Skip to main content

Вечера по физике в средней школе (Браверман) 1969год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Вечера по физике в средней школе (Браверман) 1969

Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ 

В сборнике представлены материалы по организации и проведению физических вечеров для учащихся VI-X классов средней школы

© "Просвещение" Москва 1969 

Авторство: Составитель Э. М. Браверман

Формат: PDF Размер файла: 16.6 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение . * 5

ВЕЧЕРА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ ВОСЬМИЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ

7\ Я. Слуцкая — Тайны жидкостей и морских глубин 15

O. Н. Лапина — Атмосферное давление и жизнь на Земле 25

Л. И. Шведчиков и К. А. Чайковская — Трение . 43

С. Якутис и В. Валентинавичюс — Закон сохранения и превращения

энергии в механических и тепловых процессах 57

Л. И. Каторгина и В. А. Каторгип — Физика и музыка 77

И. В. Полянская и К. П. Барабанова — В мире электрических зарядов

и полей 87

Г. Ф. Огородников и L. А Собова — Свет — удивительное явление

природы „ . . * 102

П. 3. Грузинская и Ф. Я. Байков—Космос 116

P. Г. Кротова — Физика против религии 128

ВЕЧЕРА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

И. Н. Каверзин — Законы механики 147

Н. Л. Бронников — Механические колебания и волны ь технике . . . 167

С. Н. Вайншток — Мир тепла и холода 189

Л. М. Логинов — Статическое электричество в промышленности и науке 200

Г. М. Голин — Энергетика нашей страны 211

В. А. Сущенко — День радио в школе . . 237

Л. М. Коган — Свет служит человеку 250

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Вечера по физике в средней школе (Браверман) 1969 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

Этот сборник знакомит с опытом, 'накопленным учителями, методистами и преподавателями педагогических институтов нашей страны по организации и проведению физических вечеров, посвященных отдельным темам учебной программы. В нем представлены подробные описания 16 вечеров для учащихся средней школы — с VI по X класс.

Каждому вечеру посвящена отдельная статья, которая содержит программу вечера, рекомендации по его подготовке ,и организации, а также описание его отдельных элементов: краткое изложение (или планы) сообщений и докладов учащихся, описание демонстраций, вопросы викторин, содержание конкурсов, советы по оформлению помещения, выставок, стенных газет, перечень используемых наглядных пособий (кинофильмов, диапозитивов, самодельных плакатов и таблиц, иллюстраций из книг и журналов), список рекомендуемой литературы.

Понятно, что дать исчерпывающе полное описание каждого вечера — особенно привести полностью содержание всех докладов, насыщенных большим цифровым и фактическим материалом, отражающим современное развитие науки и техники, и подробно описать все демонстрации и установки для опытов — не представляется возможным. Да это вряд ли нужно: в распоряжении учителя имеется много научно-популярной, учебной и методической литературы (в частности, руководства по физическому эксперименту, задачники), массовыми тиражами выходят периодические научно-популярные издания. Поэтому часто, не повторяя удачно изложенное в других книгах и публикациях, авторы статей просто отсылают читателей к соответствующим источникам, из которых может быть заимствован необходимый материал.

Однако в тех случаях, когда для подготовки выступления используется большое число книг и статей, текст сообщения приводится почти целиком. Полностью даются и оригинальные материалы: конферанс, пьесы, вопросы и задания для проведения конкурсов и викторин.

Включенные в сборник материалы отражают индивидуальный опыт авторов, и поэтому все методические рекомендации, содержащиеся в них, следует рассматривать как примерные.

При составлении сборника и его подготовке к печати неоценимую помощь оказали заслуженный учитель школы РСФСР Н. И. Белогорская и кандидат педагогических наук А. Л. Егоров, чьи советы и рекомендации помогли отобрать лучшие из присланных материалов и устранить недостатки отдельных статей. Приношу Н. И. Белогорской и А. Л. Егорову искреннюю и глубокую благодарность. Приношу также большую благодарность доктору физико-математических наук Л. В. Иогансену, кандидату педагогических наук Р. И. Малафееву, М. И. Блудову за ценные замечания, высказанные при просмотре рукописи книги.

Составитель 

ВВЕДЕНИЕ

Среди многообразных форм внеклассной и внешкольной работы по физике вечера занимают видное место. Разные по тематике, содержанию и организации, они являются одним из наиболее увлекательных, любимых и распространенных видов внеклассной работы.

Остановимся на вопросах организации и методики проведения вечеров по физике, посвященных отдельным темам и разделам учебной программы.

Цель этих вечеров — в яркой и увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные учениками на уроках, показать их широкое использование в практике, в жизни, помочь учащимся войти в мир новых научных и технических идей, раздвинуть границы учебника, зажечь учеников стремлением как можно больше узнать, понять.

В одних случаях такой вечер может стать как бы заключительным этапом в изучении темы, в других — служить весьма эффективным средством повторения рассмотренных ранее вопросов.

В процессе организации и проведения вечеров решается обычно целый комплекс различных учебных и воспитательных задач. Обучающее значение вечеров не исчерпывается тем, что учащиеся приобретут новые знания или углубят уже имеющиеся. Готовя доклады, сообщения, эксперимент к вечеру, ученики развивают свое умение самостоятельно работать, творчески мыслить, ориентироваться в мире книг и научных идей, извлекать ценные сведения из прочитанного, критически осмысливать и отбирать материал. Знания не преподносятся им в готовом виде, они «добываются», и этот процесс очень важен. Ученикам «прививается вкус» к самостоятельной работе.

Не меньшее значение имеет проведение вечеров по физике и для воспитания учащихся. Ведь почти на каждом вечере представляется возможность осветить один или несколько вопросов, весьма важных в воспитательном плане. Можно, например:

познакомить учащихся с выдающимися достижениями отечественной науки, техники и отдельных отраслей народного хозяйства; 

рассказать отдельные эпизоды из истории русской и советской науки и техники;

познакомить с биографиями крупнейших ученых и изобретателей, внесших большой вклад в развитие мировой науки и техники; показать борьбу научных идей, историю становления науки; нарисовать картину, позволяющую проникнуть в творческую лабораторию ученого и в процесс научного исследования;

показать, что большие научные открытия являются результатом огромного целеустремленного труда;

разоблачить религиозные суеверия и показать, какой вред они приносят.

Огромное воспитательное воздействие на участников вечера способна оказать и сама подготовка к нему. Ведь успех вечера зависит от слаженности, согласованности в действиях его организаторов, от их дисциплинированности, от умения подчинить свои интересы интересам коллектива, от умения вовремя прийти на помощь товарищу. Проведение вечера является итогом большой творческой работы, который подводится публично и оценивается всеми присутствующими. Поэтому важно развить у участников вечера чувство ответственности за порученное им дело, научить их понимать, что от удачного проведения вечера зависит многое — и то, сколько новых учеников захочет стать членами физического кружка, и то, у скольких людей появится горячее желание глубоко и серьезно заняться изучением физики, и то, насколько обогащенными новыми знаниями будут расходиться приглашенные на вечер учащиеся.

Подготовка к вечеру. Творчество учащихся. Вечер физики может сыграть большую роль в развитии творческой инициативы и самостоятельности учащихся. Поэтому основные усилия учителя, как правило, направляются на то, чтобы превратить подготовку к нему буквально на всех этапах в увлекательный, живой творческий процесс, в котором каждый смог бы проявить свою инициативу, самостоятельность, фантазию и найти себе дело по душе в соответствии со своими интересами и склонностями. Вместе с тем организация вечера — это творчество всего коллектива в целом; вот почему все предложения должны тщательно рассматриваться и обсуждаться кружковцами или инициативной группой.

Подготовка к вечеру обычно начинается примерно за 1V2 — 2 месяца с заседания физического кружка или актива учащихся, интересующихся физикой. Дело учителя — тактично подсказать тему вечера, увлечь ею учеников.

Как показывает опыт многих учителей, на первом занятии кружка полезно только наметить тему вечера. Нужно дать возможность ученикам перед разработкой программы предварительно сориентироваться в материале. Для этого хорошо вывесить красочно оформленные списки рекомендуемой к вечеру литературы и обратиться ко всем учащимся с призывом читать ее, высказывать свои пожелания о содержании готовящегося вечера, представлять свои проекты. Хорошо устроить экскурсии на объекты, работа которых в той или иной мере связана с темой вечера.

На следующем занятии кружка уже можно приступать к разработке программы вечера: делать это нужно сообща, детально обсуждая все высказанные проекты и пожелания, выбирая лучшие из них. Автора наиболее удачного и интересного проекта можно на вечере премировать. Учителю не стоит навязывать свое мнение или готовое решение. Важно, чтобы ребята были самостоятельны и чувствовали, что организация физического вечера — это их творчество. Только при этом условии вечер получится содержательным, интересным, свежим и непохожим на предыдущий. Ведь фантазия ребят, их выдумка и сообразительность огромны.

Утвердив план вечера, распределяют отдельные поручения, делая их не слишком громоздкими и вполне посильными. Начинается подготовка к вечеру. Обычно она проходит одновременно по нескольким направлениям: одна группа готовит сообщения, доклады, другая — опыты к докладам, третья — отвечает за подбор иллюстративного материала (диапозитивов, рисунков, кинофрагментов), четвертая — за готовность всего оборудования, пятая — выпускает газеты, шестая — оформляет стенды, седьмая — организует выставки, восьмая — подбирает материал для конкурсов, викторин, девятая — оформляет помещение, десятая — готовит номера художественной самодеятельности, одиннадцатая — является организатором всего вечера в целом и т. п. И главная задача учителя — организовать всю эту работу на творческой основе.

Как показывает опыт, ученикам-старшеклассникам целесообразно предоставлять полную творческую самостоятельность: докладчики сами подбирают по библиографическим указателям необходимую для сообщений литературу, работают с ней, выписывая основные идеи и новейшие цифры, характеризующие современное состояние науки и техники. Учитель только консультирует, направляет, он может подсказать какой-либо неизвестный ученику литературный источник, посоветовать, как иллюстрировать сообщение.

Так же самостоятельно в ряде случаев старшеклассники готовят демонстрации, сопровождающие доклады. Им тоже представляется возможность самим ознакомиться с литературой по школьному физическому эксперименту и приборами (однако помощь учителя здесь требуется уже в несколько большей степени), выбрать наиболее эффектный опыт из многих описанных, подготовить его и четко провести. По предложению учащихся на вечере могут быть показаны и необычные, не предусмотренные учебной программой по физике демонстрации. Так, на вечере «Физика и музыка» (VIII класс), проведенном в 1-й школе г. Ульяновска под руководством преподавателей Л. И. и В. А. Каторгиных, были продемонстрированы ускоренная и замедленная запись звука на магнитную ленту, двойная и тройная запись без стирания предыдущей. Творчество учащихся в подготовке эксперимента может проявиться и в осуществлении демонстраций на самодельных приборах собственной конструкции.

К каждому вечеру обычно делают тематические газеты с яркими и выразительными названиями. В их оформлении, подборе материала и подаче его в занимательной форме тоже должна сказаться творческая мысль учеников.

Газеты могут отражать только те вопросы, о которых идет речь в сообщениях. Но могут, и наоборот, быть посвящены проблемам, не затронутым в докладах и выступлениях. Например, к вечеру старшеклассников «Статическое электричество в промышленности», проведенному в средней школе г. Новая Ладога, были выпущены бюллетени об использовании электрических зарядов и полей в сельском хозяйстве и медицине. Тематические газеты, кроме основной рубрики, где публикуются интересно написанные обстоятельные статьи, обычно содержат разделы «В последний час», «Знаешь ли ты?», «Из истории открытий и изобретений», «Подумай и ответь».

Очень полезно организовать к вечеру хотя бы 2—3 выставки, связанные с темой вечера, например выставку научно-популярной или научно-фантастической литературы, выставку самодельных приборов, промышленных приборов и оборудования, используемых на производстве. Учитель 1-й средней школы г. Дружба Сумской области В. А. Сущенко, проводивший в своей школе такие выставки, отмечает, что они вызывают большой интерес учащихся. Могут быть и совсем необычные экспозиции. Так, под руководством учительницы Т. Я. Слуцкой, преподающей в 213-й школе г. Ленинграда, к вечеру «Тайны жидкостей и морских глубин» ребята подготовили выставку аквалангистского снаряжения и выставку «Дары моря», на которую представили собранные ими экспонаты.

В последнее время многие учителя стали проводить подготовку вечера в форме соревнования, что, безусловно, еще больше повышает творческую активность его участников. Чаще всего вечер готовят команды классов, каждой из которых поручается сделать равное количество докладов, демонстраций, самодельных приборов, стендов, газет, подобрать одинаковое число вопросов для викторин. Эта работа оценивается жюри или присутствующими на вечере по заранее объявленной системе оценок, причем учитывается не только содержание и актуальность подготовленного материала, но и его оформление. Естественно, что каждая команда стремится выйти победителем в этом соревновании, и ее участники проявляют максимум творчества, сил и энергии, чтобы добиться этого.

Роль учителя в процессе подготовки вечера. Предоставление учащимся большой творческой самостоятельности и широких возможностей для проявления инициативы, конечно, не означает, что все дело подготовки к вечеру пускается на самотек. Организуя вечер, учитель четко представляет себе его цель и содержание, твердо знает, какие конкретные учебные и воспитательные задачи должны им быть решены. Именно поэтому он должен очень тактично и незаметно направить инициативу ребят по составлению программы вечера в нужное русло и вескими мотивированными аргументами отклонить все неподходящие предложения и варианты.

В восьмилетней школе направляющая и организующая роль учителя проявляется в значительно большей степени, чем в средней. Педагог обычно сам рассказывает кружковцам о тематике намечаемых выступлений, но он может предложить ребятам продумать, в какую интересную, яркую форму их нужно облечь, может представить для обсуждения и свой проект программы вечера.

Основная же задача учителя в период подготовки вечера заключается в том, чтобы раскрыть каждому ученику стоящую перед ним цель, помочь всем взять нужное направление в работе, подсказать, с чего ее следует начать и как вести; учитель должен проинформировать выступающих о тех требованиях, которые предъявляются к докладам, демонстрациям, рассказать, как пользоваться библиографическими указателями, как работать над литературным материалом.

Подготовка вечера всегда идет одновременно по многим направлениям. Поэтому учителю — главному организатору вечера — полезно иметь особую таблицу-«график», в которой обозначены намеченные сроки и ход выполнения различного рода заданий. В этом случае он сможет в любой момент иметь четкое представление о том, как продвигается работа, сможет вовремя помочь советом.

Оформление вечера. От оформления вечера в немалой степени зависит успех мероприятия. Ведь каждый вечер, каким бы серьезным по содержанию он ни был, все-таки своеобразный праздник, и нужно стремиться сделать его ярким и интересным, ни в коей мере не похожим на обычный урок; это особенно важно для вечеров физики, посвященных отдельным учебным темам. Красочное и вместе с тем торжественное оформление определит с первых же минут общее приподнятое и деловое настроение участников вечера и зрителей. Очень важно при этом так его продумать, чтобы была возможность четко, без задержек провести вечер. Для того чтобы выбрать наиболее удачный по замыслу вариант оформления вечера, многие учителя проводят специальные конкурсы проектов. Проекты обсуждаются на общем собрании кружковцев и принимаются после полного одобрения.

Яркие афиши, извещающие о вечере, плакаты с высказываниями крупнейших ученых, газеты, стенды, выставки, красочно оформленная сцена, демонстрационный стол с приборами, проекционная аппаратура — вот почти непременные атрибуты оформления помещения, где проходит вечер.

Иногда (это определяется тематикой вечера или программой) практикуется такой прием: помещению, где проводится вечер, с помощью декораций и соответствующей обстановки придается совершенно необычный вид: оно превращается то в кабину летящего к звездам космического корабля, то напоминает лунный ландшафт. Этим приемом пользуются обычно в тех случаях, когда весь физический вечер целиком «разыгрывается» по сценарному плану и его отдельные элементы связывает в единое целое развитие сюжета.

Проведение вечера. В последние годы уже многие учителя отказались от проведения вечеров по традиционному шаблону: доклад — демонстрация опытов — викторина. Каждый преподаватель стремится найти для вечера в целом и отдельных его элементов своеобразную, интересную и увлекательную форму. Назовем некоторые, на наш взгляд, удачно найденные формы сообщения на вечере учащимся новых сведений: небольшие красочные рассказы, инсценировки (эти формы используются в основном для учащихся шестых-седьмых классов), организованный осмотр выставок под руководством учеников-экскурсоводов, «диспуты», которые ведут «ученые», репортажи, записанные на магнитную пленку, небольшие сообщения, которые сразу же рледуют за демонстрацией интересных опытов, объединенных общим названием «Знаешь ли ты?», и т. д.

Нам кажутся удачными такие вечера, в ходе которых используются 4—5 различных форм работы с учащимися. Из большого многообразия интересных занятий (прослушивание научных докладов и сообщений, демонстрация опытов, которые зрители должны объяснить, проведение конкурсов, викторин, «полеты» на крыльях мечты в мир научно-фантастических идей, просмотры инсценировок, обсуждение выдвинутых проектов, исполнение песен, музыкальных произведений, просмотры научно-популярных и научно-художественных фильмов или отрывков из них, беседы с приглашенными с производства старшими товарищами) всегда можно выбрать несколько наиболее подходящих для конкретного вечера. В единое, логически стройное целое отдельные элементы могут быть связаны небольшим конферансом или выступлениями ведущих.

Очень важно, чтобы присутствующие на вечере не остались простыми свидетелями происходящего, пассивными слушателями. Если это случится, то эффективность вечера, каким бы красочным он ни был, уменьшится почти наполовину. Зрители должны стать активными участниками вечера. Это — непременное требование.

В практике работы школ уже наметилось несколько путей для решения этой сложной задачи, а именно:

1. Построение сообщений в форме непринужденной беседы со слушател я/м и. Ученики, которые делают эти сообщения, задают зрителям по ходу расска- вопросы и на основе их ответов строят свое дальнейшее повест- ю 

вование (этот метод целесообразно применять в восьмилетней школе).

2. Демонстрация опытов, которые присутствующим предлагается объяснить. Если зрители затрудняются ответить, на помощь им приходит ведущий.

3. Проведение викторин. Викторины бывают весьма многообразными и по содержанию и по организации. Они могут проводиться частями, вклиниваясь в ход вечера между отдельными докладами и выступлениями; в этом случае вопросы обычно группируются по темам. Иногда викторину проводят в конце вечера, и тогда включают в нее разнообразные по характеру вопросы и задания. А возможен и такой вариант: в разных частях зала или помещения организуется сразу несколько самостоятельных викторин (обычно это бывает в заключение вечера, и учащиеся в зависимости от своих склонностей принимают участие в любой из них или даже в нескольких).

По способу привлечения участников викторины тоже отличаются друг от друга. В них могут участвовать либо отдельные желающие, либо все учащиеся, либо заранее подготовленные к состязанию команды, либо тут же на вечере составленные из зрителей команды болельщиков.

Содержание викторины, как правило, бывает весьма разнообразным. Викторина может включать вопросы на сообразительность; вопросы, для ответа на которые требуется знать факты и цифры; задания — объяснить эксперимент, разработать конструкцию прибора, пользуясь предложенными деталями, составить задачу по указанным данным, найти неисправность в приборе или цепи, решить экспериментальную задачу, составить научно-занимательный рассказ на определенную тему, указать, в каких литературных и художественных произведениях описаны данные явления и установки.

Участие в викторине оценивается жюри, исходя из заранее объявленных условий, причем учитывается сложность вопроса, глубина, правильность ответа, время, затраченное на него, а в некоторых случаях и остроумие.

Жюри ведет подсчет баллов, полученных каждым участником и командами. Для того чтобы организовать подсчет, используются различные^ приемы, в частности такой: каждому участнику викторины выдается личная карточка, на которой указывается фамилия владельца. Баллы, полученные за ответы в каждом виде состязаний, проставляются на этой карточке; карточки затем сдаются в жюри. Практикуется и иной прием: за каждый ответ на вопрос викторины или выполнение задания конкурса учащийся получает жетон, жетоны по окончании состязания тоже сдаются в жюри.

Жюри определяет победителей в личном, командном и классном зачете. Ход состязаний команд отмечается либо на специальных картах, где по заранее намеченным маршрутам в соответствии с количеством полученных баллов продвигаются корабли, самолеты, либо на большом табло, где появляются соответствующие цифры.

4. Подведение итогов выполнения различных творческих заданий, дававшихся ранее (до вечера), с публичным обсуждением представленных работ. Предлагаемые задания могут быть примерно такими: сконструировать прибор, удовлетворяющий определенным требованиям, написать небольшой сценарий или рассказ, составить рассказ-загадку, сделать игрушку, действие которой основано на определенном физическом явлении, и др.

5. Проведение вечеров в форме различных соревнований и состязаний участников «Клуба веселых и находчивых» (КВН). Данная форма работы требует большой подготовки не только членов команд, но и болельщиков, знания и активность которых на вечере тоже оцениваются. Это побуждает зрителей внимательно следить за происходящим, вместе с судьями оценивать выступления и сравнивать свои мнения с мнением жюри, принимать участие в соревнованиях. Дух состязания в знаниях, умениях, сообразительности, царящий на вечере, никого не может оставить равнодушным, пассивным.

Рассмотренные во введении вопросы, конечно, не могут претендовать на полное освещение всех сторон организации и проведения вечеров по физике. Мы смогли лишь обобщить некоторый опыт, накопленный учителями. Практика, безусловно, подскажет новые интересные и эффективные формы организации физических вечеров в средней школе.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ФИЗИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ФИЗИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ФИЗИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ФИЗИКЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика