Наблюдения учащихся при изучении физики на первой ступени обучения (Сергеев) 1987
Старые учебники СССР
Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Авторство: Александр Васильевич Сергеев
Формат: DjVu, Размер файла: 1.76 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
ГЛАВА I. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЙ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
1. Сущность метода наблюдений и его особенности
2. Место самостоятельных наблюдений при обучении физике
3. Принципы отбора материала и объектов для наблюдений
4. Виды заданий по наблюдениям
5. Организация и методика проведения наблюдений
6. Ознакомление учащихся с методом наблюдений для исследования физических явлений и закономерностей
7. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе проведения самостоятельных наблюдений
8. Контроль и учет выполнения заданий по наблюдениям
ГЛАВА II. НАБЛЮДЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ КУРСА ФИЗИКИ VII—VIII КЛАССОВ
VII КЛАСС
Введение
Первоначальные сведения о строении вещества
Взаимодействие тел
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Работа и мощность. Энергия
Раздел для повторения
Задания для экскурсий в природу по темам программы VII класса
Введение
Первоначальные сведения о строении вещества
Взаимодействие тел
Давление твердых тел, жидкостей и газов Работа и мощность. Энергия
VIII КЛАСС
Тепловые явления
Электрические явления
Электромагнитные явления
Световые явления
Раздел для повторения
Задания для экскурсий в природу по темам программы VIII класса
Теплопередача и работа 112
Изменения агрегатных состояний вещества 117
Световые явления 120
ГЛАВА III. ЛЕТНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ 125
Методические рекомендации по организации и проведению летних наблюдений 125
Тематические задания для летних наблюдений учащихся VII—VIII классов по физике 127
Метеорологические наблюдения 127
Наблюдения в сельской местности 131
Физика в сельском хозяйстве 131
Физика на речке, пруду, озере, море 132
Физика в поле и на лугу 134
Физика в лесу 135
Физика в быту 136
Тематика отчетов, докладов и рефератов с использованием самостоятельных наблюдений учащихся, проведенных в природе и окружающей действительности в летний период 138
Приложение. Экскурсии в природу 140
Список использованной литературы 150
Скачать учебник СССР - Наблюдения учащихся при изучении физики НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ 1987 года
СКАЧАТЬ DjVu
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сегодня, когда наша страна прочно стала на путь ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса, средняя школа должна научить учащихся мыслить, пользуясь строгими научными понятиями и законами, показать реальные возможности науки — надежного фундамента техники и современного производства. Необходимо создать такие педагогические условия, при которых знания переходили бы в устойчивые убеждения, способствовали формированию активной жизненной позиции.
Введение усовершенствованных программ по физике будет способствовать повышению научного уровня обучения, достижению большей действенности знаний, умений и навыков учащихся. Однако эффективность и результативность обучения обеспечиваются не только его содержанием, но и применением соответствующих методов.
Исходя из принципов дидактики, в преподавании физики следует применять такие методы и формы организации обучения, которые давали бы учащимся не только определенную сумму знаний, но и развивали их мышление, интересы, позволяли совершенствовать знания, умения и навыки, полученные в школе, или приобретать новые, помогли бы более сознательно применять их в учебной деятельности, повседневной жизни, на производстве, правильно ориентироваться в потоке научной и политической информации. Одной из таких форм организации обучения являются наблюдения и опыты учащихся по физике.
Формирование активной жизненной позиции, активной познавательной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе во многом зависит от правильной постановки и организации самостоятельных наблюдений и опытов учащихся.
Содержание школьного курса физики позволяет предложить учащимся разнообразные учебные наблюдения за физическими явлениями, процессами, объектами.
Как показал опыт, наблюдения учащихся можно успешно применять как самостоятельный метод изучения физических явлений в природе, быту, окружающей технике, на производстве, в сельском хозяйстве и на уроке. Ведь не всякое явление можно продемонстрировать в классе. Нередко сведения об окружающей действительности являются единственной базой, на которой основывается изучение физических закономерностей.
Предлагаемое для учителей пособие является одной из попыток решить вопросы, связанные с организацией домашних и классных наблюдений как необходимого вида учебных занятий и самостоятельной работы учащихся в процессе обучения физике.
Глава I. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЙ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
1. СУЩНОСТЬ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЙ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Наблюдение — один из видов сложной деятельности. Восприятие, которое является констатирующим компонентом наблюдения, здесь органически связано с мышлением. Мыслительные процессы непосредственно опираются на чувственное познание действительности.
Психология рассматривает наблюдение как преднамеренное, планомерное и более или менее длительное восприятие, которое осуществляется для того, чтобы выяснить отличительные признаки воспринимаемых объектов, проследить течение какого-либо явления или выявить изменения, происходящие в объектах восприятия. Вместе с тем наблюдение — это активная форма чувственного познания, обеспечивающая наглядно-образное отражение действительности или совокупности объектов, воздействующих на органы чувств человека.
Наблюдения, осуществляемые в процессе обучения, помогают учащимся осознанно воспринять материал и вместе с тем обусловливают развитие наблюдательности, т. е. умение подмечать характерные, часто даже малозаметные признаки изучаемых явлений, объектов. Учебное наблюдение — не простое рассматривание явлений, процессов, объектов. Отличительный признак его — наличие одного или нескольких новых вопросов, требующих от учащихся исследовательского подхода и самостоятельного нахождения правильных ответов на вопросы путем соответствующих мыслительных операций. При отсутствии элемента исследования образовательная роль наблюдения малоэффективна.
Важно отметить, что в процессе наблюдения учащиеся не вмешиваются в природу наблюдаемого процесса или явления, и поэтому они от наблюдения переходят к эксперименту, который благодаря использованию определенных приборов и инструментов позволяет изучить влияние на изучаемый объект явлений, изменяющий его сущность, воспроизводить его столько раз, сколько требуется для изучения, исследовать его в различных условиях. Эксперимент не вытесняет и не заменяет наблюдения. Оба метода тесно связаны и дополняют друг друга. Проводя наблюдение в условиях эксперимента, фиксируют результаты воздействия на объект (реакции объекта). В процессе учебного эксперимента ставится цель, которая уже достигнута наукой, но учащимся это достижение еще неизвестно.
При всем многообразии учебных наблюдений и опытов (они охватывают практически все разделы курса физики VII—XI классов) 1 успех их выполнения обусловлен определенными дидактическими условиями. К таким условиям следует отнести:
а) наличие у школьников запаса знаний, позволяющих понять цель наблюдения (опыта), его содержание и последовательность выполнения;
б) присутствие нового в содержании наблюдения (опыта) для учащихся, что придает наблюдению исследовательское направление и вызывает познавательный интерес;
в) оказание направляющей помощи учителя физики в проведении наблюдений (опытов);
г) обсуждение результатов, полученных в процессе проведения наблюдений (опытов).
Метод наблюдения — один из традиционных методов обучения в общеобразовательной школе. Современные требования к процессу обучения обусловливают следующую структуру наблюдения (см. схему 1).
Организация самостоятельных наблюдений учащихся в процессе обучения физике преследует следующие цели:
1. Выявлять склонности учащихся к изучению физики, развивать их интересы к науке.
2. Развивать у учащихся черты личности, в значительной мере определяющие общий уровень развития человека: наблюдательность, умение видеть, подмечать явления окружающей действительности.
3. Ознакамливать школьников с особенностями наблюдения как метода научного познания и подготовки их к проведению научных наблюдений.