Курс физики. Часть 1. Механика (Пeрышкин, Крауклиc) 1966 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Учебник для средней школы
© "Просвещение" Москва 1966
Авторство: Перышкин А.В., Крауклис В.В.
Формат: PDF Размер файла: 7.63 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Материя и движение—
2.Наука и её значение 4
Глава I. Прямолинейное равномерное движение
3.Механическое движение .7
4.Относительность движения н покоя 8
5.Поступательное движение твёрдого тела и движение точки ... 10
6.Различные виды движения тел 12
7.Скорость движения. Единицы скорости. '14
8.Графическое изображение движения 15
9.Уравнение равномерного движения 18
10.График пути равномерного движения 19
11.График скорости реактивного движения 22
12.Сложение движений..23
13.Скорость-вектор .... 25
14.Сложение равномерных прямолинейных движений, направленных
под углом друг к другу 28
15.Сложение скоростей 28
16.Разложение скорости.29
Глава II. Прямолинейное равнопеременное движение
17.Средняя скорость неравномерного движения 3!
18.Мгновенная скорость 32
19.Ускорение . /34
20.Единицы ускорения 35
21.Равноускоренное движение 36
22.Скорость равноускоренного движения 38
23.График скорости равноускоренного движения 40
24.Графический способ вывода формулы пути равноускоренного движения 42
24а.Средняя скорость равноускоренного движения ...... 43
246.Уравнение равноускоренного движения 44
25.Пути, проходимые в равноускоренном движении за равные последовательные промежутки времени 45
26.Свободное падение тел 48
27.Равнозамедленное движение 52
28.Движение теле, брошенного вертикально вверх 54
Глава III. Инерция. Сила. Сложение и* разложение сил
29.Задача динамики 57
30.Первый закон Ньютона (закон инерции)—
31.Сила 60
32.Сила и деформация тел 62
33.Равновесие сил Измерение сил .63
34.Сила упругости ..65
Д58
35.Трение скольжения 66
36.Трение покоя 68
37.Трение качения 69
38.Значение трения 70
39.Сила-вектор72
40.Сложение сил. Равнодействующая сила 73
41.Разложение силы на две составляющие, действующие под углом
друг к другу 76
42а.Условие равновесия тела на наклонной плоскости 78
426. Сила, действующая параллельно основанию наклонной плоскости 80
42в. Клик «81*
42г. Винт* 83
43.Условие равновесия тела, имеющего ось вращения 84
44.Сложение параллельных сил 87
44а.Разложение силы на две параллельные составляющие .... 88
45.Центр тяжести 89
46.Виды равновесия 90
47.Устойчивость 91
Глава IV. Сила, масса и ускорение
48.Масса i 95
49.Второй закон Ньютона . 96
50.Масса — мера инертности тела 98
51.Система единиц измерения механических величин 101
52.Примеры решения задач на второй закон Ньютона 103
Глава V. Взаимодействие тел 1
53.Третий закон Ньютона 108
53а.Сила тяги ill
54.Количестводвижения.Законсохраненияколичествадвижения..114
55.Отдача при выстреле. Реактивные двигатели.116
56.Закон всемирного тяготения 119
57.Масса н вес тела 121
58.Удельный вес и плотность 124
59.Определение массы и плотности Земли . 125
Глава VI. (Механическая энергия
60.Введениеi 128
61.Работа;: —
62.Единицы работы 131
63.Мощность, 132
64.Единицы мощности 134
65.Закон равенства работ ..,135
66.Закон равенства работ в применении к наклонной плоскости ... 136
67.Закон равенства работ в применении к винту. Домкрат ...137
68.Винтовой пресс 138
69.Гидравлический пресс 139
70.Коэффициент полезного действия машин и механизмов .... 140
71.Энергия141
72.Потенциальная энергия—
73.Кинетическая энергия 143
74.Полная энергия падающего тела 146
75.Работа по преодолению сил трения сопротивления среды...147
76.Удар тел ..149
77.Превращение механической энергии в другие виды энергии. Закон
сохранения н превращения энергии 151
78.Невозможность вечного двигателя 153
Ответы к упражнениям 158
Скачать бесплатный учебник СССР - Курс физики. Часть 1. Механика (Пeрышкин, Крауклиc) 1966 года
СКАЧАТЬ PDF
Материя и движение. Воздух, вода, земля, небесные тела, растения, животные, т. е. всё, что нас окружает, н, наконец, мы сами —вес это составляет мир, или природу.
В существовании различных тел, а, следовательно, к природе в целом мы убеждаемся с помощью наших органов чувств. Так, находясь в классе, мы одним и осязаем парты, столы и стулья, видим и слышим учителя, товарищей и, таким образом, воспринимаем всё нас окружающее.
Всё существующее составляет материальный мир, или материю.
Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение 0 (Ленин).
Материя существует в различных видах, или формах. Одна из форм материи из которой состоят все окружающие нас тела, называется веществом. Железо, медь, дерево, глина, вода, воздух-- всё это различного рода вещества.
С течением времени с телами в природе происходят различные изменения. Примером таких изменений является движение тел относительно друг друга, переход вещества из одного состояния в другое, рост растений и животных, химические превращения вещества и т. д.
Изменения происходят и с небесными телами в целом. Астрономия учит, что с течением времени меняется, например, температура звёзд и Солнца, внутри них происходят сложные процессы превращения одних форм материи в другие. Ещё более сложные изменения происходят в растительном и животном мире. Животные и растения зарождаются, развиваются и умирают. Нет ни одного тела в природе, которое не испытывало бы с течением времени изменений. «Всё течёт, всё изменяется», — учил ещё в VI в. до нашей эры греческий учёный Гераклит,
Материя постоянно развивается и изменяется, или, как принято говорить, находится в движении, причём под движением надо понимать вообще всякое изменение, а не только перемещение тела из одного места в другое. Мир—это движущаяся материя.
Материя всегда существовала и всегда будет существовать, видоизменяясь и развиваясь. Закон неуничтожаемое™ материи и движения был открыт великим русским учёным Михаилом Васильевичем Ломоносовым.
Простейшая форма движения материи — механическое движение. Изучению этой формы движения материи к посвящается настоящая книга.
Ломоносов Михаил Васильевич (1711 —1765) — гениальный русский ученый, основоположник русского естествознания. Он был физиком,
химиком, инженером, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем.
Ломоносов впервые в науке экспериментально доказал неуничтожаемость вещества при химических реакциях н таким образом открыл закон сохранения вещества. Ломоносов заложил основы новой для того времени науки — физической химии. Он развил основы молекулярно-кинетической теории материи.
Характерной чертой творчества Ломоносова было умелое сочетание научной теории с практикой. Он разработал способы изготовления цветного стекла, сконструировал громоотвод, изобрёл чувствительный барометр, сконструировал различные оптические и другие приборы.
М. В. Ломоносов горячо любил русский народ, гордился им и отстал-
был глубоко убеждён в том.
вал его национальные интересы. Он
Что может собственных Платонов 1 И быстрых разумом Невтонов* 3 Российская земля рождать.
2. Наука и ее значение. В этом вечно изменяющемся мире живёт и человек. Для того чтобы жить и трудиться, человек должен создавать себе средства существования: питание. одежду, жилища и т. п.
Всё, что нужно человеку для жизни, природа не даёт ему даром. Человек не может ждать милостей от природы, он должен сам их взять у неё.
Для производства средств существования люди создавали различные орудия производства. Вначале такими орудиями были простая палка и камень; затем появились каменные и металлические орудия — топоры, ножи, лопаты и др. и, наконец. современные машины.
Добивая средства существования и воздействуя при этом на природу, люди познавали явления природы, и таким образом постепенно возникли науки о природе: физика, химия, астрономия, ботаника, зоология и др.
Изучая явления природы, наука установила, что все они происходят не случайно, а закономерно, в тесной связи одно с другим. Падение тел, например, происходит вследствие притяжения их Землёй, смена времён года на Земле связана с движением Земли вокруг Солнца, движение воздуха — ветер — вызывается неравномерным нагреванием его и т. д.
Цель наук о природе заключается в том, чтобы открыть, изучить её законы и практически использовать их.
Законы природы, т. е. взаимные связи различных явлений, совершенно независимы от волн и желания людей. Как бы нам ни хотелось, например, чтобы скорее наступила весна и было много солнечных дней, весна наступит в строгом соответствии с положением Земли относительно Солнца, а погода будет такой, какую создадут сложившиеся в атмосфере, однако независимость законов природы от желаний людей вовсе не означает, что люди бессильны перед природой. Наоборот, наука именно для того и нужна обществу, чтобы вооружить его знанием законов природы для использования их в интересах общества.
Весенний разлив рек и связанные с ним наводнения — закономерное явление природы, не зависящее от воли и желания людей. Однако, умело применяя открытые законы природы, люди научились сооружать плотины, каналы и водохранилища, регулировать огромную силу разливающихся рек и использовать се.
Наука у нас в Советском Союзе поставлена на службу строительству коммунизма. Она помогает переделывать природу в интересах людей.
Вооружившись знаниями, советские рабочие и инженеры с помощью учёных осуществили, например, вековую мечту русского народа: построили канал, соединяющий две могучие реки — Волгу н Дон. На многих реках нашей страны развернулись грандиозные стройки мощных гидроэлектростанций.
Советские ученые стремятся применить каждое новое открытие на пользу людям, на увеличение их жизненных благ, на помощь людям в борьбе с природой. Поэтому в нашей стране наука окружена вниманием и заботой. Ярким выражением этого внимания является построенный дворец науки — величественное здание Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, оснащённое по последнему СЛОВУ науки и техники (рис. 1).
Московский государственный университет носит имя гениального русского учёного М. В. Ломоносова, который, по выражению А. С. Пушкина, «сам был первым нашим университетом».