Занимательные вечера по физике в средней школе (Юфанова) 1990 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Занимательные вечера по физике в средней школе (Юфанова) 1990

Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ 

В книге рассказывается об одной из форм внеклассной работы учителя физики — проведении физических вечеров. В ней приводятся методические рекомендации по подготовке и проведению вечеров по физике, а также сценарии к отдельным вечерам. Большое внимание при этом уделяется развитию инициативы и творческих способностей школьников.

© "Просвещение" Москва 1990 

Авторство: ЮФАНОВА ИРАИДА ЛЬВОВНА

Формат: PDF Размер файла: 11.3 MB, DjVu, Размер файла: 2.91 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

Вопросы организации и методики проведения занимательных вечеров по физике 4

проведения в старших

Содержание, подготовка и методика занимательных вечеров по физике

классах 18

I. Невероятные путешествия

II. Эффекты взаимодействий 37

III. Человек и энергия 59

IV. Красота и гармония веществ в природе 79

V. Любовь к электричеству 96

VI. Туда, где не слышно голоса 119

VII. Тайны световых лучей 136

VIII. В глубинах невидимого 153

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Занимательные вечера по физике в средней школе (Юфанова) 1990 года

СКАЧАТЬ PDF СКАЧАТЬ DjVu

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Внеурочная работа — это обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Среди ее разнообразных форм физические вечера занимают видное место. Они могут быть разными по тематике, содержанию и организации. В предлагаемом пособии основное внимание уделяется игровой форме физических вечеров, которые проводятся как соревнование между двумя командами одного или двух классов. Цель этих вечеров — в увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко излагать, проявлять находчивость в трудных ситуациях. Тот или иной вечер должен стать как бы заключительным этапом в изучении соответствующей темы.

Книга состоит из двух частей. В первой подробно описывается структурная форма вечеров-соревнований, приводятся методические рекомендации по их подготовке и проведению. Вторую часть книги составляют сценарии вечеров, посвященных отдельным темам учебной программы. В этой части представлены семь вечеров. Три вечера предлагаются по темам «Основы кинематики», «Основы динамики» и «Законы сохранения»; два вечера — по темам «Молекулярная физика» и «Электродинамика»; два вечера посвящены применению электромагнитных волн в диапазонах радио- и световых волн.

Структурно книга построена следующим образом. Каждому вечеру посвящен отдельный раздел. Представленный в нем материал позволяет путем конкурсных заданий решать общеобразовательные и воспитательные задачи. Кроме того, в разделах приводятся программы вечеров, рекомендации по подготовке и организации конкурсов, приводятся задания для двух соревнующихся команд и оценочные баллы. Полностью даются оригинальные материалы в виде сказок, рассказов, интервью, пьес. Эти тексты содержат вопросы, которые выступающие задают зрителям. На все конкурсные задания даны подробные решения.

Автор выражает искреннюю благодарность учителям школы № 61 Москвы за помощь в подготовке вечеров и студентам физического факультета МОПИ им. Н. К* Крупской, которые во время педагогической практики в этой школе участвовали в подготовке и проведении предлагаемых в пособии конкурсов.

г 

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ВЕЧЕРОВ ПО ФИЗИКЕ

Физические вечера—распространенный вид внеурочной работы. Их форма и тематика могут быть самыми разнообразными. В последнее время широкое распространение получили вечера по физике, проводимые в форме соревнований. Примером тому могут служить вечера-конкурсы веселых и находчивых — так называемые КВН, которые пришли в нашу школьную жизнь с экранов телевизоров и до сих пор являются популярной развлекательной передачей для молодежи. Методика организации и проведения вечеров по физике в форме КВН была описана И. Я. Ланиной в книге «Внеклассная работа по физике» и в книге под редакцией О. Ф. Кабардина «Внеурочная работа по физике». В своей практике мы проводим такие вечера, закапчивая изучение какой- либо темы; конкурсные задания составляем в основном по этой теме. Такие вечера, являясь одновременно развлекательными и тематическими, имеют большую познавательную ценность.

При подготовке и во время проведения вечера, а также при обсуждении его итогов можно решить целый комплекс общеобразовательных и воспитательных задач, как, например, расширить и углубить знания по данной теме, показать разнообразие использования физических знаний на практике и в повседневной жизни, помочь ученику найти дорогу к научным и техническим идеям, воспитать устойчивый интерес к физике, научить его работать самостоятельно.

Организация и подготовка физического вечера оказывают на учащихся огромное воспитательное воздействие, формируют у них чувство коллективизма, умение отстаивать свои убеждения, обосновывать свою точку зрения по тем или другим вопросам. Здесь учащиеся могут глубже познакомиться с выдающимися достижениями отечественной науки и техники в отдельных отраслях народного хозяйства, с биографиями крупнейших ученых и изобретателей, внесших большой вклад в развитие мировой науки и техники.

Приводимые в данной книге разработки должны помочь учителю правильно направить выдумку и фантазию ребят.

Остановимся на вопросах организации и методики проведения вечеров-состязаний по физике.

Подготовка вечера

Как уже отмечалось, вечер физики имеет большое познавательное и воспитательное значение, но достигнуть желаемого эффекта в этом можно только тщательной подготовкой, которую рекомендуем проводить по трем направлениям.

1. Организация подготовки вечера: составление команд и выбор капитанов; подбор жюри, а также назначение ведущего и его помощников.

2. Разработка программы и содержания вечера в соответствии с общеобразовательными и воспитательными задачами.

3. Подготовка капитанов, членов команд, жюри и зрителей, где последние выступают в новом качестве, т. е. болельщиками, и при активном участии в конкурсах могут добавить своей команде дополнительные очки.

Рассмотрим каждое направление подробнее.

Организация подготовки вечера. Физические вечера предлагаем проводить в виде соревнований двух команд при активном участии зрителей. Эффективность такого вечера значительно возрастает, если эти команды выступают от стабильных, укомплектованных коллективов учащихся, связанных узами дружбы и взаимовыручки. Такими качествами, как правило, обладает коллектив класса. Если в школе есть два параллельных класса, то команды комплектуются внутри каждого из них. Опыт работы показал, что в этом случае состав каждой команды не должен превышать восьми человек. Если в школе отсутствуют параллельные классы, то класс делится на две равные группы (по интересам или, в крайнем случае, по списку в классном журнале: четные номера — одна группа, нечетные номера — вторая группа). Каждая группа составляет команду из пяти человек. Если параллельных классов в школе более двух, то каждый класс на своем собрании выбирает так участников состязания, чтобы каждая команда состояла из десяти учащихся. Введенный в команду ученик сам выбирает себе дублера. По правилам игры дублер в трудной ситуации помогает своему товарищу. Это помогает поддерживать боевой темп вечера и не создавать длинных пауз, которые значительно снижают внимание зрителей.

Если в школе проведение физических вечеров становится традицией, то необходимо сохранить соревнующиеся коллективы, но составы команд можно менять. Итак, команды созданы и каждая выбирает своего капитана; им должен , быть ученик, знающий физику, надежный товарищ, пользующийся авторитетом учащихся, и хороший организатор. На него возлагается продолжительная и ответственная работа по подготовке соревнования и во время его проведения. Капитан несет ответственность за участие в соревновании команды и своих болельщиков. Чтобы не снижать у капитана чувство ответственности и чтобы он не перекладывал заботы организации соревнования на других учащихся, капитану не назначается дублер.

Каждый коллектив назначает помощника для подготовки состязания. В его обязанность входит подготовка реквизита и обслуживание участников во время соревнования.

Если с выбором капитанов не бывает затруднений, так как в классе всегда находится один-два ученика, обладающие настоящими бойцовскими качествами, то с определением состава жюри положение оказывается значительно сложнее. Казалось бы, что в состав жюри надо вводить учащихся, отлично успевающих по физике, но это значительно оголяет команды; поэтому в жюри рекомендуем выбирать не лучших физиков, а тех учеников, которые обладают обостренным чувством справедливости. Учитель должен подготовить этих учеников по вопросам конкурсов.

Также в состав жюри можно включить учащихся старших классов, выпускников школы, обучающихся в институтах, представителей от администрации, учителей других предметов, пионервожатого, библиотекаря, родителей учащихся, специалистов с промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Внимание этих людей к школьным делам повышает ответственность участвующих в соревновании. С составом жюри команды следует познакомить заранее, чтобы стимулировать подготовку учащихся к вечеру.

Участие в конкурсе жюри оценивает баллами, исходя из заранее объявленных условий; при этом следует учитывать сложность вопроса, глубину и правильность ответа. Ученик, досрочно сформулировавший ответ, заслуживает похвальных баллов. Жюри при оценке необходимо учитывать остроумие, находчивость и юмор исполнителей, а также вести общий подсчет баллов, вывешивая итоги на специальном табло, определять и награждать победителей в командном зачете.

Обучающее значение тематических вечеров-состязаний значительно усиливается, если не только объявлять баллы как результаты участия в конкурсах, но и комментировать принятые решения. Нужно уметь разъяснить зрителям, какие неточности допустил ученик при ответе, дать правильный ответ. Такую информацию, как правило, внимательно выслушивают и хорошо воспринимают все присутствующие школьники, и это способствует лучшему усвоению физических знаний, что особенно полезно для слабоуспевающих учеников, если они по каким-либо причинам не усвоили данный материал. Внимание к ответам своих товарищей, а также сопереживание с ними заставляет ребят вдуматься в эти объяснения.

Каждый конкурс комментирует один из членов жюри. Они распределяют все конкурсные вечера между собой и к своему выступлению тщательно готовятся заранее, т. е. читают соответствующую литературу, консультируются у учителя физики и т. д. За подготовку членов жюри несет ответственность учитель.

Отсутствие в оценке конкурсов веских аргументированных объяснений сильно уменьшает познавательную эффективность физического вечера.

Руководить вечером должен только учитель физики, так как именно он определяет цель вечера и знает, какие конкретные- задачи должны быть на этом вечере решены, знает сценарий, особенности и трудности каждого конкурсного задания. И особенно важно то, что именно учитель должен хорошо знать своих учеников (членов команды, дублеров, зрителей), владеть их вниманием. Если отвечающий ученик замолчал и учитель понимает, что это безнадежно и надолго, то ему следует быстро обратиться за помощью к дублеру.

Разработка содержания и программы вечера. Программа вечера комплектуется из восьми или десяти конкурсов с многообразными и интересными формами деятельности: из демонстрации опытов, которые соперники по ходу действия и объясняют; выполнения рисунков и чертежей; просмотра инсценировок, в ходе которых выступающие задают зрителям вопросы; чтения отрывков из стихов и песен; исполнения танцев; выполнения спортивных упражнений; прослушивания репортажей, записанных на магнитную пленку; выступлений с сообщениями, которые сопровождаются демонстрацией опытов или небольшими сценками; проведения пресс-конференций; решения качественных и экспериментальных задач; демонстраций проявления физических законов в различных ситуациях; проведения викторин, в том числе и электровикторин. Число участников в конкурсе определяется конкурсным заданием. Исполнителем может быть один ученик, например капитан команды (этот конкурс так и называется конкурс капитанов), или все присутствующие на вечере (этот конкурс называется большой конкурс зрителей). Конкурсные вопросы могут задавать члены соревнующихся команд или ведущий, как, например, в традиционном для всякого КВН конкурсе разминка.

С другой стороны, вид и форма конкурсного задания зависят от того, для кого предназначен этот конкурс. Рассмотрим для примера два конкурса: конкурс зрителей и конкурс капитанов.

Конкурс зрителей, т. е. конкурс болельщиков,— один из самых оживленных и веселых. Задания для него подбирает учитель физики. Они должны быть такими, чтобы учащиеся при их выполнении не покидали своих мест, например чтение отрывков из стихотворений и исполнение куплетов песен, в которых встречаются физические явления; изучение азбуки Морзе и с ее помощью передача другой команде отдельных слов и фраз; распознавание условных обозначений различных элементов электрических цепей; поездка в автобусе «Инерция», во время которой надо показать, как меняет свое положение человек, не контролирующий позу относительно стула, в соответствии с характером движения. Нужно найти способы, чтобы сделать исполнения заданий веселыми и красочными. Так, изменение положения тела при поездке в автобусе «Инерция» лучше демонстрировать с помощью воздушных разноцветных шаров, а передачу фраз азбукой Морзе — хлопая в ладоши, песни о физических явлениях — петь хором. Задания этого конкурса не должны быть сложными: ведь их должны выполнять все зрители, чтобы присутствующие на вечере не стали скучными и пассивными наблюдателями.

К заданиям для капитанов надо предъявить особые требования.

Капитан — личность неординарная, поэтому должен показать себя в конкурсе не только учеником, хорошо владеющим знаниями по физике, но и человеком находчивым, сообразительным, веселым и с большим чувством юмора. Для этого надо поставить капитанов в необычные экстремальные условия: послать на Луну, предложить прогуляться с собачкой на металлической цепочке во время грозы, рассмотреть окружающий мир глазами животных. Капитаны должны получить оригинальные задания: например, разыграть с соперником дуэль на мячах, рассказать продолжение истории «Лунного камня», нарисовать изображение своего противника в выпуклом зеркале. Необычность условий и нетипичность заданий не должны заслонять их физической сущности. В задачах для капитанов речь должна идти не об идеализированных телах или системах, упрощенных до такой степени, что не видна их связь с реальным миром, а надо отобрать задачи, которые непосредственно связаны с реальными объектами и явлениями, и те, решение которых позволит обсудить интересные вопросы современной физики и техники.

В конкурсе «Дуэль на мячах» капитаны расходятся и, стараясь идти равномерно и медленно, перемещаются навстречу друг другу, перебрасываясь мячами так, чтобы они летели горизонтально и равномерно. Победит тот, кто поймает все брошенные ему мячи и объяснит, как рассчитать путь, который пролетел мяч от начала «дуэли» до встречи «дуэлянтов», если пренебречь временем пребывания мяча в руках.

На вечере по электродинамике в конкурсе капитанов «Жизнь среди молний» устанавливают декорации: одинокое дерево в степи; грозовое небо, пронзенное молниями; идет дождь. Каждый капитан получает яркий раскрытый зонтик с металлическим наконечником и игрушечную собачку на металлической цепочке, сделанной из канцелярских скрепок, а затем отвечает на поставленные ему вопросы.

Традиционными для КВН являются конкурсы, в которых команды отчитываются о выполнении домашних заданий. Таких конкурсов на каждом вечере проводится три: литературный, экспериментальный и оригинальный. В подготовке к этим конкурсам участвуют все учащиеся независимо от того, войдут они в состав команды или нет.

Для литературных конкурсов учащиеся пишут небольшие разнообразные по жанру произведения: рассказ или сказку, интервью или отчет о пресс-конференции, небольшую пьесу, научную статью или очерк. Их литературные герои, изучая окружающий мир, встречаются в нем с проявлением тех или иных физических законов, ведут беседы между собой о физических понятиях. Познавательная цель такого вида творчества следующая: привлечь а 

внимание учащихся к анализу физического мира; найти в нем удивительное и объяснить увиденное на основе физических законов; научить учащихся смотреть, видеть и задумываться.

Увидеть в окружающем мире проблему для размышлений — не простая задача. Учащимся в помощь предлагается литература.

В рассказах или сценариях обязательно должны быть описание физического явления и его применения, факультативные сведения об истории его изучения; обязательно должны быть вопросы по физике и ответы на них. Характер вопросов зависит от действующих лиц: например, с бароном Мюнхаузеном можно поспорить о том, можно ли за волосы поднять себя из болота; у космонавтов поинтересоваться тем, как выполняются законы физики в условиях невесомости; у Бабы Яги выяснить тип двигателя, установленного на ступе — средстве ее передвижения.

Учащимся очень нравятся рассказы с сюжетами из школьной жизни, где герои обсуждают вопросы физики.

Учащихся старших классов надо шире учить творчеству на примерах жизни и деятельности ученых-физиков, анализируя процессы больших открытий; поэтому сюжеты для домашних заданий учитель должен связывать с биографиями известных физиков, с историей каких-либо открытий и изобретений, с теми проблемами, по которым до сих пор ведутся дискуссии в научных и популярных журналах. Это, в частности, природа шаровой молнии, эффекты, связанные с полярными сияниями, парадоксы биоэнергетики и есть ли во вселенной другие цивилизации. Для подготовки таких заданий учитель может рекомендовать книги по истории физики, энциклопедическую и хрестоматийную литературу, хмногочисленные книги серии «Мир знаний».

За месяц до начала физического вечера учитель сообщает соревнующимся коллективам темы литературных конкурсов, которые должны соответствовать тематике вечера: например, для вечера по кинематике подходит описание разнообразных путешествий, а вечер по динамике может быть украшен интервью с бароном Мюнхаузеном, который, как известно, в своих рассказах, не очень считался с физическими законами; к вечеру о механической энергии и работе подходят рассказы о работе сил разной физической природы.

Для вечеров на темы «Молекулярная физика» и «Основы электродинамики» учащиеся пишут на основе изучения истории физики очерки о жизни и деятельности ученых, изобретателей, об их открытиях. Учитель литературы помогает авторам по выбранному сюжету написать сценарии и отредактировать их.

Исполнителями назначаются учащиеся, имеющие опыт выступления в художественной самодеятельности. Репетиции проводятся неоднократно, втайне от другой команды. Во время репетиций ребята задают вопросы и отвечают на них. Чтобы литературные выступления развились в дискуссии по физике, необходимо четко довести до зрителя физический смысл каждого вопроса. Выступающие должны знать краткий ответ на поставленный вопрос и уметь комментировать его. Учитель физики во время репетиций учит учащихся выделять интонацией главную мысль вопроса, повторять его, когда смысл вопроса не понят зрителями.

В тексты домашних заданий для обсуждения можно включать физические неточности. Ученики во время представления должны их заметить и исправить. Фразу с ошибкой следует выделить интонацией, и если ученики не замечают ошибки, что видно по их реакции, то фразу повторяют еще раз с изменением в ней порядка слов. Такое очень трудное и ответственное выступление нужно организовать так, чтобы до зрителей дошли допущенные в диалогах физические неточности. В противном случае спектакль приобретет отрицательный эффект.

Если учащиеся не смогли подготовить текст для выступления, то учитель (не позже чем за три недели) может предложить им варианты домашних заданий, имеющиеся в пособиях.

Занимательными представлениями, имеющими большое познавательное значение, для остроумных и смекалистых ребят должны стать конкурсы, где зачитывают отчеты о выполнении домашних заданий. Эти конкурсы должны быть самые продолжительные по времени.

Жюри оценивает работу обеих команд. Одна команда получает оценочные баллы за красочность, находчивость при исполнении, другая — за правильность, полноту ответов, активное участие всей команды в обсуждении этих ответов.

Не менее трудным, чем подготовка литературных конкурсов, является выполнение домашнего экспериментального задания. Два ученика от каждого класса, владеющие умением вести непринужденную беседу со зрителями и мастерством демонстратора, должны подготовить физические опыты по тематике вечера и четко провести их. Присутствующие должны их объяснить. Если зрители затрудняются ответить, объяснение дает сам демонстратор, привлекая зрителей по ходу своего рассказа и строя свое дальнейшее сообщение на основе ответов.

Опыты рекомендует учитель физики, которые он подбирает, учитывая следующие требования:

Опыт должен быть красивым, должен удивлять зрителей своей эффектностью. Эффектные опыты привлекают внимание учащихся и возбуждают у них ряд вопросов, которые затем следует обсудить.

Важно обеспечить наглядность и выразительность опыта. Размеры приборов и их расположение должны быть такими, чтобы со всех мест можно было наблюдать показываемые физические явления. Во время демонстрации для лучшей наглядности необходимо использовать известные приемы: подсвет, фон, проекционную аппаратуру.

Опыт должен быть убедительным и понятным всем присутствующим. Только в этом случае учащиеся смогут обсудить результаты опыта и ответить на предложенные вопросы.

— Опыт должен быть надежным, при некоторой тренировке он должен легко получаться с первого раза. В противном случае опыт становится бесполезным, приводит к потере интереса не только к этому конкурсу, но и ко всему вечеру в делом.

Сценически эффектны и очень забавны опыты-фокусы: «остановка» движения при стробоскопическом освещении, наблюдение инертных свойств тел, «перенос» предметов с помощью зеркал, наличие поверхностной пленки воды.

Еще одно домашнее задание — это подготовка выступлений по одной из тем «Физика и музыка», «Физика и спорт», «Физика и медицина», «Физика и танцы», «Физика и быт». Для каждого конкретного вечера учитель физики выбирает одну из названных тем. Этот конкурс можно назвать оригинальным, потому что в нем одинаково оцениваются физическая сущность доклада и его сопровождение, т. е. выступление артистов с эстрадным номером, иллюстрирующим идеи, изложенные в докладе.

Идею включить в вечер по физике такой оригинальный конкурс и его тему подсказал доклад известного советского физика Я. И. Френкеля, с которым он выступил в Ленинградском физикотехнологическом институте и который затем был напечатан в сборнике «Физики продолжают шутить» в 1968 г. Доклад назывался «О квантовой теории танца». Как указывает автор, танцы должны изучаться частью теоретической физики—механикой. Далее автор исследует характер движений, выполняемых парами, с использованием понятий и законов квантовой механики. Доклад иллюстрировался танцующей парой.

При подготовке вечера по динамике мы предложили учащимся написать и выступить на вечере с докладом «Механическая теория танца». Основные идеи сообщения надо было проиллюстрировать в танце. Результат превзошел все ожидания. Учащиеся, используя понятия и законы классической механики, дали юмористическое описание популярных массовых танцев, весело показали их, усиливая негативные стороны некоторых танцоров. Их выступления прошли с большим успехом.

Так родился и остался в программах вечеров по физике оригинальный конкурс.

Темы докладов менялись, и соответственно менялись иллюстрации к ним: например, на вечере по оптике ученики разыгрывали сценки посещения больными стоматолога и окулиста со всеми вытекающими переживаниями и эмоциями. Докладчики рассказывали о тех зеркалах, которые данные врачи применяют при лечении больных, и при этом объясняли, как правильно надо их использовать: где расположить и как осветить.

На вечере, посвященном механической энергии и работе, учащиеся выступили в роли спортивных комментаторов, которые вели репортажи о прыжках в высоту с хместа и с разбега. В первом докладе с помощью несложных расчетов сравнивалась сила мышц ног, развиваемая при прыжке, и масса человека, которую можно при этом поднять; во втором — энергия разбега и энергия прыжка. Оба комментатора заканчивали свои сообщения полезными советами.

Эти советы, опирающиеся на законы физики, помогают спортсменам правильно распределять свои усилия для улучшения спортивных достижений в прыжках. Доклад иллюстрировался изменением положения тела при подготовке к прыжку и при его выполнении (подобно замедленной киносъемке).

На вечере по теме «Электромагнитные волны» ученики рассказывали и демонстрировали ускоренную и замедленную запись звука на магнитную ленту, двойную и тройную запись без стирания предыдущих, объясняли и показывали светомузыку. Под эти фонограммы «солисты» пели голосами Буратино и популярных артистов.

На вечере по кинематике слушали тексты о «зарытых кладах» и искали их, а на вечере о строении веществ смотрели коллективные упражнения с воздушными шарами, с помощью которых учащиеся демонстрировали статические и динамические модели молекулярных структур льда, воды и водяного пара в атмосфере.

Эти веселые эстрадные представления помогают поддерживать на вечере праздничную атмосферу; учащиеся готовят их с большим настроением и, как показывает опыт, проявляют максимум творчества, сил и энергии. Учитель только консультирует, направляет и подсказывает, как физически грамотно описать проявление того или иного закона физики.

Разминка. Она проводится с помощью трех вопросов или заданий, заранее подготовленных каждой командой. Эти задания и вопросы должны быть краткими, оригинальными, неожиданными, для чего наиболее подходят физические парадоксы. Отличительной особенностью таких задач может явиться некоторая неожиданность в ответе.

За десять дней до состязания учитель сообщает учащимся тему разминки, которая проходит более оживленно, если форма постановки вопросов разнообразная. Поэтому одновременно учитель указывает, каким должен быть вопрос и ответ (опыт, рисунок, загадка), подчеркивает, что вопросы и задания должны отличаться оригинальностью, необычностью, отражать явления природы, знакомить присутствующих на состязании с разнообразными применениями законов физики в технике, с интересными фактами. Команды, задающие вопросы, должны подобрать и проверить заранее приборы и материалы, а схемы и рисунки вычертить на больших листах бумаги.

В подборе вопросов и заданий разминки участвуют, как правило, четыре ученика; учитель лишь руководит этой подготовительной работой, определяет общий характер вопросов и их направленность, рекомендует литературу для дополнительного чтения.

Накануне вечера учитель (наедине с каждой командой) обсуждает вопросы и задания, а также ответы на них. Если команды по каким-то причинам не смогли подготовить вопросы, для разминки на уровне предъявляемых к ним требований, то учитель рекомендует им свои материалы.

Так, в фантастическом романе современного писателя Курта Воннегута «Колыбель для кошки» преступный изобретатель создает новую форму льда — лед-девять, температура отвердевания которого 46 °С.

«Предположим,— объясняет один из героев романа,— что тот лед, на котором катаются конькобежцы и который кладут в коктейли (мы можем назвать его лед-один), представляет собой только один из вариантов льда. Предположим, что вода на земном шаре всегда превращается в лед-один, потому что ее не коснулся зародыш, который бы направил ее, научил превращаться в лед-два, лед-три, лед-четыре. И предположим, что существует такая форма льда (назовем ее лед-девять) — кристалл, твердый, как этот стол, температура отвердевания которого из-за дополнительного отвода теплоты при кристаллизации повысилась до 46 °С».

Изобретатель льда-девять получает власть над миром. Он уверен, что если только бросить кусочек льда-девять в море, то от этого зародыша начнется кристаллизация, замерзнет вся вода на Земле и наступит конец света. Учитель обсуждает с учащимися вопрос: что достоверно и что противоречит физическим законам в этой схеме создания нового вещества?

На вечере, кроме названных конкурсов, можно проводить еще три-четыре без домашней подготовки. Их мы делим на два вида: конкурс-экспромт и конкурс с предварительной подготовкой.

В конкурсах-экспромтах целесообразна такая работа, за выполнением которой можно проследить и вовремя помочь участникам. В таких конкурсах хороши задания со стендовым материалом: выполнение рисунков, наклейка деталей, ответы на вопросы, текст которых находится на таблицах. Например, начертить на классной доске ход лучей в оптической системе или диаграмму изменения параметров термодинамической системы в других параметрах, отличных от заданных. В работе участвуют несколько учащихся, но не более четырех. Каждый выполняет лишь часть чертежа. Мел как эстафетная палочка переходит от одного исполнителя к другому. Зрители напряженно следят за работой. Устанавливается атмосфера напряженного труда. Каждый за правильный ответ получает один балл.

Для другого вида конкурса-экспромта заранее готовятся карточки, где на одних — рисунки, например, животных, различных марок машин, а на других — физические данные об этих объектах (скорость, мощность, масса и т. д.). Исполнитель должен совместить на стенде по горизонтали две карточки: объект и сведения о нем. В итоге составляется определенная таблица. Работа каждого участника оценивается одним баллом.

Очень популярна и познавательна детская электрифицированная настольная игра «Проверь ответ». В ее комплект входят панель с электрическими контактами, два проводника с наконечниками, источник тока и набор рисунков с вопросами к ним. Играющий касается наконечниками проводников рисунка и текста. Если лампочка вспыхивает, то ответ верен.

Такая форма игры может быть использована в тех же конкурсах-экспромтах; учащиеся заранее наклеивают на большой вертикальный стенд рисунки, фотографии и отдельно — карточки с некоторыми данными к ним. Рисунки и карточки расположены в некотором беспорядке относительно друг друга. Под каждым рисунком и текстом выводятся электрические контакты (металлические пластинки), соединенные на обратной стороне стенда проводниками. В верхней части стенда укреплена маловольтная лампочка, которая одним проводником соединяется с полюсом источника тока. Два других контактных провода (от лампочки и источника тока) выведены на переднюю панель стенда: один — под рисунком, другой — под текстом. Такой конкурс-экспромт проводится следующим образом.

Учитель читает текст и одновременно касается проводником электрического контакта под ним. Один из членов команды (соблюдается определенная очередность) выходит к стенду и сам присоединяет второй проводник к контакту под рисунком. Если лампочка вспыхивает (отвечающий правильно совместил текст и рисунок), команда получает один балл. Затем учитель читает следующий текст, а свой ответ проверяет ученик другой команды (команды соперников). Правила игры разрешают делать играющей команде только одну попытку. Если ответ неверен, то вторая попытка представляется другой команде. И эта команда вновь получает победные баллы.

Для конкурсов-экспромтов интересны стендовые конкурсы- рассказы. Например, на классной доске требуется построить график изменения координаты движущегося тела в зависимости от времени. Учитель читает текст, а участники (по одному от команды) строят требуемые графики.

Материал для конкурсов-экспромтов подбирает учитель физики. При этом он может использовать задачники по физике и различного вида справочники, например Енохович А. С. Справочник по физике и технике.— М.: Просвещение, 1989.

В конкурсах с предварительной подготовкой участникам предлагаются экспериментальные задачи по определению некоторой зависимости, например КПД наклонной плоскости от угла ее наклона, развиваемой мощности от скорости при подъеме человека по лестнице, изменение выигрыша в силе при работе с длинными лезвиями ножниц для раскроя ткани; по определению кинематической или электрической схемы «черного ящика» и параметров элементов этой схемы; задачи на исследование по распознаванию веществ для физико-химических конкурсов.

Два ученика от каждой команды получают на вечере карточки с одинаковыми заданиями. В зале установлены столы с заранее подобранным оборудованием. На выполнение отводится 20 мин, а в это время проводится конкурс-экспромт. Затем участники конкурса отчитываются о его выполнении. Каждый за правильный ответ получает один балл.

Как правило, физический вечер состоит из двух отделений- Открывает вечер учитель физики. В своем кратком вступительном слове он подводит итоги изучения темы и приглашает всех принять активное участие в финальном торжестве, посвященном этому знаменательному событию. Команды и жюри занимают специально выделенные места. Учитель представляет учащимся членов жюри и капитанов команд. Команды знакомят присутствующих со своими эмблемами, выбранными девизами, объясняют мотивы сделанного выбора. Выбранный девиз должен быть не только изречением, выражающим руководящую идею поведения команды во время состязания, но и кратким именем команды. Последнее поможет учителю руководить ходом встречи.

Первое отделение начинается разминкой команд. Подобранные к разминке вопросы задаются членами соревнующихся команд поочередно; на обдумывание отводится 30 с, а затем заслушиваются ответы. После каждого ответа команда, задававшая вопрос, оценивает его правильность и при необходимости сообщает верный ответ или свой вариант ответа.

Разминка — это конкурс, который приводит соревнующихся в состояние боевой готовности, и поэтому здесь важен темп. Темп, заданный разминкой, определяет ритм всего состязания. Итак, сначала идет вопрос, затем обдумывание (соблюдать регламент обязательно), затем ответ, краткая оценка этого ответа членом команды, предложившим вопрос, и этот цикл снова повторяется, но уже для другой команды.

В этом конкурсе жюри оценивает результаты работы обеих команд (по три балла каждой команде). Команда, ответившая правильно, за каждый вопрос получает по одному баллу. За оригинальность вопроса соперники также получают один балл за каждый вопрос.

Во время разминки учащиеся готовятся к экспериментальному конкурсу, который проводится сразу после нее. Затем идут один- два конкурса-экспромта. Первое отделение заканчивается литературным конкурсом.

Новый конкурс учитель открывает небольшим вступлением, в котором объясняет цель его проведения, т. е. в чем состоит физическая сущность рассматриваемых явлений, каковы главные идеи конкурса, что знают ученики, каковы элементы новизны, каковы ожидаемые результаты. Затем проводится сам конкурс, и сразу после его окончания жюри оценивает результаты работы и комментирует свое решение. Первое отделение заканчивается, каи правило, просмотром домашнего задания одной команды, а второе отделение начинается просмотром домашнего задания другой команды. Затем приглашаются ученики для выполнения исследовательского задания. Во время их работы команды участвуют в конкурсе-экспромте.

После отчетов идут конкурсы: оригинальный и коллективный (конкурс болельщиков). Заканчивают вечер конкурсом капитанов, подведением итогов состязания и награждением победителей.

В заключение еще раз подчеркнем некоторые положительные моменты систематически проводимых вечеров-соревнований и их конкурсов.

Учебные конкурсы имеют свои особенности. Первое — во время их проведения не следует участвующих четко делить на команды и их болельщиков; любой учащийся может дополнить ответ или заменить его полностью. Второе — для выполнения задания ведущий может приглашать любого учащегося. Третье — жюри после конкурса сообщает присутствующим правильные полные ответы на поставленные вопросы. Как показал опыт, такая информация способствует усвоению фактических знаний по предмету особенно для тех учащихся, которые по каким-то причинам не сумели добиться этого на уроках. Оценочные баллы могут быть объявлены жюри спустя два-три конкурса.

Эффект вечеров-соревнований состоит из трех частей.

Первая часть — большая подготовительная работа, проводимая учащимися. Опыт систематического проведения таких вечеров показал, что они стимулируют учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предмета.

О проведении очередного вечера-соревнования заранее извещают красочным плакатом в вестибюле школы, призывая всех желающих принять участие в подборе и подготовке конкурсных заданий.

На одном из первых уроков какой-либо темы учитель сообщает, что одним из видов контроля знаний, приобретенных по этой теме, станет вечер. И когда ученики начинают подготовку к соревнованию в знаниях, то они стремятся глубже понять сущность изучаемого, читают дополнительную литературу. Так подготовка к вечеру значительно повышает интерес к физике. В это время учащиеся часто обращаются к учителю и своим товарищам. Они просят еще раз объяснить ранее изученный, но по каким-либо причинам непонятый материал. Такая работа способствует усвоению знаний, углублению и значительному расширению их. Так подготовка к вечеру-соревнованию становится источником новых знаний.

В этот период решается ряд воспитательных задач. Школьникам известно, что успех соревнования зависит от слаженности в работе команды. Так рождаются новые связующие нити в дружбе, коллективизме, товариществе. У каждого члена команды есть дублер. Лучшие учащиеся класса, вошедшие в команду, занимаются подготовкой своих дублеров. Особенно много трудятся в это время члены жюри. Не обладающие большими и глубокими знаниями по физике (напомним, что лучших учащихся всегда выбирают в основной состав команды), они стремятся подготовить себя так, чтобы справедливо и верно определить оценочные баллы выполнения конкурсных заданий. Чтобы быть объективными в споре, который может возникнуть при подведении итогов, нужно глубоко знать предмет. Это понимают учащиеся, которые выбираются в члены жюри, поэтому они активнее начинают заниматься предметом. Таким образом, вечера-соревнования становятся итогом большой творческой и воспитательной работы всего коллектива; они способствуют развитию у учащихся чувства ответственности за порученное дело, повышают их желание достигнуть того уровня знаний, который может обеспечить помощь своему товарищу во время состязания.

Вторая часть — сам вечер. Вечер-соревнование — это новая форма внеклассной работы по предмету, которая, на наш взгляд, меньше других освещена методической литературой, но тем не менее разнообразит виды проведения внеучебных занятий, делает вечера интересными и занимательными. На таких вечерах учащиеся учатся творчески мыслить, быстро ориентироваться в новых ситуациях, находить правильные и остроумные ответы. Для слабоподготовленных учащихся такие вечера могут стать первыми шагами на пути к овладению физикой. Их систематическое проведение вызывает у учеников интерес к следующей теме, в конце которой также состоится соревнование и где они захотят выступить лучше, чем на предшествующем, и принести команде больше очков. Такие вечера служат дополнительными средствами оживления учебного материала.

Наши наблюдения показали, что вечера-соревнования проходят при максимальной активности умственной деятельности учащихся; они все без исключения стремятся понять и осмыслить конкурсные задания. Большинство учащихся мысленно дают ответы, затем сравнивают свое мнение с ответом выступающего, ожидают и заслушивают с большим интересом рецензию жюри и те пояснения, которые дает учитель к ответу, проверяют себя, возвращаясь еще раз к конкурсным заданиям и к ответам на них, что способствует дальнейшему углублению знаний.

Третья часть положительного эффекта заключается в том, что учащиеся долго обсуждают итоги вечера, уточняя физический смысл заданий, принесших им как победные баллы, так и горечь поражения. Они долго живут этим событием, окруженные приподнятым настроением, ожидают и с повышенным интересом готовятся к участию в новых вечерах. Об этом напоминают стендовые отчеты, фотомонтажи, бюллетени, плакаты-поздравления.

Вечер-соревнование — это такое событие, которое не заканчивается одним днем. Долго после встречи учащиеся обсуждают смысл заданий, разделяя знания на те, что принесли им победные очки, и на те, из-за отсутствия которых они получили поражение. Многие учащиеся потом упорно пытаются наверстать упущенное и пополнить свои знания более глубоким изучением предмета.

Все вечера-соревнования, сценарии которых ниже приведены в данной книге, могут непосредственно проводиться и на уроках, где, мы надеемся, эти материалы помогут учащимся глубже осмыслить содержание многих разделов и тем по физике.

СОДЕРЖАНИЕ, ПОДГОТОВКА И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ВЕЧЕРОВ ПО ФИЗИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ

I. НЕВЕРОЯТНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Перечислим некоторые задачи, которые должны выполняться при изучении кинематики, и дадим рекомендации к конкурсам, составленным в соответствии с этими задачами.

Так как основная задача механики определяет умения учащихся находить положение материальной точки в пространстве в любой момент времени, то один из конкурсов данного вечера посвятим проверке того, как учащиеся умеют составлять описание положения тел в пространстве и понимать такие тексты. Занимательность такому конкурсу может придать следующая форма его проведения: одна команда заранее прячет какой-либо предмет, который условно назовем клад, и составляет описание его местонахождения, а другая команда по этому описанию его находит.

Другой конкурс посвятим выбору тела отсчета. Человеку, живущему на Земле, более привычно абсолютизировать ее в качестве системы отсчета. Но в ряде задач более целесообразно будет выбрать систему отсчета, связанную с телом, движущимся относительно Земли. Это значительно упрощает решение многих задач. Чтобы сделать такой рациональный выбор, надо быть находчивым человеком. Этим качеством более всех в команде должен обладать ее капитан, которому можно дать это задание, а соревнующимся соответственно можно предложить нарисовать траекторию движущегося тела в разных указанных в условии системах отсчета, вычислить скорость, с которой движется тело относительно заданной системы отсчета. Такие задания наиболее подходят для разминки.

Наиболее интересна та часть кинематики, где с помощью ее законов изучается движение реальных земных объектов, например полет птиц, передвижение животных, человека и транспортных средств. Хорошим материалом для такого конкурса является составление таблицы средних скоростей движения представителей животного мира. Здесь же может быть очень занимателен конкурс-соревнование по бегу, если предварительно выяснить у участников, какую среднюю скорость они могут развить на той или иной дистанции. Так как в спорте при установлении рекордов, как правило, фиксируют время, за которое бегун проходит свою дистанцию, то все школьники, участвуя на уроках физкультуры в беге, хорошо знают время своего рекорда, но вопрос к школьникам о их средней скорости бега на конкретной дистанции оказывается не так-то прост; поэтому при проведении соревнования по бегу зададим учащимся именно такой вопрос.

Для экспериментального конкурса выберем прибор стробоскоп. Заранее подготовим с ним опыты и объясним эффект «остановки» движения.

Хороший материал для очередного конкурса — построение графиков.

Существуют различные способы описания движения точки в пространстве. Графический способ обладает некоторым преимуществом перед аналитическим, а именно наглядностью. В кинематике для прямолинейного движения строят графики зависимости от времени таких величин, как координаты точки, длины пройденного пути, а также проекции перемещения, скорости и ускорения на координатную ось. Наглядность этих графиков позволяет сразу оценить характер движения.

Вечер по кинематике не может обойтись без занимательных путешествий. В качестве домашнего задания можно предложить каждой команде придумать по одному невероятному путешествию и описать его в форме рассказа или сказки; в текст можно включить вопросы по физике, инсценировать их, во время спектакля задать зрителям вопросы и выслушать ответы, а затем их оценить. Именно это конкурсное задание дало название вечеру — «Невероятные путешествия».

В результате такого отбора материала определилась программа вечера.

Программа

Первое отделение

1. Разминка «Движение и наблюдатель».

2. Конкурс «Старт и финиш».

3. Конкурс «Донесение».

4. Конкурс «Любители животных».

5. Проверка домашнего задания одной из команд — «Волшебная сказка с физическими вопросами».

Второе отделение

6. Проверка домашнего задания другой команды — «Загадки движения».

7. Конкурс «Кладоискатели».

8. Конкурс «Опыты со стробоскопом».

9. Песенно-литературный конкурс.

10. Конкурс капитанов «Прогулка с мячом».

Этому вечеру предшествует определенная подготовительная работа, описание которой дадим согласно видам деятельности учащихся.

 

 
 
 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика