Черчение в средней школе (Ботвинников, Вышнепольский) 1989 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Пособие для учителя
В пособии даны методические рекомендации к изучению основных разделов курса в соответствии с новыми программой и учебником.
© "Просвещение" Москва 1989
Авторство: Ботвинников А. Д., Вышнепольский И.С.
Формат: PDF Размер файла: 9.66 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление
Предисловие 3
I. Общие вопросы обучения черчению в школе 4
§ 1. Основные направления и особенности курса . . 4
§ 2. Связь курса черчения с другими учебными дисциплинами 7
§ 3. Вопросы повышения эффективности уроков . . 9
II. Методические рекомендации 15
§ 4. Изучение темы «Введение» учебника . ... 15
§ 5. Чертежи в системе прямоугольных проекций . . 19
§ 6. Аксонометрические проекции и технический рисунок 23
§ 7. Анализ чертежа 29
§ 8. Чтение чертежа . . ........ 34
§ 9 Геометрические построения . „ ..... 37
§ 10. Нанесение размеров на чертежах 40
§ 11. Эскизы 42
§ 12. Сечения и разрезы 46
§ 13. Типовые соединения деталей ..... 51
§ 14. Сборочные чертежи 61
§ 15. Строительные чертежи , 70
§ 16. Экранизация уроков 71
III. Особенное и решения некоторых графических задач . . 80
§ 17. Сравнение изображений 80
§ 18. Преобразование изображений 84
§ 19. Реконструкция изображений 88
§ 20. Задачи с элементами конструирования .... 92
§ 21. Обязательные графические работы 100
Приложение 107
Литература для учителей .110
Скачать бесплатный учебник СССР - Черчение в средней школе (Ботвинников, Вышнепольский) 1989 года
СКАЧАТЬ PDF
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
§ 1. Основные направления и особенности курса
Анализ новой программы курса черчения позволяет выделить следующие направления обучения (в порядке значимости):
изучение методов изображений;
чтение чертежей;
выполнение эскизов;
построение чертежей;
применение способов преобразования изображений и простейших приемов конструирования;
выполнение технических рисунков.
Таким образом на первый план выступают направления обучения, развивающие мышление учащихся, с опорой на графическую деятельность, связанную с ясным пониманием методов изображений, принятых в созидательной практике людей.
Исходя из этих направлений, в действующих ныне программе и учебнике:
1. Особое внимание уделено изучению способов проецирования. Эти способы рассматриваются достаточно полно и последовательно. Обучение направлено на формирование умения анализировать чертежи предметов в системе прямоугольных проекций.
Такая направленность обучения обеспечивает формирование у учащихся представлений о проекционной основе чертежа, побуждает детей к более напряженной умственной деятельности при работе с чертежом, формирует умения, необходимые для решения задач графическими методами на более поздних ступенях обучения.
2. Предусмотрено глубокое изучение разрезов и сечений. Эти виды изображений являются исключительно полезными для развития пространственных представлений учащихся. Они позволяют вводить в процесс обучения весьма разнообразные задания, выполнение которых делает эти представления более подвижными и полными.
Учебный материал этого раздела содействует активизации учебной работы школьников и развитию их умений, необходимых для оперирования чертежами.
3. Важным является изучение элементов технического черчения. В этой связи большое значение имеет рассмотрение детьми изображений новых соединений деталей машин.
Предусмотрено изучение сборочных чертежей, деталирование, чтение строительных чертежей. Такое содержание учебного материала направлено на формирование готовности учащихся к изучению устройства и конструкции механизмов и машин в процессе трудового обучения, а также в процессе самостоятельной работы с техническими объектами.
4. Уделено большое внимание материалу, связанному с преобразованиями пространственных свойств предметов, реконструкцией изображений и решением задач с элементами конструирования, При этом предусмотрены задания (с различной степенью самостоятельности учащихся при поисках решения) на преобразование формы и пространственного положения частей предметов. Такие задачи в наибольшей степени способствуют развитию творческой деятельности.
5. Количество и содержание обязательных графических и практических работ регламентировано. Определен вид оформления всех остальных упражнений в процессе обучения, т. е. указано, что выполнять в рабочих тетрадях и что на отдельных листах бумаги. Это предупреждает возможную перегрузку учащихся трудоемкими графическими работами (с этой целью вводится выполнение части работ в рабочих тетрадях) и, кроме того, позволяет равномерно распределить работы в течение учебного года. Введение рабочих тетрадей должно служить также упорядочению учета успеваемости учащихся.
6. Учебный материал рационально и последовательно распределен по классам. Это дает возможность улучшить обучение с точки зрения стройности формирования системы графических знаний, умений и навыков у учащихся.
7. Внимание учителей обращено на необходимость использования в процессе обучения современных технических средств, на проведение производственных экскурсий. Это направление работы отражено в рекомендациях к использованию кинофильмов и диафильмов по черчению, в указаниях об использовании электрифи-цированных и динамических пособий, а также в тематике производственных экскурсий.
Разнообразие используемых форм обучения содействует повышению эффективности процесса графической подготовки школьников и расширению их кругозора.
Подводя итог сказанному, отметим следующее:
Понятия о геометрических телах не даются в виде определений, а формируются в процессе оперирования названиями и изображениями геометрических тел при выполнении чертежей предметов и анализе их формы в натуре и на изображениях, что позволяет непрерывно развивать содержание понятий на проекционной основе и вводить более широкое обобщение на разных ступенях обучения. Кроме того, это позволяет более свободно использовать различные предметы во всем многообразии их форм в дидактических целях.
2. Изучение наглядных изображений осуществляется параллельно с изучением и выполнением чертежей в системе прямо
угольных проекций, что позволяет учитывать особенности усвоения учащимися изображений, содействует пространственных представлений учащихся.
3. Начальный период обучения возможно скорее связывается с чтением чертежей и выполненном эскизов реальных предметов.
Это условие исходит из учета объективных закономерностей восприятия и выполнения изображений, скорости процесса их чтения и построения, развития подвижности пространственных представлений учащихся и способности детей к анализу и синтезу, сравнению и противопоставлению.
4. Рекомендуется отказаться от изучения геометрических построений вне связи с возникающими практическими задачами. Это вызвано тем, что практика показала низкую эффективность обучения таким построениям, взятым абстрактно, вне связи с выполнением чертежей конкретного предмета.
Ознакомление с геометрическими построениями частями в соответствующих местах курса позволяет изучить более сложные из них позднее, с учетом необходимых межпредметных связей.
5. Аппарат начертательной геометрии используется в начале курса не в связи с абстрактными проекциями точек, линий и поверхностей, а в процессе решения задач, где эти элементы являются частями реальных предметов.
Это положение основывается на известном дидактическом правиле «от простого к сложному». Для учащихся вначале легче изучать реальные предметы, непосредственно воспринимаемые органами чувств, а затем путем анализа и абстрагирования выделять в них отдельные простейшие элементы (вершины, ребра, образующие и др.). При этом школьники лучше познают метод проекций и используют его при анализе формы предметов по их изображениям, что позднее служит средством решения многих пространственных задач.
6. Вопросы геометрического, проекционного и технического черчения решаются в их единстве. Это позволяет дать учащимся относительно закопченный круг графических знаний, умений и навыков за счет того, что в процессе обучения на всех его этапах вводятся разнообразные ио своему содержанию задания и упражнения, тесно связанные с жизнью и трудом учащихся, показывается значение чертежа в современной технике.
7. Максимальное внимание уделяется активизации умственной деятельности учащихся: развитию их мышления, пространственных представлений и творческих способностей. Эта направленность требует правильного разграничения основных и второстепенных вопросов курса, отказа от формирования у учащихся ненужных умений и навыков, а также рационального распределения учебного времени, расходуемого на изучение отдельных разделов курса. С этой целью уплотнены геометрические построения, особенно с циркулем и линейкой, ограничено построение чертежей отдельных геометрических тел и их наглядных изображений, а также выполнение разверток.