ТУТУШ - Горская спортивная борьба (Байрамкулов) 1971 год - Скачать старые книги
Советская нехудожественная литература

Описание: Данная брошюра является первой попыткой создания учебно-методического пособия по тутушу. В ней дается терминология, систематизируются приемы, даются некоторые рекомендации по методике обучения тутушу, а также рассматривается его техника и организационное положение.
Горская спортивная борьба тутуш — спорт сильных и мужественных. Она издавна служит средством самобытной системы физической' подготовки карачаевцев, балкарцев и др. народов Северного Кавказа.
Автор надеется, что данное пособие поможет тренерам и инструкторам физической культуры в их работе, а также в пропаганде и распространении среди населения этого вида спорта. Она может быть использована спортсменами в самостоятельном изучении техники тутуша.
© Ставропольское книжное издательство карачаево-черкесское отделение Черкесск 1971
Авторство: Байрамкулов X.К.
Формат: PDF Размер файла: 9.42 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Общие сведения. 5
Характеристика тутуша 14
Терминология состязаний 15
Основные понятия 17
Классификация техники 25
Классификация, систематизация и терминология приемов (контрприемов) 32
Техника тутуша 38
Приемы без воздействия ногами на ноги. 38
Приемы с воздействием ногами на ноги. 49
Организация обучения и тренировки 76
Организация работы секций 76 Планирование и учет работы секций. 81
Методика обучения и тренировки 93
Методика обучения. 93
Методика тренировки 103
Воспитание физических качеств 109
Тактическая подготовка тутушиста 113
Воспитание морально-волевых качеств 117
Гигиена занятий и профилактика травматизма 120
Правила соревнований 127
Приложение 152
Скачать бесплатную книгу времен СССР -ТУТУШ - Горская спортивная борьба (Байрамкулов) 1971 года
СКАЧАТЬ PDF
ВВЕДЕНИЕ
Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют постоянную заботу о всестороннем физическом воспитании советских людей. В ряде партийно-правительственных документов указывается на необходимость развития массовых форм физической культуры и различных видов спорта, в том числе и национальных.
Горская спортивная борьба тутуш — спорт сильных и мужественных. Она издавна служит средством самобытной системы физической' подготовки карачаевцев, балкарцев и др. народов Северного Кавказа.
Выступление на соревнованиях по тутушу и в наши дни является одним из древних сохранившихся национальных традиций. Тутуш широко используется в физическом воспитании трудящихся в Карачаево-Черкесской^ автономной области, Кабардино-Балкарской АССР и др. В этом отношении показателен тот факт, что подавляющее большинство мастеров спорта по вольной борьбе начали свой спортивный путь с выступлений по тутушу.
Несмотря на распространение тутуша в практике физического воспитания, научно-методические и организационные положения этого вида спорта еще не изучены. К тому же отсутствие учебно-методической литературы по названному виду национальной борьбы препятствует дальнейшему ее развитию.
Нужно отметить, что снимки, публикуемые в брошюре, не раскрывают всей структуры тутуша. Поэтому следует внимательно рассматривать приемы в динамике, правильно изучать их. Фотоснимки защит и контрприемов не приведены в силу малого объема брошюры. Однако контрприемы во многих случаях являются повторением атакующих приемов и поэтому их можно использовать при обучении контрприемам.
Автор искренне 'благодарит помогавших ему советами, замечаниями и участием в подготовке иллюстративного материала Г. С. Туманяна, Г. Ш. Абсалямова, Н. М. Галковского, Ш. П. Бархозбва, тутушистов У. Абдуллаева, Дж. Маршанкулова, X. Дотдаева, М. Токова и др.
Автор будет благодарен приславшим отзывы, замечания для улучшения следующего выпуска.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Национальная спортивная борьба тутуш является одним из древних физических упражнений карачаевцев и балкарцев. Она возникла и развивалась в результате общественно-исторического развития этих народов. Первоначально она была тесно связана с охотой и военным делом и имела непосредственно прикладное значение. По сведениям устного народного творчества, тутуш ранее носил силовой характер. Герои народного, эпоса погружают своих противников в землю до колен или до пояса, жмут в объятиях так, что у противника ломаются ребра. Это свидетельствует о том, что на ранней ступени своего развития предки карачаевцев и балкарцев стремились к совершенствованию своей физической силы. Лишь позднее, при применении технических действий, тутуш отделяется как специфическое упражнение.
Приемы тутуша передавались из поколения в поколение, постоянно пополняясь и совершенствуясь. Народный эпос повествует, что нартские богатыри в единоборстве с эмегенами — чудовищами — часто выходили победителями не только благодаря своей фи
зической силе, но и при помощи применения различных приемов борьбы — «хитростей».
В одном из преданий карачаево-балкарского эпоса «Сосрук борется с Эмегеном» рассказывается, как нарт- ский богатырь Сосрук, будучи еще юношей, побеждает сильного, опытного и хитрого Эмегена. Нарты потребовали от Эмегена возврата угнанного скота. Но он предъявил свои условия, чтоб старшой нартов боролся с ним. Кто победит, t(W будет диктовать свою волю (ранее конфликты разрешались подобным способом единоборства). Старшой нартов дал согласие,, и начал готовиться к борьбе. Но Сюсрук быстро снял свое оружие и обратился к старшому с мольбой: «Разрешите мне бороться с ним. Я уверен, что поборю это чудовище. К тому же вы стары. А я хочу испытать свою силу, ловкость и мудрость». Получив одобрение, Сосрук бросил вызов злому Эмегену, говоря: «Ты не достоин бороться с нашим старшим. Когда победишь меня, тогда будешь бороться с ним». Эмеген осмеял юношу. Началась схватка, которая продолжалась несколько часов. Сосрук победил Эмегена, надел оковй на него и освободил всех нартов-нёвольников.
В другой легенде повествуется, что из Балкарии в Карачай приехал богатырь, не знавший ранее поражения. Он часто ездил к соседним народам, боролся со знаменитыми борцами и побеждал всех.
В Карачае собрали стариков, чтобы выяснить, имеются ли еще сильные борцы или они уже перевелись? Один осторожно заметил, что он знает человека, который мог бы победить гостя. На вопрос собравшихся кто же он? — старик ответил: его сноха. Она обладает неимоверной физической силой и может победить. И он рассказал им случай, как она однажды новотель
ную буйволиху, неподпускавшую к себе мужчин, сама подоила. Случилось это так. Когда сноха подошла с ведром к буйволихе и взялась за ее заднюю ляжку, та подняла. ногу, чтобы ударить женщину. Но женщина дернула за ногу буйволиху и та застыла на месте. Так сноха и подоила ее.
В Карачае не принято бороться женщинам. Однако старики послали делегацию к ней, чтобы уговорить ее. Она согласилась, нарядилась в мужскую одежду, подошла к толпе. Приезжий богатырь, отдыхавший в ожидании очередного соперника, привстал, чтобы приветствовать ее. Она подошла к нему, взяла рукой его локоть и потянула вниз, приговаривая: «Сидите, сидите!». Гость опустился на камень как подкошенный, и его рука повисла как плеть. Борец категорически отказался бороться с ней. Так женщина победила ранее непобедимого богатыря и сохранила спортивную честь своего народа.
В Карачае и Балкарии было много борцов, которые славились своей физической силой и искусством борьбы за их пределами. Каждый аул имел своих борцов, которые при спортивном состязании пользовались традиционными приемами: броском подсадом (тобукъгъа алыб, атыу), броском через бедро (джан сюекге алыб, атыу), броском обвивом изнутри (ичден чалыб, атыу), броском вращением (тёгерек буруб, атыу) и т. д.
В конце XIX века одним из знаменитых борцов в Карачае был Кочхар Абайханов, который за всю свою жизнь никому не проиграл. Он родился в ауле Джаз- лык в семье скотовода. С малых лет был приобщен к тяжелому труду в условиях высокогорья. Это способствовало его физическому развитию. По воспоминаниям стариков, лично знакомых с ним. он обладал неимо-
верной физической силой. Много интересных эпизодов в его спортивной деятельности^ Рассказывают, что Кочхар за какую-то провинность отбывал срок в царской тюрьме в одном из центральных городов России. В этот город приехал борец на турне. Борьба шла в цирке. Американец победил всех местных борцов. Начальник тюрьмы, смотревший эти состязания, знал Кочхара как сильного человека из числа арестантов. Он сообщил об этом предпринимателям и властям города. Когда предложили Кочхару побороться с американцем, он сказал, что не возражает, но чувствует себя немного ослабевшим. Ему дали усиленное питание и отдых. Через несколько дней состоялась встреча американца-профессионала и горца. Кочхар думал, что они будут бороться по-карачаевски на поясах. Оказалось, что американец боролся по-французски, еще с применением болевых приемов. Он был большого роста, крепкого телосложения, одет в борцовский костюм, а тело его было намазано жиром. Кочхару ничего не оставалось как бороться предложенным стилем. И когда началась схватка, американец начал наносить.болевые удары Кочхару. Горец долго ходил вокруг американца, не зная за что его взять. Выбрав удобный момент, Кочхар левой рукой схватил за чуб американца - и потянул к себе, а правой — за туловище и применил свой излюбленный прием — бросок через бедро. Американец упал. Он долго пытался встать на «мост», но мертвая хватка противника не позволила этого сделать. Кочхар правила подобной борьбы не знал и поэтому еще долго не отпускал своего противника. Пришлось вмешаться организаторам состязания. Они объяснили ему, что уже хватит, ибо тот потерпел поражение. За победу над американцем ему дали больШую сумму денег, но Кочхар отказался от них и попросил, чтобы его освободили из тюрьмы и отпустили домой.
Прославленными борцами в Карачае были братья Соббак и Юсуф Гочияевы. Соббак родился в 1890 году в ауле Карт-Джурт в семье крестьянина. С юношеских лет он отличался своей физической силой. К 1912 году он уже стал известным борцом. Все состязания по борьбе, приуроченные к различным торжествам, не проходили без участия Соббака. Но в своей довольно долгой спортивной жизни он не знал горечи поражения. Соббаку посчастливилось быть участником областных соревнований по борьбе в 1927 году, организованных в честь десятилетия победы Великой Октябрьской социалистической революции и открытия города Микоян-Шахара (ныне г. Карачаевск). Он успешно выступил в тутуше: победил подряд четырех соперников.
В программу соревнований входили еще конные виды спорта, игры, толкание камня и т. п. По этим видам спорта первые места заняли И. Аджиев из сел. курорт Теберда^ X. Джашаккуев из аула Каменномост и X. Байкулов из аула Кумыш. В них впервые выступил и 16-летний Юсуф Гочияев. Позже он успешно выступал и в других соревнованиях. Так, он дважды побеждал профессиональных борцов, приезжавших на гастроли в Карачай. Один из них — американец Эдуард Крон. Он приехал в Карачай в 1931 году. Крон в первой части своей программы показывал силовые номера. Например, он на оба конца железной перекладины сажал по 10 человек и поднимал их на плечах, а в другом номере брал руки в замок перед грудью и по 10 человек тянули его руки в обе стороны и не смогли их разжать. Поднялся на сцену Юсуф, он
взялся за одну руку борца, а за другую—10 человек и разжали ему руки. Во второй части своей программы Крон приглашал желающих зрителей на французскую борьбу. Он сначала победил двоих, а потом, по настоянию зрителей, вышел Юсуф, который в течение нескольких минут положил на лопатки американца-профессионала.
Национальные виды борьбы народов Северного Кавказа имеют различные названия, хотя в них есть много общего в технике. Это свидетельствует о наличии определенной общности в трудовой и военной деятельности в прошлом этих народов. В этом определенную роль сыграло их этнокультурное взаимовлияние и взаимообогащение. Вместе с тем у них наблюдаются специфические различия в технике и правилах соревнований по национальной борьбе. Но они незначительны и связаны с наличием определенной специфичности труда, быта и традиций каждого народа.
Впервые, после установления Советской власти на Северном Кавказе, начали проводиться организованные соревнования на первенство по национальным видам спорта, в том числе и по борьбе.
Им придавалось большое значение. Это объяснялось тем, что партийные и советские органы рассматривали национальные спортивные праздники как форму интернационального воспитания трудящихся горцев и их приобщения к социалистическому строительству. Основным видом программы этих праздников была национальная борьба.
Первый краевой национальный спортивный праздник народов Северного Кавказа был проведен в июле 1925 года во Владикавказе (ныне г. Орджоникидзе), второй — в июле 1927 года в г. Нальчике, третий — в 1936 году в г. Пятигорске. В них успешно выступили борцы Карачаево-Черкесии. Они в командном зачете заняли призовые места, а в личном — первые. Хорошие результаты показали и борцы Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.
Спортсмены Карачая и Балкарии входили в состав команд Казахстана и Киргизии В разные годы чемпионами и призерами Киргизской ССР по вольной и классической борьбе были М. Кубанов, В. Шун- гаров, Тебуев, М. Уртенов, Н. Айсандыров, Ш. Бор- хозов, Ю. Байрамкулов, О. Джазаев, Р. Суюнчев, Я. Биджиев, А. Урусов, М. Семенов, X. Байрамкулов и другие. Н. Байрамуков в легчайшем весе был неоднократным чемпионом Казахской ССР, Исмаил Узденов в тяжелом весе — двухкратным чемпионом Киргизии и Таджикистана. А Исса Узденов в 1961 — 1965 годах был пятикратным чемпионом Вооруженных Сил СССР по классической борьбе, в 1964 г. — членом сборной команды страны в легком весе. Они начали свою спортивную карьеру с тутуша.
* * *
В 1961 году значительное развитие в Карачаево- Черкесии получили традиционные первенства по национальным видам спорта. Так, первое первенство было организовано в г.'Карачаевске. На этих соревнованиях команда Карачаево-Черкесии заняла первое место, а борцы Н- Байрамуков и А. Эркенов стали чемпионами. Северного Кавказа.
В 1963 году первенство по национальным видам спорта проводилось в г. Махач-Кале. Первое место по борьбе заняла Кабардино-Балкарская АССР, второе — Дагестанская АССР} третье — наша область, четвертое — Чечено-Ингушская АССР, пятое — Адыгейская автономная область и шестое место —< Калмыцкая АССР.
В 1964 году было проведено первенство в г. Нальчике, где командные места по борьбе были распределены как и в предыдущих соревнованиях.
В 1965 году опять было проведено соревнование в г. Карачаевске. Команды области заняли третье и четвертое места. Первое и второе места — команды КБАССР и Даг. АССР, пятое — ЧИАССР, шестое — Калм. АССР. Чемпионами Северного Кавказа по национальной борьбе стали в порядке весовых категорий борцы И. Кумратов, 3. Курджиев (КЧАО), А. Абдул- мусалимов (Даг. АССР), X. Бетрозов (КБ АССР), С. Муслимов (Даг. АССР), М. Хачетилов, А. Кадзокбв (КБ АССР) и X. Шоштаев (КЧАО).
В 1968 году первенство было организовано в г. Орджоникидзе. В нем впервые за послевоенный период участвовала команда Северной Осетии. Командные места по борьбе среди республик и областей распределились в следующем порядке: Кабардино-Балкария, Чечено-Ингушетия, Карачаево-Черкесия и Северная Осетия. В ноябре 1970 года первенство по национальным видам спорта Северного Кавказа состоялось в г. Карачаевске.
В соревновании первое место заняла команда Карачаево-Черкесии, второе — Кабардино-Балкарии, третье и четвертое — Адыгеи и Калмыкии.
Чемпионами 1970 года по Северному Кавказу стали: С. Курджиев,, Р. Хапаев, М. Гогуев, А. Карабашев, У. Абдуллаев (КЧАО), А. Кадзоков (КБ АССР) М. Казиев (КЧАО). *
Эти спортивные соревнования явились большим стимулом для дальнейшего развития национальных видов борьбы народов Северного Кавказа. Будем на* деяться, что впредь эти первенства будут проводиться регулярно и на более высоком организационном уровне.
КНИГИ ПО БОЕВЫМ ИСКУССТВАМ - ЕДИНОБОРСТВАМ

Единоборства, Русские - СССР - единоборства, Теория и история единоборств, Национальные Единоборства СССР