Изобразительное искусство 4 класс (Фёдоров, Семёнова) 1970 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Изобразительное искусство 4 класс (Фёдоров, Семёнова) 1970

Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ 4 КЛАССА

© Издательство  Просвещение Москва 1970

Авторство: Сергей Алексеевич Фёдоров, Мария Николаевна Семёнова

Формат: PDF, Размер файла: 7.34 MB

СОДЕРЖАНИЕ

О занятиях изобразительным искусством (С. Фёдоров) 

      Материалы для замятий 

      Рисование с натуры 14 

      Рисование на темы 23 

      Иллюстрирование сказок, басен, рассказов, стихотворений 27 

      Декоративная работа 30 

      

      Практические занятия (С. Фёдоров) 

      Рисование 37 

      Рисование на темы осени (по выбору) 37 

      Рисование осенних листьев и веток деревьев 40 

      Составление рисунков для декоративного оформления предметов 46 

      Рисование предметов прямоугольной формы а простом (фронтальном) положений 

      Рисование предметов прямоугольной формы в сложном положении (с угла) 62 

      Рисование на темы окружающей жизни 69 

См. оглавление полностью...

      Рисование предметов округлой формы 73 

      Рисование игрушек 78 

      Иллюстрирование литературных произведений 82 

      Рисование предметов округлой формы красками 89 

      Рисование фруктов и овощей 89 

      Рисование предметов быта 93 

      Рисование на тему весны 96 

      Рисование весенних цветов 100 

      Рисование к празднику 1 Мая 103 

      

      Беседы об изобразительном искусстве (М. Семёнова) 113 

      Произведения художников о героическом прошлом нашей Родимы 120 

      Великая Отечественная война и борьба советского народа за мир в произведениях художников 

      Обрез В. И. Ленина в произведениях советских художников 132 

      Декоративно-прикладное искусство 138 

      

      Занятия в летние каникулы (С. Федоров) 143 

      Рисуйте на темы о лете 

      Занятия лепкой 149 

      Изделия из природных материалов 

      Приложение 156

Скачать бесплатный учебник  СССР - Изобразительное искусство 4 класс (Фёдоров, Семёнова) 1970 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 Дорогие ребята! Эта книга поможет вам научиться рисовать. Из первой части ее вы узнаете разные правила рисования. Во второй части даются задания, которые вы будете выполнять под руководством учителя. Некоторые из этих заданий (по декоративной работе) вы будете выполнять дома или на уроках труда. Третья часть рассказывает о произведениях разных художников, а четвертая — о занятиях в летние каникулы. 

      Как же пользоваться этой книгой? 

      На уроке, после объяснения учителя, вы можете рассмотреть а книге рисунки, которые откосятся к уроку. Например, выполняя рисунок ветки осины, вы можете посмотреть в книге сходное изображение ветки березы. Это поможет понять порядок рисования: ведь ветка осины рисуется в такой же последовательности, как и ветка березы. Рисовать же вы будете с натуры — с ветки, которая на уроке лежит перед вами. 

      После того как вы порисовали в классе, на дом вам могут задать прочесть некоторые страницы из первой и второй частей книги, которые относятся к заданию. Кроме того, вам может быть дано домашнее задание из тех, которые перечислены в книге. 

      Если на уроке вы не рисовали, а слушали беседу о произведениях художников, дома вам нужно будет прочесть статью из третьей части учебника, относящуюся к рассмотренным произведениям. 

      Хотя в книге много хороших рисунков, перерисовывать их не следует — это не учит рисовать. Рисовать надо не с книги, а с натуры, по памяти, по воображению, т. е. самостоятельно. 

      Рисуют на листах бумаги или в тетрадях размером 210 X 297 мм. Рисунок делается только на одной стороне листа, обратная же сторона остается свободной. 

      Рисовать надо только от руки, не пользуясь линейкой, циркулем или другими инструментами. 

      

      О ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ 

      

      В работах художников, скульпторов ярко показывается наша жизнь: природа, люди, их труд. Посмотрите, например, на картину Ю. Подл ясского «Они начинали Братскую ГЭС» (рис. 1). На ней изображены строители крупнейшей в мире электростанции — победители в борьбе с суровой природой. А вот П. Кремнева показывает женщину-строителя уже в скульптуре (рис. 2). В этой работе переданы черты наших строителей: мужество, настойчивость, убежденность в важности своего труда. 

      Но художники не только те, кто пишет картины или делает скульптуры. Есть художники декоративного искусства. Они придумывают узоры для тканей, ковре, обоев (рис. 3), образцы красивой посуды или мебели для нашей промышленности. Они также помогают инженерам создавать красивые автомашины, самолеты, станки, различные электроприборы и т. д. (см. рис. 5, 6). Большую роль в том, чтобы делать окружающую нас обстановку красивой, играют также архитекторы. Это по их проектам строятся фабрики, заводы, жилые дома, школы (см. рис. 4). 

      Видите, как много в жизни работы для художника. 

      Конечно, не все из вас, ребята, будут художниками, но умение рисовать и лепить нужно всем. Во-первых, рисуя, мы учимся наблюдать жизнь. Поэтому человек, умеющий рисовать, никогда не пройдет равнодушно мимо красивой бабочки или растения. Его взволнует и тихое ясное утро, и серебристость пасмурного дня, и лес на закате солнца. 

      Во-вторых, умение рисовать может помочь человеку в любой работе. Например, знаменитый русский путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай много пользовался рисунком. Рисование помогло и выдающемуся садоводу И. В. Мичурину, конструктору самолетов А. С. Яковлеву. В своих воспоминаниях Яковлев с благодарностью отзывался о школе, где его научили рисовать. 

      Но чтобы научиться рисовать, надо много заниматься: рисовать карандашом, красками, тушью, с натуры, по памяти, по воображению. Надо помнить: лучше заниматься понемногу, но каждый день. 

      Для развития умения рисовать очень важно рассматривать также произведения изобразительного искусства: картины, скульптуры, иллюстрации в книгах, декоративно-прикладное искусство и различные памятники архитектуры. Поэтому полезно собирать коллекции репродукций картин, художественных открыток. 

      

      Материалы для занятий 

      Раньше вы уже рисовали карандашом и акварельными красками. Однако рисовать можно и гуашью. Это — клеевые краски, густые, непрозрачные, дающие плотный, красивый цвет (на рис. 7 показан набор гуаши). 

      Разводят гуашь, как и акварель, водой. Рисуют ею как круглыми (беличьими), так и плоскими (щетинными) кистями, на белой и на цветной бумаге. Цветная бумага должна быть не глянцевой, а матовой. Гуашевую технику можно применить и в акварели. Для этого к разведенной акварельной краске добавляют гуашевые белила. На рисунке 8 показана работа. выполненная гуашью. 

      Можно рисовать также тушью, пользуясь обычными перьями или кисточкой. Рисуют и школьной авторучкой, набрав в нее черные чернила. На рисунке 9 показан рисунок, сделанный тушью. 

      Можно использовать разные материалы и для декоративной работы. Например, на рисунке 10 вы видите узор на материи, выполненный с помощью простого картофельного штампа. 

      Различная техника и материалы обогащают рисунки. 

      

      Рисование с натуры 

      При рисовании с натуры изображается предмет, который находится перед рисующим. Прежде чем рисовать, нужно внимательно его рассмотреть: каково его строение, форма, пропорции (что в предмете больше — высота или ширина), что в нем главное. 

      Рисуют с натуры в определенном порядке. Прежде всего нужно правильно разместить изображение на листе бумаги. Если предмет больше в высоту, то лист бумаги лучше положить длинной стороной вертикально, если предмет больше по ширине — то горизонтально. 

      Начинают рисовать с того, что отмечают на листе высоту и ширину предмета. Если рисуется предмет симметричной формы, то сначала наносят осевую линию, при зтом форма намечается легкими штрихами с одной и тут же с другой стороны. Рисуют вначале крупные формы, затем переходят к более мелким. На рисунке 11 показан порядок выполнения линейного рисунка. На нем видно, что изображение постепенно уточняется. Это уточнение следует за рассматриванием предмета. 

      Когда линейный рисунок закончен, вспомогательные линии стирают и переходят к светотени, которая помогает передать объем предмета. Предмет освещен неоднородно. Мы различаем на нем свет, полутень и тень. Светом называют наиболее освещенную часть предмета. На этой части иногда (если предмет глянцевый) возникает блик — яркое, блестящее пятнышко отражения. 

      Наиболее темную честь светотени называют тенью, а переход от света к тени — полутенью. На затененной части предмета часто можно видеть отражение света от других предметов (например, от поверхности стола, не котором расположен предмет). Это отражение, которое делает светлее тень на предмете, называют рефлексом. 

      Тень на предмете с неосвещенной его стороны называется собственной. Бывает еще тень падающая: это тень, отбрасываемая самим предметом. На рисунке 12 показано распределение светотени на предмете. Нужно иметь в виду, что на светлом предмете тень бывает светлее, на темном — темнее (рис. 13,14). 

      Как же надо наносить тень при рисовании? 

      На прямоугольные предметы светотень можно наносить прямыми штрихами (наклонными, вертикальными, горизонтальными), которые могут пересекаться между собой. На границе освещения и темной стороны предмета тень усиливается (см. рис. 15). 

      А вот на цилиндрических, конических предметах вся тень сначала прокрывается очень легко, темные же места усиливаются штрихами, повторяющими форму предмета. При рисовании округлых предметов они несколько изгибаются (см. рис. 16). Падающая тень наносится в основном горизонтальными штрихами. Штрихи не нужно растирать бумажкой или пальцем. 

      Кроме законченных рисунков, нам часто приходится делать наброски: карандашом, пером, кистью. Наброски очень важны, когда учатся рисовать: они учат наблюдать, видеть в натуре основное, главное. Делаются они быстро, обычно в виде линейных рисунков, без светотени. Объем предметов и пространство могут выражаться толщиной линий. Ею же можно подчеркнуть в рисунке то, что особенно важно, что заинтересовало рисующего. Примерами набросков могут служить рисунки художников (рис. 17, 18, 19). 

      Рассматривая рисунки, можно видеть, что линии в них имеют разную толщину: то это очень тонкая, легкая, то жирная, резкая линия. Кроме линии, в наброске можно пользоваться и пятном. Заниматься набросками нужно всегда, для этого полезно иметь карманные альбомы. 

      Рисуют с натуры также красками (акварелью или гуашью). 

      Рассматривая акварельные краски, можно видеть, что, например, желтые краски неодинаковы: одна светлая, как цвет лимона, другая темнее, она похожа на осенний лист березы, третья еще темнее, как бы песочного цвета. Различаются между собой и оттенки других красок. Если мы будем смешивать на листе бумаги различные желтые краски, например с алой (красной), то получим различные оттенки оранжевого (см. рис. 20). Так же разнообразны будут оттенки зеленого цвета при смешении желтых красок с синими и т. д. Это разнообразие красок дает возможность точно передавать цвет предмета. 

      Когда рисунок должен быть выполнен акварелью, его сначала делают карандашом — тонко, без нажима (рис. 22, а). Чтобы не портить поверхности бумаги, пользоваться резинкой в этом случае нужно как можно меньше. Наброски акварелью часто выполняются без подготовительного карандашного рисунка — сразу кистью (см. рис. 21). 

      Наиболее сложно передавать красками светотень на предмете. Всегда внимательно рассматривайте ее, старайтесь увидеть оттенок цвета, мягкие переходы теней и полутеней. Порядок рисования красками в этом случае такой (рис. 22). Вначале рисунок покрывается цветом освещенной части предмета (рис. 22, б), затем усиливается нужным цветом его теневая часть (рис. 22, в), уточняются цветовые оттенки и светотень (рис. 22, г). 

      В рисовании красками пользуются различными приемами (рис. 23). При работе «по-сухому (рис. 23, а) работают так: негустой слой краски наносится на рисунок. Давая подсохнуть, кладут слой другого цвета в тех местах, где он мужей, затем следующий и т. д. Этот способ дает резкие границы между одним цветом и другим; поэтому, чтобы дать мягкий переход оттенков, употребляется полусухая кисть, которой сглаживают границу. 

      При работе «по-сырому» (рис. 23,6) не дают подсохнуть нижнему слою краски, цвета прямо добавляют в него. Благодаря этому образуются мягкие переходы одного цвета в другой. 

      Рисовать можно кистью с нажимом или только кончиком. На рисунке 24 видно, что небо, земля, полоска леса выполнены широким мазком, деревья же — кончиком кисти. 

      При рисовании с натуры всегда нужно добиваться сходства рисунка с предметом. Поэтому, рисуя, постоянно сравнивают свою работу с натурой. Этим проверяется верность передачи формы, пропорций предмета, светотени и цвете. 

      

      Рисование на темы 

      В рисунках на темы можно рассказать о том, что вы заметили интересного в окружающей жизни: в работе взрослых, в школе, в пионерском лагере и т. д., но для этого нужно уметь наблюдать. 

      Что это означает? 

      Посмотрите на рисунок художника В. Сигорского «На бульваре» (рис. 25). Художник показал на нем отдыхающих на бульваре детей и взрослых; кроме того, на рисунке показано много другого: деревья, дома, скамейки. По-видимому, он наблюдал бульвар с довольно большого расстояния. Если бы художник подошел к нему близко, то он смог бы нарисовать только то, что изображено на рисунке 26. 

      Для того чтобы определить, что выгоднее ввести в рисунок, художники пользуются «видоискателем». Это маленькая рамка из картона или толстой бумаги. Через нее и смотрят на то, что хотят нарисовать. Если приблизить рамку к глазу, а нее войдет больше предметов (рис. 27). Если же удалить ее, предметов войдет меньше. 

      Посмотрим снова на рисунок В. Сигорского. Вот женщина везет в коляске ребенка. Сравним ее рост с высотой нарисованного дома. Для этого возьмите полоску бумаги и на ней отметьте размер нарисованной фигуры. Теперь приложите эту бумажку к двухэтажному дому. Получается: рост женщины равен высоте двухэтажного дома. Это потому, что женщина с коляской показана близко, дом же — далеко. А мы еще в III классе познакомились с тем, что более близкие предметы кажутся нам больше, удаленные — меньше. 

      Однако сделать рисунок на тему не означает просто восстановить в памяти увидеиное. Надо его интересно и задумать: определить, что будет изображено в рисунке, что из этого будет главным, показать это главное так, чтобы оно стало ясно каждому даже без названия рисунка. Надо позаботиться о том, чтобы детали не отвлекали от главного, а делали бы содержание рисунка только понятнее. Такое построение картины или рисунка художники называют композицией. 

      Рассмотрите, например, как скомпоновала свою картину «Хлеб» художница Т. Яблонская (рис. 28). На картине изображен ток, и гора зерна занимает большую часть полотна. Работающих много, но художница выделила из них только две фигуры девушек на переднем плане. Одна девушка завязывает мешок, а другая разогнулась и поправляет засученные рукава. Она улыбается. Выделив эту фигуру, художница подчеркнула главную мысль картины: прославление радости труда колхозников.

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ЧЕРЧЕНИЕ И РИСОВАНИЕ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ЧЕРЧЕНИЕ И РИСОВАНИЕ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика