Основы изобразительной грамоты (Беда) 1989 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Основы изобразительной грамоты (Беда) 1989

Назначение:  Библиотека учителя изобразительного искусства

© Издательство  Просвещение Москва 1989

Авторство: Георгий Васильевич Беда

Формат: DjVu, Размер файла: 5.14 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3 

 

Часть I. Рисунок 7 

Элементы наблюдательной перспективы 8 

Перспективное построение геометрических тел 12 

Перспектива интерьера 18 

Пейзаж в перспективе 20 

Светотень и тональные отношения 24 

Задачи и процесс рисования с натуры 31 

Практическое рисование натюрморта, пейзажа и головы человека 50 

 

Часть II. Живопись 72 

Цвет в живописи — 

Цветовые отношения 75 

Общее тоновое и цветовое состояние 77 

Цельность зрительного восприятия 83 

См. оглавление полностью...

Процесс живописи с натуры 86 

Начало изображения «от общего» — 

Детальная проработка формы 88 

Обобщение Целостность изображения и композиционный центр 91 

Практическое изображение с натуры 94 

Техника акварельной, гуашевой, масляной и темперной живописи 128 

Техника акварельной живописи 130 

Техника работы гуашевыми красками 133 

Техника маеляной живописи 135 

Техника темперной живописи 139 

 

Часть III. Композиция 140 

Элементы композиции 145 

Формат холста и размер изображения 148 

Точка зрения в композиции 149 

Композиционный центр 150 

Равновесие картины 151 

Контрасты в композиции 153 

Ритм в композиции — 

Светотень и цвет в композиции 155 

Творческий подход к изображению натюрморта, пейзажа, портрета и жанровой композиции 161 

Рекомендуемая литература 190

Скачать бесплатный учебник  СССР - Основы изобразительной грамоты (Беда) 1989 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ПРЕДИСЛОВИЕ 

      Задача этого пособия — повышение профессиональной подготовки школьного учителя изобразительного искусства. В книге рассказывается о теоретических и практических основах изобразительной грамоты, постигая которые учитель сможет повысить свое педагогическое, профессиональное мастерство, что позволит ему развивать творческие способности учащихся. 

      Две основные цели ставит программа обучения изобразительному искусству в средней школе: 

      — развитие эстетической культуры восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, формирование художественного вкуса учащихся на примере выдающихся произведений русского, советского и зарубежного изобразительного и декоративно прикладного искусства; 

      — приобретение знаний, практических навыков изобразительной грамоты и развитие творческих способностей детей. 

      Таким образом, кроме общей эстетической культуры, учащиеся должны приобрести знание основ реалистической изобразительной грамоты, умение передавать на изобразительной плоскости объемные, пространственные и материальные качества предметов, знание теоретических основ линейной и воздушной перспективы, законов светотени, должны иметь представление о профессиональном методе работы тоновыми и цветовыми отношениями, о закономерностях построения композиции. 

      Полноценное эстетическое воспитание невозможно только на основе пассивного ознакомления с произведениями искусства. Оно немыслимо без рисования с натуры, которое является особым видом изучения объектов реального мира и законов красоты. Природа — лучший учитель, она учит целесообразности и гармонии. Каждый человек способен найти в природе новое, необычное и прекрасное. Но чтобы передать свое впечатление от прекрасного, свой восторг, необходимо владеть изобразительными средствами, уметь говорить на языке искусства. Именно практические занятия рисунком и живописью дают возможность овладеть изобразительным языком, раскрывают широкие возможности познания прекрасного в жизни, развития эмоционально-эстетического отношения к действительности, к произведениям искусства. 

      Подобно тому как на уроках русского языка и литературы, усвоив грамоту, научившись читать и писать, познав тонкости орфографии и пунктуации, ребенок получает возможность наслаждаться произведениями литературы, изобразительная деятельность раскрывает ему мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазию. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования. 

      Учитель учит детей рисованию различными материалами, выражению своих замыслов графическими и живописными средствами. В результате непосредственной практики в рисунке и живописи углубляется представление о предметах, развивается зрительная память, наблюдательность, точность глазомера, моторика руки, тонкое зрительное восприятие цвета, которые необходимы людям разных профессий: агроному, конструктору, инженеру, медику и др. 

      На уроках изобразительного искусства в школе дети должны получать конкретные знания и умения. Однако в школьной практике часто наблюдается бессодержательность уроков: учитель коротко объясняет задание, а ребята рисуют что хотят и как умеют. Урок проходит на самостоятельных началах, без целенаправленного обучения. Это порочная практика, ведь ребенок пришел на урок, чтобы учиться, и его надо учить, развивая эстетический вкус, воспитывая художественную культуру! Самодеятельное рисование, детская игра красками — не та цель, которой надо посвящать учебное время. 

      Ребенка надо последовательно учить изобразительной грамоте, как учат его чтению и письму. Без такого целенаправленного обучения с возрастом он теряет всякий интерес к рисованию. 

      Обучение в школе должно строиться по принципу постепенного усложнения задач изобразительной грамоты в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Причем для каждого урока следует определить конкретное содержание целей и задач обучения. Критерием грамотности детского рисунка должна быть степень его приближения к реалистически правдивому изображению. Этот критерий отвечает запросам самых юных художников, у которых есть стремление к познанию натуры и к более полному и точному ее изображению. 

      Первое и главное условие решения этих задач — повышение профессиональной подготовленности учителя изобразительного искусства, глубокое овладение им теоретическими и методическими основами грамоты рисунка, живописи и композиции. 

      «Художник-педагог может научить своего ученика только тому, чем он сам владеет, что знает, во что верит, чему предан. Отсутствие теоретических знаний и профессионального мастерства в педагогической работе недопустимо»,— считал И. Е. Репин. 

      Только в этом случае получат свое конкретное воплощение такие дидактические принципы обучения, как научность, систематичность и последовательность, сознательность и активность, доступность, прочность усвоения учебного материала и наглядность. 

      В обучении изобразительному искусству принцип научности предусматривает изучение законов линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения, композиции и истории искусства. Принцип систематичности и последовательности обучения изобразительному искусству обусловлен прежде всего логикой изучаемого материала, его содержанием. Учебный материал будет прочно усвоен и осознан, если каждое новое задание и упражнение логически обусловливается предыдущим. 

      Наглядность — одна из самых специфических особенностей изобразительного искусства как учебного предмета. Невозможно проводить беседы об искусстве, а также занятия на уроках рисования с натуры, тематическое и декоративное рисование без наглядного материала, без таблиц, моделей, рисунков и живописных этюдов. Только профессионально подготовленный педагог-художник способен построить систему конкретных, последовательных заданий и упражнений, определить их теоретическое и практическое содержание, создать наглядные образцы реалистического рисунка и живописи, собственноручно показать приемы изображения. Это последнее особенно важно. Ведь когда учитель сам умело рисует на школьной доске, заинтересованность учащихся неизмеримо повышается. 

      Наличие профессиональной грамотности определяет успех не только педагогической, но и творческой работы учителя изобразительного искусства. Известно, что живописец или график отражает сущность и красоту жизни в зрительно-воспринимаемых формах самой жизни, в богатстве их пластических и колористических качеств, которые он постигает в постоянном соприкосновении с жизнью, с природой. Он создает художественные произведения средствами правдивого воспроизведения натуры, изображением ее конструктивных, объемных, н пространственных качеств, колористического состояния освещенности. 

      Чтобы подойти, например, к решению сложных психологических задач портрета, выразить индивидуальные черты портретируемого, необходимо овладеть профессиональными средствами изображения головы и фигуры человека: конструктивно, со знанием анатомии, строить живую форму, выявлять движение и характерные пропорции, связывать детали с целым, обобщать и приводить рисунок головы и фигуры человека к тоновому единству и пластической выразительности. Пока художник не приобретет этих профессиональных качеств, он не сможет выразить внешний облик человека, отразить его духовные интересы, социальное положение, характерное, типическое в этом человеке, выразить личное отношение к человеку, свое мировоззрение и творческую манеру. Не владея профессиональной реалистической школой рисунка и живописи головы человека, невозможно создать творческий портрет. 

      То же самое можно сказать о натюрморте. Через достоверное и правдивое изображение предметов, их объемных, материальных и колористических качеств художник выражает красоту объективного своеобразия вещей, их неповторимые живописные качества. 

      В пейзаже художник тоже обращается к непосредственным зрительным качествам натуры, передает пространство, создает правдивое колористическое состояние освещенности. 

      Таким образом, умение грамотно изображать окружающие предметы, объекты и явления, правдиво выявлять их особенности и свойства — главный фактор творческих возможностей самого учителя. Без этого он не станет хорошим воспитателем детей, не будет способен развивать их творческие способности, художественный вкус. 

      Надеемся, что эта книга поможет не только учителям изобразительного искусства. Ведь к рисунку прибегают учителя на уроках географии и геометрии, ботаники и истории, потому что наглядно и убедительно выразить свою мысль, сделать объяснение более доступным и образным можно с помощью рисунка и живописи. 

      

      ЧАСТЬ I 

      РИСУНОК 

      

      Реалистический рисунок дает возможность наглядно и эмоционально выразить свою мысль и чувства, сделать изображение правдивым и выразительным. Его выразительные возможности определяются прежде всего передачей на плоскости видимой формы предмета со всеми ее характерными особенностями и свойствами: пропорциями, конструкцией, объемом, материалом, расположением в пространстве, состоянием освещенности. Изображение предмета на бумаге должно вызывать, по возможности, зрительные ощущения, аналогичные тем, какие вызывает предмет, когда мы смотрим на него в действительности с определенной точки зрения и при определенных условиях освещения. Только в этом случае зритель будет воспринимать изображение как правдивое, соответствующее опыту его зрительного восприятия и здравому смыслу. Рисунок в этом случае будет обладать качествами художественной выразительности. 

      Когда мы говорим о необходимости передавать в рисунке характерные признаки предметов или объектов, то речь идет не о действительной форме предметов, не об их натуральных размерах. В рисунке передаются воспринимаемые нами из одной точки зрительные образы, то есть перспективные со всеми их увеличенными и ракурсными изменениями. Изображение объемных предметов на плоскости осуществляется в единстве перспективного и конструктивного их построения. Без этого общая тщательная передача светотени на их форме не сделает предмет правильно нарисованным — пропорции будут искажены, объем не будет передан. 

      В пейзаже, например, если предметы и объекты на пространственных планах нарисованы без соблюдения перспективных изменений, изображение лишь тональных и цветовых элементов воздушной перспективы мало что даст для изображения пространства. Предметы или объекты, расположенные вблизи или вдали, всегда должны быть нарисованы с учетом наблюдательной перспективы. Поэтому, прежде чем приступить к практическому рисованию предметов с натуры, уясним, в каком же виде предметы представляются нашему глазу. Многие думают, что мы видим форму предмета, его пропорции, светотень и цвет точно такими, какие они есть на самом деле. 

      Это далеко не так! 

      

      ЭЛЕМЕНТЫ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ 

      Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и (как об этом узнаем далее) по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить особенности зрительного восприятия предметов природы. Понимание именно этих особенностей позволяет правдиво передать на изобразительной плоскости предметы или объекты окружающей действительности. 

      Если, например, выйти на середину улицы и посмотреть вдоль нее, то можно наблюдать следующее явление: ширина улицы по мере удаления от нас как будто сужается, хотя в действительности она одинакова на всем протяжении. Рельсы трамвайного пути, будучи параллельными, воспринимаются как сходящиеся вдали линии. Телеграфные столбы и люди по мере удаления кажутся все меньше и меньше. Здания тоже будут казаться меньшими, чем дальше от нас они отстоят. На больших расстояниях предметы кажутся плоскими, с неясными очертаниями, с почти неразличимыми деталями. Эти видимые изменения формы и цвета подчиняются определенным законам. Наука, изучающая эти законы, называется наблюдательной перспективой. 

      Теория линейной перспективы в полном ее объеме излагается в специальном курсе начертательной геометрии, и практически не может быть применена при рисовании. Рисуя предметы с натуры, мы часто не можем пользоваться, например, точкой схода параллельных прямых, так как для правильного перспективного построения ее приходилось бы брать далеко за пределами листа бумаги, предназначенного для рисования. Поэтому здесь мы остановимся только лишь на отдельных элементах наблюдательной перспективы, знания которых вполне достаточно, чтобы грамотно рисовать с натуры. 

      Константность зрительного восприятия формы. Размер и видимая форма предметов меняются в зависимости от расстояния и положения их относительно точки зрения. Однако в повседневной жизни мы не обращаем внимание на эти изменения. Чтобы правильно ориентироваться в реальных условиях, нам важно воспринимать не перспективные искажения, а настоящую, то есть действительную, форму предметов, ее реальные пропорции. Поэтому зрительное восприятие и представление о предметах основывается не только на ощущениях, которые непосредственно получает глаз при виде предмета в данный момент, но и на прошлом опыте человека, на прошлой практике. Зрительное восприятие формы предмета (особенно вначале) зависит больше от ранее известных качеств предмета (строения, величины), чем от видимых, перспективных. Поэтому, 

      хотя глаз видит, что удаляющиеся параллельные линии сходятся, мы твердо знаем, что перед нами линии параллельные, которые не должны сходиться, то есть мы видим одно, а разумом воспринимаем другое. Еще пример: когда неопытный художник рассматривает стены комнаты, пол, потолок, окна, висящие на стенах картины, он «видит» все эти предметы прямоугольными. На самом же деле глаз видит параллельные линии, ограничивающие эти прямоугольники, сходящимися при удалении, а прямоугольники — трапециями и четырехугольниками самых различных типов. 

      Этой особенностью восприятия (психологи называют ее константностью) объясняется большее количество ошибок, которые допускаются в построении перспективной формы предметов при рисовании с натуры. Предметы дальних планов изображают недостаточно уменьшенными и не замечают других перспективных изменений: зная по опыту, что у домов углы прямые, они при рисовании с натуры изображают их прямыми. 

      Чтобы понять и наглядно продемонстрировать перспективные искажения формы видимых предметов, поставим вертикально перед собой на некотором расстоянии прямоугольный кусок стекла и начнем через него рассматривать предмет или группу предметов. Лучи, идущие от предмета, прежде чем попасть в наш глаз, должны будут в определенных точках пересечь плоскость стекла, находящуюся между зрителем и видимым предметом. Не меняя положения головы (смотреть надо одним глазом с неподвижной точки зрения), обведем по стеклу тушью или чернилами контуры видимого предмета. На стекле получится перспективное изображение. 

      Проследим внимательно характер перспективных изменений па полученном таким образом рисунке. В зависимости от того, еде находятся предметы, выше или ниже уровня глаз, дальше или ближе от нас, в зависимости от их поворота, видимая форма предметов значительно изменяется: 

      1) при удалении от нашего глаза размеры предметов постепенно уменьшаются; 

      2) горизонтальные линии (горизонтальные стороны крыш, края тротуаров, рельсы трамвайного пути и т. п.), удаляясь, направляются к условной линии, расположенной на уровне глаз. Те из них, которые находятся выше уровня глаз, при удалении имеют направление сверху вниз, а находящиеся ниже — снизу вверх. Параллельные горизонтальные линии, удаляясь, н е только сближаются, но на уровне глаз (на линии горизонта) сходятся в одну точку; 

      3) все, что в натуре имеет вертикальное направление (телеграфные столбы, вертикальные стороны домов и т. п.), и на рисунке выглядит вертикальным. 

      Если мы хотим добиться правдивого изображения, все эти перспективные изменения должны быть переданы на бумаге при изображении с натуры. Глаз человека настолько привык 

      к подобным изменениям формы предметов, что он не будет правильно воспринимать на рисунке форму предметов, их объем, пространство, если предмет или объект не будет построен согласно перспективным изменениям видимой натуры. Без знания этих элементов перспективы невозможно воспитать в себе умение видеть натуру. 

      Чтобы хорошо уяснить себе основные перспективные изменения и научиться свободно видеть их при изображении с натуры, следует прежде всего познакомиться с некоторыми элементами и понятиями наблюдательной перспективы: линия горизонта, перспектива горизонтальных линий, способ определения перспективных углов. 

      Линия горизонта. Где бы ни находился изображаемый предмет, в закрытом помещении или на воздухе, прежде чем рисовать с натуры, необходимо определить его положение по отношению к линии горизонта: находится он выше или ниже уровня глаз. Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображаемой горизонтальной плоскости, проходящей на уровне глаз. Если мы поднимаемся вверх или, опускаемся вниз, то в соответствии с этим меняется и положение линии горизонта. 

      В зависимости от того, где находится предмет, выше уровня глаз или ниже, видимая его форма существенно меняется. Линия горизонта делит зримый вид натуры на две части, то, что находится выше линии горизонта, выглядит иначе, чем находящееся ниже линии горизонта. У предметов, которые расположены выше линии горизонта, видны их основания, а у находящихся ниже — верхние стороны. 

      Особенно значительным изменениям подвержено направление горизонтальных линий, удаляющихся от нас в какую-либо сторону. Форма многих предметов ограничена плоскостями, пересекающимися по прямым линиям (ребрам) и занимающим чаще всего горизонтальное положение. Для успешного построения их на рисунке необходимо хорошо разобраться в перспективе горизонтальных линий.

 

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ЧЕРЧЕНИЕ И РИСОВАНИЕ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ЧЕРЧЕНИЕ И РИСОВАНИЕ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика