У истоков мастерства - народное искусство в художественном воспитании детей (Максимов) 1983 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 У истоков мастерства - народное искусство в художественном воспитании детей (Максимов) 1983

Назначение: Автор обобщает передовой опыт работы педагогов РСФСР, занимающихся приобщением детей к народному художественному творчеству. В книге рассматриваются пути овладения профессиональным мастерством, даются психолого-педагогические рекомендации по организации занятий.   Книга может быть полезна не только учителям изобразительного искусства, но и руководителям, кружков декоративно-прикладного искусства, прежде всего на селе, мастерам производственного обучения в традиционных центрах народных ремесел.

© Издательство  Просвещение Москва 1983

Авторство: Юрий Васильевич Максимов

Формат: PDF, Размер файла: 11.2 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Сказка всегда разноцветная (вместо предисловия) 

      Живая преемственность мастерства 

      Народное искусство на уроках труда в школе Традиции семейного художественного ремесла 

      На родине золотой хохломы — 

      У истоков хохломской росписи 26 

      Порядочные донца Городца 41 

      Уроки городецкой росписи 45 

      «Тарарушки» Полхов-Майдана и Крутца 53 

      Школа семейного художественного ремесла 54 

      Юные резчики Архангельска 

      Кубачи — селение златокузнецов 

      Наследники традиций мастерства Кобальтовый цветок Гжели Учатся кудринской резьбе 

      Уроки искусства и мастерства 

      Народное искусство на занятиях в детских художественных школах 93 

См. оглавление полностью...

      Секреты старинного сундука 94 

      Школа мастеров 103 

      Рисование «по поводу натуры» и коврики из войлоков 

      Дети рисуют «Калевалу» 120 

      Кружок, в котором всем интересно 

      Народное искусство на занятиях в кружках декоративно-прикладного творчества 128 

      «Медведко» из Каргополя 

      Бегут по дощечке олени 133 

      Красные ромбы на полотенце 136 

      Узоры солнечной соломки 140 

      Курский соловей из глины 142 

      Заключение 148 

      Рекомендуемая литература 157

Скачать бесплатный учебник  СССР - У истоков мастерства - народное искусство в художественном воспитании детей (Максимов) 1983 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 

      

      Светлой памяти мамы — 

      Марии Васильевны Максимовой — посвящаю эту книгу. 

      

      «СКАЗКА ВСЕГДА РАЗНОЦВЕТНАЯ...» 

      (вместо предисловия) 

      

      За последние годы заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративного искусства. Подтверждением этому могут служить выставки детского художественного творчества, значительное место в экспозициях которых отводится прикладной деятельности. Здесь и керамика, и резьба по дереву, и аппликации из меха, войлока или тканей различных фактур и расцветок, и инкрустация из соломки, и вышивка, и чеканка по металлу, и плетение из бересты и лозы, и украшения из бисера, и многое другое. 

      Особенность этих выставок состоит в том, что наиболее интересные в художественном отношении работы, отмеченные выразительностью цветовых, пластических, композиционных решений, созданы под несомненным влиянием произведений народного искусства. Причем влияние это проявляется как в непосредственном заимствовании колорита, формы, композиционных схем и орнаментики, так и опосредованно, когда дети создают работы, руководствуясь собственной фантазией, обогащенной восприятием народных образцов. 

      Показательной в этом отношении явилась Всероссийская выставка детского художественного творчества, посвященная двум знаменательным датам — 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина и Международному году ребенка. Открытая в конце 1979 года в Москве, в выставочном зале Союза художников РСФСР, выставка на большом и разнообразном материале позволила проследить, как используется в творчестве детей народное искусство, какие методы этой работы являются наиболее прогрессивными. 

      География мест, откуда поступили на выставку экспонаты, свидетельствовала, что народное искусство широко и активно используется в творчестве детей Якутии и Чукотки, Дагестана и Северной Осетии, Мордовии и Карелии, Архангельской, Кировской, Горьковской, Московской, Рязанской, Иркутской, Ивановской и других областей Российской Федерации. 

      Выставка была интересной и показательной и в том отношении, что большинство представленных на ней работ рассказывали о приобщении школьников к истокам народного искусства в системе коллективных занятий и обучения. Это были рисунки, лепка, выполненные на занятиях в детских садах, изделия, созданные учащимися общеобразовательных и детских художественных школ, участниками кружков и изостудий при Дворцах и Домах пионеров и школьников. 

      На примере представленных на выставке работ можно говорить об определенной, складывающейся в наши дни системе обучения школьников навыкам и приемам традиционного художественного мастерства, об умелом обращении к традициям народного искусства. Следует особо подчеркнуть, что обучение техническим приемам художественного ремесла выступало при этом в органичной связи с обогащением образных представлений детей разных возрастных групп, развитием их фантазии, воображения, ассоциативного мышления. Так, работы дошкольников и учеников начальных классов были отмечены яркостью колорита, обобщенной выразительностью пластических образов, особым чувством орнаментального ритма и красоты фактур различных материалов. При ауом лишь немногие из них отличало прямое заимствование орнаментального, цветового или пластического строя народных образцов. Вылепленные из глины скульптуры, аппликации и коллажи из кусочков цветных тканей и бумаги, мозаики, вызывая ассоциации с первоисточником — гончарными изделиями и глиняной игрушкой, узорным ткачеством, вышивкой, в то же время были вполне самостоятельными работами детей, обогащенными восприятием произведений народного искусства. 

      В свое время автору пришлось быть участником своеобразного эксперимента, когда группе детей одного из московских детских садов во время экскурсии на выставку «Русский Север» в Музей народного искусства, предложили нарисовать понравившиеся им прялки. Ребятам раздали листы бумаги, краски, кисти, цветные мелки и фломастеры. Они охотно приступили к выполнению задания. Усевшись возле облюбованных ими прялок, дети с увлечением принялись рисовать. 

      Рисунки получились нарядными, красочными, но ни один из них не повторял точно мотивов орнамента и колорита росписи прялок. Это были композиции на тему увиденного, фантазии на тему красивой росписи прялок, а не их копии. Собственного творческого воображения, дополненного яркими зрительными впечатлениями от росписи прялок, оказалось достаточно для того, чтобы дошкольники создали свои оригинальные рисунки на эту тему. 

      Когда у пятилетней Тани, побывавшей на выставке дымковской игрушки, спросили, что ей больше всего там понравилось, она ответила: «Олени с золотыми рожками. И еще разноцветные птицы и кони. Они все будто из сказки. Сказка ведь всегда разноцветная...» 

      Ответ девочки удивительно точно и образно раскрывает отношение детей к произведениям народного декоративного искусства, особенности его восприятия. Знакомясь с образцами народного творчества, они попадают в мир сказочных образов, ярких красок, узоров орнамента, выразительных пластических форм, который наиболее близок и созвучен их эстетическим чувствам и представлениям. Нетрудно обнаружить много общего в творчестве народных мастеров и детей. И там и здесь мир воспринимается по-особому радостно, мажорно, и так же радостно и празднично воплощается он в их работах. 

      Известные исследователи народного декоративного искусства В. С. Воронов, А. В. Бакушинский, В. М. Василенко в своих трудах неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. Именно поэтому, подчеркивали ученые, декоративное искусство, художественные ремесла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей. 

      Справедливость высказываний ученых подтверждают материалы педагогических исследований, опыт практической работы, в которой активная роль отводится ознакомлению детей с народным искусством, обучению начальным приемам художественного ремесла. 

      В Отчетном докладе Центрального комитета КПСС XXVI съезду партии указывалось: «Главное сегодня в том, чтобы повысить 

      2. Кружевные изделия вологодских школьниц 

      качество обучения, трудового и нравственного .воспитания...». В решении этой важной и ответственной задачи большая роль отводится использованию народного искусства на уроках и во внеклассной работе. 

      Проблемы раннего приобщения дошкольников к народному искусству рассматриваются, в частности, в исследованиях Н. П. Са-кулиной, Е. А. Флёриной, специалистов НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, ученых из Монголии, Болгарии, Венгрии, Румынии. 

      Работа, проводимая исследователями в этом направлении, убедительно показала, насколько благотворно влияние произведений народного декоративного искусства на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества. 

      Вопросы преемственности в ознакомлении дошкольников и школьников начальных классов с образцами народного искусства, использования их на занятиях по изобразительной деятельности и декоративному рисованию, в лепке, на уроках труда рассматриваются в исследованиях Т. Я. Шпикаловой, А. С. Хворостова, С. П. Хансона и других. 

      Принципиально важным при этом является то обстоятельство, что теоретические концепции, выдвигаемые исследователями, проверялись в умело и интересно поставленных экспериментах, в которых активное участие принимали педагоги детских садов и школ. Участниками эксперимента становились и мастера художественных промыслов. 

      Формы ознакомления с произведениями народного искусства и практического участия детей в самом процессе декоративного творчества могут быть самыми разнообразными. 

      Начинается это знакомство с занятий в детском саду. Встречи с красочной птицей, изображенной на прялке, с глиняным дымковским коньком, с орнаментальным узором вышивки, с нарядными декоративными букетами цветов на жостовском подносе не только воспитывают художественный вкус дошкольников, но и пробуждают в них желание самим лепить из глины и расписывать красками таких же сказочных коней и птиц, рисовать орнаментальные узоры на бумаге и ткани. 

      Там, где ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями народного искусства хорошо продумано и умело организовано, где они вовлечены в увлекательный для них процесс создания изделий из различных материалов, там можно видеть интересные результаты. Подтверждением этому может служить опыт московских детских садов № 1949 и 279, где в течение нескольких лет последовательно и целенаправленно осуществлялась работа по использованию произведений народного искусства в художественном воспитании дошкольников. Основу ее составлял метод тематических творческих заданий, позволяющий органично сочетать организованный процесс восприятия детьми народных образцов и практическое участие в декоративном творчестве. 

      Творческие задания способствовали возникновению в воображении детей ярких красочных образов и позволяли поддерживать увлеченность декоративно-прикладной деятельностью. Уже сами названия некоторых творческих заданий — «Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сжазочные птицы», «Волшебная карусель» показывают, что в основе их лежит образное, поэтическое начало, развивающее эмоции, ассоциативное мышление дошкольников. 

      В ходе выполнения творческих заданий дети приобрели уверенность в том, что они могут от начала и до конца (от подготовки материалов к работе, разработки эскизов и до воплощения их в керамике, декоративных коллажах, мозаике, аппликациях и т. д.) создавать красивые и необходимые в быту вещи. Работы эти использовались затем в оформлении помещений детского сада, при создании карнавальных костюмов, в качестве подарков, которые приятно и радостно вручить родителям или своим товарищам в знаменательные для них дни. 

      Дошкольники в возрасте 5 — 7 лет научились в пределах своих возможностей разбираться в том, что хорошо и что плохо в художественном отношении, а это является основой для дальнейшего развития их творческих способностей, эстетического вкуса и общей художественной культуры. Оправдало себя и использование в творческих заданиях таких материалов, как глина, ткани различных фактур и расцветок, береста, цветная керамическая плитка, а также ознакомление детей с доступными для них видами художественной обработки этих материалов. Это позволило внести новизну и разнообразие в детское творчество, сделало его более увлекательным. 

      В районах традиционных народных художественных промыслов в последние годы предпринимаются успешные попытки раннего приобщения детей к кистевой росписи по дереву и фарфору, к лепке и росписи несложных глиняных игрушек, изготовлению украшений из бисера, плетению изделий из бересты и т. д. 

      Интересным в этой связи представляется опыт ознакомления дошкольников старших и подготовительных групп детских садов поселка Ново-Харитоново Московской области с мотивами цветочных росписей Гжели, с образами птиц и фантастических рыб, которых нередко можно увидеть на гжельских изделиях. Работы, выполненные воспитанниками детских садов, убедительно доказывают, что детям этого возраста вполне понятен гжельский орнамент, доступны для воспроизведения отдельные приемы кистевой росписи. 

      С традиционными видами народного декоративного искусства Кабардино-Балкарской АССР: национальной вышивкой, войлочными орнаментальными коврами, резьбой по дереву и камню — знакомятся малыши детского сада № 37 города Нальчика. Они встречаются с произведениями народного искусства в экспозиции и фондах республиканского краеведческого музея, на выставках. Нередко воспитанников детского сада можно увидеть в цехах ковровой фабрики «Горянка» или в мастерских объединения художественных промыслов «Умелец», где они могут наблюдать за творчеством народных мастеров. Впечатления от увиденного воплощаются затем в композициях, выполняемых на занятиях. Дети рисуют героев кабардинских и балкарских сказок, одетых в национальные костюмы, создают эскизы войлочных ковриков, расписывают традиционным орнаментом вылепленную из глины посуду и готовые формы керамических кувшинов, пиал, чашек. Эти изделия охотно поставляет детскому саду предприятие художественных промыслов. Образцы имеют незаметный производственный изъян (сколот край пиалы, трещинка проходит по дну чашки). Но сколько радости доставляет малышам роспись настоящей керамической посуды! 

      Неоднократно детский сад № 37 города Нальчика был участником ВДНХ СССР. За успехи, достигнутые педагогическим коллективом в художественном воспитании детей, он награжден золотой и бронзовой медалями и дипломами I стёпени выставки. 

      В приведенных примерах приобщение дошкольников к орнаментальным мотивам росписи, к узорам войлочных ковров и национальной вышивки осуществляется на специально организованных занятиях в детских садах. Здесь можно говорить об определенной и во многом уже оправдавшей себя системе методических приемов в ознакомлении детей с произведениями народного искусства, в обучении их доступным приемам художественного ремесла. В других традиционных центрах художественных промыслов встреча ребят с народным искусством поначалу носит стихийный характер. 

      Каждому, кому хоть однажды довелось побывать в местах, где расположены художественные промыслы, приходилось наблюдать такие сценки. Мастерица дымковской игрушки готовит глину к лепке или расписывает забеленную фигурку козлика или птицы веселыми узорами. Рядом, расположившись с ней за одним столом, тоже мнет глину или наносит узоры на свою птицу девчушка с голубыми бантиками или вихрастый малыш. Подобное можно увидеть и в цехе подмосковного художественного промысла жостовских подносов, и в цехах предприятий хохломской росписи, и на комбинате художественных промыслов «Карельские сувениры». И вот что характерно: дети, которые находятся рядом с мастерами, никогда не бывают только наблюдателями. Они тоже непременно рисуют на бракованных дощечках, на листках бумаги орнаменты, выкладывают свои узоры из соломки, что-то мастерят из обрезков бересты. Подобное можно наблюдать и в семьях мастеров и художников промыслов. 

      Не забыть, как в доме талантливой художницы Палеха Р. А. Смирновой нам довелось видеть совместную работу матери и ее шестилетней дочери Веры. Мама трудилась над одной из миниатюр, а дочка тоненькой кисточкой выводила рисунок на тему сказки. В ее альбоме почти все листы были уже заполнены прелестными рисунками на темы сказок, зимних улиц Палеха, лета, проведенного на берегу синего-синего озера. В рисунках девочки сквозь наивность композиции, яркость цвета, свойственные всем детским рисункам, отчетливо проглядывали особенности стиля палехской миниатюры — тонкость и изящество линии, завершенность силуэтов. Эти качества отличали и более поздние рисунки Веры Смирновой, когда она стала учиться в детской художественной школе.

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ЧЕРЧЕНИЕ И РИСОВАНИЕ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ЧЕРЧЕНИЕ И РИСОВАНИЕ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика