ФИЗИКА ДЛЯ 6 КЛАССА 1976 год скачать Советский учебник

ФИЗИКА ДЛЯ 6 КЛАССА 1976 

 скачать Советский учебник физики

Назначение:  УЧЕБНИК ДЛЯ 6 КЛАССА

Книгоиздательство: ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОСВЕЩЕНИЕ" Москва 1976

Авторство: Александр Васильевич Пёрышкин, Надежда Александровна Родина

Формат: DjVu, Размер файла:  MB

 Под редакцией академика И. К. Кикоина 

      УЧЕБНИКУ ПРИСУЖДЕНА ПЕРВАЯ ПРЕМИЯ АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР В 1972 ГОДУ 


СОДЕРЖАНИЕ

 Введение 6 

      1. Природа и люди 

      2. Чем занимается физика? 7 

      3. Некоторые физические понятия 8 

      4. Наблюдения и опыты 9 

      5. Физические величины. Измерение физических величин 11 

      6. Физика и техника 12 

      

      Первоначальные сведения о строении вещества 

      7 Для чего нужно знать строение вещества? 15 

      8. Строение вещества 16 

      9. Молекулы 17 

      10. Явление диффузии в газах, жидкостях и твердых телах 20 

      11. Броуновское движение 22 

      12. Скорость движения молекул и температура тела 23 

      13. Взаимное притяжение молекул 24 

      14. Три состояния вещества 26 

      15 Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов 29 

      16. М. В. Ломоносов о строении вещества 32 

      

      Движение и силы 
      17. Механическое движение 33 
      18. Равномерное и неравномерное движения 35 
      19. Скорость равномерного движения Гдиннцы скорости 37 
      20. Средняя скорость неравномерного движения 40 
      21. Расчет пути и времени движения 41 
      22. Взаимодействие тел 42 
      23. Масса тела 45 
      24. Рдиннцы массы. Измерение массы 46 
      25. Определение массы тела при немощи весов 48 
      26. Масса молекул 50 
      27. Плотность вещества 
      28. Расчет массы и обьема тела по его плотности 54 
      29. Выражение плотности вещества через массу молекулы и число молекул в единице объема 55 
      Инерция 

Смотреть оглавление полностью......

      Инерция и быту и технике 

      Явление тяготения. Сила тяжести 

      Сила упругости 

      Вес тела 

      Невесомость 

      Единицы силы 

      Сила тяжести на других планетах 

      Динамометр. 

      Сила — векторная величина 

      Сложение сил. Равнодействующая сил 

      Сложение двух сил, направленных по одной прямой 

      Сила трения 

      От чего зависит сила трения? 

      Трение покоя 

      Трение в природе и технике 

      Силы взаимодействия молекул 

      Явление смачивания 

      Капиллярность 

      Давление 

      Давление в природе и технике 

      Давление газа 

      От чего зависит давление газа? 

      

      Давление жидкостей и газов (гидро- и аэростатика) 

      54. Движение и равновесие жидкостей и газов 

      55. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля 

      56. Гидравлическая машина. 

      57. Гидравлический пресс 

      58. Гидравлический тормоз 

      59. Пневматические машины и инструменты 

      60. Свободная поверхность жидкости 

      61. Давление в жидкости и газе при действии на них силы тяжести 

      62. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда 

      63. Сила давления жидкости па дно сосуда ие зависит от формы сосуда (гидростатический парадокс) 

      64. Опыт Паскаля. 

      65. Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин 

      66. Сообщающиеся сосуды 

      67. Равновесие различных жидкостей в сообщающихся сосудах 

      68. Шлюзы 

      69. Устройство водопровода 

      70. Атмосферное давление 

      71. Существование востиной оболочки Земли 

      72. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли 

      73. Барометр-анероид 

      74. Атмосферное давление на различных высотах 

      75. Манометры 

      76. Измерение кровяного давления 

      77. Поршневой жидкостный насос 

      78. История открытия атмосферного давления 

      79. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело 

      80. Архимедова сила 

      81. Легенда об Архимеде 

      82. Плавание тел 

      83. Плавание тел в зависимости от плотности вещества тела и жидкости 

      84. Плавание судов 

      85. Ареометры 

      86. Воздухоплавание 

      

      Работа и мощность. Энергия 

      87. Механическая работа 

      88. Величина работы. Единицы работы 

      89. Мощность. Единицы мощности 

      90. Простые механизмы 

      91. Рычаг. Равновесие сил на рычаге 

      92. Применение рычагов в технике и быту 

      93. Принцип рычага в устройстве весов 

      94 Применение закона равновесия рычага к блоку 

      95. Равенство работы при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики 

      96. Коэффициент полезного действия механизма 

      97. Энергия 

      98. Потенциальная энергия 

      99. Кинетическая энергия 

      100. Переход одного вида механической энергии в другой 

      101. Использование энергии движущейся воды 

      102. Гидравлические двигатели 

      103. Ветряные двигатели 

      Лабораторные работы 

      Ответы к упражнениям 

      Задачи для повторения 

      Ответы к задачам для повторения 

      Предметно-именной указатель 

 

Скачать учебник  СССР - ФИЗИКА ДЛЯ 6 КЛАССА 1976 года  

Скачать

     Скачать...

Программа STDU Viewer - это универсальный инструмент позволяющий легко просматривать документы многих форматов, в том числе и файлов DjVu, PDF и TIFF ........... ПОДРОБНЕЕ

 

Отрывок из учебника

 1. ПРИРОДА И ЛЮДИ 

      Воздух, вода, земля, небесные тела, растения, животные, то есть все, что нас окружает, называется природой. 

      Природа существовала всегда. Она вечна: всегда была и всегда будет. 

      Но на Земле многое создано человеком, его трудом и умом. Человек создал города и селения, построил фабрики и заводы, распахал поля, изобрел различные машины. Он же создал и науку, позволяющую познавать природу и использовать ее в своих целях. 

      Изучая изменения, происходящие в природе, человек установил, что все они происходят в связи одно с другим — закономерно. Падение тел, например, происходит вследствие притяжения их Землей; смена дня и ночи на Земле связана с движением Земли вокруг своей оси (рис. 1); одна из причин возникновения ветра — неравномерное нагревание воздуха и т. д. 

      Цель наук о природе — открыть, изучить ее законы и использовать их для нужд человека. 

      Науки о природе все время развиваются. Человек все полнее и глубже узнает законы природы и находит им все больше практических применений. 

      Найдя научные объяснения изменений, происходящих в природе, человек смог бороться с религией. 

      В этой книге изложены начала одной из основных наук о природе — физики. 

      1. Что такое природа? 2. В чем состоит роль человека в преобразовании природы? Э. В чем состоит цель наук о природе? 

      

      2. ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ФИЗИКА? 

      Слово физика происходит от греческого слова «фюзис», что значит «природа». Физика — наука о природе. 

      Все, что происходит в природе, называют явлениями. Таяние льда, кипение воды, падение камня, свечение раскаленного волоска лампочки, молния — все это различные явления. 

      В физике изучают механические, тепловые, световые, электрические явления. Все эти явления называют физическими. В физике изучают также свойства окружающих нас тел. 

      Есть и другие науки, которые изучают природу: астрономия, ботаника, зоология, химия. Все эти науки используют законы физики. И это понятно почему. Двигаться в пространстве, например, может любое тело, живое и неживое, и законы движения, открытые физикой, выполняются для них одинаково. И другие перечисленные выше физические явления могуг происходить во всех телах, как неживых, так и живых. Поэтому законы физики используют в зоологии, физиологии, ботанике. В географии их применяют для объяснения климата, течения рек, образования ветров и других явлений. 

      Физика — одна из самых древних наук. Первыми физиками были греческие ученые, жившие за несколько сотен лет до начала нашей эры. Эти ученые впервые пытались объяснить наблюдаемые явления природы. 

      Величайшим из древних ученых был Аристотель (384—322 гг. до н. э.), который и ввел в науку слово «физика». В русский язык это слово ввел основоположник русской науки М. В. Ломоносов. 

      Все, что открыто и изучено в физике, есть результат упорного труда многих ученых разных стран и народов. 

      Многие важные открытия, благодаря которым развивалась физика, сделали ученые: Г. Галилей, П. Ньютон, М. В. Ломоносов, М. Фарадей, Д. П. А\енделсев, Пьер и Мария Кюри, Э. Резерфорд, А. Эйнштейн, Л. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов, И. В. Курчатов и другие. 

      Среди выдающихся русских ученых особое место в науке занимает Михаил Васильевич Ломоносов— первый русский академик. Проятвив огромное трудолюбие, М. В. Ломоносов достиг выдающихся успехов в различных областях науки. А. С. Пушкин писал о М. В. Ломоносове: «Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». 

      1. Что такое физика? 2. Что изучают в физике? 3. Какие явления природы называют физическими? 4. Почему физику считают одной из основных наук о природе? 5. Кто ввел в науку слово «физика»? 

      

      3. НЕКОТОРЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 

      Для описания физических явлений используют, кроме обычных слов, и специальные слова, обозначающие физические понятия. Некоторые из этих слов постепенно вошли в нашу разговорную речь, например, такие, как «электричество», «энергия», «космос». Сейчас с этими словами знакомы все, но когда-то их употребляли только в науке. 

      Физическим телом (рис. 2) называют каждое из окружающих нас тел: дом, трактор, песчинку, Солнце, тело человека, каплю воды, воздух, находящийся в комнате, и т. д. Заметим, что в разговорной речи телом называют только тело человека или животного. 

      Ломоносов Михаил Васильевич (1711 — 1765) 

      Слово материя означает все, что существует в природе. Материя бывает в двух видах. Один вид материи называют веществом. Вещество — это то, из чего состоит физическое тело. Железо, водг£, воздух, соль, кислород и т. д — это все вещества. Вода — вещество, а капля воды — физическое тело. Алюминий — вещество, а алюминиевая ложка — физическое тело. 

      Всякое физическое тело имеет форму и занимает некоторый объем. 

      На рисунке 3 изображены тела разной формы, но одинакового объема, на рисунке 4 тела разного объема, но одинаковой формы. 

      Примером другою вида материн, отличающегося от вещества, являются радиоволны, свет. 

      1. Что понимают а физике под словами «физическое тело»? 

      2. Что означает в физике слово «материя»? 3. Что называют веществом? 

      

      4. НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ 

      Каждый из нас знает, что тела падают на Землю, что лед в теплом помещении тает, а вода на морозе замерзает, магнит притягивает железо, зеркало отражает свет и т. д. 

      Откуда появились у нас эти знания? Конечно, многому мы научились у других людей, но многие знания добыты нами из собственных наблюдений. Так, например, каждый из нас наблюдал, что ничем не удерживаемые тела надают на Землю. Благодаря наблюдениям накопились у нас и многие другие знания. 

      Ученые тоже добывают знания из наблюдений. Кроме того, они проделывают специальные опыты. Научные опыты всегда ставят обдуманно, с определенной целью. Например, итальянский ученый Галилей, для того чтобы изучить, как происходит падение тел, ронял разные шары с наклонной башни в г. Пизе (рис. 5). Проделав такие опыты, он открыл законы падения тел. 

      Опыт — источник физических знаний. 

      Чтобы получить научные знания, надо еще обдумать и объяснить результаты опытов, найти причины явлений. Все это требует от исследователя напряженной умственной работы. 

      Ученый-физик для своих опытов нуждается в физических приборах. Одни из них очень просты и предназначены для простых измерений. К таким приборам относятся, например, измерительная линейка (рис. 6), груз, подвешенный па нитке, который может служить отвесом (рис. 7), мензурка (рис. 8), применяемая для измерения объема жидкости, весы и другие приборы. 

      По мере развития физики приборы усложнялись и совершенствовались. В физических кабинетах и лабораториях появились всевозможные измерительные приборы: амперметры, вольтметры (рис. 9), секундомеры, термометры (рис. 10) и другие. 

      В наше время совместными усилиями ученых, инженеров, техников и рабочих созданы сложнейшие приборы, при помощи которых современные физики изучают строение вещества. Так, в подмосковном городе Дубне с этой целью сооружены громадные приборы — установки с очень сложным устройством. Один из них — синхрофазотрон — имеет диаметр, равный примерно 60 м на изготовление магнитов, входящих в его устройство, пошло 36 000 т стали. Мощность синхрофазотрона составляет почти четвертую часть мощности Днепровской гидроэлектростанции. На синхрофазотроне работают ученые из всех социалистических стран. 

      1. Какими путями мы получаем знания о явлениях природы? 

      2. Чем отличаются наблюдения от опыта, производимого ученым-физиком? 3. Достаточно ли одних опытов для того, чтобы получить научные знания? Что еще для этого требуется? 4. Какие физические приборы вы знаете? 

      

      5. ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ. 

      ИЗМЕРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН 

      Чтобы получить возможно более точные знания о физических явлениях, нужно во время опыта производить измерения. Например, чтобы узнать, как зависит объем воды от ее температуры, нужно, нагревая воду, измерять обе эти величины. Объем и температура — примеры физических величин. 

      Физическими величинами являются также длина, площадь, время, скорость, сила и другие. 

      Физическую величину всегда можно измерить. Измерить какую-нибудь величину — это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу этой величины. Так, например, измерить длину стола — значит сравнить ее с другой длиной, которая принята за единицу длины, например с метром. 

      В результате измерения величины получается число, показывающее, во сколько раз эта величина больше или меньше однородной величины, принятой за единицу. 

      Для каждой физической величины приняты свои единицы. Для измерения площади, например, принята единица площади (1 м2), для измерения времени— единица времени (1 сек), для измерения объема — единица объема (1 м3). 

      Для удобства все страны мира стремятся пользоваться одинаковыми единицами физических величин. 

      1. Что значит измерить какую-либо величину? 2. Какие единицы длины, площади и объема вы знаете? 

 

  

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ФИЗИКА"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ФИЗИКА"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика