Физико-техническое моделирование (Хорошавин) 1983 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: В книге приведен материал для факультативных занятий в VIII—X классах по курсу «Физико-техническое моделирование». Главное внимание обращено на обучение учащихся конструированию приборов и моделей, основанных на изучаемых в школьном курсе физики явлениях и закономерностях.
Книга содержит творческие задания на конструирование и лабораторные работы с самодельными приборами, возможные варианты решения конструкторских задач.
© "Просвещение" Москва 1983
Авторство: Хорошавин С.А.
Формат: PDF Размер файла: 47.5 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение , . .............. 3
VIII КЛАСС
Глава 1. Измерение времени, скорости, ускорения
§ 1. Использование периодических процессов для измерения времени ............ 5
1. Задание на конструирование и изготовление отметчи-
кл времени.............7
Лабораторная работа № 1. Измерение ускорения при равнопеременном движении с ' самодельным отметчиком
времени .............. 8
§ 2. Измерение скорости.........—
2. Задание на конструирование и изготовление измерителя скорости............13
Лабораторная работа № 2. Градуирование самодельного
измерителя скорости ........... —
§ 3. Измерение ускорений.........14
3. Задание на конструирование и изготовление измерителя ускорений............17
Лабораторная работа № 3. Градуирование самодельного измерителя ускорения ._.........—-
Глава 2. Двигатели, передачи и рабочие органы машин
§ 4. Что такое машина..........19
§ 5. Двигатели............21
Лабораторная работа № 4. Измерение скорости вращения вала микроэлектродвигателя стробоскопическим методом 24 Лабораторная работа № 5. Измерение максимального крутящего момента на валу микроэлектродвигателя . . 25
§ 6. Передаточные механизмы........26
Лабораторная работа № 6. Определение модуля зубчатого колеса.............34
4. Задание на конструирование и изготовление редуктора к микроэлектродвигателю........—
Лабораторная работа № 7. Измерение максимального крутящего момента на ведомом валу редуктора и определение КПД редуктора.........35
§ 7. Исполнительные органы машин. Движители . . 36 Лабораторная работа № 8. Измерение максимальной тяги воздушного винта ".......... 40
Глава 3. Конструирование и моделирование
§ 8. Инженерное конструирование...... 41
§ 9. Методы конструирования........44
§ 10. Инженерный расчет.......... 49
§ 11. Технология........... 51
5. Задание на изготовление цилиндрической витой пружины ............... 53
Лабораторная работа № 9. Измерение жесткости самодельной пружины ........... —
205
6. Задание на конструирование и изготовление пружинной пушки.............54
§ 12. Моделирование...........—
§ 13. Художественное конструирование.....56
7. Задание на конструирование и изготовление модели
автомобиля.............58
Лабораторная работа № 10. Испытание модели автомобиля ..............59
IX КЛАСС
Глава 4. Детали машин и механизмов
§ 14. Надежность машин . ....... 60
§ 15. Сопротивление материалов....... 62
8. Задание на конструирование и изготовление прибора для измерения прочности нити и проволоки .... 68 Лабораторная работа № 11. Исследование прочности
нитей . ,............. —
§ 16. Материалы техники......... 69
§ 17. Прочность конструкции........ 73
9. Задание на конструирование и изготовление модели моста............... 78
Глава 5. Измерение электрических величин
§ 18. Измерение силы тока ........—
10. Задание на конструирование и изготовление прибора для измерения силы тока........86
Лабораторная работа № 12. Градуирование самодельного измерителя силы тока.........—
§ 19. Измерение напряжений........87
11. Задание на конструирование и изготовление прибора
для измерения напряжения.........89
§ 20. Измерение сопротивлений.......90
12. Задание на конструирование и изготовление комбинированного электроизмерительного прибора . . . .93
Глава 6. Элементы автоматических устройств
§ 21. Электрические измерения неэлектрических величин —
13. Задание на конструирование и изготовление датчика
неэлектрической величины ......... 106
§ 22. Электрический преобразователь. Электромагнитное
реле...............107
Лабораторная работа № 13. Составление и сборка электрических цепей с электромагнитным реле . . . . 1Н § 23. Электрический преобразователь. Усилитель тока — Лабораторная работа № 14. Исследование транзисторного
усилителя тока............121
§ 24. Электронное реле..........121
14. Задание на конструирование и изготовление электронного реле............124
§ 25. Исполнительные органы автоматических устройств —
Глава 7. Автоматизация производственных процессов
§ 26. Устройства автоматического контроля и сигнализации ............ ... 123
§ 27. Устройства автоматической защиты..... 130
§ 28. Устройства автоматического управления . . . 134
§ 29. Устройства автоматического регулирования . . l.iS
15. Задание на конструирование, изготовление и исследование автоматического устройства ....... 141
9ЯЯ
X КЛАСС
Глава 8. Дистанционное управление машинами и механизмами
§ 30. Генераторы электрических колебаний . . , .142
§ 31. Усилители электрических колебаний.....146
§ 32. Радиоприемник..........' 151
§ 33. Телемеханика..........' .' 152
§ 34. Электропитание электронных устройств . . .158
16. Задание на конструирование, изготовление и исследование: а) усилителя низкой частоты; б) генератора электрических колебаний; в) выпрямителя переменного тока...............169
Глава 9. Достижения физики и технический прогресс
§ 35. Роль физики в научно-технической революции . — § 36. Физика и революция в технике......171
17. Задание на конструирование, изготовление и исследование прибора или устройства для базового промышленного или сельскохозяйственного предприятия . . . .174 Возможные варианты решений........175
1. Отметчик времени.........176
2. Стробоскоп ..,...... 177
3. Измеритель скорости....... 179
4. Измеритель скорости ветра...... . . 180
5. Измеритель ускорений.........182
6. Редуктор к микроэлектродвигателю.....184
7. Пружинная пушка для стрельбы на заданное расстояние .............185
8. Самоходное шасси для модели автомобиля ... —
9. Прибор для измерения прочности нити и проволоки 187
10. Модель моста...........188
11. Прибор для измерения силы тока.....189
12. Комбинированный электроизмерительный прибор
13. Датчики неэлектрических величин......193
14. Электронное реле времени........194
15. Устройство автоматического управления .... 193
16. Приставка к телефонному аппарату.....199
17. Пробник.............
18. Стабилизированный блок питания.....203
19. Измеритель эмоций..........202
Приложение...... 203
Скачать бесплатный учебник СССР - Физико-техническое моделирование (Хорошавин) 1983 года
СКАЧАТЬ PDF
ВВЕДЕНИЕ
С физического эксперимента начинается построение новой теории. Эксперимент утверждает достоверность логико-математических заключенний. И всегда опытом проверяется возможность использования физических явлений и закономерностей для практических нужд человечества. Физика не могла бы существовать и развиваться без экспериментаторов.
Физические явления и закономерности всегда существуют в окружающем нас мире. Они связаны между собой, зависимы друг от друга, влияют друг на друга и образуют в совокупности то, что мы называем природой. Заметить в единой природе какие-то отдельные явления трудно. Еще труднее проследить связи между явлениями. И здесь на помощь человеку приходят приборы.
Из учебника известно, что вокруг Земли существует магнитное поле. Но обнаружить его удалось лишь после того, как была изобретена магнитная стрелка. Наличие электрического тока в цепи помогает обнаружить и измерить специальный прибор — гальванометр.
Одни приборы просты, как, например, масштабная линейка, другие — более сложные. Все они создаются для того, чтобы изучать окружающий нас мир.
Придумать новый физический прибор не просто. Подчас на разработку и создание его уходят долгие годы. Но обойтись без приборов в изучении физики никак нельзя. Даже в таком простом случае, как измерение на глаз нескольких отрезков. Убедиться в этом можно, взглянув на рисунок 1 и сравнив расстояния между клювиками птичек без приборов и с помощью циркуля или линейки.
Для изучения любого нового физического явления или закономерности приходится создавать новые приборы и обдуманно использовать существующие. Поэтому успех в физике в значительной мере зависит от того, насколько ученый-экспериментатор искусен в конструировании исследовательской аппаратуры.
Вы можете приобщиться к конструированию различных приборов и установок, получив для этого необходимые знания по физике и технике. Пособие по физико-техническому моделированию поможет овладеть навыками конструирования и изобретательства.