространяется как на работу с натуры, так и на работу по представлению и воображению. Сама специфика занятий по декоративному искусству раскрывает широкие возможности для познания прекрасного, для воспитания эмоционально-образного, эстетического отношения к действительности. Декоративное искусство показывает человеку мир реально су-ществующей красоты, формирует эстетические и нравственные его убеждения, влияет на поведение.

Декоративное искусство непосредственно связано ^с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять его быт и среду обитания. Декоративное искусство охватывает почти все виды художественной деятельности людей. Оно вносит красоту в обстановку дома, в школе, на работе, на улице — повсюду.

Декоративное искусство делится на декоративно-прикладное и оформительское, или декоративное оформление.

Основной целью декоративно-прикладного искусства является создание эстетически совершенного оформления утилитарнополезных предметов, например посуды, одежды, мебели и т. д. С декоративно-прикладным искусством тесно соприкасается художественное конструирование промышленных товаров народного потребления — дизайн.

Важную роль в декоративном искусстве играют народное декоративно-прикладное искусство, народные художественные ремесла и художественные промыслы. Предметы декоративно- прикладного искусства являются ценными историческими па

мятниками, по которым можно судить не только о жизни и быте людей, но о художественном мышлении времени. Народное декоративно-прикладное искусство формировалось на протяжении веков, его принципы и приемы передавались из поколения в поколение.

В постановлении ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1974 г.) говорится, что «народное декоративноприкладное искусство, являющееся неотъемлемой частью советской социалистической культуры, активно влияет на формирование вкусов, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики»1. Для того чтобы развивать народные художественные промыслы, необходимо хорошо знать, глубоко изучать все то, что создали многие поколения замечательных народных художников.

К области декоративно-оформительского искусства относится искусство оформления внутреннего вида помещения, экспозиции выставок, праздничное оформление улиц, отдельных зданий, детских игровых площадок, стенных газет, афиш, рекламных объявлений, декоративная роспись (стен, потолков, тканей), декоративная графика и предметы культурно-бытового назначения.

Произведения декоративного искусства имеют свои особенности и отличия от других видов изобразительного искусства: живописи, скульптуры, графики. Например, при решении декоративного панно (живописное произведение, помещенное на стене архитектурного сооружения) не требуется соблюдения точной передачи глубины пространства, как это имеет место в станковой живописи. Изображения персонажей на декоративном панно делаются плоскостными, а не объемными, цветовое решение предметов декоративного искусства также, как правило, условно.

Как для декоративно-оформительского, так и для декоративноприкладного искусства огромное значение имеет тесная связь с архитектурой, а также с монументальными разновидностями живописи и скульптуры. К монументальной живописи относятся фреска (роспись стен), мазанка, панно, витраж и т. д., которые зачастую являются основными элементами оформления интерьеров общественных зданий различного назначения.

В содержание пособия включен достаточно большой учебнометодический материал, посвященный вопросам декоративно- оформительского искусства: виды оформительской работы в школе, шрифт, шрифтовые работы, орнаментальные композиции, декоративные формы, оформление интерьера, организация свободного пространства. Большое внимание уделено таким темам, как шрифт и шрифтовые работы, поскольку оформительская работа почти всегда связана с использованием шрифтовой надписи. В главе «Шрифт» дан краткий исторический очерк развития

1 Справочник партийного работника.— Вып. 15.— М., 1975.— С. 382.

шрифтов, рассказывается о классификации шрифтов, приведена методика написания отдельных букв, слов и предложений различными видами шрифтов. Даны характеристики и особенности начертания каждого вида шрифта, а также рассмотрены сочетания отдельных букв при написании слова. Изучение построения шрифтовых композиций — симметричных, асимметричных, флаговых и блочных — позволит учащимся применить свои знания при составлении композиций афиш, пригласительных билетов, объявлений, художественного плаката, при оформлении обложки книги, стенной газеты, в написании призывов, лозунгов и т. д.

Глава «Орнаментальные композиции» включает вопросы истории развития орнамента, виды орнаментов и методические указания к их выполнению (стилизация природных форм и т. д.).

Вопросы, касающиеся современного художественного конструирования, и основные законы формообразования рассмотрены в следующей главе — «Декоративные формы». Здесь же дана последовательность изготовления детской игрушки, различных декоративных форм: решеток, подставок для цветов и т. д.

Глава «Интерьер и его значение» знакомит с основными принципами оформления интерьера, организацией тематических выставок в школе и методическими указаниями по их подготовке.

Последняя глава — «Организация свободного пространства» — содержит методический материал по оформлению школьного пионерского лагеря и пришкольного участка.

Задачами курса «Декоративное оформление» являются: обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям, умениям и навыкам в области декоративного оформления;

развитие образного мышления и творческой активности учащихся; I

формирование эстетического вкуса;

знакомство с традициями народного декоративно-прикладного искусства.

Изучение курса декоративного оформления позволит лучше понять задачи декоративно-оформительского искусства в целом и будет способствовать привитию интереса к творческой работе, развитию творческой мысли.

Учебная дисциплина «Декоративное оформление» является одной из дисциплин, относящихся к художественному циклу. Овладеть ею вполне можно только на основе твердого знания профилирующих художественных дисциплин — рисунка, живописи, композиции и при условии систематических занятий в училище и дома, регулярного художественно-эстетического самообразования.

Глава I

ДЕКОРАТИВНО-ОФОРМИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

РАЗНОВИДНОСТИ ДЕКОРАТИВНО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Учитель изобразительного искусства, черчения и труда имеет неограниченные возможности проявить свою творческую инициативу в организации и осуществлении декоративно-оформительских работ в школе. К разновидностям декоративно-офор-мительских работ в школе относятся такие, как, например, оформление школьного участка и входа в школу, школьного вестибюля, классных помещений (кабинетов), художественных выставок творческих работ учащихся по разным учебными предметам, художественных плакатов, афиш, альбомов, обложек книг, стенных газет, школьных вечеров-балов и т. д. В период отдыха детей учитель участвует в оформлении пионерского лагеря — пионерской линейки, торжественного входа в лагерь, праздничных костров, детской игровой площадки для малышей и т. д. В этой работе активное участие принимают также шефы школы, вожатые и сами школьники.

Таким образом, общие требования к материальной пространственной среде, окружающей школьника,— ее функциональное удобство, эстетическое совершенство и экономичность — в значительной мере должны рассматриваться сквозь призму педагогических требований. Красивое и целесообразное художественное оформление входа в школу, школьного вестибюля и классных помещений, выполненное руками учащихся под руководством учителя, радует их, доставляет эстетическое удовлетворение, учит творчески мыслить, вызывает желание работать с творческим энтузиазмом.

Декоративно-оформительские работы связаны с использованием самых разных материалов: бумаги, картона, стекла, пенопласта, пластилина, дерева и др., работа с которыми имеет свои специфические особенности. Применение разнообразных материалов и техники их обработки в декоративно-прикладном искусстве обусловливает многообразие видов этого искусства. Виды декоративно-прикладного искусства различаются либо по тому материалу, из которого сделано изделие (дерево, металл, кость, камень, стекло), либо по технике обработки материала (художественная резьба, вышивка и пр.), либо по готовому изделию (ковры, кружево).

Оформительские работы требуют от учителя хороших прочных знаний, умений, навыков и обязательно желания активно участвовать в работе вместе со школьниками всех возрастов.

Энтузиазм учителя должен передаваться детям, без него такие мероприятия успеха иметь не будут.

Творческий энтузиазм можно вызвать у учащихся лишь личным примером, когда сам учитель активно работает рядом с детьми. Учитель должен учить работать ребят не механически, а вдумчиво, постоянно мобилизуя их творческую инициативу. Залогом успеха художественного оформления любого объекта будет всегда заблаговременное начало работы, т. е. продумывание всей работы до мелочей — должна быть поставлена цель и намечен план ее реализации. Для этого необходимо прежде всего хорошо ознакомиться с оформляемым объектом, его конкретным назначением, продумать необходимый материал (дерево, металл, бумага, стекло, пенопласт и т. д.) и его количество, примерное время, которое потребуется на оформление, а также количество учащихся, которые будут принимать участие в работе. Например, при оформлении стенной газеты может участвовать несколько человек (редколлегия), в оформлении пригласительных билетов — не один и не два человека, а весь класс: одни режут бумагу, другие делают шаблоны для тиражирования билетов, художники составляют варианты композиции художест-венного оформления билета и распределяют работу между остальными ребятами так, чтобы кто-то рисовал, кто-то красил, кто-то вырезал, подписывал и т. д. Следовательно, в зависимости от поставленных задач заранее должен быть продуман весь план и объем оформительской работы: с чего ее начать, чем и когда закончить.

Первые понятия об оформительском искусстве учащиеся приобретают на уроках декоративного рисования. Они получают элементарные сведения о составлении орнаментальных композиций, знакомятся со способами переработки (стилизации) природных форм (растений, животных). Дети выполняют варианты заданий и учатся применять полученные знания на практике — оформляют закладки для книг, крышки пеналов для карандашей и т. д. В каждом следующем классе задания постепенно усложняются и знания совершенствуются. Помимо классных занятий в школе, как правило, работают разные кружки, в том числе по изобразительному искусству: по рисованию, лепке, макетированию, аппликации.

Знания, полученные на уроках изобразительного искусства, учащиеся могут применять на уроках труда при выпиливании узоров, выжигании рисунков, резьбе по дереву, чеканке и т. д. Все виды работ, относящиеся к декоративному оформлению, прививают любовь к искусству и трудолюбию. Они требуют от учащихся не только технического умения, но и творческого подхода как на уроках в школе, так и дома.

МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Для выполнения декоративно-оформительских работ существует большое разнообразие материалов, приспособлений и инструментов. Знание их особенностей, свойств и качеств, а также умение ими пользоваться является обязательным условием для учащихся, знакомящихся с предметом «Декоративное оформление».

К материалам относятся: бумага, картон, ткань, дерево (фанера), металл, стекло, пластмассы, а также клей и различные краски. К инструментам и приспособлениям — готовальни, рейсшина, масштабная линейка, плакатные и чертежные перья, рапидограф, лекала, карандаши, кисти, пенопластовые валики, аэрограф, нормограф, ножницы, рулетки, а также столярные и слесарные инструменты: ножи, пилы, молотки, клещи, плоскогубцы, тиски, рубанок, отвертки и т. д.

Материалы

Бумага широко используется в качестве основы для декоративно-оформительских работ. Наилучший сорт бумаги, выпускаемый нашей промышленностью,— бумага с водяным знаком фабрики «Гознак». Она бывает двух видов: чертежная и рисоваль-ная. Чертежная бумага предназначена для выполнения чертежей, шрифтовых работ, плакатов, таблиц, диаграмм, наглядных пособий. Одна сторона у чертежной бумаги гладкая, другая шероховатая. На гладкой стороне выполняют чертежи, на шероховатой рисуют. Бумага выпускается рулонами и листами стандартных размеров.

Картон применяется для различных подкладок, рельефных аппликаций, вырезных букв и для изготовления макетов. На картоне работают гуашью, темперой и масляными красками. Для работы масляными красками картон вначале грунтуют.

Ткань применяется для выполнения призывов, плакатов, портретов и т. д. Работать на ткани рекомендуется после натяжения ее на деревянный подрамник (рамка без фанеры). Наиболее пригодны такие ткани, как кумач, бязь, холст, мешковина, шелк, сатин (для знамен и вымпелов).

Дерево. Из дерева изготовляются стенды, витрины, объемные установки. Дерево всегда требует некоторой механической обработки. Например, перед выполнением шрифтовых работ на фанере ее нужно оклеить бумагой или проклеить олифой, покрыть краской. Для наружных оформительских работ деревянные поверхности покрываются дважды горячей олифой, после чего кроются масляной краской (при условии, если не требуется сохранить текстуру дерева, т. е. его естественный вид). Несущие детали стендов - бруски, стойки, рейки и т. д.— покрывают лаком или олифой.

Металлы. На металлы хорошо ложится масляная краска, которая может сохраняться длительное время. Надписи,

выполненные на металле темперой или гуашью, сохраняются недолго.

Перед тем как начать работу на металле, необходимо очистить поверхность от ржавчины (если она имеется), затем протереть ее насухо тряпкой, покрыть масляной краской, а затем по загрунтованной краской поверхности приступить к выполнению шрифтовых работ. Металлические конструкции стендов, составленные из труб, легче по весу, чем деревянные, а следовательно, легко передвигаются, что немаловажно.

Стекло используется для изготовления витрин и отдельных частей стендод. Шрифтовые работы на стекле можно выполнять масляными и нитроэмалевыми красками. Перед началом работы необходимо стекло промыть теплой мыльной водой и высушить, а затем уже наносить на него надписи или рисунки, положив его на ровную однотонную поверхность (крышку стола, стенд и т. п.).

На стекле можно эффектно выполнить имитацию витража. Витраж представляет собой произведение изобразительного искусства, выполненное из разноцветного расписного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проема в каком-либо архитектурном сооружении (как правило, окна).

Пластмассы. Разновидности пластических материалов — такие, например, как оргстекло (плексиглас), пенопласт и другие, почти незаменимы в оформительской работе. Оргстекло и другие пластмассовые материалы можно пилить, резать ножом, сверлить и т. д.; в нагретом состоянии они легко сгибаются. Из непрозрачных волокнистых стеклопластиков изготовляются козырьки и навесы. Крепление оргстекла к несущему каркасу производится на винтах. Цветные пластмассы пригодны для планшетов, предназначенных для выставок и декоративных стендов. Цветное оргстекло прочнее обычного стекла, оно не бьется и может быть использовано для витражей.

Пенопласт — один из синтетических материалов, применяемых для различных монументальных рельефных изображений и декоративных панно. Из пенопласта легко вырезаются буквы и различные объемные элементы, служащие для украшения стендов. Пенопласт используют также при изготовлении игрушек.

Клей — необходимый материал для оформительских работ. Он может быть самый разный: столярный, синтетический ПВА, казеиновый, резиновый и другие.

Столярный клей выпускается в плитках. Чтобы приготовить его к работе, необходимо плитки клея расколоть на мелкие части, залить водой в отношении 1:3 (т. е. одна часть клея и три части воды) и оставить его примерно часов на двенадцать. Затем разбухший клей положить в специальную клееварку, состоящую из двух сосудов (кастрюль), вставленных одна в другую с достаточным промежутком (зазором) между ними. В большом сосуде

должна быть вода, в маленьком — клей. Клееварку ставят на огонь. При нагревании воды в большом сосуде клей растворяется в малом сосуде. Столярный клей весьма прочен, но подвергается воздействию влаги.

Клей ПВА (синтетический) выпускается в тюбиках и в банках. Он разводится простой водой. Его применяют и для грунтовки, добавляя в водно-эмульсионную краску. Клей быстро сохнет, прочно склеивает бумагу, картон. На склеиваемые поверхности ложится ровным прочным слоем, высыхая, обесцвечивается и не оставляет следов. Особенностью клея ПВА является то, что он при температуре ниже нуля теряет свои клеящие свойства.

Казеиновый клей выпускается в порошке и тюбиках. Он весьма прочен, не боится воды и сырости, поэтому широко применяется в практике оформительских работ. Казеиновый клей замешивается в воде в отношении 1:2 (одна часть клея и две части воды) при температуре 20—30°С, затем тщательно перемешивается и просеивается. Срок годности клея к употреблению составляет 8—10 часов.

Резиновый клей выпускается в тюбиках и флаконах. Он незаменим при наклейке фотографий. Преимущество его состоит в том, что после наклеивания фотографии или открытки ее можно осторожно отклеить, не повредив поверхность бумаги. Резиновый клей в отличие от других клеев сравнительно недолго держит наклейную фотографию — три, четыре месяца (если она наклеена на стенд, а не находится в альбоме).

Краски подразделяются на водяные и масляные. К водяным краскам относятся акварельные, гуашевые, темперные, клеевые. Все они хорошо растворяются водой. Масляные краски растворяются льняным маслом, скипидаром и специальными растворителями. В состав всех красок входит пигмент (красящее вещество) и связующее вещество. Красящие вещества растворяются в воде, в спирту, в масле и окрашивают не только поверхность материала, но и проникают в поры его.

Особенностью акварельных красок является их прозрачность. Краску накладывают мягкой кистью, обильно смоченной водой, так чтобы красочный слой просвечивался через бумагу или положенный на нее ранее цвет. Связующим веществом в акварели является мед или растительный гуммиарабик. Акварельные краски в оформительских работах применяются при выполнении рисунков, орнаментов, а в шрифтовых работах — для покрытия гона.

Гуашевая краска — разновидность акварели, обладающая большой кроющей способностью. В отличие от акварельных красок гуашевые более густые по консистенции. Связующее вещество в гуашевых красках приготовляется из меда, вишневого клея. Гуашевые краски выпускаются наборами в коробках и отдельных стеклянных банках различной емкостью. Хорошо нанесенная на поверхность бумаги гуашь дает ровный матовый, бархатистый

тон. В состав гуашевой краски входят белила, поэтому при высыхании краска несколько высветляется и изменяет свой цветовой тон. Учитывая это обстоятельство, при работе гуашевыми красками цветовые тона берут более насыщенными. Гуашевая краска бывает художественная и декоративная. Художественная гуашь более высокого качества. Гуашевую краску наносят на бумагу (картон) кистью, плакатным пером или стеклянной трубочкой.

Темпера—непрозрачная, корпусная краска, приготовленная на эмульсионно связующих веществах. Вследствие этого темперу можно разводить не только водой, но и маслом. Особенностью темперных красок является то, что после высыхания они не поддаются вторичному растворению водой. По высохшему слою краски можно наносить красочный слой другого тона.

В настоящее время широкое применение получили синтетические темперные краски. Эти краски представляют собой пастообразную смесь пигментов со связующим веществом — водной эмульсией синтетической смолы, с добавлением структурирующих веществ. Они разбавляются водой и позволяют достичь большой яркости цветов. По сравнению с масляными красками темперные краски быстро высыхают, кроме того, они превосходят масляную живопись по прочности, стойкости к различным внешним влияниям — влаге и различным температурам.

Водно-эмульсионная белая краска выпускается в больших банках. Она предназначена для строительно-ремонтных работ, но широко используется и в декоративном оформлении. Краска не желтеет, ровно ложится на бумагу, имеет матовый цвет, хорошо смешивается с гуашевыми и другими водорастворимыми красками. Высохшая водно-эмульсионная краска не растворяется водой, поэтому ее применяют для окраски металлических и деревянных конструкций, устанавливаемых в помещениях. Водно-эмульсионной краской грунтуют бумагу, чтобы она не желтела. Бумагу, натянутую на планшет, покрывают краской, после высыхания на ней пишут гуашью.

Тушь черная применяется для выполнения шрифтовых работ. В черную тушь добавляют белую или другого цвета гуашевую краску для уменьшения контрастности цвета и выполняют подобранным колером заголовки на плакатах и стендах. Цветная тушь прозрачна, ложится неровным пятнистым слоем и поэтому для шрифтовых работ малопригодна. Не рекомендуется работать гуашью по поверхности, закрашенной тушью, поскольку тушь осыпается, а краска не держится.

Масляные краски приготавливаются на различных растительных маслах: льняном, конопляном, ореховом и др. Масляные краски выпускаются наборами в тюбиках и в металлических банках различной емкости. Шрифтовые работы масляными красками выполняются непременно на заранее загрунтованных по-верхностях. Разводятся масляные краски специальными разбавителями № I 4, различными маслами и лаками.

Эмалевые краски являются разновидностью масляных. Они прочны и применяются для окраски главным образом металлических конструкций стендов. Эмалевые краски выпускаются в готовом к употреблению виде. Прежде чем наносить на металл краску, необходимо очистить его от ржавчины, если таковая имеется (ржавчину ликвидируют с помощью наждачной бумаги). Затем металл протирают тряпкой, намоченной в керосине, потом сухой тряпкой и покрывают краской эмалевой или масляной. Для прочности краску на металл наносят в два слоя. Первый слой является грунтовкой. После полного высыхания первого слоя краски наносят второй.

Декоративные краски в виде порошка под «золото», «бронзу», «серебро» выпускают в специальных коробках, в которых помещен порошок (краситель) и флакон со связующим веществом (растворитель). В коробке находится инструкция по разведению краски. Для большей яркости, лучшего звучания цвета окрашиваемой поверхности, желательно эту поверхность сначала покрыть ярким желтым цветом (если затем наносится краска под «бронзу») или белилами (если поверхность покрывается «под серебро»).

Пастель — цветные грифели, состоящие из мела и связующего красящего вещества. Пастель наносится на бумагу, картон, холст и растирается специальной растушевкой, сделанной из замши или бумаги: Работы, выполненные пастелью, закрепляются специальным лаком-сикативом, который наносится с помощью пульверизатора.

Фломастеры применяются для выполнения шрифтовых работ и раскраски небольших поверхностей, например заголовков стенных газет.

Инструменты и приспособления

Готовальни выпускаются в специальных коробочках с различным количеством находящихся в них инструментов. Основными инструментами готовальни являются циркуль и рейсфедер. Циркулем проводят окружности, как карандашом, так и тушью, краской, а с помощью рейсфедера чертят прямые линии либо тушью, либо краской. Готовальни различают по номерам, причем номер соответствует количеству инструментов, вложенных в них.

Угольники применяются для проведения перпендикулярных прямых и линий под углами 30°, 45°, 60° и 75°. Угольники в сочетании друг с другом или с рейсшиной дают возможность проводить параллельные и взаимноперпендикулярные прямые, строить различные углы и производить целый ряд геометрических построений.

Масштабная линейка имеет несколько шкал (обычно шесть) с различными масштабами. С ее помощью можно без дополнительных пересчетов измерять или строить отрезки в масштабах, соответствующих имеющимся на линейке.

Для развития ПРОЕКТА!

С этой книгой читают

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика