Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей (Косминская, Халезова) 1987 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей (Косминская, Халезова) 1987

Назначение: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)

© "Просвещение" Москва 1987 

Авторство: Учебное пособие подготовили: В. Б. Косминская — разделы «Рисование», «Аппликация»; Н. Б. Халезова — разделы «Лепка», «Конструирование».

Формат: PDF Размер файла: 26.6 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРОВ 3

РИСОВАНИЕ . 5

ЛЕПКА . 51

АППЛИКАЦИЯ. 78

КОНСТРУИРОВАНИЕ 98

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей (Косминская, Халезова) 1987 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 От авторов

Успешное решение задач, поставленных партией в связи с реформой школы, невозможно без творческих усилий педагогических кадров, по¬вышения их профессионального мастерства. Одной из важнейших задач реформы является улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать у них чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произ-ведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Для этого следует лучше использовать возможности каждого учебного предмета, особенно музыки, изобразительного искусства и эстетики, имеющих большое познавательное и воспитательное значение.

Программа курса «Основы изобразительного искусства и методика руко¬водства изобразительной деятельностью детей» предусматривает практиче¬скую подготовку студентов. Специальным разделом в программе выделены лабораторные занятия с материалами по различным видам изобрази¬тельной деятельности: рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

В процессе лабораторных занятий осуществляется развитие эстетиче¬ского вкуса и художественных способностей, овладение изобразительными умениями и навыками в работе с различными материалами. В результате студенты должны приобрести умение самостоятельно и творчески исполь¬зовать знания и навыки в будущей своей педагогической деятельности.

В отличие от педучилища, где все навыки и умения учащиеся приобре¬тают с учетом требования программы детского сада по возрастным груп¬пам, программа педагогических институтов предусматривает дать студентам более обобщенные представления о приемах работы с различными изобра¬зительными материалами.

Из всего многообразия изобразительных средств по каждому виду дея¬тельности отобраны в определенной системе основные средства, которые дают возможность грамотно изображать отдельные предметы и явления.

В систему положены два принципа: учет специфики данного вида искусства и постепенность усложнения приемов изображения.

Большое внимание на лабораторных занятиях должно быть уделено овла¬дению каждым студентом изобразительными приемами по данному виду

деятельности и развитию умений самостоятельно использовать эти приемы в методической работе.

Практическое ознакомление с изобразительными умениями и навыками подкрепляется положениями из теории искусствознания и демонстрацией различного наглядного материала: произведений искусства, таблиц, при¬мерных образцов выполнения работы и т. д. Полученные умения студенты закрепляют в самостоятельной работе при выполнении домашних заданий.

Обязательным условием, необходимым для более успешного и глубокого овладения материалом лабораторных занятий, является изучение литера¬туры, рекомендуемой в конце книги по каждому разделу.

Таблицы, помещенные в пособии, знакомят с системой различных прие¬мов изображения. Методы использования таблиц зависят от задач и кон¬кретного содержания каждого занятия: а) с целью упражнения в приемах, трудных для студента; б) с целью освоения какого-либо одного или двух приемов, ранее неизвестных студентам. Руководствуясь указаниями, данны-ми в таблице, используя тот или иной прием, студенты создают свои ва¬рианты орнаментальных композиций, по-своему изображают различные предметы.

В течение года все студенческие работы проверяются и оцениваются преподавателем, на основании этого в конце семестра студенту ставится зачет.

РИСОВАНИЕ

Своеобразие графического изображения

Графика — один из видов изобразительного искусства, в котором изображение дается в виде рисунка, нанесенного на какую-либо плоскость в линейных формах. Слово графика произошло от греческого grapho, что означает — «пишу», «рисую». Рисунок выполняется обычно каранда¬шом, углем или краской одного цвета.

Сфера применения рисунка чрезвычайно широка. Рисунок, как гра¬фическое изображение, является прежде всего одним из видов художест¬венного отображения действительности, т. е. выступает в виде произве¬дения искусства. Рисунок часто используется и в других областях дея¬тельности человека и имеет научно-вспомогательное и техническое зна¬чение. Применяется в технике (зарисовка деталей, общего вида маши¬ны и т.п.); в топографии (условные знаки, изображающие различные объекты).

«Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникает в самую суть предмета»,— писал М. И. Калинин1.

На это же указывала Н. К. Крупская: «Если мы хотим, чтобы ре¬бята овладели техникой, мы должны развивать их зрительную память, должны развивать умение отображать виденное и мыслить определен¬ными образами»2.

Рисунок является основой создания образа в других видах искус¬ства — живописи, скульптуре, архитектуре. Благодаря простой технике воспроизведения и размножения (в виде плакатов, иллюстраций и т. д.) рисунок имеет значение как средство массовой агитации. История раз¬вития рисунка свидетельствует об активной политической роли, которую играли графические произведения в различные исторические периоды.

Виды графики и способы воспроизведения рисунка

В зависимости от назначения графика делится на несколько видов: станковую, книжную и журнально-газетную, плакатную и прикладную.

К станковой графике относятся рисунки, имеющие самостоятельное значение, где художник сам выбирает тему, материалы и способы выпол¬нения (например, различные эстампы).

1 Калинин М. И. Собр. соч.— М., 1963.— T. 3.— С. 434.

2 Крупская Н. К. Избр. пед. соч.— М., 1959.— Т. 4.— С. 481—482.

В рисунках, создаваемых для иллюстрирования литературных произ¬ведений, различных статей, газет и журналов, художник не может действо¬вать совершенно самостоятельно. Графический образ должен соответство¬вать образу, созданному писателем. Художник лишь обогащает этот образ деталями, изображением окружающей обстановки, о которых писатель мо¬жет и не упоминать. Этим углубляется, расширяется художественный об¬раз и становится более конкретным, зримым.

К прикладной или художественно-производственной графике относятся рисунки оформительского характера: этикетки, марки, грамоты и т. п.

Способы воспроизведения рисунка в графике очень многообразны.

Гравюра— печатное воспроизведение рисунка, выполненного различны¬ми способами гравирования на доске (деревянной, металлической и др.). По способу выполнения различают: выпуклую гравюру — все линии рисунка остаются выпуклыми, углубляется фон; углубленную гравюру — рисунок прорезается резцом, а фон остается нетронутым, выпуклым.

В зависимости от техники воспроизведения гравюрные работы могут быть различных видов. Наиболее распространены следующие: эстамп, офорт, линогравюра.

Эстамп — гравюра станкового характера, выполненная на доске самим художником.

Офорт — вид углубленной гравюры на металле, выполненный не резцом, а протравливанием рисунка кислотой.

Линогравюра — разновидность углубленной гравюры, выполненной на линолеуме.

Литография — оттиск, получаемый перенесением рисунка с плоской доски на бумагу. На литографскую доску (каменную или металлическую) наносится рисунок краской. Если рисунок выполнен в несколько красок, то соответственно им цветовые пятна наносятся на несколько досок. Затем с этих досок путем оттиска делаются различные по цвету изображения, точное наложение которых создает общий вид рисунка.

Репродукция — изображение, получаемое с помощью фотомеханических печатных процессов.

Основные средства художественной выразительности в рисунке

Линия в рисунке — основное изобразительное средство, причем имеет значение не каждая линия отдельно, а их совокупность, дающая изобра¬жение данного предмета.

П. П. Чистяков, известный педагог в области изобразительного искус¬ства XIX века, требовал «рисовать не изгибы линий, а формы, которые они образуют между собой». Он говорил, что те, кто не видит форму, и линии правильно не нарисует.

Линия может носить различный характер. Линия однородная и не меняющаяся по своей толщине в процессе всего изображения передает форму предмета, прорисовывает детали. Как более выразительное средст¬

во линия выступает в качестве штриха, который на одном и том же ри¬сунке может быть толще, тоньше, короче, длиннее, идти не сплошной чертой, прерываться или, наоборот, ложиться близко друг к другу, создавая впечат¬ление тени. Например, художник Е. И. Чарушин тонкими, порой едва заметными линиями изображает мягкую пушистую фактуру меха у живот¬ных, разнообразное по очертанию оперение у птиц.

При помощи линий художник передает положение предмета в прост¬ранстве и изменение его формы в разных-ракурсах.

Этапы линейного построения рисунка в условно-плоскостном изобра¬жении следующие:

/ 1. Нахождение места предмета на листе бумаги в зависимости от его

размеров и положения в пространстве.

2. Расположение крупных частей (конструкция и пропорции).

3. Отработка деталей.

Общая обрисовка всего контура предмета никогда не производится на первых этапах работы. Обведение всего контура может стать завер¬шающей стадией рисунка, когда основной задачей является четкое вы¬деление формы и ее частей (например, рисунки в альбомах для раскра¬шивания) .

Рисунки, в которых решаются цветовые задачи (передача разнооб¬разия оттенков, определенного колорита и т. д.), а также рисунки объем¬ные с обозначением светотени контурной линией не обводятся, иначе теряется выразительность.

Во время работы на каждом этапе изображения следует помнить основной принцип — идти от общего к частному, все время держать в поле зрения весь предмет, а не только ту его часть, которая изображается в данный момент.

В условно-плоскостном рисунке предмет изображается в двух измере¬ниях, без передачи объема светотеневыми средствами. При таком типе изображения важно выбрать точку зрения, с которой лучше выявляется характерная форма предмета, его частей (например, при изображении человека — положение фас, животных — профиль и т. д.).

Объемное изображение связано с передачей светотеней и перспек¬тивных сокращений.

Изображение предметов в различных ракурсах без использования светотени иногда применяется художниками, но для такого рисунка надо в совершенстве владеть способами линейного изображения. Примером могут служить многие рисунки и картины японского живописца, рисо¬вальщика Кацусика Хокусая.

Светотень. Художник, изображая на рисунке соотношение света и тени, может лучше передать объем и особенности формы. В зависимости от освещения одни части предмета выявляются лучше, другие менее заметны, так как поглощаются тенью. Предмет по-разному восприни¬мается при ярком, рассеянном и слабом освещении.

Световые и теневые пятна располагаются по форме предмета. На закругляющихся частях переход от света к тени постепенный, незамет¬ный, через полутона. На предметах, ограниченных плоскостями под углом, границы между светом и тенью резкие.

Этапы выполнения линейного рисунка

Иногда на затемненной части предмета появляется более светлое пятно как результат отражения световых лучей, падающих от близлежащих предметов. Цвет предмета в этом месте может приобрести другой оттенок. Это явление носит название рефлекс.

Степень освещенности предмета и резкости перехода от света к тени зависит от расстояния между источником света и предметов, силы све¬та, угла падения светового луча, цвета и фактуры предмета.

Предметы могут отражать и поглощать световые лучи. Матовые по¬верхности поглощают большее количество света, зеркальные поверхности отражают почти все лучи, образуя блики.

Таким образом, в понятие светотени входят: свет — наиболее осве¬щенная часть предмета; блик — самое светлое пятно на освещенной части; тень — самая затемненная часть; полутень — место перехода от света к тени. Особенно постепенен переход на округлых частях; падаю-щая тень — тень от предмета на той поверхности, где он расположен; рефлекс — оттенки в теневой части предмета под влиянием цветовых и световых лучей от окружающих предметов.

Фон. Своеобразие графического изображения состоит в том, что ри¬сунок может не заполнять всей плоскости листа. Очень часто дается изображение одного предмета без окружающей его обстановки, т. е. ри¬сунок окружает тот фон, который присущ данной бумаге. Фон не всегда безразличен для рисунка. Он является одним из средств, помогающим придать рисунку выразительность.

Чаще всего рисунок наносится на белую бумагу, но в зависимости от стоящих изобразительных задач может быть использована и цветная бумага спокойных тонов: серая, зеленоватая, желтоватая и т. п.

Для рисунка акварелью может быть взята только белая бумага, так как краска прозрачна. Для кроющих материалов (гуашь, пастель, сан¬гина, мел) можно использовать цветной фон. Чаще всего он применяется при выполнении декоративных рисунков. В сюжетных рисунках художник создает фон, так как он тесно связан с содержанием и часто включает множество оттенков. Поэтому такие рисунки лучше выполнять на белой бумаге.

Фон создает дополнительные возможности, которые делают рисунок рельефным, выпуклым, выразительным. Благодаря фону можно получить большой эффект в создании определенного колорита: на темном фоне хорошо выделяются светлые цветы, ярко освещенные части предмета. Художник часто использует цветовые контрасты, что придает образу большую выразительность. Рисунок может заполнять весь лист бумаги и передавать широкую картину какого-либо события, но и здесь всю композицию не обязательно заключать в ограничивающую ее рамку.

Цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании.

Художник использует цвет для передачи своего замысла, своего от¬ношения к изображаемому. В картинах, где показано человеческое стра¬дание, горе, чаще всего используются цвета неяркие, приглушенные, более темные (например, в картинах В. Г. Перова «Тройка», «Проводы

Объемное и условно-плоскостное изображение предметов

покойника», И. Н. Крамского «Неутешное горе», К. Д. Флавицкого «Княжнй Тараканова» и др.)

/В картинах с радостным, оптимистическим настроением цвета подби¬раются яркие, сочные (например, к картине И. Е. Репина «Запорожцы», А. И. Лактионова «Письмо с фронта»).

Красный цвет' возбуждает у человека радостные чувства, что хорошо использовал И. Е. Репин в картине «Запорожцы». Но этот же цвет в другой ёго картине, «Иван Грозный и сын его Иван», создает у зрителя чувство страха перед пролитой кровью. Красное зарево, покрывающее небо, в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» вызывает ужас перед изображенной трагедией.

Такое различное воздействие цвета объясняется тем, что цвет воспри¬нимается и осознается человеком не сам по себе, а в связи с тем событи- 10

ем, которое изображено. В этом мы видим одно из проявлений единства формы и содержания в художественном произведении.

Цвет используется художником и с целью вычленения главного. На¬пример, в картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» фигура боярыни выделяется черным пятном на белом снегу. В «Сватовстве майора» П. А. Федотова также применяются контрасты цветовых сочетаний, чтобы еще ярче показать главных персонажей: светлое платье невесты — на темном фоне комнаты и темная фигура жениха — на светлом фоне передней; второстепенные лица (мать, сваха и прислуга) не выделены цветом, и при первоначальном просмотре картины эти фигуры не воспри¬нимаются, хотя расположены в центре.

Цвет является средством реального отображения действительности, но действует не изолированно, а в общей совокупности с композицией, линией рисунка, раскрывая и усиливая при этом содержание картины. Художник С. А. Чуйков светлыми, радостными мажорными красками передает наступление нового в жизни женщины в картине «Дочь Со-ветской Киргизии».

Важное значение цвет имеет в живописи как основное изобразитель¬ное средство. В графике цвет делает рисунок ярким, красочным, но не является основным выразительным средством. У В. А. Серова очень интересные акварельные рисунки (например, к сказке Мамина-Сибиряка «Ворона и канарейка»). Но именно его мы можем назвать мастером карандашного (черного) рисунка. В этой технике В. А. Серов достиг непревзойденного совершенства. Он создал серию портретов (карандашом) знаменитых русских актеров Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, Г. Н. Федотовой, К. С. Станиславского, В. И. Качалова, И. М. Москвина и других, передавая сходство несколькими характерными штрихами, выделяя в простом линейном рисунке подлинные черты каждого. В. А. Серов создавал впечатление объемности, пластичности изображения при помощи небольшой растушевки.

Не меньшим мастером рисунка карандашом был И. Е. Репин. Портреты, выполненные им, не менее выразительны, чем живописные (например, портреты В. М. Васнецова, Н. С. Лескова и других). И. Е. Ре¬пин создал карандашом и сложные композиции («Невский проспект», «Горький читает пьесу «Дети солнца»), особенно выразительные своей легкостью наброска, на фоне которого ярко выделяются и тщательно отработаны основные действующие лица.

Для овладения правильными графическими умениями необходимо знать основные свойства цвета, их взаимовлияния, правила использова¬ния. Этим занимается специальная наука — цветоведение. Она учит художника анализировать цвета и использовать их в своих целях.

Цвета делятся на хроматические и ахроматические {хрома — по гре¬чески означает — «цвет»).

Ахроматические цвета — белый, серый, черный. Они, по существу, бес¬цветны и отличаются друг от друга только по светлоте (цвет. табл. 1).

Хроматические цвета отличаются друг от друга по светлоте и по цве¬товому тону. Например, желтый цвет гораздо светлее синего или красного и совершенно отличается от них цветовым тоном. Хроматические цвета,

расположенные в определенном порядке по цветовым тонам, образуют спектр.

В спектре различают две группы цветов — теплые и холодные. Теп¬лые цвета напоминают цвет солнца, огня: желтый, красный, оранжевый. Холодные цвета напоминают цвет голубого неба, льда, воды: синий и его оттенки. Это деление связано с нашими ощущениями. Все цвета, кроме основных, могут иметь теплый или холодный оттенок: желто-зеленый или сине-зеленый; красно-лиловый или сине-лиловый и т.п. (цвет. табл. 2).

Дополнительные цвета. При одновременном восприятии всех цветов спектра в момент быстрого вращения спектрального круга (оптическое соединение) мы видим белый цвет. В спектральном круге при оптическом соединении два цвета, расположенные примерно друг против друга, также могут дать белый цвет. Такие цвета называют дополнительными: крас-ный и голубовато-зеленый, фиолетовый и желто-зеленый, желтый и си¬ний, оранжевый и голубой (цвет. табл. 1).

Расположенные рядом дополнительные цвета усиливают яркость друг друга. Художник должен использовать эти свойства для придания выразительности создаваемому образу.

Хроматические цвета делятся также на основные и производные. Основные — красный, синий, желтый. Они самостоятельны, их нельзя получить, смешивая несколько красок. Все остальные цвета — производ¬ные. Они получаются путем соединения двух или несколько цветов. На¬пример, желтый и синий дают зеленый цвет; соединение красного и сине¬го — лиловый; зеленого и красного — коричневый и т. д.

В спектральном круге производные цвета хорошо просматриваются при переходе от данного цвета к другому, например, все оттенки оран¬жевого цвета видны при переходе от красного к желтому (цвет. табл. 1).

Различные оттенки одного цвета зависят от степени его светлоты, насыщенности тона, красочных контрастов и рефлексов.

Насыщенным тоном называется такой, в котором ярче всего выражены цветовые качества данного цвета, т. е. наиболее интенсивный тон.

Красочный контраст — взаимодействие близко расположенных цве¬тов, влияющих на оттенки.

Понятие красочного контраста включает несколько положений.

1. Светлые цвета на . темном фоне кажутся еще светлее, а на свет¬лом — темнее.

2. Холодные цвета делают соседние более теплыми, а теплые более холодными.

3. Расположенные рядом дополнительные цвета усиливают яркость друг друга.

4. Нейтральйый цвет принимает оттенок дополнительного цвета к окраске того предмета, который рядом с ним расположен. Например, серый цвет рядом с зеленым будет казаться розоватым.

Красочный рефлекс — оттенок в теневой части предмета или на па¬дающей тени вследствие освещения его отраженным светом от окружаю¬щих предметов. Например, у белой вазы, стоящей на красной скатерти, тень на боковой поверхности будет слегка розоватой, у темной вазы на белой скатерти тень на стороне, обращенной к скатерти, станет светлее.

Зная все особенности цветовых сочетаний, художник может создать рисунок в определенном колорите.

Колоритом называется общая цветовая гармония, где каждый цвет находится в согласованном единстве с другими. Иногда термин «колорит» употребляют в смысле цветовой гаммы рисунка, общей его тональности, когда все цвета подчиняются одному, передавая его оттенки, например: голубой колорит, розовый и т. п.

Композиция — это определенное расположение предмета в простран¬стве и его связь с другими предметами.

Слово композиция происходит от латинского compositio, что означа¬ет — «составление, соединение».

Композиция в живописи и графике означает построение произведения, распределение его частей на плоскости листа в определенной связи друг с другом, соответственно содержанию.

Художник уделяет большое внимание композиции. В предваритель¬ной работе над раскрытием содержания картины он делает ряд эскизов, набросков в поисках такого построения произведения, которое бы наибо¬лее совершенно отвечало задуманному.

Разнообразны примеры решения композиции. Наиболее простой композицией отличается фризовое построение, характерное для древнего египетского, ассирийского искусства, где расположение предметов под¬чинялось строгому порядку одной линии. Такая композиция давала воз¬можность художнику графически выразить торжественность процессий, ясно выделялся каждый изображенный персонаж. Но это маложизненное построение, так как основу его составляет ритм и симметрия в их чистом виде. Здесь нет таких положений предметов, которые, как правило, су¬ществуют в жизни. Это заслонение одного предмета другим, удаление или приближение отдельных предметов и в связи с этим изменение их размеров и четкости очертаний.

Мастера эпохи Возрождения ставили задачу воспроизведения пред¬метов на плоскости в тех отношениях, в каких они воспринимаются ху¬дожником с определенной точки зрения. Образцами считаются работы Леонардо да Винчи и Рафаэля. У Рафаэля композиция помогала передать идею гармонического восприятия мира; красота — в гармонии, стройном соответствии всех частей. Отсюда и симметричное расположение: глав¬ное в центре, правая и левая стороны уравновешены, например располо¬жение фигур в «Сикстинской мадонне».

Это построение для выделения главного используется художниками и в дальнейшем (например, В. И. Суриков в «Боярыне Морозовой», В. Г. Перов в «Тройке»; и др.). Расположение фигур и предметов должно диктоваться прежде всего задачами создания художественного образа.

Большое значение имеет выбор точки зрения, с какой художник как бы смотрит на картину. От этого зависит и правильность передачи содер¬жания.

Например, богатыри в одноименной картине В. М. Васнецова произ¬водят такое величественное впечатление не только благодаря своему мо¬гучему телосложению, но и потому, что они расположены выше линии горизонта, мы смотрим на них как бы снизу, и они кажутся еще выше.

Основные положения линейной перспективы

Или у М. В. Нестерова в картине «Пустынник» мы видим фигуру сверху, этим подчеркивается еще большая кротость всего облика старика.

Композиция помогает передать движение, динамику. Конечно, это трудная задача, так как специфика изобразительного искусства в том, что можно передать только один момент движения, как бы остановить его на мгновение, чтобы запечатлеть в картине. Напряженность движе¬ний, динамичность борющихся фигур ярко показана в картине А. А. Дей- неки «Оборона Севастополя».

В нашем представлении движение связано с расположением предмета по наклонной линии. Художник использует это и располагает предметы по диагонали (например, В. Г. Перов «Проводы покойника», В. И. Су¬риков «Боярыня Морозова», И. Е. Репин «Бурлаки»). Различные де¬тали позволяют судить о быстроте движения. В картине «Не ждали» И. Е. Репин расположил фигуру матери спиной к зрителю, и мы можем представить, как в следующую минуту мать и сын бросятся навстречу друг другу.

В иллюстрациях художника И. Я. Билибина к «Сказке о царе Сал- тане» хорошо видно перспективное построение шеренги тридцати трех витязей, выходящих из вод морских. На другой иллюстрации к этой же сказке на переднем плане изображены царевич Гвидон и его мать, а вдали виднеется город с дворцами и златоглавыми церквами соответст¬венно меньших размеров.

Таким образом, проблема композиции может быть правильно решена только в зависимости от поставленных содержанием задач, только с позиций реалистического отношения к изображаемому.

Все окружающие предметы в зависимости от расстояния, выбора точ¬ки зрения рисующим кажутся иными, чем в действительности,— больше или меньше, могут выделяться ярче или быть в тени, казаться частично заслоненными и т. д.

Перспектива — это вспомогательная наука, изучающая изменения формы и цвета предмета, расположение его в пространстве при изобра¬жении с определенной точки зрения. Перспектива помогает правильно изобразить предмет.

Перспективное изображение включает два понятия: линейную пер¬спективу и воздушную. Линейная перспектива — построение кажущихся изменений предмета в связи с его положением (фас, сбоку, три четверти поворота и т. п.) и уменьшение размеров с удалением предмета, располо¬жение его в разных планах на листе. Воздушная перспектива — измене¬ние в связи с удалением четкости очертаний, видимости деталей, яркости цвета. Это хорошо можно понять по картине И. И. Шишкина «Лесные дали». Протяженность пространства хорошо передана К. Ф. Юоном в картине «Утро индустриальной Москвы».

Для правильного перспективного построения рисунка необходимо учитывать следующие моменты: горизонт, точку зрения, точку схода, угол зрения.

Горизонт как термин, применяемый в искусстве,— это условная линия уровня глаз рисующего, пересекающая воспринимаемый объект или иду¬щая поверх (снизу) него.

Точка зрения — отношение между направлением взора рисующего и положением предмета. Может быть высокая точка зрения и низкая.

Точка схода—место на горизонте, где сходятся при построении рисунка все прямые линии.

Угол зрения образуется воображаемыми линиями, идущими от вер¬шины и основания предмета и пересекающимися при восприятии в глазу. От угла зрения зависит видимость частей предмета, передача его поло¬жения в пространстве, размеры.

Основные положения линейной перспективы:

1. Все предметы по мере удаления кажутся меньше. Это зависит от угла зрения, который меньше для далеко стоящих предметов, чем для близкостоящих.

Леонардо да Винчи установил основные закономерности уменьшения изображения. Вот одно из его положений о двух одинаковых предметах, расположенных на разном расстоянии от рисующего: «Второй предмет, удаленный от первого, как первый от глаза, будет казаться вдвое меньше первого, хотя бы оба были одинаковой величины».

2. Все удаляющиеся от нас параллельные линии сходятся в одной точке на линии горизонта. Перспективный горизонт служит основой для правильного построения — линии, идущие от предметов, расположенных выше горизонта, будут опускаться к нему, а расположенных ниже гори¬зонта — подниматься и пересекаться в точке схода на горизонте.

3. В зависимости от положения предмета к глазу рисующего (точка зрения) меняется форма предмета (видимость различных частей).

4. С удалением предметов уменьшаются и расстояния между ними.

Материалы для рисования

Художник стремится придать образу наибольшую выразительность в соответствии с задуманным содержанием. С этой целью он использует разнообразные изобразительные средства: линию, свет, цвет, компози¬цию, различные материалы.

Подбор средств и материалов для осуществления замысла является одним из компонентов творческой работы художника. Выразительность образа зависит от совершенства техники. Но техника — не самоцель, она подчиняется содержанию, обслуживает его и не должна быть заметна.

Техника в искусстве — это совокупность специальных способов и прие¬мов, посредством которых исполняется художественное произведение.

Знание техники, применение того или другого материала позволяет наилучшим способом выявить этот материал.

Карандаши. Слово карандаш тюркского происхождения (кага — «черный»,> tas— «камень»). Графитный стержень изготовляется из гра¬фита, пластичной огнеупорной глины и связующих веществ; стержень цветных карандашей — из каолина, бентонита, талька, связующих ве¬ществ и различных красителей.

На деревянной оправе карандаша проставляется номер и буква, озна¬чающие степень мягкости: М — мягкий, Т — твердый, МТ — средний.

Техника рисунка простым карандашом

Цифры говорят, об усилении твердости. На карандашах зарубежных марок вместо М ставят В, вместо Т — Н.

Графитный карандаш для крупных рисунков не пригоден. Им хорошо пользоваться для отработки деталей, проводя линии любой толщины.

При рисовании карандашом применяются различные способы закра¬шивания: тушевка и^ штриховка.

Тушевка — сплошное покрытие одним тоном без нажима. Карандаш надо держать свободно, плоско по отношению к бумаге. Для получения более темного > тона поверхность тушуется несколько раз. Нажим усили¬вать нельзя, так как образуются отдельные штрихи.

Штриховка — покрытие закрашиваемой поверхности линиями (штри¬хами), направленными в одну сторону. Штриховка может быть сплошной, когда линии сливаются друг с другом, или с промежутками, на расстоя¬нии, это зависит от задач изображения.

Правила штриховки:

1. В зависимости от положения частей предмета должно быть раз¬личное направление штриха, иначе нарушается целостное восприятие всего изображения. Например, у цветка все лепестки штрихуются по направлению к центру.

2. Для получения оттенков одного цвета употребляется разный нажим.

3. На округлых формах штрих изгибается по форме, в противном случае пропадает впечатление округлости.

4. При изображении предметов, в основе которых лежит передача фактуры (мех, перья, хвоя и др.), применяется неотрывная, но редкая штриховка.

Уголь для рисования производят из различных пород дерева путем медленного сгорания. Мягкость его зависит от породы дерева и способа обжига. Палочка угля сохраняет толщину и форму ветки. Прессованный уголь (в форме палочки) получается из угольного порошка с добавлением растительного клея. Он имеет более черный цвет, чем естественный уголь.

Уголь хорошо ложится на шероховатую поверхность и легко снимает¬ся с нее, поэтому особенно пригоден для первоначальных набросков. Уголь применяется и для самостоятельного рисунка, но требует фиксиро¬вания (закрепления) спиртовым или водным раствором.

Основное выразительное свойство угля — бархатистость. При рисовании на тонированной бумаге хорошо сочетается с углем мел, что делает ри¬сунок контрастным, живописным.

Сангина. Слово происходит от латинского sanguis, что означает «кровь». Сангина натуральная — минерал. Искусственная сангина изготавливается в виде палочек из каолина и окиси железа. Применяя различный нажим или специальную растушку, можно получить разнообразные оттенки от красновато-коричневого до нежно-розоватого (цвет. табл. 4).

На бумаге сангина держится непрочно и требует фиксирования. При рисовании мокрым способом закрепления не требуется: рисунок, выпол¬ненный сангиной, слегка промывается набранной на кисть водой. Но при этом способе фиксации теряется особый бархатистый характер изобра¬жения.

Пастель. Слово происходит от итальянского pustello и означает — «мягкие цветные карандаши». Пастель производится искусственным спо¬собом из различных красок. Связующими веществами служит гуьЬ^иа- рабик, декстрин, молоко, сахар, солод. Иногда добавляются мел, гипс, тальк, магнезия, которые также обладают связующими свойствами. В зависимости от количества и качества связующих веществ получа¬ются твердые, средние и мягкие сорта пастели.

Основные выразительные свойства пастели — нежность, бархати¬стость, многообразие цветовых оттенков (цвет. табл. 5). В больших наборах отдельные цвета представлены 10—15 палочками различных оттенков. На¬жим при рисовании пастелью почти не употребляется, так как все слои, не соприкасающиеся с бумагой, осыпаются. Пастель, как и сингина, может использоваться в соединении с карандашом, которым прорисовываются мелкие детали, форме придается четкость. Иногда пастель соединяется с акварелью, она создает основной тон.

Техника рисунка углем: 1) получение оттенков путем нажима; 2) получение оттенков с при-менением растушки; 3) различные способы наложения штриха

Рисунки пастелью требуют закрепления. В рисовании пастелью также используется мокрый способ.

Цветные восковые мелки изготавливаются в виде небольших палочек из воска с добавлением красителей. Мелки легко ложатся на шерохова¬тую бумагу, оставляют широкую линию, дают мягкие очертания. По цве¬ту рисунок мелками довольно ограничен, так как они почти не дают оттен¬ков (цвет. табл. 6). При закрашивании больших поверхностей (небо, земля) можно проводить боковой стороной мелка, поверхность бумаги становится рябоватой. Этот фон делает рисунок выразительным.

Акварель — водяные краски, французское слово (aguarell) и проис¬ходит от латинского слова agua — «вода». Акварель бывает твердая в плитках, полумягкая — в чашечках и мягкая — в тюбиках. В качестве связующих веществ употребляются растительный клей с примесью меда, сахара, глицерина. Красящий пигмент очень мелко растерт.

Основное свойство акварели — прозрачность красящего слоя. Поэто¬му карандашный набросок контура предмета должен быть легким, линии чуть заметными, иначе карандаш будет виден сквозь краску. Когда ри¬сунок правильно построен и закончен, наносится краска, после этого стирать карандашную линию нельзя, так как нарушится весь красочный слой акварели.

Свойство прозрачности следует учитывать и при наложении одного цвета на другой, так как происходит их слияние и изменяется требуемый цвет. Обычно какой-либо цвет, его оттенок наносится на чистый белый фон бумаги. Поэтому при наложении краски надо идти прежде всего от цветового пятна, а не от формы предмета.

Белила в акварели не употребляются, они лишают краску прозрач¬ности и чистоты цвета. Более светлые тона получаются разбавлением насыщенного тона водой. Чтобы краска лучше ложилась на бумагу, перед началом рисования краской весь лист промывается водой (протирается влажным ватным тампоном). При накладывании цвета в акварели исполь-зуются два способа: лессировка и алл а прима.

Лессировка — наложение одного прозрачного слоя краски на другой, при этом первый слой просушивается. Данный способ иногда называют «работой по-сухому», он сохраняет прозрачность акварели.

Алла прима — все цвета берутся сразу нужной силы, каждая цветовая деталь начинается и заканчивается в один прием. Этим способом, или «работой по-сырому», можно достигнуть яркости и красочности, но есть опасность потери прозрачности, если краска мало насыщёна водой.

Таким образом, высветление насыщенного тона в акварели происхо¬дит путем разбавления ее водой. Наибольшая насыщенность тона соз¬дается путем добавления более темной краски другого цвета, чаще всего черной. Но при этом теряется яркость и чистота основного цвета, злоупотреблять добавлением черной краски не следует.

Постепенный переход от данного тона к другому или одного цвета к другому получается путем размывания краски на бумаге водой или вливанием одного цвета в другой.

При размывании по верхнему краю рисунка проводится полоса опре¬деленного цвета, затем кисть промывается, и чистой водой нижний край

нанесенной красочной полосы размывается еще ниже, затем кисть опять промывается, и размыв опять спускается, и так до тех пор, пока нужное пространство не будет окрашено. Этим приемом достигается постепенный переход от более темного тона к светлому (например, при окраске неба).

Если требуется, чтобы один цвет постепенно перешел в другой, то после нанесения одного цвета промытая кисть окунается в другую краску и закрашивание продолжается с места окончания работы первой краской. Соединение красок должно произойти, пока не высох первый слой, тогда края двух красок сольются.

Гуашь — французское слово (gouache) —непрозрачные акварельные краски. Гуашь по технологии производства близка к мягким сортам акварели, отличается от нее своей непрозрачностью. Связующие вещества гуаши те же, что и у акварели, но с примесью белил.

Гуашь обладает хорошим кроющим свойством, однако при наклады¬вании густым слоем краска осыпается. Благодаря непрозрачности гуаши можно наносить один цвет на другой (конечно, после высыхания каждого слоя краски), не получая их смешивания. Это качество гуаши использует¬ся в декоративных работах.

Высветление цвета производится добавлением белил. Получение производных цветов осуществляется предварительным смешением кра¬сок на палитре; нельзя получить их наложением одного цвета на дру¬гой на бумаге, как в акварели.

Для лучшего понимания выразительных возможностей различных материалов студентам необходимо познакомиться с произведениями, выполненными в разной технике. При этом следует выяснить, почему художник в данном произведении предпочел тот или иной материал.

Практические занятия по рисунку

Занятие 1. Рисование с натуры предмета условно-плоской формы — листьев или бабочек

Цель. Строить линейный рисунок, передавая характерные особенности формы изображаемого предмета.

Материалы и оборудование. Белый лист бумаги, простой карандаш, листья (бабочки) различной формы.

Сначала необходимо внимательно изучить натуру: рассмотреть форму листа (бабочки) — простая или сложная, расположение прожилок, от которых зависит форма, наличие отдельных деталей у данного предме¬та — зубчики по краю, вырезы и т. п. Сравнить один листок (бабочку) с другим, найти сходство и различие между ними.

Натура располагается в том положении, в каком хотелось бы ее изо¬бразить. Натуру плоской формы легче рисовать, если она находится перед рисующим на бумаге, соответствующей по цвету и размерам тому листу бумаги, на котором будет дано изображение.

Рисование должно идти по этапам, они определяют последователь¬ность рисунка. Прежде всего уточняется расположение листа (ба-

Карандаш. Рисование с натуры (работы студентов)

бочки) на плоскости бумаги, т. е. находится направление основной лр ~- жилки, идущей от черенка (у бабочки — положение туловища). На этом же этапе определяется основная форма с учетом пропорционального соотношения ширины и длины.

Следующим этапом работы выявляется форма крупных частей, уточ¬няются особенности простой формы (округлая, вытянутая, стреловидная и т. п.) или сложной, в соответствии с направлением основных прожилок листа.

Затем изображаются мелкие детали: зубцы, форма черенка и др.

В конце работы на рисунок наносится штриховка, которая передает цветовые оттенки, зависящие от окраски данного предмета или от изгибов его поверхности.

В такой же последовательности изображается другой листок (бабоч¬ка), имеющий другую форму.

На данном занятии можно освоить также технику рисунка цветными карандашами. В этом случае после построения рисунка идет его штри¬ховка соответствующим цветом, начиная с самых светлых. При этом следует использовать различные приемы штриховки (см. цвет. табл. 3).

Задание на дом. Составить методическую разработку к рисунку, сделанному на занятии в институте, которая должна включать этапы работы над рисунком. Последовательность построения методической разработки дается на рисунке.

Занятие 2. Рисование с натуры предмета с передачей его объема

Цель. Закреплять знания об особенностях линейного (плоскостного) изображения и объемного светотеневого.

Материалы и оборудование. Комнатные растения (желательно с небольшим количеством крупных листьев: бегонии, фикуса, плектогина, сан- сивьера и др.), уголь или угольный карандаш, мел, бумага шероховатая белая или тонированная.

Прежде чем начать рисунок, следует внимательно рассмотреть выб¬ранное растение: каковы его особенности, чем оно отличается от других, в чем его привлекательность. В рисунке надо все это показать.

Растение ставится по отношению к источнику света так, чтобы конт¬растно выделялись светотеневые пятна, что поможет лучшему выявлению расположения листьев, их форм при восприятии и дальнейшем изобра¬жении.

Вначале надо правильно построить рисунок, согласно последова¬тельности, указанной в разделе об объемном изображении (с. 7); опре¬делить, на каком уровне по отношению к горизонту воспринимается пред¬мет; тщательно рассмотреть растение, чтобы понять, какие части его ясно выделяются, почему, как изменяется форма, размеры и направление других частей; надо помнить, что некоторые ветки и листья будут воспри¬ниматься как бы в сокращенном виде, так как они находятся сзади.

Рисуя, не следует передвигаться на другое место, наклоняться в сто¬рону, чтобы лучше рассмотреть, так как от этого изменяется точка зрения на предмет, и рисунок будет неправильным.

 

Для развития ПРОЕКТА!

С этой книгой читают

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика