Рисование 5 класс (Рожкова, Херсонская)1964 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Рисование 5 класс (Рожкова, Херсонская)1964

Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ 5 КЛАССА

© Издательство  Москва 1964

Авторство: Е. Е. Рожкова, Е. Л. Херсонская

Формат: PDF, Размер файла: 5.31 MB

СОДЕРЖАНИЕ

      Глава 1. Форма и строение предметов 

      § 1. Геометрические фигуры и геометрические тела 11 

      § 2. Строение предмета 13 

      

      Глава 2. Пропорции 

      § 1. Передача в рисунке общей формы предмета и соотношения его частей 19 

      § 2. Соотношение нескольких предметов между собой в рисовании на тему, с натуры и по наблюдению 22 

      § 3. Пропорции предметов в узоре 27 

      § 4. Расположение рисунка на листе 30 

      

      Глава 3. Перспектива 

      § 1. Поле зрения и точка зрения 33 

      § 2. Картинная плоскость 37 

См. оглавление полностью...

      § 3. Вертикальное и горизонтальное положение в предметах действительности и в рисунках 38 

      § 4. Линия горизонта 40 

      § 5. Как мы видим и передаем в рисунке предметы, находящиеся вдали 45

      § 6. Точка схода 48 

      § 7. Две точки схода 52 

      

      Глава 4. Светотень 

      § 1. Один и несколько источников освещения, собственные и падающие тени 56 

      § 2. Зависимость светотени от формы предметов и направления лучей света 58 

      § 1 Передача светотени на предметах прямоугольной и округлой формы 50 

      § 4. Передача светотени в рисовании на темы 62 

      

      Глава 5. Цвет 

      § 1. Локальный и основной цвет предмета 

      § 2. Изменение локального цвета предметов при освещении 

      § 3. Группы цветов 

      § 4. Соотношения цвета в изображении предметов и в узоре 

      § 5. Краски и их свойства 

      

      II раздел 

      ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 

      

      Задание 1. Рисование с натуры карандашом и акварельными красками ветки жасмина, калины или ясеня 

      Задание 2. Рисование с натуры красками осеннего дерева 

      Задание 3. Рисование с натуры красками осенних цветов 

      Задание 4. Рисование с натуры, по памяти или по представлению осеннего букета 

      Задание 5. Рисование с натуры геометрических тел, поставленных друг на друга 

      Задание 6. Рисование с натуры геометрических тел (параллелепипеда, цилиндра и шара) 

      Задание 7. Рисование с натуры двух геометрических тел, поставленных рядом (одно — впереди, оно немного закрывает дальнее) 

      Задание 8. Рисование с натуры красками пучка моркови 

      Задание 9. Рисование акварельными красками корзины с овощами 

      Задание 10. Рисование чучела птицы карандашом с натуры 

      Задание 11. Украшение обложки дневника юннатов 

      Задание 12. Изготовление узорной бумаги для обертки дневника юннатов 

      Задание 13. Рисование на тему «Осенние работы в колхозе» 

      Задание 14. Рисование на тему «Осень» по отрывку С. Т. Аксакова «Осень» 

      Задание 15. Рисование с натуры ящика, повернутого углом 

      Задание 16. Рисование с натуры, по памяти и по представлению книги, повернутой углом к рисующему, находящейся ниже уровня зрения, на уровне и выше 

      Задание 17. Рисование с натуры чемодана с открытой крышкой Задание 18. Рисование по представлению чемодана с открытой крышкой 

      Задание 19. Рисование на тему сказки Андерсена «Сундук-самолет» 

      Задание 20. Рисование построек с натуры, по наблюдению и по памяти 

      Задание 21. Рисование на тему «Наши новостройки» 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Рисование 5 класс (Рожкова, Херсонская)1964 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ЧАСТЬ I: РИСОВАНИЕ 

      

      I РАЗДЕЛ 

      ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ДЛЯ ГРАМОТНОГО РИСОВАНИЯ 

      

      Этот рисунок (рис. 1) скопирован с изображения, сделанного на скале пять тысяч лет назад! Вот как давно люди научились изображать предметы, чтобы лучше передавать друг другу свои знания и наблюдения над окружающей жизнью. 

      И в наши дни художники в своих произведениях рассказывают о природе, о людях, об их замечательных делах, о прошлом нашей Родины. 

      Вы знаете, как много рисунков (иллюстраций) в ваших учебниках. Они нужны для того, чтобы вы лучше представили себе и поняли то, о чем говорится в них. 

      На улицах вы видите плакаты, объявления. По тому, что в них изображено, легко догадаться, о чем они извещают: о кинофильме, об открытии катка или о выставке детских рисунков. 

      Вспомните предметы, которыми вы пользуетесь. Наверное, нравятся вам те, у которых красивая форма, цвет, узор. 

      Чтобы сделать на фабрике красивую посуду, мебель, ткани, художники создают' рисунки-проекты, в которых изображают форму, цвет и украшения будущих предметов. 

      1. Ответьте на вопрос: для чего нужен рисунок? 

      2. Приведите свои примеры, где можно применить рисунок. 

      

      Посмотрите на фрагмент (небольшую часть) картины, нарисованной художником с натуры (рис. 2). Предметы, которые он рисовал, находились перед ним. Он любовался ими и изображал их так, как в данный момент видел. 

      Художник передал сочность спелых ягод, свежесть только что сорванных листьев, кажется, что мы чувствуем их запах. В этой картине художник передал нам свое восхищение плодами земли, он показал нам красоту их форм, цвета, поверхности. 

      Здесь мы видим рисунок, выполненный художником на тему. Он показал свой родной край — привольные пастбища, далекие горы, небольшой обмелевший пруд. Дети с удовольствием пускают в нем кораблик. «На воде» — так можно назвать этот рисунок (рис. 3). 

      Все это художник хорошо знает и любит. Он, конечно, видел, как играли дети в воде, может быть, и сам так же пускал кораблики. Поэтому ему и удалось так правдиво показать луг, далекие горы и мальчиков в воде, показать прелесть своего края. 

      Картина «Черная смородина» и рисунок «На воде» — разные. Вы можете сами рассказать о том, что в них различно. Но есть в них и общее. В чем же оно выражается? В правдивости изображения действительности. Художники передали жизнь так, как они ее видят и знают. Кроме этого, они выразили свое отношение к тому, что они изображают. 

      Рисунок 4 служит украшением почтовой открытки, предназначенной для поздравления с новым годом. Слова «С Новым годом!» в этой открытке хорошо сочетаются с изображением предметов природы. Художник изобразил птичек, сухие листья рябины с остатками ягод, заснеженную ветку так, как мы можем увидеть их зимой в лесу, но расположил их в рисунке по своему замыслу. Главное, т. е. слова «С Новым годом!», поместил в центре. Птички и заснеженная ветка повторяют ритм надписи. Остальное — листья, ягоды — расположено так, чтобы дополнять и уравновешивать надпись. Листья и ягоды расположены почти симметрично, но сами они не одинаковы. Такое изображение называется декоративным. 

      Рис. 4. В. В. Лебедев. Новогодняя открытка 

      Рис. 5. Л. Зубова. Детский коврик по мотивам сказов Бажова 

      На этом рисунке художник не только симметрично расположил растения, животных и птиц, но и переработал природные формы в декоративные. 

      В крупных необыкновенных цветах, плотной массе листьев и птиц, в крылатых лошадках, пятнистых оленях этого коврика ясно видна сказочность, а также особенности декоративного рисунка. 

      Эти особенности прежде всего мы видим в плоскостности изображения. В декоративном рисунке все формы распластались, сделались плоскими, как бы лишились объема. 

      В таком изображении большую роль играет выразительность общего очертания форм предметов, их расположение на плоскости, а также яркость цвета. 

      

      * * * 

      

      На уроках рисования даются правила реалистического изображения и декоративного рисования. 

      Рисовать можно карандашом, пером, углем, цветными карандашами, пастелью и красками на белой рисовальной бумаге, а иногда можно рисовать и на цветной — светло-серой, голубой, желтой и других цветов. 

      Для выполнения учебных заданий по рисованию надо иметь хорошо очиненный черный карандаш «конструктор» или «пионер», мягкую резинку, акварельные краски, мягкую волосяную кисть для акварели № 12 или № 14, стакан для воды и мягкую чистую тряпочку для вытирания кисти. 

      Иногда, если есть возможность, можно применять и другие материалы: пастель, уголь, краски (гуашь, темпера). 

      

      Примечания: 

      1. Желательно пользоваться акварельными красками фабрики «Черная речка», Ленинград

      2. Гуашь — плотные краски, они применяются для декоративной работы, светлые цвета получаются путем добавления в основной цвет белил. 

      3. Рисунки можно выполнять различно: карандашом и красками; только карандашом; сразу красками. 

      

      

      ГЛАВА 1 

      ФОРМА И СТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ 

      

      Все, что мы видим вокруг себя, имеет форму. Поэтому мы можем изобразить любые предметы так, как их видим. 

      Спокойно вечернее море (рис. 6). Застывшим кажется небольшой катер, легкий флаг на его мачте повис, паруса спущены. А вода под ним вся в движении, она струится, небольшие волны набегают друг на друга, и кажется, что они уходят вдаль, к неподвижной скале, отчетливо вырисовывающейся на берегу. Все это так ясно мы видим в картине, потому что художник хорошо передал форму неподвижного скалистого берега, остановившегося катера, его измененного волнами отражения, ряби воды на первом плане. 

      На примере этой картины мы видим, что изображаемая на рисунке форма может быть неподвижная (постоянная) и изменяющаяся. Беспрерывно изменяют свою форму волны и струи текущей воды. Они то вздымаются, как холмы, то бегут длинными пологими волнами, то рассыпаются брызгами. А облака? А клубы дыма? Только что облако было похоже ка какое-то животное, а сейчас оно напоминает корабль. Легко изменяют свою форму складки тканей и других гибких материалов. По-разному изгибаются ветки и длинные листья растений. В каждый отдельный момент их форма может быть описана словами и передана в рисунке. 

      Но большинство предметов имеет постоянную, определенную форму, которая если и изменяется, то очень незначительно. Например, горы и холмы, зелень деревьев и кустов в безветренную погоду. Еще более постоянную форму имеют дома и другие сооружения — вещи, созданные человеком. 

      В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. 

      

      § 1. Геометрические фигуры и геометрические тела 

      Разнообразны формы (рис. 7), созданные природой и руками человека; в геометрии они рассматриваются как формы плоские (фигуры) и формы объемные (тела). 

      К плоским относятся: квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, пятиугольник и другие многоугольники, круг, овал. 

      Геометрические фигуры имеют два измерения: длину и ширину. 

      Назовите среди изображенных здесь знакомые вам фигуры. 

      В каких предметах вы их видите? 

      К объемным относятся: куб, параллелепипед, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар. У них, кроме длины и ширины, есть высота. 

      Рассмотрите рисунки геометрических тел, и вы вспомните предметы, похожие на них (рис. 8). Многие из таких предметов вы уже рисовали. 

      Предметы всегда имеют высоту, ширину и толщину или глубину. 

      Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы — несколько геометрических фигур (рис. 9, а, б, в). 

      На первом рисунке (9, а) изображен предмет простой формы — полотно флага, его форма — прямоугольник.. 

      На втором (9, б) изображена пятиконечная звезда. У нее сложная форма, она состоит из пяти треугольных зубцов и пятиугольника в середине. 

      На третьем рисунке (9, в) изображен объемный предмет — дом. В его основе два геометрических тела — параллелепипед (у него шесть прямоугольных сторон) и трехгранная призма (у нее три прямоугольные стороны и два треугольных основания); соединенные вместе, они образуют сложную форму. 

      

      Правило рисования: наблюдая предметы действительности для рисования, следует сравнивать их с геометрическими фигурами и телами. Выявление сходства или отличия форм рисуемых предметов от геометрических фигур и тел поможет лучше изобразить особенности предметов.

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ЧЕРЧЕНИЕ И РИСОВАНИЕ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ЧЕРЧЕНИЕ И РИСОВАНИЕ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика