Skip to main content

Черчение в средней школе (Ботвинников, Вышнепольский) 1989 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Черчение в средней школе  (Ботвинников, Вышнепольский) 1989

Назначение: Пособие для учителя

В пособии даны методические рекомендации к изучению основных разделов курса в соответствии с новыми программой и учебником.

© "Просвещение" Москва 1989 

Авторство: Ботвинников А. Д., Вышнепольский И.С.

Формат: PDF Размер файла: 9.66 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Предисловие 3

I. Общие вопросы обучения черчению в школе 4

§ 1. Основные направления и особенности курса . . 4

§ 2. Связь курса черчения с другими учебными дисциплинами 7

§ 3. Вопросы повышения эффективности уроков . . 9

II. Методические рекомендации 15

§ 4. Изучение темы «Введение» учебника . ... 15

§ 5. Чертежи в системе прямоугольных проекций . . 19

§ 6. Аксонометрические проекции и технический рисунок 23

§ 7. Анализ чертежа 29

§ 8. Чтение чертежа . . ........ 34

§ 9 Геометрические построения . ..... 37

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

§ 10. Нанесение размеров на чертежах 40

§ 11. Эскизы 42

§ 12. Сечения и разрезы 46

§ 13. Типовые соединения деталей ..... 51

§ 14. Сборочные чертежи 61

§ 15. Строительные чертежи    , 70

§ 16. Экранизация уроков 71

III. Особенное и решения некоторых графических задач . . 80

§ 17. Сравнение изображений 80

§ 18. Преобразование изображений 84

§ 19. Реконструкция изображений 88

§ 20. Задачи с элементами конструирования .... 92

§ 21. Обязательные графические работы 100

Приложение   107

Литература для учителей   .110 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Черчение в средней школе  (Ботвинников, Вышнепольский) 1989 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

§ 1. Основные направления и особенности курса

Анализ новой программы курса черчения позволяет выделить следующие направления обучения (в порядке значимости):

изучение методов изображений;

чтение чертежей;

выполнение эскизов;

построение чертежей;

применение способов преобразования изображений и простейших приемов конструирования;

выполнение технических рисунков.

Таким образом на первый план выступают направления обучения, развивающие мышление учащихся, с опорой на графическую деятельность, связанную с ясным пониманием методов изображений, принятых в созидательной практике людей.

Исходя из этих направлений, в действующих ныне программе и учебнике:

1. Особое внимание уделено изучению способов проецирования. Эти способы рассматриваются достаточно полно и последовательно. Обучение направлено на формирование умения анализировать чертежи предметов в системе прямоугольных проекций.

Такая направленность обучения обеспечивает формирование у учащихся представлений о проекционной основе чертежа, побуждает детей к более напряженной умственной деятельности при работе с чертежом, формирует умения, необходимые для решения задач графическими методами на более поздних ступенях обучения.

2. Предусмотрено глубокое изучение разрезов и сечений. Эти виды изображений являются исключительно полезными для развития пространственных представлений учащихся. Они позволяют вводить в процесс обучения весьма разнообразные задания, выполнение которых делает эти представления более подвижными и полными.

Учебный материал этого раздела содействует активизации учебной работы школьников и развитию их умений, необходимых для оперирования чертежами.

3. Важным является изучение элементов технического черчения. В этой связи большое значение имеет рассмотрение детьми изображений новых соединений деталей машин.

Предусмотрено изучение сборочных чертежей, деталирование, чтение строительных чертежей. Такое содержание учебного материала направлено на формирование готовности учащихся к изучению устройства и конструкции механизмов и машин в процессе трудового обучения, а также в процессе самостоятельной работы с техническими объектами.

4. Уделено большое внимание материалу, связанному с преобразованиями пространственных свойств предметов, реконструкцией изображений и решением задач с элементами конструирования, При этом предусмотрены задания (с различной степенью самостоятельности учащихся при поисках решения) на преобразование формы и пространственного положения частей предметов. Такие задачи в наибольшей степени способствуют развитию творческой деятельности.

5. Количество и содержание обязательных графических и практических работ регламентировано. Определен вид оформления всех остальных упражнений в процессе обучения, т. е. указано, что выполнять в рабочих тетрадях и что на отдельных листах бумаги. Это предупреждает возможную перегрузку учащихся трудоемкими графическими работами (с этой целью вводится выполнение части работ в рабочих тетрадях) и, кроме того, позволяет равномерно распределить работы в течение учебного года. Введение рабочих тетрадей должно служить также упорядочению учета успеваемости учащихся.

6. Учебный материал рационально и последовательно распределен по классам. Это дает возможность улучшить обучение с точки зрения стройности формирования системы графических знаний, умений и навыков у учащихся.

7. Внимание учителей обращено на необходимость использования в процессе обучения современных технических средств, на проведение производственных экскурсий. Это направление работы отражено в рекомендациях к использованию кинофильмов и диафильмов по черчению, в указаниях об использовании электрифи-цированных и динамических пособий, а также в тематике производственных экскурсий.

Разнообразие используемых форм обучения содействует повышению эффективности процесса графической подготовки школьников и расширению их кругозора.

Подводя итог сказанному, отметим следующее:

Понятия о геометрических телах не даются в виде определений, а формируются в процессе оперирования названиями и изображениями геометрических тел при выполнении чертежей предметов и анализе их формы в натуре и на изображениях, что позволяет непрерывно развивать содержание понятий на проекционной основе и вводить более широкое обобщение на разных ступенях обучения. Кроме того, это позволяет более свободно использовать различные предметы во всем многообразии их форм в дидактических целях.

2. Изучение наглядных изображений осуществляется параллельно с изучением и выполнением чертежей в системе прямо

угольных проекций, что позволяет учитывать особенности усвоения учащимися изображений, содействует пространственных представлений учащихся.

3. Начальный период обучения возможно скорее связывается с чтением чертежей и выполненном эскизов реальных предметов.

Это условие исходит из учета объективных закономерностей восприятия и выполнения изображений, скорости процесса их чтения и построения, развития подвижности пространственных представлений учащихся и способности детей к анализу и синтезу, сравнению и противопоставлению.

4. Рекомендуется отказаться от изучения геометрических построений вне связи с возникающими практическими задачами. Это вызвано тем, что практика показала низкую эффективность обучения таким построениям, взятым абстрактно, вне связи с выполнением чертежей конкретного предмета.

Ознакомление с геометрическими построениями частями в соответствующих местах курса позволяет изучить более сложные из них позднее, с учетом необходимых межпредметных связей.

5. Аппарат начертательной геометрии используется в начале курса не в связи с абстрактными проекциями точек, линий и поверхностей, а в процессе решения задач, где эти элементы являются частями реальных предметов.

Это положение основывается на известном дидактическом правиле «от простого к сложному». Для учащихся вначале легче изучать реальные предметы, непосредственно воспринимаемые органами чувств, а затем путем анализа и абстрагирования выделять в них отдельные простейшие элементы (вершины, ребра, образующие и др.). При этом школьники лучше познают метод проекций и используют его при анализе формы предметов по их изображениям, что позднее служит средством решения многих пространственных задач.

6. Вопросы геометрического, проекционного и технического черчения решаются в их единстве. Это позволяет дать учащимся относительно закопченный круг графических знаний, умений и навыков за счет того, что в процессе обучения на всех его этапах вводятся разнообразные ио своему содержанию задания и упражнения, тесно связанные с жизнью и трудом учащихся, показывается значение чертежа в современной технике.

7. Максимальное внимание уделяется активизации умственной деятельности учащихся: развитию их мышления, пространственных представлений и творческих способностей. Эта направленность требует правильного разграничения основных и второстепенных вопросов курса, отказа от формирования у учащихся ненужных умений и навыков, а также рационального распределения учебного времени, расходуемого на изучение отдельных разделов курса. С этой целью уплотнены геометрические построения, особенно с циркулем и линейкой, ограничено построение чертежей отдельных геометрических тел и их наглядных изображений, а также выполнение разверток. 

Автор - Ботвинников А.Д.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ЧЕРЧЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ЧЕРЧЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - Черчение

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ЧЕРЧЕНИЮ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика