Занимательные вечера по физике в средней школе (Юфанова) 1990 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Занимательные вечера по физике в средней школе (Юфанова) 1990

Назначение: Книга для учителя

© " Просвещение" Москва 1990

Авторство: Юфанова И. Л.

Формат: DjVu, Размер файла: 2.91 MB

СОДЕРЖАНИЕ

В книге рассказывается об одной из форм внеклассной работы учителя физики — проведении физических вечеров.

В ней приводятся методические рекомендации по подготовке и проведению вечеров по физике, а также сценарии к отдельным вечерам.

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Занимательные вечера по физике в средней школе (Юфанова) 1990 года

СКАЧАТЬ DjVu

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Предисловие

Внеурочная работа — это обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Среди ее разнообразных форм физические вечера занимают видное место. Они могут быть разными по тематике, содержанию и организации. В предлагаемом пособии основное внимание уделяется игровой форме физических вечеров, которые проводятся как соревнование между двумя командами одного или двух классов. Цель этих вечеров — в увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко излагать, проявлять находчивость в трудных ситуациях. Тот или иной вечер должен стать как бы заключительным этапом в изучении соответствующей темы.

Книга состоит из двух частей. В первой подробно описывается структурная форма вечеров-соревнований, приводятся методические рекомендации по их подготовке и проведению. Вторую часть книги составляют сценарии вечеров, посвященных отдельным темам учебной программы. В этой части представлены семь вечеров. Три вечера предлагаются по темам «Основы кинематики», «Основы динамики» и «Законы сохранения»; два вечера — по темам «Молекулярная физика» и «Электродинамика»; два вечера посвящены применению электромагнитных волн в диапазонах радио- и световых волн.

Структурно книга построена следующим образом. Каждому вечеру посвящен отдельный раздел. Представленный в нем материал позволяет путем конкурсных заданий решать общеобразовательные и воспитательные задачи. Кроме того, в разделах приводятся программы вечеров, рекомендации по подготовке и организации конкурсов, приводятся задания для двух соревнующихся команд и оценочные баллы. Полностью даются оригинальные материалы в виде сказок, рассказов, интервью, пьес. Эти тексты содержат вопросы, которые выступающие задают зрителям. На все конкурсные задания даны подробные решения.

Автор выражает искреннюю благодарность учителям школы № 61 Москвы за помощь в подготовке вечеров и студентам физического факультета МОПИ им. Н. К* Крупской, которые во время педагогической практики в этой школе участвовали в подготовке и проведении предлагаемых в пособии конкурсов.

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ВЕЧЕРОВ ПО ФИЗИКЕ

Физические вечера—распространенный вид внеурочной работы. Их форма и тематика могут быть самыми разнообразными. В последнее время широкое распространение получили вечера по физике, проводимые в форме соревнований. Примером тому могут служить вечера-конкурсы веселых и находчивых — так называемые КВН, которые пришли в нашу школьную жизнь с экранов телевизоров и до сих пор являются популярной развлекательной передачей для молодежи. Методика организации и проведения вечеров по физике в форме КВН была описана И. Я. Ланиной в книге «Внеклассная работа по физике» и в книге под редакцией О. Ф. Кабардина «Внеурочная работа по физике». В своей практике мы проводим такие вечера, закапчивая изучение какой- либо темы; конкурсные задания составляем в основном по этой теме. Такие вечера, являясь одновременно развлекательными и тематическими, имеют большую познавательную ценность.

При подготовке и во время проведения вечера, а также при обсуждении его итогов можно решить целый комплекс общеобразовательных и воспитательных задач, как, например, расширить и углубить знания по данной теме, показать разнообразие использования физических знаний на практике и в повседневной жизни, помочь ученику найти дорогу к научным и техническим идеям, воспитать устойчивый интерес к физике, научить его работать самостоятельно.

Организация и подготовка физического вечера оказывают на учащихся огромное воспитательное воздействие, формируют у них чувство коллективизма, умение отстаивать свои убеждения, обосновывать свою точку зрения по тем или другим вопросам. Здесь учащиеся могут глубже познакомиться с выдающимися достижениями отечественной науки и техники в отдельных отраслях народного хозяйства, с биографиями крупнейших ученых и изобретателей, внесших большой вклад в развитие мировой науки и техники.

Приводимые в данной книге разработки должны помочь учителю правильно направить выдумку и фантазию ребят.

Остановимся на вопросах организации и методики проведения вечеров-состязаний по физике.

Как уже отмечалось, вечер физики имеет большое познавательное и воспитательное значение, но достигнуть желаемого эффекта в этом можно только тщательной подготовкой, которую рекомендуем проводить по трем направлениям.

1. Организация подготовки вечера; составление команд и выбор капитанов; подбор жюри, а также назначение ведущего и его помощников.

2. Разработка программы и содержания вечера в соответствии с общеобразовательными и воспитательными задачами.

3. Подготовка капитанов, членов команд, жюри и зрителей, где последние выступают в новом качестве, т. е. болельщиками, и при активном участии в конкурсах могут добавить своей команде дополнительные очки.

Рассмотрим каждое направление подробнее.

Организация подготовки вечера. Физические вечера предлагаем проводить в виде соревнований двух команд при активном участии зрителей. Эффективность такого вечера значительно возрастает, если эти команды выступают от стабильных, укомплектованных коллективов учащихся, связанных узами дружбы и взаимовыручки. Такими качествами, как правило, обладает коллектив класса. Если в школе есть два параллельных класса, то команды комплектуются внутри каждого из них. Опыт работы показал, что в этом случае состав каждой команды не должен превышать восьми человек. Если в школе отсутствуют параллельные классы, то класс делится на две равные группы (по интересам или, в крайнем случае, по списку в классном журнале: четные номера —одна группа, нечетные номера — вторая группа). Каждая группа составляет команду из пяти человек. Если параллельных классов в школе более двух, то каждый класс па своем собрании выбирает так участников состязания, чтобы каждая команда состояла из десяти учащихся. Введенный в команду ученик сам выбирает себе дублера. По правилам игры дублер в трудной ситуации помогает своему товарищу. Это помогает Поддерживать боевой темп вечера и не создавать длинных пауз, которые значительно снижают внимание зрителей.

Если в школе проведение физических вечеров становится традицией, то необходимо сохранить соревнующиеся коллективы, но составы команд можно менять. Итак, команды созданы и каждая выбирает своего капитана; им должен , быть ученик, знающий физику, надежный товарищ, пользующийся авторитетом учащихся, и хороший организатор. На него возлагается продолжительная и ответственная работа по подготовке соревнования и во время его проведения. Капитан несет ответственность за участие в соревновании команды и своих болельщиков. Чтобы не снижать у капитана чувство ответственности и чтобы он не перекладывал заботы организации соревнования на других учащихся, капитану не назначается дублер.

Каждый коллектив назначает помощника для подготовки состязания. В его обязанность входит подготовка реквизита и обслуживание участников во время соревнования.

Если с выбором капитанов не бывает затруднений, так как в классе всегда находится один-два ученика, обладающие настоящими бойцовскими качествами, то с определением состава жюри положение оказывается значительно сложнее. Казалось бы, что в состав жюри надо вводить учащихся, отлично успевающих по физике, но это значительно оголяет команды; поэтому в жюри рекомендуем выбирать не лучших физиков, а тех учеников, которые обладают обостренным чувством справедливости. Учитель должен подготовить этих учеников по вопросам конкурсов.

Также в состав жюри можно включить учащихся старших классов, выпускников школы, обучающихся в институтах, представителей от администрации, учителей других предметов, пионервожатого, библиотекаря, родителей учащихся, специалистов с промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Внимание этих людей к школьным делам повышает ответственность участвующих в соревновании. С составом жюри команды следует познакомить заранее, чтобы стимулировать подготовку учащихся к вечеру.

Участие в конкурсе жюри оценивает баллами, исходя из заранее объявленных условий; при этом следует учитывать сложность вопроса, глубину и правильность ответа. Ученик, досрочно сформулировавший ответ, заслуживает похвальных баллов. Жюри при оценке необходимо учитывать остроумие, находчивость и юмор исполнителей, а также вести общий подсчет баллов, вывешивая итоги на специальном табло, определять и награждать победителей в командном зачете.

Обучающее значение тематических вечеров-состязаний значительно усиливается, если не только объявлять баллы как результаты участия в конкурсах, но и комментировать принятые решения. Нужно уметь разъяснить зрителям, какие неточности допустил ученик при ответе, дать правильный ответ. Такую информацию, как правило, внимательно выслушивают и хорошо воспринимают все присутствующие школьники, и это способствует лучшему усвоению физических знаний, что особенно полезно для слабоуспевающих учеников, если они по каким-либо причинам не усвоили данный материал. Внимание к ответам своих товарищей, а также сопереживание с ними заставляет ребят вдуматься в эти объяснения.

Каждый конкурс комментирует один из членов жюри. Они распределяют все конкурсные вечера между собой и к своему выступлению тщательно готовятся заранее, т. е. читают соответствующую литературу, консультируются у учителя физики и т. д. За подготовку членов жюри несет ответственность учитель.

Отсутствие в оценке конкурсов веских аргументированных объяснений сильно уменьшает познавательную эффективность физического вечера.

Руководить вечером должен только учитель физики, так как именно он определяет цель вечера и знает, какие конкретные* задачи должны быть на этом вечере решены, знает сценарий, особенности и трудности каждого конкурсного задания. И особенно важно то, что именно учитель должен хорошо знать своих учеников (членов команды, дублеров, зрителей), владеть их вниманием. Если отвечающий ученик замолчал и учитель понимает, что это безнадежно и надолго, то ему следует быстро обратиться за помощью к дублеру.

Разработка содержания и программы вечера. Программа вечера комплектуется из восьми или десяти конкурсов с многообразными и интересными формами деятельности: из демонстрации опытов, которые соперники по ходу действия и объясняют; выполнения рисунков и чертежей; просмотра инсценировок, в ходе которых выступающие задают зрителям вопросы; чтения отрывков из стихов и песен; исполнения танцев; выполнения спортивных упражнений; прослушивания репортажей, записанных на магнитную пленку; выступлений с сообщениями, которые сопровождаются демонстрацией опытов или небольшими сценками; проведения пресс-конференций; решения качественных и экспериментальных задач; демонстраций проявления физических законов в различных ситуациях; проведения викторин, в том числе и электровикторин. Число участников в конкурсе определяется конкурсным заданием. Исполнителем может быть один ученик, например капитан команды (этот конкурс так и называется конкурс капитанов), или все присутствующие на вечере (этот конкурс называется большой конкурс зрителей). Конкурсные вопросы могут задавать члены соревнующихся команд или ведущий, как, например, в традиционном для всякого КВН конкурсе разминка.

С другой стороны, вид и форма конкурсного задания зависят от того, для кого предназначен этот конкурс. Рассмотрим для примера два конкурса: конкурс зрителей и конкурс капитанов.

Конкурс зрителей, т. е. конкурс болельщиков,— один из самых оживленных и веселых. Задания для него подбирает учитель физики. Они должны быть такими, чтобы учащиеся при их выполнении не покидали своих мест, например чтение отрывков из стихотворений и исполнение куплетов песен, в которых встречаются физические явления; изучение азбуки Морзе и с ее помощью передача другой команде отдельных слов и фраз; распознавание условных обозначений различных элементов электрических цепей; поездка в автобусе «Инерция», во время которой надо показать, как меняет свое положение человек, не контролирующий позу относительно стула, в соответствии с характером движения. Нужно найти способы, чтобы сделать исполнения заданий веселыми и красочными. Так, изменение положения тела при поездке в автобусе «Инерция» лучше демонстрировать с помощью воздушных разноцветных шаров, а передачу фраз азбукой Морзе — хлопая в ладоши, песни о физических явлениях — петь хором. Задания этого конкурса не должны быть сложными: ведь их должны вы-

поднять все зрители, чтобы присутствующие на вечере не стали скучными и пассивными наблюдателями.

К заданиям для капитанов надо предъявить особые требования.

Капитан — личность неординарная, поэтому должен показать себя в конкурсе не только учеником, хорошо владеющим знаниями по физике, но и человеком находчивым, сообразительным, веселым и с большим чувством юмора. Для этого надо поставить капитанов в необычные экстремальные условия: послать на Луну, предложить прогуляться с собачкой на металлической цепочке во время грозы, рассмотреть окружающий мир глазами животных. Капитаны должны получить оригинальные задания: например, разыграть с соперником дуэль на мячах, рассказать продолжение истории «Лунного камня», нарисовать изображение своего противника в выпуклом зеркале. Необычность условий и нетипичность заданий не должны заслонять их физической сущности. В задачах для капитанов речь должна идти не об идеализированных телах или системах, упрощенных до такой степени, что не видна их связь с реальным миром, а надо отобрать задачи, которые непосредственно связаны с реальными объектами и явлениями, и те, решение которых позволит обсудить интересные вопросы современной физики и техники.

В конкурсе «Дуэль на мячах» капитаны расходятся и, стараясь идти равномерно и медленно, перемещаются навстречу друг другу, перебрасываясь мячами так, чтобы они летели горизонтально и равномерно. Победит тот, кто поймает все брошенные ему мячи и объяснит, как рассчитать путь, который пролетел мяч от начала «дуэли» до встречи «дуэлянтов», если пренебречь временем пребывания мяча в руках.

На вечере по электродинамике в конкурсе капитанов «Жизнь среди молний» устанавливают декорации: одинокое дерево в степи; грозовое небо, пронзенное молниями; идет дождь. Каждый капитан получает яркий раскрытый зонтик с металлическим наконечником и игрушечную собачку на металлической цепочке, сделанной из канцелярских скрепок, а затем отвечает на поставленные ему вопросы.

Традиционными для КВН являются конкурсы, в которых команды отчитываются о выполнении домашних заданий. Таких конкурсов на каждом вечере проводится три: литературный, экспериментальный и оригинальный. В подготовке к этим конкурсам участвуют все учащиеся независимо от того, войдут они в состав команды или нет.

Для литературных конкурсов учащиеся пишут небольшие разнообразные по жанру произведения: рассказ или сказку, интервью или отчет о пресс-конференции, небольшую пьесу, научную статью или очерк. Их литературные герои, изучая окружающий мир, встречаются в нем с проявлением тех или иных физических законов, ведут беседы между собой о физических понятиях. 

 

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ФИЗИКА"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ФИЗИКА"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

 
Яндекс.Метрика