Учебник физики КУРС СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (Краевич) 1880
Старые учебники СССР
Назначение: ДЛЯ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Авторство: Константин Дмитриевич Краевич
Формат: DjVu, Размер файла: 16.3 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение Вещество. Состояние тел. Протяжённость и непроницаемость. Единицы протяжения. Вес; отвесная линия и горизонтальная плоскость; уровень. Единицы веса Масса; плотность. Делимость. Расширяемость и сжимаемость. Скважность. Упругость. Сцепление. Склеивание и спаивание. Закаливание. Притяжение. Подвижность. Инерция. Измерение длины. Нониус, вернее, микрометрический винт, сферометр, катетометр. Расширение тел чрез нагревание. Термометр; сравнение термометрических шкал 1—24
Явления. Физика и химия. Исследование явления; силы природы. Наблюдение, опыт, гипотеза, теория. Атомистическая гипотеза 24—31
Сложение в разложение сил. Силы. Paвновесие. Равнодействующая сила. Измерение сил. Действие и противодействие.
Сложение и разложение сил, Мствующихна точку. Сложение скоростей. Силы параллельная 31—45
О тяжести. Тяжесть; вес; центр тяжести. Равновесие тела, подпёртого в одной и двух точках. Равновесие тела, опирающегося на три точки. Равновесие шара и сегмента 45—54
О простых машинах. Равновесие прямолинейного рычага под влиянием параллельных сил. О равновесии рычага вообще. Весы обыкновенные, Роберваля и римские; безмен; весы децимальные п пружинные. Условия равновесия сил: в блоке, вороте, бесконечном ремне, зубчатых колесах, наклонной плоскости, клине и винте 54—83
О твердости 83—86
Центробежная сила. Центробежная машина. Влияние центробежной силы на тяжесть 87—91
О плотности. Изменение плотности с температурой; способ флакона для определения удельного веса твердых и жидких тел. Зависимость между объемом, полностью и весом 91—95
О жидкостях. Два рода явлений в жидкостях. Сжимаемость жидкостей. Закон передачи давления. Видь жидкой массы, повинующейся взаимному притяжению частиц. Поверхность весомой жидкости в спокойном состоянии. Давление весомой жидкости на дно и станки сосуда. Сегнерово колесо. Сообщающееся сосуды. Закон Архимеда. Условие равновесия устойчивости плавающего тела. Приложение закона Архимеда к определению удельного веca твердых и жидких тел. Ареометры. Смачивание. Сила сцепления в жидкостях. Волосность. Смешивание жидкостей. Эвдосмоз в экзосмоле 95—127
О газах. Вес, давление н упругость воздуха. Закон Мариотта. Закон парщальпаго давления. Вероятная высота атмосферы. Потеря веса тел в воздухе. Аэростат; парашют. Барометры: с чашечкой, сифонный, Менделеева, Фортеня и Бурдона. Воздушный насос. Кран Бабине. Ртутный насос Менделеева. Нагнетательный воздушный насос. Манометры: со ртутью и металлический Бурдона. Водолазный колокол. Духовые ружья. Мехи. Геронов шар. Геронов фонтан. Водяные насосы. Гидравлические пресс. Сифон. Ливер. Сосуд Mapiona и аргавтова лампа. Пульверизаторы. О плотности газов. Диффузия газов. О растворении газов в жидкостях 127—173
Теплород. Нагреваиие жидкостей и газов. Понятие о лучистом теплороде. Теплопроводность. Количество теплорода. Единица теплорода. Определение средней температуры при смешении однородных веществ. Теплоемкость. Калориметр Фавра и Зильбермана. Калориметр Лавуазье и Лапласа. Способ смешения. Законы теплоемкости твердых тел, жидкостей и газов. Закон теплоемкости атомов 173—189
Плаваение и отвердевание. Кипение и ожижение. Испарение. Скрытый теплород при плавлении. Охлаждающие смеси. Скрытый теплород при кипении и испарении. Дистиллирование. Сфероидальное состояние 189—203
Способ Руа н Раздела для определения коэффициента линейного расширения твердых тел. Определение кубического расширения емкости твердых оболочек. Абсолютный коэффициента расширения ртути. Относительное расширение жидкостей. Наибольшая плотность воды Расширение газов. Топление печей и каминов. Связь сцепления с расширением яри нагревании. Нормальный термометр. Приготовление ртутных термометров. Термометр Брегета. Пирометры 204—225
Упругость паров при кипении Пары в пустоте. Пары в состоянии насыщения. Способы определения упругости паров. Ожижение газов. Наибольший искусственный холод. Испарения жидкостей в газах. Плотность паров. О влажности. Гигрометры: Даниел и Реньо. Гигроскоп Соссюра 226—240
Котёл Панина. Машина Уата. Устройство парового котла. Понято о машинах высокого и низкого давления. Машина без коромысла. Пароход. Локомотив. Воздушная и взрывчатая машины 240—252
Источники тепла и холода. Теплота небесных тел. Трение. Сжато. Удар. Химическая явления. Органическая жизнь. 252—259
Магнетизм. Магниты естественные и искусственные. Полюсы и точка безразличия. Взаимное действие магнитных полюсов. Действие магнита на железо. Действие магнита чрез тела немагнитные. Деление магнита на части. Действие магнита на закаленную сталь. Системы магнитов; магнит Жамена. Гипотеза магнитных жидкостей. О диамагнитизме. Склонение и наклонение земного магнетизма. Линии изогонические и изоклинические; магнитные полюсы земли 259—273
Электричество. Понято об электричеетве. Проводники и непроводники. Взаимное действие наэлектризованных тел. Два рода электричества. Электроскоп. Распространение электричества по поверхности. Напряжение электричества. Гипотеза электрических, жидкостей. Электричество чрез влияние. Электрофор. Электрическая машина обыкновенная. Электрофорная машина Гольца. Конденсатор и приложение его в лейденской бабке и электроскопе 274—296
Гальванизм. Электричество при химических явлениях. Термины гальванического тока. Гальванические элементы. Мультипликаторы и гальванометры. Открытие гальванического тока. Гипотеза соприкосновения и электрохимическая гипотеза. Сила гальванического тока. Сопротивление; одометр; дифференциальная метода. Сопротивление гальванических элементов. Формула Ома. Сравнение атектровозбудительных сил. Гальванические батареи, вольтов столб. Cухие столбы. Электроскоп Фехнера. Коммутатор 296—331
Действие тока на организм. Нагревание. Искра. Вольтова дуга. Химическое действие тока. Посредственные действия. Поляризация электродов. Законы химических разложений. Количество электричества в гальваническом токе. Электрохимическая гипотеза. Гальванопластика. Электромагнетизм.
Действие тока на токи. Теория магнетизма Ампера 331—352
Понятие об электрических телеграфах. Телеграф Морса. Электромагнитные машины. Электрический звонок 352—359
Возбуждение индуктированных токов помощью гальванического тока. Индукция чрез магнетизм. Токи высших порядков. Магнито-электрическая машина Штерера. Магнито-электрическая и динамо-электрическая машины Грамма. Спираль Румкорфа 359—376
Опыт Зеебека. Законы термоэлектрического тока. Термоэлектрическая батарея. Термомультипликатор 376—380
О свете. Понято о свете. Тела самосветящиеся и темные, прозрачные и непрозрачный. Гипотезы о свете. Распространение света однородной средние. Лучи света. Тень и полутень. Прохождение света чрез узкое отверстие. Скорость и сила света. Фотометры 381—389
Отражение света. Отражение точки и предмета в одном плоском зеркале, в двух зеркалах: параллельных и друг к другу наклонных. Отражение света в амальгамированном зеркале. Свет рассеянный. Отражение света в вогнутом сферическом зеркале. Перемещение фокуса. Отражение света в выпуклом зеркале. Перемещение фокуса. Построение изображение. Аберрация. Зеркала: цилиндрические и конические 389—406
Преломление света. Полное внутреннее отражение. Камера люцида. Преломление света в двояковыпуклой чечевице. Переменные фокуса. Преломление света в двояковыпуклом стекле. Оптический центр. Построение изображений. Сферическая аберрация. Камера-обскура. Солнечный микроскоп. Волшебный фонарь. Определение скорости света по Физо 406—432
Разложение света на цвета. Смешение призматических цветов. Вид тел, рассматриваемых через призму. Причина цветов тел природы. Окрашенные средины. Полихронизм. Спектры раскаленных тел. Спектры поглощения. Соотношение между спектрами раскаленных тел и спектрами поглощения. Фраунгоферовы линии. Гипотезы о составе и устройстве солнца. Светорассеяние. Ахроматическая призма. Ахроматическое и апланатическое стекло 432—455
Устройство глаза. 3рение. Почему мы не видим предметов в обратном виде. Подробность зрения. Способность приспособляться. Расстояние наилучшего зрения. Близорукость и дальнозоркость. Чувствительность сетчатой оболочки. Слепая точка. Продолжительность впечатления. Почему двумя глазами мы не видим предметов вдвойне. Суждение о расстоянии и величине предметов. Стереоскоп. Некоторые необъяснённые свойства глаза 455—466
Очки. Простой микроскоп. Сложный микроскоп. Телескоп Кеплера. Подзорная труба. Труба Галилея. Телескопы: Ньютона и Гершеля 466—483
Интерференция. Опыт Френеля. Дифракция. Цвета тонких пластинок и ньютоновы кольца. Двойное лучепреломление. Поляризация света: чрез отражение, простое и двойное лучепреломления; турмалиновые щипцы; призма Николя. Вращение плоскости поляризации 483—494
Лучистый теплород. Отражение. Преломление. Спектр теплокровных лучей. Теплопрозрачность. Рассеяние лучей теплоты; теплоцветность. Способности тел: поглощательная и испускательная 494—503
О химических» лучах. Фотография. Спектр химических лучей. Свойства химических лучей подобны свойствам лучей света и тепла. Фосфоресценция и флуоресценция 503—509
О движении. Движение равномерное в прямолинейное. Движение неравномерное и криволинейное. Скорость. Ускорение. Движения равномерно ускоренное и равномерно замедленное. Трение. Сопротивление средины. Падение в пустоте и в воздухе. Падение тел на машине Атвуда и по наклонной
плоскости. Движение брошенных тел 509—532
Законы колебания математического маятника в пустоте. Физический маятник. Приложение маятника: к определению ускорения при свободном падении тел, к сравнению сил тяжести и к регулированию хода стенных часов. Уравнительный маятник 532—541
Вывод формул, относящихся до центробежиой силы 541—544
Измерение сил количеством движения и произведением из массы на ускорение. Удар между неупругими шарами. Удар между упругими шарами. Удар шара в плоскость 544—551
Вытекание жидкостей чрез малые отверстия. Фонтаны. Устройство струи. Волнение 551—555
Дрожание частиц воздуха. Звук. Высота, скорость, сила, отражение, преломление и интерференция звука. Диатоническая гамма. Диссонанс и гармония. Длина воли. Законы колебания струн. Монохорд. Сирена. Зубчатое колесо. Условия точки. Колебание упругих пластинок. Камертон. Колебание воздуха в трубах. Отзывчивость. Дека. Второстепенные тоны. Резонаторы. Звонкость 555—577
Понятие о работе сил. Измерение работы. При равномерном движении работа двигателя равна работе сопротивления. Работа полезная и вредная. Измерения силы работою. Работа инерции 577—582
Переход работы в теплоту и обратно; механически коэффициент теплорода. Механическая гипотеза теплорода 582—588
Прибавление I. Краткий очерк важнейших химических явлений. Кислород. Простые и сложные тела. Водород. Вода. Хлор. Сера. Главные законы химических явлений. Азот. фосфор. Углерод. Белковина н сахаристые вещества. Обыкновенный спирт. Брожение. Уксусная кислота. Эфир. Углеводороды. Замечательные металлы и соли 589—610
Прибавление II. Приложение Физики к объяснению атмосферных явлений. Явления, зависящие от теплорода. влияние атмосферы на нагревание земной поверхности. Изменение температуры на земной поверхности. Климат. Роса и иней. Туман и облака. Дождь и снег. Град. Снежная линия; лавины и глетчеры. Источники и реки. Озера. О ветрах. Пояс тишины. Монсуно и бризы. Местные ветры. Ураган. Смерч... 610—649
Прибавление III. Фонограф. Телефон 649—654
Прибавление IV. Сохранение энергии 655—660
Скачать учебник СССР - Учебник физики КУРС СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 1880 года
СКАЧАТЬ DjVu
Выпуская каждое из шести предыдущих, изданий Учебника Физики, я делал многие изменения, дополнения и сокращения, сообразно открытиям, изобретениям, совершенствованиям научных и педагогических приёмов, указаниям преподавателей физики и собственному опыту.
При всех этих изменениях, я старался удовлетворить одному из важнейших, правил обучения: начинать с легчайшего и, восходя постепенно к труднейшему, упражнять умственный силы учащихся только предметами им доступными. От этого, план моей книги в значительной мере отличается от обычного способа расположения материала в учебных руководствах по физике, что легко заметить при чтении оглавления.
В книге три шрифта. Напечатанное крупным шрифтом содержит, по моему мнению, все существенно важное; средний шрифт заключает подробности, которые могут быть опущены без нарушения связи целого; оне назначаются для дополнения курса в реальных училищах, для удовлетворения любознательности учащихся и для изучения их к самостоятельному чтению. В конце многих глав, помещены вопросы (мелкий шрифт), разрешаемые на основании излагаемых в этих главах законов.
За последние годы сделаны более или менее важный изобретенья.
Я изложил те из них, которые достигли некоторой степени совершенства и способны оказать большое влияние на методы исследования, или практические применения. Укажу на магнитоэлектрическую и динамоэлектрическую машины Грамма, ртутные насосы, барометр Менделеева, его же прибор для нахождения коэффициента расширения газов, ожижение газов Пикте и друrie. Вместе с тем, следовало бы выпустить описание некоторых снарядов». какотжив-шихсвое время и не имеющих» теперь никакого значения (но крайней мере, вруководстве для средних учебных заведении). Таковы: прибор Режима для определения коэффициента расширяя газов, магнитоэлектрическая машина Штерера, барометр Фортсня и друг. К сожалению, педагогические предания держатся весьма упорно, и нужны многие годы на их изменение, а потому, не желая лишить мою книгу читателем, я не решился посягнуть на исключение упомянутых приборов.
Издание 7-ое полнее предыдущим, но дополнения сделаны преимущественно всреднем шрифте. Содержите крупного шрифта осталось почти то же самое, что и в 6-м издании, именно около 20 печатных листов (кроме трех последних прибавлений).
Вконец книги помещены четыре прибавления. В 1-м прибавлении изложен краткий обзор химических явлений, в таком, приблизительно, объеме, как это нужно для понимания физики; эту статью удобнее, по моему мнению, проходить одновременно с явленьями тепла. Желающих основательно ознакомиться с новейшими состоянием Химии отсылаю к сочиненно Менделеева: Основы Химии.
Прибавление 2-ое содержит описание атмосферных явлений; оно заимствовано из моей книги: Начала Космографии. В новейшее время резко обозначился один из отделов метеорологии — учение о погоде или темпестология, важное значение которой, если не теперь, то в будущем, признается всеми; я полагал полезным дать краткие о ней сведения.
Весьма недавно были сделаны весьма важные открытия в акустике; три из них — фонограф, телефон и микрофон, особенно первые два, пользуются всеобщею известностью.
В прибавлении III помещено описание фонографа и телефона. Я не решился отнести ихъ к учению о звуке, где их настоящее место, потому что, но причине несовершенств в устройстве и неполноты теории, они не могут иметь педагогического значения. Я назначаю их для удовлетворения любознательности учащихся. То же значение, с педагогической точки зрения, я придаю и темнестологии.
Прибавление IV излагаемые закон сохранения энергии и помещено с тою же целью, т. е. ради удовлетворении я любознательности учащихся. Хотя закон этот должен быть поставлен в ряду других строго доказанных законов природы и представление высокий интерес, но темно менее не может служить предметом изучения в средних учебных заведениях, потому что объяснение его нельзя считать удовлетворительными..
Некоторые полагают, что в учебниках по физике простые чертежи полезнее чем рисунки, представляющие приборы и явления, потому что последними, случае, учащийся, неумеющий рисовать, затрудняется на экзамене и репетиции изображать их на доске. Мнение это не вполне справедливо. У опытного преподавателя, учащиеся быстро привыкают чертить и достигают, наконец, того, что сами, без посторонней помощи, легко переходите от перспективы к чертежу. Между тем, весьма немногие учебные заведения имеют столь полный физический кабинет, что в нем находятся все приборы, описываемые в учебнике. Хороший рисунок тогда без сомнения полезнее чертежа. Броме того некоторый явления чертежу совершенно не поддаются (наслоение света, вольтова дуга, полярное
Только в редких случаях, когда преподаватель чертежом не владеет, или когда ученик проходит курс без помощи учителя,— чертежи полезны, что, однако же, не исключение необходимости рисунков, особенно при неполноте физического кабинета или совершенном его отсутствии.
Чтобы помочь учащемуся в таких исключительных условиях, я приложил в конце книги две таблицы чертежей. Они занумерованы теми же цифрами, что и рисунки в книге. Было бы совершенно бесполезно поместить все чертежи, потому что, когда учащиеся обрел некоторый навык, достаточно дать один из однородных чертежей. Кроме того, в самом руководстве есть чертежи (фиг. 7 (, 439, 444 и проч.) рядом с фигурами. Таблицы останавливаются на гальванизме. Далее я не нашёл ни одного рисунка, который бы мог затруднять учащегося, предполагая, что он перечертил все чертежи, относящиеся к предыдущим статьям.