Биофизика на уроках физики (Кац) 1974 год скачать Советский учебник
Старые учебники СССР
Назначение: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ. ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Авторство: Ц. Б. Кац
Формат: DjVu, Размер файла: 2.31 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I
Использование биофизического материала на уроках физики 5
§ 1 Элементы биофизики при изучении механики 7
§ 2 Элементы биофизики при изучении колебаний и звука 39
§ 3 Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений 32
§ 4 Элементы биофизики при изучении электричества 64
§ 5 Элементы биофизики при изучении оптики и строения атома 75
§ 6 Организация повторения с привлечением биофизического материала 88
Глава II
Внеурочная работа по биофизике 98
§ 1 Содержание и формы внеурочной работы по биофизике
§ 2 Экскурсии биофизического направления 100
§ 3 Опытническая кружковая работа 101
§ 4 Организация и проведение биофизических вечеров в форме соревнования команд КВН
§ 5 Ученические конференции 106
§ 6 Биофизические вечера 112
§ 7 Элементы биофизики на факультативных занятиях 117
Приложение 120
Скачать учебник СССР - Биофизика на уроках физики 1974 года
СКАЧАТЬ DjVu
ВВЕДЕНИЕ
«Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».
К. Д. Уминский
В этом пособии, представляющем описание опыта работы, сделана попытка рассмотреть основные направления и особенности связи школьных курсов физики и биологии и наметить возможные пути и формы усиления этой связи.
Основные направления этой работы следующие: ознакомить учащихся с физическими методами исследования и воздействия, которые находят широкое применение в биологии и медицине, с физикой живой природы, с некоторыми элементами бионики.
Практически ко всем разделам курса физики можно подобрать большое число биофизических примеров (что и сделано нами, см. приложение), однако целесообразно их использовать лишь частично, наряду с техническими примерами и с примерами из неживой природы.
Основная цель привлечения биофизических примеров — добиться лучшего усвоения курса физики. Биофизический материал должен быть непосредственно связан с программами курсов физики и биологии и отражать наиболее перспективные направления развития науки и техники.
Можно указать три основных направления отбора биофизического материала.
Первое направление имеет цель — показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики и к живому организму.
Второе направление соответствует ознакомлению с физическими методами воздействия и исследования, широко применяемыми и в биологии, и в медицине. В курсе физики средней школы учащихся знакомят только с оптическими приборами (лупа, микроскоп), с применением рентгеновских лучей и «меченых атомов». Однако уже в обычной городской поликлинике каждый человек сталкивается с большим числом физических методов исследования своего организма — измеряется кровяное давление, регистрируются биопотенциалы сердца и т. д., которые в школе не рассматривают.
Третье направление предполагает ознакомление учащихся с идеями и некоторыми результатами бионики. Например, при изучении колебаний учащимся сообщают, что слуховой орган моли воспринимает звуковые колебания в пределах частот от 10 до 100 кгц и позволяет обнаруживать приближение летучей мыши (для нее моль — любимая пища) на расстоянии 30 м. Эти «достижения» живой природы выше результатов, полученных в области эхолотов, ультразвуковых локаторов, дефектоскопов и даже радиолокаторов. Таких примеров можно привести много. Следует, однако, подчеркнуть, что бионика ставит целью не слепое подражание биологическим системам, а раскрытие принципов их построения.
Глава I
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОФИЗИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Пути ознакомления учащихся с биофизическим материалом принципиально не отличаются от путей ознакомления их с элементами техники. Физика — основа техники; с другой стороны, физика широко применяется для исследований в биологии и помогает понять особенности строения, жизнедеятельности биологических объектов.
Уже на самых первых уроках ребята узнают о том, что все естественные науки используют законы физики. Эту мысль надо пояснить и расширить. При первом знакомстве с учебным предметом — физикой желательно показать учащимся приложимость ее законов к жизнедеятельности человека и растений, птиц, рыб и т. п. Для этого можно сравнить полет птиц, насекомых и самолетов, рассказать о локации в животном мире в области неслышимых звуков. Можно, к примеру, рассказать о том, что изучение строения тела крота помогло инженерам создать землеройную машину, а наблюдения за дельфинами и рыбами помогают совершенствовать подводные лодки. Известны классические наблюдения Леонардо да Винчи за полетом птиц и конструкцией их крыльев и использование этих идей современными инженерами при конструировании самолетов, махолетов и ракет. Важно, чтобы в умах учащихся с первых уроков запечатлелась идея, что физика — ключ к пониманию явлений как неживой, так и живой природы.
При сообщении нового материала по физике иллюстративные биофизические сведения целесообразнее всего излагать самому учителю. Это могут быть и числовые данные, характеризующие живые организмы, и описание методов исследований, применяемых в биологии, и краткие данные о медицинской или биологической аппаратуре.
Изложение нового материала можно чередовать с беседой, особенно в младших классах. Учитель обращается к жизненному опыту учащихся, к тем сведениям, которые они получили при обучении в начальной школе, на уроках ботаники, географии и других смежных дисциплин. Большую роль в ознакомлении с элементами биофизики может играть решение задач по физике живой природы. Например, при помощи таблицы спортивных рекордов по бегу, бегу на коньках и т. д. можно находить средние скорости, упражняться в переводе единиц скоростей из одной системы в другую.
При повторении пройденного также можно привлекать биофизический материал. Мы применяли такую форму работы после изучения некоторых тем, в конце учебного года и при повторении перед выпускными экзаменами. Назовем некоторые темы обзорного повторения: механика в живой природе, электричество и живая природа, оптика н жизнь, влияние электромагнитных полей на животные и растительные организмы.
Целый ряд биофизических вопросов целесообразно излагать с использованием фрагментов из некоторых кино- и диафильмов, рисунков, схем и таблиц, а также наглядных пособий, имеющихся в кабинете биологии.
Чаще всего учителя физики могут получить в кабинете биологии лишь весьма ограниченный ассортимент оборудования (микроскоп, модели глаза, уха; соответствующие таблицы). Между тем это далеко не все имеющееся в кабинетах биологии оборудование, которое может быть с пользой применено при изучении физики. Уже при проведении нашего первого биофизического вечера «Физика и медицина» мы применяли следующее оборудование кабинета биологии: аппарат для измерения жизненного объема легких, аппарат для измерения кровяного давления, модели глаза и уха, динамометры для измерения силы мышц.
Позднее в практике своей работы, знакомя учащихся с элементами биофизики, мы также старались использовать для этой цели оборудование кабинета биологии: «Таблицы по анатомии и физиологии человека» А. Н. Кабанова, «Мнр животных» — серия из многокрасочных таблиц А. А. Яхонтова, гербарии и коллекции бабочек, стрекоз, жуков, черепах и т. п. Полезно также показать некоторые учебные фильмы и диафильмы по биологии.
В дальнейшем мы будем указывать, где и какие наглядные пособия и технические средства можно применить, а также, какие наглядные пособия могут изготовить сами учащиеся.