Анатомия человека - с основами динамической и спортивной морфологии (Иваницкий) 1985 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Допущен Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР в качестве учебника для студентов институтов физической культуры
В учебнике кроме анатомических данных включены материалы по возрастной, конституциональной и спортивной морфологии, половому диморфизму, основным анатомо-антропометрическим методам исследования и методам обработки научной информации.
© «ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ» МОСКВА 1985
Авторство: Иваницкий М.Ф. Под редакцией проф. Б. А. Никитюка (отв. редактор), проф. А. А. Гладышевой, проф. Ф. В. Судзиловского
Формат: DjVu Размер файла: 12.4 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 4
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Введение в анатомию. 7
Предварительные замечания —
Оси и плоскости тела человека. Асимметрия строения 14
Органы, системы и аппараты органов 15
Клетки и ткани. 16
Развитие организма 39
ГЛАВА ВТОРАЯ. Учение о костях и их соединениях. 42
Общая часть —
Скелет туловища. 56
Череп. 66
Скелет верхней конечности 80
Скелет нижней конечности 90
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Учение о мышцах 105
Общая часть.
Мышцы верхней конечности 126
Мышцы нижней конечности 149
Мышцы туловища и шеи. 170
Дыхательные мышцы 186
Мышцы головы. 192
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Учение о внутренних органах. 198
Общая часть
Пищеварительная система 201
Дыхательная система. 220
Мочеполовая система. 227
ГЛАВА ПЯТАЯ. Учение о сердце и сосудах. 241
Общая часть —
Сердце. 245
Сосуды большого круга кровообращения 249
Сосуды малого (легочного) круга кровообращения 270
Лимфатическая система и органы иммуногенеза. —
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Учение о нервной системе 280
Общая часть.
Центральная нервная система 283
Периферическая нервная система 310
Вегетативная (автономная) нервная система 328
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Учение об органах чувств. 334
Общая часть.
Орган зрения —
Преддверно-улитковый орган 341
Орган обоняния. 346
Орган вкуса
Общий покров тела. —
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Учение об органах внутренней секреции 350
Общая часть.
Шишковидное тело. 352
Гипофиз 353
Щитовидная железа 354
Паращитовидные железы
Эндокринная часть поджелудочной железы (островки поджелудочной железы). 355
Надпочечник. 356
Хромаффинная система 357
Внутрисекреторная часть половых желез —
Роль эндокринных желез в регуляции мышечной деятельности 358
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Возрастная морфология —
Предварительные замечания.
Основные этапы онтогенеза, их особенности и периодизация 361
Интегральные показатели биологического возраста. 364
Акселерация развития и факторы онтогенеза. 370
Частные показатели биологического возраста 373
Биологический возраст, двигательный возраст и двигательные качества 377
Прогнозирование сроков полового созревания, дефинитивных размеров тела и развития двигательных качеств 379
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Конституциональная морфология и половой диморфизм 382
Конституциональная морфология
Половой диморфизм. 400
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. Общая динамическая морфология 405
Предварительные замечания. —
Схема анатомического анализа положений и движений тела 407
Морфокинезиологический анализ верхней конечности 417
Морфокинезиологический анализ нижней конечности 422
Смещение сердца, диафрагмы и внутренних органов при различных положениях тела 429
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. Частная динамическая морфология 436
Анатомическая характеристика положений тела. —
Предварительные замечания. —
Анатомическая характеристика поступательных движений тела 453
Предварительные замечания. —
Анатомическая характеристика вращательных движений тела 480
Предварительные замечания. —
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ. Морфологическое обеспечение массовой физической культуры и спорта (спортивная морфология). 485
Общетеоретические основы учения об адаптации 488
Адаптация к физическим нагрузкам систем исполнения движений 495
Адаптация к физическим нагрузкам систем обеспечения движений 501
Адаптация к физическим нагрузкам систем регуляции движений 506
Роль морфофункциональных показателей при спортивном отборе 509
Основные положения спортивной морфологии. 511
ПРИЛОЖЕНИЕ I. Понятие об антропометрии 517
ПРИЛОЖЕНИЕ II. Морфологическая характеристика спортсменов некоторых специализаций 531
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 539
Скачать бесплатный учебник СССР - Анатомия человека - с основами динамической и спортивной морфологии (Иваницкий) 1985 года
СКАЧАТЬ DjVu
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пятое издание учебника «Анатомия человека» юбилейное. Оно посвящено 90-летию со дня рождения его автора, выдающегося советского ученого в области функциональной и спортивной анатомии Михаила Федоровича Иваницкого, и выходит в свет через 20 лет после последнего, четвертого, издания. Причина такого внимания к трудам ученого не только в том, что они послужили основой анатомической подготовки ряда поколений студентов высших и средних учебных заведений, будущих тренеров и учителей физической культуры, и стали библиографической редкостью. Главное в том, что М. Ф. Иваницкий — создатель оригинальной системы преподавания анатомии. Творчески развивая идеи П. Ф. Лесгафта, Н. И. Пирогова, И. М. Сеченова и И. П. Павлова, он с новых, принципиальных, позиций подошел и к созданию учебника по анатомии.
Главный принцип этой системы — функциональность, динамичность: рассмотрение анатомических фактов сквозь призму особенностей двигательной деятельности. Так возникла динамическая анатомия, включенная М. Ф. Иваницким в учебный курс анатомии человека. Принцип динамичности потребовал изучения анатомии мышц в связи с движениями тела, которые они производят. Топографо-анатомический подход, признанный в медицинской анатомии ведущим при описании мышечной системы, отошел на второй план, хотя в некоторых случаях он также используется.
Второй принцип — комплексность подхода с использованием данных макро-, макромикро- и микроскопической анатомии. Поэтому вслед за характеристикой костной или поперечнополосатой мышечной ткани в главе «Введение в анатомию» дается описание макромик- роскопических конструкций, а вслед за нервной тканью (там же) рассматривается внутриствольное строение нервов и их оболочек. Включение в курс анатомии материалов о строении клеток и тканей, соединение этих данных со сведениями о конструкции органов (вопросы цитологии и гистологии) не самоцель, а способ углубленного познания макромикроскопических компонентов тела человека.
Третий принцип — большое внимание к теоретическим и общеметодологическим вопросам. Свидетельство этому — наполненные глубоким содержанием вводные замечания по каждому из разделов анатомии, дающих описание строения тела по системам и возведенных М. Ф. Иваницким в ранг «учений». Теоретико-методологический настрой, проявившийся особенно отчетливо в главе «Введение в анатомию», по возможности сохранен в новых главах, посвященных спортивной и дифференциальной морфологии.
Как уже отмечалось, характерной особенностью разработанной М. Ф. Иваницким системы преподавания анатомии явилась динамическая анатомия как самостоятельный раздел, с одной стороны, и как сквозной принцип в рассмотрении анатомических фактов, с дру
гой. При этом М. Ф. Иваницкий видел место динамической анатомии вслед за описанием строения опорно-двигательного аппарата. Накопленный за последние годы спортивными анатомами опыт, а также перспективы на будущее диктуют необходимость включения в анатомическую оценку положений и движений тела (наряду с данными о костях, суставах и мышцах) сведений о сердце, сосудах, внутренностях и т. п. Это явится логическим переходом к складывающемуся на наших глазах содержанию спортивной морфологии. Вот почему в настоящем издании учебника анатомический анализ положений и движений тела рассматривается не до, а после учений о системах обеспечения и регуляции двигательной деятельности. Придавая особое значение этому разделу, мы именуем его учением о динамической морфологии.
Динамическая, дифференциальная и спортивная морфология служат анатомо-антропологическому обеспечению современного спорта, решают важные вопросы спортивного отбора и ориентации, рационализации тренировочного процесса, оптимизации массовой физкультурно-оздоровительной работы среди населения и др.
Анатомия человека в ее приложении к физической культуре и спорту прогрессивно развивается, обогащая себя сведениями и методами смежных наук: биологии человека, антропологии, экспериментальной морфологии, генетики и др. К началу 80-х годов морфологические основы физической культуры и спорта структурно сложились в составе классического курса анатомии, динамической морфологии (анатомическая часть спортивной кинезиологии и спортивной топографической анатомии), спортивной морфологии (синтез спортивной анатомии и спортивной антропологии) и дифференциальной морфологии (соединение возрастной и конституциональной морфологии с морфологической характеристикой полового диморфизма)
Приступая к переизданию учебника М. Ф. Иваницкого, редакционная коллегия бережно отнеслась к печатному наследию ученого. Необходимость сокращения объема текста, обновления его содержания в свете достижений современной науки и введения новых разделов соответственно требованиям действующей учебной программы сделала неизбежным в части случаев изменение буквы, но не духа этого классического учебно-научного издания. По возможности сохранены оригинальные иллюстрации учебника. Как и в четвертом издании учебника, анатомическая терминология дана в соответствии с Парижской анатомической номенклатурой. Устранение из текста латинских терминов потребовало их замену русскими эквивалентами с учетом нормативного списка терминов, утвержденного VIII Всесоюзным съездом анатомов, гистологов и эмбриологов (1974 г.). Гистологические термины приведены в русской транскрипции по списку, одобренному этим съездом, с дополнениями, принятыми X Международным конгрессом анатомов в Токио (1975 г.)
В пятом издании книги главы 1—5 редактировались Б. А. Ники- тюком и А. А. Гладышевой, 6—8 — Б. А. Никитюком и Ф. В. Суд- зиловским. Главы 9, 10 и 13, а также предисловие и приложение написаны Б. А. Никитюком; главы 11 и 12 — Б. А. Никитюком
и А. А. Гладышевой с использованием материалов М. Ф. Иваницкого. Разделы по анатомии лимфатической системы и органов иммуногенеза (глава 5) написаны заново Б. А. Никитюком и А. А. Гладышевой.
Редакционный коллектив благодарит официальных рецензентов книги — профессоров В. П. Стрельникова и В. Г. Петрухина — за критический разбор рукописи книги, ценные замечания и рекомендации и выражает признательность профессору М. А. Джафарову за помощь в определении содержания глав 11 и 12, а также профессору В. Ш. Белкину за его советы по содержанию глав 9,10 и 13.
Авторы признательны всем сотрудникам кафедры анатомии и спортивной морфологии ГЦОЛИФКа, участвовавшим в подготовке учебника к изданию.
Советы и замечания читателей будут приняты коллективом с благодарностью.
Глава первая.
ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМИЮ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Анатомия человека — наука о внешней форме и внутреннем строении организма. Она изучает строение человеческого тела в связи с функцией его органов, особенностями происхождения человека и его возрастного развития, условиями труда и быта. Это касается как всего организма человека в целом, так и отдельных его систем и органов.
Ввиду того что изучение тела человека в анатомии всегда ведется с учетом выполняемой им и его отдельными органами функций, наименование «функциональная анатомия» в наибольшей мере соответствует содержанию современной анатомии человека. Лишь будучи связаны с жизнедеятельностью организма, с функцией, те или иные анатомические данные становятся полноценными и представляют интерес для специалиста в области физического воспитания.
Слово «анатомия» означает расчленение, рассечение и происходит от греческого слова «anatemno» — «рассекаю». Таким образом, название этой науки произошло от наименования одного из ее методов исследования. В течение долгого времени метод рассечения являлся единственным для изучения строения тела человека. Он широко используется и в настоящее время. Наряду с этим методом современная анатомия располагает многими другими методами исследования. Поэтому само название науки «анатомия» — «рассечение» теперь может быть принято в расширенном толковании слова, а именно: рассечение возможно не только ножом или лучом (например, рентгеновскими лучами), но и мыслью. Это подтверждается выражением: «Рассекая ножом, рассекайте мыслью» (П. И. Дьяконов).
Задачи анатомии и ее связи с другими науками. Изучение анатомии направлено на решение многих задач, среди которых следует выделить воспитание материалистического мировоззрения, подготовку к восприятию других медико-биологических наук (физиологии, медицины), овладение знаниями, навыками и умениями, необходимыми в профессиональной деятельности. Анатомия, как предмет научного исследования, выясняет особенности строения организма на разных уровнях организации живой материи — от изучения тела в целом до раскрытия закономерностей строения клетки и ее составных частей.
Интересы анатомии соприкасаются с вопросами, решаемыми другими науками, в первую очередь физиологией, генетикой и антропологией. Краеугольное положение материалистической диалектики о единстве структуры и функции раскрывается в исследовании как структур (анатомами), так и функций (физиологами). Генетика, изучая наследственность человека, раскрывает законы роста и развития,
определяемые наследственностью и влиянием внешней среды. Хотя интересы антропологии направлены на изучение многообразия проявлений не только структур, но и функций организма, традиционно первые остаются для нее основным источником информации как о современных, так и об ископаемых людях. Пограничный раздел анатомии и антропологии, выясняющий формы изменчивости структур тела человека и определяющие ее факторы, называется анатомической антропологией.
Методологические основы анатомии. Анатомия человека принадлежит к биологическим наукам, то есть к наукам, изучающим жизнь, жизненные процессы организмов (bios — жизнь). Как биологическая наука она использует для объяснения наблюдаемых явлений, для построения гипотез и теорий, для обобщения фактического материала законы развития и законы жизни, присущие всем живым организмам.
Среди всех живых существ человек наиболее сложное существо. Принципиальное отличие его составляют не физические особенности строения, а причины этих особенностей: социальный характер жизни, труд и членораздельная речь. Такйе биологические явления, как естественный отбор, борьба за существование, в процессе становления человека занимали все более и более подчиненное место по сравнению со складывающимися между людьми производственными отношениями. От условий труда, от производственных отношений зависят условия жизни, физическая природа человека, особенности строения и функций его организма. Поскольку условия труда определяются социальными законами, последние имеют первенствующее значение для человека.
Естественно, что социальные и биологические факторы, обусловливающие особенности эволюции физических, материальных свойств человеческого организма, неразрывно связаны между собой, причем законы общественной жизни не уничтожают биологические законы. Основные жизненные процессы (обмен веществ, рост, размножение, движение, способность воспринимать раздражения и реагировать на них), протекающие во всяком живом существе, имеют место и в человеческом организме, что позволяет использовать биологические законы при изучении человеческого тела.
К. А. Тимирязев писал, что «каждая органическая форма есть результат воздействия на нее не только современных ей условий, но и всех неисчислимых условий, действовавших на несметные ряды форм, из которых она произошла». Это обстоятельство позволяет рассматривать каждую форму «как процесс, как нечто не просто от века существующее, а непрерывно образующееся»*. Поэтому при изучении анатомии человека для понимания формы и строения его тела используются факты, касающиеся процесса развития вида — его филогенеза (phylon — род, genesis — происхождение), а также развития отдельного человека, начиная от зарождения и кончая смертью, — его онтогенеза (ontos — сущий, genesis — происхождение). Для этого понимания анатомия человека учитывает данные
* К. А. Тимирязев. Соч., т. VIII, 1939, стр. 69.
смежных наук, главным образом сравнительной анатомии и эмбриологии (embryo — зародыш, logos — наука). Изучая анатомию животных с помощью метода их сравнения и развитие человеческого эмбриона, можно понять тот путь, по которому идет формирование того или иного органа и всего организма в целом.
Человеческий организм представляет собой единое целое, в котором все отдельные системы и органы развиваются и функционируют во взаимной зависимости и обусловленности. В качестве примера сложной взаимосвязи органов живого человеческого тела можно привести связь между двигательным аппаратом и нервной системой. Двигательный аппарат посылает раздражения в центральную нервную систему, а центральная нервная система регулирует работу двигательного аппарата. Однако во всяком взаимодействии необходимо выделить ведущее звено. Этим звеном в человеческом организме, как и в организмах других живых существ, является нервная система, которая, с одной стороны, осуществляет связь организма с окружающей его внешней средой, с другой, находясь в анатомической и функциональной связи со всеми системами, со всеми органами, со всеми тканями и клетками организма, обеспечивает его существование как единого целого.
Основой «мыслящей», «думающей» анатомии служит каузальный подход — выяснение причин и проявлений изменчивости организма в связи с функцией и другими факторами.
Факторы изменчивости организма. Систематизируя все факторы, определяющие физическую природу человека, и рассматривая их в последовательном порядке, надо отнести к ним в первую очередь все то, что связано с внутриутробным развитием организма. К этой группе факторов причисляют те особенности, которые передаются человеку по наследству и с которыми он рождается.
К этим факторам принадлежит также возраст. Все органы человеческого тела — одни в большей, а другие в меньшей мере — подвержены возрастным изменениям. При этом одни органы развиваются быстрее, чем другие, одни стареют раньше, а другие позднее. Возрастные изменения отличаются большой сложностью и далеко выходят за пределы общего схематизированного описания строения человеческого тела.
Следующим фактором является пол. Половые особенности в той или иной степени проявляются в строении всех органов, но в наибольшей мере они касаются органов малого таза.
Наконец, к факторам изменчивости организма относятся социальные условия жизни человека, условия его труда и быта. Болезнетворные процессы, если они имеют место, тоже влияют на анатомические особенности и на функцию того или иного органа. Таким образом, у каждого отдельного человека индивидуальные колебания в строении его органов так же бесконечно разнообразны, как разнообразны комбинации перечисленных основных факторов.
Для специалистов по физической культуре и спорту особый интерес представляют те изменения в организме, те особенности формы, строения и связанной с ними функции, которые происходят под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.
Методы исследования. Анатомия применяет широкий арсенал методов исследования. Детали строения изучаются на мертвых объектах: трупах, извлеченных из организма органах, кусочках органов или тканей, взятых прижизненно в ходе биопсии (биоптатах крови, костного мозга, мышц и др.). При работе на трупе используются методы послойного рассечения тканей с последующей препаровкой (выделением) структурных компонентов, подлежащих изучению. Для облегчения этой работы и предохранения препарата от гниения его фиксируют специальными растворами, чаще всего слабым раствором формалина. Кровеносные и лимфатические сосуды, протоки желез хорошо выявляются при их предварительном заполнении застывающими массами (метод инъекции). Можно удалить окружающие мягкие ткани, подвергнув препарат действию кислоты. Тогда остается слепок образований, заполненных инъекционной массой (метод коррозии).
Изучение анатомии живого человека требует использования относительно безвредных методов исследования. С этой целью применяются рентгеновские лучи и ультразвук (методы рентгенографии и ультразвуковой эхо-локации). При этом дифференцируются органы, обладающие различной пропускной способностью по отношению к данным физическим агентам. Началом рентгенологических исследований в анатомии послужило применение в 1895—1896 гг. анатомами П. Ф. Лесгафтом и В. Н. Тонковым и физиком П. Н. Лебедевым (независимо друг от друга) лучей Рентгена для выявления костей кисти. Сегодня наряду с обычными приемами рентгенографии и рентгеноскопии существуют кинорентгенография, микрорентгенография, электрорентгенография, цветная рентгенография, ЭВМ-томография. Большими перспективами обладает метод ядерно-маг- нитного резонанса, который используется для изучения мягких тканей.
К числу наиболее широко распространенных относятся методы антропометрии и антропоскопии, позволяющие определить общие (тотальные) и частные (парциальные) размеры тела (продольные, поперечные, обхватные) и толщину кожно-жировых складок, оценить в условных единицах (баллах) выраженность признаков, не подлежащих метрическим измерениям (например, вторичных половых признаков — развитие волосяного покрова, форму и размеры молочной железы у девочек, форму гортани у мальчиков). Современная микроскопическая анатомия и гистология используют методы избирательного окрашивания отдельных структур, жиров, ферментов и т. п. на срезах тканей толщиной в несколько микронов с последующим изучением этих препаратов под микроскопами, дающими увеличение объектов в сотни или тысячи раз. Наряду со световой микроскопией существует электронная, позволяющая увеличить изображение в десятки и сотни тысяч раз. С ее помощью изучается строение клетки и ее компонентов.
ВСЁ ДЛЯ ВУЗОВ И ТЕХНИКУМОВ, Спортивная медицина, Анатомия, Автор - Иваницкий М.Ф., Для институтов физической культуры