Изобразительное искусство в школе (Виноградова) 1990 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Изобразительное искусство в школе (Виноградова) 1990

Назначение: Сборник содержит программно-методические материалы по организации преподавания изобразительного искусства в школе. 

© Издательство  Просвещение Москва 1990

Авторство: Галина Георгиевна Виноградова

Формат: PDF, Размер файла: 6.95 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3 

 

Изобразительное искусство 

 

Глава 1. Изобразительное искусство и его виды 7 

 

Глава 2. Изобразительное искусство в детском саду 13 

§ 1. Отбор художественных произведений 

§ 2. Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством 16 

§ 3. Эстетические требования к оформлению детского сада 18 

 

Педагогические основы обучения изобразительной деятельности 

 

Глава 3. Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника 22 

§ 1. Задачи всестороннего развития 

§ 2. Подготовка к школе 30 

См. оглавление полностью...

Глава 4. Программа обучения изобразительной деятельности 32 

§ 1. Знания, умения и навыки, необходимые для изображения предмета 34 

§ 2. Знания, умения и навыки, необходимые для передачи сюжета 38 

§ 3. Знания, умения и навыки, необходимые в декоративной деятельности 39 

§ 4. Знания, умения и навыки по технике рисования, лепки, аппликации 40 

 

Глава 5. Методы обучения 42 

 

Глава 6. Организация и проведение занятий в детском саду 

§ 1. Подготовка к занятиям 55 

§ 2. Организация занятий 60 

§ 3. Методический кабинет. Подбор материалов по изобразительной деятельности 64 

 

Глава 7. Планирование занятий по изобразительной деятельности и конструированию 66 

§ 1. Общие принципы планирования 

§ 2. Усвоение программы по изобразительной деятельности 73 

 

Глава 8. Подготовка воспитателя к руководству изобразительной деятельностью 75 

§ 1. Изучение искусства и практическая подготовка воспитателя 

§ 2. Повышение художественных знаний и практических умений 80 

 

Изобразительная деятельность в детском саду 

 

Глава 9. Рисование 83 

Ранний возраст. Развитие рисования от 1 года до 2 лет 

Первая младшая группа 84 

§ 1. Характер рисования у детей от 2 до 3 лет 

§ 2. Программа воспитания и обучения 86 

§ 3. Прохождение программы 88 

§ 4. Методы и приемы обучения, руководство рисованием 90 

Вторая младшая группа 92 

§ 1. Программа воспитания и обучения — 

§ 2. Прохождение программы 96 

§ 3. Методы и приемы обучения 100 

Средняя группа 103 

§ 1. Программа воспитания и обучения — 

§ 2. Прохождение программы 105 

§ 3. Методы и приемы обучения 111 

Старшая группа 114 

§ 1. Программа воспитания и обучения — 

§ 2. Прохождение программы 117 

§ 3. Методы и приемы обучения 122 

Подготовительная к школе группа 126 

§ 1. Программа воспитания и обучения — 

§ 2. Прохождение программы 130 

§ 3. Методы и приемы обучения 137 

 

Глава 10. Лепка 142 

Первая младшая группа 

§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми — 

§ 2. Задачи обучения и прохождение программы — 

§ 3. Методы и приемы обучения 144 

Вторая младшая группа 146 

§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми — 

§ 2. Задачи обучения и прохождение программы — 

§ 3. Методы и приемы обучения 149 

Средняя группа 151 

§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми — 

§ 2. Задачи обучения — 

§ 3. Прохождение программы 152 

§ 4. Методы и приемы обучения 154 

Старшая группа 157 

§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми — 

§ 2. Задачи обучения 158 

§ 3. Прохождение программы 159 

§ 4. Методы и приемы обучения 162 

Подготовительная к школе группа 164 

§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми 

§ 2. Задачи обучения 165 

§ 3. Прохождение программы 

§ 4. Методы и приемы обучения 170 

 

Глава 11. Аппликация 174 

§ 1. Аппликация как вид декоративного изобразительного искусства 

§ 2. Аппликация как вид деятельности детей дошкольного возраста 175 

Вторая младшая группа — 

§ 1. Задачи обучения — 

§ 2. Прохождение программы 176 

§ 3. Методы и приемы обучения 178 

Средняя группа 180 

§ 1. Задачи обучения — 

§ 2. Прохождение программы 181 

§ 3. Методы и приемы обучения 182 

Старшая группа - 184 

§ 1. Задачи обучения 

§ 2. Прохождение программы 185 

§ 3. Методы и приемы обучения 186 

Подготовительная к школе группа 188 

§ 1. Задачи обучения — 

§ 2. Прохождение программы 189 

§ 3. Методы и приемы обучения 190 

 

Глава 12. Конструирование 198 

§ 1. Конструирование в детском саду и его роль в воспитании детей 193 

§ 2. Виды конструктивного материала 

Первая и вторая младшие группы 200 

Обучение конструированию 

§ 1. Задачи обучения 

§ 2. Прохождение программы 

§ 3. Методы и приемы обучения 202 

Средняя группа 204 

Конструирование из строительного материала 

§ 1. Задачи обучения 

§ 2. Прохождение программы 205 

§ 3. Методы и приемы обучения 206 

Конструирование из бумаги и природного материала 207 

§ 1. Задачи обучения 

§ 2. Прохождение программы 

§ 3. Методы и приемы обучения 208 

Старшая группа 210 

Конструирование из строительного материала 

§ 1. Задачи обучения 

§ 2. Прохождение программы 211 

§ 3. Методы и приемы обучения 212 

Конструирование из бумаги, природного и дополнительного материала 213 

§ 1. Задачи обучения 

§ 2. Прохождение программы 214 

§ 3. Методы и приемы обучения 215 

Подготовительная к школе группа 217 

Конструирование из строительного материала 

§ 1. Задачи обучения 

§ 2. Прохождение программы 

§ 3. Методы и приемы обучения 219 

Конструирование из бумаги, природного и дополнительного материала 220 

§ 1. Задачи обучения 

§ 2. Прохождение программы 221 

§ 3. Методы и приемы обучения 222 

 

Глава 13. Разновозрастная группа. Методика обучения детей изобразительной деятельности 227 

§ 1. Организация занятий 

§ 2. Методика проведения занятий 230 

 

Глава 14. Изобразительная деятельность вне занятий 236 

§ 1. Содержание самостоятельной изобразительной деятельности 

§ 2. Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью 238 

 

Глава 15. Взаимосвязь изобразительной деятельности с другими видами деятельности и занятиями 243 

§ 1. Изобразительная деятельность как часть воспитательно-образовательной работы в детском саду 

§ 2. Взаимосвязь рисования, лепки, аппликации с играми детей 245 

§ 3. Взаимосвязь изобразительной деятельности с занятиями по ознакомлению детей с природой, развитию речи, музыкальными занятиями 248 

Литература 251 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Изобразительное искусство в школе (Виноградова) 1990 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ВВЕДЕНИЕ 

      

      В сборнике представлены две программы по изобразительному искусству для учебных занятий в I — VII классах: программа, разработанная Академией педагогических наук СССР и Союзом художников СССР и одобренная Президиумом АПН СССР, и программа, разработанная Академией художеств СССР. 

      В соответствии с существующим порядком разработка и утверждение программ по изобразительному искусству для общеобразовательной школы находятся в компетенции министерств народного образования союзных республик. Следовательно, в республиках с учетом представленных в сборнике программ разрабатываются программы на основе национальных особенностей и сложившихся традиций преподавания. В сборнике помещены типовые программы, с тем, чтобы познакомить учителя с уровнем подготовки детей I — VII классов в области изобразительного искусства. 

      Преподавание изобразительного искусства требует инициативы и творчества учителей. Учитель сам определяет количество часов, которые надо отвести на изучение отдельных тем утвержденной программы, а также последовательность рассматриваемых вопросов внутри тем. Особенно большие перспективы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса открываются в связи с использованием разнообразных приемов и методов обучения и воспитания. 

      Перестройка в системе преподавания в первую очередь меняет отношение учителя к ученику. Задача учителя — организовать активную познавательную деятельность ученика и руководить ею. 

      Ориентиром в работе с учениками служат требования к знаниям и умениям для каждого класса, которые помещены в программе. Соблюдение их, на наш взгляд, позволит в процессе преподавания акцентировать внимание на изучении основных (главных) вопросов, избежать перегрузки школьников на уроках. 

      Для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изобразительному искусству, в школах организуются факультативные аннития. В настоящем сборнике представлено несколько программ факультативных курсов: рисунок и живопись, скульптура и керамика, декоративно-прикладное искусство и дизайн, история изобразительного искусства. Учитель может руководствоваться этими программами, внося в них необходимые коррективы, или разработать оригинальные программы факультативных курсов, которые утверждаются методобъединением, педсоветами школ или органами народного образования. 

      Большое разв?[тне должны получить занятия по интересам, учитывающие способности и склонности детей. Настоящий сборник содержит Типовое положение о школах (классах) с углубленным теоретическим и практическим изучением учебных предметов, Типовой учебный план для школ (классов) с углубленным теоретическим и практическим изучением изобразительного искусства, Типовые программы для этих школ: рисунок и живопись, история изобразительного искусства, декоративно-прикладное искусство, архитектура. Учителю предоставляется возможность самому составлять программы для этих школ. Отбор материала для изучения в этих школах (классах) зависит от расположения школы, производственного окружения, материальной базы. Так, наряду с историей изобразительного искусства возможно изучение программы по архитектуре или керамике и т. п. Перечень программ, включенных в сборник по декоративно-прикладному искусству, может быть расширен самим учителем; возможна замена видов декоративно-прикладной деятельности. 

      Трудовое обучение в школах с углубленным изучением изобразительного искусства целесообразно организовать в проектных и архитектурно-строительных мастерских, на базе художественно-промышленных предприятий, комбинатов декоративно-прикладного искусства, в архитектурных и художественных институтах н т, и., что даст возможность учащимся совершенствовать практическое мастерство в различных областях изобразительной, декоративно-прикладной деятельности. 

      Ориентиром в организации учебно-воспитательного промесса послужат и другие материалы, включенные в сборник: методические рекомендации по эстетическому воспитанию учащихся, Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования но изобразительному искусству, которые рекомендуется иметь в школе, извлечения из документов. В сборнике приведен перечень программ кружков, которые публикуются в сборниках программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также даны аннотации к кинофильмам н кинофрагмеитам, созданным в последние два-три года. 

      На наш взгляд, систематическая работа с материалами сборника позволит учителю рационально подойти к вопросам организации различных видов деятельности при подготовке к уроку, работе по оснащению кабинета, к проведению внеклассных и факультативных занятий и т, п. 

      Составитель 

      

      ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (таблица) 

      

      ТИПОВАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. I-VII КЛАССЫ» 

      Разработана Академией художеств СССР 

      

      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

      Программа «Изобразительное искусство. I — VII классы», разработанная Академией художеств СССР, ориентирует педагогов на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т. е. рассматривает обучение и воспитание как единый процесс. Программа раскрывает характер обучения изобразительному искусству в школе как комплексный процесс формирования у учащихся духовной культуры, овладения ими основами художественной грамоты. 

      Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста. Рисовать любят все дети: они берутся за карандаши даже тогда, когда нх никто к этому не побуждает, и активно выражают свою непосредственность восприятия мира. Однако к переходному возрасту (11 — 15 дет) активность в изобразительной деятельности нередко снижается. 

      Объясняя это положение, Н. К- Крупская указывала, что в переходном возрасте у подростков чрезвычайно сильно стремление к анализу. Суммарное изображение начинает не удовлетворять. Они хотят получить знания и навыки правдивого реалистического изображения действительности 

      Внимательный зритель находит для себя в произведениях реализма не только наслаждение и радость общения с прекрасным, 

      но и познание жизни. Причем содержание реалистического произведения несет в себе глубокую нравственно-этическую ценность. 

      С помощью рисования с натуры у школьников необходимо развивать наблюдательность, точность и внимательность в изображении, зрительную память, углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его, в том числе в процессе рисования, заложить основы графической грамотности, способствовать развитию образного восприятия. 

      Рисование — это процесс, в котором учащийся изображает предмет не только как он его видит, но и то, что он знает о предмете, как он его помнит, как он его представляет с учетом прошлом рисовальной практики. 

      На этом строится рисование с натуры, по памяти и по представлению. В процессе рисования углубляется степень познания предмета и развиваются основы логики изображения. 

      Этого можно добиться только при стремлении наиболее точно и полно отразить предмет. Изображенный предмет должен быть узнаваем. Учить можно только тому, что можно проверить. Поэтому рисование — это и точное определение ошибки, и точное указание, как ее можно исправить. 

      В программе основное место отведено рисованию с натуры. Необходимо предметы для рисования подбирать такие, которые были бы доступны для изображения, вызывали бы интерес, эстетически и эмоционально обогащали и чтобы занятие способствовало приобретению школьниками знаний об изображенном предмете, средствах изображения. 

      При определении содержания курса «Изобразительное искусство» в школе как общеобразовательного предмета программа исходит из общих требований, которые сегодня предъявляются ко всей учебно-воспитательной работе в школе, а именно: развивать мышление учащихся, углублять и обобщать их представления об окружающей действительности, способствовать развитию у школьников материалистического мировоззрения, воздействовать средствами изобразительного искусства на их сознание, чувства, волю в целях формирования эстетических идеалов. 

      Программой предусмотрено, чтобы каждый урок был направлен на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Эстетическое воспитание учащихся не должно нивелировать индивидуальное восприятие каждого ученика, свойственное ему как личности. 

      Процесс обучения изобразительному искусству в школе строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. 

      Формирование художественных навыков у детей на уроках изобразительного искусства в I — VII классах предполагает использование системы игровых элементов, игровых упражнений, рассчитанных как на активизацию у учащихся познавательного процесса, так и на развитие у них интереса к учебному заданию, объекту изображения. 

      Так, игровые приемы при выполнении учебных заданий на уроках изобразительного искусства реализуются в виде выполнения эскизов, согласно которым расписываются отдельные предметы, изготовленные детьми на уроках труда и уроках декоративной работы (игрушки-украшения на новогоднюю елку, сувениры в подарок друзьям и близким, посуда и т. д.), в выполнении цикла учебно-творческих заданий по иллюстрированию, созданию коллективных панно, книжек-картинок на темы народных сказок, подвигов любимых литературных героев: народные сказки «Гуси-лс-боди», «Три медведя» (II класс); сказки А. С. Пушкина («Сказка о царе Салтане» — III класс) и т. д. 

      Игровые приемы необходимо использовать в организации и проведении цикла внеклассных мероприятий, например в оформлении детских праздников, посвященных встрече весны, лета, осени, зимы, праздников народных сказок и песен. 

      Занятия изобразительным искусством в общеобразовательной школе ставят своей целью: 

      — формировать нравственное, эстетическое отношение учащихся к предметам и явлениям окружающей действительности; 

      — дать учащимся начала основ изобразительной грамоты (формировать навыки рисования с натуры, по памяти и по представлению), развивать художественный вкус, творческие начала в изобразительной деятельности; 

      — знакомить с выдающимися произведениями изобразительного искусства и архитектуры, народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать интерес и любовь к реалистическому искусству, помочь учащимся понять роль и значение искусства в жизни людей. 

      Тематическое рисование, включая иллюстрирование, входит в основные разделы учебной программы и органически связано с ними. 

      Программа, кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе уроков, предусматривает также беседы об искусстве. Рассказы о выдающихся произведениях изобразительного искусства и их показ (репродукции, диафильмы, слайды) развивают у учащихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяют представления о культуре прошлого и настоящего. В более старших классах (IV — VII классы) при проведении бесед следует обращаться к знаниям школьников, усвоенным ими на уроках истории, литературы, математики и др. Углубляя знакомство с классическим наследием изобразительного искусства, необходимо обращать внимание учащихся на непреходящее значение великих традиций реализма, на продолжение и развитие этих традиций в советском искусстве. 

      Необходимо знакомить детей с местными и национальными традициями изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры. Целесообразно при наличии соответствующих материалов знакомить учащихся с чеканкой и вышивкой, резьбой по дереву и лаковой живописью, с народными игрушками и лубком и т. д.1 

      1 При разработке республиканских программ следует значительно шире осветить традиционное народное искусство и современные живопись, скульптуру, графику, архитектуру республик. 

      При определении содержания учебных занятий по классам программа исходит из логики межпредметных связей. Так, например, занятия по труду в начальных классах содержат в себе некоторые виды художественно-декоративных работ, взаимосвязь изобразительного искусства и труда здесь очевидна. Программа также предусматривает использование межпредметных связей изобразительного искусства и таких учебных предметов, как чтение, литература, музыка, история, природоведение, математика, география, черчение. 

      Время, отводимое на проведение занятий по предмету, распределяется по годам обучения следующим образом: 

      Количество часов по классам За весь период обучения 

      Рисунок Живопись Навыки декоративно прикладной и оформительской работы Беседы об изобразительном искусстве... 

      Все виды занятий в процессе обучения должны быть взаимосвязаны и проводиться в течение учебного года с учетом особенностей времени года, красных дат календаря, интересов учащихся и межпредметных связей. 

      

      Рисунок 

      

      С рисунка начинается всякое изображение формы на плоскости. Великий художник эпохи Возрождения Микеланджело писал, что рисунок есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры: рисунок является источником и душой всех видов живописи. 

      Приобщение к изобразительному искусству должно начинаться с рисунка. С него начинали обучение художники и Древнего Египта, и Древней Греции, и эпохи Возрождения. 

      Рисунок и в целом умение рисовать являются весьма полезными в жизни каждого человека, способствуют лучшему овладению множеством профессий. 

      Преподавание рисунка в школе решает целый ряд важных задач обучения, художественно-эстетического воспитания и развития учащихся. В процессе обучения рисунку необходимо: 

      — научить пользоваться рисовальными материалами; 

      — научить правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму; 

      — научить передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений; 

      — научить выполнять зарисовки и наброски и использовать их и сюжетных композициях. 

      

      Живопись 

      

      В живописи художник передает не только объем и форму предметов, но и их цвет. 

      Надо научить школьника различать цвета, их светлоту и насыщенность. Эти качества нужны людям почти всех профессий. Так, например: 

      — маляр должен уметь подобрать нужный колер; 

      — рабочий текстильной и полиграфической промышленности должен уметь различать множество тончайших оттенков цвета; 

      — полярный летчик по цвету льда угадывает его толщину и определяет возможность посадки и т. д. 

      Обучаясь основам живописи, школьник учится правильно видеть и передавать цвет предметов и цветовые отношения (локальный цвет предмета в свето цвето воздушной среде), получает необходимые знания, умения, навыки на практических занятиях изобразительным искусством. 

      Постоянная работа красками поможет развить цветоощущение учащихся, что позволит им обогатить свое восприятие окружающего мира и глубже понять искусство живописи. 

      Преподавание живописи в школе решает целый ряд важнейших задач обучения, художественно-эстетического воспитания и развития учащихся. При обучении живописи необходимо: 

      — научить обращаться с художественными материалами; 

      — научить различным приемам работы акварелью, гуашью; 

      — дать знания об основном и дополнительном цветах, цветовых гаммах, способах получения различных цветов и их оттенков; 

      — научить передавать предметы в условиях световоздушной среды тоном и цветом; 

      — помочь развитию видения цвета. 

      Задания по рисунку и живописи с натуры выполняются карандашом, пером и кистью. Они могут быть относительно длительными (1 — 3 урока) и кратковременными, выполняемыми за 10 — 20 мин (наброски и зарисовки). Наброски и зарисовки могут выполняться на разных этапах урока в зависимости от его цели и конкретных задач. 

      Задачи композиции решаются как в работах по рисунку и живописи, так и в сюжетных заданиях. 

      Сюжетные задания — это рисование на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений. Работы по сюжетному рисованию предваряются эскизом (карандаш, один-два цвета). Задания на темы могут выполняться как и чёрно-белом решении, так и в цвете (акварель или гуашь). 

      Выбор чем проводится как по желанию учащихся, так и по заданию учителя. 

      

      

      Навыки декоративно-прикладной и оформительской работы

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ЧЕРЧЕНИЕ И РИСОВАНИЕ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ЧЕРЧЕНИЕ И РИСОВАНИЕ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика