Skip to main content

Занимательные опыты по физике в 6-7 классах (Горев) 1977 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Занимательные опыты по физике в 6-7 классах (Горев) 1977

Назначение: Пособие для учителей

Материал данного пособия учителя физики могут использовать как на уроках, так и на внеклассных занятиях. Занимательные опыты помогут учащимся убедиться в справедливости ряда теоретических положений, дать правильное материалистическое толкование окружающим явлениям, развивать и совершенствовать навыки работы с инструментами и приборами.

Книга содержит занимательные опыты по всем разделам курса физики VI—VII классов, их расположение в пособии соответствует программе и учебникам, рассчитаны они на школьное оборудование — все это дает возможность использовать материал книги на уроках для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала. 

© "Просвещение" Москва 1977 

Авторство: Леонид Александрович Горев

Формат: PDF Размер файла: 14 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие , 3

Введение.  5

ОПЫТЫ

Первоначальные сведения о строении вещества 8

Движение и силы . 9

Взаимодействие тел   —

Инерция П

Сила тяжести. Давление 13

Равновесие тел   14

Давление газа   . 15

Сила трения   .

Силы взаимодействия между молекулами 16

Давление жидкостей и газов   18

Передача давления жидкостями и газами

Вес воздуха. Атмосферное давление ....... 21

Архимедова сила. Условия плавания тел 27

Закон Бернулли 31

Работа и мощность. Теплопередача и работа 34

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии

. Способы передачи теплоты 35

Изменения агрегатных состояний вещества 37

Тепловые двигатели . . ....... 39

Строение атома ... 40

Электризация тел   —

Два рода зарядов. Взаимодействие зарядов 41

Электрическое поле. Электризация через влияние ... 43

Электрическое поле. Потенциал ........ 45

Сила тока, напряжение, сопротивление 50

Ток как движение электрических зарядов в электрическом поле . 

Гальванические элементы и аккумуляторы 53

Сопротивление. Удельное сопротивление. Реостаты ... 57

Последовательное и параллельное соединение проводников 58

Работа и мощность тока . . .   59

Электромагнитные явления .  65

Магнитное поле тока

Постоянные магниты  66

Магнитное поле Земли 69

Электромагнитная индукция

Переменный ток . 75

Опыты с электронным осциллографом 81

Опыты с трансформатором Тесла 83

Опыты с генератором УВЧ . 85

Опыты по оптике 86

Опыты с жидким кислородом  87

Опыты по автоматике 88

ВИКТОРИНЫ

Пояснения к викторинам . . . 113

ПОЯСНЕНИЯ КОПЫТАМ . 110

КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА ВИКТОРИНЫ ...... 142

Список использованной литературы 150

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Занимательные опыты по физике в 6-7 классах (Горев) 1977 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ПРЕДИСЛОВИЕ

Опыты повышают интерес к физике и способствуют ее лучшему усвоению.

Многие опыты можно проводить на простых самодельных приборах и подсобных материалах, которые легко найти в домашних условиях. Ребята, увлекающиеся физикой, могут выполнять эти опыты самостоятельно вне школы.

Материал опытов, отмеченных в пособии звездочкой, выходит за рамки школьной программы. Такие опыты можно демонстрировать на физических вечерах.

В отдельные параграфы выделены опыты с жидким кислородом, пО оптике и автоматике. Это сделано для удобства их использования при подготовке тематических вечеров.

Целый ряд опытов (например, № 186, 187, 302 и др.) учитель сможет показать на физическом вечере с атеистической направленностью.

Во введении кратко описаны подготовка и проведение вечеров с использованием занимательных опытов и физических викторин, которые также включены в данное пособие. Здесь же рассказано об изготовлении викторин разного типа и подборе ма-териала к ним. Сами викторины размещены на цветных вклейках, чтобы наглядно показать оформление таких мероприятий.

К большинству опытов и викторинам в конце книги даны пояснения и некоторые рекомендации, обеспечивающие успешное выполнение эксперимента.

Автор занимался сбором занимательных викторин и опытов почти три десятка лет. При этом он использовал различные литературные источники как дореволюционных, так и советских изданий. В эту книгу вошли опыты, разработанные автором или заимствованные им из опыта работы лучших учителей физики школ г. Кирова и Кировской области А. И. Копыловой и В. Н. Патрушева, С. А. Юрлова, Л. Д. Владимирова, Ф. П. Чашникова, М. А. Степанова, Н. В. Архипова.

В процессе работы над книгой автору оказали помощь студенты физико-математического факультета и сотрудники кафедры общей физики Кировского пединститута им. В. И. Ленина.

Всем им и в особенности доценту В. В. Мултановскому, ассистенту Г. А. Бутырскому автор выражает свою признательность.

Автор приносит глубокую благодарность рецензентам X. Д. Рошовской, А. Г. Европину за обстоятельный просмотр рукописи данного издания.

Автор благодарит также сотрудников кафедры теоретической физики Тюменского государственного пединститута за обстоятельный просмотр книги и ценные замечания.

Рассчитывая продолжить работу над книгой, автор надеется получить от читателей пожелания и предложения по ее улучшению.

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка и проведение вечеров занимательной физики. Задача автора — помочь учителю в подборе и подготовке опытов для вечеров занимательной физики, тематических и физических вечеров и других внеклассных мероприятий.

Хорошо известно, что физический вечер протекает успешно, если в нем есть элемент занимательности. Сделать вечер более интересным и оживленным помогает демонстрация занимательных опытов, связанных с темой вечера.

Одно из основных мероприятий, где особенно необходимы занимательные опыты, — вечера занимательной физики. Такой вечер требует длительной, кропотливой подготовки. Здесь мы укажем лишь отдельные основные моменты в организации ве-черов.

В подготовке вечера может участвовать до 10—15 человек. Это могут быть члены физического кружка или просто желающие учащиеся. Собрав участников, учитель сообщает им, по какому разделу физики будет проведен вечер, и каждому дает определенное задание. Одни готовят рисунки, схемы; другие — занимательные опыты; третьи — самодельные приборы, которые потребуются для вечера; четвертые подбирают вопросы и интересные опыты из различной литературы и т. д. С-ам учитель должен постоянно накапливать материал для проведения вечеров.

В помощь учителю из числа участников выбирают ответственного за подготовку вечера. Он же — ведущий, от которого в большой степени зависит успех. Чтобы вечер проходил живо, интересно, в качестве ведущего нужно подобрать ученика энергичного, инициативного, хорошо знающего физику, обладающего артистическими данными.

Когда необходимые рисунки, схемы выполнены, физический эксперимент подготовлен, намечают порядок показа опытов. Вечер нужно начинать с интересного опыта, чтобы привлечь внимание учеников. Далее опыты должны идти в порядке нарастания интереса. Если в плане вечера есть вопросы, то их следует

чередовать с опытами. Заканчивать вечер надо наиболее интересным экспериментом.

Учитель должен хорошо проинструктировать ведущего. Последний может сам выполнять опыты, которые готовил, предлагать вопросы, пояснять опыты, выполняемые его ассистентами. Оценивать же ответы учащихся и начислять очки ведущему должен помочь учитель.

После демонстрации опыта желающие объясняют его и отвечают на заданные вопросы. Начинать опрос нужно с учащихся VI класса. Для ответа следует привлекать как можно больше ребят. Учеников, правильно ответивших на один-два вопроса, в дальнейшем надо привлекать только для исправления неточностей, ошибок, чтобы дать возможность отвечать другим.

Для каждого вечера подбирают в среднем 16—20 вопросов и опытов. Иногда вначале можно провести небольшое (5—8 мин) сообщение ученика по тому или иному вопросу с показом соответствующих демонстраций (опытов, рисунков, диапозитивов, учебных-фильмов й т. д,).

Чтобы учащиеся не переутомлялись, длительность вечера должна быть 1 —1,5 н.

О проведении вечера заранее сообщают красочным объявлением. В кабинете физики -организуют остатку.самодельных приборов, изготовленных учащимися. На стенах вывешивают?физические викторины, .выпускают газету «Юный физик». Содержание газеты, всего оформления, сообщения учащихся необходимо увязывать с тем разделом физики, по которому проводится вечер.

Музыка в. зале создает праздничную обстановку, повышает настроение.

Опыты следует тщательно готовить, ибо самый занимательный опыт, не удавшийся сразу, перестает.интересовать ребят, порождает скуку и внимание учащихся к нему ослабевает.

Опыт не вызывает интереса и в том случае, когда неудачно сформулирован вопрос, когда плохо пояснена, демонстрация.

Поэтому в книге даны некоторые методические указания по постановке самих опытов и вопросов к ним.

Изготовление и использование викторин. Викторины могут быть разного вида. В книге приводятся три типа викторин: викторина, состоящая из одних вопросов, без рисунков; электрифицированная викторина; викторина, состоящая из рисунков. Все они использовались в школах на различных вечерах.

Викторина № 1 впервые использовалась во Дворце пионеров г. Кирова на вечере физики, а далее неоднократно — в школах. Надо было наблюдать за учениками, которые с большим интересом и удовольствием ее рассматривали, обсуждали и спорили. Этот опыт показывает, что викторины могут быть выполнены и без рисунков. А вопросов для них имеется большое количество в различной учебно-методической литературе. При кабинете физики следует иметь набор подобных викторин по различным 6

темам. Их изготовление не представляет никаких трудностей. Все они могут быть выполнены силами учащихся.

Для изготовления электрифицированной викторины подбирают лист фанеры размером 800x500 мм. По краям с той и другой стороны устанавливают телефонные гнезда. Слева около гнезд располагают вопросы, а справа — ответы. На обороте листа укрепляют батарейку карманного фонаря. От нее через лампу, установленную вверху, идут два провода, выведенные наружу. Телефонные гнезда с обратной стороны соединяют между собой попарно (вопрос — ответ). Вопросы и ответы пишут на полосках бумаги, которые крепят кнопками или вставляют под пластинки плексигласа. Викторину вывешивают в кабинете или коридоре. Ученики работают с ней следующим образом. Штекер одного провода они вставляют в гнездо вопроса, на который желают получить ответ; Затем подбирают подходящий: ответ и вставляют второй провод в гнездо, расположенное около найденного ответа. Если лампа; находящаяся вверху, загорится, ответ верен и т. д.

Ученики «превращают работу с подобными викторинами в интересную игру, но, играя, они приобретают знания, что нам и нужно.

При кабинете физики желательно иметь две электрифицированные викторины: одну для VI, а вторую для VII класса. Вопросы и ответы можно делать сменными и подбирать их по отдельным большим, темам, ряду тем или разделам.

ВИкторины с рисунками можно изготовить следующим образом: на доске закрепить лист бумаги; рисунок викторины спроецировать с помощью эпидиаскопа па этот лист. Вначале рисунки обвести карандашом, а потом тушью и красками. Подобное изготовление викторин не представляет никаких трудностей.

Физические викторины следует вывешивать в кабинете физики на всех вечерах. Ученики обычно приходят несколько раньше на вечер. До начала они будут рассматривать викторины, беседовать, спорить между собой, разбирая те или иные рисунки, вопросы.

Отдельные викторины можно включать в программу вечера. Если вечер проводится методом КВН, то вопросы викторины можно задавать командам по очереди.

Викторины, составленные по отдельным темам или разделам, полезно- вывешивать в кабинете физики или в коридоре в определенном месте после изучения соответствующей темы или раздела.

Викторины можно использовать и на уроке при повторении учебного материала по определенной теме,.разделу.

духом. Давление в пузырьках становится выше, и под действием его пузырьки раздуваются.

Пена опускается под действием давления наружного воздуха.

78. Когда конец трубки 1 находится в воде нижнего сосуда, в верхнем сосуде возникает разреженное пространство и вода не может вытекать из трубки 2 вследствие атмосферного давления. В этот момент подается команда: «Вода, остановись!» Вода из нижнего сосуда через трубку 3 вытекает. Уровень ее понижает-ся. Конец трубки 1 оказывается над водой. Через нее проникает воздух в верхний сосуд. Давление там становится равным атмосферному, и через трубку 2 начинает течь вода. Подается команда: «Вода, вытекай!». Уровень в нижнем сосуде повышается, так как вода из него вытекает медленнее, чем поступает. Конец трубки 1 вновь оказывается в воде и т. д.

Ученик следит за положением конца трубки 1 и подает команду.

79. При горении бумаги воздух нагревается и расширяется. После того как бутылку накроют ладонью, воздух в ней охладится и там возникает разрежение. Бутылка удерживается на ладони атмосферным давлением.

80. См. предыдущий ответ.

81. При горении воздух нагревается. После закрытия банки процесс горения прекращается. Воздух начинает охлаждаться. В банке возникает разрежение, благодаря которому она прижимается атмосферным давлением к фанере. Втягивание резины объясняется также атмосферным давлением.

На этом явлении основано лечение с помощью медицинских банок.

, 82. См. предыдущий ответ.

83. Фарфор или фаянс обладает большей плотностью, чем вода, поэтому при опускании блюдца ребром оно тонет.

При опускании блюдца дном на воду оно погружается в воду на такую глубину, при которой объем вытесненной воды по силе тяжести равен силе тяжести блюдца, что соответствует условию плавания тел на поверхности воды.

84. См. предыдущий ответ.

85. Соленая вода имеет большую плотность, чем картофель, поэтому он в ней плавает. Чистая вода имеет меньшую плотность, поэтому картофель в ней тонет.

86. Вначале в сосуд был налит водный раствор поваренной соли, на поверхности которого яйцо плавало. Затем подливали воду, плотность которой меньше плотности яйца.

87. В процессе горения постепенно убывает сила тяжести свечи. Для ее равновесия выталкивающая сила должна уменьшаться, а это возможно только с подъемом свечи.

88. Во втором случае объем пробирки с трубкой уменьшается, что приводит к уменьшению выталкивающей силы при той же силе тяжести, и пробирка тонет.

6 Л. А, Горе*

121.

89. Первоначально сила тяжести поплавка равна выталкивающей силе. В холодной воде выталкивающая сила больше, а в теплой — меньше.

90. При нагревании давление воздуха в пузырьке увеличивается и часть воды из него вытекает. Общая сила тяжести пузырька с водой становится меньше выталкивающей силы. Пузырек всплывает.

91. Плотность керосина меньше, поэтому он поднимается вверх.

92. Указанная пробирка ведет себя, как тело, плавающее на поверхности воды. Ее сила тяжести уравновешивается архимедовой силой, равной силе тяжести воды, вытесненной пробиркой. Причем часть объема пробирки находится над водой. В первом случае он равен объему палочек, находящихся над водой, во втором он обусловлен частью пробки.

93. Давление, производимое на пленку, передается воздуху; а через него воде. Она, по закону Паскаля, передает давление во все стороны без изменения. Воздух, имеющийся в пузырьке, сжимается, количество воды в нем увеличивается. Общая сила тяжести пузырька с водой становится больше выталкивающей силы, и пузырек тонет.

При прекращении давления на пленку часть воды из пузырька выходит. Общая сила тяжести пузырька с водой в нем становится меньше выталкивающей силы, и поэтому пузырек всплывает.

На этом явлении основаны погружение и всплытие подводных лодок. Перед погружением в них заполняют водой балластные камеры. При подъеме вода из камер вытесняется сжатым воздухом.

94. См. предыдущий ответ.

95. На цилиндр, а следовательно, и на правую чашку весов будет действовать архимедова сила, направленная вверх. Обозначим ее через Р. По третьему закону Ньютона, цилиндр через воду будет действовать на левую чашку весов вниз с силой Р. В итоге разность сил будет равна 2Р. Для доказательства возьмите ведерко Архимеда, дважды его заполните водой и вылейте в пустой сосуд на правой чашке весов. Весы придут в равновесие.

96. Явление объясняется законом Паскаля и архимедовой силой. Внутри спичек имеются пузырьки воздуха. При увеличении давления пузырьки уменьшаются. Общая сила тяжести спичек с водой становится больше выталкивающей силы, и они тонут. При уменьшении давления пузырьки увеличиваются в объеме. Общая сила тяжести спичек с водой становится меньше выталкивающей силы, и они всплывают.

98. Равновесие объясняется тем, что сила тяжести воздуха в шаре приблизительно равна величине выталкивающей силы. Таким объяснением можно ограничиться в VI классе.

На внеклассном занятии ответ можно дополнить. Давление воздуха в шаре несколько больше атмосферного. Тогда на основании уравнения молекулярно-кинетической теории Р~— тпч?=* О

1 “2

= — рхг следует, что плотность воздуха в шаре больше плотное- о

ти окружающего воздуха и, следовательно, сила тяжести воздуха в шаре несколько больше выталкивающей силы. Этим объясняется незначительное перетягивание оболочки шара, после выпуска воздуха из нее, чашкой с разновесками

99. Явление объясняется законом Бернулли. При продувании воздуха скорость его движения между стенками воронки и бумажного конуса больше, чем за основанием конуса. А где скорость меньше, там давление воздуха больше. Следовательно, давление воздуха на основание конуса больше. Это давление удерживает его в раструбе воронки.

100. См. предыдущий ответ.

101. В струе воздуха, где скорость его больше, давление меньше, чем в окружающем неподвижном воздухе. В итоге на шарик с боков действуют силы, которые удерживают его в струе, а снизу на шарик действует аэродинамическое давление, которое уравновешивает силу тяжести шарика.

102, 103. См. предыдущий ответ.

104. Когда .из водопроводного крана течет струя воды, то она увлекает прилегающий слой воздуха. Когда шарик подносят к струе, происходит следующее: вблизи струи воздух движется с некоторой скоростью и давление здесь меньше, чем по другую сторону шарика. В итоге за счет разности давлений па шарик действует сила, прижимающая его к струе.

105. Явление объясняется на основании закона Бернулли.

106. Каждый цилиндр совершает сложное движение, участвуя одновременно в поступательном и вращательном движении. При вращении поверхность цилиндра увлекает слой воздуха, прилегающий к нему. В результате скорость движения воздуха относительно цилиндра с одной стороны (слева) будет меньше, а с другой (справа) —больше. Давление на цилиндр будет больше со стороны воздуха там, где его скорость меньше, и наоборот, что вытекает из закона Бернулли. Это добавочное давление очень мало и сказывается только на бумажном цилиндре.

108. Равные грузы могут сохранить равновесие на рычаге только в том случае, если длины плеч рычага равны, что и было вначале. Когда мы согнули один конец проволоки вдвое, то плечо рычага укоротилось вдвое и другой конец проволоки перетянул, так как сила тяжести этого конца приложена в точке, лежащей вдвое дальше от шнура, являющегося точкой опоры рычага,

109. При трении теплоприемник нагревается, его внутренняя энергия увеличивается. Давление воздуха в теплоприемнике повышается, что и отмечает манометр.

ПО. При нагревании увеличивается внутренняя энергия газа в колбе 2. Это влечет повышение давления газа в колбе 2 и трубке 3. Последнее приводит к фонтанированию воды, т. е. внутренняя энергия газа превращается в механическую энергию движущейся воды.

112. Латунная сетка обладает хорошей теплопроводностью. Благодаря этому она отводит тепло и быстро передает его воздуху. Это свойство латунной сетки используется в устройстве шахтных ламп.

113. Теплота от электрической плитки передается воде. Температура бумажной коробки не достигает температуры воспламенения.

114. Тепло от бумаги отводится гирей. Температура бумаги ниже температуры горения.

115. Последнее явление указывает на плохую теплопроводность воды.

117. При горении спички возникают восходящие конвекционные потоки, которые вызывают подъем чашки.

118. Когда горящую свечу накрывают стеклянной цилиндрической трубкой, доступ кислорода к свече ухудшается. Пламя ее уменьшается.

При подъеме трубки улучшается доступ кислорода к горящей Свече, улучшается тяга.

Бумажная перегородка делит трубку на две части. По одной из них перемещаются вверх теплые струи воздуха, содержащие продукты горения, а по другой вниз — холодные. Таким образом, улучшаются условия доступа кислорода, процесс горения усиливается, пламя свечи увеличивается.

119. Под давлением проволоки происходит таяние льда. Процесс таяния связан с поглощением теплоты, которая отнимается от окружающей среды, в том числе от воды над проволокой. Б итоге вода над проволокой замерзает.

120. Соль вызывает повышенное таяние снега. Этот процесс связан с поглощением теплоты. В результате вода замерзает (снег и соль берут в соотношении 3:1).

121. В результате конденсации водяных паров давление резко уменьшается, и вода из стакана под действием атмосферного давления поступает в колбу.

122. Эфир в колбе испаряется. Давление газа повышается, благодаря чему возникает фонтан.

123. Лучше пользоваться эфиром. Он испаряется, что связано с поглощением теплоты, которая отнимается от колбы и воздуха в ней. В результате давление в колбе падает. Вода под действием атмосферного давления поднимается.

124. Происходящий при пониженном давлении процесс кипения сопровождается поглощением теплоты, чем объясняется понижение температуры воды и ее замерзание.

125. При откачивании воздуха из-под колокола уменьшается

его давление. Эфир.начинает кипеть при пониженном давлении. Образование паров эфира сопровождается поглощением теплоты, которая отнимается от эфира, стакана, пробирки с водой. В результате вода замерзает.

126. При движении термометра эфир испаряется, на что затрачивается теплота. Температура воздуха около ртутного шарика термометра понижается и водяные пары, содержащиеся в нем, становятся насыщающими. Они конденсируются на вате и образуют мельчайшие кристаллы снега.

127. Под капелькой образуется упругий слой пара. Он является плохим проводником тепла, поэтому капля испаряется медленно.

128. При сжатии груши давление над водой увеличивается что приводит к повышению точки кипения.

129. При нагревании в трубке вода переходит в пар. Давление его повышается. Пробка вылетает под действием силы давления пара, причем пробка и трубка взаимодействуют по третьему закону Ньютона.

130. От нагретой пластинки слюда расширяется и увеличивается в толщине. Это вызывает отклонение латунной пластинки в одну из сторон. С другой стороны происходит то же самое. Пластинка отклоняется обратно и т. д. Таким образом наблюдается переход внутренней энергии нагретой пластинки в механическую, получается своеобразный тепловой двигатель.

131. В банке образуется смесь воздуха с водородом, которая сгорает взрывообразно.

132. На опыте наблюдается принцип действия тепловой машины. Мы имеем нагреватель, рабочее тело (анилин) и холодильник. Рабочее тело получает энергию от нагревателя и за счет части ее совершает работу по преодолению силы тяжести и трения. Другую часть энергии рабочее тело отдает холодильнику (верхним слоям воды и окружающей среде).

При нагревании анилина плотность его уменьшается и становится меньше плотности воды при той же температуре, поэтому он поднимается. Вверху анилин охлаждается, плотность его увеличивается и становится больше плотности воды. Он опускается.

133. Наблюдается электризация резины о металл ножниц.

134. Электризуются оба тела.

135. При ударе диска о ладонь руки наблюдается электризация двух разнородных тел.

136. Да. Электризацию следует проводить толстым слоем газеты.

139. Наблюдается электризация резиновой трубки в результате соприкосновения двух разнородных тел: резины и движущегося воздуха.

Аналогичное явление наблюдается при перекачивании через шланги различных газов, жидкостей, в особенности нефтепродуктов (бензина, керосина и т. д.).

140. Наблюдается электризация песка и воронки как двух разнородных тел в процессе соприкосновения.

142. Эбонитовая палочка является изолятором. Если касаемся шарика одной точкой палочки, то заряд переходит на электрометр только с нее. Заряды с других точек палочки не переходят на электрометр.

Если эбонитовой палочкой проводим по шарику, то при этом снимаем заряды с большего числа точек. В результате электрометр получает больший заряд.

144. Когда подносим наэлектризованную расческу к ножницам, на них наводятся заряды, которые взаимодействуют с зарядами поднесенного тела. В результате взаимодействия зарядов ножницы приходят в движение.

148. При работе машины нити заряжаются разноименно и, взаимодействуя, притягиваются.

151. Когда наэлектризованную палочку подносят к струе, в последней наводятся заряды, которые взаимодействуют с зарядами палочки. В результате струя отклоняется в сторону палочки.

152. Кусочки фольги, находясь на одной из пластин, приобретают заряд этой пластины и под действием электрического поля двигаются к другой пластине, где перезаряжаются и вновь двигаются обратно и т. д.

Выход кусочков фольги из промежутка между пластинами объясняется следующим образом: допустим, что все кусочки фольги одновременно зарядились от одной пластины и начали двигаться. Они имеют одноименные заряды. Взаимодействуя между собой, они отталкиваются и постепенно удаляются, т. е. выходят за пределы пластин.

153. Допустим, мы подносим к электрометру наэлектризованную эбонитовую палочку. На ней избыток электронов, которые создают вокруг электрическое поле. Последнее, действуя на электрометр, вызывает перераспределение зарядов на нем, т. е. электризацию. При касании шара электрометра пальцем другой руки одноименные заряды (электроны) относительно наэлектризованной палочки уходят в землю (на удаленный конец). На электрометре оказывается недостаток электронов, но избыток положительного заряда, что и обнаруживается после удаления пальца и палочки.

154. Первоначально электроны распределяются по всему электрометру: шару, стержню, стрелке. Если к электрометру поднести положительно заряженное тело, то электрическое поле вызывает перемещение электронов со стержня и стрелки к шару. При некотором расстоянии между палочкой и электрометром весь избыточный заряд, состоящий из электронов, оказывается вверху. Стрелка находится в нулевом положении.

Если снова будем приближать заряженную палочку к электрометру, электрическое поле ее вызывает дальнейшее перемене

щение электронов к шару. В итоге на стержне и стрелке оказывается недостаток электронов, но избыток положительного заряда, что и отмечает электрометр.

155. Полюс электрофорной машины следует соединить проводником с электрометром Брауна. Зарядив его, убираем проводник с помощью изолятора. Затем, наэлектризовав палочку из органического стекла о газету, подносим ее к электрометру. Если угол отклонения стрелки уменьшается, то полюс имеет отрицательный заряд, и наоборот.

156. Благодаря явлению электростатической индукции под действием электрического поля заряженного султана на руке наводятся электрические заряды, которые взаимодействуют с заряженными бумажными полосками султана.

157. На колесе Франклина по индукции наводятся заряды, плотность их на остриях достаточно большая. На нейтральные молекулы воздуха, находящиеся вблизи острия, действуют электрические силы, которые вызывают расщепление молекул на ионы. Разноименно заряженные ионы относительно заряда острия притягиваются и нейтрализуются. Одноименно заряженные ионы, взаимодействуя с зарядами на остриях, приходят в движение, одновременно начинают двигаться и острия, т. е. колесо, которое приобретает вращательное движение.

159. На пластинах, внесенных в электрическое поле, по индукции возникают заряды.

160. В электрическом поле трубка электризуется, и ее заряды взаимодействуют с зарядами пластин.

161. Стеклянная трубка в электрическом поле поляризуется.

162. На выступах и остриях проводника плотность электрических зарядов может быть большой. В этом случае электрическое поле вблизи острия вызывает ионизацию молекул воздуха. Возникающие ионы образуют поток, направленный от острия, что обнаруживается по поведению пламени свечи.

163. Частицы дыма, находясь в электрическом поле, электризуются. Под действием сил электрического поля они перемещаются к электродам.

164. Наблюдаемое явление объясняется электростатической индукцией и стеканием зарядов с концов стрелки и стержня. В итоге корпуса электрометров заряжаются разноименно, между ними возникает разность потенциалов и искровой разряд.

165. В первом случае под действием электрического поля электрофорной машины на электрометре наводится заряд. Можно дать другое объяснение. Электрометр измеряет потенциал точки поля, в которой он находится.

Лист жести экранирует электрометр от действия электрического поля электрофорной машины. На листе по индукции наводится заряд противоположного знака относительно полюса машины. Этот заряд будет связан с зарядом машины.

★Все➙ Учебники 6 класс, ★Все➙ Учебники 7 класс, Для учащихся средних классов

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ФИЗИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ФИЗИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ФИЗИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ФИЗИКЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика