Графическая грамота (Школьник) 1977 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Графическая грамота (Школьник) 1977

Назначение: Для Школьников

© ИЗДАТЕЛЬСТВО "Детская литература" Москва 1977

Авторство: Константин Абрамович Школьник

Формат: DjVu, Размер файла: 2.3 MB

СОДЕРЖАНИЕ

т автора 3 

 Введение 6 

  

 ГЛАВА ПЕРВАЯ ЧЕРТЕЖНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ 

 Инструменты и принадлежности 9 

 Сведения из ГОСТов и оформление чертежей 15 

  

 ГЛАВА ВТОРАЯ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТАХ 

 1 Линия 20 

 2 Поверхность 22 

 3 Угол 23 

 4 Измерение и геометрия 24 

 5 Геометрические формы 25 

 6 Окружность 27 

 7 Тело 30 

  

 ГЛАВА ТРЕТЬЯ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ 

 1 Порядок оформления задач 32 

 2 Построение перпендикуляров 34 

См. оглавление полностью...

 3 Параллельные линии 37 

 4 Деление отрезков 39 

 5 Нахождение части отрезка 40 

 6 Точка золотого сечения или деления 42 

 7 Способы построения углов 44 

 8 Деление произвольных и прямых углов на равные части 45 

  

 КАСАТЕЛЬНЫЕ И СОПРЯЖЕНИЯ 

 1 Общие понятия о касательных и нормалях 52 

 2 Определение центра подобия двух окружностей 56 

 3 Основные задачи на построение касательных 57 

 4 Практические задачи на применение касательных при выполнении контурных очертаний технических форм 62 

 5 Сопряжения 65 

  

 ГЛАВА ПЯТАЯ СПОСОБЫ ДЕЛЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ И ПОСТРОЕНИЕ МНОГОУГОЛЬНИКОВ 

 Деление окружности на три, шесть и двенадцать равных частей 87 

 Деление окружности на четыре равные части 89 

 Деление окружности на восемь равных частей 90 

 Деление окружности на шестнадцать равных частей 92 

 Деление окружности на пять, десять и двадцать равных частей 93 

 Деление окружности на семь равных частей 98 

 Деление окружности на четырнадцать равных частей 100 

 Деление окружности на девять равных частей 101 

 Деление окружности на восемнадцать равных частей 102 

 Построение правильных многоугольников 103 

  

 ГЛАВА ШЕСТАЯ ЛЕКАЛЬНЫЕ КРИВЫЕ 

 Общие сведения о лекальных кривых 113 

 Кривые конических сечений: эллипс, парабола и гипербола 114 

  

 ГЛАВА СЕДЬМАЯ МЕТОДЫ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ 

 Общие сведения о методах изображений 121 

 Метод ортогональных (прямоугольных) проекций 122 

 Метод аксонометрических проекций 131 

 Примеры на построение проекций детали «серьга» 136 

 Заключение 140

Скачать бесплатный учебник  СССР - Графическая грамота (Школьник) 1977 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ОТ АВТОРА 

      

      Как известно, высокая квалификация будущих специалистов в любой области науки и техники во многом зависит от того, насколько школьные учебные программы обеспечивают преемственность по отношению к программам обучения в вузах, техникумах и профессионально-технических училищах нашей страны. 

      Нарушение этого важнейшего принципа преемственности создает ситуацию, при которой по окончании школы молодежь оказывается недостаточно подготовленной для продолжения своего образования в высших и средних технических учебных заведениях. 

      Научно-техническая революция предъявила необычайно высокие требования к подготовке специалистов во всех областях народного хозяйства. Программы вузов и техникумов перестроены в соответствии с новыми требованиями. Средняя школа также приняла все меры, чтобы принцип преемственности не был нарушен. Она не только расширила и углубила свои учебные программы, но и начала применять новые, чрезвычайно смелые и, как оказалось, весьма эффективные методы обучения. Достаточно напомнить о том, что в современной школе алгебру и геометрию ребята успешно изучают в начальных классах. 

      Однако сегодняшние выпускники средней школы в начальных классах учились по старым программам, и прогрессивные методы обучения «застали» их, когда они уже заканчивали школу. Естественно, что перед ними то и дело возникают трудности; для этой категории молодежи принцип преемственности в какой-то мере нарушен. 

      Многолетний опыт автора привел его к убеждению, что так называемая графическая грамота — одна из дисциплин, в изучении которой учащиеся вузов и средних технических учебных заведений испытывают наибольшую трудность. 

      Вероятно, это объясняется некоторой недооценкой графической грамоты, которая в школьных расписаниях именовалась «черчением».

      Поэтому разрыв в освоении курса графики между школьными и вузовскими программами ощущается довольно остро. Дело иногда доходит до курьезов. Так, на одном занятии, когда преподаватель объяснял и показывал построение перпендикуляра к данной прямой в заданной на ней точке с помощью циркуля, один из студентов, рассматривая изображение на доске, заметил: 

      — Вы предложили в рабочей тетради провести прямую, а сами провели наклонную. 

      Под понятием «прямая» студент подразумевал линию, находящуюся в горизонтальном положении. 

      Этот пример, к сожалению, не единичный, их много. 

      Задача, которую поставил себе автор, работая над этой книгой, — помочь ее читателям ликвидировать разрыв между тем, что они знают и умеют в области графической грамоты из школьного курса, и тем, что должны знать и уметь перед поступлением в вуз, техникум, ПТУ. Поэтому книга ни в коей мере не может заменить собой учебник, а является как бы своего рода помощником в практической работе. Этой задачей объясняется 

      и построение книги, начиная с введения, в котором автор определяет, что такое графическая грамота и какую роль она играет в эпоху НТР, и кончая особенностями изложения материала. 

      Автор акцентирует внимание именно на тех вопросах, которые, с точки зрения его педагогического опыта, требуют разъяснения с азов, с азбуки. В этих случаях ему приходится прибегать к более обширным теоретическим обоснованиям, потому что знания, полученные «без основ», поверхностны и недолговечны. Когда же речь идет о вопросах, которые по наблюдениям автора более знакомы его читателю, теоретические обоснования кратки. 

      Автор также считает наиболее эффективным методом обучения графической грамоте практические занятия, поэтому в книге широко представлены «задачи на построение», даны и совершенно новые способы их решения. 

      Сведения теоретического характера, примеры и практические задачи в этой книге не могут исчерпать весь круг вопросов и проблем графической грамоты, но автор надеется, что его работа поможет читателям научиться тому, без чего немыслима деятельность в любой из научных и технических профессий. 

      

      ВВЕДЕНИЕ 

      Чертеж и рисунок являются интернациональным изобразительным языком и имеют широкое применение во всех областях деятельности человека. 

      Этим изобразительным языком приходится пользоваться людям различных профессий и специальностей. 

      Помимо теоретической подготовки и практических знаний, каждый специалист должен быть графически грамотным, должен уметь графически выразить свои мысли, изобразить проектируемые машину, станок, аппарат или прибор на чертежах, пояснить различные части и детали своего проекта — те, которые он считает необходимым особо выделить, — подробными чертежами, эскизами, а иногда и рисунками, исполнив их в соответствии с принятыми методами изображения, о которых речь будет впереди. 

      Пояснение технической мысли чертежами и рисунками необходимо не только в кругу инженеров и техников. Графическая грамота нужна и мастеру и рабочему, которые являются исполнителями того, что изображено на чертеже, представляющем собой основной технический документ любого производства или предприятия. 

      Как всякий грамотный человек должен уметь читать, писать и считать, так всякий специалист должен быть в первую очередь графически грамотным. 

      Графическая грамота заключается не только в том, чтобы суметь выполнить чертеж с помощью соответствующих инструментов, но и в навыках технического рисования. 

      Правила технического рисования могут быть усвоены каждым, подобно тому как каждый может научиться 

      читать и писать, особых способностей для этого не требуется. 

      Сделать технический рисунок без обучения техническому рисованию, не сообразуясь с принятой теорией и правилами исполнения рисунка, нельзя. Срисовывание «на глазок» к положительным результатам не приводит. 

      Помимо усвоения теоретических основ и правил технического рисунка, большую роль играют упражнения и практика, которые и должны привести к хорошим результатам. 

      Почти все специалисты, за исключением художника, пользуются техническим рисунком. 

      В области техники рисунок является дополнением к чертежу, поясняя то, что изображено на нем. 

      Чертеж, несмотря на всю, казалось бы, достаточную ясность, страдает весьма существенным недостатком — отсутствием наглядности. Предмет представлен здесь как бы в расчлененном виде, и требуется некоторое напряжение, чтобы увидеть его пространственную форму. Это можно подтвердить следующим примером. 

      На рисунке 1 (фиг. 1) изображена модель в трех видах способом прямоугольных проекций. Представление об этом предмете при чтении чертежа можно получить лишь путем ряда умозаключений и напряжения воображения. 

      Фигура 2 — эта модель представлена рисунком в параллельной перспективе. 

      Теперь мы можем убедиться в том, что представить форму модели по рисунку можно без особых усилий. 

      В настоящей книге мы будем рассматривать рисунок и чертеж, которые тесно связаны между собой и составляют единую графическую грамоту для специалиста любого профиля. 

      Графическая грамота базируется в основном на знаниях элементарной геометрии и отдельных разделов из курса начертательной геометрии. 

      Из этих наук мы должны извлечь и рассматривать только те правила и законы, которые носят прикладной характер, — это поможет овладеть основами графической грамоты, о которой, собственно, и пойдет речь. 

      Автор хотел бы обратить внимание читателей на один важный момент: книга эта выходит в серии, которая называется «Знай и умей». 

      Чтобы совместить эти два момента, то есть и знать и уметь, необходимо выполнить следующие условия: 

      1. Читать эту книгу надо с карандашом в руках, пользуясь по мере надобности и другими чертежными инструментами. 

      2. Выполнять все практические задачи, в ней предложенные, аккуратно и точно. 

      Соблюдение этих условий даст вам возможность овладеть основами графической грамоты и достичь той цели, которую поставили автор и издательство. 

      

      Глава первая 

      ЧЕРТЕЖНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ 

      

      ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ 

      Для исполнения чертежей и других графических работ необходимы инструменты и принадлежности. (Рис. 2.) 

      В первую очередь нужна готовальня — футляр с чертежными инструментами. Основными инструментами готовальни являются циркуль-измеритель и циркуль для проведения дуг и окружностей. В больших готовальнях имеются еще кронциркули, предназначенные для проведения окружностей небольших диаметров. На крышке футляра готовальни указывается количество инструментов, которые в ней находятся. Например: У5, У7 или У14. Это значит, что в ней находятся пять, семь или четырнадцать предметов. Буква У означает — учебная. 

      Для исполнения чертежей необходимо иметь также чертежную доску, рейсшину, два треугольника. Треугольники должны быть с углами в 45° и в 60°. (Рис. 3, а и б.) 

      Выполняются чертежи специальными чертежными карандашами марки «Конструктор». Рекомендуются для чертежных работ карандаши твердые и средней твердости. 

      Необходимо иметь мягкую резинку для подчистки чертежей. 

      Для определения величины различных углов необходимо иметь транспортир. Транспортиры бывают металлические и пластмассовые. Предпочтительно иметь пластмассовый транспортир. (Рис. 4.) 

      Для обводки криволинейных линий на чертежах необходимы лекала различных конфигураций и величин. (Рис. 6.) 

      В технике исполнения графических работ большое значение имеет правильная подготовка чертежных инструментов. Можно провести параллель с музыкальным инструментом: если он не настроен, игра на нем невозможна. 

      При обводке пересекающихся линий штрихпунктир-ных и штриховых штрихи их должны пересекаться посередине. 

      Штриховые линии в местах их соединения с другими линиями не должны иметь разрыва. 

      Места соприкосновения двух линий обводятся без удвоения или утолщения. 

      Центр окружности определяется пересечением штрихов. 

      

      СВЕДЕНИЯ ИЗ ГОСТов И ОФОРМЛЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ 

      В СССР существуют различные категории стандартов, и каждый из них имеет силу закона в области его действия. 

      Мы ознакомимся лишь с теми, которые для нас представляют наибольший интерес. 

      Для выполнения и оформления графических работ, рекомендуемых в настоящей книге, необходимо соблюдать нормы и правила в соответствии с установленными стандартами. 

      

      Форматы чертежей 

      По ГОСТу установлено пять основных форматов. 

      Обозначение формата 11 12 22 24 44 

      Размеры сторон листа в мм 297X210 297X420 594X420 594X841 1189X841 

      Основной формат 44 (1189X841) имеет площадь, равную 1 кв. м. 

      Этот формат путем последовательного деления пополам образует другие (24, 22, 12, 11), которые также называются основными. В обозначении форматов первая цифра указывает кратность одной стороны к величине 297 мм. Вторая цифра — кратность другой стороны к величине 210 мм. 

      Произведение чисел, составляющих обозначение формата, определяет количество форматов 11 (297X210). Например: формат 22 означает, что он содержит два формата 11. 

      

      Масштабы 

      Масштабом называется отношение линейных размеров изображения предмета на чертеже к его действительным размерам в натуре. 

      Масштабы изображений на чертежах стандартизированы. 

      Изображению предмета в натуральную величину соответствует масштаб 1:1. 

      В зависимости от сложности и величины предмета пользуются следующими масштабами: 

      для уменьшения — 1:2; 1:5; 1:10; 1 : 20; 1 : 50; 

      для увеличения — 2:1; 5:1; 10:1. 

      Обозначение масштаба на чертеже должно быть таким: 

      Ml : 1; Ml : 2; М2 : 1; М5: 1 и т. д. (Рис. 14.)

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ЧЕРЧЕНИЕ И РИСОВАНИЕ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ЧЕРЧЕНИЕ И РИСОВАНИЕ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика