Ваш ребёнок рисует (Левин) 1979 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Ваш ребёнок рисует (Левин) 1979

Назначение: Для детей

© Издательство  "Советский Художник Москва 1979

Авторство: Соломон Давидович Левин

Формат: DjVu, Размер файла:  9.57 MB

СОДЕРЖАНИЕ

От автора 

Часть первая: Рисунок младших детей

 

Глава I: Рисунок до школы 

Доизобразительный период рисования 17 

Первые изображения 21 

Мир детского рисунка 42 

Рисунок, игра, речь 50 

Первые встречи с искусством 51

 

Глава II: Рисунок младших школьников 

Движение и пространство 58 

Как учить 63 

Завоевание дали 67 

Движение и форма 69 

Смотрят, но не видят 72 

Сюжеты 75 

Искусство и дети 91

См. оглавление полностью...

Глава III: Выразительность детского рисунка 

Глазами ребёнка 95 

Цвет 111 

Композиция 115 

Техника исполнения 119 

Искусство или не искусство? 134 

Часть вторая: Рисунок подростков

 

Глава IV: Изобразительное творчество подростков 

На распутье 144 

Зримый образ 148 

Мечты и творчество 166 

На пороге юности 173 

Уроки искусства 183

 

Глава V: Индивидуальность 

Свой взгляд на мир 191 

Склонность к виду искусства 195 

Манера исполнения 203 

Задатки, способности, одарённость 205

 

Глава VI: Обучение юных художников 

В студии 222 

Руководители юных художников 237 

В детском саду 240 

На выставке 241 

Что впереди? 259

Скачать бесплатный учебник  СССР - Ваш ребёнок рисует (Левин) 1979 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 Книга ленинградского педагога С. Д. Левина посвящена детскому рисунку — от изобразительного творчества самых маленьких до занятий искусством подростков и юношества. Несмотря на широкую популярность детского творчества в нашей стране, многочисленные выставки, наличие разветвлённой сети детских студий, кружков и школ, теоретическое осмысление феномена детского рисунка составляло тему редких научных исследований. Писавшие о детском рисунке освещали, как правило, частности, касались внешней стороны рисунка, оставляя в стороне его суть, его роль в развитии личности ребёнка. Основываясь на громадном опыте работы с детьми, накопленном за полувековую педагогическую деятельность, С. Д. Левин в своей книге систематизирует и анализирует творчество ребят разных возрастных групп. Педагог-художник связывает рисование детей с другими сторонами психического развития ребёнка, с его познавательной деятельностью, речью, игрой, с эмоциональным развитием, с первоначальным становлением эстетических чувств и взглядов. кНаша цель — пишет автор, — помочь понять детский рисунок как проявление потребности ребёнка познать окружающий его мир, эстетически его освоить, вместе с тем и познать самого себя, выразить свои переживания, найти в нём средство общения с окружающими». Книга рассчитана прежде всего на специалистов, занимающихся проблемами педагогики, психологии детей, вопросами эстетики, теории и истории начальных стадий развития искусства. Она будет интересна учителям, искусствоведам, художникам, а также родителям и читателям, стремящимся понять сложный и тонкий мир ребёнка, выраженный в его изобразительном творчестве. 

      

      

      От автора 

      

      «Я понимаю, почему ребёнок может быть зрелым музыкантом. И когда мы присмотримся внимательнее к его рисункам (...), мы обнаружим в нём поэта, художника, мастера чувства». 

      Януш Корчак - «Когда я снова стану маленьким»

 

      ТО не наблюдал, как рисуют дети — не свои, так чужие, не дома, так на улице? Самые маленькие, ещё не зная, чем и на чём можно рисовать, с увлечением рисуют всем, что оставляет след на асфальте, на стене, на бумаге. Взрослые иной раз досадуют: обои исчиркал, бумагу извёл — лучше бы играл со своими игрушками. Людям подчас невдомёк, что рисунки детей — одно из чудес, мимо которых многие проходят, не замечая их, не задумываясь. 

      А между тем сами они и их появление удивительны. Казалось бы, из ничего, как цветы после тёплого дождя, возникают произведения детской фантазии, яркие, своеобразные рисунки, в чём-то схожие между собой, в чём-то разные. Эти рисунки — преддверие в мир, создаваемый искусством. Творчество естественно вплетается в жизнь ребёнка, как и в жизнь всех людей. И само появление художественного творчества детей во многом напоминает зарождение и первые шаги искусства на заре культуры человечества. 

      Рисуют все дети. Однажды возникнув, рисунок ребёнка непрерывно развивается. Подобно растению, проходит он начальную, скрытую стадию, когда и угадать нельзя, каким он будет; постепенно становится видимым, набирает силу, расцветает. Как и у растения, после цветения теряющего яркий наряд, чтобы из невзрачной внешне завязи вызрели плоды, и в детском рисунке за периодом кажущегося увядания наступает новое пробуждение красоты, силы выражения. В этом развитии, его динамике, постоянном изменении, поисках и находках юных художников и содержится, пожалуй, одна из наиболее интересных для наблюдателя сторон детского художественного творчества. 

      В детских рисунках мы обнаружим наряду с общими, свойственными всем детям одного возраста, чертами и личные черты их авторов, отражающие темперамент, врождённые задатки, склонности, особенности их характеров. Именно индивидуальность детей создаёт основу бесконечного разнообразия рисунков. 

      Детские рисунки злободневны и непредвзяты. Поэтому они могут служить великолепным документом своего времени, преломлённого в мыслях и чувствах детей. В 1972 году на экран вышел документальный фильм «Дети нашего века». В рисунках детей — современников событий — авторы фильма (сценарий А. Е. Новогрудского, режиссёр-оператор И. В. Бессарабов) увидели жизнь советского народа начиная с Великого Октября й до наших дней. Какой это волнующий фильм! Именно поэтому приходится пожалеть о том, что собирание и хранение детских рисунков не было начато сколько-нибудь давно и широко. 

      Мы очень мало знаем о том, как рисовали дети не только в глубокой древности, но и в более близкие к нам времена. И потому особенно дороги нам отдельные находки, вроде рисунков на бересте мальчика Онфима, жившего в Новгороде в XIII веке. Детские рисунки часто полны интереснейших сведений о времени и об их маленьких авторах, их интересах, их воспитании. 

      А если посмотреть случайно сохранившиеся рисунки дореволюционного времени (обычно детей из состоятельных слоёв населения), в глаза сразу бросится узкий мир детских наблюдений, робость в выражении впечатлений действительности. Так и кажется, что за детьми стояли строгие воспитатели, следившие за тем, чтобы, упаси бог, не были нарушены правила светской благопристойности. 

      Первые коллекции детского рисунка возникли в начале нашего столетия, но собирание их было делом отдельных энтузиастов, чаще всего художников и искусствоведов. Их интерес к детскому рисунку питался самим развитием искусства, обновлением его форм, поисками нового языка. Художники обратились к нему так же, как к искусству первобытных народов и народному творчеству. 

      Детский рисунок в то же время привлёк педагогов и психологов. Назрела необходимость обновления школы, в связи с чем усилилось внимание к самому ребёнку и к детскому творчеству. Появился ряд исследований и публикаций, носивших, однако, узкоспециальный характер. Интерес к детскому творчеству захватывал тогда немногих.

      Великий Октябрь открыл новую эпоху в воспитании, пробудил массовое творчество детей. Возникли многочисленные художественные кружки, студии, школы. Были созданы научно-исследовательские учреждения — дома художественного воспитания детей. Выставки детского художественного творчества стали устраивать всюду. Энтузиазм пронизывал всю атмосферу нового дела. 

      В 1934 году в Москве была организована Международная выставка детского рисунка, крупнейшая из всех бывших до неё у нас и за границей. Тогда же в Ленинграде был проведён «Конкурс юных дарований», привлёкший десятки тысяч школьников. Ленинградцы старшего поколения помнят и выставку в окнах магазинов, организованную к 1 мая 1936 года, когда 300 витрин от начала Невского проспекта и до площади Восстания были заполнены детскими рисунками. Никогда ещё до этого у выставки детских рисунков не было так много зрителей. 

      В послевоенные годы интерес к детскому творчеству ещё больше распространился. Детский рисунок стал предметом международного культурного обмена. Творчество детей, солнечное, безмятежное, оказалось прекрасным выражением стремлений к сближению народов, воплощением надежд на мирное будущее Земли. 

      Художественное воспитание и творчество стали рассматривать как средство, противостоящее растущей односторонности людей под влиянием научно-технической революции. 

      Выставки рисунков советских детей во многих странах, как и зарубежные у нас, находят своё признание у педагогов и дипломатов, у художников и в самых разных слоях населения. Теперь уже 

      никого не удивляет, а многие с интересом ждут, когда откроется выставка творчества детей в залах Академии художеств в Москве или в Русском музее в Ленинграде, в выставочных залах союзов художников. У детского рисунка появились многочисленные поклонники. 

      Внимательный наблюдатель остановится перед детским рисунком, задумается над вопросами, которые он ставит. Зачем он нужен ребёнку? Что видит он сам в своих наивных, неумелых на взгляд взрослого, произведениях? Что они — заметки ли на память, исследование различных предметов или способ высказать свои чувства? Выполняются ли они для себя или чтобы показать другим? 

      Найти ответ на эти вопросы в психологической и педагогической литературе трудно, во многих случаях пишущие о детском рисунке освещают лишь частности, касаются только внешней стороны рисунка и его развития, оставляя в стороне его суть, его роль в развитии личности ребёнка. Как ни странно, почти нет попыток выяснить связи рисования с другими сторонами психического развития ребёнка, с его познавательной деятельностью, с речью, игрой, с эмоциональным развитием, с первоначальным становлением эстетических чувств и взглядов. А ведь только так можно решить вопросы, касающиеся самого рисования: что в нём вызвано внутренней необходимостью, а что только неумелостью, незнанием, что отвечает текущим потребностям, а что — задачам дальнейшего развития; как помогать ребёнку в этом занятии, надо ли учить и как учить? 

      Ребёнок без устали наблюдает, накапливает запасы образов и сведений, пытается размышлять, систематизировать свои знания, творчески их перерабатывать. Но наряду с этим он воспринимает опыт, накопленный теми, с кем он общается, а через них — всеобщий исторический опыт человечества. Он подражает, и роль подражания во всей его жизни, деятельности, творчестве чрезвычайно велика. Нередко слышишь: «Это несамостоятельно!». А что такое истинная детская самостоятельность? Знаем ли мы, в чём её следует видеть, когда подражание бывает необходимостью и как возникает стремление к преодолению заимствованного, к поискам своего решения? И эти вопросы часто решаются в порядке импровизации, как кому нравится. 

      И ещё вопросы: что в рисовании ребёнка дано природой, унаследовано, а что нарастает на этой основе под влиянием среды, обучения, изменяя эту основу; и что, наконец, приходит из традиции 

      как эстафета поколений? Бросающееся в глаза сходство изобразительного творчества детей с формами и образами народного искусства — что это: биологически унаследованное или переходящее от поколения к поколению? Или это сходство возникает в силу одинакового культурного развития современного ребёнка и древних создателей форм народного искусства, ставших традиционными? 

      Иногда думают, что всё дело только в неумении детей правильно рисовать. И торопятся научить их, как нужно исправить пропорции в рисунке, как передать перспективные изменения. Ребёнок доверчив. Он пытается сделать, как ему показывают, уменьшает в рисунке человека голову, удлиняет руки. Но — удивительное дело: его рисунок мертвеет, теряет свою убедительность, искренность и подлинность. И для самого ребёнка он становится скучным, ненужным делом. 

      Почему все дети «ошибаются» одинаково? Ведь часто они даже не видят, как рисуют их сверстники. Очевидно, это не случайно, есть какая-то причина одних и тех же погрешностей в рисунке. И что ещё удивительно: детский рисунок, с одной стороны, представляется неумелым, наивным, лишённым того, что присуще зрелому искусству, а с другой — какие-то его качества заставляют (не кого-нибудь, а художников и знатоков искусства) видеть в нём высокие достоинства, образец для профессионалов. Они оценивают его как художественное прозрение. Как это понять, как разрешить такое противоречие? 

      Разобраться в этом — задача, поставленная перед собой автором. Наша цель — помочь понять детский рисунок как проявление потребности ребёнка познать окружающий его мир, эстетически его освоить, вместе с тем и познать самого себя, выразить свои переживания, найти в рисунке средство общения с окружающими. Помочь увидеть в его развитии историю становления личности ребёнка так же, как в искусстве вообще мы видим путь развития рода человеческого. 

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ЧЕРЧЕНИЕ И РИСОВАНИЕ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ЧЕРЧЕНИЕ И РИСОВАНИЕ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика