КУРС ФИЗИКИ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. 10 КЛАСС - ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, ОПТИКА И СТРОЕНИЕ АТОМА 1965 ГОД

КУРС ФИЗИКИ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

fizika-3-10-1965.jpg

Назначение:  учебник для 10 класса средней школы СССР

Книгоиздательство: "ПРОСВЕЩЕНИЕ" Москва 1965

Авторство: Александр Васильевич Пёрышкин

Скачать учебник  СССР - КУРС ФИЗИКИ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. 10 КЛАСС - ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, ОПТИКА И СТРОЕНИЕ АТОМА 1965 года

Скачать

Скачать...

Программа STDU Viewer - это универсальный инструмент позволяющий легко просматривать документы многих форматов, в том числе и файлов DjVu, PDF и TIFF ........... ПОДРОБНЕЕ

См. Отрывок из учебника........

Атомная электростанция. Начало атомной энергетике было положено 27 июня 1954 г. пуском в Советском Союзе первой атомной электростанции мощностью 5000 кет. Сооружение первенца атомной энергетики явилось триумфом отечественной науки и техники, результатом громадного труда учёных, инженеров и рабочих нашей страны. В настоящее время в СССР продолжается работа по созданию атомных электростанций. Так, например, завершается строительство двух мощных электростанций, работающих на ядерном топливе (Белоярская имени И. В. Курчатова и Ново-Воронежская).

В первой атомной электростанции Академии наук СССР применён уран-графитовый реактор, окружённый слоем воды (толщиной 1 м) и бетона (3 м). Внутри реактора размещены стальные тонкостенные трубки (общей длиной до 7 м)ч по которым протекает дистиллированная вода. При работе реактора вода нагревается до 260—270° С под давлением 100 атм (при данном давлении вода не доведена до кипения). Далее вода поступает в теплообменник, где отдаёт часть своей внутренней энергии воде второго контура, и с помощью насоса вновь поступает в реактор. Вода второго контура в теплообменнике превращается в пар, который поступает в паровую турбину. Турбина приводит в движение электрический генератор. Второй контур также замкнут: после турбины пар попадает в конденсатор, где превращается в воду, затем очищается от примесей и после этого очищенная вода вновь поступает в теплообменник. Направление движения воды в контурах таково, что в теплообменнике вода обоих контуров движется навстречу друг другу,

Разделение контуров воды необходимо из-за того, что в первом контуре вода при прохождении через реактор становится радиоактивной. Во втором же контуре вода и пар не обладают радиоактивностью, поэтому у турбины и других сооружений станции нет радиоактивных излучений.

Принципиальная схема паросиловой установки с атомным котлом изображена на рисунке 33.

Расход ядерного горючего на станции за сутки составляет 30 г урана (на обычной станции такой же мощности потребляется примерно 100 т угля в сутки), паропроизводительность станции — 40 т пара в час, коэффициент полезного действия — 15-17%.

5. Перспектива развития ядерной энергетики в СССР в свете задач, поставленных Программой КПСС. Современную науку о строении атома называют атомной и ядерной физикой. Атомная физика охватывает вопросы строения атома (электронные оболочки, взаимодействие атомов), а ядерная физика — строение ядер атомов и ядерные реакции.

Атомная и ядерная физики — молодые науки, но и теперь уже их открытия положены в основу чрезвычайно важных практических применений (ядерная энергетика, применение радиоактивных изотопов и т. п.). А как широки перспективы, которые открываются в процессе дальнейшего развития этих наук!

В развитии современной науки об атоме и его ядре велика роль советских учёных И- В. Курчатова, J1. А. Арцимовича, Д. В. Скобельцина, С. Н. Вернова, Д. Д. Иваненко и других.

Все достижения советской науки дали возможность нашим учёным, инженерам, техникам и рабочим создать первую в мире атомную электростанцию, первый в мире атомный ледокол, добиться других крупнейших успехов в использовании атомной энергии в мирных целях.

В последнее время возникла новая, бурно развивающаяся область физики — физика элементарных частиц. В этой области колоссальное значение имеет дальнейшее развитие физики и техники ускорителей заряженных частиц.

Как уже говорилось, очень большие научно-исследовательские работы проводятся в СССР по управляемым термоядерным реакциям. Созданы первые советские установки для получения управляемых термоядерных реакций. Успешное решение этой задачи даст человечеству практически неисчерпаемый источник энергии.

Успехи в развитии ускорительной техники, в ядерной энергетике, в исследованиях по созданию управляемых термоядерных реакций дают все основания утверждать, что в Советском Союзе атомная энергия будет всё шире и шире применяться для решения грандиозных задач мирного строительства и что в ближайшее время мы будем свидетелями ещё более грандиозных и необычных открытий.

В Программе КПСС, принятой на историческом XXII съезде Коммунистической партии Советского Союза, в числе всех задач, стоящих перед нашим народом по созданию материально-технической базы коммунизма, записано: «По мере удешевления производства атомной энергии развернётся строительство атомных электростанций, особенно в районах с недостатком других источников энергии, расширится применение атомной энергии в мирных целях в народном хозяйстве, медицине, науке».

Такие грандиозные перспективы развития науки и ядерной энергетики возможны только в Советском государстве, а решение таких задач под силу только советскому народу, строящему коммунистическое общество.

«Коммунизм обеспечивает непрерывное развитие общественного производства и повышение производительности труда на основе быстрого научно-технического прогресса, вооружает человека самой совершенной и могущественной техникой, поднимает на огромную высоту господство людей над природой, даёт возможность всё больше и полнее управлять её стихийными силами. Достигается высшая ступень планомерной организации всего общественного хозяйства, обеспечивается наиболее эффективное и разумное использование материальных богатств и трудовых ресурсов для удовлетворения растущих потребностей членов общества» (Программа КПСС).

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ФИЗИКА"